Что такое экосистемные товары
Скованные одной цепью: как бренды строят экосистемы из гаджетов
Экосистема Apple: самая закрытая и автономная
Apple изначально выпускала гаджеты и аксессуары, которые работали в тесной связке друг с другом. Для этого разрабатывались закрытые ОС и специальные сервисы — вроде App Store, iTunes, Apple Music или Apple Pay. В США Apple даже выпустила собственную кредитную карту.
Сейчас в экосистему гаджетов входят iPhone, iPad, MacBook, Mac Pro, iMac, Apple Watch, iPod, AirPods, Apple TV, колонка HomePod. В следующем году к ним обещают добавить еще и VR-очки. В качестве ОС на ноутбуках и компьютерах используется MacOS, на мобильных устройствах — iOS.
Большинство приложений — сквозные и работают на всех устройствах, подключенных к одному Apple ID: например, фото, музыка, почта, заметки, напоминания, игры. Для облачного хранения данных используется единое пространство iCloud. С помощью AirDrop можно мгновенно обмениваться файлами и фото между любыми устройствами Apple. Можно даже начать работать с документом или веб-браузером на одном устройстве, а продолжить на другом. То же касается звонков и сообщений.
AirPlay позволяет проигрывать один и тот же фильм или видеоролик и на телефоне, и на ноутбуке, и даже на экране телевизора — если он подключен к Apple TV. С помощью того же AirPlay или Apple Music можно загрузить музыку или подкаст на смартфон, а послушать через HomePod.
При этом перенести многие данные и сервисы на устройство с другой ОС уже не получится. Если все же нужно подключить сторонний гаджет, то он обязательно сертифицируется внутри Apple. Так работает Home Kit — система умного дома, к которой можно подключить освещение, розетки, системы полива, датчики движения и управлять ими со смартфона или планшета.
В 2020 году ко всему этому добавится еще и единая подписка — Apple One. Что это значит? Теперь все сервисы Apple объединят в единые пакеты:
Недавно Apple сделала еще один шаг к экосистеме: Shazam теперь будет встроен в iOS, начиная с версии 14.2. То есть приложение будет доступно в iPhone и iPad по умолчанию, и скачивать его больше не нужно. Shazam сможет распознавать музыку, которая играет в других приложениях, даже если вы слушаете через наушники.
Экосистема Xiaomi: умный дом будущего
Xiaomi — один из главных конкурентов Apple, Samsung и Huawei по части гаджетов. Компания выпускает практически всю электронику: смартфоны, ноутбуки, часы, колонки, телевизоры, приставки, электросамокаты, бытовую технику. А еще — умную одежду с подогревом, рюкзаки и аксессуары.
В 2016 появился суббренд Mijia, который положил начало экосистеме устройств и гаджетов. 2020-й Xiaomi объявила годом экосистемы в России. Но и этого мало: под брендом Xiaomi также делают все элементы для умного дома — начиная от бытовой техники и освещения и заканчивая умными замками и даже кошачьими туалетами. Все они объединены в систему Mi Home.
Устройства связаны друг с другом с помощью Wi-Fi, ZigBee и Bluetooth.
По Wi-Fi обмениваются данными все устройства, подключенные к сети через роутер. Если их слишком много, сеть может быть перегружена, поэтому роутер должно быть достаточно мощным, а интернет — быстрым.
С помощью Bluetooth подключаются устройства с ограниченным функционалом, которые ловят сигнал на небольшом расстоянии. Они подключаются напрямую к смартфону или планшету, минуя роутер. Например, беспроводные наушники, электрочайник или кофеварка.
ZigBee — это альтернативный протокол, с помощью которого можно подключить Bluetooth-устройства, работающие от сети 220В, к промежуточному Bluetooth-шлюзу, а затем — к роутеру. При этом покрытие сигнала расширяется на все последующие.
Так формируется система Mesh. Она состоит из трех типов устройств:
К марту 2019 года к Mi Home было подключено 171 млн умных устройств по всему миру, не считая смартфонов и ноутбуков.
Mi Home работает через приложение на смартфонах iOS и Android, интегрируется с Apple HomeKit, Google Home и Умным домом Яндекса. С него можно управлять электричеством, освещением, отоплением и техникой в разных комнатах и помещениях. Можно отслеживать все перемещения и расход энергии внутри дома. Правда, полный функционал доступен только в Китае, а в России он ограничен. Специально для домашней сети Xiaomi выпускает Wi-Fi-роутеры, адаптеры и усилители Wi-Fi-сигнала.
Экосистема Huawei: гаджеты и сервисы, открытые для всех
Huawei Seamless AI Life — интеллектуальная экосистема, которая работает по принципу трехуровневой стратегии «1+8+N». Это три уровня:
Все три уровня соединяются с помощью высокоскоростного интернета 5G по беспроводной сети. Пользователи смогут контролировать все устройства при помощи приложения AI Life, обмениваться данными посредством технологий Huawei HiLink и Share. Например, можно передавать файлы со скоростью до 80 Мбит/с и включать аудиколонку, просто поднеся к ней смартфон.
Технология One-Tap Network Connection позволяет подключаться к сети без логина и пароля, а Smart Projection — подключать сразу два смартфона к телевизору. Функция «Мультискрин» соединяет смартфон и ноутбук, позволяя использовать их одновременно — как второй монитор или камеру.
Виртуальный помощник Huawei Assistant использует сервисы на основе ИИ: AI Voice, AI Lens, AI Search и AI Touch. С их помощью он сканирует изображения, распознает текст и голос, ищет нужную информацию и рассчитывает данные. Есть также и голосовой помощник Celia, который в России заменяет Алиса от Яндекса. Также есть сервисы для того, чтобы следить за здоровьем и заниматься спортом.
В Huawei подчеркивают, что они стремятся создать открытую экосистему, которая может работать и с другими устройствами — в этом их главное отличие от Apple. HarmonyOS, к примеру, работает на разных устройствах, но пока что они недоступны в России. С помощью Huawei Share можно подключить устройства бренда к офисной технике и спортивным тренажерам других производителей.
Экосистема Honor: маленькая, но очень удобная
Honor, как и Huawei, придерживается стратегии «1 + 8 + N»: все устройства и сервисы здесь будут тесно связаны друг с другом. При этом смартфон выполняет в экосистеме роль главного хаба.
Бренд выпускает ноутбуки, смартфоны, часы, наушники. Все они синхронизируются друг с другом с помощью собственной технологии Magic-Link 2.0. Она работает по принципу NFC — передачи данных на близком расстоянии, как при бесконтактной оплате. Например, чтобы посмотреть фото или видео со смартфона на ноутбуке или телевизоре. Можно также выводить презентацию на большой экран, управляя ей с ноутбука или смартфона. Скорость передачи данных — до 30 Мб/с.
Помимо обычных умных часов, в линейке Honor есть MagicWatch 2, которые напоминают механические люксовые хронометры. С их помощью можно не только звонить и просматривать сообщения, но и слушать музыку, подключая наушники через Bluetooth напрямую. А еще — отслеживать трекинг, пульс, уровень стресса и качество сна. Работают на расстоянии до 150 метров.
Умные весы Honor Smart Scale измеряют не только вес, но и мышечную, жировую и костную массу. Они также определяют скорость метаболизма, уровень воды и белка. И весы, и часы синхронизируются со смартфоном через приложение Huawei Здоровье, где можно следить за всеми показателями. Приложение распознает каждого из членов семьи, подключенного к профилю, и проводит индивидуальные расчеты.
Экосистема «Яндекса»: сервисы и гаджеты для дома
В России самый наглядный пример экосистемы из гаджетов и сервисов у «Яндекса». Компания пока не выпускает смартфоны или ноутбуки, но уже предлагает умные колонки и розетки. А главное — развивает единую систему сервисов: такси, доставка, почта, музыка, виртуальный диск, поиск, голосовой помощник. Для всех сервисов действует единый аккаунт — «Яндекс.Паспорт», а также подписки: на музыку, кино (совместно с КинопоискHD) умную колонку.
Лучше всего у компании получилось связать устройства и сервисы для дома: например, «Яндекс.Станция» синхронизируется с Алисой и «Яндекс.Музыкой». В итоге получается гаджет, который сам находит нужный контент и проигрывает его.
Сбер тоже пришел к экосистеме, куда уже входит 50 компаний и сервисов. Раньше все они существовали относительно разрозненно, а теперь объединены дизайном, общим доступом — Сбер ID — и единой подпиской — СберПрайм. Эта система объединяет услуги для бизнеса (b2b) и потребителей (b2c).
Как будут развиваться экосистемы дальше?
Очевидно, что в ближайшее время главная битва развернется сразу на двух фронтах:
Несомненный плюс закрытых экосистем, вроде Apple — в том, что не нужно мучаться с выбором, подключением и настройками: все работает сразу и с одного аккаунта. Открытые системы — такие, как Huawei или Xiaomi — дают возможность выбора: устройств, ОС, сервисов и приложений. С ними можно собирать свою экосистему, как конструктор. Правда, некоторые устройства и приложения будет непросто синхронизировать, но, возможно, в будущем и эту проблему решат.
Гораздо интереснее наблюдать как будут действовать производители гаджетов и разработчики сервисов. Станут ли они объединяться друг с другом? Начнут ли создавать единые суперприложения для всего? Или продолжат скупать более мелкие компании, которые восполнят недостающие звенья?
К примеру, та же Apple за свою историю купила более 50 компаний и стартапов, чтобы использовать их разработки — как в плане устройств, так и ПО. Однако американские ИТ-гиганты сейчас переживают не лучшие времена: их публично обвиняют в монопольном сговоре, поэтому играть так же агрессивно, как и раньше, уже не получится.
Еще один важный момент — сквозные связи между площадками, гаджетами и сервисами: когда можно выбрать что-то в одном и добавить из другого. При этом сервисами и устройствами могут пользоваться все члены семьи, и для каждого система предложит свой набор опций.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Что такое экосистема Xiaomi: разновидности и особенности продукции бренда
Китайская компания Xiaomi, занимающаяся производством смартфонов, бытовой техники и всевозможной электроники (в том числе smart-гаджетов и элементов системы «Умный дом»), была основана в 2010 году. В настоящий момент организация занимает одну из лидирующих позиций во всех перечисленных отраслях и ежегодно представляет общественности новые решения в области электроники. Сегодня мы раскроем само понятие экосистемы Сяоми, а также рассмотрим основные разновидности умных устройств Xiaomi и другой продукции этого бренда.
Экосистема Xiaomi
Понятие экосистемы имеет несколько определений. В нашем случае экосистема – это сеть умных устройств и товаров ежедневного использования, применение которых вносит инновации в жизнь человека. По сути, это система, элементы которой дополняют функционал друг друга, выполняют совместные сценарии и даже самообучаются с целью удовлетворения потребностей пользователей. Часто элементы экосистемы работают автономно (на основании установленных настроек) или по запросу (выполняя периодически поступающие от человека команды).
Развитие экосистемы является ключевым направлением деятельности Xiaomi. Сейчас компания не только выпускает продукцию, но и помогает развитию сторонних разработчиков. Объединение идей способствует созданию принципиально новых устройств, что и приводит к усилению позиций экосистемы Xiaomi среди потребителей из Китая и других государств. Тем более что производимые компанией электроника, техника и аксессуары действительно хороши. О них мы далее и поговорим.
Умный дом Xiaomi
Эта система предполагает частичное или комплексное оборудование объекта недвижимости ради внедрения автоматизированных опций разной направленности. Стандартно система Умный дом Xiaomi имеет единый центр диспетчеризации, причем управление всем оборудованием осуществляется удаленно – с помощью приложения Mi Home, устанавливаемого на смартфон. Подключение элементов Умного дома производится преимущественно через Wi-Fi. Для установки нового устройства требуются авторизация и добавление smart-девайса в единую сеть.
Представители Xiaomi предлагают пользователям готовые сборки системы Умный дом. Варианты разнятся функционалом, поэтому подбор оптимального решения зависит от потребностей покупателей. Также всегда можно купить отдельные элементы системы и создать требуемый набор самостоятельно. Во втором случае обязательно придется приобрести контроллер, а затем докупить и присоединить остальные функциональные компоненты – розетки, камеры, датчики, фильтры и другие элементы, нужные пользователю.
Smart-освещение Xiaomi
Привычные лампы накаливания выходят из моды. Их заменяют светодиодные лампы Сяоми, оснащенные полезными опциями – регулировкой яркости и интенсивности свечения, выбором цвета, включением по расписанию. Управление осуществляется голосом или с помощью пульта дистанционного управления.
Среди популярных моделей такой продукции стоит отметить бюджетные светодиодные лампы Xiaomi Mi Motion-Activated Night Light 2 и Xiaomi Mi LED Smart Bulb, а также их более дорогие аналоги – Xiaomi Mi LED Desk Lamp 1S и Xiaomi Mi LED Ceiling Light. Также компания предлагает сборные решения – ночники, светильники и настольные лампы.
Бытовая техника Xiaomi
На рынке представлен большой ассортимент обычной и умной бытовой техники Сяоми. Далее рассмотрим эту продукцию по категориям.
Многие из перечисленных вещей можно использовать как составляющие части системы Умный дом или же в качестве отдельных устройств. Поэтому их приобретение считается универсальным решением.
Smart-устройства для здоровья и спорта от Xiaomi
Разработанные компанией фитнес-трекеры уже долго удерживают лидерство в соответствующем сегменте рынка, причем ежегодно представляемые модели этой продукции лишь укрепляют позиции бренда. Умные браслеты Xiaomi помогают владельцам отслеживать и анализировать ежедневную физическую активность, измерять показатели организма и даже контролировать качество сна. В то же время некоторые умные часы Xiaomi являются хорошим вариантом для автоматического определения показателей физического состояния человека (датчики измеряют ритм сердца и другие параметры). При обнаружении отклонений от нормы эти устройства отправляют уведомление на выбранный номер.
Заслуживают внимания и устройства, направленные на контроль конкретных медицинских показателей. В их числе присутствуют термометры и тонометры. Полезны для здоровья и ингаляторы Xiaomi. А с недавних пор спросом начали пользоваться и домашние тренажеры Сяоми – беговые дорожки, велотренажеры и даже гребные тренажеры. Ассортимент такой продукции постепенно расширяется. К примеру, относительно недавно в продаже появились складные многофункциональные системы для фитнеса. И для разработчиков Сяоми такое достижение – далеко не предел.
Электротранспорт Xiaomi
Любители комфортного передвижения зачастую приобретают моноколеса, гироскутеры и электросамокаты Xiaomi, ведь электротранспорт этого китайского производителя характеризуется повышенной надежностью и удобством управления. Дополнительно компания производит электровелосипеды для детей и взрослых.
Выпускает Сяоми и летательные аппараты. К примеру, их последние разработки присутствуют в актуальном топе квадрокоптеров. Конечно, эти изделия нельзя использовать для транспортировки человека – только для доставки предметов, видеосъемки и получения удовольствия от захватывающих полетов, но и такого функционала пользователям вполне достаточно. И хотя с экосистемой Сяоми эти устройства связаны лишь косвенно, внимания они определенно заслуживают.
Ноутбуки и сетевое оборудование Xiaomi
В этом сегменте рынка специалисты Xiaomi акцентируют внимание на изготовлении ноутбуков. На сегодня представлено уже несколько линеек такой продукции, причем наибольшим спросом пользуются модели RedmiBook (бюджетный вариант для работы и учебы) и Mi Notebook Air (более дорогой вариант для игр).
Присутствуют в продаже и планшеты Xiaomi. Нельзя сказать, что компания уделяет этому направлению много внимания, но ассортимент планшетов все же обширен. Тем более что эти устройства используются не только для выполнения стандартных функций ПК, но и для управления системой Smart House – в ситуациях, когда пользоваться смартфоном неудобно из-за небольшого экрана или по другим причинам.
Набирает популярность и сетевое оборудование Сяоми. В ассортименте присутствуют надежные роутеры, ретрансляторы и сопутствующая продукция. Эти устройства обеспечивают качественную интернет-связь с минимальными потерями скорости, а потому регулярно используются для построения автоматизированных систем управления на основе взаимодействия smart-девайсов.
Смартфоны Xiaomi
Смартфоны – основной продукт Сяоми, известный во всем мире благодаря отличному сочетанию стоимости и функциональности. Впрочем, то же самое можно сказать и об остальной продукции Xiaomi. Смартфоны Сяоми – не просто средство для коммуникации и развлечений. Во многих случаях именно эти устройства применяют в роли пультов дистанционного управления для активации, настройки и контроля функционала других разработок китайского бренда.
Смартфоны Сяоми идеально адаптированы для управления всеми смарт-гаджетами от этого производителя, в том числе элементами системы Smart House, умной бытовой техникой и всевозможными «игрушками» (от электросамокатов для детей до современных моделей беспилотников). Специалисты Xiaomi непрерывно совершенствуют функционал фирменных приложений, благодаря чему они работают максимально быстро и без сбоев.
Именно смартфоны Xiaomi являются ключевым элементом созданной экосистемы, а потому их применение становится не просто обоснованным, но и максимально рациональным решением. Тем более что все нужные функции присутствуют даже в бюджетных моделях смартфонов этого бренда. Впрочем, управление – лишь опция. В остальных аспектах современные модели телефонов Xiaomi также ничем не уступают разработкам конкурентов, а во многом даже превосходят их. Особенно если учитывать высокое качество аксессуаров – наушников, портативной акустики, фирменных моноподов и зарядных устройств.
Нюансы покупки и использования устройств Xiaomi
В процессе выбора и приобретения продукции Сяоми важно обращать внимание на детальные технические характеристики товаров. Чтобы сделать верный выбор, зачастую достаточно оценить функциональные и эстетические параметры нескольких понравившихся моделей девайсов, после чего провести сравнительный анализ. Если не хочется заниматься этим самостоятельно, можно прочитать профессиональный обзор-сравнение подходящих товаров (например, сравнение умных браслетов Xiaomi Mi band 3 и Mi Band 4) и на его основе сделать соответствующие выводы. Кстати, после покупки любого устройства не помешает почитать краткое руководство по его использованию (как пример: детальная инструкция по установке и настройке фитнес браслета Xiaomi Mi Band 3). Если этого не сделать, то с непривычки можно не разобраться даже с базовым управлением.
Многими устройствами Xiaomi можно управлять удаленно – с помощью планшета или смартфона. Поэтому после приобретения smart-девайса целесообразно внимательно изучить все его возможности, ведь там есть немало интересного. Яркий пример – освоение функционала и особенностей пылесосов Xiaomi. Столько опций в smart-пылесосах из этой ценовой категории не предлагает ни один конкурирующий производитель. К тому же пользователи часто не ограничиваются предложенными возможностями техники и пытаются добавить дополнительные опции (например, узнать токен и прошить пылесос для установки веселой или даже нецензурной озвучки). Многие типы smart-устройств Сяоми имеют немало интересных функций, хотя узнать о них детально зачастую можно лишь из специализированных обзоров.
В завершение предлагаем посмотреть презентацию новых продуктов экосистемы Xiaomi 2020 года (обзор новинок начинается с 33 минуты).
Бренды-экосистемы монополизируют рынок или выводят его на новый уровень?
Алексей Кузнецов, основатель брендингового агентства Kuznets, о том, как бренды полностью окружают собой потребителя.
Сегодня мы с интересом наблюдаем за тем, как крупные бренды заходят на новый виток развития и предлагают сервисы и решения для всех сфер жизни человека одним брендом. Пока что чёткого определения этому явлению нет, но в обсуждении мы называем его «бренд-экосистема».
Уже около 17 лет мы с вами видим, как Яндекс из поисковика превращается в экосистему. Он с каждым годом закрывает одну за другой базовые потребности, стараясь полностью окружить собой человека. В свободном доступе уже есть: доставка еды, развлечения, передвижение, потребление и финансы. До полного комплекта не хватает только услуг связи и банка (хотя уже давно существует финансовый продукт «Яндекс.Деньги»).
Многие крупные бренды включились в эту гонку. Еще в 2015 году в кулуарах я общался с представителем МТС. Он поделился информацией, что выстраивается стратегия, где компания МТС должна восприниматься людьми не как оператор мобильной связи, а как бренд, который помогает человеку в его разных областях и потребностях. Воплощение этой стратегии мы увидели в ребрендинге МТС 2019 года. Сбер, в свою очередь, тоже быстро навёрстывает отставание. В 2020 году он совершил скачок ребрендингом, дальнейшими шагами в коммуникации и в предложении продуктов в различных сферах жизни.
Полную картину 360° не удалось собрать еще ни одному бренду. Но и это не за горами. Вот приблизительный перечень областей «экосистемы»:
Компании бьются за внимание людей, чтобы остаться с ними надолго, ведь намного дешевле удержать однажды завоёванного человека, чем делать это снова и снова. Заполучив лишь раз доверие человека в одной из областей бренда, не сложно проецировать успех предыдущего опыта на другую область. Тогда люди, которые пользовались лишь частью сервисов бренда, смогут легко втянуться во все его остальные сферы.
Люди не очень-то любят выбирать, особенно сейчас, когда всё меньше времени остаётся на сравнение и принятие решений. Проще отдаться бренду, которому доверяешь, закрыть все свои потребности и больше никогда не сталкиваться с муками выбора. Но какую экосистему выбрать? Перейти на сторону Яндекса, Сбера, а может Apple или Amazon? Есть время подумать, но пока что никому из них не удалось закрыть все потребности на 360°.
Тем временем, мы наблюдаем, как мастодонты перестают конкурировать по самой низкой цене, ведь стоимость услуг у всех плюс-минус одинакова. Крупные бренды теперь конкурируют за звание «самый удобный и комфортный». Делают упор на ценностях и пользе людям «в моменте», здесь и сейчас. Поэтому, если вы разделяете убеждения компании и ощущаете, как бренд делает вашу жизнь удобной и приятной каждый день, то match обеспечен.
Уже сейчас мы наблюдаем явление, когда один бренд вместо 10 разрозненных приложений собирает все сервисы в едином виджете. Так, экосистемы еще больше располагают людей к себе благодаря тому, что все сферы жизни становятся доступны по одному клику.
А теперь представьте, что, если и нажимать никуда не придется? Захотели есть, а на горизонте уже появился таймер обратного отсчёта — это курьер доставки еды везёт вам ваш любимый бургер (сегодня вы ведь именно его хотели на обед). Ближе к вечеру в боковом зрении всплыло напоминание, что такси прибудет через 30 минут и отвезет вас на вокзал ровно к отправлению Сапсана. SMS с номером поезда и вагона уже отправлена брату, который будет встречать вас в Москве. Фантастика? У этой картины нового мира есть точная дата.
В марте этого года сетевой инсайдер Минг-Чи Куо рассказал о планах Apple выпустить в 2025 году очки AR, а в 2030 году линзы дополненной реальности. Это даст технологическую возможность любому бренду попасть в поле зрения человека — в дополненную реальность, которая наложится, благодаря лёгким очкам, на окружающий нас мир.
Но любому ли бренду? Вы, конечно же, не захотите пускать в свое визуальное окружение 38 разных брендов, которыми сейчас пользуетесь. Иначе можно будет просто утонуть в инфошуме. В идеале, в дополненной реальности должен быть один бренд — та самая экосистема, которой вы доверяете, и которая возьмет на себя всё, что нужно вам для жизни. Не будет шума от множества разных компаний, только систематизированная важная информация от одной любимой бренд-экосистемы.
Так, бренд сможет присутствовать рядом с каждым человеком и на основе индивидуальных предпочтений предлагать только лучшее и актуальное. Он станет близким помощником, который будет схватывать всё на лету и ускорять процессы.
С каждым годом бренды, взявшие курс на экосистемы, всё ближе к этому подбираются. Мы не заметим, как наступит 2025 год, и бренды, которые играют на опережение и имеют ресурсы, станут лидерами. Они окажутся на шаг впереди, когда появится массовая возможность забираться к людям в поле зрения. Остальным же придется навёрстывать и «собирать крошки» или стать компанией-поставщиком, обслуживающей экосистему без собственного бренда.
Как человек — я с интересом жду этого времени и этого опыта, ощущая сейчас рост качества жизни из-за конкуренции больших брендов.
Как бизнесмен — каждый день, я делаю шаги по воплощению и использованию этого уже близкого будущего, чтобы не оказаться «пассажиром», а быть поближе к рычагам и кнопкам управления. Уже сегодня мы проектируем интерфейсы управления окружением человека «на вытянутой руке». Никаких телефонов и физических экранов, но это тема для другой статьи. А пока и вы перебирайтесь поближе к кабине управления.