Что такое экологическое обоснование

Экологическое обоснование проекта

Смотреть что такое «Экологическое обоснование проекта» в других словарях:

Экологическое обоснование проекта — 31. Экологическое обоснование проекта разработка инженерных и экологических решений, опережающих определенные стадии проектирования и направленные на оптимальное взаимодействие проектируемого объекта с окружающей средой. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Обоснование проекта экологическое — доказательство вероятного отсутствия неблагоприятных экологических последствий (отклонений от принятых нормативов) осуществления предлагаемого проекта и, наоборот, улучшения в ходе его осуществления условий для жизни людей и функционирования… … Экология человека

Временные методические рекомендации по оценке на стадии ТЭО воздействия на окружающую среду (ОВОС) подземных сооружений для строительства в г. Москве — Терминология Временные методические рекомендации по оценке на стадии ТЭО воздействия на окружающую среду (ОВОС) подземных сооружений для строительства в г. Москве: 1. Безопасность экологическая состояние защищенности социальных, экономических,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Белопорожская ГЭС — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли. Координаты … Википедия

Циклон-4 — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Нижне-Курейская ГЭС — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Экологическая информация — Экологическая информация[1] это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от… … Википедия

Северный поток — (Nord Stream) Определение Северного потока, значение Северного потока Определение Северного потока, значение Северного потока, маршрут Северного потока Содержание Содержание Определение Реализация проекта Значение проекта Статус TEN… … Энциклопедия инвестора

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Газпром ВНИИГАЗ — ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 2 июня 1948 Прежние названия Всесоюзный научно исследовательский институт природных газов ВНИИГАЗ Распол … Википедия

Источник

Обоснование экологическое

Смотреть что такое «Обоснование экологическое» в других словарях:

обоснование экологическое — Совокупность доводов или доказательств и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека. [РД 01.120.00 КТН 228 06]… … Справочник технического переводчика

обоснование экологическое — совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем (природных территориальных комплексов) и человека. (Смотри: СП 11 104 97. Инженерно… … Строительный словарь

Экологическое обоснование проекта — научная процедура, в ходе которой на основе экспериментальных и теоретических данных доказывается, что отрицательные последствия реализации проекта не превысят определенного уровня, предусмотренного экологическими нормативами, или возникающие… … Словарь черезвычайных ситуаций

Обоснование проекта экологическое — доказательство вероятного отсутствия неблагоприятных экологических последствий (отклонений от принятых нормативов) осуществления предлагаемого проекта и, наоборот, улучшения в ходе его осуществления условий для жизни людей и функционирования… … Экология человека

Экологическое обоснование проекта — 31. Экологическое обоснование проекта разработка инженерных и экологических решений, опережающих определенные стадии проектирования и направленные на оптимальное взаимодействие проектируемого объекта с окружающей средой. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

НОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ — научная, правовая, административная и иная деятельность, направленная на установление предельно допустимых норм воздействия (экологических регламентов, нормативов экологических) на окружающую среду, при соблюдении которых не происходит деградации … Экологический словарь

Временные методические рекомендации по оценке на стадии ТЭО воздействия на окружающую среду (ОВОС) подземных сооружений для строительства в г. Москве — Терминология Временные методические рекомендации по оценке на стадии ТЭО воздействия на окружающую среду (ОВОС) подземных сооружений для строительства в г. Москве: 1. Безопасность экологическая состояние защищенности социальных, экономических,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Поллотарианство — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/30 октября 2012. Дата постановки к улучшению 30 октября 2012.… … Википедия

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

ГОСТ Р 54906-2012: Системы безопасности комплексные. Экологически ориентированное проектирование. Общие технические требования — Терминология ГОСТ Р 54906 2012: Системы безопасности комплексные. Экологически ориентированное проектирование. Общие технические требования оригинал документа: 3.1.3 авария радиационная: Авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Экологическое обоснование проекта

Что такое экологическое обоснование. Смотреть фото Что такое экологическое обоснование. Смотреть картинку Что такое экологическое обоснование. Картинка про Что такое экологическое обоснование. Фото Что такое экологическое обоснование

Экологическим обоснованием проекта (ЭОП) называют научную процедуру, в процессе проведения которой на основании теоретических и экспериментальных сведений доказывается, что негативные последствия от реализации строительного проекта не будут выше уровня, который предусмотрен экологическими нормативами, либо проявляющиеся экологические последствия могут быть компенсированы. Отсутствие экологического обоснования проекта способно привести к возникновению не только локальных, но и глобальных экологических проблем. Ухудшение экологии в стране обусловило необходимость позаботиться о подготовке природоохранных разделов вместе с экологическим обоснованием проекта еще на стадии разработки проектной документации.

Суть экологического обоснования проекта

Экологическое обоснование проекта представляет собой документацию, включающую сведения об оценке влияния планировки территории либо возводимого строительного объекта на окружающую среду и природу. Основа обоснования – это теоретические и экспериментальные данные, доказывающие соблюдение экологических нормативов. В экологическом обосновании проекта указываются варианты компенсации урона, нанесенного окружающей среде, поскольку каждый строительный проект имеет определенное воздействие на природу (как локального характера, так и более масштабного).

Экологическое обоснование проектной документации является одной из самых важных частей градостроительного обоснования и разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Материалы данного раздела реализуются в виде чертежей, схем, таблиц либо пояснительной записки, которые несут информацию об экологических, санитарно-гигиенических и других характеристиках района будущей застройки и строительного объекта, а также о возможных ограничениях на использование данной территории. Информация для ЭОП может быть получена в ходе инженерно экологических изысканий для строительства в процессе производства проектно-изыскательных работ.

В экологическом обосновании проектной документации основное место уделяется характеристике воздействия возведенного объекта на окружающую среду. ЭОП является обязательным требованием в процессе подготовки каждого проекта и помогает обнаружить, а также предупредить нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации.

Бесплатная консультация специалиста

Задать интересующие Вас вопросы, узнать стоимость и сроки проведения инженерно-экологических изысканий можно по телефону: 8 (916) 684-09-09 или заполнить приведенную ниже форму.

Источник

Экологическое обоснование проекта

Экологическое обоснование проекта – научная процедура, в ходе которой на основе экспериментальных и теоретических данных доказывается, что отрицательные последствия реализации проекта не превысят определённого уровня, предусмотренного экологическими нормативами, или возникающие экологические последствия будут компенсированы. Носит вероятностный характер, поскольку из-за неполноты знаний и информированности прогнозируемые достоинства и недостатки проектируемого мероприятия могут не реализоваться. Так как ни один проект невозможен без того или иного воздействия на природу, Э.0.п. в значительной мере заключается в поиске экологического компромисса. При разработке Э.0.п. важно помнить, что уровень знаний о функционировании реальных экосистем ограничен, а последствия проекта могут быть очень значительными. При этом при выработке окончательного решения следует исходить из наиболее неблагоприятного сценария. Э.о.п. базируется на экологическом прогнозировании и первичной (предпроектной) экологической экспертизе. Следствием реализации проектов без достаточного Э.о.п. является возникновение как локальных, так и глобальных экологических проблем.

Экологическое обеспечение военной деятельности – (в ВС РФ) комплекс организационных, технических и др. мероприятий, направленных на сохранение природных ресурсов, защиту окружающей среды и уменьшение воздействия на личный состав и население неблагоприятных факторов, возникающих в процессе повседневной деятельности войск (сил), а также в период боевых действий, при экологических авариях и катастрофах в результате применения своими войсками (силами) и противником различных средств вооружённой борьбы.

Экологическое сознание – способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использование этого понимания в практической деятельности. Широкое распространение в общности людей Э.с. чаще всего связано с определёнными экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для природного окружения. Видимо, именно такие события были причиной сохранения в общественном сознании определяемых социологических (природоохранных) правил, или социологического этикета, запрещавших членам сообщества те или иные природоразрушительные действия, которые рассматривались как преступление против общины.

Источник

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оглавление

1. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности

Базовые понятия. Во второй половине XX в. развитие земной цивилизации достигло такого уровня, когда для решения глобальных и региональных эколо­гических проблем, для устойчивого развития и сохранения био- и ландшафтного разнообразия на нашей планете понадобилась разра­ботка принципиально новых подходов и формирование государствен­ного и международного статуса экологической экспертизы, а следо­вательно, и экологического проектирования. Это связано с категори­ей ограничения, на что человечество вынуждено идти сознательно, правда с разными темпами, убежденностью и пониманием у разных этносов, поскольку главное — это нравственная сущность ограниче­ния, за которой следуют экономическая и культурная.

♦ Проектирование (от лат. projectus, буквально — брошенный впе­ред) — процесс создания проекта: прототипа, прообраза, модели предполагаемого или возможного объекта, материала, схемы охраны
природы и т.д. Многообразие видов хозяйственной и иной деятельно­сти человека рождает многообразие видов проектирования. Традиционные виды проектирования — архитектурно-строительное, машиностроительное, гидротехническое. Сравнительно новый вид — природоохранное проектирование.

Термин проект имеет значение не только как создание модели предполагаемого объекта. Другое его значение — предварительный текст какого-либо документа, плана, замысла. Общеприняты понятия как проект решения ученого совета, учебного плана или проект плана дипломной работы и т.д.

♦ Экологическое проектирование, а точнее экологическая состав­ляющая проектирования, в широком значении — прогноз и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого проекта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенци­ально может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Спектр объектов проектирования чрезвычайно широк. Это — технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития свободных экономических зон, проекты гидроэлектростанций, трасс нефте- и газопроводов и т.д.

Экологическое проектирование в узком значении термина — процесс обоснования и оценка воздействия на окружающую природную среду объектов, либо специально предназначенных для изменения неблагоприятных свойств среды обитания человека (природных и антропогенных ландшафтов), либо объектов, имеющих прямое приро­доохранное значение. Примерами первых выступают проекты полиго­нов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, устройств депонирования осадков сточных вод и т.д. Примерами вторых — проек­ты создания заповедников, национальных парков, заказников.

Геоэкологическое проектирование — особый вид (но широко распространенный) экологического. Проектирование различных гео­технических систем — объектов физико-географической размерности в рамках ландшафтной сферы Земли составляет сущность геоэкологи­ческого проектирования. В настоящее время целесообразнее говорить о геоэкологических принципах проектирования, о которых речь пойдет ниже.

Итак, экологическое обоснование проекта — этап проектирова­ния, в ходе которого на основе экспериментальных и прогнозных построений доказывается, что неблагоприятные экологические по­следствия при реализации проектов не превысят существующих эко­логических норм или что проект соответствует экологическим требо­ваниям, узаконенным в нормативных государственных документах.

Экологическая экспертиза — установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в
целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий ее на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологичес­кой экспертизы. Это вид научно-практической, оценочной деятельности специалистов государственных органов, ведомств, а также об­щественности для обоснования принимаемых решений при формиро­вании и реализации природоохранной и экологической политики, связанной с различными видами хозяйственной и иной деятельности человека.

♦ Геоэкологическая экспертиза — вид научно-практической деятельности, направленной на дисциплинарную (комплексную) оценку целостного процесса развития конкретной региональной и ло­кальной природно-хозяйственной системы с целью нахождения ме­ханизма коадаптивного совмещения хозяйственной подсистемы с при­родной. Объектом экспертизы выступают территориальные единицы географической размерности, в чем заключается одно из главных ее отличий от экологической.

♦ Географическая экспертиза — научное направление, специализирующееся на проверке объективности отражения закономерностей развития интегральных систем типа «население—хозяйство—приро­да», включая вопросы рационального использования пространствен­ных сочетаний ресурсов и охраны окружающей среды в тех или иных проектных решениях. Географическая экспертиза — завершающее звено в оценке региональных прогнозов, отражающих перспективы региональной политики. Стратегический характер региональной политики должен обеспечивать сохранение (лучше преумножение) природно-ресурсного, социально-экономического и гуманитарного потенциала государства.

Главная цель экспертизы — установить на заданные сроки соот­ветствие ТЭО, проектов, схем размещения производительных сил, новых технологий и т.д. нормативным требованиям состояния и охра­ны природной среды. Другими словами, цель экологической эксперти­зыпредупреждение возможных негативных последствий от планируе­мой деятельности человека на среду его обитания и на природную среду (ландшафты) в целом.

Проектирование тесно связано с экспертизой. Проектирование ба­зируется на федеральных строительных нормах и правилах (СНиПах), на ведомственных методических разработках и рекомендациях, отра­жающих геоэкологические принципы проектирования. В основе экс­пертизы прежде всего лежат Федеральные законы «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. и «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., а также федеральные и региональные нормативные документы о регламенте проведения экспертиз, о критериях состоя­ний (нормирования) компонентов природной среды и ландшафта в целом.

Экологический аудит — независимая комплексная документи­рованная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной дея­тельности требований, нормативов и международных стандартов в об­ласти охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций по улуч­шению такой деятельности.

Геоэкологические принципы проектирования — это указания и рекомендации, ориентирующие проектные организации на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование при­родных ресурсов, оптимальное средообразование и сохранение среды обитания человека. Поэтому суперпринцип экологического проектирования и экспертизы — соблюдение соответствия геоэкологических принципов и норм проектирования современным требованиям (нормам) состояния природной среды, которые выступают главными кри­териями оценки проекта.

♦ Природный географический ландшафт — относительно одно­родная территория, региональная геосистема, сформировавшаяся на единой морфоструктуре в условиях одного местного климата и режи­ма увлажнения, характеризующаяся однотипными сочетаниями почвы биоценозов, следовательно, это геосистема периодически повторя­ющихся сочетаний генетически и функционально взаимосвязанных более мелких природно-территориальных комплексов.

Природно-антропогенный ландшафт — ландшафт, измененный человеком, частично управляемый.

Антропогенный ландшафт — полностью измененный человеком ландшафт.

Оценка — действие, устанавливающее цену.

♦ Норма (от лат. погта — руководящее начало, правило, образец)— узаконенное установление, признанный обязательный порядок, установленная мера, средняя величина. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ее качества, нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществ­лении хозяйственной и иной деятельности, государственных стандартов в области охраны окружающей среды. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую природную среду хозяйствен­ной деятельности устанавливаются следующие нормативы: предельно
допустимые выбросы (ПДВ) и сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы обра­зования отходов производства и потребления и лимиты на их разме­щение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения и т.д.).

Норма в географии ассоциируется с понятиями тип леса, тип ра­стительности, тип почвы, тип и вид ландшафта. Норма всегда связана с определенным, наиболее вероятным состоянием объекта. Норма должна задаваться входными и выходными структурными и функцио­нальными характеристиками геосистем. Оценка нормальности состояния реального ландшафта может задаваться как минимум по пяти классам, соответствующим формам использования территории, о чем речь пойдет ниже. Нормативы допустимого воздействия устанавлива­ются с учетом региональных особенностей ландшафтов.

Устойчивость ландшафта, геосистем — способность поддержи­вать значение структурных и функциональных характеристик в преде­лах, не превышающих критических величин, в пределах нормы со­
стояния при внешних воздействиях.

Восстанавливаемость геосистем — способность геосистем воз­вращаться в исходное состояние после внешнего воздействия. Время восстановления рассматривается некоторыми географами как мера ус­тойчивости, что противоречит здравому смыслу.

Географический прогноз — предвидение состояния географи­ческих объектов в фиксированный момент будущего.

Геотехническая система — образование физико-географичес­кой размерности, у которой природные (как специально созданные человеком, так и естественные, но непреднамеренно измененные в
процессе действия техники) и технические части настолько тесно вза­имосвязаны, что функционируют в составе единого целого. Техноло­гия производства предопределяет их целостность, которая достигает­ся вещественно-энергетическими и информационными потоками (свя­зями). Наиболее яркими примерами выступают оросительные и осушительные системы, гидроэлектростанции (ГЭС) на реках. Дли­тельность и устойчивость функционирования ГТС зависят от возмож­ностей управления и контроля.

Более широкое (и менее конструктивное) понятие природно-техническая система — сочетание техники и природы или природных и технических подсистем. Примеры природно-технических систем: го­род, парник, подводная лодка, космический корабль, инкубатор.

Природно-хозяйственные системы — территориальная взаимо­связанная совокупность природных ресурсов, производительных сил, производственных отношений и соответствующих организационно-
экономических форм и учреждений. В основе ПХС лежат разнообраз­ные виды деятельности населения — промышленная, сельско-, лесо-, водохозяйственная, рекреационная, селитебная и т.д.

Экологический риск — вероятность возникновения неблагопри­ятных для человека и природной среды последствий после осуществ­ления хозяйственной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование национальной системы технического регулирования. Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены основы формирования новой системы обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг.

Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами. Одной из трех основных целей принятия технических регламентов является охрана окружающей среды.

Добровольные требования определяются в стандартах, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В целях обеспечения необходимого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности, а также оптимального выполнения положений Федерального закона от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», определяющих как обязательные, так и добровольные для выполнения требования, формируются соответствующие отраслевые системы технического регулирования.

Создание отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды требует проведения анализа действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды.

Понятие «нормативно-технического документа» в действующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации не определено, несмотря на то, что оно повсеместно используется.

Как правило, в законодательных, нормативных и методических документах в качестве нормативно-технического документа принимаются технические акты (ГОСТы, РД, СНиПы, СанПиНы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.)

За время деятельности специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (начиная с 1988г.) сложилась система нормативно-технических документов, разработанных и внедренных в разное время в практику, как природоохранным ведомством, так и другими ведомствами: Госсанэпиднадзором, Госгортехнадзором, Роскомводом (Минводхозом), Госкомрыболовством, Госстроем, Минсельхозом, Госатомнадзором и т.д.

Нормативно-техническая документация в сфере охраны окружающей среды является неотъемлемой частью экологического нормирования.

Действующая база нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды представлена многочисленными документами разных уровней и типов: приказами различных министерств и ведомств, ведомственными нормативно-методическими документами, методическими указаниями и рекомендациями, инструкциями, государственными и отраслевыми стандартами. Вместе с тем, существующая практика разработки и утверждения нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды свидетельствует о несовершенстве используемых методических подходов, их несоответствия международным требованиям и нормам.

В ряде спорных случаев используются экспертные оценки, субъективные представления, остро ощущается недостаток критериев по оценке воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду и экологической емкости территорий, не всегда достигается баланс с демографической политикой и социальными интересами населения. И, тем не менее, существующая документационная база сыграла свою положительную роль в становлении системы охраны окружающей среды.

Особенно актуальными становятся указанные проблемы в связи с возможным вступлением Российской Федерации в ВТО, что потребует гармонизации нормативно-технических документов с международными требованиями в области охраны окружающей среды. Эти задачи и будут решены в рамках формирования отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды.

После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» перед государственными органами, бизнесом и научными организациями встала задача реформирования системы технического регулирования и обеспечения ее устойчивого функционирования на новых принципах.

Действовавшая ранее система стандартов, норм и правил включала в себя десятки тысяч документов, регулирующих все аспекты хозяйственной и иной деятельности. Разумеется такая обширная нормативная база требовала значительных затрат на актуализацию и развитие. Многие отрасли, особенно в сфере высоких технологий, уже «выросли» из требований, установленных в 70-80-е годы, что требует их серьезного пересмотра. Другими, не менее важными причинами, послужили ожидаемое вступление России во Всемирную Торговую Организацию и необходимость установления единых с западными требований для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.). Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:

— техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;

— техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

В мае 2000 г года в ФЗ «О техническом регулировании» были внесены поправки, целью которых было определенное упрощение процесса подготовки и принятия технических регламентов.

Если в первоначальном варианте закон регулировал отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации», то теперь он должен регулировать отношения, возникающие «при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации». Из этого определения можно сделать вывод, что основным объектом технического регулирования теперь является продукция, требования же к процессам, сопутствующим ее производству и обращению с ней, имеют значение постольку, поскольку они способствуют достижению основной цели технического регулирования.

Очевидно, что из сферы технического регулирования теперь выпадают процессы чисто природоохранного назначения, например очистка сточных вод и выбросов загрязняющих веществ, переработка, размещение и огневое уничтожение отходов, реабилитация нарушенных почв и земель и др.

В целом можно утверждать, что изменения, введенные в Федеральный закон «О техническом регулировании», направлены на уменьшение числа необходимых к разработке технических регламентов и одновременно на упрощение их содержания. С другой стороны, можно предположить, что в силе останется большинство нормативных документов, регламентирующих процессы проектирования, поскольку в них и так содержатся требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности и требования природоохранного назначения, в т.ч. СниПы, СанПины и ПНиПы.

Поскольку технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности можно считать, что в целом будет решаться и проблема обеспечения экологической безопасности.

— интегрированные системы, в рамках которых обеспечивается безопасность широкого класса объектов технического регулирования (далее – ОТР), относящихся к нескольким сферам экономической деятельности (обеспечения безопасности жизни и здоровья человека, антитеррористической и противокриминальной защиты, пожарной безопасности и т.п.);

— системы, охватывающие ОТР, и требования к ним, относящиеся к определенному виду экономической деятельности (системы технического регулирования в химической, лесной, деревообрабатывающей промышленности и т.п.);

— межотраслевые системы, определенные как совокупность систем, охватывающих несколько смежных, неразрывно связанных сфер деятельности (система технического регулирования в нефтегазовой отрасли, включающая разведку, добычу, транспортировку, переработку и другие циклы производства или формируемая система в сфере авиационной техники).

Вместе с тем, в нормативных правовых и инструктивно-методических документах в области технического регулирования описание иерархии систем техрегулирования не приводится.

Целью настоящей работы является разработка системы технического регулирования. Для этого выполнены следующие, предусмотренные утвержденным МПР России техническим заданием, работы:

— проведен анализ действующей базы нормативно-технической документации в сфере охраны окружающей среды;

— проведен мониторинг состояния технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— разработан проект Концепции отраслевой системы технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— подготовлен перечень объектов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды;

— подготовлены перечень обязательных требований к выявленным объектам технического регулирования и перечень технических регламентов в сфере охраны окружающей среды, которые необходимо разработать до 2010 года;

— подготовлены предложения по разработке по разработке национальных стандартов в сфере охраны окружающей среды, необходимых для подтверждения требований разрабатываемых технических регламентов, в том числе для включения в Программу разработки национальных стандартов;

— подготовлен перечень работ по международной стандартизации, в том числе совместные работы с зарубежными странами по разработке международных стандартов в сфере охраны окружающей среды.

Принципы оценок воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду

Основной принцип общий для ОВОС и для экологической экс­пертизы, презумпция потенциальной экологической опасности любо­го вида хозяйственной деятельности. Предполагается, что любая хо­зяйственная деятельность таит в себе ту или иную степень экологи­ческой опасности. Ее осуществление ведет к последствиям, которые необходимо оценивать, причем инициатор деятельности обязан представить веские доказательства экологической безопасности намеча­емой им деятельности (в соответствии с действующими экологическими стандартами и нормативами).

Принцип превентивности означает, что оценка воздействия про­водится до принятия основных решений по реализации намечаемой деятельности, а также, что ее результаты используются при выработке и принятии решений. Суть этого принципа — недопущение (предупреждение) неблагоприятных воздействий на окружающую среду и :вязанных с ним социальных и экономических последствий, вызван­ных реализацией проекта.

Характерно расширенное понимание превентивности, т.е. эколо­гические оценки должны проводиться не только до принятия реше­ния о возможности осуществления намечаемой деятельности (напри­мер, выдачи соответствующего разрешения), но и до принятия важ­нейших проектных решений. Наконец, последовательная реализация принципа превентивности приводит к необходимости стратегической экологической оценки, предметом которой являются решения более высокого уровня, предшествующие планированию и проектированию,

Принцип альтернатив заключается в выявлении и анализе альтер­нативных вариантов достижения целей планируемой деятельности, включая и нулевой вариант (отказ от деятельности). В результате вы­бирается наименее экологически опасный способ достижения цели проекта, рассматриваются альтернативные проектные решения, тех­нологические альтернативы. В предпроектных обоснованиях анализи­руются размещенческие, планировочные альтернативы, необходимые для экологической корректировки размещения. Достижению целей проекта с меньшим ущербом природе способствует анализ использо­вания ландшафтов в других целях с сохранением их потенциалов (ланд­шафтная альтернатива), использование ресурсов в других целях (эколого-ресурсная альтернатива) и т.д.

Рассмотрение и сравнение нескольких альтернатив достижения цели намечаемой деятельности и альтернативных вариантов ее осу­ществления обеспечивают принятие верных решений, обусловленных результатами экологических оценок.

В зарубежной практике принято рассматривать восемь групп пара­метрических альтернатив исходного проекта:

♦ время выполнения проекта;

♦ способы удаления отходов;

На основе анализа альтернативных параметров формируются не­сколько (до пяти-шести) альтернативных проектов, а для окончатель­ного выбора наилучшего варианта применяется, например, метод балль­ного ранжирования степени воздействия вариантов проекта на список (ряд) компонентных свойств природной и социально-экономической среды, а также некоторые другие специализированные методы.

Принцип демократичности (гласности) подразумевает признание за всеми сторонами общества, интересы которых затрагивает плани­руемая деятельность, прав на непосредственное участие в решениях по проекту. Принцип демократичности предполагает учет «интересов общества». Заинтересованные стороны имеют возможность участво­вать в процессе ОВОС на всех этапах, их мнение учитывается наряду с заключением экспертов.

Демократические процедуры обычно противостоят «технократи­ческим», при которых решения принимаются закрытым образом. В на­циональной процедуре ОВОС механизм применения принципа демо­кратичности (гласности) представлен в виде общественных слушаний, общественной экспертизы, различного рода согласований, участия за­интересованных сторон в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей. Взаимная корреляция объективных (научных) и субъективных (общественных) оценок способствует выработке опти­мальных взаимоприемлемых решений по реализации проекта.

Кроме того, при проведении ОВОС руководствуются принципами комплексности:

интеграции — комплексное рассмотрение вопросов воздействия на природу, хозяйство и население на всех стадиях процесса подготовки документов;

альтернативности — оценка воздействий не может проводить­ся лишь по одному взятому варианту проекта;

приоритетности — никакие соображения не должны служить основанием для игнорирования экологических последствий ре­ализации проектов;

достоверности — степень детализации при проведении ОВОС не должна быть ниже той, которая определяется экологической зна­чимостью воздействия на природу, население и хозяйство;

сохранения — планируемая деятельность на должна приводить к уменьшению экологического разнообразия, снижению био­продуктивности и биомассы территорий и акваторий, а также
к ухудшению жизненно важных свойств природных комплек­сов биосферы;

совместимости — планируемая деятельность не должна ухудшать качество жизни населения и наносить некомпенсируемый ущерб другим видам деятельности. Социальная совместимость (эстети­ческая, культурная, религиозная) определяется воздействием на социально-психологические механизмы соответствия этни­ческому стереотипу, национальным ценностям, установкам;

гибкости — процесс ОВОС может варьироваться по масшта­бам, глубине и системе оценивания в зависимости от характе­ра планируемой деятельности.

Национальная процедура ОВОС

Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об эко­логической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по эколо­гическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

В федеральном законе «Об охране окружающей среды» сказано: «Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности, которая может оказать пря­мое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйствен­ной и иной деятельности. Она проводится при разработке всех альтерна­тивных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельности с участием общественных объединений».

В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оцен­ка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее — оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) — это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реали­зации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки эко­логических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается не­сколько стадий:

Процедурные моменты ОВОС. В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздей­ствия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду де­ятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятель­ности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоста­вил право на проведение работ по оценке воздействия на окружаю­щую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздей­ствия — сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия — комплект документов, разработанных при проведении оценки воз­действия, представляемых на экспертизу.

Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соот­ветствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также пла­нирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологи­ческого мониторинга и контроля.

В процессе выполнения ТЗ на ОВОС исполнитель проводит иссле­дования по оценке воздействия с учетом альтернатив проекта, целей деятельности, способов их достижения и т.д., результатом которых является предварительный вариант материалов по оценке воздействия, с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замеча­ний общественности и результатов общественных слушаний испол­нитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздей­ствия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государствен­ную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.

Третий участник ОВОС — общественность региона. Он может вклю­чаться в процедурный процесс на этапе представления первоначаль­ной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.

Общественные обсуждения — слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.

Участие общественности в процессе оценки воздействия на окру­жающую среду. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспе­чивается заказчиком.

В публикациях в официальных изданиях должны быть название, цель и местоположение намечаемой деятельности, а также сведения о заказ­чике и его представителе, о сроках проведения ОВОС. Должен быть указан ответственный за организацию общественных слушаний (опрос, обсуждение, референдум). Заказчик доводит до сведения общественно­сти о форме представления материалов, сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду. Распространение инфор­мации может осуществляться по радио, на телевидении, через Интер­нет, в периодической печати. Заказчик принимает и документирует замечания и предложения в течение 30 дней со дня публикации и учиты­вает их при доработке ТЗ и в материалах по оценке воздействия на окру­жающую среду. Порядок проведения общественных слушаний опреде­ляется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фик­сируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписыва­ется всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС». Процедура общественного обсуждения предварительного варианта «Материалов по оценке воздействия» идентична выше приведенной.

Исследования по оценке воздействия на окружающую среду наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности включают:

♦ определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);

♦ анализ состояния территории в рамках географического охва­та ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);

♦ выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, сте­пени, характера, масштаба, зоны распространения воздей­ствий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

♦ оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

♦ определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффективности и возможности реализации;

♦ сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых аль­тернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

♦ разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

♦ разработку рекомендаций по проведению послепроектного анали­за реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изло­жение для неспециалистов). Заказчик предоставляет возможность обще­ственности ознакомиться с предварительным вариантом Материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности и представить свои замечания. Подготовку окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду заказчик прово­дит с учетом этих замечаний. Дальнейшая процедура ОВОС заключается в ознакомлении с материалами всех заинтересованных сторон, прежде всего общественности региона размещения объекта.

В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС — конкретный механизм реализа­ции прав граждан на участие в подготовке и принятии экологически значимых решений. Требуется открытость материалов по оценке воз­действия (в том числе их предварительного варианта). Общественнос­ти предоставляется возможность влиять на цели и задачи экологичес­кой оценки, начиная с ранних стадий. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию обще­ственного участия при этом несет заказчик, хотя определенные фун­кции возлагаются на местные органы власти.

Становлению национальной процедуры ОВОС способствует но­вое Положение об оценке воздействия. которое максимально сбли­жает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу и под­черкивает ее обязательность не только при разработке проектов, но и при подготовке стратегических плановых программ, а также непроек­тных объектов, таких как новые технологии и т.д. Самое главное, оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

♦ информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реа­лизации, оценке экологических и связанных с ними социаль­но-экономических и иных последствий их значимости и воз­можности минимизации;

♦ выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

♦ решения заказчика по определению альтернативных вариан­тов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отка­за от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздей­ствия на окружающую среду.

Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечае­мой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестици­онном проектировании*.

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, теле­фон, факс.

1.2.Название объекта инвестиционного проектирования и плани­руемое место его реализации.

1.3.Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника — контактного лица.

1.4.Характеристика типа обосновывающей инвестиции докумен­тации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснова­ние инвестиций, Технико-экономическое обоснование (про­ект); Рабочий проект (утверждаемая часть).

10. Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при прове­дении исследований и подготовке материалов по оценке воздей­ствия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной
деятельности:

12.1.Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2.Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также — адресов и теле­фонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3.Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы вы­ступлений, протоколы проведения общественных слушаний.

12.4.Все высказанные в процессе проведения общественных об­суждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между об­щественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5.Выводы по результатам общественного обсуждения относи­тельно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6.Сводка замечаний и предложений общественности, с указа­нием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие — не учтены, основание для отказа.

12.7.Списки рассылки соответствующей информации, направляе­мой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13. Резюме нетехнического характера.

4.3. Методология ОВОС

Алгоритм исследований воздействия проектируемой хозяйствен­ной деятельности определяется типом воздействия и природными условиями региона размещения. Последовательность исследования такова: характеристика природных условий района строительства (не­редко специализированная), вычленение объекта на базе концепции геотехнических систем; определение механизмов связи; веществен­ных, энергетических и информационных потоков; границ сферы воз­действия. В пределах нее — вычленение зон влияния, дифференциа­ция знака и интенсивности влияния на экосистемы и ландшафты, определение степени воздействия в экстремальных ситуациях по тех­нологическим, экономическим и социальным критериям. Важное зна­чение имеет обоснование выбора параметров хозяйственной деятель­ности, природной среды, методов, систем прогнозирования и оце­нивания.

По Ю. Г. Пузаченко к основным характеристикам хозяйственной деятельности, учет которых крайне необходим для составления ОВОС, относятся:

1) пространственно-временная структура непосредственно используемых видов ресурсов и интенсивность их использования (в ка­честве ресурса может рассматриваться и физическое простран­ство, необходимое для размещения объекта проектирования);

2) энергетическая мощность объекта (потребление энергии в еди­ницу времени);

3) проектируемое время жизненного цикла производства;

4) интенсивность и изменчивость во времени и пространстве производства вещественно-энергетических отходов (выбросов, потерь) и их структурные пространственно-временные характеристики;

5) компоненты природной среды (переменные), непосредствен­но подвергающиеся воздействию в результате прямого исполь­зования ресурсов и отходов.

Важнейшие параметры природной среды (ландшафтов, речных бассейнов и других используемых моделей пространственной органи­зации территории):

♦ естественный энергетический уровень — радиационный баланс и показатели структуры теплового баланса — затраты энергии на испарение (LE/R), турбулентный теплообмен с атмосфе­рой (P/R);

♦ естественный водный баланс и показатели структуры водного баланса (коэффициент стока, соотношение поверхностного и подземного стока);

♦ естественный баланс вещества (приход вещества с атмосфер­ными осадками, соотношение твердой фазы стока на входе и на выходе);

♦ естественный (нормальный) биогеохимический фон (показа­тели емкости и скорости биологического круговорота ве­ществ);

♦ биологическая продуктивность ландшафтов;

♦ КПД фотосинтеза естественного растительного покрова;

♦ естественная (нормальная) сложность (био- и ландшафтного разнообразия) на различных иерархических уровнях простран­ственной организации;

♦ прогнозируемый энергетический уровень и тепловой баланс (структура теплового баланса, отношение радиационного ба­ланса к суммарной солнечной радиации — R/Q);

♦ прогнозируемый водный баланс;

♦ прогнозируемый биогеохимический фон;

♦ прогнозируемый уровень структурной сложности (био- и лан­дшафтного разнообразия);

♦ собственные частоты динамики основных переменных;

♦ характерное время самовосстановительных процессов;

♦ оценка стационарности и факторов, ответственных за стаци­онарность.

Оценка стационарности показывает, насколько стабильна систе­ма и что именно определяет эту стабильность. Намеченная програм­ма интегрального подхода к составлению ОВОС для ландшафта как геосистемы в целом в настоящий момент сложна для полной реали­зации из-за недостатка фактического материала и недостаточной раз­работки частных методик измерения параметров геосистем, но мо­жет рассматриваться как основа для будущих построений.

Методы ОВОС. В основе составления ОВОС лежит, прежде все­го, эмпирическое обобщение данных (типовая схема) о влиянии тех­нического (инженерного) объекта на окружающую территорию. При этом используется вся совокупность частных и общих методов гео­графических, инженерно-геологических, экологических исследова­ний (полевых и камеральных). Они дополняются математическими методами, моделированием процессов, построением ГИС и т.д.

На этапе создания ОВОС проектируемых объектов на первый план выступает прогнозирование — это процесс получения данных о воз­можном состоянии исследуемого объекта и природно-антропогенных ландшафтов в зоне его влияния на заданный период времени. Прогноз — результат прогнозных исследований. ОВОС включает не только физико-географический, но и инженерно-геологический, эко­номический, социальный прогнозы. Географическое прогнозирова­ние — самостоятельная учебная дисциплина и междисциплинарное научное направление. Поэтому мы ограничимся самыми общими со­ображениями по данному вопросу.

Методы прогнозирования делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Экспертные оценки приме­няются в случае, если об объекте оценивания нет достоверных сведе­ний и неизвестны количественные зависимости между прогнозируе­мыми процессами и явлениями. Экспертные оценки применяют при построении ранжированных шкал оценок воздействия, они могут быть качественными, количественными, либо воздействие выстраивается по мере убывания или возрастания и выявляются сопутствующие ему состояния компонентов, ландшафтов, социума других видов деятель­ности и т.д. Экспертные оценки широко применяют при анализе аль­тернативных решений, определении неопределенности экологичес­кого риска и отдаленных последствий воздействия.

Среди прогнозных методов отметим экстраполяцию и метод про­гнозирования по аналогиям. Экстраполяция применяется при нали­чии статистических рядов (пространственно-временных рядов).

Наибольшее развитие в 70—80-е годы XX в. в прогнозировании получил метод географических аналогий, особенно при прогнозиро­вании последствий создания крупных водохранилищ и мелиоратив­ных систем. Прогнозирование по аналогии предусматривает экстрапо­ляцию закономерностей, найденных на существующих объектах, на проектируемые при условии сходства природных условий двух райо­нов и технологии производства. Метод географических аналогий, по существу, представляет совокупность методов (картографического, геохимического, геофизического, расчетных и др.), использование которых подчинено одному стратегическому замыслу. Объектом про­гноза выступают природно-территориальные комплексы, интегриро­ванные потоками вещества, энергии и информации от технического объекта в геотехническую систему.

Прогнозирование по аналогиям позволяет: 1) определить разме­ры зон и поясов влияния технического сооружения на отдельные ком­поненты ПТК и на природные комплексы в целом; 2) наметить ос­новные тенденции в изменении отдельных компонентов природы по сезонам года и в зависимости от специфики функционирования тех­нического объекта; 3) выявить временные стадии развития процесса влияния. Это в свою очередь создает основу для проведения оценки (природной, экологической, экономической, технологической, со­циальной) последствий.

Различают, как минимум, пять основных взаимодополняющих методов проведения ОВОС. К числу часто применяемых относятся системы измеряемых природных параметров (характеристик). Причин­но-следственные связи между возможными воздействиями на объек­ты устанавливаются матричным методом. Широко распространен ме­тод сопряженного анализа карт, позволяющий определять и демонст­рировать масштабы распространения воздействия. Хорошо зарекомендовала себя система потоковых диаграмм, описывающая природные системы как сложные структуры массообмена. Использу­ется метод имитационного моделирования. Метод экспертных групп, несмотря на его недостатки (субъективность оценок и т.п.), служит для определения граничных параметров воздействия и используется для построения ранжированных шкал оценок воздействия и различ­ного рода матриц.

Матричный метод оценок воздействия. При применении метода оценки воздействия объектов на природную среду используют раз­личные типы матриц:

Перечни типов воздействия, либо списки компонентов природ­ной среды, изменяющихся под воздействием, служат основой про­стых и сложных контрольных листов. На базе контрольных листов гео­логической службой США разработан ряд причинно-следственных матриц, в частности матрица Л. Леопольда, предназначенная для оценки воздействия самых разнообразных проектов, которая дает нагляд­ное представление о структуре взаимодействий. Однако она выявляет лишь первичные изменения в природе и не позволяет проследить всю цепь сложных взаимодействий. В строках матрицы перечислено 88 ком­понентов природной среды, а в столбцах приведено 100 типов воздей­ствия. В случае если определенный процесс, связанный с осуществле­нием проекта, вызывает изменение того или иного компонента сре­ды, отмечается соответствующая клетка в матрице, фиксирующая таким образом взаимодействие. Число возможных взаимодействий 8 800, но на практике для любого проекта оно колеблется от 25 до 50.

В более сложных матрицах проводится ранжирование интенсивного воздействия (придается вес или балл интенсивности) и по значи­мости изменений в экосистемах (определяется значимость изменения под воздействием объекта, испытывающего воздействие). Агрегированные показатели рассчитываются при перемножении веса воздей­ствия и значимости изменений в экосистемах, затем эти значения суммируются по горизонтали и по вертикали матрицы, таким образом определяются наиболее интенсивные воздействия и выявляются наиболее чувствительные или наиболее изменяющиеся объекты, ис­пытывающие воздействие.

Применяют четыре типа матриц, которые позволяют выявить и отдаленные последствия воздействий. На рис. 5 приведены четыре типа матриц: от простых — воздействие на компоненты природы — до более сложных, позволяющих проследить распространение изменений в природе (цепные реакции) и обратное влияние измененной природы на деятельность общества (X + Н), а также последствия этого влияния, т.е. распространение последствий в обществе (Н + X) и цепные реакции в деятельности человека.

Территориальной оценочной ячейкой может быть выбрана иерар­хическая ландшафтная единица, соответствующая масштабу карто­графирования, при крупномасштабных исследованиях — урочище, группа урочищ, при более мелком масштабе — ландшафт, ландшафт­ный район. При этом могут быть использованы любые ландшафтные классификации, как традиционные морфологические, классические ландшафтно-геохимические, так и типологические (группировки ланд­шафтных единиц по экологическому потенциалу, ценности и значи­мости, по ответной реакции на воздействие, по типу хозяйственного использования, по типам антропогенных нарушений и т.д.).

При экологическом проектировании использования водных ре­сурсов, гидротехнических сооружений, обустройства нефтяных мес­торождений оценивание производится в рамках бассейновой органи­зации территории. Географический охват ОВОС ограничивается водо­разделами бассейнов определенных порядков.

Оценочные ячейки также можно выявить при наложении сетки бассейнов и административного деления на ландшафтную структуру территории, в итоге вычленяется интегральная территориальная единица оценивания, для которой можно производить различные виды оце­нивания, от природных до социальных, производя балансовые и про­гнозные построения.

Метод потоковых диаграмм и сетевых графиков. Для определения первичных изменений и цепи их следствий применяется также метод сетей, или ступенчатая матрица, разработанная Дж. Соренсеном. Ме­тод предполагает составление перечня разных вариантов землеполь­зования и характерных для них типов воздействий. Далее определя­ются связанные с этими воздействиями первоначальные изменения состояния отдельных компонентов природной среды (в данном при­мере — изменение стока воды в эстуарий) и последующие, вызван­ные уже нарушениями в природной среде (например, сокращение популяций рыб). В отличие от матрицы взаимодействия компонентов этот метод наглядно показывает не только направление, но и сущ­ность связей разного порядка между компонентами природной среды. Он дает возможность проследить за динамикой воздействий, т.е. пока­зать возможные изменения как во время сооружения, так и после завершения строительства объекта. Но при увеличении числа анали­зируемых показателей метод становится громоздким и сложным для анализа. Поэтому его применение возможно для проектов с ограни­ченным числом воздействий. Недостаток метода заключается также в учете изменений лишь элементов природной среды.

Интересны попытки использования метода сетей для количествен­ных оценок воздействий на основе концепции потоков энергии. Был построен график сетей связей между компонентами природной среды г указанием направления и величины потоков энергии (в килокало­риях, децибелах, для радиации — в кюри). Воздействия проекта оце­нивались на основе изменений в энергетических потоках, влияющих на первичную продуктивность экосистемы. Для оценки воздействия на окружающую среду используются также математические модели, в том числе имитационные, отражающие количественные зависимости между воздействиями и позволяющие рассматривать социальные и природные системы как непрерывно развивающиеся и изменяющие­ся. Сравнительно давно известны модели, описывающие загрязнение отдельных компонентов природной среды, например воздуха (расче­ты приземных концентраций вредных примесей), модели распростра­нения загрязнения в воде, например модели разлива нефти в океане.

Но этот вид моделирования находится в первоначальной стадии развития, что связано с недостаточной изученностью нарушенных экосистем. В существующих моделях акцент делается, как правило, на один компонент экосистемы. В более сложных моделях, разрабатывае­мых для целых экосистем, недостаточно полно учитываются социаль­но-экономические показатели, поскольку введение дополнительных данных делает модели неуправляемыми. Тем не менее на будущее этот подход рассматривается как весьма перспективный.

Завершающим этапом составления ОВОС выступает собственно оценка прогнозируемых изменений в природной среде и их послед­ствий. Выше мы говорили о пяти основных нормах состояния ланд­шафтов, которые определяются формами хозяйственного использо­вания территории. Оценка всегда предполагает соотнесение установленных или прогнозируемых состояний показателей с норма­ми состояния отдельных компонентов ландшафта либо ландшафта в целом.

Выделяют пять последовательных видов (этапов) оценивания эко­логических последствий от функционирования ГТС и производствен­ных объектов: природную оценку, специальную природную, техно­логическую, экономическую и социальную, к которой относится и оценка социальной совместимости.

1. Природная оценка. Ее сущность заключается в соотнесении про­гнозируемых изменений в свойствах ландшафтов (процессах) с теми же процессами и свойствами зональных аналогов вне сферы антро­погенного воздействия, инвариант которого описывается количествен­ной вещественно-энергетической моделью.

Природная оценка заключается в сравнении прогнозируемых из­менений конкретных параметров ландшафта с пространственной или временной изменчивостью тех же показателей — климатических, гид­рологических, ботанических, почвенных, геохимических. Например, для оценки прогнозируемых изменений метеорологических элемен­тов в зоне влияния крупных водохранилищ можно использовать кри­терий DP/s, где DP изменение метеорологического элемента (тем­пературы или влажности воздуха, осадков, скорости ветра и т.д.), а s среднее квадратическое отклонение того или иного показателя во времени. В качестве критерия для природной оценки изменений мож­но использовать отношение изменения индикатора (параметра) к пространственной изменчивости этого показателя, например между соседними подзонами тайги.

Главное в природной оценке — данное явление оценивается по этому же явлению, вне сферы воздействия. Например, при обоснова­нии и построении ранжированных шкал ландшафтно-геохимических оценок оценивание производится по отношению к природному фону, геохимическим характеристикам зональных ландшафтов и т.д. Оценка природно-экологических потенциалов загрязнения проводится по от­ношению к худшим и лучшим условиям миграции загрязнений, к оптимальной самоочищающей способности почв и т.д.

2. Специальная природная оценка. Для природных процессов, которые не жестко формализованы, в ряде случаев проведение природной оценки первого вида затруднительно. В таком случае целесообразно оце­нивать изменение одних показателей состояния ландшафтов (скорости ветра, глубины залегания фунтовых вод, влажности почв, атмосфер­ных осадков и т.д.) в сравнении с изменением других, тоже природных показателей (изменением биологической и сельскохозяйственной про­дуктивности лесов, лугов, пашни, прохождением растениями феноло­гических фаз и т.д.)- Преобразования в границах природно-территорильных комплексов в зонах влияния геотехнических систем и производ­ственных объектов следует рассматривать как интегральную оценку новых факторов формирования ландшафтов. Итак, специальная природная оценка — это оценка изменения природных характеристик по отноше­нию к другим. Проведение природной оценки дает возможность из все­го многообразия процессов и явлений, которые претерпевают преобра­зование в зонах влияния, отобрать для последующей технологической оценки наиболее существенные и важные.

3. Технологическая оценка. Существует многообразие технологи­ческих оценок вне и в сфере техногенного воздействия. Это специаль­ные виды оценивания, для некоторых из них разработаны нормати­вы, по отношению к которым и производится оценка. Она может быть качественной по принципу хорошо-нейтрально-плохо, но чаще всего определяется превышением над нормативом. Например, экологичес­кая оценка технологий, которая является разновидностью технологи­ческой оценки, осуществляется по отношению к нормативам сырья и материалов, нормативам землеемкости, отходности, ресурсоемкости, санитарно-гигиеническим и т.д.

Технологическая оценка предусматривает рассмотрение прогно­зируемых изменений свойств и процессов в ландшафтах окружающей территории с позиций требований различных отраслей хозяйства, производственных технологий и видов деятельности человека (сель­скохозяйственной, рекреационной, промышленного, гражданского и военного строительства и т.д.). Технологическая оценка в принципе чрезвычайно многопланова. Она необходима на стадии ТЭО проек­тов, на предпроектной стадии, когда производится сопоставление альтернативных вариантов. Отметим многообразие видов технологи­ческих оценок и их противоречивость, например: одни и те же изме­нения в гидрогеологических условиях и метеорологическом режиме на берегах водохранилищ благоприятны для одних отраслей промыш­ленности и неблагоприятны для других.

4. Экономическая оценка изменения природных условий и ком­пенсационных мероприятий по снижению или предотвращению не­гативного эффекта от создания хозяйственных объектов. Экономичес­кая оценка включает в себя расчет прямого ущерба (или эффекта от улучшения) функционированию отраслей хозяйств, состоянию про­изводственных фондов, трудовых ресурсов, затрат на компенсацию
негативных последствий и т.д.

Частный пример: одним из важнейших показателей эффективно­сти (ущерба) от создания геотехнических систем и производств выс­тупает экономическая (стоимостная) оценка изменения сельскохо­зяйственной и биологической продуктивности ландшафтов. Стоимость продуктивности ландшафтов в зонах влияния хозяйственных объектов сравнивается со стоимостью вне зоны воздействия.

5. При социальной оценке возможных последствий производств воз­никает потребность конструирования «оптимальной» природной сре­ды или «желаемого» ее состояния. В характеристику социальных усло­вий и их оценку входят санитарно-гигиенические, эстетические, пси­хологические условия.

Для ландшафта как среды обитания человека показателями соци­альных условий выступают: норма химического, шумового, радиаци­онного загрязнения, санитарно-гигиенические нормативы, обеспе­чение бытового водопотребления, состояние зеленых насаждений и их площадь на одного жителя, живописность, разнообразие ландшафта, благоустройство (наличие дорог с твердым покрытием, социальная инфраструктура). По большинству из указанных показателей разрабо­таны общие и региональные нормативы и критерии. Отражением сте­пени соответствия реальных условий оптимально-нормативным выс­тупают такие интегральные показатели, как средняя продолжитель­ность жизни в регионе, число болезней, общая и детская смертность. Часто бывает сложно методически вычленить роль экологического фактора в состоянии здоровья населения.

Социальная совместимость проектов (эстетическая, культурная, ре­лигиозная) оценивается воздействием на социально-психологические механизмы, при этом определяется соответствие цели реализации про­екта этническому стереотипу, национальным ценностям, установкам. Оценка социальной совместимости проекта особенно актуальна для регионов пионерного освоения, населенных коренными малыми на-. родами. Например, нефтегазовый комплекс в Западной Сибири чужд коренному населению, занимающемуся оленеводством, охотой и ры­боловством. Свиноводческий комплекс был бы абсолютно неприем­лем в исламской Чечне и т.д. Социальная несовместимость требует материальных компенсаций, которые в некоторых случаях превыша­ют выгоду от проекта и делают проект экономически нерентабельным.

Экологическая оценка. Самостоятельность экологической оценки до конца не ясна. Ряд исследователей (И. А. Авессаломова, А. В. Дончева, Т. Г. Рунова) выделяют ее в самостоятельный вид, при этом в экологических оценках различают два подхода — антропоцентрический и биоцентрический. При биоцентрическом подходе упор делается на анализ экологических условий и их изменений под воздействием, вызывающим негативные последствия для жизнедеятельности биоты. Антропоцентрический подход реализуется при экологической оценке изменения окружающей среды под воздействием по отношению к человеку. Важные звенья экологических оценок — анализ цепочки: воздействиевменения — последствия; построение ранжированных шкал оценок воз­действий по отношению к живому; регламентация параметров среды обитания человека и, наконец, оценка качества окружающей среды и экологическая совместимость.

Экологическая несовместимость — воздействие на природные объек­ты и системы, которые не адаптированы к этому типу воздействия. Например, радиоактивность разрушает генофонд, воздействие может усилить или изменить вектор природного процесса, что может вызвать экологическую катастрофу, и т.д.

При экологических оценках широко используют приемы и методы биотестирования, ландшафтной индикации загрязнения, геохимии техногенеза, экологической геохимии, геохимии окружающей среды, со­циально-экологических и медико-биологических исследований.

По другой точке зрения (К. Н. Дьяконов) экологический вид оценки частично может быть отнесен к природной или специальной природной, если речь идет об устойчивости природных систем как таковых; технологической, если рассматривать генофонд как потенциальный ресурс биотехнологии, сельскохозяйственного производства; к соци­альной, если рассматривать изменения среды через призму экологии человека, т.е. изменения экологии социальной среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *