Что такое чувство противоречия
PSYCHOLOGY-BEST.RU — ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
От внутренней работы вашего мозга до внешних проявлений в человеческом поведении. Используйте эти знания, чтобы создать жизнь, которую вы любите.
Противоречивые чувства
Вы когда-нибудь испытывали противоречивые чувства, чувствовали себя счастливым и грустным одновременно? Или же чувства были так смешаны, что вы вынуждены были колебаться между действием и раздумьем? Или может быть разрывались между двумя (и более) эмоциями? Если да, то эта статья Psychology-best.ru должна помочь вам лучше понять, как имеющиеся контрастные чувства могут проявляться.
Две стороны одной медали
На самом деле, то, что обычно описывается как промедление, в основном относится к таким смешанным противоречивым чувствам, или эмоциональной амбивалентности. Как ты можешь действовать решительно, если состоишь из двух противоположных мнений? Несомненно, корни промедлений встроены в эту неприятную эмоциональную биполярность.
Орел и решка – противоположности, но они все еще две стороны одной медали. И люди также состоят из различных граней (хотя их намного больше, чем две). Напряженность между этими частями создает противостояние, которое кардинально отличается от гармонического равновесия.
Примеры эмоциональной биполярности
Приведем несколько примеров из реальной жизни эмоциональной биполярности. Эта ситуация, в которой противоречивые чувства составляют вашу эмоциональную реальность.
Рассмотрим горестную ситуацию любить кого-то, кто не может вам ответить – вековая дилемма неразделенной любви. Почти неописуемое чувство влюбленности – одно из самых позитивных, волнующих эмоциональных состояний, которые только можно представить. Это можно охарактеризовать в таких терминах, как восторг, радость, очарование, блаженство…
Тем не менее, знание, что такое обожание не является взаимным, может вызвать столь же мощное отрицательное эмоциональное состояние, которое также трудно описать по интенсивности. Слова, которые могут быть использованы, чтобы передать это состояние, находятся в диапазоне от печали, сожаления, горя и страданий до отчаянной агонии и тоски. Кроме того, также возможно, что в разочаровании любящий также может испытать третью эмоцию, направленную на объект обожания – а именно, гнев. Ибо в таком состоянии может показаться почти жестоким, что любимый не ответил на их чувства.
Или еще один пример противоречивых чувств. Представьте, что вы только что узнали, что ваш отец, злоупотребляющий алкоголем, только что скончался. Вы были отчуждены от него в течение многих лет – последней каплей было его «заимствование» с вашей кредитной карты, когда он на время остался у вас, и исчез, оставив вас в течение длительного времени погашать долг.
Весть о его смерти приводит вас к тому, чтобы испытать облегчение, зная, что этот лживый, холодный человек ушел из вашей жизни навсегда. Тем не менее, к вашему удивлению, вы обнаружите, что вместе с эмоциями «освобождения» от него вы также испытываете огромное, подавляющее чувство горя. И эти неожиданно мощные и полностью невольные эмоции, действительно, не имеют ничего общего с его уходом. Но связаны с безвозвратной потерей глубоко спрятанных надежд и мечтаний, которые теперь неожиданно всплывают на поверхность, которые вы питали и лелеяли с детства о безопасной и любящей связи с ним. Вы признаете, что ваши непредвиденные, почти безутешные чувства тесно соединились с пониманием, что никогда вы не получите от него одобрения и принятия, которого вы жаждали.
То есть, напряженность в отношениях между, казалось бы, несовместимыми эмоциями, можно понять, анализируя противоречивые чувства, которые, учитывая психологическую динамику, вполне логичны.
Что такое чувство противоречия в любовных отношениях?
Это когда один из партнеров или сразу оба начинают сомневаться, а стоит ли быть вместе дальше. Мы можем наблюдать ситуацию, когда к психологу приходит пара, которая пытается разобраться в отношениях. На первый взгляд может показаться, что оба партнера хотят быть вместе. Но через пару сеансов оказывается, что только подчиненный партнер хочет этого. Главный не может понять свои чувства, он находится во власти противоречий. На практике он не знает быть с любимым человеком дальше в отношениях или нет. Чувство влечения также сильно проявляется, как и отвращение.
При принятии важных решений нет четкого понимания, какой ожидается результат. Мужчины могут сомневаться, стоит ли создавать семью.
Умеренные чувства в отношениях
Некоторые пары создаются сразу с ограничениями в своем развитии. Ведущий партнер сразу определяет потолок развития отношений. Ему нравится его любовный партнер, но он сразу видит его недостатки. Это в будущем не позволит выйти на новый серьезный уровень отношений. Ведущий партнер заведомо не хочет своему партнеру причинять боль, он не показывает свои истинные планы, глубоко прячет свои чувства. Для чего тогда в такой ситуации нужен подчиненный? Действительно, подобного рода отношения создаются в сложной для ведущего партнера жизненной ситуации. Могут быть проблемы на работе, сложности в новом проекте. В этот момент ведущий партнер нуждается в поддержке близкого человека. Как только ситуация улучшается, ведущий партнер может в любой момент разорвать отношения. Зачастую катализатором становится новый любовный партнер. Однако, как только ведущий партнер сообщит о своих намерениях расстаться, его может охватить чувство тревоги и страха.
Амбивалентность: виды, причины, преодоление
Часто амбивалентное отношение к предмету или личности свидетельствует о психическом расстройстве, особенно в том случае, когда оно приобретает навязчивый характер. В основном, люди, которые настоятельно призывают других «определиться или-или», упускают из виду или просто не понимают, что две противоположности, будь то чувства или мысли, могут мирно уживаться друг с другом. Можно и любить, и испытывать неприязнь, и бояться, и желать чего-либо.
Амбивалентность – что это?
Двойственное отношение в психологии называется амбивалентностью. Чаще всего под понятием подразумевают переживание, испытываемое человеком, сознание которого смущают противоположные чувства к тому же объекту.
Швейцарский психиатр Эйген Блейлер считал амбивалентность признаком шизофрении или шизоидного склада характера. Зигмунд Фрейд полагал, что амбивалентность подразумевает изначальную уживаемость в человеке или присутствие противоположных глубинных побуждений. Психиатр и психоаналитик Фрейд называл их «эрос» и «танатос» или влечением к жизни и созиданию и влечением к смерти, саморазрушению. Это фундамент, на котором строится и развивается личность человека.
На заметку. По сей день амбивалентность в психоанализе – это гамма сложных, противоречивых чувств. Она считается нормальным явлением по отношению к тем, чье влияние и роль в жизни человека нельзя отнести к полюсу «хорошо» или «плохо».
Вообще, однозначное положительное или отрицательное отношение к кому-либо свидетельствует скорее о желании идеализировать или обесценить, чем об адекватном взгляде на субъекта. Не говоря уже о возможности принятия кого-то как личности, ведь человек, который идеализирует или обесценивает, намеренно отвергает «обратную» или «теневую сторону» другого.
Нужно знать. Современная психология рассматривает амбивалентность, как симптом, а человека, который испытывает двойственное ощущение к чему-либо или кому-то, как пациента или клиента.
Виды амбивалентности
Именно Блейлер выделил три типа двойственного отношения, которые касаются трех важных сфер в структуре личности: чувств, воли, мыслей.
Эмоциональная амбивалетность
Это одновременно положительное и отрицательное чувство, ощущение по отношению к кому-то (чаще всего значимому другому) или чему-то (так же важному, событию, предмету). Такие противоречивые эмоции часто испытывают дети к родителям. Они не могут не любить самых главных людей в жизни, но часто стесняются взрослых, презирают, даже ненавидят их. Такое же может случиться в отношениях между близкими людьми. Конфликт обостряет противоречия, и тогда наряду с нежностью проявятся совсем иные ноты, когда близкий человек раздражает.
Волевая амбивалетность
Человек, пребывающий в состоянии бесконечного выбора. Он колеблется между «да» и «нет», но так и не может выбрать. Такое состояние изнуряет. В конце концов личность отказывается действовать, принимать решения и нести ответственность.
Интеллектуальная амбивалетность
Человек может противоречить сам себе и выдвигать противоположные идеи в рассуждении, касаемые какой-то одной темы. К примеру, люди встают на сторону матерей-одиночек вообще, но строго осуждают знакомую персону, которая растит ребенка без отца.
Причины появления амбивалентности
Амбивалентность часто свидетельствует о серьезном личностном расстройстве, таком, как расщепление личности, и даже шизофрении. Само двойственное отношение никак не влияет на развитие заболевания, оно – лишь следствие болезней психики.
Такое отношение характерно не только для шизофрении. Амбивалентные ощущения проявляются при:
Чаще проявление амбивалентности связаны со взглядами, убеждениями и ценностями человека. Воспитание так же играет роль в способности человека разобраться в себе, определиться и принять решение.
Амбивалентность характерна для людей подросткового возраста, когда человек склонен бунтовать и делить мир на «черное» и «белое», но совершенно не приемлет серого, «скучного» цвета. Двойственное отношение и невозможность определиться в любом случае указывает на внутреннюю проблему или ряд противоречий.
К амбивалентности приводит:
На заметку. Избегая ответственности, отказываясь выбирать и действовать, человек с одной стороны вроде бы успокаивается, но с другой – испытывает чувства стыда и вины из-за своей нерешительности, так что двойственность воли, к примеру, может вести к амбивалентности эмоций.
Каждый время от времени склонен «разрываться напополам». Если состояние проходит, не влечет отрицательных последствий, то вмешательство психолога или психотерапевта, как правило, не требуется. Зрелая личность вполне способна самостоятельно справиться с острыми моментами, чувствами, разобраться, чего хочет, так же решить, как будет действовать. В том случае, если метания приносят страдания и грозят личностной целостности и психическому здоровью, рекомендуется обратиться за помощью к психологу.
Как преодолеть амбивалентность
Люди часто не задумываются, что ситуации «Помогите, разрываюсь, не пойму «или-или» – это моменты, в которых человеку предстоит понять – не существует никаких «или». «Хочу уйти от человека, но боюсь» и тому подобные амбивалентные ощущения лучше перефразировать и произнести так: «Хочу сделать то-то и то-то и боюсь» Так вопрос желания уже не стоит. Ясно же, чего человек хочет. Так же понятно, чего он боится. К примеру «прыгнуть с парашютом» он хочет, а боиться он не прыгать, но высоты. Тогда работать надо со страхом, фобией, а не с желанием.
Случается и такое, что устранив все препятствия, само желание отступает. Амбивалентность в таком случае просто указывала на проблемную зону, которая требовала внимания. Одно состояние или отношение вовсе не исключает другого. Человек испытывает двойственные чувства к близким людям, к затрагивающим явлениям, к значимым объектам. Ведь и личность «сделана» из света и тени и все время балансирует между «да» и «нет», грехом и святостью. Часто проблема лежит не в области преодоления двойственных чувств, а в признании права на существовании таковых.
Новое видео:
3 противоречия психологии, которые вызывают чувство неполноценности
Многие психологические проблемы возникают из противоречия «хочу, но не могу». Например, хочу найти себе нормальную женщину, но не могу. Если с «не могу» всё более менее понятно – я боюсь, я не знаю, где искать, что говорить и т. д., то с «хочу» всё сложнее. Мы не думаем о том, откуда взялись наши ориентиры на «нормальных» женщин или мужчин, дом за городом или новый айфон. Но когда не получаем желаемого, то сильно расстраиваемся.
В прошлом веке жила одна замечательная женщина – Карен Хорни. Она была психологом и фанатом Фрейда. Но в отличие от любителя фаллических аллегорий не сводила все наши желания к инстинктам. Хорни утверждала, что большинство психологических конфликтов в нашей голове вызваны культурной средой. Эта среда создаёт противоречия, которые заставляют нас чувствовать себя неполноценными. Таких противоречий она выделила три.
Первое – противоречие между нашим стремлением к доминированию и гармоничными отношениями. Родители и школа учили нас, что побеждает самый умный и самый сильный. Нас хвалили за пятёрки и наказывали за двойки, а не спрашивали: «А что тебе нравится изучать?» В обществе принято, что побеждает самый общительный и харизматичный. С начала прошлого века в мире царит культ экстраверта – человека, который ничего не стесняется, всего добивается и может говорить со всеми обо всём.
На деле большинство людей оказываются интровертами, которые привыкли обдумывать слова и вести себя сдержано. Если я вижу, что побеждает только общительность и харизма, я буду страдать и считать себя ненормальным.
Второе противоречие возникает между потребностями и препятствием к их удовлетворению. Всё вокруг стимулирует нас к потреблению. Мы видим человека с последним айфоном или за рулём Лексуса и хотим иметь то же самое. Но у нас в кармане только холодок и «Тройка». И это расстраивает. Нас расстраивает демонстрация отдыха на Мальдивах в чьем-то инстаграме и счастливые отношения наших друзей. Ведь мы не можем в один момент получить то же самое.
Наконец третье противоречие – между ощущением свободы воли и чувством беспомощности. Общество говорит нам, что мы можем получить всё, что хотим, что мы энергичны и свободны выбирать, что угодно. На самом деле наши возможности оказываются очень ограничены. Мы не выбираем не только родителей. Оказывается, нам трудно выбрать работу, трудно выбрать друзей, жену или мужа.
Все эти противоречия вплетены в нашу культуру и создают ложные ожидания. Я бы хотел сказать, что вы должны быть общительнее, должны стремиться заработать на Лексус или что ваш выбор всегда зависит только от вас. Но это не так.
Среди нас полно интровертов. Полно людей, которые хотят быть рядом с близкими и не гонятся за признанием толпы. Людей, которые любят побыть в одиночестве и поговорить один на один. Этого не нужно стесняться. Как не нужно стесняться того, что мы не сможем удовлетворить все потребности, которые нам предлагают. Нам часто приходится выбирать, что важнее: отложить на мечту или купить новенькие EarPods. И да, наша свобода выбора всегда будет ограничена модой, экономикой или другими людьми. Эти противоречия нужно принять как часть нашей культуры и жить с ними.
Нормально быть непохожим. Нормально не всегда добиваться своего или временами ощущать свою беспомощность.
Неправильно – постоянно из-за этого переживать.
Противоречивость Противоречивый
Человек — парадокс во плоти, связка противоречий.
В мире есть много людей, которые призывают к чему-либо, а потом,
когда это случается, рвут на себе волосы…
У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только
цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.
Михаил Лермонтов. Герой нашего времени
Противоречивость как качество личности – склонность проявлять заключенные в себе противоречия.
Однажды суфия спросили: — Какое из утверждений нужно выбрать, если два суфийских изречения противоречат друг другу? — Они противоречат друг другу, лишь когда их рассматривают по отдельности. Если вы хлопнете в ладоши и обратите внимание только на движение рук, это будет выглядеть так, словно они противодействуют друг другу. Но в этом случае вы не увидите, что в действительности произошло. Целью «противодействия» рук было, разумеется, произвести хлопок.
Сама по себе противоречивость присуща всем людям. В обычном человеке приживаются не только достоинства, но и недостатки. Каждое качество личности имеет свою противоположность, свой противоположный полюс. Например, ответственности противостоит безответственность, мягкости – твердость, честности – бесчестность. В порядочном человеке достоинства затмевают пороки, в порочной личности недостатки держат добродетели в положении Золушки. Между противоположностями всегда возникают противоречия. Стоит, к примеру, верности зашататься, уступить свои позиции, как сразу поднимает голову неверность. Еще В.И. Ленин писал: «Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется».
Иными словами, противоречивость является неотъемлемым атрибутом человека. Философ Юнг писал, что в каждом индивидууме обнаруживается „космическая противоречивость». Психолог В.О. Рузов утверждает: «Личность естественно противоречива. В разные настроения, в разные моменты жизни, в разном возрасте человек по-разному оценивает одну и ту же ситуацию. Личность естественно противоречива. И это нормально. И этим личность интересна, тем, что она противоречива».
Но дело в том, что у отдельных людей противоречивость становится ярко проявленным качеством личности, а у других – обыкновенным её признаком. Когда мужчина и женщина находят состояние, когда они меньше всего противоречивы, возникает унисон, иногда называемый любовью. В этот момент они сходятся. Возникают семьи.
Человек – динамичная, многоэлементная система. Она всё время находится в движении и не может существовать вне противоречивости. Как здорово выразился американский психолог Карл Роджерс, „человек — это текущий процесс, а не застывшая, статичная сущность; это текущая река изменений, а не кусок твердого материала; это постоянно изменяющееся соцветие возможностей, а не застывшая сумма характеристик».
Противоречивость становится качеством личности, прежде всего, у человека, не имеющего твердых убеждений и принципов. Человек с шатким мировоззрением склонен кидаться из крайности в крайность. То он за белых, то за красных. То ему по сердцу радикалы, то либералы. То он поборник добра, то – адепт зла и насилия. То он приветствует скромность, то потешается над ней.
Человек, имеющий твердые убеждения и принципы, не склонен проявлять противоречивость. Он всегда «дует в одну дуду». Пусть его мировоззрение — искаженное представление о мире, пусть он пропитан предубеждениями, предрассудками, стереотипами, ложными психологическими установками и ложными, ограничивающими убеждениями, но он не будет проявлять противоречивость, ибо для него и так всё ясно.
Гитлер был противоречивой личностью? Конечно, нет. Для него было предельно ясно – во всём виноваты евреи. Любую тему разговора он не более чем через десять минут сводил к евреям. Сделав в своем воспаленном уме адское месиво из философских учений Чемберлена, Шопенгауэра, Ницше и других, он был крайне убежден в правильности своих взглядов. Любое общественное явление он мог объяснить, исходя из своей фашистской философии. Всё сходилось, никаких противоречий.
Противоречивость напоминает водителя, заехавшего в незнакомое место и не имеющего автодорожной карты. Кланяясь каждому повороту, он не скоро доберется до цели. Словом, врагов у противоречивости достаточно много. Вот некоторые из них: убежденность, твердость взглядов, сила разума, принципиальность, фанатизм, догматизм. Взять, к примеру, силу разума. Сильный разум знает, как правильно жить, что делать можно, а что нельзя. Он контролирует чувства и ум, находит консенсус с душой. Когда «бицепсы» разума достаточно развиты, он не будет вести себя противоречиво, ибо знает, что такое хорошо и что такое плохо. Слабый разум не умеет справляться с чувствами, он похож на девицу, которой и «хочется и колется, и мамка не велит». Он полон противоречивости, его бросает то в жар, то в холод. Он хочет одновременно жить «и с мамой, и с мужем».
С мужчинами проще, у них главная противоречивая потребность в отношениях – желание одновременно быть нужным и свободным. В остальном они жестко доверяют разуму. У женщин чувства и ум сильно развиты. Чувства ненасытны, поэтому они порой генерируют противоречивые желания и приводят к противоречивым поступкам. Когда нет жесткого контроля со стороны разума, возникают условия для разгула противоречивости. За сутки в ум попадают десятки тысяч хаотичных мыслей. Болтовня ума может составить конкуренцию птичьему базару на необитаемых островах. Поэтому человека буквально трясет от противоречивых действий. С.В. Серебряков в контексте понимания сути противоречивых действий пишет: «есть действия противоречивые: я хочу сказать хорошее — говорю плохое, я хочу, чтобы мой молодой человек от меня не уходил – поэтому посмотрю на часы и говорю: «Вы знаете, уже очень поздно, вам пора». Потом он уходит – она думает, зачем я его отправила? Или говорит: «Уходи вон, не хочу тебя видеть», на самом деле хочет и от этого рыдает в подушку. Это называется противоречивая деятельность, то есть человек сам себе противоречит и сам себе путает жизнь, он не может чётко объяснить ни себе что он хочет, ни другим что мне надо».
Вот пример противоречивости между словом и делом. Приходит муж домой, а жена встречает его у двери с плакатом: — Я с тобой не разговариваю. Муж посмотрел на плакат, и, не споря, пошел смотреть телевизор. Через какое-то время жена, закрывая собой телевизор, показывает мужу другой плакат: — А ты знаешь, почему?
По мнению психологов, цельность или противоречивость характера определяется степенью сочетания ведущих и второстепенных черт характера. Если ведущие и второстепенные гармонируют, если отсутствуют противоречия в стремлениях и интересах, то такой характер называют цельным, если же они резко контрастируют — то противоречивым.
Противоречивость способна черное сделать белым, а вредное – полезным. К примеру, она дает такой совет курильщикам: — Известно, что одна улыбка продлевает жизнь на пять минут, а одна выкуренная сигарета укорачивает ее на пятнадцать минут. Таким образом, если вы во время перекура три раза улыбнетесь – продолжительность вашей жизни не изменится!
Вот некоторые комичные проявления противоречивости в жизни:
— Две вещи ненавижу – расизм и негров!;
— Жалко, что рекламу все время фильмами перебивают…;
— Когда война кончается, из укрытий вылезают герои;
— Я так часто смотрю телевизор, что дикторы меня уже узнают;
— Исправляем плоскостопие, искривление позвоночника и близорукость. Обращаться в районный военкомат;
— Неинтеллигентный человек за оскорбление бьет морду, а интеллигентный – лицо.
Муж постоянно изводил жену: – Хочу машину, и не меньше, чем «Мерседес». Денег, понятно, на такую штуковину не было. Вот жена пошла в магазин и купила игрушечную модельку этой машины и преподнесла мужу такой подарок. Муж с недоумением и разочарованием в глазах: – Модель?! – Ну, не расстраивайся, милый, зато у тебя жена не модель.