Что такое экспрессия в музыке
Музыкальный экспрессионизм
Полезное
Смотреть что такое «Музыкальный экспрессионизм» в других словарях:
Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… … Большая советская энциклопедия
Экспрессионизм — (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия
Музыкальный стиль — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия
Русская культура и экспрессионизм — В России характерные для экспрессионизма идеи и образы нашли воплощение в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях. Однако как художественное движение экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Венгерский экспрессионизм — возник в канун I мировой войны. Очагами его были журналы “Тетт”* (“A Tett”, “Действие”, 1915), закрытый цензурой в следующем году, и наследовавший ему “Ma”* (“Ma”, “Сегодня”), который просуществовал с 1919 в эмиграции в Вене до 1925. Особенно… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Стиль музыкальный — термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, к рая служит воплощению того или иного идейно образного содержания. В музыке это музыкально эстетич. и музыкально историч. категория. Понятие стиля в музыке,… … Музыкальная энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Келдыш, Георгий (Юрий) Всеволодович — род. 29 авг. 1907 в Петербурге. Музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР. (1966). Кандидат искусствоведения (1940). Доктор искусствоведения (1947); диссертация «Художественнее мировоззрение В. В. Стасова». Член корреспондент… … Большая биографическая энциклопедия
Берг Альбан — Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование… … Большая советская энциклопедия
Экспрессионизм (музыка)
В наибольшей степени понятие об экспрессионистской музыке связано с творчеством Арнольда Шёнберга и его ближайших сподвижников — Второй венской школы; главным образом, речь идёт об их сочинениях первого и особенно второго десятилетия XX века — до того, как в начале 1920-х гг. Шёнберг разработал новое систематическое учение о музыкальной форме, додекафонию. В 1909—1912 годах были созданы монодрама «Ожидание» и вокальный цикл «Лунный Пьеро» Шёнберга, ряд инструментальных и оркестровых пьес его ученика Антона Веберна; важнейшим вкладом в экспрессионистскую традицию со стороны ещё одного шёнберговского ученика, Альбана Берга, стала его несколько более поздняя опера «Воццек». Шёнберг в этот период вёл интенсивную переписку с одним из столпов экспрессионизма в живописи, Василием Кандинским, и это общение оказало заметное влияние на эстетические идеи композитора. Среди других композиторов 1910-х гг., чья музыка так или иначе примыкала к экспрессионистской тенденции, были Эрнст Кшенек, Пауль Хиндемит, Бела Барток, Игорь Стравинский.
Экспрессионистская музыка встретила противоречивую реакцию музыкальной общественности и критики. Выразительный пример такой реакции — отзыв ведущего российского музыкального критика В. Г. Каратыгина о творчестве Шёнберга экспрессионистского периода:
Достоевский создал «Записки из подполья». Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души. Она страшная, эта музыка. Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Но она страшная. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Музыка́льный импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного постмодерна — это искусство после модернизма (см. Модернизм в музыке). Он характеризуется сочетанием различных музыкальных стилей и жанров. Характерно также самокопание и ироничность, желание стереть границы между «высоким искусством» и китчем, (Д. Олбрайт. Daniel Albright.
HiSoUR История культуры
Виртуальный тур, Выставка произведений искусства, История открытия, Глобальный культурный Интернет.
Экспрессионистская музыка
Экспрессионистская музыка часто характеризуется высоким уровнем диссонанса, экстремальными контрастами динамики, постоянным изменением текстур, «искаженными» мелодиями и гармониями и угловыми мелодиями с широкими скачками (Anon. 2014).
характеристика
Теодор В. Адорно характеризует:
«Экспрессионистский идеал выражения — это вообще одна из непосредственности выражения. Это означает двойник. Во-первых, экспрессионистская музыка стремится уничтожить все обычные элементы условности, все, что было жестко с точки зрения формы, и действительно все и его общая универсальность музыкального языка — аналогична поэтической идее «крика». С другой стороны, выражение экспрессионизма относится к содержанию музыки. Поскольку это неясная, нескрываемая, непросвещенная истина субъективного импульса Экспрессионистская музыка, после счастливого выражения Альфреда Эйнштейна, хочет дать психограммы, основанные на протоколах, не стилизованные ноты психического. Он показывает себя близко к психоанализу ».
Стилистически изменилась измененная функция диссонансов, которые равны в правах наряду с созвучиями и больше не растворяются, что также называлось «освобождением диссонанса». Тональная система была в значительной степени решена и распространена на атональность. Музыкальные характеристики включают: крайний шаг, экстремальные различия в громкости (динамические контрасты), зубчатые линии мелодии с широкими прыжками; метрический несвязанный, свободный ритм и новые инструменты.
Фазы экспрессионизма
Экспрессионизм делится на три фазы:
ранний экспрессионизм Начало 20 века Шёнберг, Скрябин, Ив, Стравинский, Хиндемит, Прокофьев, Хонеггер и Барток
высокий экспрессионизм 1907 г. до 1912 г. Веберн, Берг, Шёнберг (венская школа) и Бузони
поздний экспрессионизм С 1914 года и заканчивается двенадцатитонкой музыкой
Как и экспрессионизм в целом, музыкальный экспрессионизм развился прежде всего в немецкоязычных странах. В то время как многие композиторы раннего экспрессионизма позже покинули экспрессионистский стиль, Шенберг и его ученики остались верны этому стилю композиции. Группа вокруг Шенберга упоминается как венская школа: она наиболее радикально осознала эмансипацию диссонанса, которая стала самым важным выражением экспрессионизма.
Арнольд Шёнберг
Музыкальный экспрессионизм тесно связан с музыкой Арнольда Шенберга, составленной между 1908 и 1921 годами, что является его периодом «свободной атональной» композиции, прежде чем он разработал двенадцатитонную технику (Schoenberg 1975, 207-208). Композиции того же периода с похожими чертами, в частности произведения его учеников Альбана Берга и Антона Веберна, также часто включаются в эту рубрику, и этот термин также использовался репортерами музыкальных журналистов для описания любой музыки, в которой попытки композитора в личной выражение преодолевает согласованность или просто используется в противовес традиционным формам и практике (Fanning 2001). Поэтому можно сказать, что он начинается со второго струнного квартета Шенберга (написано 1907-08), в котором каждое из четырех движений постепенно становится менее тональным (Fanning 2001). Третье движение, возможно, является атональным, и введение в окончательное движение очень хроматично, возможно, не имеет тонального центра, и показывает сопрано, поющий «Ich fühle Luft von anderem Planeten» («Я чувствую воздух другой планеты»), взятый из стихотворение Стефана Джорджа. Это может быть характерным для Шенберга, входящего в «новый мир» атональности (Fanning 2001).
В 1909 году Шенберг закончил «Пять пьес для оркестра». Они были построены свободно, основываясь на подсознательной воле, не подкрепленной сознанием, предвосхищая основной общий идеал отношений композитора с художником Василием Кандинским. Таким образом, работы пытаются избежать узнаваемую форму, хотя степень, в которой они достигают это спорно.
Между 1908 и 1913 годами Шенберг также работал над музыкальной драмой «Die glückliche Hand». Музыка снова атональна. Сюжет начинается с неназванного человека, сжатого в центре сцены с зверем на спине. Жена мужчины оставила его для другого человека; он в муках. Она пытается вернуться к нему, но в его боли он не видит ее. Затем, чтобы проявить себя, человек отправляется в кузницу, и в странной вагнеровской сцене (хотя и не музыкально), создает шедевр, даже с другими кузнецами, демонстрирующими агрессию по отношению к нему. Женщина возвращается, и мужчина умоляет ее остаться с ним, но она ударяет по нему камнем, и окончательный образ этого действия снова развязывается с зверем на спине. [Оригинальное исследование?]
Этот сюжет очень символичен, написанный, как и сам Шенберг, примерно в то время, когда его жена ненадолго оставила его для художника Ричарда Герстля. Несмотря на то, что к тому времени, когда Шенберг вернулся к своей работе, ее отношения были далеко не легкими (Biersdorfer 2009). Центральная сцена кузницы рассматривается как представитель разочарования Шенберга в негативной народной реакции на его работы. Его желание состояло в том, чтобы создать шедевр, как это делает главный герой. Еще раз, Шёнберг выражает свои жизненные трудности.
Примерно в 1911 году художник Василий Кандинский написал письмо Шёнбергу, которое положило начало длительной дружбе и рабочим отношениям. Оба художника разделяли сходную точку зрения, что искусство должно выражать подсознание («внутреннюю необходимость»), неограниченное сознанием. «Кандинский о духовном в искусстве» (1914) излагает эту точку зрения. Они обменялись своими собственными картинами друг с другом, и Шёнберг внес статьи в публикацию Кандинского «Дер Блау Рейтер». Эти междисциплинарные отношения, возможно, являются наиболее важными отношениями в музыкальном экспрессионизме, помимо того, что между членами второй венской школы. Междисциплинарный характер экспрессионизма нашел выход в картинах Шенберга, поощряемых Кандинским. Примером может служить автопортрет Red Gaze (см. Архивированную ссылку), в которой красные глаза являются окном подсознания Шенберга.
Антон Веберн и Альбан Берг
Музыка Антона Веберна была близка по стилю к экспрессионизму Шенберга, c. 1909-13, а затем его музыка «становилась все более конструктивистской на поверхности и все более скрывала ее страстное выразительное ядро» (Fanning 2001). Пять пьес для оркестра, Op. 10 (1911-13) относятся к этому периоду.
Вклад Альбана Берга включает его Op. 1 фортепианная соната и четыре песни оп. 2. Его главный вклад в музыкальный экспрессионизм, однако, были очень поздними примерами, оперы Wozzeck, составленные между 1914 и 1925 годами, и незавершенный Лулу (Reich 2013). Воццек очень экспрессионист в предметном материале, поскольку он выражает душевные муки и страдания и не является объективным, представленным, как есть, в основном с точки зрения Воцзека, но он представляет этот экспрессионизм в умело построенной форме. Опера делится на три акта, первая из которых служит в качестве описания персонажей. Второй развивает сюжет, в то время как третий представляет собой ряд музыкальных вариаций (например, в ритме или, например, в ключе). Берг безошибочно использует форму сонаты в одной сцене во втором акте, описывая, как первый субъект представляет Мари (любовницу Воззэка), а второй предмет совпадает с входом самого Воцзек. Это усиливает непосредственность и разборчивость сюжета, но несколько противоречит идеалам экспрессионизма Шенберга, который стремится выразить музыкально подсознание, не связанное сознанием.
Берг работал в своей опере «Лулу» с 1928 по 1935 год, но не смог завершить третий акт. Согласно одной точке зрения: «Музыкально сложная и высоко экспрессионистическая в идиоме, Лулу была полностью связана с 12-тональной системой» (Reich 2013), но это отнюдь не общепринятая интерпретация. Литературная основа оперы — это пара родственных пьес Фрэнка Ведекинда, чье письмо является фактически «обращением экспрессионистской эстетики» из-за его полного безразличия к психологическим состояниям психики персонажей и изображению персонажей, чьи «личности» практически или вообще не имеют оснований и чьи искажения не являются результатом психологического напряжения »(Gittleman 1968, 134). Явно выраженная эмоция музыки Берга вырвана из его причины и «отклонилась на что-то еще невозможное для определения», тем самым противоречив своей собственной интенсивности и подрывая «инстинктивное послушание послушанию эмоциональным инструкциям» слушателя, что противоречит экспрессионизму, который «говорит своим слушателям довольно недвусмысленно, как реагировать »(Holloway, 1979, 37). В отличие от явно экспрессионистской манеры Воцзекта, Лулу ближе к Ной Сахликейте (Новая Объективность) 1920-х годов и к эпическому театру Бертольта Брехта (Jarman 1991, 19-20, 94-96).
Действительно, к тому времени, когда Воззек был исполнен в 1925 году, Шенберг представил свои двенадцатитонные техники своим ученикам, представляя конец его периода экспрессионизма (в 1923 году) и примерно в начале его двенадцатитонального периода.
Как видно, Арнольд Шёнберг был центральной фигурой в музыкальном экспрессионизме, хотя Берг, Веберн и Барток также внесли значительный вклад вместе с другими композиторами.
прием
Между интенсивной работой художников и композиторов и восприятием зрителями разрывался разрыв, как писал Рудольф Стефан:
Стилистическое ограничение
В определении музыкального стиля поставлена задача представить основные моменты экспрессионистского стиля. Могут быть продемонстрированы следующие основные моменты (критерии стиля):
Раздражение
означает: быстрое изменение мелодических направлений, сопоставление диссонансных гармоний, беспокойство мотивов, чередование гомофонии и линейных частей (полифония), предпочтение резких интервалов, большой диапазон (амбитус), освобождение ритма (полиритмика) и разрешение метр (музыка) (полиметрия).
Выражение:
Выражение означает раздувание тонального пространства путем расширения формы аккорда (расширение тонального пространства). Каждый голос равен, разный музыкальный материал одновременно разрабатывается и хранится друг над другом. Равенство голосов фокусирует общий звук на линейности.
Уменьшение:
Сокращение означает ограничение на основное. Каждый тон важен, что обеспечивает эффективную плотность в музыке. Общим средством сокращения является сжатие оркестрового аппарата. Обыскиваются новые оркестровые цвета и инструменты. Когда достигается наивысшая возможная редукция (плотность), происходит расщепление звука, которое выражается полиритмикой и распределением мотива на нескольких переменных инструментах.
Абстракция:
Абстракция означает рационализацию гармонической эволюции, которая может быть представлена следующим образом:
Музыка не имеет никакого отношения к тонику, д. H. Кусок больше не подлежит ключевому (импрессионизм и ранний экспрессионизм)
Аккорды не имеют (легко понятных) функционально гармоничных отношений
Аккорды разбиты путем изменения («Поздняя романтика: Тристанский аккорд»)
Leittöne больше не растворяются в атональной музыке, они замерзают
Метод двенадцатитонов создает новую закономерность, которая становится основой атонального композиционного стиля
Антон Веберн выразил в 1933 году в своих «лекциях», связанных с ситуацией около 1910 года:
«Все работы, которые были созданы после исчезновения тональности до установления нового закона двенадцатитона, были короткими, поразительно короткими. — То, что было написано в то время, связано с вспомогательным текстом […] — С отказ от тональности, самый важный способ построения более длинных фрагментов был потерян. Тональность имела первостепенное значение для достижения формального единства. Как будто свет погас! — так и казалось.
Основные работы
В следующем хронологическом списке следует помнить, что многие работы выполнялись или печатались только после композиции.
Преформы / ранний экспрессионизм
Преформы экспрессионистской музыки: жестоко высококонтрастные произведения, упивающиеся диссонансом
Макс Регер: Симфоническая фантазия и фуга op. 57 для органа (1901)
Регер: фортепианный квинтет до минор op. 64 (1902)
Schoenberg: Pelleas и Melisande op. 5 (1902-1903)
Скрябин: Соната для фортепиано № 4 в F sharp major op. 30 (1903)
Густав Малер: 6-я симфония (1903-1904)
Ричард Штраус: Саломе op. 54, опера (1905)
Чарльз Айвс: неотвеченный вопрос для трубы, 4 флейты и струнные (1906)
Ives: Центральный парк в темноте для оркестра (1906, ред. 1936)
Стросс: Электра op. 58, опера (1906-1908)
Высокий экспрессионизм
Скрябин: Le Poème de l’Extase op. 54 для оркестра (1905-1908)
Скрябин: Соната для фортепиано No. 5 в F sharp major op. 53 (1907)
Шёнберг: Второй квартет квартета струн op. 10 (F sharp minor) с частью сопрано (1907-1908)
Шёнберг: Книга висячих садов, соч. 15 после Стефана Джорджа для голоса и фортепиано (1908-1909)
Веберн: Пять движений для струнного квартета op. 5 (1909)
Веберн: Шесть пьес для большого оркестра оп. 6 (1909)
Шёнберг: Три пьесы для фортепиано op. 11 (1909)
Шёнберг: Пять оркестровых пьес. 16 (1909, пересмотрен в 1922 году)
Шёнберг: Ожидание op. 17, монодрама (1909, впервые исполненная в 1924 году)
Веберн: Четыре пьесы для скрипки и фортепиано op. 7 (1910)
Schoenberg: The Happy Hand op. 18 (1910-1913, впервые перечисленные в 1924 году)
Шёнберг: Шесть маленьких пьес для фортепиано op. 19 (1911)
Schoenberg: Heartwoods op. 20 для высокого сопрано, селеста, фисгармонии и арфы (1911, впервые выполнен в 1928 году)
Веберн: Пять пьес для оркестра op. 10 (1911)
Schoenberg: Pierrot Lunaire op. 21 для говорящего голоса и ансамбля (1912)
Берг: Пять оркестровых песен после стихов Питера Альтенберга op. 4 (1912)
Берг: Четыре пьесы для кларнета и фортепиано op. 5 (1913)
Schönberg: Четыре песни op. 22 для голоса и оркестра (1913-1916, впервые исполненный в 1932 году)
Берг: Три оркестровых пьесы оп. 6 (1914)
Шёнберг: Лестница Иакова, фрагмент оратории (1917)
Веберн: Песни для голоса и ансамблей opp. 14-18 (1917-1925)
Berg: Wozzeck op. 7, опера (1917-1922, мировая премьера 1925)
Поздний экспрессионизм
Скрябин: Соната для фортепиано No. 10 op. 70 (1912-1913)
Скрябин: Verse la flame, poème op. 72 для фортепиано (1914)
Скрябин: Deux Danses op. 73 для фортепиано (1914)
Барток: Прекрасный мандарин для оркестра (1918-1923, рев. 1924 и 1926-1931)
Шёнберг: Пять пьес для фортепиано op. 23 (1920-1923)
Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля
Автор: Guru · 09.06.2017
Что такое экспрессионизм?
Экспрессионизм — это модернистское течение в европейском искусстве начала 20 века. Распространилось, прежде всего, в Германии и Австрии. Художники в рамках этого течения выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы, происходящие в душе или психике. Они не копируют реальность, а проецируют свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце. Кстати, экспрессионизм одним из первых проявил себя в кинематографе.
Как и почему появился экспрессионизм?
Его возникновение было обусловлено повышенной социальной напряженностью в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные перевороты и следовавшие за ними по пятам реакционные режимы сделали свое дело: на смену людям старой формации пришло потерянное поколение, которое крайне субъективно воспринимало происходящее. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Их страх и отчаяние, сменяющие друг друга, стали основными мотивами в искусстве того времени. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века.
Экспрессионизм в живописи: примеры, признаки, представители
В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Новые творцы полагали, что искусство должно вновь обрести смысловую палитру, а не красочную. Предпочтение бунтовщики намеренно отдавали ярким, кричащим краскам, от которых болят глаза, трещат натянутые нервы. Так они придавали обычному пейзажу эмоциональную глубину, черты настроения и признаки времени. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн и Отто Мюллер.
Мещанский китчевый лоск и агрессивные выпады современной жизни вызывали у экспрессионистов фрустрацию, агонию, раздражение до ненависти и отчуждение до полного противопоставления, которые они изображали с помощью угловатых, безумствующих в зигзагах, линий, небрежных и толстых мазков, не яркого, а яростного колорита.
В 1910 г. объединение художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном выступили самостоятельно, в формате идейной группы «Новый сецессион». В 1912 г. в Мюнхене заявил о себе «Синий всадник», основанный русским абстракционистом Василием Кандинским, хотя и не исследователи считают, что этот разнородный состав художников является именно экспрессионистским.
Марк Шагал, «Над городом»
К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. Картина Мунка «Крик», например, является самым известным норвежским произведением искусства. Именно экспрессионист ввел эту скандинавскую страну на арену мирового искусства.
Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители
Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Например, в Польше в творчестве Мичинского, в Чехословакии в блистательной прозе Чапека, в Украине в репертуаре Стефаника это течение было реализовано с той или иной примесью национального колорита. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. В его рассказе «Бездна» невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого совершенное чудовище.
Состояния навязчивой клаустрофобии, интерес к фантастическим сновидениям, описания галлюцинаций – все эти признаки отличают пражскую школу экспрессионистов — Франца Кафку, Густава Мейринка, Лео Перуца и других писателей. В этой связи интересны анализ новеллы «Превращение» и анализ романа «Процесс», относящихся к творчеству Кафки.
К поэтам-экспрессионистам принадлежат, например, Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер, образность которых бесподобно выражает психические и душевные расстройства человека.
Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители
Главным образом, это драматургия А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Тонкости психологизма Росина и юмористическая правда жизни Мольера уступают подмостки схематическим и обобщенным фигурам-символам (Сын и Отец, к примеру). Главному герою в условиях всеобщей слепоты удается прозреть и не везет восстать против этого, чем обусловлена неминуемая трагическая развязка.
Новая драма нашла своего зрителя не только в Германии, но и в США (под чутким руководством Юджина О’Нила) и России (все тот же Леонид Андреев), где Мейерхольд обучал артистов изображать душевные состояния резкими движениями и порывистыми жестами (это методика получила название «биомеханика»).
Балет «Весна священная»
Визуализация души через пластику обрела форму экспрессионистского танца Мэри Вигман и Пины Бауш. Взрывная эстетика экспрессионизма просочилась в строгий классический балет в исполнении Вацлава Нижинского в постановке «Весна священная» в 1913 году. Нововведение проникло в консервативную культуру ценой грандиозного скандала.
Экспрессионизм в кинематографе: примеры, признаки, представители
С 1920 по 1925 годы в берлинских киностудиях появилось такое явление, как экспрессионистский кинематограф. Ассиметричные искажения пространства, кричащие символические декорации, акцент на невербальной коммуникации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — все это признаки нового течения на экране. Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Лени. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».
Экспрессионизм в музыке: примеры, признаки, представители
В качестве примеров экспрессионистской музыки уместно привести поздние симфонии Густава Малера, ранние произведения Бартока и работы Рихарда Штраусса.
Иоганн Рихард Штраусс, «Одиночество»
Но чаще всего под экспрессионистами подразумеваются композиторы новой венской школы под предводительством Арнольда Шёнберга. Кстати, известно, что Шёнберг активно переписывался с В. Кандинским (основателем экспрессионистской группы «Синий всадник»). По сути, влияние эстетики экспрессионизма можно найти и в творчестве современных музыкальных коллективов, например, канадской группы Three Days Grace, где солист посредством мощных вокальных партий выражает эмоциональный накал песни.