Что такое экологическая декларация
Что такое экологическая декларация
Декларация о воздействии на окружающую среду [ДВОС]
Работа «под ключ»
Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии
Технологии
Качество
Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов
Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) ‒ это документ, в котором юридические лица и индивидуальные предприниматели II категории, заявляют сведения по основным видам негативного воздействия на ОС (выбросы, сбросы, образование и иная деятельность связанная с отходами), который подается в уведомительном порядке.
Структура ДВОС:
Раздел I. Виды и объем производимой продукции (товара)
Раздел II. Информация о реализации природоохранных мероприятий
Раздел IV. Масса выбросов загрязняющих веществ
Раздел V. Масса сбросов загрязняющих веществ
Раздел VI. Масса или объем образования и размещения отходов
6.1. Масса или объем образовавшихся и размещенных отходов (По прошлой поданной декларации за НВОС)
6.2. Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов (По разработанному ПНООЛР)
Раздел VII. Информация о программе производственного экологического контроля
Согласно Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды»
Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
Срок действия ДВОС и подача
Согласно Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды», Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
В опубликованном ранее проекте приказа о форме и порядке подачи ДВОС содержалось указание на то, что она представляется не позднее завершения срока действия: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разрешения на сброс; лимиты на отходы полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах II категории. Как теперь трактовать нормы законодательства в части сроков подачи ДВОС не известно.
Перечень необходимых для разработки ДВОС документов:
1. Свидетельство о постановке на учет объекта НВОС
2. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
3. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ
4. Инвентаризация источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты
5. Расчет нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ
6. Инвентаризация источников образования отходов
7. Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
8. Программа производственного экологического контроля
9. Иные документы связанные с природоохранными мероприятиями, инцидентами и авариями за последние 5 лет
Обращаем внимание что при постановке на учет заполняются только те виды негативного воздействия, которые присутствуют на объекте НВОС, соответственно если на объекте отсутствует один из видов негативного воздействия, в ДВОС по нему данные так же не заполняются.
Ответственность и штрафы
КоАП РФ, Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет за собой штраф:
На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей.
На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.
Что такое экологическая декларация
ГОСТ Р ИСО 14020-99
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТКИ И ДЕКЛАРАЦИИ
Environmental labels and declarations. General principles
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2000-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации Госстандарта России
ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1999 г. N 716-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14020-98 «Экологические этикетки и декларации. Основные принципы»
Введение
Экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах. Продавец продукции или услуги надеется, что экологическая этикетка или декларация могут быть эффективно использованы при принятии решений в пользу той или иной продукции или услуги. Если экологическая этикетка или декларация дают такую информацию, то сектор рынка такой продукции или услуги может быть расширен, и другие производители продукции могут отреагировать на это улучшением экологических аспектов своей продукции или услуги. Это будет способствовать расширению использования экологических этикеток и деклараций, что в итоге ведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет основные принципы разработки и использования экологических этикеток и деклараций. Предполагается, что другие государственные стандарты, реализующие прямое применение стандартов ИСО серии 14020 [1, 2, З], будут использоваться с учетом положений настоящего стандарта.
Предпочтительными являются стандарты, предусматривающие более конкретные требования по сравнению с настоящим стандартом.
Настоящий государственный стандарт не предполагается использовать для целей сертификации и регистрации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт
3 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины и их определения.
3.1 экологическая этикетка, экологическая декларация (Environmental labels, environmental declarations): Заявление, информирующее об экологических аспектах продукции или услуг.
3.3 экологический аспект (Environmental aspect): Элемент деятельности организации, продукции или услуги, свидетельствующий о взаимодействии с окружающей средой.
4 Цели экологических этикеток и деклараций
5 Основные принципы
5.1 Общие положения
Все принципы (1-10) применимы ко всем экологическим этикеткам и декларациям.
Экологические этикетки и декларации должны быть точными, проверяемыми, соответствующими назначению и не вводящими в заблуждение.
Полезность и эффективность экологических этикеток и деклараций зависит от надежности информации об экологических аспектах продукции или услуги.
Практическая и техническая основа экологических этикеток и деклараций должна быть проверяемой. Экологические этикетки и декларации должны давать точно ориентированную информацию. Они должны характеризовать экологические аспекты, относящиеся к фактическим обстоятельствам добычи соответствующих природных ресурсов, производства, распределения, использования, утилизации продукции или услуги. Периодическое рассмотрение основания для использования экологических этикеток и деклараций должно учитывать нововведения. Частота сбора информации должна соответствовать инновационным периодам. Экологические этикетки и декларации должны быть понятными для потенциальных потребителей продукции или услуги.
Процедуры и требования к экологическим этикеткам и декларациям не должны создавать необоснованных барьеров в международной торговле.
Для реализации вышеуказанного принципа должны применяться положения и рекомендации Всемирной торговой организации (ВТО)
Экологические этикетки и декларации должны основываться на научной методологии, достаточной для удостоверения использования точных и воспроизводимых данных.
Информацию, относящуюся к экологическим этикеткам и декларациям, собирают и обрабатывают с использованием признанных методов соответствующих научных или технических дисциплин или других научных методов, соответствующих принятым стандартам, имеющим международное признание (международные, региональные или национальные стандарты). Используют также методы, принятые в промышленности или торговле, которые являются предметом анализа или пересмотра.
Полученная информация должна быть точной и воспроизводимой.
Информация, относящаяся к процедуре, методологии и любым критериям обеспечения экологических этикеток и деклараций, должна быть доступной для запросов со стороны всех заинтересованных сторон.
Информация должна отражать используемые принципы, допущения и граничные условия. Информация должна быть достаточной и конкретной, позволяющей потребителям, потенциальным потребителям и другим заинтересованным сторонам оценивать и сравнивать экологические этикетки и декларации на базе соответствующих научных принципов, приводимых ссылок и их общей значимости, оценивать соответствие экологической этикетки или декларации международным стандартам. Информация должна также четко указывать, основана ли этикетка или декларация на принципах самодекларации или на решении независимой стороны.
Средства получения такой информации должны быть известны потребителям или потенциальным потребителям на рынке продукции или услуг (5.10). При этом могут быть ограничения доступности конкретной информации, связанные с ее конфиденциальным характером, охраной интеллектуальной собственности или подобными законными ограничениями.
Разработка экологических этикеток и деклараций должна учитывать все аспекты жизненного цикла продукции или услуги.
Оценка жизненного цикла продукции или услуги помогает выявить соответствующие характеристики и критерии для экологических этикеток и деклараций или определить степень значимости экологического заявления. Широта рассмотрения характеристик жизненного цикла зависит от типа экологической этикетки или декларации, имеющейся базы для заявления и характеристик группы однородной продукции.
Это не означает обязательности рассмотрения оценки жизненного цикла.
Экологические этикетки и декларации не должны препятствовать нововведениям для поддержания или улучшения экологических характеристик.
Требования должны быть выражены в терминах экологических характеристик, а не в виде намерений или описательных характеристик, что обеспечивает максимальную гибкость для технических или других инноваций. Не допускается предписывающий характер проектных критериев или косвенные технологические предпочтения из-за возможности воспрепятствовать усовершенствованиям продукции или услуг, которые не влияют на обеспечение соответствия экологическим требованиям или могут привести к значительным улучшениям экологических характеристик.
В экологические этикетки и декларации должны быть включены только те административные требования или предоставляемая информация, которые необходимы для оценки соответствия используемым критериям и стандартам.
Все организации должны иметь равные возможности для использования экологических этикеток и деклараций. Их участие не должно сдерживаться посторонними факторами или требованиями, такими как усложненность процедур или предоставление необоснованной информации, или административными требованиями.
В процессе разработки экологических этикеток и деклараций должны быть открытые широкие консультации с заинтересованными сторонами. В рамках этого процесса необходимо пытаться обеспечивать согласие сторон.
Процесс разработки стандартов и критериев должен быть открытым для всех заинтересованных сторон. Стороны, приглашенные к участию, должны быть своевременно и адекватно представлены. Стороны могут выбирать форму прямого участия, обмен письменными сообщениями или электронные средства информации. Способ передачи комментариев и сообщений должен обеспечивать достоверность информации. Для заявления в виде самодекларации проводят консультации.
Информация по экологическим аспектам продукции или услуг, относящаяся к экологической этикетке или декларации, должна быть доступна потребителям и потенциальным потребителям.
Эффективность экологических этикеток и деклараций зависит от их способности помочь потребителям сделать осознанный выбор, информировать их об экологических аспектах решения о покупке, оказать определенное влияние на потребителей или потенциальных потребителей при выборе ими продукции или услуги. Это, в свою очередь, связано со степенью приемлемости и пониманием потребителями и потенциальными потребителями имеющейся информации.
Поэтому стороны, использующие экологические этикетки и декларации, должны нести ответственность за обеспечение доступа потребителей и потенциальных потребителей к информации так, чтобы они могли понять смысл заявления, знака или термина. Это может быть обеспечено различными методами, такими как рекламные проспекты, пояснения при продаже, бесплатные телефонные номера, и, среди прочего, соответствующими программами обучения.
Предоставляемая информация должна быть конкретной, достаточной для выяснения имеющейся базы и цели экологического заявления.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
[1] ИСО 14021 Экологические этикетки и декларации. Экологические заявления в виде самодекларации
[2] ИСО 14024 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка по типу I. Руководящие принципы и процедуры
[3] ИСО 14025 Экологические этикетки и декларации. Экологическая маркировка по типу III. Руководящие принципы и процедуры
[4] ИСО/МЭК Руководство 2. Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
[5] ИСО/МЭК Руководство 59. Практические рекомендации по стандартизации
Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году
Из нашей статьи вы узнаете:
Необходимость сдачи отчётов в Росприроднадзор зависит от вида деятельности предприятия и категории НВОС объекта, который принадлежит ИП или юрлицу. Сдача отчётности происходит через официальный сайт ведомства.
В статье расскажем: какая бывает экологическая отчётность, в какой срок она сдаётся и какие штрафы грозят за непредоставление сведений в ведомство. Для удобства в материале представлен календарь эколога на 2021 год.
Какие отчёты нужно сдать в Росприроднадзор в 2021 году
Юрлица и ИП должны предоставить в Росприроднадзор в 2021 году следующую отчётность:
Отчётность подают через личный кабинет природопользователя или в бумажном виде. Порядок заполнения и образцы форм представлены на официальном сайте.
Важно! Сдача отчётности в личном кабинете природопользователя может осуществляться с использованием электронной подписи или без неё.
Декларация за НВОС
Согласно п. 1 ст. 16.1 7-ФЗ, плату за НВОС обязаны вносить юрлица и ИП, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду. Их относят к определённым категориям, которые указаны в ПП РФ № 2398 от 31.12.2020 года. Сдавать декларацию НВОС обязаны организации, которым присвоена I, II и III категория. Документы предоставляют не позднее 10 марта года, который следует за отчётным периодом. Расчёт, порядок предоставления отчётности и её форма закреплены приказом Минприроды России №1043 от 10.12.2020 года. Если в документе допущена ошибка, отправитель может подать уточнённую декларацию в течение трёх лет.
Если негативное влияние вызвано ТКО, то оплату за НВОС вносят региональные операторы или операторы по обращению с ТКО.
За негативное воздействие, вызванное твёрдыми коммунальными отходами, платят региональные операторы по обращению (размещению) с ТКО.
Фирмам, которым присвоена IV категория, освобождены как от оплаты за НВОС, так и от сдачи декларации.
Форма 2-ТП (отходы)
Полное название отчётности — «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления». Документы сдаются как статистическая отчётность через личный кабинет природопользователя.
2-ТП (отходы) необходимо сдавать:
Данная экологическая отчётность сдаётся до 1 февраля года, который следует за отчётным периодом. Форму документа и порядок его заполнения регулирует приказ Росстата №627 от 09.10.2020 года.
Компания освобождается от предоставления 2-ТП (отходы) при соблюдении некоторых условий. Если результат её деятельности произвёл менее 0,1 тонны ТКО и с региональным оператором заключён договор об утилизации, форму заполнять не требуется.
Форма 2-ТП (воздух)
Полное название отчётности — «Сведения об охране атмосферного воздуха».
Форму 2-ТП (воздух) сдают юрлица и ИП, которые:
Расчёт и указания по заполнению регулирует приказ Росстата № 661 от 08.11.2018 года. Документ сдают не позднее 22 января года, который следует за отчётным. Форма предоставляется в электронном виде через личный кабинет природопользователя.
Форма 2-ТП (водхоз)
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
Отчётность сдают в территориальный орган Росводресурсов РФ. Порядок заполнения документов регулирует приказ Росстата № 815 от 27.12.2019 года. В форме указывают общий объём использованной воды.
Важно! При заполнении сведений необходимо учитывать изменения в форме, внесённые приказом Росстата №118 от 12.03.2020 года.
Отчёт ПЭК
Отчёт об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля сдают юрлица и ИП, которые получили I, II и III категорию НВОС в области:
Форму и порядок предоставления регулирует приказ Минприроды России № 261 от 14.06.2018 года. Сведения сдают до 25 марта года, который следует за отчётным.
Отчёт о выбросах вредных веществ в атмосферу
Данный отчёт сдают юрлица и ИП, которые владеют объектами с присвоенной III категорией НВОС. В соответствии с п. 11 ст. 15 96-ФЗ, получать при этом комплексное экологическое разрешение и заполнять декларацию о воздействии на окружающую среду не требуется.
Форма отчёта не утверждена законом. Документ о выбросах должен содержать в себе следующую информацию:
Отчёт по обращению с отходами
Данный отчёт сдают юрлица и ИП, которые владеют объектами с присвоенной III категорией НВОС. Отчёт содержит информацию о том, как образованы, утилизированы, обезврежены и размещены отходы в составе сведений ПЭК.
Сдача документов происходит до 25 марта года, который следует за отчётным. Форма и порядок предоставления указаны в п. 5 ст. 18 89-ФЗ и п. 1 ст. 4.2 7-ФЗ.
Отчёт о товарах, подлежащих утилизации
Такую отчётность сдают юрлица и ИП, если произведённый в РФ или импортный товар и упаковка подлежат утилизации после утраты своего потребительского свойства. Перечень таких товаров утверждён правительством РФ. Организации обязаны выполнять норматив по утилизации отходов. Если условия по утилизации не выполнены, компания выплачивает экологический сбор.
Вследствие чего, фирма должна предоставить в Росприроднадзор декларацию через личный кабинет природопользователя. В документе указано количество произведённой или ввезённой на территорию РФ продукции и упаковки, которая подлежит утилизации. Декларацию заполняют до 1 апреля года, который следует за отчётным.
Важно! При перевыполнении норматива по утилизации в предыдущем календарном году, норматив на текущий календарный год уменьшается. Если упаковка произведена из вторичного сырья, то к нормативу утилизации применяется понижающий коэффициент.
Расчёт по экологическому сбору
Содержание и форму расчёта по экологическому сбору регулирует приказ Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.
Если в расчётах будет допущена ошибка, ведомство направит отправителю специальный акт. Юрлицо или ИП обязан предоставить пояснения или исправления в течение 10 рабочих дней, со дня получения контролирующего документа. В случае неуплаты погасить задолженность.
Сдать расчёт необходимо до 15 апреля года, следующего за отчётным периодом. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране данный документ подают только в электронном виде. Расчёты на бумажных носителях не принимаются. Цифровые документы подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Приобрести УКЭП можно только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифры РФ. УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных организаций и имеет все необходимые лицензии для выпуска «Астрал-ЭТ» и «1С-ЭТП».
Сроки сдачи экологической отчётности
Мы подготовили календарь эколога, который поможет не пропустить дату предоставления экологической отчётности в 2021 году.
Календарь эколога 2021
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2021 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2021 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2021 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2021 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2021 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2021 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. | До 15.04.2021 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2021 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2021 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года | До 20.04.2021 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. | До 15.07.2021 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2021 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года | До 20.07.2021 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. | До 15.10.2021 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2021 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года | До 20.10.2021 |
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.