Что такое экодук на магистрали
Что такое экодук
Нет точной статистики, сколько животных ежегодно погибает на автотрассах. По оценкам специалистов, только на территории США под колесами машин каждый день гибнет до 1 000 000 особей. Но есть государства, которые попытались решить эту проблему и обеспечили животным безопасность на дорогах.
Безопасность животных и водителей
Экодук — это специальное сооружение, напоминающее мост, предназначенное для безопасного передвижения животных. Впервые он был построен в 1950 году во Франции. В Нидерландах соорудили самый длинный экодук, протяженность которого составляет более восьмисот метров.
Первый туннель для животных построили в этой стране в 1974 году, чтобы свести к минимуму последствия столкновения конфликта человеческой деятельности и представителей дикой природы. Экодуки снижают вероятность того, что животное появится на автомобильной дороге.
В настоящее время на голландской территории построено более шестисот экологических туннелей, которые расположены под автодорогами и магистралями. Есть в Нидерландах и мосты через магистрали. Они не заасфальтированы, а покрыты почвой и растениями. Животные могут пройти по ним и чувствовать себя в безопасности.
Экодуки не только сохраняют жизнь животным, но и делают трассы безопаснее для автомобилистов в местах, где они часто переходят дорогу. Место для туннеля выбирают очень тщательно. Еще до начала строительных работ егери и экологи указывают проектировщикам сложившиеся тропы зверей. Затем в этих местах и сооружают переход.
Российский экодук
Первый экодук на территории России был построен в Калужской области. Авторы проекта утверждают, что здесь обитает большое количество лис, лосей, косуль, кабанов. Теперь они не будут бегать по трассе. Это сделает безопасным не только жизнь зверей, но и самих водителей. Ведь столкновение с животным на высокой скорости может повлечь за собой страшное ДТП.
Экодук оборудован шумоизоляцией. На мосту растут небольшие деревья, кустарники, трава. Это необходимо, чтобы среда была привычной для обитания диких животных.
Протяженность экомоста — 165 метров, его ширина — 50 метров. Животные могут безопасно мигрировать. Это очень важно, так как автотрасса разделяет собой лес напополам. Проект оказался недешевым и потребовал вложения ста миллионов рублей.
Похожий туннель для зверей есть в Приморье, на территории нацпарка «Земля леопардов». На всей его протяженности поставили камеры для наблюдения за пересекающими трассу животными. Создание автодорожного туннеля под землей имело своей целью сохранение миграционных путей дальневосточных леопардов.
Теперь дикие животные могут спокойно пересекать дорогу, а автомобилисты не будут вынуждены объезжать ее по серпантинам и сопкам. Реализация проекта продолжалась в течение трех лет. Строительство потребовало вложения 1,8 миллиарда рублей.
На российских дорогах гибнет много животных, частичным решением этой проблемы являются экодуки
Экодук это специальный переход через автомагистрали для представителей земной фауны. Это сооружение может быть мостового, трубного или тоннельного типа. Для крупных животных нужны, конечно-же, мосты, имеющие особое оформление, они не должны содержать ступени и иметь привычные для человека бетонное или асфальтовое покрытие. Такие переходы похожи на небольшой участок окружающего ландшафта имеют травянистый покров и даже могут быть засажены кустарником или небольшими деревьями. Для крупных животных могут создаваться переходы туннельного типа. А небольшим представителям фауны достаточно трубы, проложенной под дорогой.
В этом году по инициативе Государственной компании «Авдор» был утвержден ГОСТ Р 58947-2020. Из этого документа следует, что биопереходами для животных должны быть оборудованы все скоростные трассы, а также дороги, которые пересекают пути миграции животных или проходят по территории заказников и заповедников. Так, на особо охраняемых природных территориях России экодуки для лосей, оленей и медведей должны стоять через каждые 3-15 километров трассы в зависимости от статуса заповедной территории. Экодуки для кабанов, косуль, волков, лисиц и зайцев – через каждые 1,5-5 километров. А экодуки для белок, хорьков, ласок и выхухолей – через каждые 1-3 километра. Не забыты и рептилии, и амфибии для них также предусмотрены дорожные переходы. Предусмотрено возведение нескольких типов экодуков. Ландшафтный биопереход, обеспечивает не только безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны, но и сохранение природного ландшафта, а также создание благоприятной визуальной среды. Экодук мостового типа возводится над проезжей частью дороги.
Тоннельный биопереход, возводится под проезжей частью дороги по тоннелю или через подмостовое пространство мостового сооружения. Экодук трубного типа – это биопереход в виде водопропускной конструкции, обеспечивающей безопасное пересечение автомобильной дороги отдельными видами мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, также, под проезжей частью дороги.
В мире уже давно строятся биопереходы для животных, их вид и конструктивные особенности зависят от инженерного и дизайнерского решения создателей. Например, на острове Рождества оборудован специальных переход для миграции крабов, в Японии есть черепаший тоннель, в австралийском штате Виктория создан веревочный экодук, а в Кении существует тоннель для перехода слонов, над шоссе в Бразильском штате Баия построен мост для обезьян и других животных, в Вашингтоне есть мост для белок. В Новой Зеландии обустроен подземный переход для голубых пингвинов. В России биопереходы – пока редкость, но коль скоро нужный ГОСТ уже принят, есть надежда, что экодуки в отечестве нашем станут привычной практикой.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Что такое экодук?
Экодук — это мост или тоннель для безопасного передвижения животных через дорогу или скоростную трассу.
Посмотрите, какие бывают экодуки по миру …
Экодук для миграции крабов на острове Рождества
Экодук в Нидерландах
Черепаший тоннель в Японии
Экодук в национальном парке Банф в Канаде
Подземный переход для пингвинов в Новой Зеландии
Зеленый переход через автобан в Германии
Экодук в Сингапуре
Веревочный экодук в австралийском штате Виктория
Медведь выходит из подземного экодука в национальном парке Банф в Канаде
Подземный переход для слонов в Кении
Экодук в Нидерландах
Экодук в провинции Альберта, Канада
Мост для обезьян и других желающих над шоссе в Бразильском штате Баия
Тоннель для животных в Финляндии
Экодук возле озера Кичелус
Комментарии 44
Ого! Удивлена, что даже в России есть!
Умилил освещаемый переход для животных — у нас в Новосибе даже для людей-то далеко не все подземные\надземные со светом 😀
Неужели животные будут искать себе такой переход?
Им в лесу указателей понавешают!
АХАХА, и светофоры поставят))))
А у нас медведей джипами давят…
Позор!
У нас столько народу погибло при столкновении с перебегающими дорогу животными — и только спустя десятилетия, в 2016м соизволили ПЕРВЫЙ в РФ экодук построить, не забыв при этом по ящику это пропиарить — в то время как по всему миру это давно является нормой при проектировании дорог. Печально это…
А у нас, а у них, а у нас. Будто нигде кроме как в нашей стране животных не сбивают. На ютуб залезь да посмотри как у них там так же как и у нас тут.
Да мне насрать — как там у них. Меня печалит что то — что везде является уже давно нормой у нас преподносят как невероятное событие, пытаясь ещё и пиариться на этом, наоборот стыдно должно быть — что при наличии такого потенциала так засирать всё постоянно.
Первый экодук в формате тоннеля был открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда».
Бразилия! Где в лесах много-много диких обезьян!))
Кстати, под МКАД в Лосинке вроде тоже есть по слухам. Но то ли животных в Москве давно нет, то ли они боятся там ходить. Про «боятся» слушок был ещё как только расширили МКАД.
Не слухи. Есть реально. Лоси переходят из одной части парка в другую под дорогой. Не каждые 10 минут, естественно.
Проезжал я под этим мостом)) приятно осознавать, что даже у нас начали думать о животных. Только таких мостов должно быть нп 1 и не 2, а тысячи на всей нашей огромной территории
не о животных тогда думали, а о еще одном миллиарде…
Что такое экодук и как он помогает спасать жизни на оживленных магистралях
Диким животным, оказывается, тоже нужны переходы через трассы. Опыт постройки так называемых экодуков на современных автомагистралях показывает, что эти сооружения полностью себя оправдывают.
Наверно, самый известный пример — экодук на 170-ом километре трассы М3 «Украина» в Калужской области. Большинство экспертов сходятся во мнении, что эта конструкция прекрасно обеспечивает естественную миграцию диких животных.
Размещение экодука именно на 170-ом километре выбрано не случайно — именно здесь, по результатам наблюдений ученых, расположены привычные пути и тропы различных обитателей леса, прежде всего сохатых (лосей). А ведь именно выбегающие на оживленную автомагистраль лоси зачастую являются причиной серьезных ДТП. Встреча с животным на дороге опасна как для него самого, так и для водителей и пассажиров транспорта.
С момента открытия экодука на трассе М3 (13 сентября 2016) и установки защитных ограждений, аварии с участием лосей и других диких животных снизились на этом участке практически до нуля.
По результатам мониторинга (исследования следов животных, а также фото- и видеофиксация участка) переход пользуется популярностью. Например, в прошлом году через экодук перешло значительно большее количество зверей, нежели до этого.
Мониторинг уже не первый год проводят специалисты ГК «Автодор» (в ее управлении находится трасса М3) вместе с коллегами из Минсельхоза Калужской области, а также из Московского автодорожного института (МАДИ). Совместными усилиями они установили, что в прошлом году следы лосей встречались примерно в 3 раза чаще, нежели в 2018-ом или 2017-ом годах.
Также оценили переход и другие животные: на экодуке были обнаружены многочисленные следы зайцев, кабанов, лисиц и косуль.
Новейшая платная трасса М11 «Нева» также построена с учетом перемещений диких животных. Здесь широко используются специальные зверопроходы, изолированные от магистрали шумозащитными экранами.
И таких сооружений только на шестом участке (в Новгородской области) насчитывается 30 штук. Все они расположены в местах выявленной миграции зверей. Результат построек зверопереходов пока оправдывается — за все время работы участка здесь не зарегистрировано ни одного ДТП с участием дикого животного.
Удивительная инженерия: как я навернул лишние 200 километров, чтобы полетать над экодуком в Калужской области
Как едет нормальный человек из Петербурга на юг? Выезжает по М-11, проезжает Тверь, Москву — дальше М-4 и едешь себе спокойно, включив круиз и напевая песни/слушая подкасты.
Как это делаю я: открываю свою карту с сохраненными местами и езжу по траектории, похожей на что угодно, только не на поездку здравомыслящего человека. В этот раз я проснулся в Твери, зная, что вечером мне нужно быть в Воронеже. Но это была не единственная цель: уже давным-давно на моей карте хотелок стояла точка около Калуги — экодук на трассе М-3, который мне очень хотелось снять с дрона. Что там у нас по пробегу? 200 лишних километров? Пффф, едем.
Выезжаю из Твери и еду локальными дорожками сначала Тверской, а потом и Московской областей, по пути встречая интересные избушки…
…и приветы из социалистического прошлого. Такой ZUK привозил в мой детский сад продукты, так что я никак не мог проскочить мимо этого экземпляра.
Вы знаете, что такое экодук? Это специальный мост или тоннель, помогающий животным перейти через автомагистраль. Внутри него высаживаются растения и создается максимально естественная среда обитания для животных, чтобы сохранить пути миграции братьев наших меньших.
Раньше я читал про такие сооружения, которые были построены на европейских автобанах. Но, оказывается, такая штука уже несколько лет функционирует и в России, на трассе М-3 в Калужской области. И вот, четыре часа рулёжки от Твери и я у цели. Полетели!
Для проезжающих мимо водителей это сооружение выглядит как обычный мост, закрытый шумопоглощающими экранами и только если присмотреться, то понимаешь, что мост идет из леса в лес, где нет никаких дорог.
И только с высоты можно понять, что же это за сооружение!
Экодук находится на 170 километре трассы М-3. Это платный участок, так что за возможность поснимать его сверху пришлось отдать 130 рублей, помимо крюка в 200 километров.
Но оно того точно стоило, ведь подобных проектов в России практически нет. Одно подобное сооружение планировали построить на трассе Москва — Архангльск, но в итоге строительство так и не началось. А еще в ближайшее время парочка таких штук появятся на 3 участке ЦКАД рядом с Москвой.
Мест для остановки вокруг совсем немного, так что пришлось максимально прижаться на обочину и быть предельно внимательным. Но в итоге всё закончилось хорошо и я, довольный, направился дальше на юг в сторону Воронежа.
Если вы впервые в этом блоге и вам понравились мои фотографии и рассказы — не стесняйтесь подписываться, я пишу именно для вас!)