Что такое экономика города
Что такое экономика города
2. Состав и особенности городского хозяйства.
4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».
Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.
В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.
Существует классификация городов:
Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ
Свыше 1000 до 3000
В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.
По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.
По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.
Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:
Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций
Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.
Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.
В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.
При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.
В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.
Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:
— с относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями
— с преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;
— с выраженными сельскохозяйственными функциями;
— с невыраженными функциями (2%).
В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.
Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.
Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.
Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.
В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:
• водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;
• коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;
• благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;
• городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;
• градостроительное регулирование и землеустройство;
• управление городским имуществом;
• городские информационные системы и пр.
Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:
• коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.
Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги
Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.
Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.
В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.
В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.
В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).
3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности — государственная, частная и муниципальная.
Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.
Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:
1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):
— жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
— жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;
— объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
— другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:
— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
— оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;
— учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).
Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.
Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.
4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».
Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:
За счет каких средств?
Как повлияет развитие строительства на экономику города?
Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритеты отношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.
Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:
Экономика города. На что региональные столицы тратят бюджетные деньги
Постиндустриальную экономику формирует человеческий капитал. Экономическое развитие России все чаще связывают с будущим городов, поскольку именно там проживает большая часть населения страны. В каждом населенном пункте в идеале следует создавать такую городскую среду, чтобы каждый его житель имел возможность «безболезненно» добраться из точки А в точку Б, а в свободное время выйти в ближайший парк. Такие аргументы на поверхности, но можно предположить, что человек не будет стремиться в другие города или за границу, если дома ему будет лучше. Поэтому приоритетной задачей для государства становится сохранение и развитие человеческого капитала в городах. Для решения этой задачи, в том числе Министерством строительства и ЖКХ России, был запущен приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого регионы в ближайшие три года из федерального бюджета ежегодно будут получать 25 млрд рублей. То есть эти деньги пойдут на качественное содержание города, благоустройство дворов, создание и благоустройство общественных пространств.
Чтобы понять, какая взаимосвязь между федеральными деньгами и развитием городской среды в регионах, необходимо проанализировать структуру муниципальных бюджетов. Министерство финансов России регулярно собирает, структурирует и публикует региональные бюджеты, но подобная системная работа, связанная с анализом бюджетов муниципалитетов, не ведется. Поэтому о том, как распределяются доходы и расходы в городах, известно немного — за последние десятилетия на эту тему практически не было детальных исследований в масштабе всей страны.
Бюджетные деньги
Центр городской экономики КБ «Стрелка» проанализировал наиболее достоверные документы: отчеты об исполнении бюджетов 79 региональных столиц в период с 2013 по 2015 год. В исследованных городах живет 27% населения России, но денег в них сосредоточено очень мало, лишь 3% консолидированного бюджета РФ. В среднем только 14% консолидированного бюджета региона приходится на региональный центр.
Результаты исследования показали, что в среднем половину бюджета региональных столиц составляют безвозмездные поступления — деньги, перечисляемые городу из других бюджетов в виде дотаций, субвенций или субсидий, которые не нужно потом возвращать. Но большая часть таких денег имеет строго регламентированное назначение.
Доля безвозмездных поступлений в бюджете определяет самостоятельность города: чем выше этот процент, тем меньше средств остается городу, чтобы свободно ими распоряжаться и тратить их по собственному усмотрению, а не на цели, указанные федеральным центром.
Сильная зависимость от безвозмездных поступлений — проблема российских городов, так как объем этих поступлений непредсказуем, а тратить их по своему усмотрению город не может.
Города, лидирующие по доле безвозмездных поступлений, фактически финансируются из региональных бюджетов. Чаще всего к ним относятся центры регионов со слабым уровнем социально-экономического развития (Махачкала, Кызыл), а также города с высокой стоимостью жизни, например Южно-Сахалинск. Оптимальным является планомерное уменьшение зависимости от регионального и федерального бюджета. В таком случае можно говорить о развитии экономической самостоятельности города. Самыми самостоятельными городами среди миллионников оказались Пермь, где доля безвозмездных поступлений в бюджет составляет 36%, и Владивосток с 27% безвозмездных поступлений.
Статьи расходов
В среднем половина городского бюджета тратится на образование — эти расходы обычно компенсируются дотационными деньгами. Траты на городскую среду (ЖКХ, транспорт и дорожное хозяйство) составляют 29% всех расходов бюджета. Расходы на ЖКХ состоят преимущественно из расходов на жилищное хозяйство (в среднем 35%), коммунальное хозяйство (29%) и благоустройство (36%). Объем расходов на ЖКХ зависит от приоритетов городской политики, ну и от наличия средств в бюджете. Среди лидеров по затратам на ЖКХ есть как сверхбогатый Южно-Сахалинск, так и Магас, зарабатывающий на душу населения в два раза меньше. Челябинск, например, тратит аномально мало на ЖКХ по сравнению с другими городами: средний город-миллионник тратит на ЖКХ 14% своего дохода (146 000 рублей), а Челябинск всего 1,6% (17 000 рублей).
Поэтому эффект от дотационных денег, выделяемых на формирование комфортной городской среды, будет неоднородным для разных городов — для тех городов, которые совсем мало тратят на благоустройство, большая субсидия окажет «взрывной» эффект, когда в городе, в котором ничего не происходило годами, вдруг появится обновленная площадь или набережная. С другой стороны, в городах, которые тратят на благоустройство внушительные суммы, федеральная субсидия может оказаться «каплей в море» и не вызовет такого резонанса.
Важно понимать, что единоразовая субсидия, неважно, какого размера она будет, не может решить проблему развития городской среды. Деньги хорошо направлять в уже существующий план развития города, потому что процесс формирования комфортной городской среды — процесс небыстрый, в нем важна системность, плановость и наличие долгосрочной стратегии. В этом плане показателен пример Москвы, когда у города существует четкий план: например, в этом году мы делаем 30 улиц, в следующем — 40, а через год — 50. Москва — удачный пример, в том числе и потому, что все делалось массово.
Нельзя благоустроить одну улицу в городе и рассчитывать, что вы уже сформировали городскую среду. Это подтверждают и заграничные примеры. Например, Барселона и Лондон имели долгосрочные планы по развитию города, и поэтому они решили проводить у себя Олимпийские игры, а не наоборот — когда на город свалились большие деньги и он решил их освоить.
Городам уже сейчас важно понять, что городскую среду нужно развивать постоянно и системно, а мгновенные победы в долгосрочной перспективе не могут исправить ситуацию.
Человеческий капитал
Сколько своих денег останется городу на благоустройство, зависит от внутренней экономической политики муниципалитета и понимания взаимосвязи между комфортной городской средой и экономическим процветанием города. Почти половину дохода город получает от своих жителей̆ и недвижимости (40%). С ростом населения падает роль безвозмездных поступлений, а все остальные доходы увеличиваются — бюджет города становится более независимым. При этом необходимо понимать, что муниципалитет мало контролирует доходы от НДФЛ, — он не может влиять на налоговую базу (размер заработных плат) и ставку налога.
Нормативы отчислений в местный бюджет устанавливаются на федеральном (обязательные 15%) и региональном уровне (единые и/или дополнительные нормативы отчислений, в сумме на местный уровень уходит не менее 15% всех доходов субъекта от НДФЛ). От операций с недвижимым имуществом региональные центры получают в среднем 10% от своего дохода, контролировать и прогнозировать такой доход проще, чем НДФЛ: в отличие от людей, недвижимое имущество не перемещается, его сложно скрыть.
Комфортная городская среда позволяет не только удержать человеческий капитал в городе, но и влияет на доходы от операций с имуществом: чем выше качество среды, тем дороже стоят объекты: и недвижимость, и земля. Ни площадь, ни население города не оказывают значимого влияния на доходы от операций с имуществом в расчете на 1 га площади города. В 38 раз отличаются доходы от операций с имуществом с 1 га в Твери и Горно-Алтайске, при этом Тверь больше Горно-Алтайска всего на 6000 га. Затраты на ЖКХ — это вложение в будущее города, из-за этого повышается стоимость недвижимости, и соответственно собирается больше налога на имущество физических лиц и поступает больше дохода от операций с имуществом. Со временем они будут возвращаться в городскую казну в виде дополнительных доходов от городского имущества.
Что такое экономика города?
Экономика города занимается изучением решений, связанных с выбором места расположения фирм и домохозяйств. В других отраслях экономики пространственные аспекты решений игнорируются, при этом они исходят из привычных, но нереальных допущений о том, что производство и потребление происходят в одном месте.
Экономика города исследует пространственные аспекты городских проблем и государственной политики. Такие городские проблемы, как бедность, сегрегация, упадок городов, преступность, скученность и загрязнение взаимно переплетаются с решениями о территориальном размещении домохозяйств и фирм: решения о местоположении способствуют появлению городских проблем, а городские проблемы сказываются на решениях о выборе места жизни и деятельности. Например, перемещение рабочих мест в пригороды способствует обнищанию центральных районов города, что ведет к дальнейшему обнищанию по мере того, как зажиточные домохозяйства уходят от проблемы налогов в центре города. Грамотное обсуждение альтернативных вариантов политики не может не учитывать значение этих пространственных аспектов.
Если экономика города — это наука, занимающаяся изучением решений о размещении, то почему ее не называют экономикой размещения или пространственной экономикой! Для присутствия слова «город» в экономике города есть три причины. Во-первых, большинство решений о местоположении, как правило, касаются города: более 3/4 рабочей силы США проживают в городах, откуда следует, что анализ местоположения проводится главным образом применительно к городским территориям. Во-вторых, экономика города занимается также решениями о выборе местоположения внутри городов.
Экономику города можно разбить на четыре взаимосвязанные области, которые соответствуют четырем частям данной книги, а именно: 1) роль рыночных сил в развитии городов; 2) земельная рента и землепользование в городах; 3) пространственные аспекты бедности и жилья; 4) расходы и налоги органов местной власти.
Роль рыночных сил в развитии городов
Земельная рента и землепользование в городах
Во второй части книги обсуждаются вопросы пространственной организации деятельности внутри городов. В отличие от первой части, в которой решения о местоположении анализируются в региональном разрезе, во второй части речь идет о решениях фирм и домохозяйств относительно выбора местоположения на территории городов. В ней показано, как взаимодействие различных видов деятельности в городах влияет на формирование схем землепользования.
Пространственные аспекты бедности и жилья
gt; ства, предоставление налоговых льгот на трудовой доход и законодательно уста- :¦ новленные пособия на детей?
В третьей части книги рассматриваются также пространственные аспекты жилищных проблем в городах.
; 4. При каких условиях район, заселенный преимущественно белыми, становится
Расходы и налоги органов местного самоуправления
В последней части книги дается анализ пространственных аспектов политики органов местной власти. В условиях раздробленности систем местной власти на территориях большинства крупных городов функционируют десятки органов местного самоуправления, включая муниципалитеты, школьные округа и специальные округа. Эти органы местного самоуправления предоставляют самые разнообразные услуги, включая транспорт, образование и защиту от преступников. Фирмы и домохозяйства выбирают для себя администрацию, которая обеспечивает наилучшую комбинацию услуг и налогов: граждане голосуют своими ногами. Поэтому налоговая политика и объем расходов оказывают влияние на принятие решений о выборе места жительства и размещения предприятия, что влияет на пространственное распределение деятельности внутри и между городами.
В двух последних главах книги речь идет о двух видах услуг, оказываемых городскими властями: образование и борьба с преступностью. Анализ образования естественно вписывается в схему экономики города, потому что оно влияет на решения о местоположении: выбор домохозяйством своего места жительства отчасти зависит от качества местных школ и величины налогов, необходимых для их поддержания. Кроме того, решения о выборе местоположения влияют на образование: если домохозяйства выделяются по уровню дохода, то в бедных районах затраты на одного ученика будут, вероятнее всего, относительно низкими, поэтому дети бедных родителей могут получить менее качественное образование. Следует отметить также, что у детей успехи в учебе зависят от: а) уровня доходов и уровня образования родителей; б) уровня развития одноклассников. Поэтому ребенок из бедного квартала может получить плохое образование, даже если затраты на одного ученика во всех школах одинаковы.
В заключительной главе книги речь идет о преступности. Как и образование, преступность оказывает влияние на решения о выборе места жительства: выбор места жительства домохозяйства отчасти зависит от уровня преступности в данной местности и уровня налогов, требуемых для поддержания системы правосудия. Решения о выборе места жительства влияют на уровень зашиты от преступности: если домохозяйства селятся в соответствии с доходами, то затраты на зашиту от преступности в бедных районах могут быть ниже. Кроме того, поскольку в бедных районах чаше сравнительно больше потенциальных преступников, гражданам в бедных кварталах приходится жить в условиях более высокого уровня преступности, даже если затраты на зашиту от преступности одинаковы во всех местах проживания.