Что такое чувство долга определение
Психология чувства долга: «Должен – значит жив».
Тебя угнетают долги? Не огорчайся.
Ведь это единственное, что по-настоящему
связывает тебя с людьми…
Сергей Довлатов
Для каждого из нас представления о должном могут очень сильно различаться. Часто человек отчетливо видит то, что должен сделать другой, а не то, что должен он сам. В этой статье мы отразим на различные аспекты понятия чувства долга и попытаемся разобраться, что это такое, каковы его истоки, а также, что для нас должно, а что нет.
Чувство долга — это внутреннее чувство, синестезия между принимаемым моральным обязательством перед собой, а также другими людьми и психофизиологическими реакциями тела. Чувство долга связывает рациональную и чувственную сферу. Это чувство может проявляться в бескорыстной любви к другому человеку, а значит это истинно красивая субстанция в человеке. Данное понятие связанно с чувствами справедливости, бескорыстия, с такими важными механизмами адаптации личности как самооценка и самоуважение. Часто говорят о родительском, гражданском, патриотическом, воинском, и других видах долга.
Чувство долго по сути нравственный, а по форме интуитивный механизм регуляции нашей жизнедеятельности. Поведение человека всегда отражается в его целях – личностных и профессиональных. Человек с развитым чувством долга это человек – выбирающий, путем опоры на данный интуитивный механизм совести. Исполнение долга дает человеку самоуважение (иногда славу), пренебрежение душевное страдание (у людей с сильной нравственной сферой личности – физическое мучение). Развитое творческое, нравственное, а также религиозное чувства выделяют человека из животного мира, но каждое из этих понятий привязано к слову «должен».
Невозможно ступить ни шагу по земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить. Когда же впервые зарождается такое специфическое, истинно человеческое чувство? Рождение ребенка и дальнейшее получение им помощи, заботы и защиты – есть акт наделения будущей личностью долгом перед семьей. Я родился и вырос, стало быть, я должен своим родителям, людям меня воспитавшим. Этот вид долга остается на всю жизнь как некая социальная клетка, свернутая форма всех других его видов. В дальнейшем такое долженствование трансформируется в потребность заботиться о своих родителях, детях, любимо человеке и Родине.
С рождением ребенка мудрость человеческой природы пробуждает в родителях чувство родительского долга — форму специфического внимания к ребенку, необходимого чтобы не только понять его, но и помочь ему состояться как личности, адаптироваться в обществе. Высокое чувство материнства и отцовства рождает у ребенка ответное столь же высокое чувство долга, щедрую и бесконечную преданность и привязанность к другому человеку, умение быть бескорыстным и любить.
Конфуция говорил, что «благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой». Может быть поэтому дети из неблагополучных семей, не впитавшие родительский долг, не отразившие его в своей психики, пополняют ряды криминала. Ведь одна из заповедей криминального сообщества – не имей семьи.
В дальнейшем чувство долга будет формироваться и усиливаться семейными нормами и ценностями. В этом процессе большое значение имеют значимые для ребенка люди, выбранные (хотя в реальной ситуации выбора нет) в качестве нравственного и поведенческого идеала, то, как они поступают в той или иной ситуации. Формирование любого чувства немыслимо без проявления родительской любви. Если ребенок в меру любим, то привить чувство долга удается почти всегда, но если родители не могут проявлять свои чувства в полном объеме (боятся или не умеют) личность ребенка начинает впитывать некую суррогатную любовь, что формирует искаженное умение любить и чувство долга.
В подростковом возрасте, родители и другие взрослые часто дают подростку прямые указания, концентрируя внимание на том, что он должен делать, а что нет. Данная стратегия не дает возможности воспитать чувство долга, но является контекстом для подросткового протеста и мятежа. Чувство долга формирует поступок значимой личности, выбранной в качестве ориентира совести. Такое формирование есть большая тайна, мы постигаем бессознательно нравственные законы общества, а когда приходит определенная ситуация знаем, как надо себя в ней вести. Так формируется нравственная интуиция, основанная на чувстве долга.
Воспитание личности сильно зависит от влияний культуры. Произведения культуры отражают труд, вложенный в создание шедевра мастером. Соприкосновение с культурными ценностями одаривает человека профессиональным направлением развития, делая умение трудиться важной личностной чертой. Здесь зарождаются основы профессионального долга.
Сегодня культура немыслима без популярных личностей, которые хотим мы этого или нет, формируют ее пространство. Вовлечение огромного числа людей в культ ПОПа разрушает не только механизм формирования нравственных идеалов, но и важность, и полезность труда. Нравственность формируют герои, а не популярные люди (особенно потерявшие стыд, желающие прославиться все равно как).
Вышей формой проявления чувства долга является подвиг и самопожертвование, например, лишение себя жизни ради другого. Подвиг рождается в минуту, когда силен (переполнен) чувством долга, или чувством преданности человеку, но иногда страхом нарушить некую нравственную норму. Герой показывает огромному числу людей, что можно сделать для другого, наделяет других гражданским чувством долга, воодушевляет, формирует общественное сознание и мнение.
В эпоху СССР тема гражданского долга ярко представленная в 20-50-х годах, позволила одержать победу ВОВ, построила сверхдержаву, но со временем обросла идеологическим наростом и поиздержалась. Сегодня в условиях поиска новой идеологии и государственности тема гражданского долга является наиболее уязвимой.
Долженствование часто встречается в повседневном обиходе, так как через этот механизм проявляются социальные норма и законы, обозначающие многочисленные требования и обязанности по отношению к другому. Чувство долга — это то, что мы хотим видеть в другом, иногда наталкиваясь на собственное непонимание о своем собственном долге. Долг есть нравственная категория, обладающая общечеловеческим смыслом. Поэтому любой акт жизнедеятельности мы соотносим с нашими нравственными установками, а значит с чувством долга. В то время как социальные отношения регулируются договорами, например, кредитным договором. Тогда как, выплата долга своему другу (гражданская сделка, которая не была зафиксировано документами), уже регулируется нашим чувством долга. Поэтому чувство долга и обязанность внешне похожие, но немного разные понятия. Чувство долга изначально направлено к другому человеку, но берет свое начало из внутренней потребности быть хорошим, достойным, правильным, нравственным, совестливым. Если во мне есть развитое чувство долга, мне не нужно никаких указаний со стороны.
Что поддерживает чувство долга у гражданина в течении жизни? Здесь необходимо обозначаться гражданское правосознание. Известно, что как мы относимся к закону, так будут относиться и к нам. Долг в этом смысле это всегда уважение прав другого человека. В нашей стране правовое сознание пока развито недостаточно. Поэтому и ищем мы «Имя России», нуждаемся в героях в большей степени, чем это представлено в западных странах. Там следование закону идет «на автомате», а вот у нас под автоматом.
На пути к нравственно развитой личности, что отражается в развитом чувстве долга, человека ждут испытания. Понятие долга очень прочно связано с манипулированием человеком. Наиболее частой манипуляцией является следующая форма: – ты (…) человек, а значит, ты должен (…..). Например: — ты зарабатываешь хорошие деньги, поэтому должен дать мне в долг; или – ты умный человека, поэтому можешь меня простить; — ты человек высокой нравственности, поэтому должен не заметить моего хамства. Те, кто ведутся на такую манипуляцию, представляют собой незрелую ведомую личность, с зависимым поведением. И здесь необходимо ввести понятие ассертивность – способность субъекта обозначать свое мнение, отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей. Часто под ассертивностью понимают нечто иное, некую свободу, когда наделенной такой «мудростью» человек заявляет – «я уже никому ничего не должен». Звучит это несколько истерично. ДА, другим не должен, но себе должен, если хочешь развиваться и жить с другими людьми.
Иногда говорят, если хочешь заплатить долги — начни с долгов самому себе. Но что такое – долг самому себе? Звучит несколько нелепо, но так мы обозначаем некую ценностно-целевую планку – либо некое достижение, которое хотим достичь. Кризис среднего возраста всецело основан именно на том, что человек начинает аудит долга самому себе. И когда выясняется, что достижений нет, или, что они не так значимы (как это планировалось), наступает фрустрация и кризис, человек объявляет сам себя банкротом (перед самим собой).
Теперь про телесную часть понятия чувства долга. Когда мы говорим об истинно человеческом страдании? Когда преодоление кризисной ситуации связано с выбором, основанным на нравственном чувстве, когда он ощущает телесное страдание. Возьмем контекст войны. Гибель людей — это очень сильный аргумент, который рождает решение. Душевная боль за другого человека бросает человека в действие, освобождающее от душевной боли. Иначе у человека с развитой личностью возникает чувство вины, разрушение тела. Чувство долга есть скрытое в человеке. Сделать его явным может определенная ситуация, когда субъект, мучающийся выбором, преодолевая внутренний конфликт, принимает решение, становясь более счастливым (даже ценой собственной жизни).
В последнее время в наше сознание входит тема обретения свободы. Когда вопросы выживания и наполнения желудка решены, народ тянется на свободу, как будто там кормить будут. Но свобода от чего или кого? От человеческой природы или от животной? Иногда идея о свободе есть некий ментальный вирус, разъедающий человека, крадущий у человека его божественную природу. Освободившись от свободы быть с человеком, «человек-свободный» оказывается в пустоте.
Как быть, когда чувство долго не развито? Вернуть в себе человеческое, пробудить высшие нравственности способности возможно единственным образом — развернуться к тем, кто рядом. Здесь поможет философия малых дел – делай то, что в твоих силах. Ведь тот, кто делает то, что может, делает то, что должен. Интересно с психологической стороны практика многих церквей, когда за умершего человека можно молиться, тем самым в настоящем оплачивая прошлые долги.
В заключение, интересно, что когда на психологическую консультацию приходит человек, который хочет совершить самоубийство, без цели в жизни, одной из стратегий его «вытаскивания» из кризисного состояния является наделение долгами. Ведь пламенная убежденность в том, что у нас есть некий долг перед другими людьми, зачастую похожа на попытки утопающего ухватиться за проплывающее бревно. Но, если должны – значит нужны! Если должен – значит жив!
Чувство долга
Чувство долга – это способность исполнять свои обязанности либо обязательства бескорыстно, благородно лишь из чувства ответственности и любви. Это наивысшая форма осознания собственного предназначения в жизни. Высокое чувство долга порождается пониманием того, что близкие лица предназначены для разделения с ними любви, осознанием необходимости отдавать собственные силы, заботу людям, нуждающимся в этом. Чувство долга возникает у родителей в отношении детей и, наоборот, у супругов. Иначе его можно интерпретировать в качестве развитой ответственности. Вместе с тем, существует и противоположная трактовка. Долг считается манипулятивным средством, подчиняющим человека социуму, другим субъектам, эфемерным обязательствам.
Что это такое
У людей существует такое чувство, именуемое чувством долга, формирующимся на этапе рождения. В дальнейшем оно культивируется родителями, другими старшими родственниками, учебными заведениями, социумом, государственными институциями. Сформировавшись в человеке, рассматриваемое чувство начинает диктовать его носителю, что нужно делать, что он должен.
Таким образом, чувство долга перед людьми является принесением себя в качестве добровольной жертвы ради других членов социума. Оно зарождается вследствие понимания верности выполняемых индивидов обязанностей. Данное чувство не возникнет никогда, если субъект будет наблюдать предъявление в отношении выполняемых им обязанностей несправедливых требований.
Чувство долга и ответственности благоприятно воспринимается социумом, одобряется им, взращивается и восхваляется. Это обусловлено тем, что именно рассматриваемое чувство вынуждает людей выполнять собственную работу в независимости от наличия либо отсутствия желания. Раз человек должен, значит, пусть выполняет. Когда долг является направляющей и движущей силой субъекта, тогда любые вопросы становятся неуместными.
Отсюда следует, что именно чувство долга вынуждает людей супротив собственных «хочу», стремлений, желаний, инстинкта самосохранения действовать невыгодным для себя образом. При этом представления о должном сугубо индивидуальны и зачастую индивид хорошо знает, что надлежит делать другому, но о собственных обязанностях забывает.
Чувство долга в психологии – это синестезия, возникающая между принимаемым нравственным обязательством перед собственной личностью, окружением и психофизиологическим реагированием тела. Оно объединяет рациональную часть с чувственной сферой. Данное чувство может обнаруживаться в безусловной любви к близкому, следовательно, является истинно прекрасной составляющей личности. Оно связанно с бескорыстием, чувством справедливости, адаптационными механизмами (самооценкой, самоуважением). Обычно выделяют родительский, воинский, гражданский долг.
По сути, рассматриваемый феномен является нравственной категорией, а по конфигурации – интуитивным механизмом регуляции человеческой жизнедеятельности. Поведенческий паттерн индивидов всегда обусловлен его целями – индивидуальными и профессиональными.
Субъект, характеризующийся сформированным чувством долга, выбирает в качестве ориентира и опоры данный интуитивный инструмент совести. Считается, что следование долгу даёт человеку самоуважение, а порой и славу. Пренебрежение же, напротив, приносит людям душевные терзания.
Сформированная морально-нравственная сфера выделяет людей из животного царства, но одновременно подчиняет их слову «надо». Отсюда рождается несоответствие и возникает множество вопросов. Почему человеку разумному, наделённому свободой, волей надлежит быть кому-либо должным? Почему чувство долга лишает его возможности хотеть поступить благородно, совершить деяния не по обязанности, а из любви и желания?! Почему люди не могут хотеть создавать прекрасное, почему они обязательно должны совершать «хорошие» поступки? Ведь вряд ли бы родители в старости хотели, чтобы их любимые чада заботились о «предках» исключительно из чувства долга. Любому человеку хочется, чтобы о нём проявляли заботу из-за любви.
Точно также и дети хотят безусловной родительской любви, а не показной заботы по обязанности. Некоторые родители совершают серьёзную ошибку в погоне обеспечить кроху самым лучшим, считая себя обязанными, поскольку они «в ответе за тех, кого приручили», они бесконечно терзаются сомнениями и чувством вины. Ведь в действительности родители ничего своим отпрыскам не должны. Дети вырастут самодостаточными, психически здоровыми, с адекватной самооценкой исключительно при условии, если вся родительская забота, всё воспитательное воздействие будет порождено исключительно безусловной бескорыстной любовью.
Таким образом, можно заключить, что гиперболизированное понятие долга загоняет человека в рамки, отрицая его личностную свободу, волю, искренность и самодостаточность.
Формирование чувства долга
Описываемый феномен подразумевает представление людей, заключающееся в ощущении, что их жизнь просто переполнена обязательствами. Люди считают себя всем должными – начиная с супругов, отпрысков, родителей и заканчивая, работодателем, Родиной. Чувство долга является внутренним ощущением ответственности, управляющим действиями людей и даже их существованием.
Рассматриваемая способность формируется значимыми взрослыми ещё на раннем этапе детскости. Так, например, часто маленьким мальчикам говорят, что им надлежит быть сильными, потому что они будущие мужчины, что плакать стыдно, а девочкам твердят, что они должны быть хорошими и покладистыми, чтобы их любили.
Малышей отправляют в садики, не интересуясь их желаниями, потом в учебные заведения, где ждут от них исключительно позитивных отметок и успешности, одновременно заставляя посещать множество различных секций, кружков и дополнительно изучать популярный иностранный язык. После завершения учёбы «детская каторга» не прекращается, поскольку от них ждут поступления в университет и хорошо, если чаду предоставляют возможность самостоятельно выбрать специализацию, а не вынуждают его идти родительскими стопами.
Родители делают всё перечисленное, как правило, исключительно из лучших побуждений, как они полагают. Ведь знания – это залог дальнейшей успешности. Однако при этом они забывают интересоваться желаниями самих отпрысков, которым приходится слушаться и следовать родительским указаниям, так как они всеми фибрами своей души стремятся оправдать родительские ожидания.
Гиперболизированное чувство долга человека мешает нормальному существованию. Отдавшись полностью возвращению «долгов», люди забывают о собственном бытие и начинают проживать чужую жизнь. Так, родители отказываются от собственных интересов, отдавая всё лучшее отпрыскам, мужчины, забывая о личных желаниях, стремятся любыми силами «вырастить дерево и построить дом», а женщины стараются до тридцатилетнего возраста стать мамами, так как именно в материнстве заложено женское предназначение.
Таким мировоззрением люди самостоятельно и добровольно вгоняют в замкнутый круг собственные персоны – родители выбиваются из сил, дабы дать чадам наилучшее образование, взамен требуя от последних исполнения своего сыновьего либо дочернего долга, ведь они пожертвовали собственными стремлениями, желаниями и в целом жизнью ради воспитания отпрысков.
Под тяжестью чувства вины люди стремятся раздать несуществующие долги, которые с каждым выполненным обязательством возрастают в арифметической прогрессии.
Поэтому родительское воспитание должно базироваться не на давлении на отпрыска, а на привитии нравственных ориентиров, моральных ценностей через сказки, произведения литературы, былины, жизненные примеры, развивающие игры. Необходимо научиться отграничивать чувство морального долга от анормального влечения к самопожертвованию.
Примеры
Современные психологи анализируемый феномен интерпретируют в качестве принятия индивидами ряда обязательств на себя. При этом не нужно путать элементарное чувство благодарности с виной и стараться его придушить при помощи выполнения ряда обязанностей других лиц.
Огромной энергией и побуждением к совершению действий обладают установки, фундаментом которых являются «правильные» или достойные убеждения. Учёные умы давно отметили, что такой нежелательный и очень опасный механизм воздействия, как военный конфликт, охотнее оправдывается гражданами, если он преследует цели, соответствующие морально-нравственным убеждениям, а не корыстным соображениям. Это обусловлено тем, что существование не только ради собственной персоны, но и ради близкой особы, становится значительно более ярким и насыщенным. Оно попросту обретает смысл.
При этом соперничество между различными вариациями чувства долга часто приводит к негативным следствиям в областях бытия, где они обнаруживаются. Так, например, семейные взаимоотношения могут разрушаться по причине избыточного стремления одного супруга к профессиональной самореализации либо к финансовой стабильности.
Нередко дружеский долг противоречит супружескому, а супружеский – родительскому. Непомерное усердие или рвение в профессиональной среде работников нередко может восприниматься руководством в качестве ощущения вины ими либо желания сбежать от семейных проблем.
Неверно трактуемый воинский долг вынуждает некоторых сынов Адама участвовать в гражданской войне, преступая общечеловеческие нравственно-моральные принципы.
Зачастую люди играют на чувстве долга других индивидов, чтобы манипулировать ими. Так супруга манипулирует мужем, говоря ему, что он обязан её обеспечивать лишь потому, что он является потомком Адама, и супруг, в свой черёд, манипулирует благоверной, утверждая, что её «святая» супружеская обязанность состоит в ублаготворении мужа, и подтверждение тому подробно было изложено в бестселлере стародавности, именуемым «Домострой».
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое чувство Долга?
Чувство Долга — это способность личности, исполнять свой долг из чувства Любви, Ответственности, Бескорыстия и Благородства. Это высшая форма понимания и осознания, своего предназначения в жизни.
Я должен – знакомая фраза? Или, Ты должен — знакомая фраза? Чувство Долга рождается, когда приходит понимание, что близкие люди предназначены для того, чтобы делиться с ними Любовью. Отдавать свои силы, умение, заботы человеку, который в этом нуждается. Это чувство возникает в отношениях с близкими женой, мужем, родителями, детьми. Чувство долга врожденное в каждом человеке. Чувство долга – это то, с чего начинается жизнь настоящего, порядочного человека. Испытывать чувство долга – значит, находиться на самой верхней, Высшей ступени сознания. Чувство долга – это развитая ответственность. Принимать ответственность, за членов своей семьи – это отдавать свой Долг в виде выполнения своих обязанностей. Ниже, чувства Долга — стоит желание финансовой независимости и процветания, желание чувственных удовольствий и наслаждений.
Если человек, научился выполнять свои обязанности из чувства долга, значит он, несомненно, находится под влиянием энергии Благости, Любви.
Чувство долга — это добровольная жертва себя во имя других. Чувство долга возникает, из осознания справедливости выполняемых человеком обязанностей. Так говорят, о военных, солдатах и офицерах – отдал Долг во имя жизни! Вспомните, как говорят дикторы телевидения! Это хорошо запоминающиеся фразы, со слезами на глазах. Крайне важно, чтобы чувство долга, как верхняя часть личностного развития, было в человеке мощно развито. Человек обязательно должен ясно осознавать, для кого он действует из чувства долга. Если он любит, ценит и уважает того, ради которого что-то делает, проблем не возникает вовсе. Запомните – Ваш поступок и дела во имя Долга, всегда ценны!
Что значит Справедливость требований к Вам?
Каждый человек, рано или поздно задумывается о Справедливости по отношению к нему. Сомнения возникают у людей, с некоторым недопониманием смысла своей жизни и своего предназначения, целей.
Повторим эту аксиому: Высшая ценность человека – это твоя страна и люди, гордость за страну, гордость за то, что ты живешь в этой стране. Высшая цель человека – это продолжение своего рода. Передать своим детям, все самое лучшее!
Вы должны испытывать Гордость, за собственных детей, воспитанных Вами! Конечно, чувство Долга, никогда не появится, если человек видит, что к нему предъявляют несправедливые требования в отношении исполнении, каких-то обязанностей. Когда человек действует из желания Корыстного, выгодного результата, то его неизбежно ожидает разочарование, подавленность, неудовлетворённость, разочарование.
Счастлив тот, кто исполняет свои обязанности не ради выгоды, а с Любовью, из чувства Долга. Человек работает из чувства долга, воспитывает детей из чувства долга, относится к своей жене из чувства долга.
Бывает и такое, что человек, не видит отчетливо, плодов своей деятельности, он должен понимать, что ему по судьбе не положен результат. Возможно, в его действиях присутствует эгоизм и меркантильность. Или Карма от предыдущих жизней, имеет не очень хорошую наследственность.
Поэтому, из чувства Долга, перед любимой Родиной человек просто, выполняет свои обязанности солдата. Долг – это когда человек испытывает приятный вкус от исполнения для кого-то своих обязанностей. Чувство долга является обязательным условием, для Сильной личности.
Прочитайте обязательно — что такое Бескорыстие и помощь. Преданность людям — основа долга. Вот некоторые примеры: Врач оставляет дома гостей и идет по вызову к больному, учитель идет к детям, не обращая внимания на высокую температуру. Шофер останавливает машину, чтобы подвезти старого человека или мать с ребенком. Слесарь задерживается на работе, чтобы ликвидировать аварию. Бескорыстие и самоотдача – это Подвиг.
Маленький подвиг слесаря- сантехника, его работы по спасению людей, восстановлению отопления в жилом доме, зимой в минус 40, однозначно можно ставить в один ряд с Подвигом солдата. Помните – в жизни всегда есть место Подвигу!