Что такое эмоциональные потребности

Описание эмоциональных потребностей

Эмоциональные потребности — одно из базовых понятий в схема- терапии.

Систематическое неудовлетворение важных эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:

1.ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

Начиная с новорожденного возраста и на протяжении всей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы нас любили и принимали такими, какие мы есть.

В самом раннем детстве, когда ребенок расстроен, родитель утешает его и говорит ему о своей любви — так удовлетворяется потребность в любви и принятии. Родитель показывает ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь».

Однако, если родитель показывает и говорит ребенку, что он нужен и важен, только когда тот хорошо себя ведёт и удобен для родителя, то потребность нарушается. У ребенка может сложиться ощущение, что любовь надо заслужить, и что просто так его никто принимать не будет. Во взрослом возрасте такой человек будет иметь низкую самооценку и зависимость от мнения других людей. Для ребенка любовь и принятие родителей создают важную опору в жизни, являются одними из ключевых потребностей.

Необходимость в защите — ключевой фактор развития для всех новорожденных детенышей млекопитающих, и особенно для человека, учитывая то, насколько уязвимым и беспомощным рождается малыш, и как долго протекает период детства. Постоянное присутствие родительской фигуры рядом в ранние периоды развития, создание безопасного пространства — просто необходимо для выживания.

При удовлетворении потребности в безопасности, родитель своим поведением показывает, что рядом с ним ребенку ничего не угрожает, что он контролирует ситуацию и способен его защитить. Создавая ощущение безопасности, родители также предупреждают ребенка о возможных опасностях, рассказывая как их можно избежать или справиться с ними.

Для ребенка так же важен распорядок дня и постоянство вокруг него — это создает ощущение стабильности и предсказуемости, что повышает ощущение безопасности. Если родителю не удается в полной мере удовлетворить потребность в безопасности, то ребенка начинают преследовать страх, тревога, ощущение беззащитности, мир воспринимается крайне опасным. В детском возрасте это может трансформироваться в страхи, фобии, могут появляться тики, плаксивость.

Во взрослом возрасте неудовлетворение потребности в безопасности может приводить к развитию тревожных расстройств, депрессий, обсессивно-компульсивному расстройству. Также может проявляться повышенной агрессией или, наоборот, изоляцией от общества.

К сожалению, жизнь непредсказуема, но даже в самых непростых ситуациях родителю важно уметь показать ребенку, что ситуация находится под контролем, и взрослые способны с ней справиться. Важно помочь увидеть, что мир не только опасен, но в нем есть много хороших, поддерживающих фактормоментов!

С самого раннего возраста дети нуждаются в понимании их чувств, переживаний и поступков. Очень важны такие послания от родителей как: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так». Потребность в понимании тесно связана с потребностью в сопереживании. Взрослый человек может понять, что испытывает ребенок, и почему он себя ведет определенным образом, посмотрев на ситуацию его глазами.

Проявление сочувствия к ребенку дает ощущение, что его переживания и потребности имеют значение, что другой человек способен разделить с ним его чувства. Это дает ощущение, противоположное одиночеству — чувство принадлежности.

Если потребность в понимании и сочувствии не удовлетворяется, ребенок ощущает отвержение. У него возникает убеждение, что его эмоции не важны, и никто никогда не сможет его понять. Очень часто у таких людей формируется схема Эмоциональной Депривации, человек испытывает постоянное чувство одиночества. Они мало говорят о себе, склонны слушать других и не сообщают даже близким людям о своих потребностях и трудностях, не говорят о том, что им необходима любовь и поддержка.

Для ребенка эмоциональная связь также необходима, как кормление и забота о его здоровье. Очень важно родителям учиться понимать чувства своего ребенка и сопереживать ему, тогда он будет ощущать себя любимым, желанным и ценным.

Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка дает ему понимание, что он движется и развивается в нужном направлении. Поддержка решений ребенка приводит к формированию позитивной схемы самостоятельности и ориентации на собственные суждения, обучает видеть результаты своей деятельности и получать удовольствие от них вне зависимости от чьего-либо мнения.

Безусловная поддержка дает ребенку право на ошибку, на любой результат, возможность спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу. Если любая положительная инициатива замечается и поощряется, это формирует позитивное подкрепление и мотивацию на дальнейшие шаги. Зная, что можно рассчитывать на поддержку со стороны своего объекта привязанности, ребенок способен свободно и без тревоги переключать свое внимание на другие стимулы, поисковое поведение, взаимодействие с другими.

Если ребенок получает недостаточно поддержки и поощрения, он может интерпретировать это как собственную ущербность, как негативную оценку того, что он делает. Зачастую такие дети ранимы, крайне уязвимы к недовольству и критике, не уверены в том, что делают, зависимы от мнения окружающих. Формируются различные дисфункциональные копинговые режимы, например, Поиска внимания и одобрения: «Буду всеми способами искать признания!» Или Отстраненного Защитника: «Мне это все и не нужно».

Потребность в безопасной привязанности включает в себя необходимость стабильности и предсказуемости этих отношений. Доверие, ощущение, что близкий человек всегда будет рядом, когда в этом есть нужда, что можно быть уверенным — тебя не оставят и не покинут. Забота стабильна, последовательна, не зависит от обстоятельств, а значит, нет необходимости цепляться за близких, можно идти вперед, зная, что позади надежный тыл. Этот образ любимого и любящего Хорошего Родителя дает поддержкуи спокойствие, и возможность самому справляться с жизненными трудностями.

Стабильность отношений подразумевает постоянную готовность эти отношения поддерживать, неизменное послание «ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады». Даже при наличии внешних перемен — переезд, развод родителей и т. д., поддержка и забота не прерываются, что формирует спокойное и здоровое отношение к жизненным изменениям.

Опыт даже эмоционально насыщенной, но нестабильной привязанности может приводить к формированию схемы Покинутости. Человеку становится тяжело переживать любые, даже недолгие разлуки, есть страх, что к нему не вернутся, его бросят. Этот страх и ощущение нестабильности сохраняются и в счастливые благополучные моменты, отравляя их, уменьшая способность к эмоциональной открытости.

2.ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, включая контроль над окружающей обстановкой. Автономия — это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых.

Компетентность — способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Потребность в автономии и компетентности не удовлетворяется в ситуациях, когда родители чрезмерно опекают и стремятся делать все, не поощряя самостоятельное поведение ребенка вне дома; сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят в его успех, в результате чего у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности.

Детям с удовлетворенной потребностью в автономии и компетентности легче будет сформировать свою идентичность, определить свои собственные цели и получить важные компетенции для их достижения.

3.ПОТРЕБНОСТЬ В РЕАЛИСТИЧНЫХ ГРАНИЦАХ

Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Люди, у которых нарушена потребность в границах, часто воспитываются в семьях, где все разрешается и прощается. В отдельных случаях ребенок не научается выдерживать нормальный уровень дискомфорта или не обеспечивается достаточным уровнем руководства и наблюдения. В итоге он испытывает сложности с пониманием того, что у других людей тоже есть права, ему сложно ставить долгосрочные цели и последовательно добиваться их. Это приводит к неспособности уважать права окружающих, сотрудничать с ними, сдерживать обещания. Могут производить впечатление людей эгоистичных, безответственных и избалованных.

Детям с удовлетворенной потребностью в четких границах будет легче следовать правилам, которые соблюдают другие люди, считаться с другими людьми и адекватно контролировать побуждения и импульсы. Так же легче будет выдержать дискомфорт, ставить собственные цели и достигать их, сформируется адекватный уровень самодисциплины.

Без удовлетворения потребности в наставничестве и направлении в младенчестве мы можем не выжить, а во взрослом возрасте — чувствовать тревогу, растерянность, мучаться сомнениями. Мы все хорошо знаем, что дети нуждаются в том, чтобы в их жизни был сильный взрослый, который знает, что нужно делать и как. Такой взрослый сможет показать, направить, научить, на него можно опереться в трудной ситуации. С таким взрослым можно чувствовать себя спокойно, развиваться и постигать новое.

Как правило большинство родителей успешно справляются с задачей удовлетворения потребности в направлении и наставничестве, но в ряде ситуаций могут возникать затруднения, о которых стоит поговорить:

Источник

Эмоциональные потребности

Какие базовые эмоциональные потребности есть у каждого из нас, и почему важно делать все, чтобы их удовлетворить. Рассказывает психолог Юлия Хворова.

Что такое эмоциональные потребности. Смотреть фото Что такое эмоциональные потребности. Смотреть картинку Что такое эмоциональные потребности. Картинка про Что такое эмоциональные потребности. Фото Что такое эмоциональные потребности

У всех людей с детства есть универсальные примеры базовых потребностей. Их неудовлетворение — это одна из причин эмоциональных проблем в детском и взрослом возрасте. Идеальное детство невозможно, некоторые потребности будут удовлетворяться в большей степени, другие — в меньшей. Если базовая потребность не удовлетворяется в значительной степени, это приводит к формированию дезадаптивных схем. Дезадаптивные схемы — это ригидные представления о мире, которые оказывают влияние на когниции, эмоции, воспоминания, социальные взаимодействия и взгляды, а также преобладающие модели поведения.

Базовые эмоциональные потребности человека, о которых пойдет речь в этой статье, описаны Джеффри Янгом, основателем схема-терапии.

Зачем вообще знать о базовых потребностях, и как мне это поможет?

Неудовлетворение базовых потребностей приводит к поддержанию и активизации дезадаптивных схем, которые начинают управлять нашим поведением. Поведение, продиктованное схемой, еще больше препятствует удовлетворению потребностей, негативно сказывается на межличностных взаимоотношениях, мешает действовать согласно внутренним ценностям. Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Осознание базовых потребностей — важная ступень на пути к осознанному поведению, направленному на проживание гармоничной, удовлетворяющей вас жизни.

Что это за потребности?

В схема-терапии выделены пять групп базовых эмоциональных потребностей:

Безопасная привязанность к другим — включает безопасность, стабильность, заботу и принятие;

Автономность, компетентность и чувство идентичности;

Свобода выражать действительные потребности и эмоции;

Спонтанность и игра;

Реалистичные границы и самоконтроль.

Давайте рассмотрим каждую группу потребностей подробнее.

1 Безопасная привязанность к другим

Потребность в безопасной привязанности, если брать как в пример эмоциональной потребности человека, к другим возникает у человека сразу после рождения. Человеческий детеныш в течение первых нескольких лет жизни является беспомощным и неспособным выжить без чьей-либо помощи. Его жизнь зависит от жизни родителей.

Само по себе присутствие родителей не удовлетворяет потребность в безопасности. Она удовлетворяется, если родители обеспечивают для ребенка физически и психологически безопасную среду. Родитель должен показать ребенку, что он ему поможет, сделает все для предотвращения или контроля ситуации. В этом случае ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые смогут помочь в сложной ситуации.

Ребенок увидит и запомнит, что кроме опасности в мире есть заботливые и поддерживающие люди, которые помогут в сложной ситуации.

Кроме родителей в удовлетворении этой потребности участвует все окружение ребенка.

Стабильность и предсказуемость. Стабильность играет немаловажную роль в становлении и поддержании эмоционального благополучия человека. Сюда относятся предсказуемость отношений и уверенность в том, что родитель или партнер не покинет и поддержит при необходимости. Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Понимание и сострадание. Кроме поддержки в трудную минуту как взрослому, так и ребенку важно чувствовать, что его эмоции и переживания понятны и важны для близких людей. В таком случае мы не чувствуем себя отверженными и одинокими. Через сопереживание ребенок узнает, что испытывать и выражать эмоции — это нормально в такой ситуации. В противном случае возникает убеждение, что эмоции не важны и выражать их нельзя.

Любовь и принятие. Каждому человеку важно знать, что его любят и принимают таким, каков он есть. Со стороны родителей важно дать понять ребенку, что он любим и ценен сам по себе, как личность независимо от проступков или внешних обстоятельств. При неудовлетворении этой потребности человека мы чувствуем себя одинокими, ненужными, неправильными.

Понимание того, что любовь и забота близких не зависит от внешних обстоятельств, создает ощущение спокойствия.

Наставничество и направление. Разумеется, мы не можем знать всего, особенно в детстве. В ответ на потребность в наставничестве важно получить помощь от того, кто не осудит за незнание и не обвинит в некомпетентности, а подскажет, научит, направит. Депривация этой потребности вызывает тревогу и ощущение некомпетентности, что может перейти в перфекционизм или прокрастинацию. При этом важно соблюдать баланс, не нарушая потребность в автономии.

Поддержка и поощрение. Поощрение и поддержка подкрепляет инициативность, самостоятельность, мотивацию на достижение целей. При удовлетворении этой потребности человек может идти к достижению каких-либо целей, ориентируясь на внутренние ценности и эмоциональные потребности, а не на внешнюю критику или одобрение.

2 Автономность и компетентность

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, способность самостоятельно принимать решения и действовать. Для удовлетворения данной потребности важно иметь время и пространство, чтобы побыть наедине с собой, возможность самостоятельно решать какие-то задачи, проблемы.

Компетентность — способность принимать своевременные решения, эффективно действовать и добиваться целей. При удовлетворении этой потребности мы чувствуем себя достаточно успешными в своей деятельности, верим в собственные способности и возможности.

3 Свобода выражать действительные потребности и эмоции

Удовлетворение потребности в свободном выражении своих эмоций и потребностей дает возможность переживать их полноценно, не прятать чувства. Стабильная валидация чувств и потребностей позволяет чувствовать себя адекватным внешней среде, эффективно регулировать и контейнировать эмоции.

4 Спонтанность и игра

Спонтанность — нахождение в моменте «здесь и сейчас», в гармонии со своим состоянием и внешним миром. Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально. При жестком пресечении спонтанности, ребенок получает сигнал, что настоящий момент не важен, его импульсы неправильны.

Ограничение этой эмоциональной потребности человека (например, «что ты фигней какой-то занят, лучше бы что-то полезное сделал») вызывает чувство вины, стыда за свои позывы и желания. Как следствие — формирование высоких требований к своей эффективности, обесценивание отдыха, гиперконтроль.

Поощрение спонтанности дает ребенку возможность понять, что его естественное поведение нормально.

5 Реалистичные границы и самоконтроль

Еще одна важная эмоциональная потребность заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле. В детстве мы только познаем наличие границ у себя и других людей. Важно закрепить у ребенка понимание, что нужно уважать права и потребности других людей так же, как и свои собственные. Это закладывает баланс между эгоистичностью и самопожертвованием.

Эта потребность обеспечивает понимание, уважение и следование общим правилам, контроль импульсивных желаний и адекватный уровень самодисциплины, который помогает достигать целей.

Осознание базовых потребностей — важнейший аспект заботы о себе. Следом за осознанием важно научиться адаптивно их удовлетворять, что поможет чувствовать себя более гармонично.

Источник

Что такое базовые эмоциональные потребности в комплексном развитии ребенка?

Всестороннее развитие детей — это гарантия гармоничного взросления, успешного поиска себя и своего места, освоения профессии и построения нормальных отношений с окружающими. Для того, чтобы развитие действительно было гармоничным и комплексным, родители должны учитывать базовые эмоциональные потребности ребенка и удовлетворять их.

Что такое эмоциональные потребности?

Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка, для формирования осознанности, уверенности в себе, доверия к миру. Неудовлетворение их, напротив, приводит к закрытости, формированию деструктивных убеждений и установок, страху перед миром. Особенно это заметно в кризисные и поворотные периоды в детской жизни. Например, подготовка к школе на занятиях для дошкольников и адаптация в первом классе у детей, воспитывающихся к комфортной эмоциональной обстановке, проходит быстрее и легче.

Выделяют пять эмоциональных потребностей:

Рассмотрим их подробнее.

Потребность в безопасности и привязанности

Для формирования чувства безопасности детям недостаточно просто иметь родителей. Важно душевное тепло, отзывчивость, интерес к детским проблемам и идеям, стабильность. Детям важно ощущать эмоциональную связь со значимым взрослым, и чем меньше малыш, тем важнее для него присутствие и контакт с ним.

хороший родитель не только водит малыша в развивающий детский центр и на английский язык для детей, но и разговаривает с ним, интересуется его жизнью, дает поддержку и одобрение. В подростковом возрасте это проявляется готовностью дать совет, пойти на компромисс. Подросткам не меньше, чем малышам, важно чувствовать, что дом и семья — это безопасное пространство, где он всегда найдет заботу и поддержку.

Впервые об этом заговорили лишь в середине прошлого века. Английский психиатр Джон Боулби провел немало экспериментов, чтобы доказать — даже в комфортных условиях дети становятся тревожными без значимого взрослого. Поэтому курсы раннего развития в развивающих центрах для малышей подразумевают присутствие на занятиях мамы или другого родственника.

Потребность в безусловной любви и принятии

Малышу важно, чтобы родитель любил его самого, а не его заслуги или таланты. Если потребность удовлетворена, то у ребенка формируется чувство собственного достоинства и самоценности. Особенно это важно помнить, когда вы ведете сына или дочь на кастинг для детей. Отказ не должен стать поводом для упреков или разочарования. Это пошатнет детскую веру в себя и активизирует деструктивные программы, которые могут проявиться во взрослой жизни.

Потребность в творческом выражении

Раскрытие своих талантов и поиск своего призвания должны осуществляться как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Со стороны родителей важно создать благоприятную среду: например, записать малыша в центр детского развития. Важно следить за склонностями и талантами ребенка и помогать им раскрыться. Актерское мастерство, хореография или шахматы для детей — к чему больше склонны ваши дети? Также стоит давать детям время на свободную игру и деятельность. Для этого полезно организовать домашнюю игротеку.

Потребность в границах

Отсутствие запретов становится опасной тенденцией современного воспитания. Однако разумный контроль и адекватные рамки необходимы детям для формирования уверенности в себе и спокойствия. Именно границы и правила помогают малышу усвоить законы этого мира, понять, что можно, а что нельзя, что опасно, а что нет. Благодаря дисциплине происходит адекватное личностное и социальное развитие ребенка.

Потребность в разрешении на подлинность

Для ребенка особенно важна возможность проявить себя настоящего, высказывать без опаски свои мысли и идеи, которые не всегда будут созвучны с мнением родителей. Особенно остро этот вопрос встает в подростковом возрасте. Здесь важно искать компромисс, избегать критики и осуждения и учиться договариваться.

В Центре развития успешных детей «Имена Продакшн» обучающие программы учитывают особенность возраста каждого ученика. Наши педагоги уделят внимание эмоциональному, творческому, интеллектуальному развитию вашего ребенка и подберут индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Источник

Глава 6 Эмоциональные потребности

Эмоциональные потребности связаны с богатством переживаний и насыщенностью эмоциональной жизни, со способностью воспринимать широкий спектр эмоций и чувств, со способностью любить и принимать любовь, симпатизировать другим или гневаться.

Эмоциональные потребности связаны с необходимостью ориентироваться в окружающем мире, поскольку эмоции являются средством ориентации в собственных нуждах и в событиях, происходящих вокруг.

Эмоциональные потребности нужны для того, чтобы эмоциональная система работала на полную мощность. В свою очередь, эмоциональная система и тело – это единый организм: для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо, работать должна вся система, весь организм. Подробнее об этом вы можете прочесть в книге серии «Тренинг управления эмоциями» «Ваш персональный тренер».

Правило 12

Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, мы должны чувствовать.

Один из научных экспериментов показал, что эмоциональная сфера, тесно связанная с органами чувств, имеет жизненно важное значение. Эксперимент заключался в том, что человека поместили в абсолютно лишенную звуков и света камеру, в которой, кроме всего прочего, была организована невесомость. Таким образом, находившийся в ней испытуемый не получал никакой информации для своих органов чувств, то есть был лишен возможности что-либо чувствовать, получать информацию. Чувства – это ответ организма на события в окружающей его среде. Не получая информации, человек не вырабатывает ответ. Когда эксперимент был окончен, человек находился на грани психического срыва. Таким образом, этот эксперимент показал, что мы нуждаемся в нескольких вещах:

– в информации от окружающего мира;

– в собственных реакциях на эту информацию.

Чувства представляют собой энергию, которую вырабатывает организм как ответ на воздействие внешней среды. Они могут стать побуждением к действию, если организм изнутри испытывает дефицит чего-либо. Эта энергия выражается первоначально в виде чувства, которое является средством идентификации направления и формы действий.

Например, если вам наступили на ногу (вы испытали воздействие внешней среды), то в ответ на это в вашем организме возбуждается энергия, призванная восстановить целостность организма и его комфорт (приспособление к окружающей среде, или, другими словами, гомеостаз), и эта энергия выражается в форме протеста против нарушения целостности ваших границ. Такую энергию мы можем называть гневом или возмущением.

Чтобы гомеостаз был восстановлен, необходима энергия для действий, которая как раз и вырабатывается в виде чувства. Именно возникшее чувство указывает организму, как ему следует поступить.

В детстве многие из нас были вынуждены отказываться от своих чувств, вытеснять их по причине неудобства этих чувств для родителей. Вы можете найти этому массу примеров: родителям неудобно, когда маленький ребенок кричит, плачет, возмущается, жадничает, ревнует и так далее. Поэтому родители предпочитают запретить эти чувства, чтобы с ними не сталкиваться. Почему? Потому что их родители поступали точно так же. Нас не обучают в детстве обращаться с чувствами, зато нас обучают их подавлять. Однако чувства никуда не исчезают. Выработавшаяся энергия должна быть реализована. И если она не реализована в окружающем мире, она начинает реализовываться в организме, то есть начинает его разрушать. Соответственно, если энергия не нашла выхода наружу, то и во внешней среде никаких действий по гомеостазу не совершается, перемен не происходит. В этом случае человеку ничего не остается, кроме как искать виноватых в этом вокруг себя. Поскольку чувства подавлены в детстве, то их осознавание необходимо восстанавливать, потому что, пока я не почувствую своего чувства, я не пойму, какое действие мне совершать для моего гомеостаза, для приспособления к среде, для удовлетворенности.

Таким образом, если мы не осознаем своих чувств, подавляем свою эмоциональность, которая является внешним выражением этих чувств, мы сталкиваемся с целым рядом проблем:

– направление энергии чувств на себя (сами на себя злимся, сами себя поедаем (достаточно вспомнить, как желудочный сок вместо переработки пищи начинает перерабатывать сам желудок);

– дезориентация в окружающем мире;

– невозможность что-то изменить в окружающем мире;

– неудовлетворенность, то есть – несчастливость!

Собственно, что такое быть счастливым? Это быть удовлетворенным, чувствовать себя таковым.

Правило 13

Быть счастливым – значит чувствовать.

Счастье – это категория чувственная, и складывается она из целого спектра составляющих. Ведь мы понимаем, что счастливы, именно по своему эмоциональному отклику, по тому, что мы чувствуем. Таким образом, чувства и эмоции – это сигнальная система, которая ежесекундно с помощью нашего эмоционального состояния говорит нам о том, насколько нам нравится или не нравится то, что с нами происходит. Тело говорит нам об этом посредством ощущений, но так как мы не всегда понимаем этот язык, то подключаются эмоции, язык которых нам намного понятнее.

Упражнение 36

Давайте начнем с того места, где вы прямо сейчас находитесь. Откиньтесь на спинку кресла, прикройте глаза, если это поможет вам поближе соприкоснуться с самим собой, и попробуйте определить, какие чувства вы сейчас испытываете. Многие люди, которые приходят к нам на тренинги или консультации, испытывают затруднения с тем, чтобы дифференцировать свои чувства: «Ну, вроде как нормально я себя чувствую». Если вдруг вы испытываете похожие трудности, можете заглянуть в наш список чувств, который мы приводим ниже. Он поможет вам на первых порах ориентироваться в своем эмоциональном мире.

Азарт, алчность, аппетит, беззащитность, безмятежность, безразличие, безысходность, беспокойство, бессилие, бережность, бешенство, благодарность, благосклонность, блаженство, бодрость, боль, брезгливость, важность, веселье, вдохновение, вина, влечение, возбуждение, возмущение, волнение, восторг, восхищение, враждебность, высокомерие, вялость, гадливость, гнев, голод, гордость, горе, горечь, грусть, деловитость, досада, духота, жажда, жалость, зависть, замешательство, защищенность, злорадство, злость, значимость, изумление, интерес, любовь, любопытство, надежда, напряжение, настороженность, насыщение, негодование, недоверие, недоумение, нежность, ненависть, неуверенность, неудобство, неудовольствие, неценность, обида, огорчение, одиночество, озадаченность, опасность, оскорбленность, отвращение, отстраненность, отчаяние, печаль, подавленность, подозрительность, потерянность, почтение, предвкушение, предубеждение, презрение, равновесие, равнодушие, радость, раздражение, разочарование, расслабленность, растерянность, ревность, робость, симпатия, скованность, скорбь, скука, смущение, сочувствие, спокойствие, стеснение, страдание, страх, стыд, счастье, тепло, томление, торжество, тоска, трагичность, тревога, убежденность, уважение, уверенность, увлеченность, удивление, удовлетворенность, удовольствие, ужас, умиротворенность, унижение, уныние, усталость, утомленность, холодность, ценность, ярость, ясность. (В этом списке могут быть не все существующие чувства, это та коллекция, которую нам удалось собрать.)

Прислушиваясь к себе, обращайте внимание на то, что чувства обозначаются очень простыми словами: радость, разочарование, интерес и т. д. Вы можете спутать их с мыслями: «Я чувствую себя мамой», «Я чувствую, как ты на меня смотришь», «Я чувствую себя так, словно меня переехал трамвай». Чувствовать себя мамой невозможно, потому что мама – это не чувство, это роль, образ, функция. Кроме того, разные мамы свое материнство ощущают по-разному. Но нахождение в образе мамы может включать в себя ряд чувств: например, любовь, нежность, заботу, тревогу, щедрость и т. д. Точно так же нельзя чувствовать, что кто-то на вас смотрит, – это умозаключение, которое рождает определенные переживания, скажем, беспокойство, волнение, радость и т. д. Выражение «Я чувствую себя так, словно меня переехал трамвай» является образом, за которым скрывается вполне конкретное чувство, например усталость. Продолжим упражняться в чувствах.

Упражнение 37

Если вы ловите себя на мыслях, а не на чувствах, просто попытайтесь заглянуть за них – какое же чувство скрывается за этой мыслью? Для этого можно задать себе вопрос: «И как я это переживаю? Какие чувства это у меня вызывает?»

Итак, прислушайтесь к себе и попытайтесь определить, что вы сейчас чувствуете. Ответьте на вопросы:

Обнаружили ли вы сами свое чувство или использовали наш список?

Быстро ли вы осознали свое чувство?

Это чувство сильное и яркое или слабое и бледное?

Чувствуете ли вы, что оно владеет вами?

Насколько оно вам знакомо?

Насколько оно характерно для вас?

Как вы его переживаете: смущаетесь ли вы, осознавая его, приятно ли вам или, наоборот, дискомфортно?

Можете ли вы понять, какие обстоятельства вызвали это чувство?

Давно ли вы его чувствуете?

Скажите вслух или про себя, используя те чувства, которые вы испытываете в данную минуту: «Я волнуюсь/довольствуюсь/печалюсь». Не используйте оборот «Я сейчас чувствую волнение/удовлетворение/печаль» – назовите свой процесс без слов-посредников.

Что с вами происходит, когда вы так говорите?

Легко ли вам это произносить или сложно?

В чем состоит сложность?

В обществе существует глубокое убеждение, что быть счастливым – значит чувствовать только радость. Одно чувство из всего спектра. Ну, может быть, два: радость и наслаждение.

Улыбайтесь! Шеф любит идиотов.

Когда мы говорим о том, что для того, чтобы быть счастливым, важно чувствовать, мы недаром не уточняем, что именно важно чувствовать. Это значит, что мы подразумеваем ровно то, что написали: чувствовать все. Если вы думаете, что быть счастливым – это чувствовать только радость, удовольствие, спокойствие, вдохновение и симпатию ко всем людям, то вы ошибаетесь.

Желать только радоваться – это значит быть несколько необъективным к реальности или быть от нее дальше, чем нужно, и подвергать себя большому риску. Если вы все время радуетесь, это означает – вам все подходит. И тогда у вас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы понять, где и с кем вам лучше всего и что вам не подходит. Вам будет трудно понять, почему вдруг случилась неприятность, ведь все было так хорошо.

Чувствовать только хорошее – это значит в том числе перестать чувствовать, что вас что-то разрушает, не чувствовать голода, холода или потребности в сне, не чувствовать опасности и так далее, то есть подвергать себя риску разрушения.

Однако желание испытывать только положительные чувства вполне понятно и объяснимо. Желать для себя исключительно радости могут только те, кто хорошо знает, что такое жить только в грусти, тоске или боли. Человек устроен так, что познать одно он может лишь в сравнении с другим. И хорошая новость состоит в том, что если бы вы не знали, что такое горе, отчаяние или печаль, то вам было бы трудно дифференцировать эти понятия, ощутить, в чем же состоит ваша радость, как и чему вы можете радоваться.

Не стоит запрещать себе чувствовать обиду, боль, гнев, печаль. Только регулярно ощущая всю гамму чувств, всю палитру эмоциональных тонов и полутонов, мы можем быть счастливыми и полноценными. Чем ярче и разнообразнее наша палитра чувств, тем насыщеннее наша жизнь, тем больший диапазон возможностей нам доступен. Если я знаю свой гнев, то я знаю и то, что его вызывает, я знаю, как я гневаюсь, и знаю как я могу обращаться со своим гневом. Если я знаю, как я обижаюсь, то я знаю и то, как быть со своей обидой – позволять ли ей брать верх и управлять моим поведением или самому контролировать ее. Но если я отказываюсь испытывать гнев и обиду, то я отказываюсь и что-либо понимать про них, а вместе с тем отказываюсь их контролировать. Тогда я оказываюсь обреченным их испытывать. Каждое чувство является важным, ни одно из них не может быть никчемным, ненужным, «плохим». Каждое чувство – это информация о нас, о том, как мы реагируем, как мы живем, и вообще о том, что мы живем. Если бы не было гнева, мы не могли бы понять, что нам что-то не подходит, и не могли бы отстоять то, что нам нравится. Принятие своих чувств – это первый шаг к самому себе и пониманию того, что мы собой представляем.

Кроме всего вышеперечисленного, нельзя отключить какое-то одно чувство. Если вы попытаетесь это сделать, то вы столкнетесь с тем, что вы вообще перестанете чувствовать, поскольку выключается не чувство, а чувствительность.

Правило 14

Если мы отказываемся испытывать какие-то определенные чувства, то одновременно перестаем испытывать все остальные.

Упражнение 38

Выберите любое чувство, которое вас интересует или которое вы испытываете регулярно. В каких ситуациях, в связи с чем вы его испытываете? Позвольте себе сейчас его испытать.

Ощутите его максимально, позвольте ему развернуться. Ответьте на вопросы:

Что за энергия стоит за этим чувством?

Какая она – сильная, яркая, сдержанная? Контактируйте с этой энергией, погружайтесь в нее, станьте ею.

Прислушайтесь к этой энергии: какое действие стоит за ней? Не спешите его делать, просто чувствуйте, аккумулируйте энергию.

Какая фраза стоит за чувством?

Что это чувство от вас хочет?

Какое у него для вас сообщение?

Если бы оно имело образ и голос, что бы оно сказало, как бы оно выглядело?

Как изменилось ваше восприятие себя после выполнения упражнения?

Каков теперь ваш энергетический тонус?

Что нового вы узнали про свое чувство?

Как вы можете использовать энергию, стоящую за этим чувством в жизни?

Итак, чувства – это энергия. Чем больше мы позволяем себе чувствовать, тем больше в нашем распоряжении энергии – разной. Энергия агрессии позволяет нам преодолевать препятствия и защищать себя и свою территорию. Энергия любви позволяет нам получать и дарить поддержку, внимание и тепло. Энергия боли позволяет нам протестовать против того, что нам не подходит, осознавать, что нам важно, дорого и что мы не хотели бы потерять. Много эмоций – это яркая, насыщенная жизнь.

Чувства и эмоции тесно связаны с желаниями. Недаром сильное желание обозначается такой эмоцией, как страсть. Именно возникновение сильного желания, страсти позволяет нам осознавать, что мы хотим получить, и сконцентрировать на этом усилия. В то же время, если у нас не возникает эмоционального отклика на что-либо, у нас не возникает и побуждения это получить. Желание создает между нами и желаемым объектом связь, которая тем сильнее, чем сильнее желание. В этой связи важным является способность чувствовать, и чувствовать сильно, не пресекая в себе эмоции. Очень часто мы не получаем чего-то только потому, что не смеем себе признаться в том, что нам это нравится и мы этого хотим. И тогда мы несчастливы, ибо не можем удовлетворить свои потребности. Еще одним препятствием является слабенькое, неразвитое желание, которое не порождает энергию в необходимом количестве для совершения действия. Слабенькое желание – это пребывание в состоянии «чего хочу, не знаю; чего знаю, не хочу» или «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Импульс есть, но он недостаточен для того, чтобы идентифицировать потребность.

Правило 15

Слабо чувствовать – это хотеть вполсилы и получать желаемое лишь частично.

Хочу ли я? Могу ли я? А, магнолия!

Как и любая другая энергия в природе, если она не расходуется, она накапливается. Представьте себе, если бы энергия, скажем, ядерного реактора не расходовалась на электричество, куда бы она направилась? Вероятно, она бы разорвала сдерживающие ее границы и препятствия. То же самое происходит и с нами, если мы удерживаем свою энергию, а не реализуем ее в действиях.

Вместе с тем чувства и действия – это разные вещи. Можно испытывать, чувствовать и переживать гнев, а можно поддаваться гневу. Испытать гнев – не значит тут же отреагировать в грубой форме: наброситься с кулаками на тех, кто рядом, начать браниться и бить посуду. Испытывать гнев – значит реагировать на происходящее вокруг вас и осознавать свою реакцию. К сожалению, очень часто проявления одной из частей нашего Я – эмоциональной – оказывается достаточно для того, чтобы мы слились со своим чувством, приравняли его ко всей своей личности.

Душит – значит, любит.

Мы можем выбирать такую форму для реализации чувств, чтобы она помогала нам выразить энергию, чтобы с ее помощью мы могли изменить что-то в окружающей среде, не навредив при этом себе и другим. Однако, как правило, нас не учат этому в детстве. Зато нас учат верить в то, что наши реакции характеризуют нас как «человека, который…».

Например, если вы злитесь, то можете решить, что вы – злой человек. Это связано с одним из механизмов нашего сознания – механизмом придавания смыслов, значений, названий, обозначений и имен всему, с чем мы находимся в контакте.

Прежде всего это относится к нам самим. Нам важно не просто быть, а быть кем-то или каким-то. С самого детства взращивается это нашими родными, которые сначала дают нам имя, затем объясняют, кто мы – мальчик или девочка, потом по ходу воспитания постоянно говорят нам о том, какие мы – хорошие или плохие, умные или бестолковые, красивые или несуразные, веселые или хмурые и т. д. «Ой, это кто такой к нам пришел?» – спрашивают взрослые, видя малыша. Современное общество транслирует законы конкуренции, борьбы, где для того, чтобы выжить и преуспеть, нужно выделиться. Прежде чем начать взаимодействие, мы знакомимся, называем свое имя, выясняем другие биографические данные, заполняем анкеты. Нам кажется очень важным как-то обозначить себя, найти точку отсчета в себе самом: кто же я такой, от чего я могу оттолкнуться в своей жизнедеятельности, как и в качестве кого я могу подать себя окружающим? Если же мы не можем сказать о себе ничего конкретного, нам часто это ставят в вину, якобы мы еще не созрели, не выросли, не определились со своим местом. «Чем больше обозначений, тем лучше», – транслируют взрослые.

Пример из практики

Ира – молоденькая девушка, студентка, веселая, немного взбалмошная, открытая и непосредственная. На консультацию ее привел один случай. Однажды знакомая спросила у Иры, какие у нее в жизни цели. Ира ответила, что пока не знает, что пока у нее все в порядке и она просто живет. Знакомая неподдельно изумилась отсутствию в Ириной жизни конкретных целей и предположила, что отсутствие целей является признаком того, что Ира ничего о себе не знает. Это заставило Иру задуматься. На консультации она сказала, что хотела бы понять, какие у нее есть черты характера, какой темперамент, как она мыслит и принимает решения, и вообще «кто она такая».

Иногда, пытаясь определить, кто мы такие, мы уподобляемся сороконожке, которая запуталась в ногах, как только ее спросили, с какой ноги она начинает движение.

Да, порой мы злимся, но это не означает, что мы злые. Время от времени мы радуемся, но само по себе это тоже еще не означает, что мы добрые. Какими бы мы ни были, мы и радуемся, и злимся, и негодуем, и симпатизируем в зависимости от ситуации, от людей, которые нас окружают, и самоощущения.

Подчеркнутое безразличие – тоже знак внимания.

Упражнение 39

Как вы себя сейчас чувствуете?

Какой эмоциональный тон в настоящее время у вас преобладает?

Представьте, что вы столкнулись с каким-либо препятствием, но еще не знаете, что это такое, и начинаете испытывать тревогу. Вами овладевает беспокойство. Почувствуйте, как это – беспокоиться. Позвольте себе беспокоиться несколько минут. Препятствие не исчезает, и вы начинаете испытывать страх. Вспомните, как вы боитесь, и позвольте себе несколько минут находиться во власти страха. Страх побуждает вас что-то делать с препятствием, и в вас зарождается раздражение. Почувствуйте, как это – раздражаться. Позвольте себе испытать раздражение. Вместе с раздражением в вас растет уровень энергии. Вы горячитесь, закипаете, возбуждаетесь и начинаете гневаться. Позвольте себе несколько минут гневаться. А затем впадите в ярость. Разрешите себе несколько минут чистой ярости. Под натиском ярости препятствие вам поддается, и в вас поднимается энтузиазм. Ощутите это чувство, побудьте в нем. На смену энтузиазму приходит радость от того, что у вас получается, радость от того, что вы действуете. Порадуйтесь этому. Ваши действия принесли плоды – вы справились с препятствием, у вас получилось. Это успех и торжество! Почувствуйте это. Полюбуйтесь достигнутым вами результатом. Ощутите свою силу, свое упорство, свою сообразительность и почувствуйте удовлетворение. Дайте себе довольствоваться столько, сколько нужно, чтобы ощутить его максимально.

Из этого упражнения видно, что чувствами можно играть, чувства можно контролировать, чувствами можно наслаждаться, заряжаться и у них можно учиться. Чувства – вещь, с одной стороны, непроизвольная: мы не можем насильно полюбить или возненавидеть. С другой стороны, чувства, которые в нас возникают, поддаются контролю и управлению в той степени, в какой мы выбираем, как ими воспользоваться и на что направить заложенную в них энергию.

Правило 16

Мы не выбираем свои реакции. Они выбирают нас. Единственное, что можем сделать мы, – это задать для них подходящее русло, форму.

Упражнение 40

Придумайте несколько разных способов для того, чтобы выразить чувство. Используйте для этого несколько чувств. Вам поможет в этом следующая таблица. Заполните ее, описав, как именно будет звучать или выглядеть выражение чувств.

Что такое эмоциональные потребности. Смотреть фото Что такое эмоциональные потребности. Смотреть картинку Что такое эмоциональные потребности. Картинка про Что такое эмоциональные потребности. Фото Что такое эмоциональные потребности

Вы можете вписать в эту таблицу много разных чувств и поэкспериментировать с тем, как их можно выражать.

Пищей для эмоций являются разнообразные впечатления от событий. От количества впечатлений, переживаний напрямую зависит, ощущаем ли мы себя счастливыми. Чем меньше событий в нашей жизни, тем меньше мы получаем впечатлений, и чем меньше диапазон переживаемых нами чувств, тем тусклее жизнь, тем меньше поводов для того, чтобы чувствовать радость.

Часто вы можете столкнуться с тем, что, пытаясь избежать негативных чувств, люди стараются избежать и событий, запираются в своем доме или учатся игнорировать события, происходящие вокруг них.

Острые ощущения, интенсивные переживания и разнообразные впечатления – это в данном случае не то, о чем говорят «найти приключения на одно место». Мы говорим об отсутствии страха перед тем, что можно испытывать разные чувства: и позитивные, и негативные. Борцы же за экстремальные ощущения на самом деле тоже избегают чувств – чувств, связанных с повседневной жизнью. У таких людей много ограничений в том, что касается возможности открыться другим людям и пережить риск в отношениях, поэтому они ищут риска в других местах.

Чем больше чувств мы позволяем себе испытывать, тем они ярче. Мы говорим про стремление развиваться, которое больше стремления к безопасности. Развитие всегда достигается за счет отбрасывания прошлого опыта, за счет разрушения старых моделей поведения. Развитие всегда опасно, потому что мы не знаем, что ждет нас там, впереди. Развитие – это всегда оставление уже знакомого и потому безопасного. Развитие – это интенсивность, это новый опыт, новые впечатления, новые чувства. Без развития счастья не бывает. Без развития мы можем испытывать только довольство кота, который наелся сметаны и вытянулся на коврике, не больше.

Краткие выводы

Чувства – это энергия. Чем больше мы позволяем себе чувствовать, тем больше в нашем распоряжении энергии – разной.

Чувствами можно играть, чувства можно контролировать, чувствами можно наслаждаться, заряжаться и у них можно учиться.

От количества впечатлений, переживаний напрямую зависит, ощущаем ли мы себя счастливыми. Чем меньше событий в нашей жизни, тем меньше мы получаем впечатлений, и чем меньше диапазон переживаемых нами чувств, тем тусклее жизнь, тем меньше поводов для того, чтобы чувствовать радость.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния

ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к

ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ»

ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ» Некоторым отношениям надо положить конецМежду людьми могут сложиться такие отношения которые враждебны духовному росту, вредны для психики, разрушительно воздействуют и на эмоциональное и на физическое состояние

Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД

Глава 1. Отвержение Эмоциональные раны повседневной жизни

Глава 1. Отвержение Эмоциональные раны повседневной жизни Из всех эмоциональных ран отвержение, пожалуй, наиболее распространенная. К моменту окончания начальной школы нас уже многократно отвергали несостоявшиеся партнеры по играм – отказывались брать в команды,

Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы

Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы После ранений, порезов на коже часто остаются шрамы в виде твердых, плотных образований. Их задача – создать на поврежденном месте защитный покров, предохраняющий от повторных травм. Когда неправильно подобранная обувь начинает

Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности

Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности Переживаю ли я за других? Трудный вопрос. Да, наверное, все-таки переживаю… но я не позволяю чувствам мешать мне… То есть я такой же нежный и заботливый, как и любой другой человек, но давай

5.1. Эмоциональные потребности

5.1. Эмоциональные потребности Слово «эмоция» знакомо каждому. А вот его научное определение: эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Я обедаю, и обед мне нравится или не нравится, я что-то делаю, и то, что я делаю, мне

Глава 10. Как устранить эмоциональные шрамы и сделать себе эмоциональную подтяжку лица

Глава 10. Как устранить эмоциональные шрамы и сделать себе эмоциональную подтяжку лица Гнев на самом деле есть утраченная надежда. Эрика Джонг Косметический бизнес сейчас на подъеме, а доходы пластических хирургов выросли за последние годы в несколько раз. Сейчас вы

Глава 4 Эмоциональные психические процессы

Глава 4 Эмоциональные психические процессы § 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический

ГЛАВА 13 Эмоциональные связи. Попавшийся на крючок, измотанный, жаждущий избавления

ГЛАВА 13 Эмоциональные связи. Попавшийся на крючок, измотанный, жаждущий избавления Данный отрывок из письма взят из моей восьмимесячной переписки с изменником, имевшим эмоциональную связь (то есть связь без сексуальных отношений). Решившись подобным образом поведать о

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ

Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ Оптимальное боевое состояние В предлагаемом методическом пособии рассмотрены вопросы индивидуальной психологической самоподготовки бойца, а также любого индивидуума к рукопашному бою. Вид боя

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *