Что такое эбби терапия
АВА-терапия
Ава-терапия. Что это такое?
АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.
Записаться на прием
Показания к назначению АВА-терапии
Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма. Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:
Как работает АВА-терапия для аутистов?
Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм. Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.
Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроения, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми»…
Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей…
Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.
АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка аутиста в лечении. Сколько стоит
Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии
Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.
Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.
Преимущества АВА-терапии
Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.
Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»
АВА-терапию начинают, примерно, с 1,5-2 летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.
Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1час, с переменами в 3-5мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.
На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.
Как АВА-терапия помогает детям с РАС
АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики ABA-терапии, по которым занимаются дети с РАС — расстройствами аутистического спектра.
Алена, для каких деток подойдут методики, о которых сегодня пойдет речь?
Я обучаю детей с расстройствами аутистического спектра (сокращено РАС) новым навыкам. У таких деток помимо основного диагноза могут быть сопутствующие диагнозы, которые также сопровождаются задержкой психического и речевого развития.
Диагноз «РАС» обычно ставят детям старше трех лет на консультации у психиатра. Родители начинают искать ребенку терапию, и чаще всего выбирают АВА-терапию и сенсорную интеграцию.
В чем заключается терапия?
Терапия заключается в том, чтобы обучить ребенка отсутствующим навыкам, которые должны быть у него в этом возрасте, максимально приблизить его к типично развивающимся сверстникам. Название этой научной дисциплины — Прикладной Анализ Поведения, Applied Behavior Analysis или сокращенно ABA-терапия.
Чаще всего ко мне приходят с запросом на развитие речи, либо когда у детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, но начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.
Так как дети с диагнозом «аутизм» обычно начинают говорить позже, чем сверстники, они, как правило, не используют языковые навыки для коммуникации. Такие детки не замотивированы на социальные взаимосвязи и на коммуникацию. Чтобы наладить сотрудничество с ребенком, можно использовать сенсорную интеграцию, сенсорные и двигательные поощрения, игрушки — все, что может замотивировать ребенка контактировать и заниматься со специалистом.
Работая в рамках метода Прикладного Анализа Поведения для детей с аутизмом, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься. Мотивация и поощрения напрямую способствуют обучению. Если ребенок не замотивирован, он будет избегать занятий, а значит не будет учиться ничему новому.
То есть суть в том, чтобы ребенок захотел идти на контакт?
Конечно! Мы должны замотивировать ребенка, это задача специалиста. Все занятие построено на мотивации и поощрении, и я постоянно поддерживаю их актуальность для ребенка.
Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Специалист ищет поощрения, за которые ребенок будет готов заниматься без нежелательного поведения, тогда процесс обучения новым навыкам будет проходить быстрее.
Работая в рамках методики Прикладного Анализа Поведения, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься.
Как проходит работа, если ребенок не говорит?
Я наблюдаю за ребенком и выявляю, что его интересует, какая у него мотивация. Важно разобраться, как он воспринимает обращенную речь, использует ли речь сам, чтобы коммуницировать со взрослыми, и как именно он это делает.
Для начала нужно определить цель, которую мы преследуем. Специалист выявляет существующие навыки, индивидуальные особенности, преграды в обучении, определяет, имеется ли у ребенка имитация. Проводится анализ, соответствуют ли имеющиеся навыки навыкам типично развивающихся детей этого возраста.
На основании этих данных будут определены «риски» и «успехи», с которыми может столкнуться ребенок, прописаны цели и программа для обучения ребенка новым навыкам. Здесь же учитываются данные о «команде» людей, помимо специалиста, которые будут помогать ребенку обобщать полученные навыки и поддерживать их вне учебных занятий.
Когда индивидуальные навыки ребенка относительно вербальной коммуникации определены, специалист выбирает между вербальной или альтернативной коммуникацией — с помощью карточек «ПЕКС» (PECS) или жестов.
Карточки «ПЕКС» (PECS) — инструмент альтернативной коммуникации. На карточках изображен предмет или действие, с которыми «неговорящие» дети могут обратиться ко взрослому, чтобы что-то попросить или прокомментировать.
Какие еще есть навыки?
Есть навыки говорящего и слушающего. Навыки просьбы, наименования, визуального восприятия, игровые навыки, навыки крупной и мелкой моторики, навыки имитации, навыки сопоставления, социальные навыки, групповые навыки, навыки ответа на вопрос (интравербальные навыки), графомоторики, счета и многие другие.
Почему ребенок не выполняет инструкции?
Причин может быть много. Ребенок может не понимать речь в принципе, конкретное предложение или его часть. Ребенок может не хотеть выполнять то, что его просят. Это естественно, если ребенок занят чем-то интересным.
Также у ребенка могут быть физиологические трудности с восприятием речи. Об этом можно узнать у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха ребенка.
Выходит, если у ребенка отсутствует навык, он не зарегистрирован в его психике?
Все, что мы умеем делать в жизни — наученное поведение. Речь и выполнение инструкций в том числе.
Мы все когда-то учились самым простым вещам. Смотрели на движущиеся предметы, тянулись к ним, смотрели, как кто-то стучит, и стучали сами, видели, как кто-то хлопает, и тоже хлопали. Радовались, когда вся семья тебе хлопает, потому что ты танцуешь первый раз в свои полтора года.
Ребенок начинает танцевать, чтобы получить социальную похвалу — аплодисменты и похвалу «Молодец!». Добавляет новое движение — получает поощрение. Так типично развивающийся ребенок обучается новым движениям «танца» получая похвалу от взрослого.
Почему у деток с аутизмом не происходит такой реакции?
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
При работе с навыками, мы всегда ориентируемся на типично развивающихся сверстников, какие навыки есть у них. К определенному возрасту у ребенка должны быть развиты определенные навыки. Мы выявляем отсутствующие навыки ребенка, определяем, как мы будем их развивать, кто будет «работать в команде» со специалистом, какие навыки уже присутствуют у ребенка. Важно учесть индивидуальные особенности, преграды в обучении и особенности развития.
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
Правильно, что аутисты учатся всю жизнь?
Чтобы максимально приблизиться к типично развивающимся сверстникам, ребенок должен с раннего возраста заниматься по курсу АВА-терапии не менее сорока часов в неделю в течение трех лет. Без перерывов, без выходных, без отпусков. Три года — при условии, что у ребенка нет органических нарушений ЦНС. Это научно подтверждено в исследованиях американских специалистов. Таким детям даже могут снять диагноз «аутизм». Конечно, все дети разные, и все очень индивидуально.
Также для успеха терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только на индивидуальных занятиях, но и дома, и в учебных учреждениях.
Необходима отлаженная команда:
Перечень специалистов зависит от целей, которые мы ставим при обучении ребенка.
Если ребенок ходит в детский сад, как выстраивается работа?
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки. Это распространяется и на работу с нежелательным поведением.
Перед тем, как приступить к курсам ABA-терапии, специалисту необходимо изучить окружающую среду сада. В программу в придачу к особенностям ребенка должны быть включены особенности детского сада, возможности и включенность воспитателей и других специалистов, которые там работают.
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки.
Как проходит работа с нежелательным поведением? Как отучить ребенка с РАС что-то делать?
При работе с нежелательным поведением необходимо провести Функциональный Анализ поведения (ФА), а именно выяснить цель, которую достигает ребенок, когда ведет себя «плохо». При длительном прямом наблюдении специалист собирает данные о поведении, окружающей среде, а также изменениях в ней, которые могут влиять на поведение ребенка. Определяются имеющиеся навыки, определяются риски относительно данного поведения.
Далее строится работа по обучению новому социально одобряемому обществом поведению, параллельно ведется работа по поддержанию нового поведения. Это далеко не весь перечень работы, которая проводится при функциональном анализе. Она имеет большее количество нюансов и очень индивидуальна для каждого ребенка.
Функциональный Анализ — это очень сложная работа, которая требует большого опыта и слаженной работы команды специалистов и родителей по индивидуально разработанному плану коррекции.
Получается задача — найти «ошибки» поведения и индивидуально составить программу?
Это не ошибки поведения. Окружающая среда и те изменения, которые в ней происходят, запускают или останавливают наше поведение, впоследствии его формируя.
Сидите вы, вяжете, например, и вдруг звонит городской телефон. Изменения в окружающей среде, а именно звонок телефона, заставляют вас изменить поведение — остановиться, встать, подойти к телефону и взять трубку. Ваше поведение изменилось, потому что появился некий объект в окружающей среде, который остановил поведение «вязать» и одновременно запустил поведение «встать и подойти к телефону».
Другой пример: в момент звонка телефона вы не вяжете, а, например, купаете в ванной свою трехлетнюю дочь. Тут вы скорее всего не пойдете в другую комнату, чтобы взять телефонную трубку. Вы не оставите дочь одну в ванной.
Появление или исчезновение стимулов (объектов, действий) в окружающей среде может менять наше поведение. Все изменения в окружающей среде так или иначе изменяют наше поведение. Для написания индивидуальной программы и проведения функционального анализа специалисту необходимо выявить стимулы окружающей среды, которые влияют на поведение ребенка, и риски, с которыми может столкнуться «команда».
АВА-терапия (прикладной анализ поведения)
В АВА-терапии фактором, которым можно манипулировать для изменения поведенческих реакций ребенка, является внешнее следствие, которое заключается в положительной или отрицательной оценке конкретного поведенческого акта. Метод АВА-терапии основывается на применении поощрения и награждении ребенка за осуществление нужного поведения для мотивации его впоследствии выбирать эту же поведенческую реакцию в схожих ситуациях, или применении наказания (неодобрения) или отсутствия поощрения в случае ненужных поведенческих реакций. Проще говоря, если поведение было вознаграждено, то велика вероятность, что оно снова повторится, а если после совершения какого-либо поступка за ним последовало наказание, то поведение не повторится.
Большой и конечной целью АВА-терапии является обучение ребенка способам самостоятельного освоения окружающего мира.
Для кого предназначена ABA-терапия?
Метод ABA-терапии зарекомендовал себя как эффективный и единственный научно доказанный метод избавления от нежелательного поведения при расстройствах аутистического спектра (РАС) и чаще применяется именно в этом случае. Дети с аутистическими расстройствами часто склонны отказываться от взаимодействия со взрослыми, плохо идут на зрительный и вербальный контакт. Они не хотят повторять за родителями при попытках обучения их каким-либо навыкам, поэтому необходимо встроить их в обучающий процесс по системе ABA с помощью специалистов.
ABA-терапия также применяется в коррекции поведения нейротипичных детей, то есть таких, у которых нет РАС, но у которых имеется проблемное поведение. Метод также применяется при наличии у детей нарушений концентрации внимания, нарушений в развитии моторных или сенсорных функций, а также трудностей в освоении абстрактных понятий.
Чаще всего к выбору ABA-терапии в качестве метода коррекции поведения прибегают, когда родители и близкие не могут контролировать поведение ребенка, когда он не слышит просьб и не реагирует на запреты, не откликается на свое имя. Кроме того, ребенок может быть не склонен к общению, его речь развита плохо или он вообще не говорит, и, как следствие, не может выражать свои желания и мысли. Все эти факторы способствуют появлению нежелательного, дезадаптивного поведения и становятся причинами необходимости осуществлять корректирующие мероприятия.
Резюмируя, работа по методу АВА подходит для коррекции поведения:
Несмотря на то, что в ABA-терапии существуют терапевтические модели, подходящие и для детей, и для взрослых, следует помнить о том, что коррекция неверно сформированных паттернов поведения наиболее действенна в раннем возрасте, когда поведение еще не успело закрепиться.
Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи ABA-терапии
Метод ABA-терапии способствует улучшению в нескольких сферах жизнедеятельности ребенка и в целом помогает повысить качество взаимодействия с миром.
К конкретным проблемам, которые может решить ABA-терапевт, относят:
Этапы ABA-терапии
Выделяют несколько этапов работы ABA-терапевта.
Диагностика. При первой встрече проводится тестирование умений ребенка и беседа с родителями. Специалист оценивает поведение ребенка, выделяет особенности его поведенческих реакций, определяет основные индивидуальные проблемы. На данном этапе учитывается также наличие расстройств, связанных с нарушением работы головного мозга, неврологические заболевания и т.д.
Составление программы. ABA-терапевт, составляя план занятий, основывается как на запросах родителей, так и на результатах наблюдения за ребенком. Структура занятий выстраивается индивидуально с каждым ребенком. Персональная программа занятий включает занятия с терапевтом и самостоятельные занятия родителей с детьми дома.
Занятия. В ходе занятий с АВА-терапевтом ребенок вырабатывает необходимые навыки и умения. Одновременно дети могут осваивать несколько поведенческих реакций, однако, это варьируется в зависимости от содержания поведенческого акта и особенностей ребенка. Дома родители закрепляют сформированные навыки, для этого ABA-терапевт предлагает им набор конкретных инструкций.
Занятия проводятся по принципу усложнения. Работа начинается с самых простых действий, например, с поиска предмета на полке. Сначала специалист высказывает просьбу и подсказывает ребенку, как он должен это сделать. Потом ребенок научается совершать действие по просьбе терапевта уже без подсказок. При успешном совершении действия ребенка ждёт награда (чаще всего в виде поощрения выступают наклейки, игрушки, также это может быть поощрение словом либо выполнение какого-то другого желания ребенка).
Когда ребенок осваивает несколько простых умений, задание усложняют. Например, меняют обстановку или просят другого человека предложить ребенку сделать то, что он уже научился делать по просьбе терапевта в привычном ему кабинете.
Постепенно ребенок осваивает все больше новых навыков и адаптивных поведенческих реакций. Обучение считается успешным, если ребенку достаточно 1-2 повторений нового действия, чтобы он научился ему и смог без подсказок повторить.
В ходе занятий ребенок учится использовать модель поведения в разных ситуациях, что также способствует развитию его самостоятельности.
Длительность занятий
Для освоения ребенком нужных навыков и умений программа занятий должна быть интенсивной – в среднем 20-30 часов в неделю. При этом в самом начале обучение по системе АВА-терапии рекомендуется быть более продолжительным, порядка 40 часов в неделю. По мере улучшения поведенческих реакций ребенка и успешном овладении им новыми способами жизнедеятельности количество занятий может снижаться.
В обучающем процессе по системе АВА с ребенком может ежедневно заниматься несколько специалистов разных направленностей. Например, это может быть поведенческий дефектолог, музыкальный терапевт, арт-терапевт и другие. Но также занятия могут осуществляться и непосредственно ABA-терапевтом. Разнообразие специалистов и количество занятий зависит от индивидуального случая, особенности которого обсуждаются на первой встрече.
Важно отметить, что успешность формирования нового поведения зависит не только от терапевта, но и от родителей и близкого окружения ребенка, поскольку большую часть времени он проводит именно в общении с ними. Только слаженная работа ABA-терапевта и родителей приведет к хорошим стойким результатам занятий. Положительные изменения при качественном обучающем воздействии, а также содействии родителей, появляются довольно быстро.
Эффективность АВА-терапии
По результатам исследований, около половины детей с аутизмом, которые прошли обучение по программе АВА, смогли учиться в обычных общеобразовательных школах наравне с другими сверстниками, а у более 90% детей улучшилось состояние и поведение.
Эффективность ABA-терапии обусловлена тем, что в обучении сложные действия делятся на маленькие части, которые осваиваются постепенно с помощью способности к имитации. При этом положительный результат подкрепляется наградой, что также мотивирует ребенка обучаться. Навыки, которые было сложно осваивать ребенку, особенно ребенку с РАС, теперь состоят из небольших последовательных действий, выполнение которых уже требует меньших усилий. Так постепенно ребенок осваивает сложные действия, например, научается внимательно слушать, самостоятельно одеваться и т.д.
Кроме того, положительные результаты применения прикладного анализа поведения достигаются благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку.
В результате АВА-терапии ребенок сможет:
О плюсах, минусах и эффективности АВА-терапии
Сейчас очень многие люди, столкнувшиеся с отклонениями аутистического спектра у детей, знают, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Но у такой известности есть и обратная сторона. Идет много споров о методе АВА-терапии, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения.
В результате число заблуждений, касающихся applied behavior analysis, с каждым годом только растет. Давайте разберемся, с чего начать АВА-терапию для аутистов, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики и почему опасения, касающиеся ее, часто преувеличены.
Суть и эффективность методики
Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям с расстройствами аутистического спектра:
Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.
Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследования, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. И на, то есть несколько причин.
Во-первых, в интернете можно найти много устаревших или просто некорректных данных о методике, а также «страшилок», не соответствующих реальности. Во-вторых, из-за роста популярности АВА-терапии с каждым годом появляется все больше неспециалистов, которые предлагают свои услуги, даже не получив необходимого образования. Чтобы не пополнять их ряды, вы можете обучиться этой методике в АНО ДПО «УрИПКиП». Мы предлагаем программы профессиональной переподготовки:
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для действующих специалистов
Подходит для действующих специалистов
Третья причина заключается в том, что эффективное решение задач АВА-терапии попросту невозможно, если занятия проводятся редко и/или нерегулярно. Согласно результатам исследования Оле Ивара Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будут минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.
Утверждения о неэффективности методики зачастую основаны на личном опыте некорректного лечения. Нередко причина проблем в этих случаях — не сам метод, а низкая квалификация специалиста, нерегулярность и малая продолжительность занятий.
Этапы обучения детей в рамках АВА-терапии
С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.
Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.
После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.
Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.
Плюсы и минусы АВА-терапии
Стоит учитывать, что АВА-терапия — один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но для достижения результата нужен хороший специалист. Если вы предпочитаете эту методику, уделите своему образованию и совершенствованию навыков максимум внимания — и тогда вы сможете предлагать действительно эффективную помощь.