Что такое экосистемные услуги
Что такое экосистемные услуги
Экосистемные услуги описывают, как мы зависим от Природы. Здоровые экосистемы гарантируют человеку ряд различных благ. Узнайте больше о разных типах экосистемных услуг.
Фактические данные об экосистемных услугах
Скачать фактические данные о том, как измерить их и управлять ими.
Экосистемные услуги по предоставлению полезных продуктов
Материальные выгоды, получаемые людьми от экосистем, называются «экосистемными услугами по предоставлению полезных продуктов». В них входят водные ресурсы, продукты питания, древесина и другие товары. Многие услуги по предоставлению полезных продуктов продаются на рынках. Однако во многих сельских регионах домохозяйства также напрямую зависят в своей жизнедеятельности от таких услуг. В этом случае услуги могут быть даже важнее, чем их цена на местных рынках. Скачать фактические данные о том, как измерять и как управлять услугами по предоставлению полезных продуктов.
Продукты питания
Фактически, все экосистемы обеспечивают условия для роста, сбора, ловли или жатвы продуктов питания.
Сырье
Экосистемы обеспечивают огромное разнообразие сырья, включая древесину, биотопливо и волокна дикорастущих или выращиваемых видов растений и животных.
Пресная вода
Вода – это жизнь. Экосистемы играют важную роль в обеспечении притока и хранения пресной воды.
Лекарственные ресурсы
Природные экосистемы обеспечивают разнообразными растениями и грибами, которые являются эффективными средствами в лечении многих заболеваний. Они используются в народной и традиционной медицине и в разработке лекарственных препаратов.
Регулирующие экосистемные услуги
Услуги, которые предоставляют экосистемы по сохранению качества воздуха и почвы, по контролю паводков и заболеваний или по опылению сельскохозяйственных культур, называются «регулирующими услугами». Они часто невидимы, и поэтому в большинстве случаев воспринимаются как должное. В случае их нарушения, причиненные убытки могут быть огромными, а услуги будет очень трудно восстановить.
Местный климат
Деревья и зеленые насаждения снижают температуру в городах и регулируют качество воздуха, удаляя загрязнители из атмосферы. Леса влияют на количество осадков и водообеспечение в локальном в региональном масштабах.
Связывание углерода
Экосистемы регулируют глобальный климат, накапливая парниковые газы. По мере роста деревьев и растений, они удаляют диоксид углерода из атмосферы и эффективно запирают его в своих тканях («связывание»).
Защита от чрезвычайных ситуаций
Экосистемы и живые организмы создают защиту от природных катастроф. Они сокращают ущерб от паводков, ливней, цунами, лавин, оползней и засухи.
Очистка сточных вод
Такие экосистемы как сильно увлажненные земли фильтруют сточные воды, разлагают воду с помощью биологически активных микроорганизмов, и удаляют вредные болезнетворные микроорганизмы.
Борьба с эрозией почв и плодородие почвы
Растительный покров предотвращает эрозию почвы. Эрозия почвы – основной фактор в процессе деградации почв, утраты плодородия почвы и опустынивания, и способствует сокращению продуктивности рыбных хозяйств, находящихся в низовьях.
Опыление
Воспроизводство около 80% видов пищевых растений в мире зависит от опылителей. Среди них насекомые и птицы, многие из которых зависят от существования нетронутых экосистем.
Биологический контроль
Хищники и паразиты регулируют количество вредителей и болезней, поражающих растения, животных и людей.
Поддерживающие экосистемные услуги
Эти услуги поддерживают почти все другие услуги. Экосистемы предоставляют среду обитания для растений или животных; также они сохраняют многообразие растений и животных. В некоторых средах обитает крайне большое число видов, что делает их более генетически разнообразными, чем другие, и они называются «зонами значительного биоразнообразия».
Среды обитания для видов
Экосистемы предоставляют среду обитания для растений или животных; также они сохраняют разнообразие сложных процессов, которые поддерживают другие экосистемные услуги. В некоторых средах обитает крайне большое число видов, что делает их более генетически разнообразными, чем другие, и они называются «зонами значительного биоразнообразия».
Сохранение генетического разнообразия
Генетическое разнообразие (разнообразие генов между и внутри популяций) отличает разные породы или расы друг от друга, обеспечивая основу для локально адаптированных культурных сортов и генетический фонд для развивающихся товарных культур и скота.
Культурные услуги
Нематериальные блага, получаемые людьми от экосистем, называются «культурными услугами». В них входят эстетическое вдохновение, культурная самобытность, чувство дома и духовный опыт, связанный с окружающей средой. Обычно в этой группе также учитываются возможности для туризма и для отдыха. Культурные услуги сильно взаимосвязаны между собой и часто связаны с регулирующими услугами и услугами по предоставлению полезных продуктов: Мелкомасштабный рыбный промысел касается не только продуктов питания и дохода, но и образа жизни рыбаков. Во многих ситуациях культурные услуги входят в самые важные ценности, которые люди ассоциируют с Природой – поэтому очень важно их понимать.
Эстетическая ценность и вдохновение для культуры
Животные, растения и экосистемы были источником вдохновения для многих видов искусств, культуры и дизайна, и в еще большей степени для науки.
Туризм
Наслаждение природой привлекает миллионы путешественников со всего мира. Эта культурная экосистемная услуга включает и блага для посетителей, и возможности получить доход для поставщиков услуг природного туризма.
Духовный опыт и самобытность
Природа – это общий элемент в большинстве основных религий. Природное наследие, духовное чувство принадлежности, традиционные знания и сопутствующие обычаи важны для создания чувства принадлежности.
Отдых
Природные возможности для отдыха играют важную роль в сохранении психического и физического здоровья, например, ходьба пешком и игровые виды спорта в парках и городских зеленых зонах.
Экосистемные услуги
Пока учёные и энвайронменталисты так или иначе обсуждали экосистемные услуги на протяжении десятилетий, такая (организация?), как Millennium Ecosystem Assessment, в начале 2000-х популяризировала это понятие.Все экосистемные услуги сгруппированы в четыре обширных категории:
— provisioning (снабжение). Например, производство воды и продуктов
— regulating (регулирование). К примеру, контроль климата и болезней
— supporting (поддержка). Например, круговорот питательных веществ и опыление сельскохозяйственных культур
— cultural (культура). К примеру, духовные и рекреационные блага.
Связанные понятия
Использование эне́ргии является основой развития человеческого общества и позволяет ему изменять окружающую среду. Общественные формы использования энергии являются решающими для воспроизводства его результатов. В индустриальном и постиндустриальном обществах разработка энергетических ресурсов необходима для сельского хозяйства, транспорта, переработки отходов, развития информационных технологий и телекоммуникаций и других отраслей экономики, развитие которых означает достижение высокого уровня общественного.
Энергетический учёт (англ. energy accounting) — система, используемая в пределах промышленности, где измерение и анализ потребления энергии различными видами деятельности производится для повышения энергетической эффективности. В широком понимании — энергетический учёт используется для описания термодинамических аспектов энергетической экономики, как пример, когда анализируемая полезная энергия протекает в любой производящей энергию системе.
Экосистема озера включает биотические (живые) растения, животных и микроорганизмы, а также абиотические (неживые) физические и химические взаимодействия.Озерные экосистемы являются яркими примерами стоячих экосистем. К стоячим относятся застойные или слаботекущие воды (от латинского Lentus-вялый). Стоячие воды колеблются от прудов, озер до водно-болотных угодий, и большая часть этой статьи относится к стоячим экосистемам в целом. Стоячие экосистемы можно сравнить с текучими экосистемами, в которые.
Экология — это область науки, которая стала бурно развиваться во второй половине XX века. В качестве отдельной дисциплины экология выделилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды. Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно.
Предельная нагрузка биологического вида на среду обитания (ёмкость среды) — максимальный размер популяции вида, который среда может безусловно стабильно поддерживать, обеспечивать пищей, укрытием, водой и другими необходимыми благами.
Абиоти́ческий фа́ктор (др.-греч. α — отрицание, βίος — жизнь) — совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической среды на живые организмы; подразделяется на физический (климат, орография), химический (состав атмосферы, воды, почвы). Приспособление растений и животных к жаре, холоду, атмосферному давлению, подводной глубине, зимняя или летняя спячка некоторых животных и прочее связано с абиотическими факторами.
В экономической наука благо называется конкурентным (англ. rival, rivalrous), если его потребление одним агентом препятствует одновременному его потреблению другими агентами.. Благо считается неконкурентным (англ. non-rival, non-rivalrous), если при любом объёме производства стоимость предоставления этого блага дополнительному потребителю равна нулю. Таким образом, любой товар можно характеризовать точкой континуума, который простирается от абсолютной конкурентности до абсолютной неконкурентности.
Оптимальная валютная зона (англ. optimum currency area) — географическая область, – в противоположность национальной территории, – в рамках которой могут быть достигнуты цели внутреннего равновесия (низкая инфляция и полная занятость) и внешнего равновесия (устойчивый платежный баланс).
Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны
Все строят какие-то экосистемы. Что это такое?
Определение экосистем бизнес позаимствовал из биологии. Этот термин в 1930-х годах ввел британский ботаник Артур Тэнсли. Экосистемой он назвал локальные сообщества организмов, которые взаимодействуют друг с другом и окружающей средой. Чтобы процветать, эти организмы конкурируют и сотрудничают, совместно эволюционируют и адаптируются к внешним потрясениям.
В начале 1990-х годов бизнес-стратег Джеймс Мур перенял эту концепцию и предложил рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как представителя бизнес-экосистемы, охватывающей множество участников из разных отраслей. «Как и ее биологический аналог, бизнес-экосистема постепенно переходит от случайного набора элементов к более структурированному сообществу», — отмечал Мур.
Сегодня экосистемы описывают как динамичные и постоянно развивающиеся сообщества, которые создают новую ценность через сотрудничество и конкуренцию. При этом, как подчеркивают в Deloitte, конкуренция здесь уходит на второй план. Общие цели и интересы, а главное, необходимость отвечать на растущие запросы потребителей, делают сотрудничество основой экосистемного бизнеса.
«Клиент сегодня хочет чувствовать себя причастным к бренду, быть частью комьюнити. Например, есть сторонники систем Apple или Android, есть те, кто носит только Adidas или Nike. Быть частью такой экосистемы бренда — это как прийти в семейный ресторан где-нибудь в Европе, куда люди ходят годами, где все другу друга знают, обмениваются новостями и чувствуют, что им там рады. Сможете создать такой «ресторан» — вы выиграли».
Какие компании могут создать свою экосистему?
Практически любые. Среди самых успешных примеров — компания Apple. Она сформировала единое пользовательское пространство для владельцев гаджетов и предоставила им бесшовный доступ к множеству услуг — от Apple TV и iTunes до системы мобильных платежей Apple Pay и кредиток Apple Card.
Свои экосистемы активно развивают производители гаджетов и электроники
Подробнее читайте в материале РБК Трендов «Лучшие системы «умного» дома для новичков».
Еще один яркий кейс — китайская Alibaba, которая включила в свою экосистему розничную торговлю, платежи и даже кредитный скоринг.
По такому пути идут не только представители ИТ-индустрии. Автомобильные гиганты BMW и Daimler запустили совместный проект под названием You Now с участием нескольких стартапов. Они планируют развивать сервисы городской мобильности для 60 млн клиентов по всему миру. Сюда входят услуги каршеринга, парковки, вызова такси, зарядки для электромобилей и приложение для мультимодальных перевозок.
«В центре экосистемы находится клиент с его ежедневными потребностями — от желания вкусно пообедать или посмотреть фильм до необходимости отправить посылку. Но речь не только о физических лицах. Другие два направления развития экосистемы — услуги для государства и бизнеса».
Похожие инициативы запускают правительства и государственные ведомства. Например, власти Канады хотят объединить отраслевые компании и исследовательские организации в общую сеть аэрокосмических инноваций. А в России планируют создать цифровую экосистему в сфере жилищного строительства. В ней клиент сможет в несколько кликов решить все вопросы — от выбора квартиры и оформления ипотеки до организации ремонта и переезда.
Но самые масштабные экосистемы, как правило, формируются вокруг повседневных потребностей клиента и включают в себя сервисы для шопинга, поездок, платежей и развлечений. Такие проекты развивают, в частности, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф», Mail.ru Group и МТС.
Какие бывают экосистемы?
Аналитики выделяют два основных типа экосистем.
Чем экосистемы отличаются от других бизнес-моделей?
По мнению экспертов BCG, у экосистем есть несколько важных отличий.
В отличие от вертикально-интегрированных или иерархических схем, в экосистемах компоненты предложения для потребителей могут разрабатываться независимо, но функционировать как единое целое. Обычно клиент сам выбирает, какие опции использовать и каким образом их комбинировать.
В этом смысле сервисы экосистемы похожи на приложения для смартфонов. Некоторые из них предустановлены, но большинство можно выбрать и загрузить самостоятельно.
Когда компания работает на открытый рынок, она ориентируется только на свои возможности и запросы своих потребителей. Но в экосистеме продукты должны быть взаимно совместимыми. Это означает, что если в нее, например, входит производитель видеоигр, то каждую новую игру придется адаптировать к общей платформе.
Участников экосистемы связывают отношения, которые нельзя разложить на совокупность двусторонних взаимодействий. К примеру, входящий в систему маркетплейс или сервис по доставке одновременно сотрудничает с поставщиками, платежными системами, разработчиками приложений и другими игроками.
Экосистема — слишком сложный механизм, чтобы пытаться управлять им «сверху вниз» и контролировать все из одной точки. Вместо этого здесь используют механизмы координации — прежде всего, через внедрение общих стандартов, правил и процессов.
«Экосистема — это не монолит и не набор одинаковых бизнес-подразделений. Это множество разных компаний с различными потребностями и продуктами. Но им нужен универсальный набор инструментов, позволяющих решать основные технологические задачи».
Когда появились первые бизнес-экосистемы?
Бизнес начал создавать то, что сейчас называют экосистемами, задолго до появления самого термина.
К примеру, организация Lloyd’s of London ведет свою историю с XVII века. Это полноценный страховой рынок, где встречаются участники корпорации и заключают договоры страхования и перестрахования. Сейчас в организацию входит больше 1 тыс. корпоративных участников и несколько сотен индивидуальных, а также агенты, сертифицированные брокеры и отраслевые синдикаты.
В XX веке собственные экосистемы создавали крупные автопроизводители, такие как Toyota или Volkswagen. Они объединяли поставщиков и дистрибьюторов в огромные горизонтальные сети.
Но современный тренд на создание экосистем появился в середине 2010-х годов, рассказывали в Accenture. Эту тенденцию задавали ИТ-гиганты.
В 2014 году китайская площадка для электронной коммерции Alibaba вышла на IPO, которое стало одним из самых крупных в истории. В проспекте ценных бумаг, где компания излагала свою философию, видение и стратегию роста, слово «экосистема» встречалось 160 раз.
Пример Alibaba воодушевил многие бизнесы. Теперь экосистемы упоминаются в годовых отчетах в 13 раз чаще, чем десятилетие назад. Как правило, речь идет о цифровых экосистемах, которые опираются на digital-инструменты и платформы. Такие структуры будут генерировать около 30% корпоративного дохода уже к 2025 году, ожидают в McKinsey.
«Сейчас основной площадкой для общения и получения информации потребителю служат мессенджеры и социальные сети. Поэтому многие сервисы и продукты стали smm- или мессенджер-центричными. Но, по моим прогнозам, место мессенджеров и соцсетей уже в ближайшие три-пять лет займут личные цифровые ассистенты. Они будут выполнять массу разнообразных задач — от заказа билетов до подбора одежды — и станут главным связующим звеном между пользователем и экосистемой».
Какую пользу экосистемы приносят потребителю?
Экосистемы дают пользователям два основных преимущества — удобство и выгоду.
Удобными экосистемы делают бесшовная идентификация и единая платформа. Вам не нужно каждый раз вводить логины и пароли или подтверждать личность. Все сервисы узнают вас по единому клиентскому ID и зачастую доступны из одного приложения.
Кроме того, во многих экосистемах есть централизованная поддержка клиентов. Консультацию по любому из сервисов предоставят в общем контакт-центре.
«Бизнес начинается с одного успешного сервиса, затем запускаются новые продукты и услуги. Когда у компании набирается пять-шесть успешных сервисов, появляется потребность в интеграции. Тогда и возникают экосистемы, способные генерировать дополнительную ценность для пользователя — например, более выгодные условия, удобство регистрации и идентификации».
Внутри экосистемы пользователь получает более привлекательные условия, чем при использовании только одного продукта или услуги. Прежде всего, за счет разнообразных подписок — таких как Amazon Prime, которая включает бесплатную доставку, ранний доступ к скидкам, бесплатные образцы продукции, медиатеку, музыкальный сервис и даже фотобанк.
В России есть свои экосистемные подписки — например, «СберПрайм» и «Яндекс Плюс», которые дают доступ к фильмам и сериалам, музыке, скидкам и другим привилегиям. Собственную подписку со скидками во всех магазинах сети тестирует X5 Retail Group: компания тоже двигается в сторону создания экосистемы.
Пользователи уже оценили плюсы этой модели, показывают исследования McKinsey. По данным компании, 71% потребителей готовы к комплексным экосистемным предложениям.
Что экосистемы дают бизнесу?
Внутри успешной экосистемы компания получает больше клиентов и продает больше товаров и услуг. Когда обычный потребитель приходит за доставкой еды, ему тут же предлагают и доставку продуктов, и готовые рационы здорового питания. А когда небольшой бизнес хочет открыть счет, ему можно заодно продать услуги по ведению бухгалтерии, платежное решение и юридическую поддержку.
Пользуясь общей инфраструктурой и базой клиентов, компании-участники растут быстрее. Так, кинотеатр Okko после подключения к экосистеме «Сбера» увеличил скорость наращивания клиентской базы примерно в 12 раз.
Внутри экосистемы бизнесы могут делиться данными, лучшими практиками и ноу-хау. И в результате — лучше и быстрее удовлетворять потребности клиентов.
Еще один тренд, связанный с развитием экосистем — ИТ-корпорации сливают свои сервисы в единые суперприложения. Примеры супераппов:
Но главное, во многих индустриях бизнес чувствует себя все менее уверенно по одиночке. «Битва устройств превратилась в битву экосистем. Наши конкуренты не захватывают нашу долю рынка своими устройствами, они захватывают ее целой экосистемой. Это означает, что мы должны решить, как нам создать экосистему или присоединиться к ней», — отмечал бывший гендиректор Nokia Стивен Элоп в начале 2010 годов.
В итоге компания выбрала второй вариант и вскоре продала свой мобильный бизнес Microsoft.
Экосистемы всегда прибыльны?
Совсем необязательно. К примеру, сервис Spotify, который называют музыкальной экосистемой, продолжает терять деньги, несмотря на стремительный рост числа подписчиков. То же самое касается сети WeWork, развивающей офисные пространства и решения для них.
Экосистемы не застрахованы от ошибок и рисков, которые совершают обычные компании. Так, Spotify доступен по модели freemium (бесплатная базовая версия и платная премиум-подписка). Поэтому общий рост аудитории не всегда позволяет заработать.
В свою очередь, WeWork, как и многие другие игроки, столкнулась с трендом на снижение заполняемости офисов. В пандемию он принял глобальные масштабы и привел компанию к миллиардным убыткам.
Риски развития экосистем
От чего зависит успешность экосистем?
Для успеха нужно сочетание нескольких факторов. В первую очередь, это продуманная стратегия и ценностное предложение, сильная клиентская база. Кроме того, хорошему результату способствует широкая география. По статистике BCG, успешные экосистемы обычно имеют партнеров в десяти и более странах.
Но даже совокупность всех этих факторов не дает никаких гарантий.
Во-первых, многочисленные партнерства и взаимодействия еще нужно организовать и синхронизировать. Управляемость экосистемы — один из ключевых вызовов при ее создании и развитии.
Экосистемные услуги – в чем проблема и в чем выгода
Экосистемные услуги составляют основу природного капитала территории и в той или иной мере используются всеми компаниями. От того, как происходит управление экосистемными услугами и природным капиталом в регионе, зависят его устойчивость и успешное развитие в долгосрочной перспективе.
В соответствии с международной классификацией (CICES) выделяется три основных категории экосистемных услуг: обеспечивающие, регулирующие и культурные экосистемные услуги. Разные виды экосистемных услуг имеют разное значение для местных жителей, для региона и для мирового сообщества, а также по-разному оцениваются.
Обеспечивающие экосистемные услуги
Обеспечивающие экосистемные услуги включают в себя природные материальные блага, которые используются человеком в экономической деятельности и повседневной жизни. К ним относятся продукты питания и питьевая вода, сырье для различных видов производства, лекарственные ресурсы, топливо и др.
Обеспечивающие экосистемные услуги играют важную роль в экономической деятельности человека. Оценка экосистемных услуг происходит на основе рыночных цен при продаже того или иного вида сырья.
Регулирующие экосистемные услуги
Экосистемы оказывают воздействие на многие процессы: регулируют процессы очистки воды, образования почвы, изменяют химический состав воздуха, участвуют в процессе преобразования отходов и др. Эти процессы и называются регулирующими экосистемными услугами. Оценка экосистемных услуг этой категории происходит на основе данных о том, какие затраты придется понести, если этих услуг не будет, например, на основе стоимости очистки воды или воздуха.
Регулирующие экосистемные услуги имеют большое значение для глобального сообщества и определяют условия жизни людей на региональном уровне.
Культурные экосистемные услуги
Культурные экосистемные услуги обеспечивают нематериальные блага, которые выполняют эстетическую, образовательную, рекреационную и духовную функции. Это могут быть места для отдыха, памятники природы культурного значения, красивый ландшафт. Обычно оценка экосистемных услуг этого вида связана с готовностью людей платить за использование территории — за проезд до места отдыха, размещение на определенной территории и поддержание экосистем в естественном виде.
Оценка экосистемных услуг
Оценка экосистемных услуг — важный этап в процессе управления природным капиталом и экологическим состоянием региона. Также она играет важную роль для принятия решений о проведении природоохранных мероприятий как администрациями регионов, так и корпорациями.
НТЦ «Ресурсы и консалтинг» выполняет оценку экосистемных услуг более 20 лет.
Оценка экосистемных услуг выполняется в соответствии с международным стандартом по природно-экономическому учету (СПЭУ 2012). Оценочные показатели стоимости экосистемных услуг рассчитываются в физическом и денежном выражении, что позволяет проводить сравнения между разными видами экосистемных услуг и оценивать масштабы их использования.
Специалисты НТЦ «Ресурсы и консалтинг» получают практически-ориентированные результаты даже в условиях ограниченности данных. Использование оценки экосистемных услуг приносит пользу и бизнесу, и органам власти. Для бизнеса появляются новые возможности создания конкурентных преимуществ, улучшения репутации. Органы территориального управления получают инструменты управления экологической ситуацией, улучшения условий жизни населения.