Что такое эмпирический опыт
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Эмпиризм в философии: понятие и основные идеи
Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.
Что такое эмпиризм?
Эмпиризм — это одно из направлений теории познания, согласно которой чувственный опыт является единственным источником познания. Термин «эмпиризм» происходит от греческого слова «empeiria», в переводе означающего «опыт», а понятие «эмпиризм» возникло в Новое Время.
Сторонники этого философского направления признавали приобретенный человеком при помощи органов чувств личный опыт важнейшим и основным источником истинных и достоверных знаний. Мышлению эмпирики отводили сугубо второстепенную роль, сводя его функции лишь к комбинированию и обработке полученных благодаря чувственному познанию сведений. В историческом плане эмпиризм тесно связан с концепцией «чистого листа», сторонники которой считали разум людей изначально «пустым», но наполняемым в течение жизни с помощью получаемого опыта.
Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.
Формы эмпиризма
Философы выделяют две формы эмпиризма, отличия в которых основываются на различных толкованиях термина «опыт». К ним относят:
Основные идеи эмпиризма
Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.
Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона
Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал стремление к счастью и его достижение первостепенными целями в жизни любого человека. Для их достижения, по мнению Бэкона, люди должны сначала отрыть законы природы, а затем подчинить ее себе. К тому же, именно он разработал теорию элиминативной индукции и стал автором целого ряда научных трудов, включая книги «Опыты политические и моральные» и «Новая Атлантида».
К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):
Концепция Т. Гоббса
Подходы и взгляды Ф. Бэкона, касающиеся методологии эмпиризма, воспринял его соотечественник Томас Гоббс (1588–1679 гг.), написавший известный многим трактат «Левиафан». Гоббс определял философию как дисциплину, призванную оказывать практическую пользу людям, оставаясь при этом независимой от религиозных организаций. Чувства человека Гоббс считал единственным источником познания, но при этом отрицал свободную волю. Основой его концепции стало учение о знаках, которое во многом тождественно теории Бэкона о призраках знания.
Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.
Концепция Дж. Локка
Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.
Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.
Знания Локк подразделял на:
В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.
Эмпирические воззрения Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.
Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.
На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.
Взаимосвязь эмпиризма и рационализма
Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.
Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.
Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.
Верно ли выражение «эмпирический опыт» или само слово «опыт» подразумевает его эмпирическое происхождение?
Технически, «эмпирический опыт» является тавтологией, поскольку само слово «эмпирический» происходит от греческого слова ἐμπειρία со значением «опыт». То есть получается «опытный опыт».
В начале Нового времени произошла своего рода философская революция, содержание которой состояло в том, что этот негативно оцениваемый «обыденный опыт» стал рассматриваться как источник знания, при некоторых условиях более достоверный, чем чисто интеллектуальная спекуляция. Так появилось направление в философии, называемое эмпиризмом.
Например, петербуржский философ В. Ф. Юлов в своих работах использует термин «эмпирический опыт», имея в виду именно «чувственный опыт» (который Юлов нзывает «внешним опытом», т.е. опытом постижения внешней реальности, в противоположность «внутреннему опыту»):
С другой стороны, М. А. Харунжева в кандидатской диссертации «Эмпирический опыт и его место в познавательной деятельности» разделяет «эмпирический опыт» и «опыт мыслительной деятельности»:
«Анализируя опыт с точки зрения гносеологии, следует отметить многогранность его проявлений. Если взять познавательный опыт в его самом широком плане, то в нем можно выделить два основных вида: эмпирический опыт и опыт мыслительной деятельности. Современные исследователи (Ф. Р. Анкерсмит и др.) указывают на возможность расширения зоны действия опыта на мыслительные формы. Они могут проявляться в способах работы с текстами, формировании собственного, личного стиля мыследеятельности, и все это не является содержанием теоретического мышления».
Вывод такой: использовать соответствующий термин, в принципе, можно, но лучше им не злоупотреблять. Если Вы его используете, оговаривайте, какой смысл Вы в него вкладываете. Если встречаете его у кого-то другого, проверяйте, какое определение даёт данному термину автор.
Эмпирический метод — это эмпиризм (опыт), взятый за основу при исследованиях и научном познании
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Люди, которые увлекаются чтением научной литературы, часто встречают это слово.
Студент, прогулявший почти все лекции по философии, приходит в аудиторию, слышит рассказ профессора об эмпириках и впадает в уныние.
Напрасно – это понятие при всей его внешней сложности, на самом деле, может понять даже ребенок.
Эмпирический и эмпиризм — это.
Термин эмпиризм образовался от греческого слова empeiría, которое переводится как «опыт».
Эмпирический – это явленный нам в чувствах, приходящий извне, данный непосредственно, полученный опытным путем.
Эмпиризм — это философское направление, которое зародилось в XVI веке. Именно в этот период научное мышление начало вытеснять религиозный взгляд на устройство мира.
Основоположник эмпиризма – английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, наука должна иметь исключительно практический вектор применения, а ее главная цель – подчинение природы человеком.
Наиболее радикальные сторонники эмпиризма предлагали отвергнуть бесполезное теоретизирование и признать, что наблюдение – единственный источник истинных знаний.
Эмпиризм делится на два направления:
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Эмпирический уровень научного познания — это чувственное изучение реально существующих объектов и явлений. Главная задача ученого на эмпирическом уровне – фиксация и группировка научных фактов.
Научный факт – утверждение, которое было проверено, подтверждено и описано в соответствии с определенными требованиями.
На этом уровне происходят следующие процессы:
Далее в дело вступает теоретический уровень познания, где происходит мысленная обработка информации, полученной эмпирическим путем.
Эмпирические методы исследования
Эмпирическое исследование – это набор методов, подразумевающих сбор информации, получаемой при изучении некого объекта.
Эмпирический метод — это способ научного познания окружающей реальности опытным путем.
Выделим основные эмпирические методы исследования.
Наблюдение — как основа эмпиризма
Метод, который заключается в целенаправленном восприятии, фиксации поведения и свойств предмета исследования. Это не просто задумчивое созерцание или приятное времяпрепровождение.
Вот бабушка сидит на лавочке у подъезда, запоминает всех, кто входит и выходит. С научной точки зрения, она не занимается наблюдением. К этому процессу предъявляются жесткие требования:
Наблюдение включает в себя:
Наблюдение бывает прямое и косвенное. При прямом наблюдении изучаем сам объект, а при косвенном – эффекты от его существования.
Некоторые предметы невозможно исследовать, потому что они слишком маленькие или находятся очень далеко. Например, элементарные частицы не увидеть даже в мощный микроскоп. Но при движении они оставляют следы, которые можно зафиксировать.
Еще различают два способа наблюдения – непосредственный и инструментальный. Непосредственное наблюдение ведется при помощи органов чувств – глаз, ушей, рук, а инструментальное – с использованием технических средств – телескопов, датчиков, микроскопов.
Если вы хотите узнать больше об эмпирическом знании, смотрите это видео:
Измерение — это еще один эмпирический уровень познания
Это эмпирический метод исследования, позволяющий выяснить точные количественные характеристики изучаемого объекта.
Вот есть земной шар, он огромный. «Огромный» – это качественная характеристика, не дающая никакой полезной информации. А вот «диаметр земного шара – 12,7 тыс. километров» — это количественный параметр, который важен для науки.
Чтобы провести измерение нам понадобятся:
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямых измерениях результат определяется непосредственно – приложили циркуль, узнали радиус. При косвенных измерениях результат получается путем вычисления нужной величины.
Чтобы узнать площадь квадрата, измерим линейкой любую его сторону и умножим это значение само на себя.
Эксперимент – это эмпирическое познание наивысшей формы
Это метод исследования, при котором происходит контролируемое, целенаправленное воздействие на изучаемый предмет. Эксперимент возникает из-за нежелания ждать.
Вот ученый хочет знать, что будет, если сбросить один камень на другой с большой высоты. Ему пришлось бы провести годы в ожидании, пока нужное событие наступит. Настоящий ученый не станет терять времени. Он поднимется на возвышенность и сбросит камень вниз. Это будет экспериментом.
Эксперимент считается достоверным, если при многократном повторении он дает одинаковые результаты.
Вот мы подкинули монетку и выпал орел. Если ограничиться одним-единственным опытом, то можно сделать ошибочный вывод – монета всегда падает орлом вверх. Но проведя сотни таких экспериментов, мы придем к правильному следствию: распределение между орлом и решкой соответствует теории вероятности – 50/50.
Эксперимент – это мощный, быстрый, действенный эмпирический метод познания. Для него характерно отсутствие жалости к объекту исследования, который в процессе может быть изменен до неузнаваемости или даже уничтожен.
В этом плане наблюдение – более пассивный и гуманный способ исследования.
Эксперименты классифицируются по изучаемым объектам: химические, физические, социальные, экономические. Но также их можно разделить по целям и задачам:
Описание — это фиксация результатов эксперимента или наблюдения
Описание осуществляется с помощью естественного языка — такого, на котором написана эта статья — или формализованного искусственного языка. При этом используются графики, схемы, изображения, таблицы, диаграммы.
Проблема этого метода в его субъективности. Один и тот же предмет можно описать совершенно по-разному.
Возьмем обычного кота. Любитель котов будет рассказывать о нем в ярких красках, восхищаясь окрасом, характером, повадками. А вот у аллергика описание того же самого животного будет другим – настоящее исчадие ада.
Чтобы уйти от неоднозначности и неточности, используют такие приемы:
Описание – это метод, который тесно связан с другими способами эмпирического исследования. Нельзя говорить, что он чем-то лучше или хуже других. Все вместе – это единый цикл.
Результаты, полученные во время наблюдения или эксперимента, нуждаются в фиксации и грамотном изложении. Тогда настает время для описания.
Эмпирическое исследование в виде сравнения
Это метод познания, с помощью которого устанавливаются сходства и различия между несколькими объектами.
Есть два воздушных шара красного цвета. Один из них более красный, другой менее – скорее ближе к розовому. Или два стакана с чаем – один горячее, другой холоднее.
Сравнение помогает прийти к общему знаменателю в спорных вопросах. Гораздо проще добиться согласия, если оценивать теорию не в абсолютных значениях – правда/ложь, а в сравнительных степенях: «эта теория точнее другой подобной», «эта гипотеза проще для понимания».
Еще сравнительные степени используют, когда нет возможности перейти к прямым математическим единицам измерения. Например, в гуманитарных науках.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Четко, понятно и с юмором. Хорошая статья, спасибо!
Мало провести эксперимент и записать его результаты, нужно ещё и верно истолковать полученный результат, а то ведь раньше учёные думали, что носителем тепла является теплород. К
стати, путем эксперимента нельзя установить, что выпадение орла и решки будут равны пятидесяти процентам, этот результат выходит лишь теоретически, ведь мы даже не поймём, когда следует остановить эксперимент, так, после двух бросков мы можем получить 50 на 50, а после шести тысяч бросков результат может быть 49,2 на 50,8, так что нет, здесь только теория.
А я так мебель собираю, что называется опытным путём. Когда захожу в тупик, бывает и такое, подключаю теорию в виде инструкции по сборке.
Фундаментальная наука тоже важна, тем более нам знать не всегда дано, когда фундаментальное может перейти в прикладное. Герц, открыв электромагнитные волны, считал, что они бесполезны. Как же он ошибался!
Что такое Эмпиризм
Эмпиризм — это исключительное использование опыта, без теории или рассуждений. Система, которая опирается на опыт как источник всех человеческих знаний.
Слово эмпиризм произошло от греческого εμπειρία, что означает «опыт».
Это мнение о том, что все концепции берут начало в опыте; что все понятия, которые могут быть испытаны или все рационально приемлемые убеждения или суждения являются оправданными или познаваемыми только на основе опыта.
Эмпирика — что-то, что сформировано исключительно на практике, принятие выводов в течение экспериментального метода, опыта.
Эмпирик — человек, который следует собственным опыту и исследованиям; считает опыт доминирующим способом узнать истину.
Эмпирический опыт — это в некоторой степени тавтология (повторение одного и того же), но иногда она всё же используется. «Эмпирический» — уже само по себе означает «познаваемый опытным путём». И так получается «опыт, познаваемый опытным путём». Более правильное выражение будет «эмпирический метод».
Если говорится о чём-либо эмпирическом (будь то метод или путь) — значит познаётся опытным путём, не через изучение чужих работ, например путём чтения книг.
Эмпиризм Бэкона
Сэру Фрэнсису Бэкону, которого называют отцом эмпиризма, приписывают создание и популяризацию «научного метода» исследований природных явлений.
В то время ещё со времён Аристотеля в науке доминировали дедуктивные рассуждения (метод логического мышления, как целая цепь умозаключений, при которой частный вывод происходит из более общей идеи). А Бэкон ввёл новую на то время индуктивную методологию — тестирование и уточнение гипотез путём наблюдения, измерения и эксперимента.
Разве пустыни не безводные и безжизненные? Это обоснованное предположение, но оно ограничено субъективным опытом наблюдателя и не основано на каких-либо объективных фактах, собранных о наблюдаемом.
Последователь Бэкона захотел бы проверить эту гипотезу и поэкспериментировал бы, используя при этом различные формы жизни, лишая их воды в различных условиях.
Результаты этих экспериментов позволили бы сделать более точные и разъясняющие выводы о зависимости жизни от воды.
Эмпиризм Локка
Основное утверждение эмпиризма — «Всё знание человека основывается на опыте».
Джон Локк
Английский философ Джон Локк предложил фундаментальный принцип эмпиризма: все наши знания и идеи возникают из опыта.
По мнению Локка, изначально пустая комната ума меблирована идеями двух видов. Первый: ощущения, которые мы получаем, представление о вещах, которые, как мы предполагаем, существуют вне нас в физическом мире. Второй: размышления, которые появляются у нас от нашего собственного мыслительного процесса.
Так, например, «твёрдый», «красный», «громкий», «холодный», «сладкий» и «ароматный» — всё это идеи ощущений. В то время как «восприятие», «запоминание», «абстрагирование» и «мышление» — идеи размышлений.
А такие как: «удовольствие», «сплочённость» и «существование», утверждал Локк, — это идеи, которые приходят к нам как из ощущений, так и из размышлений.
Всё, что мы знаем, всё, во что мы верим, каждая мысль, которую мы можем принять, состоит из идей, ощущений и размышлений, и ничего больше.
Мы, конечно, можем думать о том, что мы сами не испытали. Мы можем думать о динозаврах или единорогах, хотя никогда их не видели. Таким образом, Локк утверждает о первичном происхождении наших идей, об источнике их содержания.
Он различал простые и сложные идеи и признавал, что мы часто используем наши умственные способности, чтобы создавать сложные идеи, соединяя более простые компоненты.
Идея «единорога», например, может быть составлена из идей «лошади» и «одинарного спирального рога», а эти идеи, в свою очередь, составлены из менее сложных элементов.
Локк считал, что каждая сложная идея может быть проанализирована на составные части и что конечными элементами любого полного анализа должны быть простые идеи, каждая из которых получена непосредственно из опыта.
Имманентный эмпиризм
Это попытки философов описать структуру и закономерности нашего познания из сочетания отдельных впечатлений и взглядов. В истории это приводило и к полному скептицизму (например, учения Протагора из Абдер, Пиррона из Элиды или Мишеля де Монтень), и к предположению трансцендентного эмпиризма (система философа Дэвида Юма).
Трансцендентный эмпиризм
Самой типичной формой трансцендентного эмпиризма является материализм. При этом он принимает перемещающиеся в пространстве разновидные комбинации частицы материи за мир опыта (истину).
С этой точки зрения всё содержимое сознания и все законы знания изображаются как продукт взаимодействия организма с окружающей его физической средой, таким образом с помощью внешнего опыта формируется его внутренний мир.
Эмпиризм и рационализм
Спор между рационализмом и эмпиризмом касается степени, в которой мы зависим в наших попытках получить знания от сенсорного опыта (восприятия и ощущения зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и др. характера).
Рационалисты утверждают, что есть разные способы получения наших знаний независимо от сенсорного опыта.
А эмпирики утверждают, что сенсорный опыт является основным источником всех наших знаний и мировоззрений.
Рационалисты обычно развивают свою точку зрения двумя способами. Во-первых, они утверждают, что есть случаи, когда содержание наших мировоззрений или знаний опережает информацию, которую может предоставить сенсорный опыт.
Во-вторых, они создают доклады о том, как разум в той или иной форме предоставляет эту дополнительную информацию о мире.
Эмпирики предоставляют дополнительные направления мысли.
Во-первых, они разрабатывают доклады о том, как опыт предоставляет информацию, которую цитируют рационалисты, поскольку она вообще существует.
Эмпирики иногда выбирают скептицизм в качестве альтернативы рационализму: если опыт не может дать мировоззрение или знаний, на которые ссылаются рационалисты, то у нас их нет.
Во-вторых, эмпирики критикуют объяснения рационалистов о том, как разум является источником мировоззрения или знаний.
Эмпиризм и сенсуализм
Сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение, ум, понятие) — философское направление, в котором ощущения являются главным источником познания; его сторонники пытаются вывести всё познание путём деятельности органов чувств.
На протяжении долгого времени сенсуализм был главной формой эмпиризма.
Главная разница между эмпиризмом и сенсуализмом в том, что первый подразумевает присутствие: первоначальной теории (до осуществления опытов), всевозможных атрибутов (измерительные приборы и т. д.). А после завершения экспериментов производится анализ результатов с применением так же и интеллекта, подтверждая или опровергая первоначальную гипотезу.
В то время как опорой сенсуализму служат лишь органы чувств и эмоции.
Идеалистический и материалистический эмпиризм
Эмпиризм может делиться на идеалистический и материалистический.
Идеалистический эмпиризм отрицает материальную природу как основу опыта и поэтому предполагает ограничивать опыт совокупностью ощущений/представлений.
Материалистический эмпиризм утверждает наоборот — чувственный опыт основан на предметах материальной природы.