Что такое эгалитарное общество

Эгалитаризм

Полезное

Смотреть что такое «Эгалитаризм» в других словарях:

ЭГАЛИТАРИЗМ — (франц. égalitarisme, от égalité – равенство) – мелкобуржуазная утопия, в к рой проповедуется всеобщая уравнительность как принцип организации обществ. жизни. В первонач. формах Э. связан с требованием уравнит. передела земли: вся земельная… … Философская энциклопедия

ЭГАЛИТАРИЗМ — [фр. egalitarisme Словарь иностранных слов русского языка

Эгалитаризм — государственные социальные программы: направленные на преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов; включающие развитие социального страхования, увеличение пособий по безработице, социальное обеспечение, бесплатную медицинскую помощь,… … Финансовый словарь

эгалитаризм — уравнивание Словарь русских синонимов. эгалитаризм сущ., кол во синонимов: 3 • уравнивание (9) • … Словарь синонимов

эгалитаризм — а, м.égalitarisme m. Название мелкобуржуазных утопических теорий, проповедующих уравнение противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности; уравнительство. БАС 1. Национальные основы английской конституции не были… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭГАЛИТАРИЗМ — (франц. egalitarisme, от egalite равенство) стремление к уравнительному распределению ресурсов и благ как основному способу устранения противоречий в экономике и обществе; утопическая теория. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

ЭГАЛИТАРИЗМ — ЭГАЛИТАРИЗМ, эгалитаризма, мн. нет, муж. (см. эгалитарный) (социол.). Название мелкобуржуазных утопических общественных теорий, проповедующих имущественное равенство при сохранении принципа частной собственности на средства производства. Толковый … Толковый словарь Ушакова

ЭГАЛИТАРИЗМ — (от фр. egalitarisme уравниловка) англ. egalita rianism; нем. Egalitarismus. Теория, являющаяся разновидностью утопического социализма, обосновывающая необходимость равенства на основании индивидуального или коллективного хозяйства, опирающаяся… … Энциклопедия социологии

Источник

Эгалитарное общество

Смотреть что такое «Эгалитарное общество» в других словарях:

Биоцентризм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Биоцентризм идеология[1][неавторитетный источник?], этическая концепция … Википедия

Ваккеи — Ваккеи, реже вакцеи кельтский народ, обитавший в доримский период на равнинах в центральной части долины Дуэро на Центральной Месете северной Испании[1]. Содержание 1 Происхождение 2 Культура … Википедия

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — 1) гос во на Ю. З. Океании. Расположено на одноименных о вах, по которым и получило название Новая Зеландия (англ. New Zealand). См. также Тасманово море. 2) о ва в юго зап. части Тихого океана. Первым к берегам о вов вышел в 1642 г. голл.… … Географическая энциклопедия

Леонтьев, Константин — Николаевич (1831 1891) известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше, чем сам Ницше», «самый острый ум, рожденный… … Политология. Словарь.

Руссо — I Руссо (Russo) Алеку [17(29).3.1819, Кишинёв (?), 4(16).2.1859, Яссы], молдавский и румынский писатель. Учился в Швейцарии и Вене. По возвращении на родину примкнул к демократическому движению. В не дошедшей до нас комедии «Жикничерул… … Большая советская энциклопедия

Хадза (народ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хадза. Хадза … Википедия

Источник

Эгалитарные общества. Племенные общества

Как известно, Сервис и Салинз выстроили следующий эволюционный ряд: банда — племя — вождество — государство, а Фрид — эгалитарное общество — ранговое общество — стратифицированное общество, причем ранговое общество он посчитал универсальной стадией развития политического общества, характеризующегося неодинаковым доступом к важным статусам и связью ранга не столько с властью, сколько с престижем и авторитетом.

По мнению Хазанова, Сервис сделал шаг вперед, когда вместо стадий банда — племя — примитивное государство предположил только две стадии в эволюции первобытных обществ: эгалитарное общество и иерархическое общество, вырастающее из эгалитарного. При этом он, однако, включил в понятие «иерархическое общество» и первобытные неэгалитарные общества, и РГ. Хазанов резко выступил против такого эволюционного ряда: «Для меня наличие или отсутствие государственности является все же самым главным и четким критерием, отделяющим первобытное общество от всех остальных» [Хазанов 1985: 91-92]. Кроме того, не стоит заблуждаться относительно значения термина «эгалитаризм»: в применении к конкретным человеческим обществам «эгалитаризм» — понятие не абсолютное, ибо ни в каком обществе невозможно всеобщее равенство. Проблема в том, на чем основано неравенство. В эгалитарном обществе доступ к основным ресурсам открыт для каждого его члена. Социальная дифференциация основана первоначально на различиях в возрасте, поле и индивидуальных способностях. Способности, престиж, авторитет и различные социальные вознаграждения (когда они есть) не могут привести к социальному обмену и таким образом превратиться в наследственное неравенство.

Первобытные эгалитарные и неэгалитарные общества являются прежде всего двумя условными полюсами одного целого, в котором движение возможно в различных направлениях. В истории существовало не одно, а много обществ, и наряду с другими явлениями социальное неравенство проявлялось в различных формах и разными способами, иногда даже в различных направлениях. Попытки распределить эти общества на ограниченное число стадий, или уровней, так называемой всеобщей или главной эволюции, так же как и попытки увеличить число таких стадий, представляются мало перспективными [Хазанов 1985: 95].

Тема эволюции и причин развития социального неравенства, которая у Хазанова была только намечена, нашла иное выражение в статье француза Ж. Руссо «Идеологические предпосылки неравенства». Знаменательно, что она открывает том «Развитие и упадок», подчеркивая важность изучения идеологического фактора.

Руссо ставит целью показать, что социальное неравенство начинается на идеологическом уровне, за которым следует политическое и экономическое неравенство. Идеологические построения, уточняет он, являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития отношений господства, а последние, в свою очередь, являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития экономической эксплуатации. Иначе говоря, некоторые идеологические особенности, появляясь в ранних обществах, предоставляют возможность, но не являются причиной развития неравенства.

Ранговые общества. Кастовые общества

Ка́ста — «происхождение», изначально «чистая порода») — сословие или раса, на которые распадается население Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

В период раннего Средневековья варны хотя и сохраняются, но распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закреплявшие сословную принадлежность. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Монголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.

Источник

Эгалитарное общество. Жизнь в деревнях

Термин «эгалитарный» в том значении, в каком он используется для описания социальной эволюции, очень часто понимается неправильно даже специалистами. Если попросить десять археологов дать определение эгалитарному обществу, пять из них ответят: «это общество, где все равны по статусу или авторитету».

Это неверный ответ. Не существует обществ, где все были бы равны по статусу или авторитету, будь то охотничье-собирательские общества или автономные деревни. Охотничий Вождь у племени охотников и собирателей или организатор строительства Мужского Дома (см. ниже) в автономной деревне всегда будут иметь больший авторитет, чем рядовой член их сообщества. Ключевая черта эгалитарного общества, отличающая его от рангового – то, что различия в статусе в нем достигаются, а не наследуются. Индивидуумы в эгалитарных обществах могут достичь престижа благодаря преклонному возрасту, личным достижениям или накоплению ценных предметов. Но они не наследуют высокий статус, как в обществах с кланами или стратой нобилитета.

Разумеется, при таком определении в число эгалитарных попадают довольно разнообразные общества. Ниже мы рассмотрим примеры обществ, которые подходят в качестве этнографической аналогии для описания ранних деревень Мезоамерики, узнаем, какие социальные институты присущи таким обществам, и как эти этнографические сведения соотносятся с данными раскопок. Под конец мы рассмотрим, с какими ограничениями сталкивается эгалитарное общество на пути своего развития, и почему может появиться потребность в наследуемом статусе вождя.

Что такое эгалитарное общество. Смотреть фото Что такое эгалитарное общество. Смотреть картинку Что такое эгалитарное общество. Картинка про Что такое эгалитарное общество. Фото Что такое эгалитарное общество

Институты эгалитарного общества

Когда люди начинают жить более-менее крупными общинами, появляется потребность в объединяющей их идеологии и социальных институтах. Для жителей автономных деревень это была вера в общего предка и тайные общества.

Культ предков, помимо объединяющей роли, служил обоснованием права данной общины на обрабатываемую землю. «Мы имеем право на эту территорию, потому что здесь жили наши предки, вот их могилы». Считалось, что останки предков привлекают удачу в войне, охоте, сельскохозяйственном труде.

«Тайное общество» (оно же тайный союз, оно же мужской союз) – крайне неудачный термин, что признают сами этнологи, но этот термин уже прижился в отечественной науке, и поэтому мы будем его периодически употреблять. Речь идет об объединении взрослых мужчин, которые собираются вместе для проведения ритуалов, планирования охоты или набегов, общения и совместных пиршеств. Мужчины-члены тайных обществ собираются в специальном месте, а именно Мужском Доме, где и проводят свои ритуалы, в то время как женщины проводят свои женские ритуалы у себя дома. Вся иерархия эгалитарного общества связана с этими тайными союзами, а достижение более высокого статуса требует не просто удачи в охоте или производительности в сельскохозяйственном труде, но и обязательного участия в соответствующих ритуалах. Вообще, удача в производстве пищи и других видах деятельности связывается с помощью из мира духов и с особо сильной связью между индивидом и этим сверхъестественным миром. Доступ к некоторым ритуалам (а также к обсуждению и планированию некоторых мероприятий) имеют только посвященные, достигшие высокой ступени в иерархии тайного союза (отсюда слово «тайный» в определении).

Иерархии в эгалитарных обществах бывают довольно многоступенчатыми, и переход на более высокую ступень требует активного участия в общественной и ритуальной жизни, а также прохождения соответствующих посвящений – инициаций в Мужском Доме. Рассмотрим в качестве примера племя чимбу из горной Новой Гвинеи. Как и в других подобных обществах, различия в достигнутом статусе здесь утверждаются за счет ритуальной системы. Среди чимбу есть yomba pondo, «Большие Люди», которые выступают на клановых собраниях, широко участвуют в межрегиональном обмене и имеют связи за пределами собственной общины. Ниже находятся «Выдающиеся Люди», которые более продуктивны, чем средние члены общины, имеют две и более жены, и притязают на то, чтобы иметь некоторое количество материально зависимых лиц и последователей. «Обычные Люди» производят достаточно для нужд своих семей, но не имеют особых желаний выдвинуться. Внизу лестницы стоят yogo, «Никчемные Люди» или «Люди-Отбросы», которым не удается содержать жену, которые мало производят и только маргинально участвуют в обмене.

Большие Люди чимбу становятся лидерами только благодаря собственным амбициям и достижениям в производстве еды, в общественной деятельности, в военных стычках между деревнями и церемониях. По словам Паулы Браун, «они выдвигают предложения, организуют мероприятия и привлекают последователей, но они не могут карать тех, кто за ними не следует». Именно такой самопровозглашенный лидер, накопив материальные излишки, может руководить строительством Мужского Дома.

Второй тип храмов – это yolam, или «дом предков». Это нежилая структура для ритуалов, связанных с повышением урожая и войной. Йолам может содержать 2 священных огня, а также многочисленные черепа предков из многих различных кланов. Сюда могут входить только полностью инициированные мужчины для совершения молитв и приношений; большая часть жителей деревни не имеет права на вход. Здесь планируются набеги на вражеские деревни и проводятся ритуалы, чтобы сделать эти набеги успешными. Не удивительно, что именно такие храмы зачастую сжигались в первую очередь при нападении на деревню.

Древние поселения фазы Тьеррас Ларгас

Вернемся к Долине Оахака. Период автономных деревень здесь называется фаза Тьеррас Ларгас (1400 – 1150 г. до н. э). В основном это небольшие поселения, сосредоточенные в окрестностях наиболее плодородных земель, там, где подземные воды подходят близко к поверхности. Среди мелких деревень резко выделяется крупное поселение Сан Хосе Моготе, о котором мы будем говорить отдельно, в связи с его социальными институтами. Не будем подробно останавливаться на сельскохозяйственной деятельности – определенное представление о выращиваемых растениях можно получить из статьи о появлении в регионе земледелия. Отдельно стоит упомянуть разве что одомашненных собак, которые, как считается, были занесены на Мексиканское Плато из Северной Америки между 2500 и 1500 г. до н. э. Эти животные процветали в деревнях фазы Тьеррас Ларгас, и регулярно употреблялись жителями в пищу. Также все жители имели доступ к оленине – в более поздние периоды охота на оленей в связи с нехваткой этого ресурса окажется под запретом для простолюдинов.

Типичная деревня состояла из 5-10 домохозяйств, в каждом из которых могло жить человек 5. Каждое домохозяйство состояло из дома-мазанки, придомового двора и серии ям-хранилищ неподалеку. Среди бытового мусора можно найти экзотические предметы для ритуальной деятельности – например, перья тропического попугая – принесенные из дальних мест. С Позднеархаической стадии, как видно по материалам пещеры Куэва Бланка, жители долины получали небольшое количество морских раковин с побережья. Теперь, когда ритуальные нужды возросли, и население увеличилось от 5 до 10 раз по сравнению с Архаикой, струйка поставляемых раковин переросла в устойчивый поток.

Способ захоронения предков свидетельствует о том, что обществу фазы Тьеррас Ларгас были все еще не знакомы многие позднейшие институты исторических сапотеков. Ни в одном из найденных до сих пор захоронений нет следов предметов роскоши. У нас нет примеров захоронения мужа вместе с женой; к каждому, мужчине или женщине, при похоронах относились как к индивиду. Положения захоронений не были стандартизированы. Большинство похороненных лежит вытянувшись, ничком или навзничь, руки у них вытянуты вдоль тела или сложены на груди, и смотреть они могут практически в любом направлении.

Три захоронения поздней фазы Тьеррас Ларгас (одно из Тьеррас Ларгас и два из Сан Хосе Моготе) выделяются на общем фоне. Все это мужчины средних лет, и все они похоронены в сидячей позиции, так плотно согнутые, что можно предположить, что они были плотно завернуты во что-то. По ряду признаков мы подозреваем, что это были люди с высоким приобретенным статусом, возможно, аналогичным статусу «полностью инициированных» мужчин из горной Новой Гвинеи. К такому объяснению нас подталкивает важность сидячих захоронений в поздних обществах Мексики и Центральной Америки. Однако, мы настаиваем, что ничего в этих захоронениях фазы Тьеррас Ларгас не указывает на унаследованный статус.

Что такое эгалитарное общество. Смотреть фото Что такое эгалитарное общество. Смотреть картинку Что такое эгалитарное общество. Картинка про Что такое эгалитарное общество. Фото Что такое эгалитарное общество
Женская и мужская глиняные фигурки фазы Тьеррас Ларгас

Другое указание на важность роли предков в деревенской жизни – это человеческие фигурки фазы Тьеррас Ларгас. Они сделаны из той же обожженной глины, что и сосуды, и на протяжении периода частота их использования растет. Большая их часть представляет женщин, и все они встречаются в домохозяйствах или в мусоре от домохозяйства. Они никогда не попадаются внутри или поблизости от маленьких общественных зданий, которые будут описаны ниже, и которые мы полагаем аналогичными «Мужским Домам» или «храмам для инициированных» в автономных деревнях. Мы полагаем, что бОльшая часть этих фигурок представляет женских предков и является частью женского ритуального комплекса, сосредоточенного дома. Мы полагаем, что существовал отдельный мужской ритуальный комплекс, сосредоточенный в Мужском Доме на некотором расстоянии от домовладения.

Сан Хосе Моготе

Сан Хосе Моготе, численность населения которого, по одним оценкам, составляла 71- 186 человек, а по другим (основанным на раскопках в других деревнях той же фазы) даже 170 – 340 человек, в разы превосходил размерами другие поселения долины. Очевидно, причина такой его величины заключалась не только в обилии плодородной земли поблизости, но и в особых социальных институтах, признаки которых мы видим только в этом поселении.

Так, в самой западной жилой зоне поселения 300 кв. м. было отведено под нежилую архитектуру. В любой произвольный момент данного периода, над этой зоной доминировало здание с одной комнатой, которое мы рассматриваем как аналог йолам в Новой Гвинее. Периодически каждое такое здание разрушалось, и точно на том же месте строилось новое. Будучи размером не более 4х6 м, эти строения могли вместить только часть сообщества. С учетом их маленьких размеров мы полагаем, что доступ туда был под запретом для всех, кроме «полностью инициированных», то есть для подгруппы мужчин в деревне.

Хотя у этих зданий стены были как у обычной мазанки, они отличались от просто жилых домов рядом признаков. (1) Они были ориентированы примерно на 8 градусов к западу от истинного севера – ориентация, характерная для более поздних религиозных строений в Оахаке. (2) Их конструкция включает в 2-3 раза больше сосновых балок, чем обычные дома. (3) Их пол и стены (внутри и снаружи) покрыты многочисленными слоями известковой побелки, что делало их чисто белыми. (4) Сами здания располагались на прямоугольных платформах до 40 см высотой, покрытых побелкой; к дверям вели небольшие ступени, встроенные в платформу. (5) Некоторые из этих зданий имели в центре пола яму-хранилище, с известковым покрытием, где хранился известковый порошок для использования в ритуальных целях, в смеси с табаком.

Мы не считаем, что кто-то действительно жил в этих зданиях, которые выметены практически дочиста. Таким образом, их нельзя сравнивать со зданиями, подобными новогвинейскому катиам, где реально жили несколько взрослых мужчин. Мы полагаем, что это были структуры с ограниченным доступом, где могло собираться небольшое число полностью инициированных мужчин, чтобы планировать набеги или охоту, проводить с/х ритуалы, курить или глотать священные растения и/или общаться с духами. Поскольку никаких костей или останков предков в этих маленьких белых домиках обнаружено не было, вероятно имеет значение то, что два из наших сидячих захоронений мужчин среднего возраста были найдены поблизости.

Кто строил такие здания? Прежде всего, ничто не указывает, ни по объему работ, ни по использованным строительным материалам, что был задействован кто-то, не проживавший в Сан Хосе Моготе. Несмотря на размеры поселения, нет данных, указывающих, что данная деревня победила и лишила автономии близлежащие деревни. Во-вторых, подход, сосредоточенный на людях-деятелях, заставляет нас признать, что кто-то планировал постройку каждого из этих зданий, организовывал и кормил рабочую силу, руководил работой и пользовался за это уважением. Таким образом, в Сан Хосе Моготе должна была существовать последовательность самопровозглашенных, социально амбициозных лидеров, которые умели пустить свой с трудом добытый избыток с/х продукции на нужды престижных общественных работ. Вероятно, именно этот тип лидерства, а не только плодородная земля, послужил притягательной силой для многочисленных (по меркам данного периода) жителей этого поселения.

Другие области Мезоамерики в период Тьеррас Ларгас

Социальные изменения в течение фазы Тьеррас Ларгас, разумеется, происходили не в вакууме. Несмотря на трудно проходимые горы вокруг долины Оахака, жители деревень фазы Тьеррас Ларгас контактировали с другими сообществами, переживавшими те же изменения.

Что такое эгалитарное общество. Смотреть фото Что такое эгалитарное общество. Смотреть картинку Что такое эгалитарное общество. Картинка про Что такое эгалитарное общество. Фото Что такое эгалитарное общество
Питательная мексиканская собака

Что такое эгалитарное общество. Смотреть фото Что такое эгалитарное общество. Смотреть картинку Что такое эгалитарное общество. Картинка про Что такое эгалитарное общество. Фото Что такое эгалитарное общество
Питательная мексиканская собака (образ в народном искусстве)

Широко распространенные стили декорирования керамики связывают Долину Оахака с многими другими регионами Мексики – сообществами долины Мехико, Теуакан, Ночистлан, где также существовали автономные деревенские сообщества. Домохозяйства фазы Тьеррас Ларгас активно участвовали в обмене с другими регионами; как будет видно ниже на примере поставок обсидиана, отдельные продукты в процессе обмена проделывали путь в несколько сотен километров. Признаки торговли на особенно большие расстояния (керамика из тропических районов) можно видеть в Сан Хосе Моготе, где организацией такой торговли, очевидно, занимались те же самопровозглашенные вожди, которые руководили постройкой Мужского Дома.

Некоторые из механизмов торгового обмена того времени можно вывести, проследив движение серого обсидиана из источника вблизи места Отумба в Долине Мехико. Исследования показывают, что чем дальше лежала деревня от Отумба, тем меньше обсидиана она получала из этого источника. Деревни в радиусе 40 км от Отумба (1-2 дня пути) получали почти весь свой обсидиан из этого источника; деревни, отдаленные на 245-390 км (9-12 дней пути) получали, возможно, треть своего обсидиана из Отумба. Эта схема позволяет предполагать, что обсидиан из Отумба медленно передавался из деревень Долины Мехико в деревни Теуакана, а затем в деревни Оахаки, причем каждая деревня оставляла себе часть полученного, а остальное передавала «вниз по линии».

Не меньший интерес представляет то, что различные домохозяйства внутри одного поселения могли получать обсидиан из совершенно разных месторождений и в разных количествах. Это типичная схема для автономных деревенских сообществ, в которых каждая семья может иметь собственных партнеров по обмену – свойственников, друзей или фиктивных (названных) родственников – в соседних регионах, с которыми члены домохозяйства и организуют обмен, очевидно, взаимовыгодный.

В тропических районах Мезоамерики доминировал другой стиль керамики – стиль Локона. Мы можем заключить, что в указанный период часть этого региона проходила те же изменения, что и сообщества Оахаки, причем здесь возникла собственная архитектурная традиция, как мы увидим на примере Тихоокеанского побережья Чьяпаса.

Тихоокеанское побережье Чьяпаса, видимо, являлось вторым регионом Мезоамерики, где появлялись сильные лидеры общин, которые привлекали последователей и соревновались в возведении все больших и больших «храмов для инициированных».

Для примера обратимся к прибрежной деревне Пасо де ла Амада, раскопанной Джоном Кларком и Майклом Блейком. Маунд 6, один из крупнейших земляных маундов в поселении, содержит последовательность по меньшей мере семи структур – возможно больше – заново построенных одна над другой между 1400 и 1100 г. до н. э. Все они имеют практически одинаковую ориентацию, примерно с северо-запада на юго-восток.

Это довольно крупные (размером до 21 на 11 м) мазанки овальной формы, покоившиеся на земляных платформах высотой до 0.75 м, имеющие два входа с портиками над земляной лестницей и два очага внутри. По многим признакам археологи относят эти здания к общественным, а не к жилым сооружениям, другими словами, перед нами разновидность тех же Мужских Домов, которые мы видели в Сан Хосе Моготе, но выстроенных в соответствии с совершенно иной архитектурной традицией, что наводит на мысль о параллельной эволюции.

Наконец, особого упоминания заслуживает текущее отсутствие свидетельств существования аналогичных публичных зданий на побережье Мексиканского Залива в Южном Веракрусе и Табаско. Тридцатью годами раньше эта прибрежная равнина, которую временами называют Ольмекским регионом, получила ярлык «рано развившейся» и опередившей прочие места региона в своей социальной эволюции. Два последних десятилетия показали, что этот взгляд частично верен, частично гиперболизирован, и частично является результатом нашего предыдущего игнорирования Чьяпаса и Оахаки. В ольмекском регионе действительно существовали деревни между 1400 и 1200 до н. э., но их керамика недавно была описана как «версия сельских родственников» более искусной керамики современных им селений на побережье Чьяпаса.

Ограничения эгалитарного общества

Показывая нам, как стимуляция со стороны Больших Людей может увеличить производительность эгалитарного общества, исследование Оливера также демонстрирует присущие муми ограничения. Он мог организовать множество последователей, но он не мог передать роль лидера своему сыну. В нем видели обладателя сильной помощи сверхъестественных сил, но никто не ожидал, что таковой помощью будут располагать его наследники. Он мог приказать собственным последователям помочь ему, и наложить взыскание на тех, кто отказался; он также мог платить членам других деревень за помощь, но поскольку эти деревни оставались автономными, он не мог ни приказать им что-либо делать, ни покарать их за отказ.

Какие дальнейшие изменения должны были произойти, чтобы эти ограничения оказались преодолены? Прежде всего, необходимо обеспечить уверенность, что деревня всегда будет иметь в качестве лидера кого-то с сильными связями в мире сверхъестественного; во-вторых, необходимо, чтобы более мелкие деревни отказались от автономии и стали сателлитами более крупных деревень. Мы полагаем, что оба изменения произошли в Оахаке в течение следующих 300 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *