Что такое экологическое занятие
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Что такое экология»
Тема: Что такое экология?
Цель: Познакомить детей с наукой экология.
1. Дать первоначальное представление об экологии, как науке, среде обитания и приспособленности.
2. Развивать и обогащать память, внимание, умение мыслить.
3. Воспитывать доброжелательность, правила поведения в окружающей природной среде.
Оборудование: табличка со словом экология, таблица экологии, предметные картинки для заданий.
l. Организационная часть.
Ребята, изучая окружающий мир, вы узнали, что разные живые существа связаны с неживой природой и между собой, что человек тоже связан с окружающей его природой. Вы уже немного познакомились с наукой, которая называется «экология»
-Как вы думаете, что же изучает экология?
-А о каком доме? О том, который строители выстроили из кирпича и бетона?
-Конечно, нет. Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. А для всех вместе это, конечно, наша планета Земля. А жить вместе в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа место получше, а то и просто навредить.
Однако, Земля наша не одну тысячу лет существует и ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, существуют и даже на пользу друг другу, хотя польза эта часто бывает своеобразной, поскольку одни служат кормом для других, а те в свою очередь, для третьих.
Вот наука экология и призвана изучать как отдельные жильцы нашего дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Например, выруби лес- высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес источник кислорода. А кислород необходим для дыхания.
Итак, ребята, что же такое экология?
Да, это наука о связи живых организмов и среды обитания.
Работа со стихотворением.
-Ребята, я буду читать вам стихотворение по частям, а вы слушайте внимательно, потом мы обсудим его.
В Канаде в давние года
В лесу на речке тихой,
Жила бобровая семья
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан
Гулял там без опаски.
И было все как в сказке.
— Как выдумаете, как бобры связаны с рекой, с другими животными?
Да, бобры строят плотину и поэтому в реке есть вода. Водой поятся другие животные, значит от бобров зависит жизнь зверей. Слушаем дальше
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали.
Но никогда баланс тех мест
Потом другие в след пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели
И красоты не стало.
Едва струится ручеек
И лес поить уже не мог:
И разбежались звери.
— Как вы думаете, почему так произошло?
Да, ведь все взаимосвязано. От того, что извели бобров, которые строили плотины- не стало реки. А река давала воду и лесу, и зверям. Поэтому и клены, и ели засохли, а звери разбежались.
Давайте послушаем, что же произошло дальше…
Но вот явился человек,
Который понял важность рек.
Решил он все поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денек
В ней сделал дырку ручеек.
Строитель дырку залатал,
А ручеек опять прорвал.
Ах, как помощники нужны
И осенило тут-бобры!
Не говоря ни слова
Все сделают толково.
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.
-Итак, какой мы можем сделать вывод?
Да, все в природе взаимосвязано. Растения связаны с воздухом, водой, с животными, человеком. Люди связаны с окружающей природой. И все это изучает экология.
— Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна наука «Экология»?
Великая наука оказывает людям огромную помощь. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды. Эта наука учит, как охранять от загрязнения и контролировать, исследовать взаимосвязи.
Игра «Засели в домик»
Итак, мы сказали, что у каждого есть свой дом. Давайте, посмотрим кто, где живет, заселив их в нужный домик.
Мы видим, что и растения, и животные имеют свой дом. Они взаимосвязаны с ним.
-А теперь давай попробуем нарисовать наш дом, планету Земля.
-Итак, что же есть у нас в доме?
-Какая среда обитания есть у жителей?
Да, есть водная. Назовите у кого? (рыбы, киты)
-Есть лес. Он служит средой обитания для белки, лисы.
— А так же у нас есть воздух и почва.
Хорошо, молодцы. Посмотрите какой рисунок у нас получился.
Итак, ребята, давайте подведем итог, что же интересного мы сегодня узнали?
Что же такое экология? Что она изучает?
Молодцы ребята, спасибо за работу.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Что такое здоровье и где оно прячется?» ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального.
Конспект итогового познавательного занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Путешествие к подножию вулкана» Занятие знакомит дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных.
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Распускающиеся цветы» Конспект познавательного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: «Распускающиеся цветы». Воспитатель:.
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Урал — наш край родной» Задачи. 1) Образовательные: • Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае (природные богатства, населённые.
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Возвращение пингвинёнка Питера» Конспект познавательного занятия «Возвращение пингвинёнка Питера» Группа: Подготовительная. Предмет: Познавательное развитие. Тема: «Возвращение.
