Что такое эмиссия облигаций
Что такое эмиссия ценных бумаг и зачем ее проводить
Причиной эмиссии может быть изменение уставного капитала, деноминация, индексация основных средств. Подробнее о сути эмиссии, порядке проведения читайте в статье.
Что такое эмиссия акций?
Эмиссией акций (облигаций и других активов) называют выпуск их в обращение в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ. После процедуры эмитент запускает акции в листинг на бирже (добавление в список финансовых инструментов) для начала торговли.
Эмитент вправе провести выпуск сразу на нескольких биржах: Швейцарской, Московской, Лондонской, Санкт-Петербургской, NASDAQ, NYSE и др. Единственным сдерживающим фактором от выпуска ценных бумаг сразу на всех фондовых биржах является необходимость вступительного взноса и ежегодная абонентская плата. Поэтому даже такие крупные компании, как Сбербанк, «Газпром» или «Лукойл» размещают активы на нескольких, но не на всех площадках. Иначе высокая плата за услуги фондовых рынков сведет на нет прибыль, которую планируется получить с продажи ЦБ.
Цель проведения эмиссии акций
Чем регулируется процедура проведения эмиссии акций?
В России процедура эмиссии регламентируется законодательством. Стандарты представляют собой документы, описывающие все этапы и правила их проведения. Сроки эмиссии зависят от разных факторов:
Срок регистрации акций в РФ:
Согласно законодательству РФ, от момента принятия решения до регистрации ЦБ должно пройти не больше:
Типы эмиссий
Процедура эмиссии
Стандартная процедура состоит из нескольких этапов:
При нарушении последовательности этапов контролирующие органы процедуру могут признать недобросовестной, а в эмиссии откажут.
Принятие решения об эмиссии
Решение о выпуске ценных бумаг принимает совет директоров или исполнительный орган компании (собрание акционеров), результат документируется. В документ включают сведения:
Составление проспекта ценных бумаг
Документ составляется по стандартной форме. В проект включаются сведения о финансовом состоянии эмитента, прошлых выпусках, если таковые были. Проспект в обязательном порядке составляется, если планируется реализовать активы более чем 500 желающим.
Справка: проспект представляет собой аналог паспорта эмитента. Содержит сведения о компании, готовящихся к выпуску ценных бумагах. Необходим регистраторам и инвесторам для максимально полного представления об эмитенте.
Проспект включает сведения:
Государственная регистрация
Эмиссия любых активов должна сопровождаться государственной регистрацией. Утверждается решение и проспект. По закону срок регистрации с момента принятия решения длится 1–3 месяца. Причины отказа в регистрации:
Регистрация проводится Банком России.
Раскрытие информации
После госрегистрации эмитент размещает информацию из проспекта в открытых источниках, чтобы инвесторы ознакомились с планируемым мероприятием. Отсутствие информирования и утаивание информации чревато расследованием со стороны регулятора, снижением доверия потенциальных инвесторов вплоть до падения котировок на фондовом рынке. Информация раскрывается персональным уведомлением акционеров, публикацией в СМИ, на официальном сайте эмитента.
Размещение ценных бумаг
Публичное
Активы после размещения может купить любой желающий. Публичное размещение классифицируется с применением английских терминов:
При публичной (открытой) продаже эмитент обязан зарегистрировать проспект, раскрыть информацию. Применяется, когда объем выпуска ЦБ свыше 50 тыс. МРОТ, а число инвесторов более 500 физических и юридических лиц.
Закрытое
При таком варианте размещения бумаги доступны лишь узкому кругу лиц. Еще одно название – Private placement, такое размещение сопровождается регистрацией, но не требует публичного анонса, подготовки проспекта и раскрытия информации. Применяется, если объем выпуска до 50 тыс. МРОТ, а количество акционеров до 500.
Распределение
Бумаги выпускаются для определенного круга лиц. Вторичный выпуск с распределением акций эмитент проводит за собственный счет компании или акционеров. Деньги могут быть:
Конвертация
В этом случае ценные бумаги не подлежат продаже, только обмену (конвертации). Метод подходит и для акций, и для облигаций. Под конвертацией подразумевают замену одного типа либо категории ценных бумаг другим. Варианты:
Конвертация предполагает, что источником средств становятся акции прошлых выпусков. Во время процедуры они конвертируются в облигации либо в акции нового выпуска.
Эмиссия является важным процессом для компаний, нуждающихся в привлечении крупных сумм. Инвесторам процедура дает возможность узнать максимум точных сведений об эмитенте. Достоверная и прозрачная информация из открытых источников позволяет принять обдуманное решение до момента инвестирования средств в те или иные ценные бумаги.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Шпаргалка для инвестора: облигации
Рассказываем, что такое облигации и как они работают.
Облигация — это долговая ценная бумага, которая в основном выпускается на ограниченный срок.
В сделке присутствуют две стороны:
Эмитент — структура, выпустившая эти ценные бумаги для привлечения дополнительного капитала. Эмитент обязан возвратить держателю облигации занятую у него сумму и выплатить определенный процент (купон), если это предусмотрено проспектом эмиссии.
Инвестор — покупая облигации эмитента, по сути предоставляет собственные средства во временное пользование и получает за это доход.
Инвестор выбирает комфортный для его инвестиционных целей срок обращения облигаций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Конкретные условия, а именно номинальная стоимость бумаги, периодичность процентных перечислений (купон) и сроки, определяются во время эмиссии.
Для совершения операций с облигациями можно открыть брокерский счет и совершить сделку.
По типу получения дохода облигации бывают процентные и дисконтные.
Наиболее распространенный тип облигаций, обращающихся на российских биржах, процентные облигации — эмитент выплачивает периодический процент (купон) в течение срока обращения облигации. Купоны могут выплачиваются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно в зависимости от условий бумаги.
Процентные облигации могут быть:
• С фиксированным купоном — определенный процент от номинальной стоимости выплачивается через установленные заранее промежутки времени. Процентная ставка по облигации известна с момента выпуска и, как правило, одинакова на весь срок обращения бумаги. Для такой бумаги можно составить график купонных выплат с точными суммами и однозначно рассчитать доходность к погашению.
• С переменным купоном — купон фиксируется до даты оферты, после которой процентная ставка меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. До оферты новая процентная ставка неизвестна. Такой механизм позволяет эмитенту снизить процентный риск, особенно если выпуск размещается в период высоких процентных ставок с перспективой их понижения. А у инвестора появляется возможность досрочно погасить эти облигации по оферте. В промежутках между офертами такие бумаги ничем не отличаются от облигаций с фиксированным купоном с той лишь разницей, что доходность корректно считать не к дате погашения, а к дате ближайшей оферты.
• С плавающим купоном — процентная ставка привязана к изменению какого-либо индикативного финансового инструмента. Например, к ключевой ставке Банка России, индексу потребительских цен, ставке RUONIA, курсу доллара и др. Как правило, рассчитать размер купона по таким бумагам можно не дальше, чем на один купонный период. Формула расчета публикуется эмитентом и доступна всем инвесторам. Недостаток — будущую доходность можно лишь прогнозировать. Преимущество — позволяет застраховаться, например, от внезапного изменения рыночных процентных ставок.
Дисконтные (бескупонные) облигации — выплата купона не предусмотрена. Изначально размещаются ниже номинальной стоимости. Доход инвестора составляет разница между ценой покупки бумаги и ценой погашения/продажи.
• Погашение номинала полностью в конце срока. По умолчанию сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения облигации. Такой тип погашения является самым распространенным среди бумаг на Московской бирже.
• Облигации с индексируемым номиналом. Иногда для облигации плавающим является не купон, а номинальная стоимость бумаги. Такой вид ОФЗ имеет преимущества в моменты высокой инфляции или как страховка от будущего ускорения роста цен.
• Облигации с амортизируемым долгом. Для большинства облигаций, обращающихся на Московской бирже, сумма номинала выплачивается инвестору в полном размере в дату погашения. Однако эмитенту может быть неудобна такая форма заимствований, при которой к дате погашения придется аккумулировать крупную сумму денег для погашения выпуска. Тогда он выпускает облигацию с амортизируемым долгом, номинал которой погашается частями вместе с купонными выплатами. Эмитенту это позволяет распределить выплату долга равномерно на весь период обращения. Часто такие бумаги встречаются среди муниципальных облигаций. Инвестору такой тип погашения менее выгоден: после получения части номинала следующие купоны начисляются на остаток стоимости бумаги, за счет чего суммарный доход получается меньше. Однако этот тип облигаций может быть удобен в периоды низких процентных ставок, когда ожидается их повышение. Тогда возвращенную часть номинала можно будет реинвестировать под более высокий процент.
Цены облигаций могут изменяться в зависимости от макроэкономической ситуации и событий, влияющих на деятельность компании-эмитента. Инвестору следует помнить о возможных рисках при инвестировании:
Риск дефолта. Фиксируется в случае, когда эмитент не в состоянии выполнить финансовые обязательства по ценным бумагам и объявляет себя банкротом. В этом случае инвестор может потерять вложенные деньги: в отличие от депозитов они не защищены системой страхования вкладов.
Облигации не идентичны по уровню кредитного риска в зависимости от типа эмитента. На рынке обращаются государственные, субфедеральные, муниципальные, корпоративные облигации.
• Государственные облигации — эмитентом выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Самые распространенные бумаги этой категории — это облигации федерального займа (ОФЗ): обычно обладают относительно высокой ликвидностью, широким выбором сроков инвестирования, низкой вероятностью дефолта эмитента. Из недостатков можно отметить невысокую доходность, которая является компенсацией за низкий кредитный риск.
• Корпоративные облигации — это долговые бумаги отдельных компаний. Их отличает большая, чем по ОФЗ, доходность. Часто купон по ним является переменным.
• Субфедеральные и муниципальные облигации. Эмитент — субъекты РФ (субфедеральные) и муниципальные образования (муниципальные). Рынок этих облигаций небольшой, что сказывается и на ликвидности. При этом доходность у бумаг немного выше за счет более низкой надежности. Покупать облигации регионов из-за более высокой доходности и считать их при этом равными по надежности государственным некорректно.
Инфляционный риск. Прибыль по ценным бумагам и фактический доход стоит корректировать на размер инфляции. При неблагоприятной экономической ситуации существует риск получения отрицательной реальной доходности, когда получаемый процент не покрывает инфляцию. Долгосрочные инвестиции больше подвержены инфляции, нежели краткосрочные.
Процентный риск. Наблюдается при росте среднерыночной ставки по облигациям со схожими условиями. Облигации с процентом ниже рыночного снижают доход инвестора. На этот вид риска, как правило, влияет ключевая ставка ЦБ РФ. Чем длиннее облигация по сроку, тем больше ее цена зависит от изменения процентных ставок.
Риск реинвестирования. Предполагает реинвестирование полученных доходов (купонов) по сниженной процентной ставке по сравнению с приобретенной. Этот риск проявляется при падении процентных ставок на протяжении длительного периода.
Валютный риск. Инвестирование может проходить как в российском рубле, так и в евро или долларах. Вложение в иностранные активы сильно зависит от колебаний курса валют.
По законодательству все расчеты на территории РФ осуществляются в рублях. Подавляющее большинство облигаций, обращающихся на внутреннем рынке и доступных для частного инвестора, номинированы в национальной валюте. Торги проходят главным образом на Московской бирже.
Облигации, номинированные в иностранной валюте (в основном в евро и долларах США), называются еврооблигациями. Основные объемы торгов еврооблигаций проходят на внебиржевом рынке, некоторые бумаги доступны и на Московской бирже.
Кредитный риск. Важным показателем при анализе облигаций является кредитный рейтинг. Снижение платежеспособности эмитента отражается на его репутации на рынке ценных бумаг и цене облигации.
Кредитный рейтинг — это оценка эмитента на основе комплексного анализа компании, учитывающего финансовое состояние, качество корпоративного управления и уровень бизнес-рисков. Агентство формирует мнение о кредитоспособности компании в целом или относительно ее конкретных обязательств. По сути, присваивая рейтинг, оценивается способность эмитента облигаций выполнять взятые на себя финансовые обязательства по этим облигациям, то есть погасить их вовремя и выплатить по ним доход.
Разные выпуски облигаций могут иметь разный рейтинг, даже у одной и той же компании. А отсутствие кредитного рейтинга выпуска означает отсутствие мнения кредитного рейтингового агентства о кредитном риске данного выпуска облигаций.
Рейтинговая шкала — это система рейтинговых категорий, отражающая мнение Агентства о вероятности дефолта. Выражаются в буквах и символах, от самого высокого уровня надежности (например ААА) до самого низкого (ССС). Единой общемировой или даже общероссийской системы рейтингов не существует. Однако кредитные рейтинги разных агентств, особенно высокие, обычно сопоставимы друг с другом.
Вместе с рейтингом агентства публикуют прогноз по нему: например, «стабильный», «позитивный» или «негативный». Он показывает, ожидают ли аналитики, что финансовое положение организации в ближайший год изменится и в какую сторону.
Агентство пересматривает рейтинг той или иной компании на регулярной основе.
Ликвидность — это способность актива быстро и без потерь в стоимости быть купленным или проданным по рыночной цене. При выборе облигации инвестору стоит обращать внимание на показатель ликвидности.
Риск ликвидности заключается в вероятности не продать облигации раньше окончания срока действия по справедливой цене. Особенно, если инвестор принимает решение срочно продать принадлежащие ему облигации — покупателя может просто не найтись. Этот риск возможен при низкой известности эмитента и небольшом количестве сделок с его долговыми ценными бумагами.
Облигации можно подразделить на:
— Высоколиквидные облигации — это облигации, которые можно продать без снижения их цены;
— Низколиквидные и неликвидные — маловероятно продать за короткий промежуток времени, не снизив их стоимость.
На что еще стоит обращать внимание при оценке ликвидности
• Среднедневной оборот торгов — чем больше сделок по облигации проходит в течение дня, тем больший объем бумаг может реализовать инвестор в короткие сроки.
• Оборот, включающий в себя только крупные сделки — согласно некоторым теориям, оборот отдельно по категориям сделок может оказаться более показательным для оценки ликвидности, чем значение совокупного оборота.
• Количество дней без сделок — чем больше число таких дней, тем менее ликвидна облигация
• Объем выпуска — чем больше бумаг находится в обращении, тем больше вероятность реализовать необходимый объем через торги на бирже.
• Кредитный риск — зачастую более рискованные облигации высокодоходными в большей степени подвержены спекуляциям, соответственно, активность торгов по ним выше и выше ликвидность.
• Волатильность — повышенная волатильность также может позитивно повлиять на оборот торгов и ликвидность облигации.
• Публичность эмитента — чем больше компания раскрывает информации о своей деятельности, тем более привлекательными являются ее ценные бумаги.
• Встроенные в облигацию опции — такие особенности, как конвертируемость, наличие оферт put/call и другие опции также могут повлиять на ликвидность облигации.
Налогообложение операций с ценными бумагами регламентируется статьей 214.1 части 2 Налогового Кодекса РФ. Ставка налога на доходы физических лиц резидентов РФ составляет 13%.
C 2021 г. купоны по всем облигациям без исключения, включая ОФЗ, муниципальные и корпоративные, независимо от даты выпуска и величины купонной ставки входят в налоговую базу и облагаются налогом по ставке 13% (15% при превышении совокупного дохода 5 млн руб.). Налоговым агентом выступает брокер.
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ
ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ
«Форма выпуска облигаций имеет свои особенности в части необходимых этапов подготовки и предоставляемых документов. Программа облигаций позволяет использовать гибкий подход к привлечению финансирования путем размещения облигаций.»
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ И БИРЖЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ. ПРОГРАММЫ БИРЖЕВЫХ ОБЛИГАЦИЙ
1. Базовые требования, участники процесса и направления работ
ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ЭМИССИИ ОБЛИГАЦИЙ
Первыми шагами в подготовительной работе являются проверка соответствия эмитента и будущего инструмента базовым требованиям нормативного регулирования (схема 1), анализ факторов инвестиционной привлекательности инструмента и выработка возможных мер по ее повышению. Закон позволяет размещать облигации без регистрации проспекта, базовые требования в этом случае имеют особенности[1].
Схема 1. Базовые требования для допуска облигаций к размещению
Схема 2. Проспект не требуется:
* в данном материале рассматриваются только выпуски с обращением на организованных торгах биржи, выпуски коммерческих облигаций с регистрацией в НРД и внебиржевым обращением не рассматриваются.
Последний вариант означает, что проспект регистрируется одновременно с Программой. Таким образом, он распространяется на все выпуски, размещаемые в рамках программы в течение года, и регистрировать с каждым выпуском его не надо.
Законодательство позволяет, условно говоря «опытным» эмитентам, вместо проспекта предоставлять на регистрацию уведомление о составлении проспекта. Это означает, что эмитент, тем не менее, составляет проспект, утверждает его уполномоченным органом и публично раскрывает, при этом на регистрацию программы/выпуска проспект не предоставляется. Получение Биржей или ЦБ РФ уведомления о составлении проспекта влечет за собой те же правовые последствия, что и регистрация проспекта[4]. Такая возможность есть при одновременном соблюдении условий:
Это относится к эмитентам, уже имеющим опыт размещения облигаций, поэтому далее в данном материале этот случай подробно не рассматривается.
Биржевые VS корпоративные облигации
Выпуск в рамках Программы или без нее?
Единичные выпуски в настоящее время осуществляются при размещении в основном инструментов с особенностями (структурных, субординированных и т.д.), либо в каких-то частных случаях. Подавляющее большинство стандартных сделок на рынке осуществляется в рамках Программ облигаций.
Вывод:
Таким образом, если эмитент предполагает активное длительное присутствие на публичном долговом рынке, оптимальным вариантом для него является регистрация Программы биржевых облигаций с проспектом и размещение выпусков в рамках нее. На схеме 3 представлены участники процесса подготовки и размещения облигаций, а также их основные функции.
Схема 3. Участники процесса и направления работ при подготовке выпуска облигаций
2. Эмиссионные документы для облигаций
Действующее законодательство предусматривает различные конфигурации эмиссионной документации в зависимости от того, сопровождается ли эмиссия регистрацией Проспекта и на каком этапе, осуществляется ли эмиссия в рамках Программы или нет.
Схема 4. Конфигурации эмиссионной документации
Наиболее удобным и распространенным вариантом на рынке является первая конфигурация. Появление такого инструмента, как Программа облигаций, в свое время было прорывом на рынке долгового капитала. Программа позволяет использовать более гибкий подход к привлечению финансирования путем размещения облигаций. Инструмент заработал в 2015 году и сразу приобрел широкую популярность среди эмитентов.
Программа представляет собой зарегистрированный пул облигаций крупного объема, в рамках которого эмитент имеет возможность «конструировать» отдельные выпуски с нужными параметрами, соответствующими текущим потребностям эмитента и запросам инвесторов. По мере размещения отдельных выпусков общий объем Программы уменьшается. Размещение выпусков в рамках Программы можно осуществлять в течение срока ее действия, который, как правило, не ограничен. Таким образом, потратив усилия на регистрацию Программы один раз, далее эмитент имеет возможность оперативно привлекать финансирование путем регистрации и размещения отдельных выпусков в рамках Программы с удобными параметрами в текущий период времени. Данная конфигурация предполагает регистрацию Проспекта ценных бумаг одновременно с Программой. В этом случае Проспект распространяется на все выпуски в рамках Программы, размещаемые в течение одного года. Для размещения выпусков в рамках Программы по прошествии одного года действующее законодательство предусматривает регистрацию нового Проспекта.
Базовая конфигурация эмиссионной документации представлена на схеме 5.
Сведения, которые указываются по усмотрению эмитента, и могут быть отнесены на решение о выпуске:
Сведения, содержащиеся в Проспекте ценных бумаг, должны отражать все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении облигаций. Ответственность за их полноту и достоверность несет эмитент.
3. Краткое описание процесса эмиссии облигаций
Этапы эмиссии в соответствии с законом[9]
I Принятие решения о размещении. Решение о размещении может предусматривать размещение нескольких выпусков в рамках программы (решение об утверждении программы)
II Регистрация выпуска
Схема 6. Этапы эмиссии на практике
Процесс сделки по размещению биржевых облигаций в рамках программы
Ниже рассмотрены основные фазы сделки в случае применения базового варианта – регистрации программы биржевых облигаций одновременно с проспектом и последующем размещении выпусков в рамках программы.
1. Подготовительная фаза
Для дебютного эмитента это самый трудоемкий и длительный этап.
Зачастую на подготовительном этапе эмитенту помогает один организатор, а синдикат организаторов формируется после регистрации программы на этапе подготовки отдельного выпуска.
Для допуска на Биржу эмитенту предстоит пройти процедуру KYC с представлением презентации, а также других документов по требованию биржи и проведением интервью.
Параллельно с этим начинается подготовка программы и проспекта. Основные усилия здесь требуются для сбора информации внутри компании для формирования документов.
На данном этапе осуществляется подготовка аудированной МСФО за 3 года + 6 месяцев (в случае ее отсутствия) для включения ее в проспект, а также аудит РСБУ за 3 года (в случае отсутствия).
Параллельно с этим осуществляются следующие процессы:
— подключение необходимых личных кабинетов и настройка ЭДО ;
— приведение корпоративного управления в соответствие с требованиями для котировального списка 1 уровня, в случае намерения включить облигации в него;
— подготовка к приобретению статуса инсайдера (подготовка соответствующих положений, настройка внутренних процессов);
— получение рейтинга (в случае его отсутствия).
На данной стадии целесообразно также получить согласие на совершение крупных сделок СД / ОСА / ОСУ по размещению облигаций (если требуется). Закон позволяет также принимать решение о последующим одобрении (после совершения крупных сделок).
Программа и проспект подписываются ЕИО или уполномоченным должностным лицом (по доверенности).
Подготовительный этап может занимать от полутора-двух до нескольких месяцев в зависимости от стартовых условий.
2. Активная фаза сделки
Совместно с организаторами определяются предварительные параметры выпуска и запускается road-show (премаркетинг, презентация, встречи с инвесторами), которое для дебютного размещения требует примерно 3-4 недели.
Регистрация отдельного выпуска в рамках программы БО в зависимости от обстоятельств может осуществляться заранее, до начала road-show, или параллельно с ним. Нормативный срок регистрации – 7 рабочих дней. Одновременно с регистрацией осуществляется листинг. При этом эмитенту не обязательно знать точный объем выпуска на данном этапе. Действующее законодательство позволяет определиться с объемом позднее.
По окончании road-show назначается дата книги. В дату книги инвесторы заявляют намерения об участии в размещении по приемлемой для них ставке купона и объему. В этот момент достигаются договоренности между рынком и эмитентом, денежные расчеты еще не происходят. По итогам закрытия книги в зависимости от спроса и потребностей эмитента определяется ставка купона, а также финализируется объем выпуска.
После закрытия книги завершаются технические процедуры по допуску к размещению и через 1-2 дня осуществляется собственно «размещение» – расчеты на Бирже и отчуждение облигаций первым владельцам. Инвесторы получают облигации, а эмитент – денежные средства. Как правило, в этот же день начинается вторичное обращение облигаций.
Корпоративные решения во время активной фазы:
Решение о выпуске и ДСУР не требуют утверждения, подписываются ЕИО или уполномоченным должностным лицом.
Решения о формате размещения, дате книги, дате размещения, ставке купона и др. принимаются ЕИО или уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, пройдя длительную подготовительную фазу, эмитент после регистрации программы получает:
Таблица 1. Примерный временной график подготовки и размещения биржевых облигаций в рамках программы