Что такое экономический суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» в других словарях:

Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

СУВЕРЕНИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — высшая степень самостоятельности государства или отдельного региона в сфере хозяйственной деятельности … Большой экономический словарь

суверенитет (экономический) — (от франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов … Словарь экономических терминов

СУВЕРЕНИТЕТ — экономический (франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer sovereignty) Предположение о том, что именно вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться. Данное предположение противоречит теории доминирования производителей, согласно которой … Экономический словарь

Экономический либерализм — это идеология, являющаяся составной частью классического либерализма.[1] В экономической философии экономический либерализм поддерживает и пропагандирует экономику laissez faire. Последователи экономического либерализма верят, что политическая… … Википедия

Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия

Суверенитет — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях; совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимоть … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Источник

СУВЕРЕНИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

Смотреть что такое «СУВЕРЕНИТЕТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» в других словарях:

Суверенитет Экономический — суверенитет государства в экономической области. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики, установлении режима использования природных ресурсов, богатств в морской исключительной экономической зоне, воздушного пространства над территорией страны,… … Внешнеэкономический толковый словарь

суверенитет (экономический) — (от франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов … Словарь экономических терминов

СУВЕРЕНИТЕТ — экономический (франц. souverainete) экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer sovereignty) Предположение о том, что именно вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться. Данное предположение противоречит теории доминирования производителей, согласно которой … Экономический словарь

Экономический либерализм — это идеология, являющаяся составной частью классического либерализма.[1] В экономической философии экономический либерализм поддерживает и пропагандирует экономику laissez faire. Последователи экономического либерализма верят, что политическая… … Википедия

Экономический очерк. Обрабатывающая промышленность — Экономический очерк. Обрабатывающая промышленностьНа Латинскую Америку (без Кубы) приходится 5,4% (1975) производства продукции обрабатывающей промышленности развитых капиталистических и развивающихся стран; она сосредоточивает 40% продукции… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора

Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия

Суверенитет — полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях; совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимоть … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Источник

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА ПО ЕГО ОХРАНЕ В СОВРЕМЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет

Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет

Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет

Важной вехой на пути прогрессивного развития международного права как инструмента мира и основы международного сотрудничества явился Устав Организации Объединенных Наций. В нем нашли свое закрепление такие общедемократические принципы международного права, как принцип суверенного равенства государств, права наций на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, добросовестное соблюдение международных обязательств и др.

Международное таможенное право является частью международного публичного права, в силу чего в основе его правового регулирования лежат вышеуказанные общедемократические принципы современного международного права.

Понятие суверенитета государства охватывает полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающую всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения.

Суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства. Отсюда под экономическим суверенитетом понимается свобода государства в выборе форм и путей сохранения и защиты своей национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны иностранных государств и их экономической деятельности, в том числе и в сфере международного разделения труда.

Как считает Жозе Дория, экономический суверенитет в качестве обычной нормы международного права представляет совокупность юридических правил, которая устанавливает взаимные обязательства государств, гарантирующие для каждого из них и всех вместе суверенное право свободно распоряжаться своими ресурсами, богатствами и всей экономической деятельностью и суверенное право на равноправное участие в международных экономических отношениях*.

* См.: Жозе Дория. Экономический суверенитет Анголы (международно-правовые проблемы). М., 1997. С. 60.

Таким образом, международное таможенное право выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения.

В соответствии с конституционными основами каждое государство суверенно в осуществлении им своих функций по защите экономического суверенитета в различных сферах, в том числе таких, как:

— защита национальной экономики государства от влияния иностранного капитала и товаров;

— организация экономической охраны государственной границы в целях претворения в жизнь внешнеэкономической политики государства;

— контроль за экспортными и импортными операциями торговых предприятий своей страны и иностранного государства;

— контроль за грузами, транспортными средствами внешнеторговых объединений, пассажирскими и грузовыми средствами международного сообщения и частных лиц;

— контроль за международными почтовыми отправлениями в свете международных конвенций Всемирного почтового союза;

— организация контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу;

— организация контроля за валютой, валютными ценностями, платежными документами, денежными знаками, следующими через государственную границу;

— определение размеров взимания таможенных пошлин и сборов, определение структуры таможенного тарифа и принятие таможенных правил;

— определение пределов ответственности за нарушения национального законодательства в области таможенных операций и таможенных правил;

— организация санитарного контроля в соответствии с положениями международных санитарных правил Всемирной организации здравоохранения;

— организация фитосельскохозяйственного контроля согласно рекомендациям международной Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций;

— организация финансового и налогового режима, включая цены, тарифы и таксы;

— организация системы таможенной информации и обмен данными национального таможенного законодательства;

— организация контроля над лицензионным ввозом и вывозом товарных и материальных ценностей;

— осуществление таможенного контроля за ввозом и вывозом через государственную границу культурных ценностей;

Что такое экономический суверенитет. Смотреть фото Что такое экономический суверенитет. Смотреть картинку Что такое экономический суверенитет. Картинка про Что такое экономический суверенитет. Фото Что такое экономический суверенитет

— таможенный статистический учет экспортно-импортных операций.

Для выполнения этих функций государством учреждается таможня, являющаяся государственным органом, который несет ответственность за обеспечение охраны экономического суверенитета государства и соблюдение норм как национального, так и международного права, взимание импортных и экспортных пошлин, налогов и различного рода сборов, а также осуществление контроля за применением иных законов и правил, регулирующих, среди прочего, вопросы ввоза, транзита и вывоза грузов.

Таможенные учреждения осуществляют таможенный контроль, под которым понимаются меры, применяемые ими в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность таможни.

Служба контроля таможенных учреждений — это любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках.

Виды контроля могут быть различны.

Медико-санитарный контроль осуществляется в целях охраны жизни и здоровья людей.

Ветеринарный контроль представляет собой санитарный контроль, осуществляемый в отношениях животных и продуктов животного происхождения с целью защиты жизни и здоровья людей и животных, а также контроль за предметами или грузами, которые могут являться переносчиками болезней животных.

Фитосанитарный контроль направлен на предупреждение распространения и переноса через государственную границу вредителей и продуктов растительного происхождения.

Контроль за соответствием техническим стандартам направлен на обеспечение соответствия грузов элементарным требованиям международных или национальных стандартов, установленных соответствующими законами и правилами.

Контроль за качеством груза осуществляется с целью обеспечения их соответствия минимальным международным или национальным показателям качества, установленным соответствующими законами и правилами.

Эти основные функции государства по охране его экономического суверенитета составляют объем полномочий субъектов международного таможенного права.

Источник

4.10. О финансово-экономическом суверенитете

4.10. О финансово-экономическом суверенитете

Выше мы уже говорили о самоценности и императивности суверенитета. Отдельно следует остановиться на одной из важнейших основ и составных частей экономического суверенитета.

К этим составным частям, в самом первом приближении, относятся государство как институт отстаивания национальных экономических интересов, национально-ориентированная деловая элита (которая в России только начинает складываться), квалифицированный труд как основа длительной конкурентоспособности, высокая обеспеченность природными ресурсами, национальная образовательная система, технологическая самостоятельность, продовольственная безопасность, фундаментальная и прикладная наука и многое другое.

Тот, кто управляет финансами страны, управляет ее экономикой, а через нее, в значительной мере, и политикой. Без финансового суверенитета реального суверенитета не существует.

Центральным вопросом финансового суверенитета и самостоятельности национальной финансовой системы является наличие в стране собственного «кредитора последней инстанции». Подлинно суверенное государство должно иметь возможность создавать кредитные ресурсы — «деньги из воздуха».

