Что такое экранизация манги
Самые удачные экранизации манги
Не только японские
Самые удачные экранизации манги
Манга по реальным событиям прошлого выходит не так уж редко, но в топах её можно найти не часто: без инопланетян, смешных говорящих зверьков или душераздирающих страстей взрослеющих школьников пробиться к массовому зрителю получается не у всех. Тем ценнее успех сёнэн-манги Ясухисы Хары, которая публикуется с 2006 года, включает уже более 50 томов и заканчиваться, судя по всему, в ближайшее время не собирается. Два сезона мульт-сериалов по ней насчитывают около 80 эпизодов. Сюжет повествует о юном, но очень одарённом воине Ли Сине, который за триста лет до Рождества Христова быстро делает карьеру военачальника, участвуя в междоусобных битвах того времени.
Даже избалованная историческими блокбастерами западная критика отмечает, что в фильме прекрасно поставлены сцены сражений, и хотя временной фон прописан не слишком детально, картина всё равно кажется увлекательной. К слову, «Царство» снимали в Китае, так что локации там вполне аутентичные. В Японии фильм вышел в апреле и пока занимает шестое место по бокс-офису 2019 года, причём из японских релизов больше него собрали только анимационные «Дитя погоды» и новая серия «Детектива Конана», так что у «Царства» есть все шансы остаться самым кассовым японским игровым фильмом года.
В российский прокат фильм выходит 5 сентября 2019 года. Такое нельзя пропускать.
5 игровых ремейков аниме, которые можно посмотреть на «Нетфликсе»
В руки школьнику-изгою Лайту (Нат Вулфф) попадает тетрадь смерти — собственность бога смерти Рюка, которая работает по следующему принципу: стоит в нее вписать чье-нибудь имя — и этот человек умрет. Чтобы произвести впечатление на понравившуюся ему девушку (Маргарет Куолли), юноша с азартом начинает истреблять преступников (а затем не только их).
Пока американцы подбирались к манге Цугуми Обы и Такэси Обаты, в Японии уже вышли одноименный аниме-сериал, дорама и несколько игровых фильмов, которые прилежно пересказывали содержание литературного первоисточника. Адам Уингард («Гость», «Ведьма из Блэр: Новая глава») решил идти другим путем: он практически полностью отказался от оригинального сюжета и сконструировал на его материале собственную историю — с креном в сторону тинейджерской мелодрамы. Но мелодрама эта у него получилась не очень. В итоге острые находки манги в американской экранизации перестали работать, а привнесенные в «Тетрадь смерти» свежие элементы оказались лишними и надуманными.
«Инран: Волчья бригада» — игровой ремейк культового аниме «Отряд оборотней», придуманного Мамору Осии и входящего в так называемую «Сагу о Керберосе» (она также насчитывает две радиопостановки и два игровых фильма). Это парафраз сказки о Красной Шапочке, который начинается как история дружбы правительственного спецназовца (Волка) и девочки из террористической ячейки (Красной Шапочки), однако в финале «волк» все-таки вспомнит, что у него есть зубы. У Осии эта история была одета в элегическое кроваво-красное платье и разбавлена метафизическими снами с участием волков, в ремейке корейского аутера Ким Чжи Уна («Хороший, плохой, долбанутый», «Я видел дьявола») все иначе. Во-первых, режиссер усилил геополитическую подоплеку (действие из послевоенной Японии было перенесено в Корею будущего, обложенную санкциями и намеренную объединиться). Во-вторых, отказался от всякой метафизики. В-третьих, сильно переписал третий акт, после чего его удалой блокбастер начал напоминать дилетантский фанфик. «Инран» — это высказывание уровня Майкл Бэя, в котором вместо философии и здравого смысла на передний план выдвинуты перестрелки, взрывы, погони и прочий экшен. За такое, конечно, не гонят из профессии с волчьим билетом, однако после кассового провала «Инрана» Ким Чжи Уну, возможно, следует всерьез задуматься о том, все ли он делает правильно.
Манга Нобухиро Вацуки «Бродяга Кэнсин: романтическое сказание о мечнике эпохи Мэйдзи» известна в России прежде всего благодаря одноименной аниме-экранизации, которую в начале нулевых показывали на телеканале СТС — правда, в урезанном виде и под доставшимся от дистрибьюторов из Sony Pictures названием «Самурай Икс». В начале десятых японские продюсеры решили, что пора еще подзаработать на довольно популярной на родине и в мире франшизе. Благо за киноэкранизации взялись верные поклонники манги и аниме — поэтому они постарались максимально бережно перенести историю на экран и с минимальными потерями спрессовать две большие сюжетные арки в три фильма (после «Бродяги Кэнсина» последовали еще две части с подзаголовками «Великий киотский пожар» и «Конец легенды»).
Теперь же решили добраться и до последней части манги, которая до этого так и не была экранизирована — сценаристы аниме-сериала не дождались финала от Вацуки и начали писать собственные истории (почти как в экранизации «Игры престолов»), что привело к падению рейтингов и закрытию шоу. По сюжету к ушедшему на покой убийце Кэнсину (Такэру Сато) является очередной призрак из его темного прошлого — Юкисиро Эниси (Макэню Арата), брат первой жены героя — Томоэ, по трагической случайности погибшей от его руки. Мальчик вырос и стал одним из лидеров шанхайской мафии, долгие годы вынашивая план мести и оттачивая искусство владения мечом. Теперь все его ресурсы и умения пойдут на то, чтобы превратить жизнь Кэнсина и его близких в настоящий ад.
К сожалению, отсутствие предыдущих экранизаций сыграло со сценаристами злую шутку. По количеству отсебятины фильм переплюнул даже не самую удачную третью часть кинофраншизы. А без поступательно развивающейся к финалу философии Вацуки история очередной мести Химуре выглядит вторично (по сути, Эниси в точности повторяет действия того же Дзинъэ из первого фильма). Да и по актерам (из которых сменился только исполнитель роли мальчика Яхико (Рику Ониси) заметно, что многие за несколько лет перегорели и выросли из своих «косплейных костюмов». Приятным исключением стал лишь новый главный антагонист — молодой Макэню Арата оказался физически и морально готов к роли лучше всех. Еще картина может порадовать слегка сумбурным, но бодрым и эффектным экшеном (а он тут занимает едва ли не половину экранного времени).
Также есть робкая надежда, что, помимо «Финала», до международных стримингов доберется и вышедший в Японии сразу за ним приквел с подзаголовком «Начало» — о молодости Кэнсина и его отношениях с той самой Томоэ. Для этой компактной истории 2,5-часовой хронометраж как раз подходит как нельзя лучше (когда-то ее уже экранизировали в двухчасовой OVA под названием «Воспоминания»).
Фильмы и дорамы (сериалы) по манге и аниме
Здесь собираются фильмы (лайв-экшены) и дорамы (телесериалы) по манге/аниме/ранобэ.
К каждому фильму дается ссылка на ознакомление с мангой или аниме, послужившими оригиналом для экранизации.
Алина Галлавич запись закреплена
Марианна Фомина запись закреплена
В большую организацию Tinьkoff БанкЪ
пригласим на
интересную работу
!представителя в вашем городе!
Заработная плата от 52 т.р.
Показать полностью.
График 5 на 2 ; 2 на 2.
Наши условия труда:
* доставлять продукцию (карты,симкарты) Тинькофф клиентам банк;
* для работы выдадим смартфон;
* транспортные расходы с нас;
* Можно без опыта!
Напишите прямо сейчас,отвечаю на интересующие вас вопросы.
Фильмы и дорамы (сериалы) по манге и аниме запись закреплена
Путь домохозяина | The Way of the Househusband | Gokushufudo
Тацу 38 лет. Когда-то он был легендарным якудза по прозвищу «Бессмертный дракон» и наводил на всех страх и ужас. Но однажды он бросил бандитскую жизнь и женился. Теперь он домохозяин, и теперь его боится только пыль в доме.
Фильмы и дорамы (сериалы) по манге и аниме запись закреплена
Экранизация манги «Alice in Borderland» от Нетфликс. Все эпизоды выйдут 10 декабря.
Сюжет: Об обычных японских школьниках, которым наскучила обычная японская жизнь. Волею судеб они попадают в параллельный мир, похожий на постапокалиптическую Землю. Не успев хоть в чём-нибудь разобраться, троица натыкается на девушку, которая сообщает, что друзья попали в Пограничье и теперь должны играть до конца, чтобы выжить.
Фильмы и дорамы (сериалы) по манге и аниме запись закреплена
Lionsgate ищет актеров на главные роли в экранизации «Наруто»
Инсайдер Дэниел Рихтман рассказал на Patreon, что сценарием киноадаптации «Наруто» от Lionsgate сейчас занимается Джонатан Ливайн, который прежде работал над «Безумием» и «Жизнь прекрасна».
Ранее фильм писали Эрика Хобер и Джон Хобер. Также участие принимал автор оригинальной манги Масаси Кисимото.
Показать полностью.
Вместе с этим кинокомпания начала искать актеров на главные роли в фильме. Причем кастинг проводится исключительно среди артистов с азиатской внешностью.
Сейчас студии нужны два мальчика и одна девочка от 14 до 18 лет. Судя по всему, речь идет о Наруто, Саскэ и Сакуре.
Также ведется поиск:
Персонажа второго плана из академии (Ируко или Какаси?);
Учителей академии ниндзя;
Злодея (Оротимару?).
Напомним, голливудскую экранизацию «Наруто» анонсировали еще в 2015 году. Постановкой картины займется режиссер «Величайшего шоумена» Майкл Грэйси.
10 крутых аниме по шедеврам мировой литературы
Разбираем не менее культовые аниме-сериалы!
Как и большинство фильмов или сериалов, сюжеты манги и аниме могут быть вдохновлены мировыми классическими произведениями. Одни их полностью пересказывают, другие взяли себе за основу главные мысли, а третьи — ссылаются на персонажей, подозрительно напоминающих кого-то очень знакомого. Интересно, какие шедевры мировой литературы стали основой для этих популярных и знаменитых аниме? Рассказываем 😎
«Психопаспорт» и произведения Филипа К. Дика
Научная фантастика вдохновляла многих — сценаристы и создатели аниме здесь не исключение. Но нигде не отсылают к канону так явно, как в популярном киберпанковском боевике «Психопаспорт». Тот же антагонист намекает и персонажу, и зрителям прочитать основополагающую классику Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?», более известного некоторым поклонникам кино в стиле киберпанка как «Бегущий по лезвию».
Система «Сивилла», искусственный интеллект для выявления преступников, лежащая в основе «Психопаспорта», является прямой отсылкой и данью уважения аналогичной системе, представленной в произведении Филипа К. Дика «Особое мнение». Есть также ссылки на другие современные классические произведения, от «Нейроманта» Уильяма Гибсона до «1984» Джорджа Оруэлла.
«Банановая рыба» и «Хорошо ловится рыбка-бананка», Джером Сэлинджер
Наверняка ты читала «Над пропастью во ржи». Так почему же Сэлинджер так привлекает своими работами так многих сценаристов? Ответ просто: автор очень умело описывает молодежную культуру и травмы взросления. И это как раз та самая движущая сила «Банановой рыбы».
Манга, первоначально опубликованная в 80-х годах, стала самостоятельным и сильным произведением, наглядно показывающая тяжелую жизнь Эша — главного героя — и Эйджи, который случайно познакомился с ним, пока находился в Нью-Йорке. Кстати, Banana Fish одно из первых аниме серии BL (boys love), которое не были явно и слишком романтизировано.
«Граф Монте-Кристо» и одноименный роман Александра Дюмы
Gankutsuou — это поистине уникальное и неповторимое аниме. Известно, что сюжет частично, а иногда и полностью, повторяет историю одного из самых известных и часто адаптируемых романов в мире — «Граф Монте-Кристо». Но именно аниме-адаптация 2003-го года поразила критиков, любителей аниме и классической литературы таким поразительным сочетанием. Превратив рассказ романа Александра Дюмы в новый вид искусства.
История в сериале переносит нас из Франции в космическую утопию 5053 года и переделывает самого графа в астрального пришельца-вампира. Да, звучит странновато, но основные и самые важные темы оригинального романа почти не изменены. Считай, смотришь пересказ. Но зато с каким визуальным оформлением!
«Красноволосая принцесса Белоснежка» и «Белоснежка» братьев Гримм
И хотя существует множество аниме, вдохновленных сказками, таких как «Рыбка Поньо на утесе» или даже «Хвост Феи», лишь немногие пересказывают канон, действительно придерживаясь сюжета оригинала. Как это сделали авторы аниме «Красноволосая принцесса Белоснежка».
Шираюки — обычная девочка, которая занимается травничеством. Но однажды ей приходится убежать из своего королевства, чтобы избежать принудительного брака. Девочка начинает работать во дворце в соседнем королевстве. Она даже становится знаменитой — ее травы помогают бесчисленному количеству людей.
Фанаты, кстати, считают это одной из самых интересных сюжетных арок в фэнтези-аниме. В итоге Шираюки встречает Зена, с которым начинается еще и любовная линия. Или нет? 😊
«Маги: Лабиринт магии» и книга «Тысяча и одна ночь»
Назвать «Маги» вольной адаптацией «1001 ночи» было бы ошибкой, потому что «вольный» — не совсем точное слово. Да, есть персонажи, названные в честь знаменитых героев Али Бабы, Синдбада и Аладдина. Да, история разворачивается в волшебной пустыне с собственным Джинни и дворцом. В остальном, однако, это аниме ничем не отличается от классического сенена.
По мере выхода аниме у него появилось много преданных поклонников. Особенно после взросления персонажей во втором сезоне. И если это не прямой пересказ «1001 ночи», то просто прикольный пересказ самых интересных историй книги.
«Цветы зла» и одноименная книга Шарля Бодлера
«Цветы зла» — так называется книга наполовину эротических стихов одного из самых знаковых модернистов литературы Шарля Бодлера. Оригинальный сборник стихов был непосредственно вдохновлен изменением взглядов общества во время промышленной революции в Париже 19-го века и содержал переплетенные темы смерти и секса, которые многие читатели сочли скандальными.
Одноименное аниме показывает главного героя, который влюблен в эти стихи или, возможно, даже испорчен ими, или, что еще хуже, одержим. Некоторые ужасы вечны — такая главная мысль анимационного сериала.
«Судьба/Ночь схватки» и «Смерть Артура» Томаса Мэлори
Не столь очевидно, как могло бы показаться на первый взгляд! В основе сюжета одной из самых популярных франшиз в истории аниме, лежит именно этот шедевр мировой литературы — «Смерть Артура», написанная Томасом Мэлори. И центральная борьба всей серии — не что иное, как прямая отсылка к Войне Святого Грааля.
Имена всех встречающихся героев аниме тоже не так просты. Сценариста сериала позаимствовали свои любимые фрагменты рассказов как из истории, так и из произведений разных веков. А почему бы и нет? Где еще зрители смогут увидеть, как Геракл и Сасаки Кодзиро сражаются с королем Артуром?
«Патриот Мориарти» и «Библиография Шерлока Холмса» Артура Конан Дойля
Количество фильмов, сериалов и аниме, вдохновленных Шерлоком Холмсом, невозможно сосчитать! «Патриот Мориарти», как понятно из названия, тоже громко отсылается на главного врага великого гения, придуманного Артуром Конан Дойлем.
Правда, японцы придумали и нарисовали свой приквел к рассказам о Холмсе. Очень умно использовать соперника Шерлока, Джеймса Мориарти, в качестве одного из главных героев, да еще и с романтическим интересом. Нагло, абсурдно и так гениально! А еще более резонансными являются темы социальной справедливости, продвигающие аниме.
«Великий из бродячих псов» и отсылки к произведениям Осаму Дадзая, Эдогава Рампо и Федора Достоевского
В это трудно поверить, но каждый из главных героев вдохновлен реальными авторами, в основном из Японии начала или середины 20 века. А главный антагонист — русским Достоевским. Но не пугайся, это совсем небиографический аниме-сериал.
Хотя такие персонажи, как Дазай, очень точно демонстрируют некоторые черты своих однофамильцев, сериал пытается воздать должное этим людям, а не рассказывать их истории. Сюжет же наполнен магией, боевкой, экшеном и неожиданными сюжетными твистами. А, и большим количеством юмора. 😊
«Хеллсинг: Война с нечистью», «Кастлвания» и «Дракула» Брэма Стокера
Заметила ты или нет, но это забавно, что оба автора «Хеллсинга» и «Кастлвании» независимо друг от друга назвали главных персонажей Алукардом, что, конечно же является прямой отсылкой к «Дракуле» Стокера, написанным в обратном порядке. Дракула — Алукадр. И оба этих красавчиков-вампиров, решивших пойти против системы, привлекали поклонников аниме десятилетиями. Как и в фильмах и на телевидении, так в аниме и манге по-прежнему распространены вампирские истории.
Честно говоря, список аниме, вдохновленных Дракулой, затмевает только список всего остального в мире. Случайно или нет, но Брэм Стокер изобрел самый плодородный жанр ужасов в истории.
«Основание» от Apple. Как великая сага Азимова не дождалась великой экранизации
Однажды великий учёный Гэри Селдон предскажет, что Галактическая Империя неизбежно падёт. Он рассчитает, что за этим падением последует тридцать тысяч лет хаоса и разрухи. Он найдёт выход — создать на краю галактики сообщество, которое будет жить по заранее предсказанному пути, Плану Селдона. На своём пути эта организация — то самое Основание (в иных переводах Фонд или Академия) — столкнётся со множеством кризисов. И если преодолеет их все, то станет оплотом будущего мирового порядка.
У Дэвида Гойера было всё.
У него была книга. Самая масштабная история в научной фантастике, самая титулованная и уж точно одна из самых известных. История, которую разные студии, режиссёры и сценаристы пытались экранизировать десятки лет, наконец досталась ему.
Были у него и деньги — неисчислимые ресурсы гиганта Apple, жаждущего для своего стриминг-сервиса максимально высокобюджетного, сверхпопулярного, долгоиграющего сериала. Суммы, на которые можно купить лучших актёров, дизайнеров и специалистов по спецэффектам.
И, конечно, у Гойера был план. О нём шоураннер не стеснялся говорить в многочисленных интервью. Cценарий, предвещающий эпическое полотно, огромную и сложную историю длиной не менее чем в восемь сезонов. Повествование, переполненное интригами, идеями и запоминающимися персонажами. Не побуквенная экранизация классики, а живая и самостоятельная история, в равной мере уважающая первоисточник и современные веяния. Не хуже, чем «Дюна», лучше, чем «Игра Престолов».
«Основание» я включаю в страхе — и тому есть множество причин. Любая из них грозит стать самосбывающимся пророчеством, источником горького разочарования. Перед просмотром я потихоньку перебираю причины в голове, чтобы подойти к сериалу со смиренным и чистым разумом, чтобы ни искренняя любовь к первоисточнику, ни выстроенная в голове «идеальная экранизация» не повлияли на итоговую оценку. Всё потому, что я уверен — идеальной экранизации Азимова ждать не стоит.
И стоит признать сразу — это, конечно, красиво. Что бы я ни сказал далее, будьте уверены: гигантские бюджеты Apple оставили неизгладимый след в виде тщательно отрисованной красоты. Орбитальные лифты и чёрные звезды, ледяные пустоши и астероидные поля, планета-город и бескрайняя пустыня — за какой бы уголок вселенной Азимова ни бралась рука дизайнеров Apple, там расцветает уникальный пейзаж и создаётся удивительный дизайн. Возможно, вам удастся полюбить сериал просто за эту красоту.
Что до меня — я не ожидаю ни великого сериала, ни чёткого переложения сюжета, персонажей, образов оригинала. История обречена поменяться — таков её путь, и если я не хочу провести ближайшие десять часов в ностальгирующей скорби, то остаётся лишь пройти по этой дороге до конца.
Прошу я немногого — всего лишь хорошей истории, в которой сохранится хотя бы базовая идея оригинальной трилогии. Ведь «Основание» Гойера прямо заявляет: сериал претендует на полное понимание и вместе с тем радикальное осовременивание изначальных идей Азимова.
Давайте для начала вспомним — чем же были уникальны эти идеи?
О книге:
«Основание»: мир, который построил Азимов
Что такое Основание, чем вдохновлялся Азимов — и какой в итоге стала придуманная им вселенная.
Страхи Основания
Цепочка рассказов, охватывающих отдельные периоды истории, почти не связанные общими персонажами, — так выглядит первая трилогия «Основания». Написанная в 1940-х, она включала в себя массу революционных идей как в форме, так и в содержании. Каждая из этих идей кажется преградой, своеобразным кризисом для плана Гойера.
История Азимова охватывала всю галактику во всём множестве её планет и исторических периодов. Глава за главой, сюжет развивался предельно быстро — за пару десятков страниц мелькали целые эпохи, межпланетные кризисы вспыхивали и угасали, а харизматичные персонажи появлялись и исчезали.
Ироничнее всего Азимов относился к силовым конфликтам — хлебу и маслу любого фантастического сюжета. «Насилие — последний козырь дилетантов» — фраза одного из первых героев «Основания», хитрого и вдумчивого политика Сальвора Гардина, стала девизом цикла. Драки, перестрелки и войны никогда не имели решающего значения в книгах — если дело доходило до конфронтации, её исход всегда был предрешён заранее. Настоящие битвы велись не кулаками, но разумами — только благодаря логике, сообразительности и умению предугадывать события герои возносились на пьедестал истории.
Но прежде всего «Основание» шокировало главным сюжетным ходом, основной идеей цикла. Тем, что с грохотом вынимало из сюжета фантастической истории краеугольный камень — исключительность героя. Для Плана Селдона конкретные люди не значили ничего — их действия либо следовали течению времени, либо разбивались о предсказанную историческую неизбежность. Раз за разом мы наблюдали за теми, кто считал себя героем, — и каждый в конце своего «сюжета» понимал, что на его месте мог быть любой здравомыслящий человек.
«Основание» для своего времени было «твёрдой» НФ, но с точки зрения не физики и инженерии, а социальных наук. Азимов рассказывал о социологии — науки, объектом исследования которой становятся не личности, а массы, о её надежде на предсказание и объяснение всех функций общества. Об истории — её неторопливом течении, смывающем императоров и гениев, торговцев и священников, влюблённых и одиноких в одну пучину забвения. И, наконец, о науке в целом — как она может стать огнём, поддерживающим цивилизацию, и на что обречена в контакте с людьми, для которых непостижима. Но прежде всего о великом социальном эксперименте — а позднее и об экспериментаторе.
Лаконичность историй, широкий масштаб повествования, презрение к насилию и невозможный сюжетообразующий «герой» — вот они, основные проблемы плана Гойера. Как же со всеми этими преградами справилась экранизация?
Я знал: чтобы шоу сработало, оно должно быть близким и для тех, кто никогда не читал книгу — и даже для тех, кто вообще не любит научную фантастику.
Кризис Основания
В «Основании» от Apple три основных сюжетных линии — и две из них почти что следуют сюжетам оригинальных книг. Ключевое слово, конечно, «почти».
Гааль явно предначертано стать одним из центральных персонажей шоу — её пространные закадровые монологи звучат в начале и конце большинства серий
Однажды великий учёный Гэри Селдон (великолепный Джаред Харрис) предскажет, что Галактическая Империя неизбежно падёт. Эти прогнозы, конечно, никому не понравятся — в том числе Гааль Дорник, многообещающей протеже Селдона. Гааль — математический гений и вынуждена с рождения сопротивляться репрессивному религиозному строю, она проявляет странные, уникальные способности, недоступные больше никому в обозримом космосе. Прибыв на поруки к Селдону, она тут же станет жертвой новых репрессий — её и остальных последователей учёного за пропаганду деструктивных идей вышлют на край галактики. Затянувшееся путешествие героини будет полно интриг, убийств и истерик, а сама Гааль окажется центральной фигурой, от которой зависит весь План Селдона.
В интервью Дэвид Гойер отмечал, что давно следует правилу — в погоне за хорошей историей в первую очередь нужно создать максимально живых персонажей. Сюжет, наполненный героями, которым можно сопереживать — и за которыми хочется следить из сезона в сезон. В истории Дорник проблему краткости источника сценаристы решают наотмашь — не щадя доброй серии экранного времени на предысторию персонажа.
Я думаю, что люди втягиваются в стриминговые шоу в первую очередь ради героев и эмоций. Для меня это было настоящим вызовом — как сделать эту историю эмоциональной?
Однако в попытках сделать персонажа эмоциональным сценаристы переборщили — юный гений большую часть сюжета пребывает либо в коме, либо в истерике. Эмоциональная открытость переходит грань психической неустойчивости — в результате большая часть решений героини импульсивны и иррациональны.
Однажды нам пытаются напомнить, что Гааль всё-таки учёный и математик — в сцене, где она под напряжённую музыку преодолевает искусственное препятствие, не имеющее никакого значения для дальнейшей истории
В образе Гааль сценаристы допускают ошибку новичка — непрерывно рассказывая нам о смелости и твёрдом характере героини, показывают совершенно другое. В итоге её приключения не вызывают ни принятия, ни сопереживания — лишь навязчивое раздражение. Положение не исправляет и сюжетный поворот ближе к концу сезона. Осознание Гааль своих способностей выводит её сюжет на траекторию, которой позавидовала бы любая Мэри Сью. Доходит до смешного — на фоне хаотичных действий героини её менторский голос, звучащий в начале и конце серий, начинает казаться издевательским, а старательно проговариваемые философские размышления — банальными, нелепыми или просто случайными.
Вторая сюжетная линия разворачивается в недалёком будущем — через тридцать лет на Терминусе (той самой пустынной планете на краю галактики). Сюжет фокусируется на Сальвор Гардин — молодой женщине, имеющей в колонии звание стража. В поселении учёных-пацифистов, уехавших за Селдоном в ссылку, она явно выделяется: не боится драки и чуть что хватается за ружьё. Героиня также обладает загадочными способностями и мучается неясными видениями. Только от неё зависит судьба Основания — ей предстоит спасти колонию от гибели.
Сальвор Гардин сильна, независима и нелюдима — этими качествами её образ исчерпывается. На весь сериал у неё примерно два выражения лица — это и удивлённое.
Спустя тридцать лет после основания колонии туда прибывают чужаки — сепаратисты, жадные до мщения Империи и технологий Основания. В первую очередь им нужны учёные — специалисты, которых невозможно достать в этом секторе галактики. И чтобы добыть в колонии этих уникальных учёных, чужаки… нападают на Основание, стреляя во всех без разбора.
В сюжетной линии Гардин таких странностей будет много. Решения персонажей, логика мира и сюжета, сценарий и игра актёров — в лучшие моменты это сюжеты обычного фантастического сериала категории Б. В худшие — слегка комичное зрелище, вызывающее чувство острого стыда.
Главная антагонистка сезона, вождь чужаков Фара — возможно, самый раздражающий персонаж сериала
К середине сезона история конфликта с чужаками раскрывается — оказывается, учёные нужны им для запуска найденного в космосе гигантского корабля, единственного в своём роде уничтожителя планет! Сюжет начинает напоминать клишированные космические хорроры — и развивается в точности так, как от клише принято ожидать. Но к тому времени это уже не злит. После нелепых сюжетных ходов, странных диалогов, несимпатичных персонажей и эпилептических боевых сцен ещё один клишированный ход становится всего лишь ожидаемым, почти неизбежным.
История с нахождением старого имперского корабля упоминалась и в книгах — но имела совершенно другой контекст и значение
В двух сюжетных линиях сериала срезанных углов логики достаточно для образования идеального шара. Готовьтесь к характерам, которые отчаянно пытаются вызвать у вас эмоции. Предвкушайте сюжеты, которые будут давить на жалость. Насладитесь злодеем, чья отчаянная злодейскость настолько абсурдна, что вызывает не ненависть, а простое человеческое раздражение. Обычный зритель найдёт здесь проходную фантастику на пару вечеров — а у поклонника книг две базовых сюжетных линии «Основания» вызовут лишь внутреннюю боль.
Истории Дорник и Гардин объединяет много общих черт — увы, в основном негативных. Характеры героинь кажутся нелепыми, действия — глупыми, а образы — несимпатичными. Не помогают диалоги, хаотичные боевые сцены и герои второго плана — чаще всего банальные, незапоминающиеся личности. В попытках вызвать эмпатию сценаристы промахиваются мимо всех болевых точек — в итоге обе сюжетные линии вызывают только утомительное раздражение. И дело не в смене пола, цвета кожи или характера героев — а всего лишь в неловкой работе непрерывно халтурящих сценаристов.
Значит ли это, что на «Основании» стоит ставить крест? Можно было бы сказать «да», если бы не третья сюжетная линия. За главной «отсебятиной» — самостоятельной историей, лишь косвенно пересекающейся с книгами Азимова, неожиданно интересно наблюдать.
Основание и Империя
Однажды в Галактической Империи услышат пророчество о её скорой гибели. Оно, конечно, никому не понравится — а особенно властвующему Имперо Клеону ХII (великолепный Ли Пейс). Компанию ему составляют другие Клеоны — три идеальных клона почившего сотни лет назад императора. Старик, зрелый мужчина и юноша — копии исключительной личности, идеальные правители, уже веками они сменяют друг друга, обеспечивая залог стабильности и процветания империи. Решения им помогает принимать загадочная советница — женщина без эмоций на лице и с мудростью веков в глазах.
В облике советницы императора фанаты быстро угадают одного из важнейших персонажей книг Азимова
Но ссылка последователей Селдона на край галактики не даст императорам ни покоя, ни процветания. Год за годом, сменяя друг друга, клоны обречены наблюдать неизбежный распад великого галактического государства — и противостоять ему в меру сил и кажущегося одинаковым унаследованного таланта.
Из трёх сюжетов первого сезона линия Клеонов единственная не имеет отношения к книгам. И удивительным образом её хочется критиковать меньше всего. Почти по-шекспировски трагичный сюжет династии кажется органичным и логичным. Эту самостоятельную историю хочется если не любить, то уж точно уважать — и даже увидеть отдельно, в каком-нибудь другом, её собственном сериале.
Когда Имперо сталкивается с враждебностью массового религиозного культа, он доказывает, что способен не только на болтовню
Во многом это заслуга ведущего актёра триумвирата — Ли Пейс играет галактического императора чуть ли не с упоением. Стоический и благородный, почти космический Марк Аврелий, лицом он умудряется выражать одновременно и суровость, и милосердие. В его образе галактического императора ровно столько эмоций, сколько необходимо — тем ценнее, когда они наконец прорываются наружу.
Идея генетической династии убивает сразу множество зайцев — даёт возможность увидеть разные эпохи империи сквозь одно и то же лицо. Императоры, сменяющие друг друга, обладают почти неограниченной властью, но обречены непрерывно задавать себе вопрос: обладают ли они свободой воли? Или их решения — лишь повторение мыслей прародителя?
Сама идея генетической династии удивительным образом хорошо сочетается с изначальными идеями Азимова
Качество сюжетной линии «злодеев» играет с «Основанием» злую шутку — именно им начинаешь сопереживать как настоящим героям. На фоне блёклых последователей Селдона, ведомых чрезмерными страстями и спонтанными решениями, Клеоны кажутся идеалами лидеров, а их правление — жестоким, но сравнительно справедливым. В их обречённом труде единственный раз за весь сериал сквозит историческая параллель — так и чудится, что даже за целой династией Марков Аврелиев рано или поздно придёт свой Коммод.
Конечно, есть проблемы и у этого сюжета. Падение империи, что в книгах было поначалу незаметным, но глобальным, здесь ярко и спецэффектно, но исключительно локально. Стремясь завлечь современного зрителя, сценаристы проводят прямую аналогию с 11 сентября (вновь отдавая бразды правления историей в руки единиц) — и за весь сезон её никак не развивают. Есть нюансы и в поведении самого таинственного персонажа — советницы, чья история интересна, но иногда противоречит хрестоматийным правилам вселенной Азимова.
Но в целом за историей династии Клеонов поначалу следишь с удивлением — столь далеко она уходит не только от книг, но и от остальных двух сюжетов. Со временем удивление сменяется уважением и даже шоком. Не только актерской игрой, постановкой сцен, операторской работой, но и в целом отношением сценария к оригинальному источнику она разительно отличается от остального шоу в лучшую сторону. Поневоле воображение рисует одинокий талант, прикованный к остальной сценарной группе, — обладателя действительно новых и интересных идей, способных освежить работу Азимова.
Реальность наверняка куда более прозаична. Возможно, из всех сюжетов сериального «Основания» именно этот был интересен самому Гойеру — и именно на него шоураннер направил творческие усилия. Недаром сюжет «Человека из стали», одной из главных работ Дэвида, начинается с похожей завязки — трагедии межпланетной империи с деградирующей генетической династией.
Глядя на задумчивое лицо Клеона, императорские угрозы подвергаешь сомнению, а императорским жестокостям поневоле ищешь оправдания
Хаос Основания
Сомнительные решения сценария, несимпатичные персонажи, недоработанные диалоги — всё это можно было понять и простить, сохранись в сериале хоть крупица, хоть капля изначальной идеи. Увы, чем дальше создатели заглядывают в оригинальный материал (а финал сезона не только пытается начать историю Второго Основания, но и уже обстоятельно шуршит по приквелам и сиквелам трилогии), тем меньше остаётся надежд на умную, оригинальную историю.
Как вы уже наверняка подозреваете, «Основание» от Apple не придерживается идей оригинала. Но и это не было бы серьёзным грехом, предложи сериал взамен что-то своё. Увы, даже если основательно покопаться, за сияющим фасадом эстетически приятных кадров, дизайнов и эффектов обнаруживается… бесконечная пустота мысли. В попытке рассказать сразу десяток историй и предысторий, наделить персонажей характерами, подключить к сюжету книжные приквелы и сиквелы сценаристы забыли о ключевых мыслях и идеях — смыслах, без которых серьёзная научная фантастика гибнет в забвении.
Парадоксальным образом сериал о научной фантастике чувствует себя куда комфортнее, говоря о религии и мистике — наука ему кажется скучной, непонятной и сравнительно бесполезной. «Основание» Гойера не рассказывает о социологии — ведь План Селдона теперь сведён к действиям индивидов и обладанию уникальными артефактами. Не говорит оно и о взаимозаменяемости героев — ведь они теперь уникальны. Забыто и непрерывное течение госпожи истории, рано или поздно смывающее даже самых значимых личностей — ведь эти уникальные герои теперь сопровождают нас сквозь времена и эпохи. Старательно затёрты скучные политические интриги, оставлена надежда на торжество гуманизма — теперь важно лишь то, кто вовремя поднимет (и — как напоминает нам финал сезона — куда направит) ружьё. Увы, в конце концов план Гойера не оказывается никаким интересным Планом — разве что вульгарным планом продаж сервиса Apple. И страшно здесь то, что сам Гойер этого, похоже, не понимает.
Но если отвлечься от книжных идей — «Основание» спотыкается даже на скромной попытке быть простой развлекательной фантастикой. Для непосвящённого зрителя оно рискует показаться слишком нудным и слишком торопливым, слишком невнятным и слишком нелепым повествованием. Под грузом слабо проработанных характеров, логических ошибок и проседаний темпа сериал теряет аудиторию — не только фанатов сложных книг, но и поклонников простых зрелищ.
Мне трудно лицемерно надеяться, что «Основание» найдёт свою аудиторию — достаточную, чтобы протолкнуть вожделенные Гойером восемь сезонов. Однако может случиться и так, что вам сериал понравится. И как бы я не злился из-за его существования, вас мне будет не в чем обвинить. Ведь, в конце концов, это всё ещё просто красиво.
И всё же… иногда мне снится другая история. Зрелищная и меланхоличная, но в то же время камерная и тревожная. История о политиках, что сражаются друг с другом на карте галактики. О шпионах, что внимательно наблюдают за планами многочисленных врагов. О торговцах, что вместе со своим капиталом поднимают само государство. Об учёных, что кропотливо отслеживают течение великого эксперимента. И наконец, о случайных людях, затянутых в водоворот исторического процесса — и не теряющих в нём ни ума, ни сердца. История-антология, не жалеющая персонажей — и не стесняющаяся оставлять позади даже самые увлекательные сюжеты. История, верящая в разум зрителя, как верил когда-то Азимов в разум своего читателя.
Я вижу в этом сне, что именно такая история способна вдохновить каждого стать героем — да так, как не вдохновляет ни одна супергероика. Потому что герой в этой истории не эмоционально нестабильный суперчеловек, способный выживать в самых невозможных ситуациях, а всего лишь прохожий — случайный свидетель, обладающий толикой здравого смысла, искрой живого разума и лишь самой каплей удачи. То есть один из нас, реальных людей — таких, какими нас так редко показывает экранная фантастика.
Возможно, что такой истории не будет ещё долго — и чтобы иметь хоть смутную надежду приблизить этот момент, я едва удерживаюсь от прямой попытки отговорить вас смотреть один очень дорогой, но не очень удачный сериал.
Эффект «Основания» оказался для меня неожиданно травматичным — проще всего описать его с помощью аналогии.
Представьте, что вы собрались на конференцию по теме, которая вам исключительно интересна. В отеле, где проходит конференция, вы застреваете в лифте — вместе с вами молодой, красивый и ухоженный, шикарно одетый человек. Вы заводите разговор — и он представляется виднейшим специалистом по вашей теме!
Беседа продолжается — но спустя какое-то время вы чувствуете, что не понимаете совершенно ничего. Ваш собеседник смешивает в кучу факты, термины и концепции, перемежая их аксиомами и общими, ничего не значащими фразами. Вы начинаете теряться — быть может, вы действительно ничего не понимаете? Но постепенно к вам приходит осознание — в том, что говорит этот красавец, нет совершенно никакого смысла. Перед вами лишь шарлатан, пускающий пыль в глаза, — нелепый фат, дилетант, манипулирующий неподготовленными умами с помощью эмоций и дешёвых эффектов.
И тут лифт наконец открывается — и человек, обворожительно улыбнувшись, стройной походкой движется ко входу в зал. С ужасом вы понимаете — сегодня выступать будет он.