Что такое эмо гот
Разница между готами и эмо
Готы, панки, рокеры, эмо, хиппи, скинхеды – все эти субкультуры разнятся не только по пропагандируемым принципам и внешним проявлениям, но и по стилю жизни как таковому. Но если хиппи от скинхеда мы отличим без труда, то готы и эмо имеют немало схожих черт. Попробуем внести ясность и разграничить данные направления.
Определение
Готы — субкультура, появившаяся вследствие панк-движения в Великобритании в конце 1970-х годов.
Эмо — молодежная субкультура, возникшая в 1980-х годах в США благодаря приверженцам одноименного стиля музыки.
Сравнение
Термин «эмо» произошел от прилагательного «эмоциональный». Главным правилом для представителей данной субкультуры является открытое выражение собственных эмоций. Зачастую это ранимые и даже депрессивные люди, которым свойственно чувственное мироощущение. Эмо нередко сравнивают с субкультурой готов, что вызывает откровенный протест как у тех, так и у других. Их основными сходствами считаются любовь к черной одежде, романтизация смерти и депрессивность. Однако и различий между ними тоже немало. Так, для готов характерна так называемая кладбищенская эстетика – они зачастую увешивают себя различными амулетами в виде крестов, черепов, пауков и т.д. Эмо же предпочитают дополнять свой образ разноцветными браслетами, крупными бусами, напульсниками, значками.
Гот
Субкультура готов представлена людьми в возрасте от 15 до 45 лет, а порой и старше. Эмо же – чисто молодежная субкультура, распространенная среди подростков. Внешний вид подростков-эмо отвечает их возрасту: одежда с детскими рисунками и массивные украшения в волосах, мягкие игрушки как постоянные спутники представителей данной субкультуры. Имиджу готов соответствует черный цвет в одежде, эмо же разбавляют его жизнерадостным розовым. Первые носят длинные распущенные волосы, вторые отдают предпочтение коротким стрижкам с косой рваной челкой, доходящей до кончика носа и закрывающей один глаз.
Эмо
Таким образом, эмо, в отличие от готов, нельзя назвать культурой с сугубо отрицательной энергетикой. Хотя ее представители и имеют немного депрессивное мировосприятие, но в глубине души признают, что мир весел и ярок. Кроме того, эмо не приветствуют обращение к темным силам и мистике. Они стремятся к спокойному и мирному существованию. Готы – более жесткая субкультура, интересующаяся всем, что имеет какое-либо отношение к смерти. Ее представители считаются ярыми приверженцами правды, любят рассуждать и пытаются глубоко осмыслить действительность. Они всегда стараются отстоять свое мнение и доказать, что их позиция имеет право на существование. Эмо же – ранимые личности, не способные противостоять негативу со стороны.
Готы и эмо
Скажу сразу: готы гораздо интереснее эмо. Во всяком случае, они более успешно вписались в общий культурный пласт, сделав своим, то есть «готичным», целые отделы истории, литературы, философии, эзотерики, музыки. То есть, если с эмо разговаривать сложно, поскольку круг их тем не выходит за пределы сегодняшнего дня, то с готами беседовать можно, и это бывает очень даже приятно.
Эмо совершенно напрасно называют иногда гламурными готами. По любви к модным шмоткам эмо, конечно, очень близки к гламуру, но совершенно не похожи на готов. У сегодняшних эмо кроме внешнего вида и рассуждений о неприкаянности в мире больше почти ничего и нет. Другое дело готы. Они тоже много внимания уделяют своему внешнему виду, но при этом живут насыщенной внутренней жизнью, многие из них люди творческие. У них своя эстетика – мрачноватая, конечно, но весьма привлекательная.
Готов часто путают с другим молодежным течением – сатанистами. Последние – явление совершенно особого толка, по сути не столько течение, сколько тайное общество, современная религия, отверг нувшая христианство и обратившая взоры к Сатане, то есть выбравшая в качестве идеала позитивное отношение к злу. Сатанисты штудируют евангелие от Лавея, боготворят Люцифера и стремятся овладеть искусством черной магии. Как церковь Сатаны, они, конечно, несостоятельны, но методы освоения чернокнижных дисциплин приводят благонамеренного обывателя в ужас. Еще бы: сатанисты не видят ничего дурного в принесении кровавых жертв. Хорошо еще, что жертвами, в основном, становятся животные. Но и это у нормального человека вызывает отвращение и неприятие.
Готы не сатанисты. Точнее, к Сатане и темным силам у них отличное отношение, это вписывается в рамки готической эстетики, но они никого на кладбищах не режут, черные мессы не служат и больше просто рассуждают на чернокнижные темы, чем сами этим занимаются. Однако у массы неосведомленных людей готы прочно связаны с образом Сатаны.
В то же время готы более понятны не разделяющим их идеалов людям. Хотя бы потому понятны, что готическая тематика прочно вошла в культуру и искусство. Тут готы ничего нового не изобрели. Любимая готическая тема – вампиризм – весьма прочно обосновалась в живописи, литературе и кинематографе. Тема, как говорится, неувядающая. Она облюбована писателями, художниками и режиссерами самых различных школ и направлений. В этом смысле готы пришли на готовое. Эмо в отличие от них бедны, как церковные крысы. Им нечем похвалиться, кроме музыки. Кстати, это одна из причин, почему готов не слишком-то любят, но хотя бы понимают, а эмо и не любят, и не понимают.