В течение 90-х годов, когда российская экономика была тотально долларизована, ни о каком собственном «кредиторе последней инстанции» не могло быть речи. Этот кредитор находился за океаном. Он поставлял в Россию доллары (единственно надежное в то время средство платежа и накопления) и таким образом осуществлял контроль над экономической активностью в нашей стране.

В нынешних условиях, когда с долларизацией экономики во многом покончено, тем не менее у нас по-прежнему нет своего «кредитора последней инстанции».

В условиях, когда российский Центробанк проводит искусственную политику «замораживания» денежной массы и изъятия «избыточной ликвидности», он не может служить подлинным «кредитором последней инстанции». Неудивительно, что в этих условиях в поисках источников свободных кредитных ресурсов российские банки устремились на международный кредитный рынок. Внешняя задолженность российских банков (и не только банков, но и других субъектов рынка, желающих получить кредиты на развитие) стала расти в последние годы как снежный ком.

По итогам II квартала 2007 года, внешняя задолженность российских коммерческих банков достигла более 130 миллиардов долларов (почти десятикратный рост за четыре года), причем только краткосрочная задолженность составила более 42 миллиардов долларов (рост за четыре года в 4,5 раза). Общая же задолженность негосударственных заемщиков (банков и компаний) составила на этот момент более 314 миллиардов долларов (рост за четыре года почти в 8 раз).

Налицо не только отсутствие подлинного финансового суверенитета, но и появление серьезной долговой проблемы, чреватой кризисом и несущей прямую угрозу финансово-экономической безопасности страны.

Если Россия хочет обрести подлинный суверенитет, то «кредитор последней инстанции» должен находиться в России, а не за океаном. Источником кредитных ресурсов должен быть российский Центробанк, а не международный кредитный рынок.

Помимо этого должен быть создан целостный кредитный механизм в экономике.

Выше мы уже писали о прямых направлениях государственных инвестиций.

Но ведь во всем мире известны еще и негосударственные механизмы использования государственных инвестиционных ресурсов. Можно, а на самом деле — давно нужно создать каналы кредитования, по которым государственные средства в качестве кредитных ресурсов, так называемых «длинных денег», будут поступать частному сектору для финансирования частных инвестиционных проектов. Для этого необходимо создать эффективный и прозрачный механизм отбора частных инвестиционных проектов, систему экспертизы, систему тендеров. Помимо конкурсного, необходимо наладить и целевое размещение кредитных ресурсов, прежде всего инвестиционного назначения. Для этого должна быть создана система отбора инвестиционных проектов для целевого (в ряде случаев — льготного) кредитования. А есть еще смешанные инвестиционные проекты. В экономической теории известно о мультипликаторе государственных инвестиций, когда 1 доллар госинвестиций мобилизует, привлекает еще 3 доллара частных инвестиций. Государство в таких проектах берет на себя самые нерентабельные работы, осуществляет базовые капиталовложения, прежде всего в инфраструктуру, в подготовку строительной площадки и т. п., а частный инвестор приходит как бы на готовенькое — экономит время и средства, осуществляя эффективный инвестиционный проект.

В последние два года у нас в стране заговорили о механизме государственно-частного партнерства, хотя о практическом воплощении этой идеи пока почти ничего не слышно. Надо переходить к практической реализации этого механизма, а то он так и останется на бумаге.

Необходимо создание специальных институтов, в частности «банков развития», каналов выделения и продвижения до конечных адресатов связанных или целевых кредитных средств. Притом что выбор конкретных адресатов в целом ряде случаев и в определенных сферах будет осуществляться не произвольно и не «сверху», а в рамках рыночных или специальных конкурсных процедур. Ведь во многих странах, например в Латинской Америке, есть такая смешанная система государственных и частных «банков развития». И она эффективно функционирует.

Все это известно давно. Но мы за более чем пятнадцать лет реформ к созданию этих механизмов даже не приступили.

Читайте также

Глава IV Людвиг фон Мизес и начало спора об экономическом расчете

Глава IV Людвиг фон Мизес и начало спора об экономическом расчете В этой и последующих главах мы намерены тщательно проанализировать спор о невозможности экономического расчета в социалистических экономиках. Статус его участников в научном сообществе, теоретическая

5.1. Положение о планово-экономическом отделе (в части его участия в бюджетировании и финансовом планировании)

5.1. Положение о планово-экономическом отделе (в части его участия в бюджетировании и финансовом планировании) по «______________»УТВЕРЖДАЮПредседатель правления_____________________________(личная подпись)Департамент заместителягенерального директора по

2.3. Понятие и классификация факторов в экономическом анализе

2.3. Понятие и классификация факторов в экономическом анализе Под факторами понимаются условия протекания хозяйственных процессов или причины, вызвавшие их изменения. Единой научно обоснованной классификации факторов в экономическом анализе не выработано. Ниже

1.3 Крупный бизнес в экономическом развитии: каркас, донор, мотор?

1.3 Крупный бизнес в экономическом развитии: каркас, донор, мотор? Существуют разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический

1. Понятие кризиса в социально—экономическом развитии

1. Понятие кризиса в социально—экономическом развитии В трудах ученых—экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не

с. Изменение в экономическом центре тяжести ценности благ

с. Изменение в экономическом центре тяжести ценности благ Узнать экономическую ценность благ, т. е. уяснить себе, является ли экономической потребительная или меновая их ценность, — это одна из важнейших задач хозяйствующих людей. От того или иного ответа зависит и

Вопрос 64 Смит В. об эмпирическом экономическом анализе рыночных механизмов.

Вопрос 64 Смит В. об эмпирическом экономическом анализе рыночных механизмов. ОТВЕТСМИТ Верной (р. 1927 г.) – американский ученый, профессор экономики и права Университета им. Джорджа Мейсона, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 г. «за исследования в области

Глава 3 Общее и особенное в современном экономическом росте

Глава 3 Общее и особенное в современном экономическом росте В истории цивилизации, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее. Ж. Ле Гофф[139] До войны были коллективистские мечты. После нее –

4.6. Об открытости и суверенитете

4.6. Об открытости и суверенитете Одной из важных современных тенденций является глобализация той среды, в которой работает национальная экономика.С ростом производительности труда и мировой конкуренции происходит процесс сверхконцентрации многих отраслей экономики.

69. Роль иностранного капитала в экономическом развитии России

69. Роль иностранного капитала в экономическом развитии России Проблема привлечения иностранных инвестиций актуальна и по сей день. Принято считать, что недостаточная активность западных капиталов идет от внутренней политической нестабильности России. Но на самом деле

ГЛАВА 22. Заметки об экономическом цикле

ГЛАВА 22. Заметки об экономическом цикле Мы полагаем, что в предшествующих главах показали факторы, определяющие объем занятости в каждый данный момент, и если мы правы, то наша теория должна быть пригодной и для объяснения явлений экономического цикла.Если мы начнем

Заметки об экономическом цикле

Заметки об экономическом цикле Мы полагаем, что в предшествующих главах показали факторы, определяющие объем занятости в каждый данный момент, и если мы правы, то наша теория должна быть пригодной и для объяснения явлений экономического цикла.Если мы начнем исследовать

И вновь об экономическом расчете

И вновь об экономическом расчете Даже если нам очень не нравится какой-либо результат рыночного процесса, к чему обычно и сводится большинство претензий по поводу провалов рынка, нужно понять, что в любой попытке видоизменить этот результат мы вынуждены опираться на

Вопрос 6 Методы в экономическом факторном анализе

Вопрос 6 Методы в экономическом факторном анализе Классификация методов экономического анализа представлена на рис. 1. Рис. 1. Методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности и диагностики организацииИз статистических методов наиболее востребованы

Вопрос 8 Система показателей в экономическом анализе

Вопрос 8 Система показателей в экономическом анализе Хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые представляют систему и классифицируются на следующие группы.• Стоимостные и натуральные.

Источник

«В 2020 году российская экономика управляется как 10 и 15 лет назад — то есть плохо»

Дмитрий Травин об экономическом суверенитете, вреде от принудительного импортозамещения и антиглобалистских последствиях пандемии коронавируса

Принятая 12 июня 1990 года съездом народных депутатов РСФСР Декларация о государственном суверенитете подразумевала самостоятельность России от союзного центра в принятии решений, в том числе экономического характера. О том, есть ли у независимой России спустя 30 лет реальный экономический суверенитет, рассуждает известный экономист Дмитрий Травин.

«Экономический суверенитет у нас есть, но мы плохо управляем экономикой»

— Дмитрий Яковлевич, 30 лет назад декларацией о суверенитете Россия добивалась во многом экономического суверенитета от Союза ССР. Спустя 30 лет, когда Союза давно уже нет, имеем ли мы реальный суверенитет — при той немалой зависимости от экспорта энергоносителей и большом объеме импорта товаров более высокого передела?

— Если под суверенитетом понимать то, что обычно экономисты называют автаркией — то есть когда у страны нет ни экспорта, ни импорта, то самыми независимыми являются экономически неразвитые страны, как, скажем, Северная Корея. Страны же, обладающие настоящим суверенитетом, сами принимают решения о том, как управлять экономикой, и если экономика развивается, то они осуществляют много внешнеэкономических отношений — и торговых, и по движению капиталов. И тут у России суверенитет, бесспорно, есть: все ключевые решения по экономике мы принимаем сами.

Но обыватель вам возразит: то же оборудование для бизнеса и для работы предприятий идет ведь в основном из-за рубежа?

— С проблемой суверенитета это никак не связано. Это означает, что суверенитет у нас есть, но просто мы плохо управляем нашей экономикой. Никто нам импорт не навязывает, но с решением этого вопроса у нас есть проблемы. Да, мы много продаем нефти и газа, но за прошедшие тридцать лет мы не смогли создать эффективную экономику, которая производила бы много конкурентоспособных товаров промышленной переработки. Да, есть какие-то товары, кроме нефти и газа, которые мы успешно можем продать за границу, но их очень мало.

Вернусь к импорту — то, что мы многое закупаем, не означает, что мы не можем производить какие-то товары. Скажем, большинство развитых стран производят легковые автомобили, но это не означает, что они их не закупают за границей.

Если мы поедем в Германию, то обнаружим, что люди там ездят не только на «Фольксвагенах» и «Мерседесах», но и на «Пежо» и «Ситроенах», и это говорит не о неспособности немцев производить автомобили, а о том, что в силу конкуренции люди по разным причинам покупают разные товары. Да, частично импорт в России связан с тем, что что-то мы в нашей стране производить не можем, но в значительной степени доля импорта в некоторых его сегментах обусловлена тем, что за границей производят либо качественную, либо дешевую продукцию, и поэтому наши потребители предпочитают эти товары своим.

И это очень хорошо видно по продовольственным товарам, на которые был введен запрет в 2014 году. Разве Россия не может производить сыр? Может, но этот сыр сразу же после запрета на импорт, в отсутствие конкуренции, стал резко дорожать. Наши производители попросту взвинтили на него цены, и наш сыр я покупаю по цене значительно более высокой, чем чилийский или уругвайский. Сыр везут из Чили, а стоит он дешевле, чем наш! Да, есть неплохие российские сыры, но таких, которые производят в Италии или Франции, у нас практически нет. Поэтому импортировали бы больше, чем сейчас, если бы не запрет.

Развитые страны привыкли импортировать много товаров, это признак развитости. Импорта бояться не надо, если ты хорошо зарабатываешь на экспорте сложных технологических и качественных товаров.

Беспокоиться нужно, если бизнес готов производить товары не хуже, чем за границей, но в итоге оказывается, что ему не дают это сделать свои же собственные власти. Если бы в России хорошо управлялась экономика, то есть бизнес не страдал бы от плохого управления, то у нас не столько бы импорт сократился, сколько бы вырос ненефтегазовый экспорт. Хорошо зарабатывая, мы могли бы приобретать, конечно, больше импорта, но и экспорт бы вырос, и это была бы нормальная ситуация.

«Если Китай станет монопольным потребителем российского газа, то цена будет такой, какую захочет платить он»

— В одной из ваших книг, написанной в 2015 году, вы говорите о том, что Россия может лишиться экспорта энергоносителей в Европу, и единственным серьезным рынком для нее останется КНР, которая, таким образом, станет монополистом в деле покупки тех же газа и нефти. И тогда Россия, по сути, лишится экономического суверенитета. Стал ли этот тезис более актуальным за прошедшие пять лет?

— Вы видите, что за эти годы обострились отношения между Китаем и США — произошло это в связи с президентством Трампа, который хочет ограничить импорт китайских товаров и сделать так, чтобы американские предприятия производили больше своей продукции. Таким образом, мир стал более напряженным.

Я не хочу сказать, что в ближайшие годы может случиться война между Америкой и Китаем (хотя в своей книге я пишу, что когда-то это может произойти), но торговая-то война идет, и это может привести к обострению политических и военных отношений.

В этой ситуации Россия по-прежнему делает ставку на Китай. С Западом экономические отношения не потеплели, мы по-прежнему находимся под санкциями, а это за пять лет ограничило возможности экономического развития России. Посмотрите, до эпидемии экономика России находилась в состоянии стагнации, а в 2020 году было уже колоссальное падение, хотя оно было во многих странах. И ориентация на Китай, о которой я говорил в 2015 году, только подтверждается. Так что зависимость от него может случиться. Не берусь прогнозировать, когда именно, но если конфронтация между США и Китаем усилится, а Россия сделает ставку на зависимость от Китая, то наши связи с Европой как партнером и союзником США будут сокращаться. А отношения только с Китаем — не самый лучший вариант, потому что еще возникнет вероятность попадания под новые санкции.

— Европа продолжает покупать энергоносители у России, но, по последним данным, доля нашего газа в ее закупках составляет уже не половину, а менее 35 процентов. О чем это говорит?

— Ситуация ухудшается, хотя и не сильно. Что я тут еще имею в виду? В 2014 году еще была надежда, что санкции с нас быстро снимут, но их не сняли, и если и снимут, то не скоро. Да, Россию не обложили новыми и тяжелыми санкциями, в основном остались старые, но надежд на улучшение отношений нет.

Еще один момент заключается в том, что на Западе идут технологические преобразования, которые позволят ему меньше торговать с Россией. Скажем, Германия, которая из стран Европы покупает большего всего нашего газа, каждый год вводит в строй большое количество ветряных генераторов и солнечных батарей. Там очень часто можно увидеть поля, заставленные «ветряками», и в какой-то момент окажется, что наш газ Германии окажется не нужен, либо нужен, но в небольшом количестве. И кому тогда продавать это количество газа? И примеров перехода на альтернативные источники энергии много, практически все европейские страны со временем смогут сократить закупки нефти и газа. Можно, конечно, продавать его в Китай, но если он станет монопольным потребителем российского газа, то цена будет такой, какую захочет платить Китай. И вот тогда Россия действительно частично потеряет суверенитет.

Сейчас Китай получает газ из разных источников и может выбирать, покупать ему российский газ или нет, и если Россия потеряет рынок газа на Западе, нам выбирать особо не придется.

Кроме того, идея о том, что Россия когда-либо будет продавать свои энергоносители в те же Соединенные Штаты, бесперспективна, поскольку в США за эти годы достигнуты большие успехи в разработке сланцевой нефти, американцы сами становятся серьезным экспортером энергоносителей.

«Это иллюзия, что у нас есть Фонд национального благосостояния, который можно тратить и тратить»

Как я понимаю, вы считаете, что над замещением выпадения доходов от нефти и газа «в верхах» особо не задумываются?

— В 2020 году российская экономика управляется как десять и пятнадцать лет назад — то есть плохо. Возможностей для развития бизнеса здесь остается мало, поэтому и неудивительно, что за границу уходит довольно большой объем капиталов, и наши бизнесмены либо открывают какой-то бизнес за границей, либо просто вкладывают там деньги в банки, в ценные бумаги и живут на доход от них. Конкуренции от этого становится меньше, меньше платится налогов…

Это иллюзия, что у нас есть большой Фонд национального благосостояния, который можно тратить и тратить! Фонд-то есть, но его можно очень быстро растратить, а если цены на нефть не поднимутся до высокого уровня, то деньги кончатся.

— Кстати, почему у нас почти перестали говорить об импортозамещении?

— Принудительное импортозамещение — это ужасная вещь. Никакого импортозамещения от государства нам не нужно. Если производители в России могут работать эффективнее и конкурентнее, чем западные, они сами будут замещать импорт. Тут есть прекрасный пример — в 1998 году, когда рухнул рубль, у нас никто импорт не запрещал, но при этом наши производители резко нарастили объем производства, потому что производство многих продуктов у нас оказалось дешевле, чем импорт. Но с тех пор успехов в импортозамещении у нас не было!

Успехи в импортозамещении будут тогда, когда бизнес сам решит, что ему делать, без принуждения государства, а государство будет защищать его от наезда силовиков, бандитов, от взяточничества чиновников.

За пять лет таких решений не было — правительство не движется в этом направлении, и я обеспокоен состоянием нашей экономики. Потому что многие бизнесмены с каждым днем все больше хотят увести капиталы из России, потому что здесь им работать невыгодно.

«После эпидемии коронавируса будет больше таких режимов, как режим Трампа»

— После спада эпидемии коронавируса нефть вполне может надолго остаться на уровне 30—40 долларов за баррель российской Urals, и вряд ли в таком случае доходы порадуют власти. Потери нужно будет возмещать, и почему бы не пойти навстречу бизнесу, который способен это сделать? В вероятность реформ после эпидемии можно верить?

— Такая вероятность мала. Если бы цена на нефть долго держалась на низком уровне при прочих равных условиях, это привело бы к резкому падению рубля по отношению к доллару и евро, мы все обеднели бы, страна стала бы меньше импортировать. Обеднение точно произошло бы! А вот дальше произошли бы какие-то позитивные изменения, как в 1998 году — некоторые предприятия благодаря дешевому рублю стали бы более конкурентоспособными и производили бы продукцию, пользующуюся большим спросом, чем раньше.

Но я сомневаюсь, что российские власти сами начали бы проводить какие-то реформы. Тут было бы другое: если бы рубль рухнул и страна обеднела, то люди начали бы как-то по-другому голосовать, и в этом случае власть действительно провела бы какие-то реформы.

Сейчас часто приходится слышать, что мир после эпидемии станет другим. Вы согласны?

— Не думаю, что мир изменится очень сильно. После каких-то серьезных встрясок типа войны, эпидемии изменения, конечно же, происходят, но эти изменения скорее будут усилением того, что наметилось до кризиса.

Я думаю, что после эпидемии коронавируса будет больше таких режимов, как режим Трампа, который борется с глобализацией, пытается сделать так, чтобы было меньше мигрантов, чтобы больше продукции производилось у себя, внутри страны.

Но если раньше Трамп пугал свое население тем, что мигранты отнимают у него работу, то теперь будет создаваться впечатление, что чем меньше мигрантов, тем меньше вероятность того, что кто-то принесет нам вирус из Китая. Такого рода антиглобалистским настроениям эпидемия будет способствовать. Других больших изменений я не ожидаю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *