Что такое эластичность спроса
Эластичность спроса
Эластичность спроса – принятая в экономической науке характеристика изменения объема платежеспособного спроса в связи с изменением других ценовых и неценовых факторов. Например:
Эластичность спроса по цене, в большинстве случаев оказывается отрицательной, т.е. при росте цены – количественно снижается спрос. Хотя есть и исключения, так например имиджевые вещи подешевев теряют привлекательность
Эластичность по доходу, напротив, имеет положительное значение – рост доходов сопровождается соответствующим увеличением расходов.
Для расчета степени приведенной зависимости в экономических исследованиях применяются коэффициенты эластичности, в общем виде представляющие собой дробь, в числителе которой размещается изменение объема спроса, в знаменателе – изменение фактора, влияющего на спрос.
Феномен спроса по цене можно наглядно представить на следующих примерах:
В реальности точное соответствие приведенным примерам встречается крайне редко, но описанные тенденции, в той или иной степени, имеют место практически на любом рынке.
В отношении эластичности можно проследить несколько общих закономерностей часто встречающихся вне зависимости от рынка и предмета торгов:
Наряду с описанными видами экономическими закономерностями имеет место еще один вид эластичности – перекрестная эластичность спроса по цене. Суть ее состоит во взаимосвязи изменения цены одного товара и спроса на другой. Например – рост цены на технику может приводить к увеличению спроса на детали и услуги.
Кроме эластичности спроса по цене, большое значение имеет также эластичность по доходу. Здесь причиной изменения спроса оказываются рост или ухудшение финансового положения покупателей. При этом влияние может оказаться разнонаправленным в зависимости от видов покупок. Потребление большинства товаров и услуг возрастает с ростом благосостояния покупателей, однако спрос на некоторые, определяемые как: «товары для бедных» может снижаться. Хороший пример тому – отказ от дешевой крупы и полуфабрикатов при появлении возможности покупать мясо.
Экономические тенденции, которые по сути своей можно определить как эластичность, присущи не только спросу, но и предложению, а также многим другим экономическим процессам имеющим ценовую составляющую.
Что такое эластичность спроса
Эластичный, неэластичный и другие разновидности спроса (с примерами)
Продукт или услуга имеют эластичный спрос, когда их ценовая эластичность спроса больше 1, единично-эластичный, когда ценовая эластичность равна 1, и неэластичный, когда ценовая эластичность меньше 1.
Ценовая эластичность спроса измеряет быстроту реакции требуемого количества на изменение цены. Он рассчитывается путем деления процентного изменения требуемого количество на процентное изменение цены.
Процентное изменение требуемого количества рассчитывается путем деления разницы между начальным и конечным количеством на среднее значение обоих количеств.
Аналогично, процентное изменение цены равно разнице между конечной и начальной ценой, деленной на среднее значение обеих цен.
Для расчета ценовой эластичности можно использовать следующую формулу:
Ed = <(Q2 – Q1) ÷ [(Q2 + Q1) / 2]> ÷ <(P2 – P1) ÷ [(P2 + P1) / 2]>, где
Q1 — начальное требуемое количество,
P1 — цена, соответствующая Q1,
Q2 — новое требуемое количество после изменения цены на P2.
Поскольку требуемое количество уменьшается с увеличением цены, приведенное выше уравнение обычно дает нам отрицательное число. Отрицательный знак обычно игнорируется, и ценовая эластичность котируется как абсолютное число, то есть как положительное число.
На следующем графике показаны кривые спроса для различных уровней ценовой эластичности:
Эластичный спрос
Спрос считается эластичным, когда абсолютное значение ценовой эластичности спроса превышает 1. Это означает, что процентное изменение требуемого количества больше, чем процентное изменение цены.
Зеленая кривая спроса предназначена для продукта, который демонстрирует эластичный спрос.
Компании, производящие эластичные по цене продукты, не могут увеличить свою выручку за счет повышения цены, потому что любой выигрыш от повышения цены будет более чем компенсирован снижением спроса на количество.
Примеры: роскошные продукты, такие как бриллианты, золото, Ламборджини, знаменитые шеф-повара и так далее, как правило, имеют эластичный спрос.
Неэластичный спрос
Спрос считается неэластичным, если ценовая эластичность больше 1, то есть когда процентное изменение требуемого количества выше соответствующего процентного изменения цены.
Синяя кривая спроса на графике выше — это типичная неупругая кривая спроса.
Когда спрос неэластичен, производители могут увеличить свой доход за счет увеличения цены. Это происходит потому, что процентное падение количества, востребованного в ответ на рост цен, ниже.
Примеры: предметы первой необходимости, такие как еда, одежда, здравоохранение, жилье и тому подобные являются распространенными примерами продукции с неэластичным спросом.
Идеально-эластичный спрос
Идеально-эластичный спрос — это крайний случай, когда требуемое количество изменяется бесконечно в ответ на бесконечно малое изменение цены.
Он представлен горизонтальной кривой спроса.
Концепция идеально-эластичного спроса — это теоретический крайний случай. Редко встречаются реальные продукты, чья ценовая эластичность бесконечна. Однако эта концепция очень полезна в экономическом анализе.
Пример: давайте представим себе совершенно конкурентный рынок яиц, то есть рынок, на котором существует бесконечное число производителей и потребителей и нет никаких различий между яйцами, произведенными каждым производителем.
Кривая спроса, с которой сталкивается каждый отдельный производитель, будет совершенно эластичной.
Это будет так, потому что даже если он повысит свою цену хотя бы на 0,00001 доллара, весь его спрос исчезнет, поскольку потребители переключатся на других производителей.
Идеально-неэластичный спрос
Спрос совершенно неэластичен, если его количество не меняется независимо от любого изменения цены. Это означает, что количество, требуемое от такого продукта, не изменится в ответ на любое изменение его цены.
Совершенно неупругая ценовая эластичность — это еще один крайний случай, и он представлен вертикальной кривой спроса.
Теоретически производитель с продуктом, обладающим идеально-неупругой ценовой эластичностью, может увеличить цену продукта настолько, насколько он хочет, без каких-либо потерь в проданных единицах.
Пример: давайте представим себе очень мрачное будущее, в котором люди посеяли хаос на Земле, а запасы атмосферного кислорода были исчерпаны, и кислород, производимый частными компаниями, является единственным источником.
В таком сценарии потребность в кислороде была бы совершенно неэластичной.
Прямо сейчас, то есть в текущей экономике, совершенно неэластичная ценовая эластичность редко существует, потому что большинство продуктов имеют заменители.
Многие жизненно важные лекарства могут демонстрировать кривые спроса, близкие к совершенно неэластичным.
Единично-эластичный спрос
Единичный эластичный спрос — это когда ценовая эластичность спроса равна 1. Единичный эластичный спрос означает, что процентное изменение количественного спроса и процентное изменение цены равны.
Общий доход единичного эластичного продукта остается тем же самым, потому что любое изменение цены точно компенсируется соответствующим противоположным изменением в потребленном количестве.
Изоэластичный спрос
Продукт имеет изоэластичный спрос, когда его ценовая эластичность одинакова в каждой точке кривой спроса. Такая кривая спроса является постоянной кривой эластичности спроса.
В случае линейной кривой спроса ценовая эластичность может быть рассчитана по следующей формуле:
Ed = —B × (P / Q), где
B равно ΔQ/ΔP,
P — цена, а
Q — количество, требуемое в точке, в которой мы измеряем эластичность.
Поскольку P и Q меняются, эластичность также меняется, когда мы движемся вдоль кривой спроса. В случае изоупругого изменения коэффициент B таков, что упругость не изменяется.
Эластичность спроса по цене (онлайн ритейл)
Привет! Меня зовут Михаил Королёв, я веду онлайн сервис по прогнозированию спроса для малых компаний. До этого я занимался прогнозированием в Яндексе, Магните и пр. Это моя первая статья и в ней я хотел бы рассказать вам что такое эластичность спроса по цене. Как правило с ней сталкиваются в учебных заведениях, и на этом знакомство с ней заканчивается. Давайте посмотрим, чем она нам может быть полезна в работе.
Приведенная выше формула обычно дает отрицательное значение из-за обратного характера отношения между ценой и количеством спроса.
По мере того, как разница между двумя ценами или количествами увеличивается, точность PED, определяемая приведенной выше формулой, уменьшается по двум причинам. Во-первых, эластичность товара не обязательно постоянна, она изменяется в разных точках кривой спроса из-за своего процентного характера. Во-вторых, процентные изменения несимметричны; вместо этого процентное изменение между любыми двумя значениями зависит от того, какое из них выбрано как начальное, а какое как конечное.
Ценовая эластичность применяется в компаниях в основном для ценообразования. При умелом использовании ценовой эластичности можно добиться повышения выручки и прибыли компании при сохранении лояльности покупателей.
Перекрёстная эластичность спроса по цене — процентное изменение спроса в ответ на изменение в цене конкурентного товара или услуги. Перекрёстная эластичность спроса по цене почти всегда положительна, т.к. при повышении цены на товар покупатели переключаются на конкурентный товар повышая его продажи.
Частой ошибкой является путать наклон кривой спроса с ее эластичностью. Наклон — это скорость изменения единиц измерения вдоль кривой и вычисляется по формуле:
График кривой спроса выглядит так:
Ценовая эластичность спроса и наклон кривой спроса по цене почти всегда отрицательны, так как цена и количество спроса движутся в противоположных направлениях. Поэтому когда мы будем говорим об абсолютных значениях эластичности как о положительных числах, то будем для удобства называть это абсолютным значением эластичности.
Есть большое количество факторов, которые оказывают влияние на эластичность спроса:
Изменения в ценах на самом деле могут иметь большее влияние в долгосрочной перспективе, чем в краткосрочной. Например, если в офлайн магазине цену на хлеб повысить на 50%, в краткосрочной перспективе покупатели будут продолжать его покупать. Однако это побуждает покупателей начать искать альтернативу, и при первой возможности он переключится на другого продавца. Следовательно, Повышение прибыли в краткосрочной перспективе может быть стимулом уменьшения прибыли в долгосрочной перспективе.
Фирма, рассматривающая изменение цены, должна знать, какое влияние изменение цены окажет на общий доход (выручку). Выручка — это просто произведение количества проданных единиц на цену единицы товара.
Предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции. Её формула выглядит так:
Желательно найти точку при которой выручка максимальна. Повышение цены ведёт к снижению продаж, эти два фактора противоположным образом влияют на выручку. На графике ниже эффект снижения выручки обозначен красным прямоугольником, а эффект повышения выручки обозначен зелёным прямоугольником. Максимум выручки достигается когда площади этих прямоугольников становятся равны при переходе от текущей цены к новой. Абсолютное значение эластичности как раз и показывает соотношение площадей этих прямоугольников.
Как видно из графика ниже начиная с какого-то момента выручка при повышении цены начинает падать. Таким образом очень высокая цена также как и очень низкая цена ведут к низкой выручке. Но при более низкой эластичности спроса, продавцу становится выгоднее повышать цену для максимизации выручки. У товара 2 абсолютное значение эластичности меньше чем у товара 1, вследствие у товара 2 цена для достижения максимальной выручки выше чем у товара 1. При этом максимум выручки достигается при абсолютном значении эластичности равном 1.
Правило, что делать для получения максимальной выручки можно проще записать в таком виде:
На практике есть несколько сложностей при применении эластичности в ценообразовании:
Реальные зависимость продаж от цены и ценовая эластичность могут выглядеть следующим образом:
По всем вышеуказанным причинам на практике сейчас широко применяется машинное обучение для применения эластичности цены в ценообразовании. С его помощью например можно восстановить форму кривой эластичности товара по данным схожих товаров.
Например если вы продавали какой-то товар за 20 евро, то желательно чтобы у вас была информация:
В противном случае слишком большую роль может сыграть эффект случайности. Также постарайтесь избежать экспериментов по выяснению эластичности спроса в праздничные дни и дни больших колебаний продаж сезонных товаров.
Также применяется тактика постоянных небольших изменений цен, для дальнейшего уточнения кривой эластичности в близком диапазоне.
Эластичность спроса применяется для задач ценообразования, прогнозирования спроса, максимизации выручки. Чаще всего это решается с помощью применения моделей машинного обучения которые выявляют зависимость продаж от различных факторов: цены, дня недели, погоды, и т.д. Наиболее распространёнными моделями для таких задач являются:
Выбор модели зависит от многих факторов, также у каждой модели есть свои плюсы и минусы, например:
В случае линейной модели вы получите зависимость продаж от факторов например такого вида:
Получив такую модель вы можете зафиксировать все остальные факторы кроме цены, и нарисовать график зависимости продаж от цены в интересующем вас диапазоне цен. То есть методы машинного обучения позволяют очистить зависимость «продажи-цена» от остальных шумовых факторов и тем самым получить более точный коэффициент зависимости. Далее получив этот график и коэффициент можно вычислить эластичность спроса по цене для решения задачи ценообразования. Далее можно также максимизировать выручку получив для неё реальные графики в зависимости от цены. Если предположить, что зависимость линейная как в приведённой выше формуле, то выручка будет максимальной при цене:
Вот так эластичность и машинное обучение применяются для решения текущих прикладных задач бизнеса.
Друзья, спасибо за внимание! Оставляйте ваши впечатления, замечания и предложения в комментариях.
Эластичность спроса
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Содержание
Виды эластичности
Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.
Эластичность спроса по цене
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
На эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная эластичность спроса характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.
Товары с эластичным спросом по цене:
Товары с неэластичным спросом по цене:
Точечная эластичность спроса по цене
Точечная эластичность спроса по цене рассчитывается по следующей формуле:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса по цене (от английских слов Demand — спрос и Price — цена). То есть эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар.
В зависимости от этих показателей различают:
Совершенно неэластичный спрос | объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости). | |
Неэластичный спрос | когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены). | |
Единичная эластичность спроса | изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса. | |
Эластичный спрос | | объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену). |
Совершенно эластичный спрос | объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. |
Дуговая эластичность спроса по цене
В случаях когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5 %) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса:
где и
— средние значения соответствующих величин.
То есть, при изменении цены от до
и объёма спроса с
до
, среднее значение цены будет составлять
,а среднее значение спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс
говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям
приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо | Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. | |
Предмет роскоши | Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. | |
Товар первой необходимости | Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. | |
Неполноценное (низшее) благо | Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. | |
Нейтральное благо | Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода. |
Отдельно нужно отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие 0″ border=»0″ /> содержит оба условия, и
1″ border=»0″ />, и
.
Перекрёстная эластичность спроса
Что такое эластичность. Объясняем простыми словами
Эластичность позволяет судить о влиянии причины (того же снижения доходов) на следствие — как сильно в результате просядут покупки сахара, телевизоров или детских колясок. Это называют эластичностью спроса по доходу.
А эластичность спроса по цене покажет, насколько сильно удорожание или удешевление товара повлияет на продажи. Допустим, у нас есть рынок соли и рынок автомашин. В обоих случаях увеличение цены приведёт к снижению спроса. Но если и там и там повысить цены на 10%, то для соли спрос изменится незначительно, а продажи машин могут рухнуть.
Поэтому говорят, что спрос на соль по цене малоэластичен, а спрос на автомобили по цене имеет высокую эластичность.
Примеры употребления на «Секрете»
«Между монетизацией и ценообразованием зачастую ставят знак равенства, но в действительности монетизация — более широкое понятие. Работу с ценой следует начинать с тестирования эластичности, чтобы определить пиковое значение выручки. Каким оно окажется, заранее предсказать практически невозможно».
(Экс-глава языкового сервиса Lingualeo — о том, как получать от пользователей больше денег, не меняя продукт.)
«Однако, даже если бы объёмы хранилищ были многократно больше, нефть стоила бы ненамного дороже. В последние три года (в основном благодаря резкому увеличению добычи в США и параллельному росту эффективности потребления нефти во всём мире) предложение превышает спрос, а эластичность спроса не настолько велика, чтобы основные производители стали жертвовать долей рынка ради повышения цены — им выгоднее продавать больше, но дешевле».
(Экономист Андрей Мовчан — о низких ценах на нефть в 2015 году.)
Нюансы
Эластичность — это отношение того, на сколько процентов изменился спрос или предложение (то есть следствие) к тому, на сколько процентов изменилась цена или доход (то есть к причине). Например, если увеличение среднедушевого дохода на 10% приведёт к росту спроса на хлеб на 6%, то коэффициент эластичности спроса на хлеб от дохода составит 6% : 10% = 0,6.
Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что спрос на товар эластичен, если меньше, то неэластичен.
Товары с эластичным спросом по цене (при снижении цены спрос заметно оживляется, при увеличении — быстро падает):
легкозаменяемые товары — мясо, фрукты.
Товары с неэластичным спросом по цене (потребление медленно реагирует на изменение цены):
Эластичность следует рассчитывать при прочих равных условиях. Измеряя эластичность спроса по цене, нужно быть уверенным, что товар стали покупать больше или меньше именно потому, что изменилась цена, а не по другим причинам, например, из-за изменения дохода, сезонности или негативных новостей, связанных с этим продуктом. Выделение чистой причинно-следственной связи затрудняет расчёт эластичности.