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое лето?» Тема НОД: «Что такое лето?» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить представления детей о лете. 2. Обобщить и систематизировать представления.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое экология?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида.
Конспект занятия в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: 1. Формировать умение детей решать нравственные ситуации. 2. Учить.
Круглый стол «Что такое экология?» Круглый стол (работа с родителями) Тема: Что такое экология? Цель : ознакомление родителей с предметом экология, смена стереотипов с традиционных.
Конспект занятия познавательного характера в подготовительной группе «Путешествие с зёрнышком» Тема: «Путешествие с зёрнышком» (подготовительная группа) Цель: Формировать у детей понятие о зернышке как о семечке, из которого можно.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое экология?»
ольга помыканова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое экология?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад общеразвивающего вида № 205»
Конспект
занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе
Тема: «Что такое экология?»
Подготовил: воспитатель
Цель занятия: знакомство детей с понятием «экология», загрязняющие вещества, экологическая безопасность.
1. Познакомить детей с понятием «экология», «окружающая среда».
2. Развивать у детей представления об окружающей среде как едином целом.
3.Ввести в активный словарь детей слова: среда обитания, экологическая безопасность.
4. Учить детей бережному отношению к природе
1. Фотостенд «Природа Кубани» с фотографиями природы, животных, растений.
2. Подборка фотографий на тему «Берегите природу!»
Ход занятия:
Правильно. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой.
Подводит детей к фотостенду «Природа Кубани».
— Вот наша Кубань во всей красе, Что вы видите ребята? Зеленые поля, леса, синее небо, горы, красивых животных и птиц, моря и реки, где много рыбы, счастливых людей.
— А теперь, ребята, посмотрите на другие фотографии, что вы видите. Правильно, дымящие трубы заводов, грязные реки, поля и леса, которые превращаются в пустыню, погибших животных, города, где люди идут сквозь дым от работающих автомобилей, огромные горы мусора на свалках.
К сожалению, все это результат неправильной деятельности людей. Для того, чтобы этого не случилось человек должен знать как нужно строить заводы, выпускать автомобили, как правильно избавляться от мусора, чтобы не губить природу. Всему этому учит экология. Экология – учебный предмет. Его изучают и дошкольники, и школьники всех классов. Изучают экологию для того, чтобы знать, как нужно охранять природу
Все в природе взаимосвязано.
Каждый организм живет в своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква на болоте – это их среда обитания.
Воспитатель: Ребята, для того чтобы мы с вами и дальше жили среди нашей прекрасной природы, дышали чистым воздухом, пили чистую воду, нужно соблюдать экологическую безопасность.
Воспитатель: А, кто знает ребята, что такое экологическая безопасность?
Воспитатель: Правильно. Экологическая безопасность — это защищенность природной среды и человека от неправильной деятельности людей, природных катастроф, вызванных неправильной деятельностью людей.
Воспитатель: Давайте подумаем, ребята, а что мы можем сделать чтобы не допустить загрязнения окружающей среды?
Воспитатель: Правильно. Выбрасывать мусор только в урны, не жечь костры из листьев и мусора, потому что дым загрязняет воздух и плохо действует на человека и окружающую природу. Не ломать деревья, подкармливать птиц зимой, не загрязнять водоемы.
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в станице Елизаветинской, у всех есть огороды, осенью люди собирают листья, жгут костры, дым поднимается в небо, становится трудно дышать. Вы, ребята, должны объяснять взрослым, свои бабушкам и дедушкам, что этого делать нельзя. По берегам нашей реки Кубани иногда тоже можно видеть мусор, этого тоже делать нельзя ни в коем случае. Нельзя мыть машины в реке, сливать туда грязную воду. Все это вы можете соблюдать сами.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Что такое здоровье и где оно прячется?» ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального.
Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну лекарственных растений» Конспект итоговой ООД в старшей группе. «Путешествие в страну лекарственных растений». Цель: закрепить представления о лекарственных травах.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Загадки природы» МДОУ ДСКВ №14 г. Ейска МО Ейский район КОНСПЕКТ Занятия по ФЭЭП В подготовительной к школе группе «Загадки природы» Выполнила:.
Конспект занятия по экологическому воспитанию. Тема: «Познавательная игра-занятие о птицах». Цель: обобщить знания детей о птицах (зимующих и перелетных); дать представление о том, как зимуют птицы; вести разъяснительную работу.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Как все живое растет?» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Как все живое растет?» Программное содержание: Познакомить.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Наш дом — Земля» Тема: интегрированное занятие «Наш дом – Земля» Дата проведения: 24 апреля 2014г. Образовательные направления: • Приоритетное: познавательно.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «В подземном царстве» Тема: «В подземном царстве». Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о полезных ископаемых: песке, глине, торфе, угле,.
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде» Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде» Природное окружение и экологическое воспитание.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «В гости к бабушке» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Дружные ребята» г. Елец Конспект развлечения в средней.
Консультация для воспитателей «Экологическое занятие с детьми дошкольного возраста»
Уважаемые коллеги! Всех нас заботит экологическое состояние окружающего мира. Мы стараемся не навредить природе, сохранить и приумножить её богатства. Экологическую культуру мы должны привить и нашим детям. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его звуками и ароматами, яркими красками и необычными загадками, заставляет остановиться, присмотреться и задуматься.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. Именно в этом возрасте ребёнок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек оставляет без внимания. Дети удивляются тому, что их окружает, задают массу вопросов о растениях, животных и природных явлениях. Детям становятся интересны внутренние связи явлений. Ответы взрослого на вопросы детей должны быть правильными по существу, но краткими и выражены простыми словами. Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, однообразными и длительными, для того, чтобы не утомить ребёнка. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, с использованием мультфильмов.
Воспитатель специально должен насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приёмы (определить влажный или сухой песок, годится ли он для построек; пора ли полить комн. растения)
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
Начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Рассказы, в которых присутствует описание природы и животных, их художественные образы, а так же рисунки побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе.
К формам экологического образования дошкольников относятся:
• природоведческие экологические занятия;
• комплексные занятия;
• экологические досуги и праздники;
• экологические экскурсии
Природоведческое экологическое занятие играет важную роль во всём процессе обучения. Занятие помогает расширить и систематизировать знания ребёнка о природе. Все занятиядолжны соответствовать следующим требованиям:
• тематика занятия не должна расходиться с содержанием программы;
• занятие должно иметь тему;
• на некоторых занятиях вводятся новые темы;
• в процессе занятия, ранее полученные знания повторяются и обобщаются;
• работу с объектами, недоступными непосредственному наблюдению, проводят, используя наглядные пособия;
• каждое занятие должно иметь свою структуру.
Основной особенностью комплексного занятия является соединение разнообразной деятельности в рамках одного занятия. Здесь мы можем использовать литературные и музыкальные произведения, рисование и аппликацию. Такой подход способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, способствует образованию связей между различными видами деятельности.
Значение праздников и досугов как формы экологического воспитания детей трудно переоценить. Эмоциональное развитие детей осуществляется под воздействием взрослых, которые показывают эталон эмоционального отношения к природе. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребёнка в коллективе сверстников. В ходе праздников дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о важности охраны окружающей пророды.
Экскурсия – одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Для того, чтобы экологическое воспитание и образование детей было разносторонним, необходимо придерживаться комплексного системного подхода.
Главной формой экологического воспитания в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке детского сада, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, живущих рядом с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Далее эти представления надо расширить, углубить, объединить и систематизировать.
Для экологических занятийнеобходимо широко использовать наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек и других насекомых, т. к. это противоречит принципам экологического воспитания.
Проблема экологического воспитания дошкольников имеет первостепенное значение. Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
На этапе дошкольногодетства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребёнка. Занятия должны быть направлены на формирование экологических знаний:
• о растительном мире;
• о экологически правильном отношении к природным явлениям и объектам.
Желаю всем удачи в экологическом воспитании детей и в других видах деятельности! Будьте природе другом и защитником! Не уставайте наслаждаться её красотой и необычностью, как это делают дети!
Спасибо за внимание!
Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.
Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.
«Типы экологических занятий в ДОУ»
«Типы экологических занятий в ДОУ»
Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.
Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями. Эти занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Занятия углубленно-познавательного типа проводятся всякий раз, когда возникает необходимость закрепить, уточнить, расширить конкретные представления детей, полученные в повседневной жизни, особенно в результате длительных наблюдений за ростом и развитием живых объектов.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
С раннего возраста дети знакомятся с отдельными растениями и животными, учатся различать их по окраске, форме и другим внешним признакам, помогают выращивать молодые растения и животных.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.