Что такое экономика право

Право и экономика

Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право

Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право

Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право

Экономика – это совокупность производственных отношений определенной общественной экономической формации.

Юридическое право – это установленные или санкционированные правила поведения людей, регулирующие общественные отношения, которые охраняются государством.

Существует два подхода соотношения права и экономики.

Согласно первому подходу первичными факторами развития и функционирования общественных отношений выступают интересы людей, которые реализуются прежде всего в праве, а затем претворяются в других сферах человеческой деятельности. В данном случае право имеет приоритет перед экономикой (так было в эпоху буржуазных революций в Западной Европе, когда сначала принимались законы, а на их основе формировались новые экономические отношения).

В развитии общества имеет место и такой способ реализации интересов людей, когда возникают новые производственные отношения, которые затем закрепляются в нормах права. В данном случае явный приоритет экономики над правом, т. е. экономика определяет право. Последнее является надстроечной категорией и зависит от способа производства. Однако это превосходство проявляется лишь, в конечном счете, поскольку право, опираясь на экономику, может, и влияет на развитие общественных отношений, сдерживая или ускоряя ход их развития.

Право должно стимулировать ход развития в первую очередь экономических отношений. От экономических условий зависит и социально-политическая обстановка в обществе.

Рыночная экономика, избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, вместе с тем проявляет неспособность решать другие не менее важные социально-экономические проблемы. К ним прежде всего относятся удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Их можно подразделить условно на три группы. Первая – это так называемые общественные потребности (армия, правоохранительные органы, коммунальные услуги и др.), вторая – внешние факторы, суть которых состоит в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные действия не имеющие непосредственной денежной меры, но реально влияющие на благосостояние других членов общества (загрязнение окружающей среды, исчерпание природных ресурсов из-за безудержного вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве и пр.), третья – обеспечение социально-экономического права личности на труд, поскольку рыночная экономика невозможна с полной занятостью.

Существует и ряд иных проблем, которые невозможно решить без правового регулирования. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и многие другие. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная нуждается в регулировании. Роль регулятора может выполнить только государство с помощью права. Задача государства состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы регулирования, которые, не разрушая природу рыночной экономики, обеспечили бы ее максимальную социальную эффективность.

Регулирование рыночной экономики преследует следующие цели: минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов, создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективности функционирования рыночной экономики, обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и принятии законов по поводу собственности, обеспечению функционирования рыночных структур (банки, акционерные общества и т. п.), предпринимательства и коммерции, защиты прав покупателей и интересов общества, равноправие субъектов всех форм хозяйствования, посредничества между предпринимателями и наемными работниками, упреждения формирования теневой экономики и т. д. В системе регулирующих норм исключительное значение должно занимать антимонопольное законодательство, которое впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов». Впоследствии оно было воспринято всеми рыночно-развитыми странами мира. Антимонопольное законодательство действует и в Республике Беларусь.

Источник

Право и экономика

Слово «экономика» в переводе с греческого языка означает искусство ведения домашнего хозяйства.

В марксистской концепции соотношение права и экономики дается с общих позиций выделения базиса и надстройки. Базисом обозначается экономика и экономическая структура общества (она формируется вне зависимости от воли и сознания человека), а надстройкой выступают идеологические отношения и институты, которые возникают посредством общественного сознания.

Экономика как базис играет определяющую роль по отношению к праву как к элементу надстройки. Базис выполняет по отношению к праву ряд функций:

– делает необходимым существование права как такового;

– определяет тип права;

– выявляет конкретные черты права определенной страны в данный период истории.

По мнению Маркса, право не может быть выше экономики. Однако он не рассматривал определяющее значение экономики для права прямолинейно, учитывая влияние на право иных факторов и частей надстройки.

В марксизме отмечена относительная самостоятельность права по отношению к базису, что находит выражение в возможности обратного влияния права на экономику.

Для корректной оценки взаимосвязей права и экономики следует учитывать необходимость государственно-правового регулирования экономики и соблюдения прав человека в экономической сфере.

Постоянный поиск оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей создавал благоприятные условия для появления новых теоретические моделей, в которых отражались различные подходы к установлению наиболее рациональных отношений между правом и экономикой.

Ученые Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Джон Локк считали, что экономическая и личная свобода индивида является главным и определяющим приоритетом, хотя и отмечали неизбежное возникновение неравенства.

Исследователь Жан-Жак Руссо полагал, что приоритет должен отдаваться равенству, а не индивидуальной свободе.

В настоящее время идеи невмешательства государства и права в экономику отстаивают представители либеральной школы (например, Хайек). При этом они подчеркивают, что государство не должно полностью самоустранять из плоскости экономику. Оно должно создавать благоприятные условия для инициативной деятельности людей и активизации их индивидуальных способностей.

В современном мире реализация идеи социального государства формирует баланс между развитием экономики и соблюдением права через осуществление государственно-правового регулирования.

В условиях смешанного типа экономических систем реализуются преимущественно следующие направления применения правовой формы:

– выяснение целей развития экономики;

– установление и обеспечение равноправия всех форм собственности;

– определение субъектов рыночных отношений;

– устранение негативных и вредных способов ведения хозяйства и предпринимательства;

– выработка и реализация эффективной налоговой политики;

– создание правовых механизмов и процедур для разрешения конфликтов в области экономики;

– введение и применение юридических санкций за совершение правонарушений в сфере экономики.

Таким образом, целесообразность построения эффективной системы взаимосвязей права и экономики характеризуется необходимостью:

– обеспечения правовыми способами условий для нормального и прогрессивного развития национальной экономики;

– обеспечения справедливого распределения и перераспределения доходов между разными слоями общества и группами людей посредством использования права, налоговой системы, государственного бюджета, социальных программ и т.п.

На реализацию вышеуказанных идей направлено и законодательство России. Так, в соответствии со статьей 8 Конституции в России гарантируются:

– единство экономического пространства;

– свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– поддержка конкуренции и конкурентной среды;

– свобода экономической деятельности;

– равенство всех форм собственности.

Таким образом, право и экономику пронизывает огромное число связей. Обеспечение их позитивного взаимодействия оказывает большое влияние на эффективность функционирования государства, степень реализации принципа справедливости, улучшение благосостояния населения.

Источник

Право и экономика

В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки («культурного развития общества») и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.

В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс в одном из писем к Конраду Шмидту писал о том, что право может как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.

Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике «социалистического строительства». Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:

а) создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

Источник

Экономика и право: Учеб. пособие для вузов

Что такое экономика право. Смотреть фото Что такое экономика право. Смотреть картинку Что такое экономика право. Картинка про Что такое экономика право. Фото Что такое экономика право

Раздел I. Теория экономики

Глава 1. Основы теоретической экономики
1.1. Основные этапы развития экономической теории
1.2. Современные экономические теории
1.3. Цели и задачи теоретической экономики
1.4. Взаимосвязь теоретической экономики с другими науками

Глава 2. Теоретические основы гиперэкономики
2.1. Современный кризис теоретической экономики
2.2. Системная ценность и эффективность действий
2.3. Самоорганизация человека и человечества
2.4. Единство естественных и искусственных процессов
2.5. Эффективность производительных систем
2.6. Фактор самоорганизации общества
2.7. Заключение

Глава 3. Концепция рыночной системы хозяйствования
3.1. Понятие «рынок» и его сущность
3.2. Типы рынков и их функции
3.3. Инфраструктура рынка
3.4. Модели организации рынка

Глава 4. Механизм функционирования рынка
4.1. Спрос и его содержание
4.2. Предложение и его содержание
4.3. Кривые спроса и предложения
4.4. Основы теории рыночного равновесия спроса и предложения

Глава 5. Рыночная экономика и отношения собственности
5.1. Сущность и развитие категорий собственности
5.2. Содержание экономической и юридической категорий собственности
5.3. Отношения собственности в природопользовании
5.4. Формы собственности в рыночной экономике

Глава 6. Ценообразование в условиях рынка
6.1. Цена и ее роль в рыночном хозяйстве
6.2. Виды цен и ценообразующие факторы
6.3. Необходимость государственного регулирования цен
6.4. Ценовая политика предприятия

Глава 7. Товарная организация общественного хозяйства
7.1. Условия возникновения и сущность товарного производства
7.2. Товар и две его стороны: стоимость и потребительная стоимость
7.3. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений
7.4. Закон стоимости

Глава 8. Деньги
8.1. Сущность денег
8.2. Функции и роль денег в рыночной экономике

Глава 9. Денежное обращение
9.1. Закон денежного обращения
9.2. Денежный оборот. Налично-денежное обращение
9.3. Безналичные расчеты
9.4. Основные формы безналичных расчетов в России

Раздел II. Экономико-правовые проблемы современной России

Глава 1. Финансовая система России
10.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов
10.2. Финансовая система и характеристика ее звеньев
10.3. Федеральный бюджет, его сущность и роль
10.4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
10.5. Понятие государственного долга

Глава 11. Территориальные финансы
11.1. Сущность и назначение территориальных финансов
11.2. Правовая основа территориальных финансов
11.3. Территориальные бюджеты
11.4. Муниципальные внебюджетные фонды

Глава 12. Налоги в рыночной экономике
12.1. Налоги как инструмент регулирования экономики
12.2. Основы налоговой системы Российской федерации
12.3. Федеральные налоги
12.4. Региональные налоги
12.5. Местные налоги
12.6. Налогообложение малого бизнеса
12.7. Органы налоговой инспекции и налоговой полиции в Российской федерации

Глава 13. Основные принципы финансового права в Российской федерации
13.1. Правовые основы финансовой деятельности государства
13.2. Органы, осуществляющие финансовую деятельность в РФ
13.3. Предмет и источники финансового права в РФ

Глава 14.Экономический и финансовый контроль
14.1. Общие теоретические положения
14.2. Сущность экономического контроля в условиях рыночных отношений
14.3. Виды и формы финансового контроля, методы его проведения
14.4. Основы учетной политики
14.5. Проблемы налогового учета
14.6. Методологические основы системы учета
14.7. Государственный и негосударственный контроль

Глава 15. Счетная палата Российской Федерации

Глава 16. Рынок ценных бумаг
16.1. Понятие «ценные бумаги» и их виды
16.2. Сущность и экономическая роль ценных бумаг
16.3.Структура и регулирование рынка ценных бумаг

Глава 17. Банковская деятельность в Российской Федерации и основы банковского законодательства
17.1. Понятие «банковское право» и условия его возникновения
17.2. Правовое положение, цели, задачи и функции Центрального банка РФ
17.3. Правовые основы регистрации кредитной организации
17.4. Прекращение деятельности кредитной организации и отзыв лицензии
17.5. Правовое регулирование основных видов деятельности коммерческих банков

Глава 18. Биржи и биржевое законодательство
18.1. Правовое регулирование биржевой деятельности
18.2. Правовое биржевое регулирование за рубежом
18.3. Биржевое законодательство в России

Глава 19. Национальное счетоводство как метод анализа хозяйственной деятельности государства
19.1. Сущность национального счетоводства и история
19.2. Роль и функции национальных счетов
19.3. Cодержание национальных счетов

Глава 20. Социальная политика государства
20.1. Социальное государство и принципы его построения в Российской Федерации
20.2. Формирование основ социальной политики в Российской Федерации
20.3. Цели и приоритеты Программы социальных реформ
20.4. Денежные доходы и уровень жизни населения
20.5. Денежные расходы населения
20.6. Занятость населения и рынок труда

Глава 21. Индивидуальное распределение на макроуровне
21.1. Понятие и виды доходов
21.2. Проблема неравенства
21.3. Неравенство и бедность
21.4. Политика перераспределения доходов
21.5. Особенности индивидуального распределения в России

Глава 22. Страхование в Российской федерации
22.1. Понятия «страхование» и «страховой фонд»
22.2. Источники страхового права
22.3. Участники страхового правоотношения
22.4. Правовые основы классификации страхования
22.5. Организационно-правовые формы страховых компаний
22.6. Страховой риск и формы его распределения
22.7. Договор страхования
22.8. Государственный надзор за страховой деятельностью

Глава 23. Управление недвижимостью
23.1. Правовой режим операций с недвижимостью
23.2. Экономические основы управления недвижимостью
23.3. Процесс оценки земли и недвижимости
23.4. Инвестиционный анализ — финансовая основа управления недвижимостью

Глава 24. О юридической защите предпринимательства
24.1. Понятие и сущность юридической защиты
24.2. Субъекты, виды и направления юридической защиты предпринимательства

Глава 25. Экология и экономика
25.1. Природные ресурсы экосистемы
25.2. Человек — феномен естественного мира
25.3. Искусственные процессы — результат творения человека
25.4. Экономика и окружающая среда
25.5 Основы регулирования охраны экосистемы

Глава 26. Правовое регулирование в области охраны природной среды
26.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения
26.2. Правовой режим природопользования и охраны окружающей среды

Раздел III. Россия и мировая экономическая система

Глава 27. Мировая валютная система
27.1. Историческая ретроспектива мировых валютных отношений
27.2. Проблемы и перспективы развития мировой валютной системы
27.3. Платежный баланс

Глава 28. Валютно-экспортный контроль: история и перспективы

Глава 29. Внешняя торговля России и ее регулирование
29.1. Структура внешней торговли
29.2. Фирмы внешнеторговой политики
29.3. Государственное регулирование внешней торговли
29.4. Государственное валютное регулирование и валютный контроль в современных условиях

Глава 30. Иностранные инвестиции в России
30.1. Правовые аспекты регулирования иностранных инвестиций в России
30.2. Свободные экономические зоны и их формирование в России
30.3. Последствия притока иностранных инвестиций в российскую экономику

Источник

Право и экономика

Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь права и экономики

Концепция соотношения права и экономики — это соотношение с позиций выделения базиса и надстройки, при котором базисом является экономика, экономическая структура общества, а надстройкой — идеологические институты и отношения, обусловленные общественным сознанием.

Экономика играет основную роль по отношению к праву и выполняет ряд функций:

Согласно марксистской теории отмечается относительная самостоятельность права по отношению к экономике, что обуславливает обратное воздействие права на экономику. Для правильной оценки взаимосвязи экономики и права учитывается необходимость соблюдения прав человека в сфере экономики и ее государственно-правового регулирования.

Теоретические модели отношений между правом и экономикой:

Смешанный тип экономических систем обуславливает следующие направления применения права:

Формирование эффективной системы взаимодействия права и экономики обусловлено необходимостью:

Готовые работы на аналогичную тему

Право собственности стало толчком для формирования экономики права (экономический анализ права). Экономика права основывается на убеждении, что основная парадигма экономической науки — теория выбора.

Экономический анализ права подразумевает наличие трех взаимосвязанных элементов: использование экономической теории для определения эффекта правовых норм; привлечение экономической теории для определения экономической эффективности правовых норм с целью создания рекомендаций по дальнейшему их использованию; применение экономической теории для определения того, какими должны быть правовые нормы. Эти элементы связаны с теорией ценообразования, с экономической теорией благосостояния и теорией общественного выбора.

Соотношение права и экономики в историческом и юридическом аспектах

Исторический подход позволяет оценить магистральный путь развития соотношения права и экономики, ключевые категории и факторы общественного развития. Переход человечества от присваивающего хозяйства к производящей экономике сопровождался революцией, перевернувшей всю жизнь человека, вывела на новый качественный виток общественного развития. Трудовая деятельность в новых условиях хозяйствования стала основой человеческого существования. Разделение труда, специализация повысили условия труда и связали всех членов общества необходимостью обмена продуктами труда.

Целенаправленная и активная деятельность невозможна без присвоения продуктов труда конкретными лицами, поэтому ее обязательным условием является собственность. В контексте истории одновременно с качественным изменением человека, его общественного статуса наблюдается сложный процесс оформления отношений собственности.

Сопоставление практики капиталистических и социалистических систем указывает на наличие целого ряда противоречий. Рынок часто сталкивается с кризисными ситуациями, но, в то же время, при полном пренебрежении рыночными законами, могут проявляться еще более тяжелые социальные последствия.

На современном этапе развития в развитых странах экономические отношения основаны на рынке, который отвечает наиболее естественной организации общества. В рыночной экономической модели государственное регулирование сферы производства, распределения товаров и услуг минимально. Это дает значительную свободу личной инициативе, развивает в гражданах творческое отношение к созидательной деятельности.

Специфика соотношения права и свободной рыночной экономики выражается в том, что право фокусируется исключительно на охране отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, без вмешательства в их внутренние дела (исключение составляют отдельные запреты, налагаемые на монополизацию, злоупотребление правом и нарушение прав участников экономической деятельности.

Точность и глубина регулирования экономических отношений должно корреспондировать установлению экономического равновесия. При этом экономика под действием внутренних сил стремиться к равновесию. Задача права — установление экономического баланса на макро- и микроуровне. Право должно структурировать экономику исходя из объективных закономерностей. Сложная структура взаимосвязи права и экономики обусловлена основными детерминантами обоих категорий. В экономике основная роль принадлежит объективным законам, а в праве — общей воле населения в лице государства.

Для эффективного взаимодействия права и экономики важно соблюдать принцип, в соответствии с которым законодательство фиксирует подкрепленные законом права участников, предоставляя им возможность самостоятельного поиска договоренностей на основе признания данных прав. Все это обеспечивает социальную справедливость и экономический рост, максимизирует благосостояние населения. Важно, чтобы нормы-регуляторы создавались на основе комплексного экономического анализа всех отраслей права. Экономическая наука — мощный инструмент анализа правовых вопросов разной направленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *