Что такое эффективное обучение в сестринском деле
Статья по теме: «Эффективное обучение»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Статья по теме: «Эффективное обучение»
Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний, м/с необходимы знания сфер обучения человека, на которые она сможет профессионально воздействовать.
Методами обучения являются:
4Виды учения и способы обучения
Пассивного восприятия и освоения извне информации; в основе научения лежит преподавание пациенту готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента.
Активного самостоятельного поиска и использования информации; пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей.
Организуемого из вне направленного поиска и использования информации. Постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок.
Под сестринскими методами (способами) обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала.
Этапы процесса обучения
Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. ответить на вопрос, кто и как будет обучать пациента.
Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др.
После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз)
Факторы, способствующие эффективному обучению
Лекция 2
Общение и обучение в сестринском деле
План
1. Общение в сестринском деле
Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый. В наше бурное информационно – технологическое время невероятно возрастает роль общения. Медицинские работники в процессе своей производственной деятельности от 50 до 90% своего времени тратят на общение. Вы, как будущие медицинские сестры, должны понимать, что, едва ли не все, что делает медсестра для обеспечения успешной работы, требует адекватного обмена информацией.
Чтобы не ущемлять права пациента, процесс этот должен быть основан на принципах морали, этики, деонтологии и способствовать удовлетворению потребности человека в здоровье.
Итак, сегодня мы попытаемся ответить на ряд интересующих нас вопросов: что же такое общение? Какие составляющие определяют его эффективность? И, наконец, что должен знать медицинский работник, чтобы адекватно осуществлять свою коммуникативную деятельность.
Одним из важнейших условий эффективного сотрудничества медсестры с пациентом является наличие между ними психологического контакта. Способом установления такого контакта является общение. Кроме того, при общении с больным медсестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медперсонала, соблюдать медицинскую тайну.
Профессиональное общение медицинской сестры — процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий:
– передачу информации (коммуникацию),
– выработку стратегии взаимодействия,
– восприятие и понимание партнёрами друг друга.
Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям. Владение техникой профессионального общения может служить эффективным средством помощи людям в адаптации к жизни в связи изменениями в состоянии их здоровья.
Профессионализм современной медсестры предполагает научный подход к вопросам взаимоотношений с пациентами.
В общении есть три функции:
– информационная (заключается в любом обмене информацией; медсестре необходима информация о самочувствии пациента, его реакции на лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.);
– регулятивная (в процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние пациентов.);
– эмоциональная (пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла. Не следует излишне ахать и причитать над пациентом, но холодность и отчужденность, привычка постоянно контролировать свои эмоции создают впечатление черствости и бездушности. С другой стороны, любые эмоции, и в первую очередь отрицательные, заразительны и быстро распространяются на окружающих).
Можно выделить три уровня общения:
1. внутриличностное – с самим собой (в том числе, во время работы);
2. межличностное – между двумя и более людьми;
3. общественное – общение одного человека с большой аудиторией или общение между большими группами людей.
В зависимости от способов кодирования и передачи информации общение делится на 2 типа.
П. Невербальное— сообщение передается без участия речи. Существует несколько методов передачи и восприятия невербальной информации.
Оба типа общения (вербальное и невербальное) являются взаимодополняющими.
На сегодня насчитывается 10 основных стилей общения:
При общении с пациентами оптимально использовать такие стили: успокаивающий, точный, внимательный, дружеский и открытый.
Выделяют следующие элементы эффективного общения:
б) письменное сообщение (написанные слова, символы) — невербальное общение;
10 «ДА» ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и должности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на «Вы».
2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобрительно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.
3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!
4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.
5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.
6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.
7. Внимательно слушайте.
8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.
10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Очень важно при этом порой прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.
Можно выделить основные критерии эффективного общения с пациентом.
1) четкая и понятная информация (сообщение);
2) правильно выбранный канал;
3) подтверждение получателя о том, что информация им понята, проверенное с помощью вопросов медсестры.
Конкретные критерии эффективного общения зависят от его цели. Однако, главным критерием является достижение результата, т.е. достижение цели, поставленной при начале общения (вместе с тем, далеко не всякое общение имеет осознаваемую цель, в таком случае критерием эффективности может стать осознание цели общения). Немаловажными критериями являются удовлетворённость в общении (если нет чувства досады, отсутствуют паузы при общении) и отсутствие трудностей при общении (скованности, зажатости, напряжённости).
8. дайте собеседнику позитивное подкрепление (называйте его по имени, улыбайтесь, делайте искренние комплименты), чтобы он ощущал свою значимость.
Как сделать вербальное общение эффективным?
1. говорить доступным языком, не злоупотреблять медицинскими терминами.
2. выбрать темп речи, доступный для восприятия пациентом.
3. следить за интонацией голоса (она должна соответствовать тому, что вы хотите сказать).
4. правильно выбирать время сообщения,
5. давать только четкие инструкции, рекомендации и советы,
6. не использовать намеки и подтекст, не обещать невозможного,
7. повторять сообщения, если чувствуете, что пациент вас не понял,
Люди с большей вероятностью ответят положительно тому, кому доверяют. Склонны же они доверять тем, с кем чувствуют себя комфортно, безопасно, с кем схожи. Важно, чтобы доверие было взаимным, поэтому необходимо не только расположить к себе партнера, вызвать у него доверие, но и самому принять партнера, найдите в нем нечто симпатичное.
Общение по некоторым темам вызывает трудности (половая жизнь, нежелательная беременность, аборт, бесплодие, злокачественные новообразования, психические заболевания, СПИД). В таких случаях медсестра должна быть тактичной и деликатной.
Факторы, препятствующие общению.
Хочется вспомнить рецепт, написанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
«Таблетки, микстуры и теплое слово,
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова не лечат больного!».
Несколько слов о способах связи с пациентами, неспособными к вербальному общению. Основной канал общения тут письменный.
Рекомендации к письменному общению:
Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:
5. если человек не умеет читать или не знает языка, то рисуйте картинки.
Процесс общения пространственно организуется. Самое важное, чтобы оба собеседника чувствовали себя комфортно. Внутри личного пространства выделяют следующие зоны.
В интимную зону мы впускаем лишь тех, кому доверяем, близкими людьми. Величина интимной зоны зависит от настроения, чувства уверенности в себе. Если предпринимается попытка установить психологический контакт, нельзя вламываться в интимную зону без разрешения, без видимых на то оснований, связанных с выполнением вами своих профессиональных обязанностей.
В личную зону допускаются те, с кем отношения не столь близкие, чтобы позволить им вступить в интимную зону, но и не столь далекие, чтобы держать их в социальной зоне. В этой зоне человек позволяет быть тем, с кем охотно общается. Если психологический контакт между медсестрой и пациентом состоялся, то им комфортно общаться, впускать друг друга в личную зону.
Социальная зона зарезервирована для официальных контактов поверхностного характера.
Есть несколько способов для проведения обучения: коллективно, индивидуально, малой группой. Групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, финансовых возможностей ЛПМО, наличия времени у медсестры. Лучше проводить обучение индивидуально.
Любая цель д. б. реалистична (выдвижение и обоснование цели с обязательным учетом условий и возможностей конкретной ситуации);
Если процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то цель называют конечной. Если нет, то промежуточной. В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей.
Цель отражает то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Правильно поставленная цель содержит три компонента:
Факторы, способствующие эффективному обучению
К числу условий, влияющих на протекание процесса обучения и его результативность, относится внимание, которое позволяет пациентам направить свое сознание на решение поставленных задач. О наличии или отсутствии внимания свидетельствует ряд признаков, которые можно определить по внешним характеристикам поведения или действиям обучаемых. К их числу относятся: поза, мимика, дыхательные реакции, направленность взгляда, дисциплинированность, следование установкам медика.
Если внимание вызывается новизной, интересностью, полезностью явлений, то говорят о непроизвольномвнимании, которое считается исторически более «древним», основанным на ориентировочных рефлексах. Непроизвольное внимание возникает также при действии не только значимых, но и сильных раздражителей. Однако активность психики может направляться не только особенностями внешних воздействий, но организацией условий учебной деятельности. В этих случаях включается произвольное внимание. Произвольное внимание обеспечивает достижение намеченных целей, управляет протеканием намеченной деятельности.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Можно выделить следующие факторы, способствующие эффективному обучению:
1) желание и готовность (пациента, родственника); наличие четкой цели и мотивации к получению знаний.
2) способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень умственного развития, образовательный ценз, нынешнее состояние здоровья, самочувствие, врачебный диагноз);
3) окружающая обстановка, комфорт (время, свежий воздух, температура в помещении, тишина, мебель, музыка, достаточное освещение, эстетический вид помещения);
4) доброжелательное отношение медсестры к обучающемуся;
5) в процессе обучения создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
6) обязательная практическая отработка полученных знаний.
Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей пациента и его состояния. Слабость, боль и усталость мешают процессу обучения. Прежде, чем начинать процесс обучения, медсестра должна оценить уровень развития познавательных способностей пациента для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Медсестра должна определить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении.
Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации. Мотивация — осознанное стремление пациента получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному для поэтапного овладения знаниями и умениями. Важно вызвать у обучаемого познавательный интерес. У каждого человека мотивация индивидуальна. Она зависит от содержания (доступность, последовательность, новизна, интерес) и разнообразия форм обучения (беседа, мини-лекция, разыгрывание ролей).
Начинают обучение с простых приемов (умывание, одевание), постепенно переходя к более сложным (пользование инвалидной коляской, измерение АД). К каждому пациенту при обучении необходим индивидуальный подход.
Обучение в формальной обстановке возможна в лечебном учреждении или на дому. Медицинская сестра демонстрирует, контролирует, корректирует приемы исполнения привычных действий, таких как умывание, одевание, прием пищи, уход при физиологических отправлениях. В неформальной ситуации — беседа о волнующих людей проблемах: особенностях питания, результатах лабораторной диагностики, уровнях физических нагрузок, угрозе заражения кровяными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом.
Обучение обязательно включает элементы похвалы и одобрения и коррекцию неправильных ответов и действий.
10. Этапы учебного процесса.
Выделяют такие этапы учебного процесса:
При проведении оценки следует учитывать возраст, нынешнее состояние здоровья и др. Это необходимо, чтобы выбрать нужный метод обучения.
Методы обучения:
1. Словесный — мини-лекция, беседа, рассказ по интересующему вопросу.
2. Наглядный — медицинский атлас, научно-популярная литература, таблицы, видеофильм, предметы ухода, муляжи, фантомы, тренажеры.
3. Практический — отработка манипуляций: выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов, измерение АД.
Обучающие лучше запоминают и понимают, если сестра:
Тема: «Обучение в СД»
Тема: «Обучение в СД»
Обучение в сестринском деле:
1. Обучение – функция сестринского дела
3. Условия эффективности обучения
4. Этапы учебного процесса
5. Оценка исходного уровня знаний
6. Планирование обучения
7. Реализация плана обучения
8. Оценка результатов обучения
Обучение – одна из важных функций сестринского дела.
Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приему лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.
Обучение может протекать в формальной обстановке (в лечебном учреждении или дома у пациента), когда сестра обучает новым приемам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба и т. д.) или в неформальной, когда сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекций), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.
В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).
Обучение происходит в трех сферах:
— познавательная – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от информации, не имеющей значения.
— эмоциональная – человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербальное;
— психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации; уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнить часть действия психологически, физически и эмоционально.
Условия эффективности обучения.
Обучение эффективно при следующих условиях:
— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний
— доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей)
— создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями
— обязательная практическая обработка полученных знаний
Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:
— используют технику эффективного общения
— выслушивает все, что ей говорят или о чем ее спрашивают
— относится к ним терпеливо
— хвалит за успехи в обучении
— делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или о чем-то расстроены.
То, чему учатся пациенты и (или) члены их семей и как они это делают, зависит от множества факторов, включая их предыдущие знания, опыт, отношение к обучению.
Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:
1. Желание и готовность к обучению
2. Способность к обучению
3. Окружающую обстановку
1. Желание и готовность к обучению зависят, во-первых, от умственных способностей обучаемого, позволяющих ему сосредоточиться и понять новый материал, во-вторых, от внимания. Если человек не способен сосредоточиться, то обучение должно быть отложено или отменено. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, холод – все это мешает процессу обучения и потребует от сестры особых навыков.
Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.
2. Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития (ребенок, престарелый и т. д.).
Прежде чем начинать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека для того, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст человека, его физическое состояние (слабость, истощение и т. д.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объем движений, степень подвижности и т. п.
3. Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляцию, мебель.
Обучение пациента и (или) его близких может быть эффективным, если сестра знает и понимает значимость каждого этапа обучения (учебного процесса). Эти этапы следующие:
— оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников
— определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения
— оценка результатов обучения
Оценка исходного уровня.
Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении весьма специфическим навыкам, например, таким, как застегивание пуговиц, надевание обуви, прием пищи и т. д.
Определение целей, планирование содержания и сферы обучения.
Тема может преподаваться в любой и (или во всех) сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Цели должны быть измеряемыми.
Хорошо поставленная цель содержит три компонента (Мейджер, 1984)
— что предстоит сделать пациенту (например, «должен проходить», «должен знать», «должен уметь» и т. п.) – результат
— временные рамки: даты или интервал времени – «критерий» (например: «20 мин после завтрака», «через неделю» и т. п.)
-кто и (или) с помощью каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например: «с помощью инструктора», «на костылях», самостоятельно» и т. п.).
Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м. ежедневно утром самостоятельно».
При формулировке целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе».
При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».
Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день, и т. д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.
Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи, с чем его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.
Реализация плана обучения.
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае стоит отложить обучение. Если пациент расстроен тем, что он не может выполнить какое-либо действие, которому его обучают, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом спокойствие и терпение.
Обучение пациентов, можно использовать специальную литературу, изданную для них. Подчеркивая важную информацию, сестра помогает человеку сосредоточиться на значимой для него информации.
Необходимо задавать им много вопросов, и пациенты будут демонстрировать те знания и умения, которые они освоили. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и (или) их близкие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, насколько эффективно идет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и наблюдая, как он выполняет новые навыки. В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.
Оценка результатов обучения.
Оценивая результаты обучения, надо дать пациенту понять, что и у других пациентов также возникают вопросы, при этом можно сказать ему: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для поощрения интереса похвалите пациента, когда он задает вопрос, обращаясь к нему со словами «Это хороший вопрос. Я рада, что вы его задали!». Если человек обращается с вопросом, на который сестра не знает ответа, нужно сказать ему, что ей нужно посоветоваться. Очень важно не использовать специальные термины, которые пациент не в состоянии понять. Можно задать основной «оценочный» вопрос, хочет ли пациент, в состоянии ли он выполнить поставленную перед ним задачу и использовать новую информацию. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать приобретенные знания и умения. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.