Что такое эффект фрейминга

«Рамочное» заблуждение: как ему противостоять?

Эффект фрейминга — это одна из ловушек нашего сознания. Избежать ее можно, но для этого нужно изучить матчасть и подключить критическое мышление. О том, как это делать и как научиться не зависеть от стереотипов и установок в голове, подробно рассказывается в полезном курсе Викиум.

Ниже — ключевые моменты об эффекте фрейминга, о которых нужно знать всем.

Суть этой ловушки мозга в том, что если один и тот же набор альтернатив обрисовать по-разному, то это очень повлияет на их выбор людьми.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга
Немного истории

Впервые о зависимости решения от контекста заговорил французский медик Огюстен Шарпатье. Еще в 1891 году он открыл иллюзию размера-веса: если показать человеку два предмета равной массы, но разного объема, то человек решит, что более крупная вещь тяжелее.

Очень много для развития темы эффекта фрейминга сделали Амос Тверски и Даниел Канеман. В начале восьмидесятых годов ХХ века они провели показательное исследование, которое в свете современных реалий звучит ну очень актуально.

Участникам смоделировали ситуацию, в которой жизням 600 человек грозила страшная эпидемия. Испытуемые должны были выбрать одну из двух программ для противостояния вирусу. Если они примут план «Вихрь», 200 человек спасутся (такой вариант выбрали 72 % респондентов), а при применении плана «Смерч» есть 33% вероятности, что 600 человек спасутся, и 66% — что спасти не удастся никого. За этот план проголосовали лишь 28% человек.

Во втором случае перспективы изложили иначе: если будет принята программа «Буран», 400 человек погибнут (этот план приняли 22% участников); если же будет реализована программа «Шторм», шанс, что все выживут, равнялся 33 %, вероятность гибели всех — 66% (за это отдали голоса 78% опрошенных).

Если внимательно посмотреть, то перспективы у «Вихря» и «Бурана» — одни и те же! Но взгляните, как по-разному распределились голоса! Все зависело от подачи информации и человеческой психологии.

Есть и другие примеры эффекта фрейминга. Скажем, чуть более раннее исследование, которое выясняло, как формулировка вопросов порождает ложные воспоминания.

Участникам показали видео с ДТП, а затем спросили: «С какой скоростью двигались эти автомобили, когда столкнулись?» Правда, в каждой подгруппе термины различались: кому-то говорили, что машины «врезались», кому-то — что «налетели друг на друга», а кому-то — просто «задели» или «ударились». И хотя ролик был один и тот же, восприятие скорости напрямую зависело от «скоростных» характеристик глагола.

Но это не точно

Почему так происходит? Канеман и Тверски объясняют этот феномен с помощью понятия «неприятие потерь»: люди принимают столь разные решения в зависимости от описания ситуации в терминах выигрышей или потерь.

Однако у данной концепции есть и критика. Например, исследователь Джеймс Дракмен доказал, что эффект фрейминга сходит на нет, если людям предоставляют рекомендации, которые заслуживают доверия. Так, в том же примере с программами по спасению от вируса вопросы переформулировали — получалось, что один план отражает позицию республиканцев, а другой — демократов. При таком раскладе сила влияния когнитивного искажения на человеческие решения существенно снизилась.

Устранить эту ловушку сознания можно и если изложить проблему на другом языке. А так как у с ним у человека эмоциональная связь слабее, чем с родным, то он будет принимать не столь предвзятые решения.

Кроме того, исследования продемонстрировали слабость эффекта фрейминга, если люди принимали решение за других. Например, в каких-то финансовых вопросах, когда испытуемые не чувствовали большой ответственности за свои решения, если их последствия напрямую не затрагивали их самих.

Источник

Эффект фрейминга

Как способ представления информации может повлиять на принятие решений.

Что такое эффект фрейминга?

Эффект фрейминга возникает, когда люди принимают решение на основе способа представления информации, а не только на основе самих фактов. Одни и те же факты, представленные двумя разными способами, могут привести к тому, что люди примут разные суждения или решения. В поведенческих финансах инвесторы могут по-разному реагировать на конкретную возможность в зависимости от того, как она им представлена.

Эффект фрейминга в финансах

Формулировка, или то, как «сформулирована» инвестиция, может заставить нас, как инвесторов, изменить наши выводы о том, хороша или плоха инвестиция.

Что интересно, когда инвесторы не уверены во всех фактах или в ситуации, когда существует множество неизвестных факторов, существует высокая вероятность рефлексивного принятия решения. Таким образом, вероятность попадания под влияние эффекта фрейминга также повышается.

Ниже приведены некоторые примеры предвзятости в финансах:

Очевидно, что вариант 2 лучше отражает отчет о доходах. То, как он представлен — как улучшение по сравнению с предыдущим кварталом, — придает числу EPS более позитивный оттенок.

Защита от эффекта фрейминга

Как вы можете защититься от эффекта фрейминга? Одна из вещей, которую вы можете сделать как инвестор, — это всегда оспаривать формулировки. Подумайте о том, чтобы перефразировать информацию, которую вы читаете, и посмотрите, какое влияние, если таковое имеется, это окажет на ваши выводы. Главное — стараться применять логический, рефлексивный подход к принятию решений и избегать импульсивных, рефлексивных решений.

Например, отчет об исследовании акций может содержать множество мнений и предубеждений, включенных в исследование. Постарайтесь убрать все редакционные/осуждающие комментарии и смотрите только на ключевые цифры и основные предположения, положенные в основу оценки. Затем сделайте собственные выводы, а не руководствуйтесь тем, как вам преподносят информацию.

Дополнительные ресурсы:

Спасибо, что прочитали это руководство Finansistem по пониманию того, как предвзятость играет роль в поведении инвестора. Ознакомьтесь с курсом Finansistem «Поведенческие финансы», чтобы узнать гораздо больше!

Дополнительные полезные ресурсы включают:

Источник

Фрейминг это в психологии? Когнитивные искажения примеры.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Фрейминг это в психологии? Когнитивные искажения примеры. Как рамки влияют на наш выбор? Мы путаем карту и территорию. Мы делаем не рациональный выбор.

Доброго всем дня, уважаемые ветераны переговоров и молодые земляне, у которых славные переговорные баталии только впереди!

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Блок 1. Фрейминг. Игровая модель реальности.

На носу нашего судна, идущего по бушующим волнам океана жизни, 1 сентября 2018 г. Что это значит – все знают! Мы сами, наши родные, друзья, наши дети или внуки снова пойдем учиться в школы, гимназии, лицеи, колледжи, университеты и пр.

Именно ВЫ оказались статусным человеком (генералом, мэром, губернатором, президентом), который должен принять ключевое решение. На момент захвата в школе оказалось 900 человек (дети, учителя, родители). Это означает, что жизни всех 900 заложников в любой момент оборвутся. Теперь у Вас два варианта действий и оба ПЛОХИЕ.

ВИДЕО “Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!”

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Блок 2. Фрейминг. Сценарий 1.

Какой вариант Вы выберете? Ваш ответ?

Блок 3. Фрейминг. Сценарий 2.

Теперь по-другому сформулируем два варианта действий.

Какой вариант Вы выберете сейчас? Ваш ответ?

Блок 4. Фрейминг. Выводы.

Рамки определяют выбор.

С одной стороны,

С другой стороны,

Статья «За что я не люблю здравый смысл»

Возможно, Вы сделаете предположение, что профессионалы, эксперты ведут себя иначе и не подвержены эффекту фрейминга. Но это не так. При отсутствии на постоянной основе системного мышления и привычки видеть «мир наизнанку», рамочная подача информации определяет наш выбор.

Поэтому большинство из нас предпочтет стабильный оклад на работе в 50 000 руб, а не зарплату, состоящую из двух переменных: 35 000 руб (оклад) + 35 000 руб (бонус).

Даже «продажники» при условии постановки им целевой задачи (сложной) со значительным бонусом будут «тормозить» и большинство не справится. Тогда как невыполнение той же самой сложной целевой задачи, если будет «караться» значительным штрафом, то лучше заставит «двигать поршнями». Страх потери «денег в кармане» ПЕРЕВЕШИВАЕТ удовольствие получить «деньги в карман» у большинства из нас. Примерно 20 – 5% людей (в зависимости от профессиональной принадлежности, личностных качеств, присутствия мотивов, предыдущего опыта работы) смогут преодолеть СТРАХ и масштабировать ВЫГОДУ. Но опять же ТОЛЬКО в определенное время и при конкретных обстоятельствах. А в других условиях выбор станет обычным, как у большинства.

Статья «Неравные возможности»

Блок 5. Фрейминг. Шаблон мышления предпринимателя.

В переговорах с предпринимателями я часто слышу вопросы: «Сколько я заработаю на этом?», «Что мне это даст?»

Можно ответить в позитивном ключе, что Вы получите увеличение продаж в 2 раза и это будет правда. Выручка компании действительно вырастет с 500 млн до 1 млрд. И не ответить в негативном ключе, что Вы получите долговую нагрузку на 5 будущих лет, которая обанкротит Вас, если спрос на рынке поменяется или конкуренты начнут вести агрессивно, или ваш финансовый директор ошибется с расчетами.

Предприниматели не всегда на переговорах задают вопросы: «Сколько я должен буду вложить денег, энергии, времени?» А если и задают, то при наличии симпатии к проекту бережно пестуют свой оптимистичный прогноз.

И никогда на переговорах я не слышал от предпринимателей вопрос: «Подскажи, Владислав, в чем я ошибаюсь, где допустил ошибку, что не учитываю, какие вопросы не задал, в чем моя проблема?»

Нужна ли предпринимателям ПРАВДА? Номинально, да! Фактически, мой опыт общения с ними часто говорит об обратном. Срабатывает эффект фрейминга. Потому что предприниматели тоже люди и периодами живут в своих иллюзиях.

Статья «Ответственность президента»

Заказывайте мою услугу “Переговоры – Коучинг”

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Блок 6. Фрейминг. Правильные вопросы самому себе.

На этом сегодня все! Правильного Вам выбора! И спрашивайте хотя бы иногда человека в зеркале:

– Что ты делаешь неправильного?

– Что ты не делаешь правильного?

Мне такие вопросы помогают избавляться от иллюзий.

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, поставьте свой лайк, поддержите автора своим позитивом, ведь Вы хороший человек и умеете это делать! И напишите свой комментарий, Ваше мнение услышат тысячи людей, это круто, правда ведь!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Держи нос по ветру, друг! Пока!

Источник

Приемы: Фрейминг

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое фрейминг

Выделение важных с точки зрения сюжета объектов — одна из главных задач композиции. На помощь приходят линии третей, диагонали, перспектива, а также свет, цвет и формат кадра. Но иногда для привлечения внимания к отдельному событию, герою или детали основных границ оказывается недостаточно. В этом случае может использоваться фрейминг («внутрикадровое кадрирование» или «рамочное обрамление»).

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Кадр из фильма «Бразилия» (1985)

Суть приема (от англ. frame — рамка) заключается в ограничении главных объектов композиции другими элементами. Речь может идти как о поиске естественных рамок, так и о постановке искусственных конструкций перед объектом в момент съемки. В качестве рамки используется что угодно — окно, дверной проем, фигуры людей, листья на деревьях или любые предметы, которые создают дополнительную границу внутри кадра.

Для чего используется

Фрейминг применяется не только в изобразительном искусстве, но и в медиа — как форма подачи информации. Естественно, это разные подходы, но главная цель одна — фокусировка внимания. При этом в живописи, в фотографии и в кинематографе фрейминг наряду с практической выполняет художественную функцию — создает иллюзию тайны, перемещая зрителя в кинореальность. Эти функции могут сменять друг друга, помогая добиваться нужного в конкретном отрезке повествования эффекта.

Рассмотрим, в каких фильмах прием фрейминга позволял правильно расставить акценты, где давал нам возможность посмотреть на ситуацию с необычной стороны, а в каком случае рамочное обрамление стало одним из ингредиентов рецепта красивой картинки.

Сцена из фильма «Сияние» (1980)

В «Бразилии» (1985) Терри Гиллиама фрейминг также привлекает внимание к отдельным событиям. Перемещаясь по небольшим комнаткам Министерства информации, камера постоянно натыкается на различные конструкции, которые как бы сжимают людей, превращая их в винтики рабочего механизма. Наиболее яркий фрейминг в сцене, где Сэм Лаури объявляет, что уничтожил данные о Джил Лейтон из компьютера Министерства. Здесь этот прием одновременно привлекает к персонажам, вовлекает в историю в качестве наблюдателей и придает всему эпизоду иллюзорное, фантазийное звучание. Верхний ракурс показывает влюбленных через воздушные ткани, а затем скрывает от глаз любопытных зрителей.

В «Интерьерах» (1978) Вуди Аллена часто можно наблюдать, как окна становятся фоном для портретов героев. Как правило, это силуэтный ракурс, либо профиль. Используя окна в качестве удачного светового решения, оператор Гордон Уиллис с их помощью строит дополнительные рамки внутри композиции, которые несут смысловую нагрузку. Окна становятся границами между внутренним и внешним миром, превращают героинь в пленниц собственной жизни, фокусируют внимание на отдельном персонаже. Интересно, что Аллен изначально хотел назвать фильм «Окна».

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

У Ричарда Айоади в «Двойнике» (2013) фрейминг разделяет двух персонажей, сыгранных Джесси Айзенбергом. В некоторых сценах рамки выделяют то скромного Саймона, подчеркивая его замкнутый характер, то его альтер-эго — Джеймса. Наряду с размытием переднего плана используются и четкие конструкции, например, двери лифта, рабочие кабинки, длинные коридоры, в которых герой кажется еще незначительнее, незаметнее.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

В «Миллионере из трущоб» (2008) при активной ракурсной съемке с разных углов и расстояний в кадр постоянно попадает множество деталей. Благодаря интересному расположению одних объектов относительно других Дэнни Бойл и оператор Энтони Дод Мэнтл отражают общую атмосферу места и диктуют направление зрительского взгляда. Хорошо это видно в сцене погони полицейского за мальчишками в начале фильма (примерно на 8-й минуте): когда камера отдаляется от героев, нам видны только их фигурки, затерявшиеся в лабиринте бедных кварталов. К слову, Мэнтл снимал «Догвилль» фон Триера такими же верхними планами, а внутренние границы в кадре создавали схемы на сцене.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

В «Подглядывающем» (1960) Майкла Пауэлла часть событий мы видим через видоискатель камеры. Она становится субъективным взглядом, совпадающим с глазами главного героя. При этом визуально все работает именно с помощью фрейминга, сетка видоискателя разделяет экран на фрагменты — получается буквально кадр в кадре.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Роман Полански в «Жильце» (1976) выбирает в качестве декораций темные коридоры, тусклый свет, путаные лестничные пролеты, разбитые стекла, грязные зеркала. Эти ломаные линии оказываются лучшим образным решением для раскрытия всех ужасов терзаний главного героя. Зловещая атмосфера особенно нарастает в моменты, когда бедный служащий смотрит из окна квартиры на самого себя, стоящего в окне напротив. Наблюдателем здесь становится и сам герой, и зритель — сцена снята из-за плеча, а в кадре видны границы сразу двух окон.

Классик поэтического языка киноповествования Вонг Кар-вай наряду с отражениями, субъективной камерой, различными ракурсами и крупными планами часто использует внутрикадровую фокусировку, помещая героев в естественные рамки — дверные проемы, оконные рамы, решетки, зеркала. В его трилогии «Дикие дни» (1990), «Любовное настроение» (2000) и «2046» (2004) фрейминг можно увидеть на протяжении всего хода повествования.

В «Диких днях» он служит для выделения героев в моменты особенно сильных переживаний — словно отгораживает фигуры, подсказывая, на что стоит обратить внимание. В «Любовном настроении» камера пролетает через открытые окна, подглядывая за героями, подслушивая их разговоры, делая зрителя незаметным участком процесса. В «2046» смешивается несколько подходов, в числе которых один из любимых у режиссера — дверной проем. Он позволяет строить многоуровневые планы, создает глубину пространства, а нам дает возможность перемещаться в реальность фильма и вместе с героями блуждать по местам действия.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Наконец, «Мои черничные ночи» (2007) почти полностью сняты через призму других предметов. Мы наблюдаем за героями через оконные витрины, причудливые надписи на стеклах, занавески, боке вечерних огней, различные цветовые блики или смотрим через плечи их собеседников, будто принимая непосредственное участие в разговоре. Кадры практически никогда не бывают «чистыми», минималистичными — в них всегда очень много деталей на переднем плане. Они скрывают героев, предоставляя зрительскому взгляду самому искать замочную скважину для подглядывания.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Многие моменты в фильме Томаса Штубера «Между рядами» (2017) показаны сквозь стеллажи продуктов, решетки, окна, кабинки — камера снимает все с разных углов, но всегда через что-то. Фрейминг в этом случае логично дополняет сюжет — тут не только зрители, но и сами герои подсматривают за коллегами и посетителями, да и на свои жизни глядят словно чужими глазами.

Есть и эстетическая польза от необычного обрамления объектов. Кинематографисты могут позволить себе ввести в сюжет несколько видов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, при этом наполняют фильм выразительными образами и усиливают впечатление от отдельных сцен.

В коротком видео Джон де Борман, оператор «Воспитания чувств» (2008) объясняет, как решение снимать героиню Кэри Маллиган в машине, показывая другого персонажа через отражения в стекле, позволило наглядно выразить мысли и чувства девушки. А работа с фокусом избавила от необходимости менять планы и прибегать к монтажу, чтобы показать происходящее в двух местах одновременно.

Прямые линии сцены и темный силуэт Кейт Бланшетт в кадре «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008) не влияют на суть сюжета. Это в первую очередь красиво с визуальной точки зрения. Четкая граница сцены делает перспективу композиции более глубокой и выразительной.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Что важно учитывать

Использование фрейминга не всегда влияет на практическую или художественную значимость сцены. Скажем, фильм может быть снят в каком-то большом доме, и тогда персонажи неизбежно будут оказываться в дверных проемах, на фоне окон или смотреться в зеркала. Обрамление объектов становится дополнительным источником информации о героях в тех случаях, когда замкнутые пространства, либо «подглядывание» с помощью камеры логично дополняют сюжет. В любом случае при введении в композицию кадра дополнительных рамок особое внимание уделяют:

соотношению между границами и объектом;

построению глубинных мизансцен;

открытой или закрытой структуре кадра;

статике и динамике сюжета.

Если фрейминг используется в нелинейных композициях, на первый план выходят цвета, необычные световые схемы, неровные силуэты предметов, а при линейном подходе ценятся прямые структуры и четкие контуры. Иногда обрамление даже создает некоторое препятствие для взгляда.

Что такое эффект фрейминга. Смотреть фото Что такое эффект фрейминга. Смотреть картинку Что такое эффект фрейминга. Картинка про Что такое эффект фрейминга. Фото Что такое эффект фрейминга

Кадр из фильма «Дикие дни» (1990) / Фото: In-Gear Films

Таким образом, один статичный кадр, выстроенный с помощью различных техник и приемов способен незаметно расставить акценты в сюжете, привлечь внимание к неочевидному, сделать зрителя участником событий или создать яркий и запоминающийся визуальный образ. (..tvkinoradio)

Источник

Эффект фрейминга: как когнитивные искажения влияют на решение о редизайне

Принципы психологии и поведенческой экономики часто помогают дизайнерам создавать интерфейсы, указывающие пользователям нужное направление. К примеру, теория перспектив и боязнь потери учат нас, что, позволив пользователю попробовать сервис прежде, чем зарегистрироваться, можно увеличить количество регистраций. По такому принципу работает приложение по планированию поездок — Roadtrippers.com. Оно позволяет пользователям незамедлительно ввести пункт назначения и начать строить маршрут без создания учетной записи. После того как пользователи потратили собственное время на изучение интерфейса и планирование маршрута, у них быстро возникает чувство собственности и появляется стимул создать аккаунт, чтобы не потерять проделанную работу.

Большинство решений UX дизайна не имеют один правильный ответ. Они скорее зависят не от компромиссов, а от контекста. Следовательно, особенно уязвимы перед эффектом фрейминга.

Эффект фрейминга (от англ. frame — рамка) — контекст, который используется для объяснения идеи, вопроса. Обрамление сильно влияет на наши интерпретации и выводы, подчеркивая (или игнорируя) некоторые аспекты ситуации.

Фрейминг — хорошо известное психологическое явление. Психологи Даниэль Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) исследовали, как эффект фрейминга влияет на принятие решений людьми. Они обнаружили, что одна и та же информация может привести к противоположным выводам, в зависимости от того, какая формулировка используется для ее представления. Например, цена, представленная как скидочная, привлечет больше покупателей, чем та же цена без этикетки «скидка». Фрейминг влияет на все аспекты работы UX — от интерпретации результатов исследований до выбора вариантов дизайна.

Как фрейминг влияет на дизайнерские решения

Представьте, что вы разрабатываете дизайн сайта и только что завершили юзабилити-тест с участием 20 пользователей. Один из вопросов был связан с функцией поиска, так что теперь у вас есть количественные показатели того, как много людей смогли найти и воспользоваться этой функцией.

Результаты могут быть представлены двумя различными способами:

Логически, оба варианта описывают один и тот же результат — объективные данные. Но, как и большинство людей, вы можете сделать разные выводы в зависимости от формулировки.

Это утверждение недавно было проверено в ходе онлайн-тестирования, в котором приняли участие 1037 пользователей UX. Участникам случайно показывали одну из версий результатов гипотетического исследования: половина увидела негативный вариант и половина — позитивный. Всем был задан один и тот же вопрос: «Нужно ли изменить функцию поиска по сайту?»

Точная формулировка, используемая для описания вывода, — утверждает ли она позитивный результат или негативный — по большому счету не важна. Но, как показано на диаграмме ниже, пользователи, которые видели негативное истолкование результатов, на 31% чаще говорили, что дизайн надо переделывать, чем те, кто видел те же результаты, но в положительной формулировке. (Только 39% пользователей, которым был представлен успешный результат, поддержали идею редизайна, но среди пользователей, видевших негативную формулировку, 51% высказались за редизайн, — на 30,7% больше по сравнению с группой «успеха». В случае, если вам интересно, эта разница является статистически значимой при Читайте также: Как не испортить редизайн сайта: научно обоснованная стратегия

Как нейтрализовать искажения фрейминга

Фрейминг играет важную роль в процессе принятия решений. Полностью избавиться от него было бы невозможно и даже вредно, так как без контекста вы не могли бы сравнить варианты.

Хитрость заключается в том, чтобы понять, какой контекст нужно выделить, не упустив важную информацию. Три стратегии, представленные ниже, помогут вам минимизировать влияния искажения обрамления:

1. Не торопитесь, принимая решения по использованию фрейминга. Наиболее точные и значимые решения можно принять, потратив достаточное количество времени на то, чтобы четко продумать контекст. Рассмотрим количество времени, потраченное на планирование и запуск исследования юзабилити: для запуска теста для 20 пользователей, вероятно, потребовалось более 40 часов. Потратив немного больше времени на продумывание исследования, вы сможете повысить ROI от общего объема инвестиций.

2. Соберите больше контекста, прежде чем принимать решение. Как и пользователи, которые признали, что они были не уверены в ответе, – признайте (хотя бы для себя!), что у вас нет достаточных данных, чтобы сделать осознанный выбор. Тогда подумайте, как бы вы могли узнать больше о ситуации.

3. Экспериментируйте с различными вариантами фрейминга. Попробуйте сформулировать ваш вопрос с противоположным смыслом или с другой точки зрения. Потратьте несколько секунд, чтобы просто повернуть точку зрения с положительной на отрицательную или сосредоточьтесь не только на проценте негативных отзывов, но и на фактическом числе затронутых людей. Это и есть быстрый способ проверить, подвергается ли ваше мнение чрезмерному влиянию эффекта фрейминга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *