Что такое чудь белоглазая
Чудь белоглазая
Жутковатое зрелище. Именно за это восточные славяне и называли их «чудью белоглазой», и только их. И это чисто славянское их название. И, в отличие от «авторитетных» утверждений, приписывающих Чудь к финно-угорским народам, тех славяне называли не чудью, а чухонцами, от слова чухаться (чесаться).
Вопреки многим сказкам и легендам, чудины обычно были маленького роста и худощавы, с телосложением подростка, и даже ребенка обычного человека. При этом имели европейскую внешность, и как отмечалось многими, были очень красивы лицом и фигурой. Впрочем, встречаться с ними удавалось крайне редко. Чудины старательно избегали контактов с местными народами и племенами. А, при малейшей опасности, они прятались в своих подземных пещерах и галереях, снабженных хитроумными смертельными ловушками.
При этом, они обладали некими телепатическими и гипнотическими способностями, которые использовали для охоты на дичь, и отпугивания чужаков от мест своего обитания.
Именно встречи с ними, и породили множество европейских сказок о эльфах, гномах, троллях, нибелунгах.
При этом, часто упоминается об их чрезвычайно высоком уровне технического развития, воспринимаемого в то время как некое чудо, или колдовство. А, за их изначально седые волосы и бороды, их всех считали глубокими стариками. С тех пор колдунов и волшебников в европейских сказках изображают именно седобородыми карликами в широкополых шляпах, которыми они прикрываются от солнца, и никак иначе.
И это защищало ее содержимое от лесных грызунов, которые не могли взобраться в нее по гладким, очищенным от коры, шестам ее «курьих ножек», не позволяло подкопаться под нее более крупным зверям, лисам, волкам и россомахам, и даже защищало ее от вторжения медведей, которые просто не рисковали взбираться в нее по ее хлипким тонким «курьим ножкам», не внушающим им доверия.
Ну, и конечно, «курьи ножки» надежно защищали установленную на них «избушку» и ее содержимое от подмокания в периоды весеннего таяния снега, половодья и затяжных дождей.
А, вот, тому, что русская сказочная «Баба Яга», в отличие от европейской ведьмы, летала не на метле, а в ступе, есть свое логическое объяснение.
Дело в том, что раньше ступы для растирания в них зерна делались не в виде стакана, в каких рисуют сейчас сказочную Бабу Ягу, а в виде плоского блюда, или тарелки. И, когда над лесом пролетал, вдруг, «НЛО», в виде типичной «летающей тарелки», наши славянские предки не заморачивались при виде этого небесного явления вопросами существования внеземных цивилизаций, как делаем это сейчас мы, а объясняли его предельно ясно и понятно для себя, что это совершает свой очередной рейсовый полет в своей ступе та самая Баба Яга, что живет в лесной избушке на курьих ножках.
В одном, из своих ранних завоевательных сибирских походов, известный монгольский полководец и император Чингисхан понес поражение от жителей Сибирской Тартарии и был взят ими в плен, в котором они продержали его несколько лет. Потом, то ли он сбежал из плена, то ли они сами его отпустили, но вернувшись в Монголию, Чингисхан собрал новое войско и снова напал на Тартарию, почти полностью вырезав все ее население в отместку за годы своего унизительного плена в ней.
Одного из своих сыновей он назначил ханом Сибирской Тартарии, которая просуществовала под чутким руководством монголов еще какое то время. А ее государственный флаг и герб, даже попали в европейскую геральдику.
Что за народ населял в то время Сибирскую Тартарию теперь неизвестно.
Последнее упоминание о чуди встречается в описании сражения Александра Невского на Чудском озере (озере чуди) в 1242 году, когда он нанял местные племена чуди для участия в сражении. Именно они, вооруженные луками и короткими охотничьими копьями, и составили ядро его войска, плотно окруженное новгородским ополчением, которому было указано не давать чуди разбежаться в стороны во время сражения.
Именно в этом живом месиве из чуди и увяз тупоконечный клин из пяти расположенных в ряд, конных тевтонских рыцарей-монахов, и их многочисленных оруженосцев, послушников, и просто наемников, с ходу раздавивших передовой полк новгородской дружины Василия Буслаева. А, потом, лед просто не выдержал и тевтонцы, вместе с чудью оказались в огромной полынье, кишащей тонущими в ней людьми.
Рыцарей еще вылавливали, потому что за них можно было получить неплохой выкуп. А, вот, чудь ушла под лед почти вся.
Поговаривали, что после этого вероломного коварства людей, оставшаяся в живых чудь ушла от них в свои подземные города. С тех пор чуди почти не осталось, и о ней сохранились только легенды и сказки.
На самом деле, упомянутые казаками ямы с шестами, обложенными камнями, были вовсе не могилами чуди, а входами в их подземные галереи с замаскированным дерном лазом.
Спасаясь от погони, чудин прыгал в эту яму, продавливал боковой вход, в галерею, замаскированный дерном, и попав в нее, дергал веревку, привязанную к шестам, выдергивая их из земли. Шесты падали, и прислоненные к ним камни заваливали яму.
По рассказам местных жителей, чудь иногда встречается в безлюдных районах северных лесов приуралья и сибири, и в наше время. Иногда они, даже, внезапно заходят в магазины глухих таежных поселков, покупая в них всякую мелочь, и вводя местных продавщиц в ступор и леденящий ужас своими белоглазыми взглядами. Но, обычно, они предпочитают совершать свои покупки через доверенных лиц из местных охотников. Поэтому, никого не удивляет, когда, кто нибудь из жителей поселка вдруг сдает целый ворох шкурок пушных зверей, и на всю выручку покупает сахар, конфеты, и сгущеное молоко в совершенно несоразмерных количествах, или, всякую галантерейную мелочь, которая вряд ли когда нибудь ему пригодилась самому.
Как и в былые времена, чудины стараются не вступать в контакты с людьми и внезапно замеченные, почти сразу же таинственно исчезают в замаскированных лазах в свои подземные пещеры.
Одеваются они в современную нам, одежду, серийно выпускаемую нашей промышленностью, предпочитая носить униформу геологов защитного зеленого цвета, и потому, случайно встреченные в лесу, издали они ничем не отличаются от других людей.
Но, имеют пристрастие к самодельным меховым комбинезонам, наподобие чукотской парки мехом наружу, которые они носят и зимой и летом, видимо чувствуя в них себя комфортно в прохладной сырости своих подземных пещер. Из-за этих меховых комбинезонов их часто путают с местными финно-угорскими народами, или, даже со «снежным человеком», йети.
Чудь, часто использует для передвижения особые короткие ходули из связанных ремнями, упругих веток, или костей животных («костяная нога») позволяющие им быстро и совершенно бесшумно передвигаться по лесу, не оставляя следов, или по глубокому снегу, имитируя при этом следы зверей. Из-за этого, они, при своем стройном телосложении, выглядят неестественно высокими.
Проводя основную часть своей жизни в подземных пещерах, чудь, обычно, выходит на поверхность лишь для охоты и сбора ягод и грибов.
Также, они активно занимаются рыболовством на многочисленных мелких таежных реках, используя для этого «морды», плетеные из прутьев корзины с узким горлышком, из которых заплывшая в них рыба не может найти выхода.
Знающие охотники, нечаянно обнаружив подобные корзины в глухой таежной реке, предпочитают как можно скорее покинуть эти места, чтобы не раздражать своим присутствием, их таинственных жителей.
Долгое время находясь в сумраке подземных пещер, чудь не выносит прямого солнечного света, от которого может ослепнуть, и поэтому предпочитает жить в густых таежных чащах и вести ночной образ жизни, прекрасно видя в темноте.
Обладая гипнотическими способностями, и традиционно живя в северных таежных лесах, небогатых дичью, чудь предпочитает насыщаться своей добычей, не убивая ее, а лишь отпив немного крови из сделанной в ней, крохотной ранки, не причиняющей ей серьезного вреда. Возможно, в былые времена, подобным же способом, чудь использовала и людей, и их домашний скот.
И, именно в этом она послужила прообразом сказочных вампиров, вурдалаков, и упырей.
Чудь белоглазая на Урале, в Архангельской области, изображения, фото
Чудь белоглазая — это одно из самых таинственных племен, которое известно на территории нашей страны. Их история насыщена тайнами, полна слухами. Некоторые из них можно отнести к правдивым, а некоторые звучат фантастично. Ученые и исследователи долго пытались разгадать запутанную тайну, когда жило племя, и куда они ушли? Попробуем окунуться в свидетельства той эпохи.
Что такое Чудь белоглазая
История начинается с давних времен, она гласит о том, что на севере было поселение, которое состояло из людей невысокого роста. Их прозвали сихиртя. Согласно поверьям, поселения этого народа располагались под поверхностью скал. Также были замечены пещеры под землей и горами. В наше время о них известно мало информации. Известно лишь несколько деталей, одна из них заключается в том, что их культура была очень развитой. Они занимались рыболовством, охотой. Интересен тот факт, что спал народ днем, а еще могли были быть наделены сверхъестественными способностями. Предания гласят, что тот, кто увидел сихиртя, вскоре умирал.
Когда именно племена ушли под землю, неизвестно, но, по предположениям, это произошло до 19 века до нашей эры.
Как и другие обычные люди, сихиртя осваивали металлы, орудия труда, но те племена, которые жили на Урале, были более прогрессирующими на фоне людей.
В ранних средних веках племен Чудь белоглазая было от 200 до 300. По преданиям, которые рассказывали простецы и маги, жители размещались практически на всем Урале и ближайших территориях. Они выходили на контакт с обычными людьми, иногда менялись товарами, отдавали и брали дары. По всей вероятности, взаимодействие между культурами было регулярным с того момента, как чудские племена начали заселяться на эту территорию. Но показывались эти племена людям чаще всего в ночное время, на солнце им было сложно находиться.
К 5 веку количество чудских племен снизилось до 120. В настоящий период племен насчитывается около 17. Они располагаются вдоль Уральского хребта.
Некоторые предания, которые были созданы разными народами, утверждали, что Чудь белоглазая, это монстр.
Это объясняется несколькими деталями:
Как выглядит
Народ Чудь белоглазая были низкорослыми, а их телосложение было субтильным. Средний рост мужчин составлял 130-140 сантиметров, а рост женщин достигал 125 сантиметров максимум. Все они были не просто худыми, а тощими. Британский магзоолог и путешественник в своих записях указывал: “Кости были обтянуты кожей, а сама кожа напоминала бумагу. В первые секунды, казалось, что перед глазами находится живой скелет — настолько жители племени были истощены”.
Внешне они все же похожи на человека. Строение тела гоминидоподобное. Отличие заключается в том, что на коже нет пигментации, она полностью светло-серая. Кожа как пергамент, а глаза могут быть как белыми, так светло-серыми. Продолжительность жизни у них достаточно большая, она могла достигать 180 лет.
Монстр или исчезнувший под землю народ
Итак, несмотря на странные описания, что Чудь белоглазая это чудовища с песьими головами, все же исследования доказали, что это древний народ. Чем отличаются эти поселения от чудищ? Да, они проживают небольшими племенами, которые включают в себя до десяти особей, а их развитие было приближенным к человеческому. Они быстро перешли к моногамному способу жизни. У каждого племени был один самый главный сихиртя. От него зависело принятие ответственного решения.
Что же касается быта, то технический прогресс они не воспринимают, отдают предпочтение магии. Часто проявляют интерес к чему-то новому, но из всего этого для себя берут мало.
Культурные способности в виде письма или живописи, судя по отсутствию записей, развиты не были. Однако о них были сохранены записи и зарисовки, сделанные людьми. О чудских племенах слагались эпосы, легенда о них рассказывалась устно, обычно это делали родители. Также следует отметить, что Чудь безглазая имели свой язык, его называли сиха. Его можно выучить, хотя в нем нет алфавита, грамматики и письменности.
Сейчас чуды собраны в небольшие, запутанные племена. Их жилье больше похоже на запутанный лабиринт, в котором есть отдельные комнаты. Однако каждая комнаты выглядит обжитой. Исследователи обнаружили целые города, находящиеся под землей. Одним из самых популярных стал Белый Град, который находится в полой пещере Поэнг-Ур. Размер города в несколько раз превышает Медный бульвар. Архитектура подземного города впечатляет своей красотой. Было установлено, что этот город был покинут во 2 веке нашей эры. На данный момент город не только покинут, но и закрыт к посещению. Тем не менее фото некоторых пещер можно увидеть.
Другие пещеры под названием “Высокая башня” находится около Косьвинского камня. Здесь проводят экскурсии, а все средства направлены в Фонд малых народцев. В этом месте был обнаружен камень с вулканическим происхождением, в нем заключалось послание, которое ученые так и не расшифровали. Сам камень помещен в музей с магическими артефактами. А чудские сокровища и книги с их упоминаниями надежно охраняет музей, который находится в городе Алтай.
Способности
Чудь — это магический народ. Легенда гласит, что, как и все маги, они способны поглощать энергию. Они способны читать заклинания, воздействовать на вещи. Но магия, как и заклинания этого народа, отличается от человеческой. В ней не используются слова, не нужна сосредоточенность.
Чуди обладают отличным зрением, которое помогает им видеть в темноте. На свет они выходили редко, ведь даже малейшее излучение вредило их зрению и наносило раны на тонкую кожу. На свету они ощущали себя дискомфортно. Если они и выходили из пещер, то в сумерках или ночью.
Кроме обладания удивительным зрением, они наделены уникальным строением ушной раковины. Слух настолько развит, что они способны уловить далекие штормы, извержения вулканов. Слух позволяет им ориентироваться под землей. Несмотря на то, что возле морей поселений замечено не было есть легенда о том, что они слышали “зов морских матерей”. Здесь имелось ввиду, что их слух способен был уловить звуки китов. Однако, исследователи в области магии так и не нашли этому факту подтверждения.
Известно, что у этого народа великолепная память. Они способны запомнить все, что услышали и повторят все в точности.
Что говорит наука
В исторических данных действительно есть свидетельства о том, что народ, именуемый Чудь белоглазая существовал. О нем есть упоминания в известных былинах, которые дошли до наших времен. В летописях, датированных 1030 годом, указано, что Ярослав Мудрый напал на такое племя и на этом месте поставил город Юрьев. Сегодня на этом месте находится город Тарту (Эстония). На территории России находится много свидетельств, подтверждающих существование народа чудей. Но главная загадка — почему же он сам исчез?
От историков есть предположение, что чуди могли быть социальными группами, которые жили отчужденно. Их светлые глаза вполне считали белыми. Возможно, у них не была развита письменность, и из-за этого до наших времен не дошли летописи или другие подтверждения об их культуре и о том, как сложилась их жизнь. Историкам и было установлено, что племена размещались в Архангельской области, около берегов Пушмы, Мезени и на юге Лузы. Однако никаких фантастических фактов о них найдено не было.
Заключение
Загадки племени Чудь белоглазая по сей день не раскрыты в полной мере. Есть ли в этом что-то загадочное? По всей вероятности, это был обычный народ, который растворился среди других русских народов. А возможно мы и сами являемся наследниками этого загадочного племени и в нас течет их кровь?
Смотрите также видео о загадке Чуди, ушедшей под землю:
Чудь белоглазая
Священник А. Грандилевский, повествуя в 1910 году о родине М.В.Ломоносова, приводит легенды о святилище «чудского истукана бога Иомалли или Юмалы», известного по описаниям 11в., в связи с городом Бирмией, находившимся на берегах Двины и являвшимся торговым центром края. Легенда рассказывает, что на богатом кладбище в середине «стоял истукан бога Иомаллы или Юмаллы, сделанный весьма искусно из самого лучшего дерева: истукан был украшен золотом и драгоценными камнями… На голове Юмаллы блистала золотая корона с двенадцатью редкими камнями, ожерелье его ценилось в 300 марок (150 фунтов) золота. На коленях его стояла золотая чаша, наполненная золотыми монетами, – чаша такой величины, что четыре человека могли напиться из нее досыта. Его одежда превосходила ценою груз самых богатейших кораблей.» Исландский летописец Штурлезон, как отмечает А. Грандилевский, «описывает то же самое, упоминает чашу серебряную; ученый Кострен подтверждает изложенную повесть народными преданиями о сокровищах славного народа.
Одно из этих преданий, занесенных в памятную книгу Куростровской церкви (за 1887г. лист 4-й), гласит: «Идол Юмалы был слит из серебра и прикреплен к самому большому дереву.» Само имя Юмала, Иомалла или Ямал, удивительно близко к наименованию ведического бога смерти Ямы (Йимы); в возможности таких параллелей убеждает нахождение идола на кладбище и то, что он был «прикреплен к самому большому дереву». Здесь, вероятно, уместно вспомнить слова одного из текстов Ригведы, а именно «Разговора мальчика с умершим отцом:
I. Где под деревом дивнолистнымпьет со всеми богами Яманаш родитель начальник родатам проходит дорогой предков7. Мы же эту обитель Ямыпочитаем богов жилищемв камышовую дудку дуяукрашаем хвалебным пеньем».(РВ. Х.13)
И коль скоро «капище Юмалы почиталось «богов жилищем», нет ничего удивительного в том, что «чудь, приходя молиться, жертвовала в чашу серебро и золото» и что «ни денег, ни идола украсть было нельзя, потому что чудь крепко берегла своего бога, постоянно около него стояли часовые, а дабы они не пропустили каких, либо воров, около самого идола были проведены пружины, кто дотронется до идола, хотя одним пальцем, сейчас пружины заиграют, зазвенят разного рода колокольчиками и тут не уйдешь никуда…».
Заметим, что чудь в преданиях о ней постоянно называется «белоглазой», что отнюдь не свидетельствует о классическом финно-угорском характере внешности, а напротив подчеркивает специфическую, присущую северным европеоидам исключительную светлоглазость.
А. Грандилевский отмечает, что в памятной книге Куростровской церкви пишется: «Еще в недавнее время ельник этот был предметом многих суеверий… мимо ельника, особенно в ночное время, боялись проезжать и проходить, а раскольники считали его священною рощею и до 1840 года хоронили туда покойников». Таким образом, ельник считался священным до 1840г. у старообрядцев, что вообще не свойственно специфически финно-угорским святилищам.
Надо сказать, что А. Грандилевский, тем не менее делает следующий вывод: «В культурном отношении древняя Заволоцкая чудь, когда сделалась уже исторически известною, едва ли много отличалась от киевских или новгородских славян, едва ли она могла быть в разряде полудикарей, в строжайшем смысле этого слова, потому что ея развитие далеко опередило всех остальных соплеменников… жила оседло, имея столицу… крепостные пригороды, погосты и большие поселения… свой религиозный ритуал… имела князей, для защиты от врагов возводила довольно хорошие городски или крепостные насыпи… с доисторического еще времени имела очень широкую торговлю со скандинавами, англо-саксами, со всеми чудскими и финскими народами. Уже Штурлезон, испанский летописец писал о сказочных богатствах Юмаллы, норвежцы интересовались даже земледелием, привившимся в быте Заволоцкой Чуди, и говорили о нем, как предмете, стоившем особого внимания… Двинское Заволочъе составляло центр общего внимания и было оно таковым исключительно по первую четверть XI века».
А. Грандилевский выводит из «чудского самородного говора» такие названия как Двина, Печора, Холмогоры, Ранула, Курья, Куростров, Нальостров и т. д. Но сегодня мы знаем, что такие гидронимы как Двина и Печора – индоевропейского происхождения; Ракула – находит параллели в санскрите, где – Ra – обладающий, способствующий, a kúla – стадо, род, стая, толпа, множество, семья, знатная семья, знатный род, союз, хозяйство, жилище, дом. Что же касается Курьи, Кур-острова и Наль-острова, то их наименования, близки именам предков «северных Куру» «Махабхараты» – Наля и Куру.
Здесь имеет смысл привести текст А. Грандилевского, восхищенно описывавшего эти края: «И вот, говорит одно предание, в ту область, где теперь город Холмогоры и его предместья, пришел полудикий человек чудин именем Кур, с ним его мать, и, вероятно, жена да кое-кто из своих родных иль соплеменников. Очень понравилась пришельцам восхитительная местность будущих Холмогор; все здесь было как нельзя лучше для них. Целая сеть проливов из Двины и в Двину, чудные высокие сухие боры на холмах с открытыми видами на окрестности, множество озер, великолепнейшие еловые рощи и непроходимые дебри чернолесья, мрачные лесистые овраги, травянистые острова доставляли удобнейшие места и для звериной охоты, и для ловли рыбы, и для охоты на птиц, и для мирного домашнего дела, и для защиты от врага. Тут и летом и зимою водный простор открывал прекрасные пути куда угодно; словом, чего бы не пожелал себе полудикий сын природы для него везде открывались готовые запасы. Сюда забегали громадные стада диких лосей и оленей; здесь постоянно жили медведи, волки, лисицы, хорьки, куницы, горностаи, песцы, рыси, росомахи, белки, зайцы, в несчетном множестве; отсюда не выводились утки, гуси, лебеди, рябы, тетерева, журавли, куропатки и т.д.; реки и озера кишели рыбою; грибов и ягод родилось необъятное множество. В глубоких ложбинах могли быть естественные и удобные загоны для ловли зверей, для травли лосей и оленей. В бесчисленных озерных водоемах, в проливах и заливчиках имелись великолепнейшие места для ловли рыбы плетнями, вершами и просто для глушения чем попало, а ловля водяной или лесной птицы силками сама собою напрашивалась в руки какому угодно дикарю, как легчайшее занятие… Не ужаснулся смелый Кур своего одиночества; ему так понравилась новая местность, что решился навсегда остаться тут, не приглашая к себе никого, кроме немногих своих спутников. И вот он занял высокий круглый холм в излучине двинского пролива, который с той поры вместе с холмом получил его имя. Кур жил с матерью и прочими, пока не выросла его собственная семья; тогда дети остались при отце, а их бабка и те, кто с ним пришли ранее, переселились к западу на высокие холмы за рекою Быстрокуркою, чем предание народное объясняет происхождение Матигорской области… Благодаря особым жизненным удобствам, и более тому, что здесь чудское племя никогда не подвергалось истреблению, как случалось в соседних областях, никогда оно отсюда никем не было вытесняемо, не вело войн, держалось оседлой трудовой жизни, – будущий Холмогорский округ быстро заполнялся населением, которое разрослось в целый независимый могучий полудикий народ – Чудь Заволоцкую».
Надо отметить, что далее А. Грандилевский так описывает этот «полудикий» народ, что данное определение становится совершенно неуместным. Он пишет: «Он так обособился среди соплеменников и отдельным укладом жизни, и заметным повышением в умственном развитии, и видным авторитетом в области религиозного культа, что без всякой борьбы занял веское передовое место и, распространив свои пределы по всему Двинскому побережью от низовьев и кончая Вагой рекой, представлял собой столь внушительную силу, померяться с которой не дерзала даже бесчисленная по тому времени дикая Югра».
Столь свойственное авторам начала нашего века стремление показать Заволоцкую Чудь полудиким финским племенем, ассимилированным затем стоящими на более высоком культурном уровне поднепровскими и новгородскими славянами, приводит довольно часто к вопиющим противоречиям. Так Грандилевский пишет, что по легендам потомки Кура (Куру) были могучим народом («представляющим собой внушительную силу») и в то же время, говоря о каменных стрелах, ножах и топорах, найденных в районе Архангельска и Холмогор, делает вывод, что чудо «кроме каменных орудий ничего не имела».
Для нас сегодня эти каменные орудия свидетельствуют о том, что человек («в первоначальной стадии развития Заволоцкая Чудь» по А. Грандилевскому) заселял эти края еще в каменном веке, а образованный православный священник в 1910 году считал что: «Едва ли не эта беспомощность (у народа, с которым не дерзали померяться силой его соседи?) выработала у Заволоцкой Чуди ту удивительную хитрость, про которую в народной массе циркулируют всякие рассказы, не эти ли нужда побуждала малочисленное племя („распространившееся – свои пределы по всей Двине от низовьев и кончая р. Вагой“) жить, напрягая свои силы в борьбе за самосохранение, не она ли закалила их организм в такую мощную натуру, что среди народа и теперь дивятся повестям о богатырской силе Заволоцкой Чуди, и эти повести, надобно предполагать, имеют долю правды».
И далее: «… предания указывают на богатырский рост и силу древней Чуди и приписывают ей способность разговаривать друг с другом на громадных расстояниях; из Курострова в Матигоры, в Ухт-остров, оттуда в Чухченему».
Надо отдать должное А. Грандилевскому, он был несколько озадачен тем, что описание богатырского облика Чуди не соответствовало тому, что он видел среди холмогорских крестьян – «глаза темнокарие, волосы черные, иногда, как смоль, смуглый цвет лица и притом обыкновенно низкий рост». Можно согласиться с ним в том, что «финское происхождение чудских племен вообще не говорит в пользу могучего роста», но трудно представить себе, что «Чудь Заволоцкая сама по себе могла попасть как случайное исключение, в особые условия, которые, однако, не вошли в положительный закон для потомства».
Действительно, подвижки раннего железного века, когда во второй половине 1 т.д.н.э. резко изменился климат Севера Восточной Европы и на смену широколиственным и смешанным лесам приходят темнохвойная тайга и тундра, несколько изменили состав населения и в процесс этногенеза более интенсивно включаются пришельцы из-за Урала – финно-угорские племена.
«Финны же, как должно пологать, вышли из Азии: они еще во времена Кира жили по восточной стороне Уральских гор до Каспийского моря; потом за несколько времени до Р.Х. они перешли за Урал, в Европу, к берегам Волги и Камы. Оттуда мало по малу подвигались они на север и на запад, и наконец, в IV-веке после Р.Х. остановились в тех странах, где и теперь существуют их потомки, т.е. в Великом Княжестве Финляндском, в губерниях Эстляндской, Лифляндской, Курляндской, Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Тверской, Московской и некоторых других местах» (В. Верещагин. Очерки Архангельской губернии. СПБ. 1847 г. стр.104—105). Это описание совпадает с современным описанием расселения сарматских племен по Восточной Европе.
Но никак не скажешь, что на Русском Севере (и особенно среди поморов) редко встречаются тот самый тип «лотосоголубооких, камышеволосых, русобородых» богатырей, воспетых еще «Махабхаратой» или «золотоволосых, голубоглазых аримаспов древних греков, что так близок к описаниям могучей «белоглазой» Чуди Заволоцкой русских летописей и народных преданий. «Чудь» (чудный, чудесный, чудо) – ничто в этом имени не говорит о финно-угорской принадлежности данного народа, оно лишь свидетельствует о том, что он вызывал удивление у своих соседей, казался им «чудесным» или «чудным». А. Грандилевский пишет далее: «На умственную силу доисторической чуди нет прямых указаний в народной молве, за то могут достаточно говорить уже более основательные даты, чем предания, что Заволоцкая Чудь первоначально заявляла себя человеческими идольскими жертвоприношениями, свирепой жестокостью к врагам, неумением изобрести более лучшие приспособления для домашней жизни и труда, но с другой стороны нигде не видно, чтоб она же имела симпатию к бродячей жизни, или не позволяла открытых отношений с другими народами, или не имела в себе задатков к скорому усвоению начал культур, не видно в ней завоевательных стремлений, но зато имеются свидетельства, намекающие на её особые стремления к лучшему общественному благоустройству, что потом и придало ей чрезвычайную устойчивость и широкую известность».
Ричард Джемс в 17 в., записал, что в Холмогорах «прежде жила чудь, и она говорила на языке, отличном от языка лопарей и самоедов, но теперь она там больше не находится». Известен Куростровский рукав Двины при деревне Кур, у Холмогор есть река Курополка. В старину сам посад и городище Холмогор именовался – Курополь. В 19 в. его считали чудским.
В Архангельской губернии по исчислению 1850г. чуди не было, хотя отмечено 25 цыган, 1186 немцев и 570 евреев.
По спискам населенных мест Архангельской губернии 1861г. (сведения приходских списков) чудь жила вместе с русскими в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах.
В Архангельском уезде в селениях – Бобровская (Боброво), Емельяновская (Архангельско), Степановская (Кумовская, Кукома), Савинская (Заречка), Циновецкая (Ценовец), Филимоновская (Абрамовшина), Уваровская (Уаровская), Самышевская (Болото), Петрушевская (Пешково), Дурасовская 1 (Мальгина Гора), Дурасовская 2, Чухаревская (Чукаренская), Кондратьевская, Александровская, Елецовская, Устьлыядовское (Амосово), Нефедьевская, Бурмачевская, Олодовская (Горка), Митрофановская, Чухчинская, Патракьевская, Ивайловская.
В Холмогорском уезде в селениях – Аннина Гора (Вавчугская, Белая Гора), Рогачевская (Сурово), Тихановская (Тихновское, Шубино), Матвеевская (Неверово), Мариковская (Марилов Погост), Перхуровская (Пергуровская, Шагино), Петровская (Петрово), Даниловская (Чуркино), Косновская (Пугины), Трехновская (Кучин наволок), Боярская, Андрияновская (Тышкуново), Верхнематегорском-Емецком, Шильцова (Шальцова), Кожевская гора (Кожина Гора), Хвосты, Корчовская, Юрсобицкая, Горончаровская (Горончарово), Сухарева, Заполье, Осередская, Андреяновская,
Березник, Заозерская, Филипповская, Пердуновская (Часовенская-Кузнецовка), Карзевская, Теребиха, Ощепова (Якимовская), Горка (Зиновьевская), Терентьева, Нижний Конец (Полумовская), Бросачевская (Бросачиха), Кульминовская, Кязмежская (Кязлиш) (по рекам Бояр-Курья, Куростровке, Емце, Двине, Ваймуге, озеру Кульмино).
Чисто чудскими селениями в Холмогорском уезде считались Анциферовская, Вахромеевская, Расходовская (Ходчегоры), Березнинская, Обуховская, Нижнематигорская (Борисоглебское, Демидовское), Демидовская (Погостская), Тюмшенская 1 (Тюшменевская, Давыдовская) и Тюмшенская 2 (Белогорская) по реке Бояр-Курья. Уже тогда обращали внимание на тот факт, что местности заселенные только чудью носили исключительно русские названия.
В Пинежском уезде чудь месте с русскими проживала в деревнях Верхнеконской и Валтегорской (Вальтева) (по рекам Немнюге, Ежуге и Пинеге).
Шенкурском уезде чудские селения не выделялись, но в 14 веке вся его территория с Верховажьем считалась чудской. Чудь в Шенкурске учитывалась до 16 века.
Надо отметить, что чудь выделялась вместе переселенцами из Новгорода. В районах, где новгородцев не было, вместо чуди указаны русские. В Архангельске чудью считали русских староверов.
В устье Печоры, в Пустозерске и деревнях по описаниям Лепехина 1774г. проживало 632 жителей, которые происходили от чуди. По остальным источникам все население Пустозерска составляли русские староверы. Аналогично с чудью связывалось происхождение коми-ижемцев. Сейчас их считают русскими ассимилированными коми-зырянами.
Список населенных мест Вологодской губернии 1859г. указывает на наличие чуди как этноса в губернии, отличного от русских и коми-зырян. Хотя столичные ученые считали ее финнами, а в приходские списки – частично белоруссами.
По приходским спискам чудь имелась в Никольском, Сольвычегодском и Устьсысольском уездах в соседних местностях в 62 селениях (4234 чел.).
В Никольском уезде (1630 чел.): Вымол, Лыченица, Погудино, Сено, Курилово, Алферова Гора, Мятенеева Гора, Завачуг, Сушники, Каюк, Кобылино-Ильинское, Спицино, Плоская, Кобылкино, Наволок, Горка, Горбуновская, Павлово, Завражье, Маншино (по рекам Шердуге, Жидоватке, Березовой, Завачуге, Ишенге, Кокошихе, Имзюге, Югу).
В Сольвычегодском уезде (2938 чел.): Астафьева Гора, Пожарище, Змановский починок (Зманово), Мишутино, Леунино, Еремина Гора (Околоток), Лисья Гора, Куряново, Яруны (Ярцево), Гончарово (Гондюхины), Мишутино Верх (Гусиха), Потанин починок (Прислон), Поздеев починок (Омельяниха), Голая горка, Бык, Горячево, Конищево, Вяткина Гора, Верхолальский погост, Княжа, Стройково, Попова выставка (Пупок), Токарево Жолтиково, Пряновская (Бызовы), Васильевская, Фроловская (Зуиха), Трегубовская, Варзакса, Новиковская (Кулига), Гришановская (Балушкины), Рычково, Константиновская (Федяково), Федяково, Тешилова Гора (Кушиха), Новоселова Гора (Новоселка), Кочуринская (Заручевье), Григорьевская (Калинино), Горка, Макаровская (Комарово), Устье, Селивановская (Исаковы), Нечаевская (Межник), Рябово, Конешевская (Буторяна), Слудка, Дешлевская (Кошары), Матюковская (Балашовы), Чернышевская (Артемьевшина), Прилица, Задориха, Березник (по рекам Лале, Варзаксе, Торновке, Осокорове, Чакулке, Межнике, Подовине, Доровице, Вычегде).
В Устьсысольском уезде (749 чел.): Мишинская (Подкиберье), Спиринская (Занюлье), Ракинская (Бор), Шиловская (Зародово), Гаревская (Трофимовская), Бор-Надболотомская (Керос), Урнышевская (Верхний Конец), Матвеевская (Спас Поруб), Карповская (Гаврилова), Кулижская (Чиничева), Раевская (Осташевская), Подсосновская
(Лобанова), Нелицовская (Шмотина), Трофимовская (Порьясянова) (по рекам Невле, Нюле, Шоре, Лузе, Порубе, Бубе).
В Каргопольском уезде чудское население было отмечено в 1316г. по Лекшмозеру (Челмогора) в 53 км. от Каргополя. В 1349г. римлянин Лазарь отметил на наличие в Обонежье у Мурманского монастыря чуди и лопи.
В Олонецкой губернии по сведениям 1873г. считалось чуди – 26172 человека (чуди обруселой 7699 человек). Отдельно от нее считали финнов – 3775 человек, лопарей – 3882 человека, карел – 48568 человек. Чудь размещалась в Лодейнопольском уезде (7447 человек), Олонецком уезде (1705 человек), Вытегорском уезде (6701 человек), Петрозаводском уезде (10319 человек).
Но большая часть этноса в Олонецкой губернии имело другое самоназвание. Наименование чудь были приписано ему, из-за академика Шегрена (1832г.) указавшего на проживание в Белозерском и Тихвинском уездах Новгородской губернии народа, который под влиянием новгородцев именовал себя «Zjudi (Жюуди)». Новгородцы выделяли также группы колбягов (Тихвин) и варягов (Ильмень). Почему петербургские ученые решили, что «жиди», именовавшие себя «Ljudi (Лйуди)», это чудь, а например не потомки новгородских «жидовствующих», не совсем ясно. Скорее всего, имела место ошибка. Рукописная L выглядит похоже на рукописную заглавную Z, при издании рукописина немецком языке ее прочитали как Z, а затем при переиздании труда Шегрена на русском языке прочитали имя народа как чудь. И под авторитетом академика, который вовсе этого не писал, стали называть вепсов-людиков – чудью. После 1920г. этот народ стали именовать по самоназванию большей его части вепсами, а затем, записали в значительной части в карелы.
Чудь обруселая жила отдельно от остальной олонецкой чуди (вепсов) на востоке в Вытегорского уезда по границе с Кирилловским и Каргопольским уездами. Население этих мест само себя и никем из этнографов к обруселым вепсам не относится.
Проживала обруселая чудь в 118 селениях Вытегорского уезда: Песок, Венюкова, Васильевская (Ишукова), Боброва, Никифорова, Запарина, Ухотский погост (Ильина), Климовская (Тоболкина), Ефремова, Попадьина, Низ, Мечевская, Еремина, Леонтьева, Ершова, Окулова, Брюхова, Кобылина, Прокопьева, Ермолина, Панкратова, Копытова, Мишуткина, Козулина, Васильева, Мосеевская (Черницина), Поганина, Юргина (Юркина), Амбросова (Обросова), Сергеева, Саустова, Лихая Шалга (Шалга) (по реке Ухте);
Сурминская (Терюшина), Емельяновская (Шарапова), Патровская, Филосовская, Игнатовская (Шилькова), Демидовская (Заполье), Дуплевская (Заполье), Ермаковская (Заполье), Будринская (Кромина), Прокопинское, Антипинская (Горка), Григорьевская (Новоселова), Тихмангский Погост (Данилово), Вахрушева, Паловский Погост (Дудино), Аксенова, Клепикова, Фатьянова, Федорова, Бурцова, Демина, Рукина, Новое село, Трофимовская (Часовина), Орюшинская (Выдрина), Мурхонская, Лавровская (Петунина), Дмитровская (Цанина), Федотовская (Павшево), Феофилатовская (Рубышино), Рябовская (Симанова), Мининская (Бережная), Киршевская (Круганова), Далматовская (Савина), Третиаковская (Манылова), Мухловская (Книгина), Фертинская (Ванева), Кошкаревская (Филина), Иарахивская (Паракеевна, Сласникова), Сидоровская (Давыдова), Елтомовская (Верховье), Михалевское (Выползово), Гуевская (Фокино), Мануйловская, Железниковская (Гурино), Кашинская (Верховье), Куромская (Конец), Горловская (Малькова), Ильинская слобода (по реке Тихманге);
Антоновская (Баранова), Мокиевская (Русанова), Муравьевская, Горбуновская (Пустынь), Фоминская (Горка), Федосьевская (Матюшина), Кузнецовская (Кириловщина), Качаловская (Привалова), Вершининская пустошь (Вершинина), Исаковская пустошь, Лукинская (Повинки) Алексинская (Гурино) Давыдовская (Максимова) (по реке Шалгасу);
Перхина (Антипина), Пашинская (Береговская), Антипина (Антипа, Перхина, Малая Херька), Федоровская (Халуй), Анциферова (Халуй) (по реке Индоманке);
Лебяжья пустошь (по ручью Пустынному);
Деминская (Дубининская), Матвеевская (Прочева) (по Шей-ручью);
Фалькова (у Ухтозера);
Анциферовская (Березник, Халуй), Кречетова (Панкратова), Агафоновская (Большая), Раковская (Уголь) (у Анциферовского озера);
Борисова Гора (Гора), Митина, Панкратово (Матвеево, Исаево), Иванова (Кирьянова), Блинова (Горка), Елинская (Кропачева, Новожилова, Ермолинская) (у Исаевского озера);
Анциферовская (Ананьина, Пужмозеро), Ермолино (Новожилово) (у Пужмозера).
В 1535г. к Чуди относили население Толдожского, Ижерского, Дудровского, Замошского, Егорьевского, Ополецкого, Кипенского, Зарецкого погостов в Новгородских землях.
Расселение чуди в Новгородских землях в 1535 г.
Список населенных мест Санкпетербургской губернии 1864г. относил к чуди, на основании мнения петербургских ученых – водь, чье имя (ватия-лайзет) производили от слова «ваддья», значение которого не известно. Народ этот ближе к эстонцам, чем карелам. Водь проживала в Петергофском, Ямбургском уездах. При этом в приходских списках часть ее поселений названа ижорскими.
Кроме того, чудскими названа часть поселений лежащих в русских районах по реке Луге – Пулково, Сола (Сала), Надеждина (Блекигоф), Мариенгоф, Кошкино, Захонье, Свейско, Жабино, Калмотка, Верино (Николаево), Кузьмино, Юркино, Кепи, Горка, Подога, Луцкая, Луцкое.
Официальная статистика отделяла чудь от води и эстов. По данным переписи населения 1897г. в Ямбургском уезде (кроме води и эстонцев) насчитали 303 человека говоривших на чудском языке. Вепсов там не было
Расселение чуди в 1850 г.
В 19 веке ученые именовали чудью без разбора народы пермской группы, и водь, и чухонцев, и карел, и эстов. Хотя тогда говорить о мононациональном составе населения Эстляндии не имело смысла. Шло слияние нескольких народностей (в том числе славян-кривичей и германцев-датчан) в один эстонский народ. Учитывая массовое сокращение населения Новгородских областей в конце 16 века и начале 18 века, а также переселение из Финляндии, Эстляндии и Лифляндии в 17 веке, можно предположить ассимиляцию поселенцами местного населения. Поэтому можно предположить, что имя чуди было дано финноизированной части местного населения новгородцами, а от них петербургскими ученым. В других же местностях наличие финно-угорского состава чуди не зафиксировано. Никакой эстонской чуди на территории Новгородских и Псковских земель вплоть до Чудского озера не было.
Вятский летописец упоминал на Чепце народы чудь и остяков. По преданиям, в этих местах находились чудские городища, и именно здесь находят бронзовые предметы, объединённые названием «Пермский звериный стиль». Специалистами всегда признавалось иранское влияние на искусство «Пермского звериного стиля».
Саамы, которые хорошо знали чудь, не смешивали их с карелами. По преданиям карел и саамов чудь – «душегубы лютые», каждое лето приходили с гор и убивали много людей. Саамский «чуте, чуде» – «преследователь, разбойник, враг».
В преданиях саамов указывается, что в давние времена на их земли приходила чудь белоглазая. Поверх одежды она носила железные латы, на головах – железные рогатые шлемы. Лица закрывали железными сетками. Страшными были враги, всех подряд вырезали. Подобная форма скандинавских викингов имела место лишь с 13 века.
Финно-угорские народы всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе. Коми-зыряне и пермяки, отличали себя от «настоящей чуди». Причина в соседстве, они знали чудь. Для коми-пермяков и удмуртов чудь совершенно чуждый им по языку этнос, принимавший, как новгородцы и вятчане участие в межплеменных распрях и войнах.
Описания коми говорят о необычно большом росте представителей чуди. Кроме чуди-великанов коми-пермяки выделяют другой народ маленького роста – чудов.
С преданиями о чудах связаны предания о народе сиртя (сихиртя, сирчи), обитавшем в тундре до прихода ненцев. По преданиям, сиртя были маленького роста, говорили, слегка заикаясь, носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза. Домами сиртя служили высокие песчаные сопки, ездили на собаках и пасли мамонтов. Так же, как чудь, сиртя считались умелыми кузнецами и хорошими воинами. Встречаются упоминания о военных столкновениях ненцев с сиртя. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя. Ненцы отличали сиртя от себя, хантов и коми.
Академик И. Лепехин писал в 1805г.: «Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».
Впервые ненецкие предания о сиртя, говоривших на языке, отличном от ненецкого, были записаны А. Шренком в 1837г. в Большеземельской тундре. Ненцы были убеждены, что последние сиртя еще за 5 поколений до 19 века встречались на Ямале, а затем окончательно исчезли.
Предполагают первоначальное значение слова чудь – «немцы», из готского «Тсиуда» – «народ». Как это соответствует финно-угорскому этносу неясно. Но чудь (Thiudos) упоминается среди других народов присоединенных к готской державе 4 века и поэтому не являвшимся немецким. Иордан писал: «Германарих, благороднейший из Амалов, который покорил много весьма воинственных северных племен и заставил их повиноваться своим законам. Немало древних писателей сравнили его по достоинству с Александром Великим. Покорил же он племена: гольтескифов, чиуд, инаункс, васинобронк, мерен, морден, имнискар, рогас, тадзан, атаул, навего, бубеген, колд. (Golthescytha, Thiudos, Ina unxis, Vas ina broncas, Merens, Mordens, Imnisscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Coldas)».
В пуранах указаны народы Куру (Kurus), Чедью (Chedyas) рядом с Вятса (Vatsa), в «Махабхарате» употребляется имя народа Чеди.
Таким образом, вырастает образ народа – могучего, богатого, независимого, отличающегося богатырским телосложением, обладающего сакральными знаниями и удивительными способностями. Часть его дала начало стране Rusia Alba (Белая Русь), а часть ушла в новые земли, и не только на севере. В Поморье (в Кеми) полагали, что чудь имела красный цвет кожи и ушла отсюда жить в Новую Землю. Уместно вспомнить, что жители древнего Египта (самоназвание которого было Страна Кеми) считали себя краснокожими переселенцами из страны Верхней Кеми.