Так что настоящий гот – философ и поэт, много читающий и стремящийся постичь суть вещей, умный, со специфическим чувством юмора, нередко мрачноватый, но почти всегда одухотворенный.
Достаточно зайти почти на любой готический сайт, чтобы понять разницу между эмо и готами. На сайтах первых вы не найдете ни хорошей литературы, ни хорошего кино. Единственное, что вы сможете почерпнуть на эмо-ресурсах – музыкальные записи эмо-групп. На готических сайтах вы часто найдете целые залежи книг, иногда таких, которые трудно разыскать в сети. В этом плане готы очень активны и охотно публикуют у себя даже исторические и культурологические исследования. Найдете вы и много хорошей музыки как «готичного» уклона, так и просто хорошей, нередко – классической. Некоторые ресурсы целиком посвящены кинематографу и могут служить пособием киноведению. Из одного только этого перечисления видно, насколько более насыщен тот культурный пласт, который воспринимается готами. Эмо по сравнению с ними просто маленькие дети.
Впрочем, когда за готов берутся журналисты, обычно получается, что готы тоже выглядят какими-то умственно отсталыми. Журналисты просто не знают, о чем гота-юношу или гота-девушку спросить.
– Э, – придумывает вопрос журналистка. – И давно ты в обществе готов?
– Давно, – говорит девушка-гот, – три–четыре года (для нее это давно, очень давно).
– А почему ты выбрала готов? – задает журналистка вопрос, вызывающий ступор.
– Так получилось, – говорит девушка (ну как можно объяснить, почему одному нравится общаться с готами, а другому – пить пиво со скинами?)
– А тебе с ними нравится? – пытает журналистка.
Тут уж девушка не выдерживает и отвечает, что не нравилось бы – не тусовалась бы вместе, что совершенно справедливо. Тут журналистка задает тот вопрос, ради которого, наверно, интервью и затевалось.
– А вот вы ходите на кладбище… Тебе никогда не бывает там страшно или какие-то такие ощущения не испытываешь?
Бог весть, что журналистка имеет в виду под «такими» ощущениями, но девушка понимает: мертвые гораздо безопаснее живых, отвечает она, и вообще на кладбище умиротворение и покой, то есть по готическим понятиям, полное счастье. Услышав про кладбищенское счастье, журналистка больше в эти дебри соваться не желает. Для проформы она интересуется численностью готов, а потом плавно переходит к более понятному для пишущей братии вопросу – одежде, а от одежды – к литературе. Одежду журналистка упорно именует готовской, а литературу – готической. Тут-то и выясняется, что для нормального гота не столь важна степень «готичности» литературы, и девушка даже переспрашивает: «А что вы подразумеваете под словом «готическая литература»? Оккультизм, что ли?» И намекает, что кроме художественных произведений есть еще и исследования по магии и демонологии. «Но вас же не интересует демонология или культы языческих богов?» – задумчиво спрашивает она. На что журналистка сознается, что с демонологией у нее плохо, но требует признаться, что еще читает респондентка. Выясняется, что книги о жизни художников и писателей.
– Но это ведь вам не интересно, – добавляет девушка.
– Нет, почему же! – восклицает журналистка. – Вот это как раз наоборот! Мне, например, очень интересно, – и выдает убийственное обоснование своего повышенного интереса. – У них же жизнь не всегда связана с готикой.
От этого замечательного дополнения у респондентки волосы дыбом встают.
– Когда человеку нравится произведение, – замечает она, – то почему бы не прочитать, как оно было написано, как жил писатель. Это же просто духовное обогащение! Чувство прекрасного – это, наверное, самое главное, что есть в субкультуре готики.
В субкультуре готов оно точно есть. Но журналистке не о чем больше спросить столь начитанную молодую особу: она вяло интересуется, умеет ли девушка играть на музыкальных инструментах. Оказывается, умеет и не на одном. Беда-то какая. Хотелось получить страшные картинки из жизни «субкультуры готов», а пришлось разговаривать с какой-то слишком умной и одаренной девицей, черт бы ее побрал. Даже про кладбище не сказала ничего криминального.
И, обращаясь к своему зрителю, журналистка забивает последний гвоздь в гроб «готичного» интервью:
– Спасибо, что рассказала нам про готику, про их характер и жизнь.
Все, тушите свет. Поговорили.
К сожалению, интервью с готами или статьи о готах как раз и построены таким образом, что понять, кто такие готы, из них невозможно. И пугаются родители, прочитав откровение борзописцев, что дочка или сын выберут тусовку готов. Ведь кладбище в статьях про готов занимает почетное центральное место. А нормально ли, когда подросток гуляет на кладбище? И читает книжки явно не из детской библиотеки?
Нормально. Для – гота. Гот, как правило, уже почти совершеннолетний человек. По выборке исследователей возраст готов распределяется в промежутке от 17 до 22 лет. Это вам не двенадцатилетние эмо. Это люди со сложившимся мировоззрением.
Смерть в их мировоззрении окружена сияющим ореолом. И каждый гот стремится выглядеть достойным воином смерти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Готы и восточные славяне
Готы и восточные славяне Анты уже в IV в. н. э. подверглись нападению готов.Кто такие были готы, откуда и как они появились на территории антов, какова их подлинная роль в истории восточного славянства и т. п. – все это остается неясным.Писатели III и IV вв. называют варваров,
Как мне объяснить, кто такие готы, своим детям, если они меня об этом спросят
Как мне объяснить, кто такие готы, своим детям, если они меня об этом спросят Дети, будучи любопытными и любознательными существами, обязательно станут расспрашивать вас о странных и не похожих на других людях, которых они встречают. Почему они так одеты? Чем они
Готы-родители и воспитание следующего поколения летучих мышек
Готы-родители и воспитание следующего поколения летучих мышек Нужно ли вам возвращать свой готический билет, если вы стали родителем? Подходит ли готическая культура только тем, кто никогда не думал о сумках, набитых детскими вещами, и нянях? Не говорите ерунды.Леди
Готы и школа (и почему это необязательно лучшие годы вашей жизни)
Готы и школа (и почему это необязательно лучшие годы вашей жизни) Не правда ли, утверждение, что школьные годы — «лучшие годы в вашей жизни», что вы достигли вершины своего существования и вся последующая жизнь будет бесцельна и скучна, — звучит жутко? Так вот, Леди
Готы и день Святого Валентина
Готы и день Святого Валентина Все говорит за то, что готы должны обожать день Святого Валентина. Ужин при свечах, красные розы, небольшие экстравагантные сюрпризы, перевязанные атласными лентами. Вы могли бы подумать, что готы с их любовью к романтике и декадансу должны
Готические бракосочетания (свадьбы готов и готы на «обычных» свадьбах)
Готические бракосочетания (свадьбы готов и готы на «обычных» свадьбах) Хотя готы вступают в брак круглый год, вероятно, самый «урожайный» на готические (и неготические) свадьбы месяц — это октябрь. И поостерегитесь бесцеремонно хихикать по поводу этакого клише: свадьба в
Почему готы старшего поколения всегда сходят с ума при появлении популярных групп с налетом готичности
Почему готы старшего поколения всегда сходят с ума при появлении популярных групп с налетом готичности Каждые несколько лет появляются группы, которые воспринимаются массовым слушателем как готические. То ли потому, что они поют о страшных или депрессивных вещах, то ли
Модные готы
Модные готы В удобной защищенности достоверностями морали и демократии мы не только ни от чего не застрахованы, но и рискуем не увидеть, как приходит или возвращается то, возможность чего не сводится к чистой случайности истории. Ф. Лаку-Лабарт, Жан-Люк Нанси[57] Наше
Готы и эмо
Готы и эмо Скажу сразу: готы гораздо интереснее эмо. Во всяком случае, они более успешно вписались в общий культурный пласт, сделав своим, то есть «готичным», целые отделы истории, литературы, философии, эзотерики, музыки. То есть, если с эмо разговаривать сложно, поскольку
Готы и готическая литература
Готы и готическая литература Готичность – это не только особенность мышления, на которой возникло течение субкультуры готов, это вообще-то общее направление человеческой мысли. Молодые люди, которым сильно не нравится современный мир, просто взяли его за базу, на
Готы и сатанисты
Готы и сатанисты Херки, конечно, были первоначально музыкальным фанатским кругом. Но часть херок полностью ушла (не предав светлого образа своего Вилле) в мистику и магию. И вот это особый разговор: из-за повышенного магического интереса к инфернальному готов стали
Готы Современные готы не имеют никакого отношения к древним племенам, известным нам по учебникам истории. Готами называют молодых людей, которые носят черную одежду, слушают мрачную и самосозерцательную музыку и старательно прячутся от солнца, чтобы сохранить
Что стало с готами, эмо и скинами? Реальные истории реальных людей
Ты еще помнишь, как популярны были эмо, готы, скинхеды и другие субкультуры 10 лет назад? Думаешь, все они вымерли? А вот и нет! Мы вспомнили четыре главных молодежных течения России 00-х, нашли их представителей и рассказываем тебе, как они живут сегодня.
История
Готы появились в Великобритании в конце 70-х, когда образовалось несколько групп-первопроходцев в новом музыкальном жанре – готик-роке: Bauhaus, Killing Joke, Gloria Mundi и другие. Поклонники этих бендов перенимали от кумиров разные элементы имиджа. Но поворотным событием в истории субкультуры стало открытие лондонского клуба Batcave («Пещера летучей мыши») – самого готического клуба на свете, который просуществовал с 82-го по 85-й.
Мировоззрение: Романтично-депрессивный взгляд на жизнь.
Дарья Масловская, 22 года
В субкультуру я «влилась» как-то само собой три года назад. На меня никак не влияла моя компания в те времена, да и не могу сказать, что стала готом в один день. Начали привлекать сначала одежда, стиль. Когда стала постарше, начала понимать мысли готов, начала разделять их взгляды. Мне действительно была интересна их позиция. Меня всегда тянуло к этому стилю, еще с самого детства. В одежде меня больше привлекает обычный готический стиль и викторианский. Каждый, на мой взгляд, человек, далекий от готической тематики, всегда ждет от гота чего-то мрачного, темного, мистического. Походы на кладбище также входят в мифы о готах. Готы – самые обычные люди. Они плачут, смеются, переживают. Они не поклоняются сатане (ну, разве что чуточку) и не едят младенцев. Правда, когда я училась в школе и одевалась во все черное с цепями, меня регулярно водили к директору, а учителя даже выдирали мне пирсинг в туалете. Я, конечно, защищалась и даже могла дать обидчику в нос, но, когда поступила на юрфак, все-таки начала одеваться более спокойно, а на работу (я сотовый оператор) хожу в ботинках, брюках и белой рубашке. Но готы – абсолютно нормальные люди, и я призываю всех не бояться и идти с ними на контакт.
История
Эмо, как и готы, пришли из мира музыки. В принципе и эмо-кор, и готик-рок вытекают из панк-рока, и у этих субкультур много общего, но и те и другие просто ненавидят, когда их сравнивают. Главное отличие эмо от готов в том, что первые – ненавидят себя, а вторые – как настоящие нигилисты – окружающий мир. Эмо отличает романтизм, страдания от неразделенной любви и, как ты мог догадаться, повышенная эмоциональность. Вот почему их главные цвета – черный и розовый. Черный – это про одиночество и отверженность, а розовый – про редкие вспышки радости и счастья. Вот они как раз и слушали Tokio Hotel. В 2007-м эмо была самой распространенной субкультурой, а власти РФ даже пытались с этим бороться – 2 июня 2008 года в Госдуме состоялись парламентские слушания, на которых депутаты предлагали всеми силами бороться с эмо и готами, считая, что это неминуемо приводит к детскому суициду.
Мировоззрение: Страдание от неразделенной любви, вечная грусть и одиночество.
Влад Кузевой, 25 лет
Я пришел к тому, что я – эмо, шесть лет назад, потому что всегда знал, что я не такой, как все окружающие меня люди. Я плыву по другому течению. Все думают, что эмо – те, кто всегда плачут и режут руки, но это не так. На деле мы просто очень эмоциональные и не стесняемся этого (но на людях тоже не показываем – все переживаем в себе). Сейчас я учусь на филологическом факультете СПбГУ и одеваюсь так, как хочу. Мне абсолютно все равно, что кому-то не нравятся мои шнурки в шашечку или толстовки с капюшоном, потому что все эти годы окружающие не могут закрыть глаза на ярко выраженные субкультуры и постоянно нас оскорбляют. Чаще всего это что-то вроде: «Пи***асы!» (гомосексуалисты. – Прим. ред.), но я с этим давно свыкся и не обращаю внимания даже на подколы со стороны однокурсников.
Visual Key
В буквальном смысле visual key означает «визуальный стиль». Эта субкультура зародилась в Японии в начале 90-х, когда местный панк-рок смешался с глэм-роком и металлом. Этим движением управляли андрогины – парни в женской одежде, париках и на полном марафете. В России этой субкультурой увлеклись в эпоху рассвета аниме и манги – японских мультиков и комиксов, там почти все персонажи андрогинны.
Павел Иванов, 23 года
Мне кажется, что человека, который в 5–10 классах 10 лет назад не смотрел аниме, найти очень сложно. У меня до сих пор на полке стоят 40 манг (аниме-комиксы. – Прим. ред.) про каких-то школьниц, геев из Токио и мой любимый «Трогательный комплекс» про двухметровую телку и ее мелкого парня. Я по этим комиксам, кстати, научился рисовать: там в конце каждой книжки были самоучители. В общем, вся эта японская культура меня прямо с головой накрыла, и я пошел дальше: записался на курсы японского, начал слушать японский рок и делать какие-то сумасшедшие прически. Правда, косметикой я решил не краситься, это было бы слишком. Даже на мой ярко-рыжий ирокез слишком много внимания обращали. А потом мода на все это начала идти на спад, я нормально постригся, съездил в Японию и как-то переболел этой темой. От былых увлечений остались только отличные навыки рисования и знание языка. Сейчас я учусь на журфаке, у нас есть отделение японского языка, и я периодически занимаюсь вместе с японцами. Это классный опыт, и я во многом благодарен тому моему давнему увлечению их культурой.
Скинхеды
Мировоззрение: Россия для русских.
«Регбист», 30 лет
Вся суть скиновства была как в песне «Жизнь на московских окраинах»: белые вагоны, драки за цвета любимой команды, наточенные пряги, арматура в рукаве, пародирование английской моды и тяжелые ботинки, которые шикарно крушили зубы зверей. Такой кружок славян или игра в «300 спартанцев». У меня есть пара ножевых ранений от антифашистов. У нас всегда была и есть банда, в ней больше 300 человек, которые борются за чистоту и порядок в городе, в котором живут. Но все вышеперечисленное не мешает мне оставаться деятелем искусства – сейчас я снимаю короткометражку о моде. В повседневной жизни «гриндера» не ношу — отдаю предпочтение кроссовкам Kenzo, но все еще считаю, что лучший учитель «чистоте» – это выбитый зуб.
Готы, эмо: о чем не знать нельзя
Беседа с психологом Изяславом Александровичем Адливанкиным, занимающимся реабилитацией наркоманов, игроманов, людей, затянутых в тоталитарные секты, и прочих жертв современной «культуры» в Душепопечительском Центре св. Иоанна Кронштадтского на Крутицком подворье в Москве.
— Сопоставимы ли современные субкультуры и те, что были в моде у молодежи лет 20–30 назад, или в нынешних есть нечто принципиально новое, неожиданное?
— Пожалуй, нужно отметить две существенные особенности тех субкультур, о которых мы будем с вами говорить: стремительную быстроту и объем охвата ими человеческой личности, а также их… религиозность. Да-да, религиозный компонент играет все более серьезную роль в подростковых увлечениях! Каков он? — особый вопрос. Я надеюсь, мы сегодня это тоже обсудим. Ну, и еще одна принципиальная особенность — то, что в этих субкультурах участвуют новые люди.
И я имею в виду не возраст, а некие сущностные характеристики. Представители многих современных молодежных субкультур (прежде всего готов и эмо) — это не просто новое поколение. Это именно «новые люди», выражаясь в терминологии известных социальных утопий. Причем хочу сразу подчеркнуть, что особое отличие такого «нового человека» от предшествующего человечества — фатальная духовная и культурная дезориентация. Но обо всем по порядку.
Photo by Valery Sysoev on Unsplash
Мне кажется, сейчас важнее говорить не столько о конкретных субкультурах или новомодных культах, сколько о том, что у значительной части молодежи уже сформировано, так сказать, на «бытовом уровне» мировоззрение, которое совершенно спокойно позволяет войти в самый экстремальный культ и буквально потеряться в нем. Дойти до момента практически полной утраты различения граней между культурным увлечением и реальной оккультно-магической практикой, имеющей место в субкультурах, о которых идет речь. Если с этой точки зрения посмотреть на то, какую музыку, литературу, досуг и прочие составляющие культурного поля предпочитают современные подростки, то обнаружится удивительная картина. То, что для нас было субкультурой, неким дополнением к классической и общепринятой современной культуре, для молодых людей теперь является настоящей и единственной культурой, которая формирует их в целом как личность. Другой они просто не знают и знать не хотят. Все их интересы и увлечения находятся в конкретном субкультурном пространстве.
На наших глазах выросло принципиально новое поколение. Поскольку субкультуры — это реальность наших дней, то молодым людям уже не требуется переступать известные этические барьеры, чтобы войти в какую-то группу, противопоставляющую себя общепринятой культуре. Раньше, в предыдущих поколениях, вхождение в «неформальное культурное пространство» предполагало серьезную мировоззренческую ломку. Сейчас — нет. Сознание уже готово к восприятию самых неадекватных составляющих современных субкультурных увлечений. Ну а дальше существует большое количество рычагов, посредством которых человек затягивается в глубину субкультуры. Причем люди, находящиеся на периферии культа, часто не знают о том, что творится внутри. А ведь в большинстве случаев, если речь идет об известных «темных» культах, их псевдокультурная периферия со всеми ее увлечениями имеет единственной целью ввести человека в область, в которой затем предполагается провести коренное изменение его сознания. Впрочем, сейчас это зачастую бывает лишь некий последний штрих, поскольку коренное изменение сознания происходит значительно раньше. К моменту попадания человека в тот или иной культ оно уже нередко бывает изменено.
Да, может быть, современные молодые люди с детства не играли в вампиров, но они смотрели соответствующие фильмы, читали соответствующие книжки. А нынешние дети уже с пеленок приобщаются к откровенно демонической субкультуре. Причем эта субкультура порой искренне воспринимается молодежью как альтернатива тому реальному злу, в котором мы живем. Узнавая о ведущихся в мире войнах и о прочих негативных явлениях, многие молодые люди видят в субкультурах выход. Расхожий аргумент готов звучит так: «Зато я не шатаюсь по улицам, не пью с утра до вечера пиво, не наркоманю, не хожу с голым животом, а имею строгое черное одеяние». И как доказать им, что в этом может быть скрыто больше опасности, чем даже в обычном разгульном, отвратительном образе жизни? Мы имеем дело с опасной подменой. Там, где зло предлагается под видом некоего добра, противостоящего злу, возникает самая большая проблема.
— Что особенно сильно влияет на формирование такого «смещенного» мировоззрения?
— Для подростков я бы прежде всего назвал жанр фэнтези, ставший необычайно популярным в литературе, в кино, в компьютерных играх. Он значительно затрудняет формирование традиционных ценностных ориентиров у человека, который еще не имеет своего культурного опыта, сформированного образованием, воспитанием и всем культурным образом жизни. Через литературу такого рода очень активно продвигается подмена добра и зла. Подмена тонкая, лукавая, далеко не всегда легко опознаваемая и потому наиболее опасная.
Нас уверяют, что фэнтези типа «Гарри Поттера» учат добру, самоотверженности, самоотдаче и многим другим качествам, которые помогут сформировать хорошего человека. Но тут есть один очень серьезный нюанс. Увлекаясь фэнтези, подросток проникается мировоззрением, характерным для литературы этого рода. Конечно, не в полной мере, но это формирует его взгляд на мир. В каком-то смысле слова это является началом формирования оккультного миропонимания. Дело в том, что когда человек принимает за правду некое ложное духовное откровение, это настоящая духовная катастрофа. И не восходящее ко Христу добро тоже может обернуться катастрофой для любого человека! Если под воздействием книг типа «Гарри Поттера» у ребенка разовьется склонность к мистицизму, то в итоге это стремление, даже существующее подсознательно, способно привести к поиску соответствующих переживаний. Причем необходимо иметь в виду, в каком обществе мы сейчас живем. Для советских детей мистицизм был условностью, сказкой. Сейчас же религиозность вновь становится внутренней потребностью человека. Мистика уже не воспринимается как некая выдумка. Колдуны, экстрасенсы открыто предлагают свои услуги. Многие фильмы, компьютерные игры, литература формируют у людей оккультное мировоззрение. Мы, даже если в детстве мечтали стать волшебниками, не знали, как это сделать.
А сейчас можно пойти на курсы магии, можно позвонить по телефону, договориться и пройти инициацию. Мы живем в мире, который пронизан мистицизмом. Его практическая сторона открыта и доступна. Поэтому сейчас погружение ребенка в мир магии крайне опасно.
— Что еще влияет на формирование мировоззрения современных подростков?
— Конечно рок-музыка. Причем тут большую роль играет научно-технический прогресс. Предыдущие поколения слушали музыку периодически. Нынешнее нередко слушает ее целый день, не расставаясь с наушниками ни на минуту. В субкультурах всегда существует некий специфический музыкальный жанр. Но мы бы не говорили о серьезном влиянии музыки на подсознание, если бы ее прослушивание было кратковременным. Даже о духовной составляющей можно было бы тогда не говорить. В конце концов, мало ли что ты слышишь по радио! Но если это занимает подавляющую часть времени, да еще сопровождается соответствующими текстами, более мощного инструмента воздействия на психику просто не существует. Роль этого фактора пока недооценивают. Кажется, что на фоне всего остального пристрастие молодежи к рок-музыке несущественно. А все как раз наоборот.
— Наиболее яркими представителями молодежных субкультур являются готы. Как вкратце можно определить идеологию готов?
— Такие субкультуры, как готы или эмо, нельзя рассматривать в качестве простого молодежного увлечения. В них существует религиозно-мистическая компонента. А когда человек соприкасается с ней, она входит в пространство его увлечений и начинает действовать. И тогда все эти увлечения приобретают совершенно иную основу и иное продолжение. Например, эмо и готы носят на себе сатанинскую символику. Они сами могут не придавать этому значения, но тут вступают в силу духовные законы, и известные духовные силы обязательно придадут этому акту особое значение. Собственно и «организовав» его, закулисный мир входит в жизнь таких ребят и начинает на нее влиять. Но, конечно, понимают это далеко не все и далеко не сразу. Подростков привлекает прежде всего внешняя сторона: сама мода, налет романтики, тайны, изысканности. Привлекает обособленность группы, чувство некоего, если хотите, избранничества. Ведь в готы идут ребята умные, достаточно эрудированные, по-своему интеллектуальные. По сравнению со многими другими молодежными тусовками готические вечеринки выглядят более культурно, утонченно. Подросток со сниженными интересами будет чувствовать себя там как слон в посудной лавке. Надо отметить, что многие готы так и останавливаются на периферии культа, не заходя далеко. Другое дело, что заигрывание с тьмой в любом случае опасно, поэтому тешить себя надеждой, что мой сын или дочь далеко не зайдут, не стоит. Надо четко понимать, что во введении подростка в тот или иной темный культ есть определенная цель. Для темных сил она извечная: это погубление человека. Процесс втягивания в культ вполне отработан. Человек проходит ряд этапов, начиная с моды и увлечений и заканчивая совершением некоего акта, означающего инициацию. Этот акт нередко выглядит весьма неприглядно и может быть связан с кровью.
В самом безобидном варианте это будут царапины на руках. Помните, как рыцари приносили клятву, скрепляя ее кровью? Делали надрезы на запястьях и прикасались порезанными местами друг к другу, смешивая кровь. Но нередко мы сталкиваемся и со случаями вампиризма. В подробности вдаваться не хочу. Скажу только, что столь тяжелого повреждения человека, какое происходит после такого акта, мы не наблюдаем ни у наркоманов, ни у адептов других душевредных культов. Нам даже известны случаи формирования зависимости от употребления крови! Конечно, этому подвержены не все подростки, причисляющие себя к готам. Но возрастная группа, начиная с 15–16 лет, является в данном аспекте группой риска.
— Почему именно они?
— Как правило, такого рода актами кто-то руководит. Эти руководители, опасаясь уголовного наказания, избегают втягивать в них малолеток. А подростки 15–16 лет составляют серьезную группу риска. Но надо понимать и другое. Прежде чем подобный акт произойдет, должно произойти формирование человека, его мировоззрения. Надо, чтобы он открылся и воспринял идеи, которые позволят ему впоследствии совершить этот последний шаг. Для меня, поскольку я достаточно глубоко изучил идеологию готов и разгребаю последствия их «увлечений», совершенно очевидно, что это не просто культ тьмы, а культ самоубийства.
Контркультурная диверсия
Течение же эмо, в которое вливаются дети еще более младшего возраста, представляет собой суррогат готики. Если говорить совсем коротко, то это некий культ истерии. В подростковой среде его внедрить совсем нетрудно. И раньше была мода на «настроения»: девочки «интересничали», напрашиваясь на вопрос: «Почему ты грустишь?» И некоторые мальчики ходили с нарочито печальным видом, этакие Пьеро. И мы тоже могли думать: «Ах, я покончу с собой, и тогда она узнает, как я ее любил». Но это были фантазии, которые, как правило, не имели продолжения. У эмо же, наоборот, подобные фантазии очень часто имеют реальное продолжение. Если переводить вопрос в духовную плоскость, то я скажу так: фантазии предыдущих поколений были человеческими фантазиями. А тут явственно ощущается присутствие некоей темной духовности. Некоей демонической силы, которая развивает эти фантазии и ведет их дальше. Может быть, мое мнение кого-то удивит, но я считаю наиболее опасной из всех известных ранее субкультур именно эмо.
Почему? Любая субкультура имеет свою историю и предысторию. Она постепенно составлялась из увлечений молодежи, из музыки, из каких-то более ранних культурных направлений и жанров. Эмо же, на мой взгляд, в чистом виде диверсия. У нее нет своей истории. Конечно, мировоззрение для ее принятия было подготовлено предыдущими субкультурами, в том числе готикой, но сама она не складывалась постепенно, а появилась сразу как нечто завершенное, комплексное и стала прививаться в самой юной среде. То есть произошел некий вброс. И именно в этой самой юной среде действуют самые простые механизмы по погублению личности как таковой! Дети, приобщившиеся к субкультуре эмо, абсолютно дезориентированы. А субкультура эмо — хотя строго говоря, она даже субкультурой не является, поскольку являет собой некое искусственно сконструированное новообразование, не связанное ни с чем предыдущим, — в свою очередь делает детей настолько духовно открытыми, что те примитивные механизмы, которые тут действуют, позволяют просто свести человека на нет. Оглянувшись назад лет через десять-пятнадцать, мы, вполне вероятно, увидим, что наибольшее число смертей — в самом прямом смысле слова! — вызвала эта, с виду совершенно безобидная, субкультурка. В духовном смысле субкультура эмо представляет собой некий суррогат сатанизма для детей.
Если посмотреть, что сами эмо пишут о себе, что и как рекламируется на их сайтах, и вспомнить, что это дети от 11 до 14–15 лет, то возникнет шоковое состояние. Запредельный цинизм, грубость, извращения, разврат.
А они не считают это развратом. Для них это просто не проблема. Понимаете? Это и есть другое мировоззрение. Принципиально другое. Большинство взрослых пока этого не понимают. Не понимают они и того, что нынешнее увлечение субкультурами не проходит, как в свое время проходили у нас увлечения той или иной модой. Да, мы увлекались самыми разными вещами, далеко не всегда душеполезными. Но мы не приобщались к демонизму! Это кардинальная разница. Сколько я знаю готов — а я, поверьте, знаю их немало, — никто из них не вышел из этой субкультуры без серьезных потерь. На выходе нередко бывает разрушенная личность. Даже те, кого нам вроде бы удалось вырвать из этого культа, не могут полноценно вписаться в нормальную жизнь. Они не могут понести той колоссальной тяжести, которая обрушилась на них из-за соприкосновения с темными силами. Практически все начинают пить. Многие попадают в психиатрическую больницу. Причем врачи не осознают духовной специфики этой проблемы. Мы сталкиваемся с тем, что когда такой ребенок попадает в клинику, то через некоторое время он действительно становится психически больным. У него возникают органические нарушения психики. Эмо — еще более тяжелый «культик». Говорить о перспективах ребенка, который пребывал в нем достаточно долгое время, довольно затруднительно. О полной реабилитации говорить не приходится.
— Что сказать родителям, чьи дети еще не попали под влияние субкультур?
– Не расслабляйтесь, это очень опасно. С тьмой нельзя заигрывать ни в каком виде. Особенно когда это делает несформированная детская душа. Мы нередко рассчитываем, что тьма все-таки не до конца черная, что она не тронет ребенка. Но сатана беспощаден. Его задача — погубить человека. Для юной души даже небольшое соприкосновение с демоническим миром может отразиться на всей последующей жизни. Оно может непоправимо изуродовать юную душу. Поэтому надо сделать все, чтобы темный мир не коснулся ребенка. А для этого придется немало потрудиться.
— Какова позиция государства в вопросе молодежных субкультур?
— Государство в этом ничего не понимает.
— Но ему надо попытаться понять, или пусть так все и остается «на волю волн»?
— Если государство позволяет развиваться откровенному сатанизму, я считаю, что оно совершает одно из самых тягчайших преступлений. Другое дело, что государство не обладает механизмом различения. Но все же есть вещи, которые не требуют особенного определения. Нормальное общество всегда их отторгало. Если государство сейчас не понимает таких вещей, это очень прискорбно. Я недавно был на приеме у одного высокопоставленного чиновника. Он пригласил к себе помощника в чине генерала. Тот пришел и положил на стол папку, на которой были вытеснены перевернутая пятиконечная звезда, морда козла и еще какая-то сатанинская символика. Конечно, генерал никакого отношения к сатанистам не имеет и в их символике не разбирается. Ему просто подарили эту папочку, и она показалась ему эффектной. Но есть вещи, которые не надо понимать! Они отторгаются на культурном уровне. Их не надо объяснять. И если человек в серьезной светской организации ходит с такой папочкой, потому что она ему понравилась, нетрудно предположить, что с духовным состоянием этого человека не все в порядке. К сожалению, мы сейчас живем в обществе, которое уже не отторгает подобные вещи на культурном уровне, исходя из своего культурного базиса. Мне приходилось беседовать с руководителями школ, где организовывались «готические» вечеринки. На стенах висели плакаты с сатанинской атрибутикой. Я убедился в том, что глупо говорить о сакральном значении этой атрибутики людям, которые в этом не смыслят. Тебя примут за сектанта или за нездорового человека. Будем надеяться, что воцерковление общества и государственных деятелей в том числе поможет навести порядок в данном вопросе.
Беседу вела Т. Л. Шишова
Готы и смерть
Комментарии
Предлагаем вниманию читателей комментарии на сообщение о связи эстетики готов со смертью, опубликованное на одном из интернет-сайтов, посвященных готской тематике. Текст сообщения мы не приводим по моральным и эстетическим причинам. Стилистика комментариев сохранена полностью. Орфографические ошибки исправлены, непечатные выражения заменены.
Гот-вампир – 22 Aug, 2008 – 12:25:19
Все, что пишут в Интернете о готах – полнейшая чушь. Действительно готы не помешаны на идее самоубийства и на смерти вообще. Считаю глупым, когда с огромным интересом рассматривают готов, ведь готы – такие же люди, только с определенным мировоззрением, внутренним миром и интересами. У настоящего гота, как и у представителей других направлений, на первом плане стоит идеология. Но это вовсе не значит, что гот строго следует по определенным правилам. Несмотря на то, что ты гот, ты должен оставаться самим собой, иначе ты просто копируешь чужие идеи.
Анна – 19 Sep, 2008 – 16:57:58
готы супер вот и все
новенький готик – 20 Sep, 2008 – 14:16:27
А меня бесят эмо. ЛОХИ.
ГОТЫ супер.
GothiCSouL – 03 Oct, 2008 – 21:23:04
Готика это НЕ САМОУБИЙСТВА. Мы не режем себе вены, как ЭМО! Я еще не знаю ни одного гота, который порезал себе вены! (по крайней мере, из моих друзей).
Да, я сплю в гробу, прогуливаюсь с друзьями по кладбищу, моя комната похожа на склеп, но у меня никогда не было депрессий, и я не знаю, что это такое.
Мне лично нравится эстетика готики: музыка, стиль одежды и жизни!:) А ЭМО на самом деле придурки! А Еmo-киды думают, что резать вены это круто и пафосно! Готика – супер. Готы бессмертны.
Гот superstar – 11 Oct, 2008 – 15:09:46
Непонятно, отчего готы, будучи готами, относя себя к столь необычному течению и вообще состоянию души, постоянно хотят самоутвердиться за счет унижения эмо, перестаньте вы говорить об эмо, пытаясь сказать, что готика вам по душе, к тому же среди готов есть такие же позеры, как и среди эмо, и фриков, и нефоров, и всех остальных; если внимательно читать все, что здесь есть, можно понять, что готику одними какими-то словами не назовешь, все они, будучи готами, на самом деле абсолютно разные, кому-то по душе кладбище и его звенящая тишина, кому-то чисто музыка, кто-то ассоциирует готику со смертью, кто-то без ума от готического стиля и атрибутов, кто-то увлечен в сексуальном плане, и все это, да, готика!
Freya – 29 Nov, 2008 – 17:24:23
Я тоже гот. Я обожаю ЧЕРНОЕ.
АЛЬБИНА – 06 Dec, 2008 – 19:09:48
Готика является важной частью моей жизни, хотя многие мои друзья меня не понимают и плетут о готах всякую чушь. Хотя мне самой не все в готике приходится по душе. Я за короткий промежуток времени успела побыть кем только можно, но именно в готике я нашла себя.
Лара – 14 Jan, 2009 – 21:13:38
Да вы просто помешанные.
Петя – 03 Feb, 2009 – 18:41:48
Готика – это нечто величественное и романтичное. Очень неприятно, когда о готах отзываются как об отморозках и т.д… Мы уже долго изучаем этот вопрос и пришли к выводу, что готы – это просто особые мрачные романтики.
АПОКАЛИПСИС – 26 Mar, 2009 – 09:20:12
Я не просто гот. Готы и готессы из Ростова-на-Дону, свяжитесь со мной.
(далее e-mail автора сообщения)
Анна – 14 May, 2009 – 21:09:26
Я просто в шоке после прочитанного, особенно меня шокировал пост Альбины.
Альбина, обращаюсь к вам лично, если вы любите черную одежду, то это еще не значит, что вы гот. Прежде всего нужно быть готом в душе, а по одежде можно говорить многое.
Drake – 20 May, 2009 – 04:00:05
Готы – это не кладбище, не идеология, не мировоззрение, не прочая чушь, что тут написана. Это прежде всего музыкальная субкультура и никак иначе. Стиль и музыка – вот особенности готской субкультуры.
Gothic_oldschool – 04 Jul, 2009 – 21:47:56
Готика – это, скажем, прекрасное в ужасном.
MAGYKAS – 09 Sep, 2009 – 15:52:55
Готы – это люди с психическими отклонениями.
джона – 08 Oct, 2009 – 20:44:36