Что такое чревоугодие человека

Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?

Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.

«Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, когда она загорится, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия. Чистота внутреннего человека распознается по совершенству сей добродетели. Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить в борьбе с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшими в легкой схватке.

Итак, первою нам надо попрать похоть чревоугодия. Таким образом, подавление плотских вожделений оказывается неким солиднейшим основанием всех браней. Не победив своей плоти, никто не может законно сражаться; а кто не законно сражается, не венчается».

(Иоанн Кассиан Римлянин. «Обозрение духовной брани»)

Таким образом, в христианской аскетике среди восьми главнейших страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость) именно победа над чревоугодием считается тем начальным этапом, без которого вообще бессмысленно говорить о какой-либо дальнейшей борьбе со страстями. Пусть страсть к еде и более слабое вожделение по сравнению с гневом или тем более гордостью. Но как можно надеяться на победу над более сильным соперником, если не можешь одолеть даже слабейшего? Ведь «кто не законно сражается, тот не венчается».

С другой стороны, тут, конечно, масса нюансов. Как говорит тот же Кассиан Римлянин, тут не может быть поставлено одинаковое для всех правило. «Не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одной силой души, но должна соизмеряться и силой тела». Поэтому «мера воздержания должна быть определена судом совести каждого».

Святые отцы были на самом деле очень проницательные психологи, они хорошо разбирались в самых тонких движениях души. Любопытна их классификация видов чревоугодия, которое они подразделяли на три основные разновидности. Во-первых, это неспособность придерживаться определенного режима приема пищи и прием еды раньше определенного срока. Во-вторых, это чрезмерное насыщение и переполнение живота, прием пищи в количествах, превышающих то, которого требует нормальное самочувствие. И, в третьих, это страсть к изысканным и приятным яствам, к чрезмерному разнообразию и изысканности еды. Поэтому вступивший в борьбу с чревоугодием должен, «во-первых, ожидать уставного времени разрешения на пищу; потом, не поблажать пресыщению; в-третьих, довольствоваться простой какой-нибудь и дешевой пищей».

Кроме того, святые отцы считали, что чревоугодие в каком-то смысле порождает все остальные страсти. То есть, пресыщение чрева порождает блудные мысли, а блуд занятие в общем-то затратное, и в душе зарождается сребролюбие. А когда блуд и деньги не приносят истинного счастья, в душе начинают бушевать печаль и гнев.

Интересно, что древнегреческое слово «чревоугодие» – γαστρομαργία – по-русски дословно означает жадность, похоть, ярость или даже бешенство живота, чрева. То есть, получается, что в каком-то смысле чревоугодие – это бешенство живота, которое рождает другие страсти. И укротить его – и значит положить самый первый, начальный кирпич в дело собственного спасения.

Источник

Булимия

Что такое чревоугодие человека. Смотреть фото Что такое чревоугодие человека. Смотреть картинку Что такое чревоугодие человека. Картинка про Что такое чревоугодие человека. Фото Что такое чревоугодие человека

Булимия как один их видов расстройства пищевого поведения, ее отличия от анорексии. В чем ее актуальность? Причины и симптомы заболевания, а также признаки, которые должны насторожить самого больного и его близких. Кто чаще всего страдает булимией и почему? Способы лечения и профилактика булимии. Эти вопросы мы задали практикующему психиатру, психиатру-наркологу и психотерапевту (в чем разница между психологом и психотерапевтом), Главному врачу медицинского центра «Гармония здоровья» Владиславу Сиповичу.
Что такое булимия, чем она отличается от анорексии и в чем актуальность проблемы?

Булимия – это один из видов расстройства приема пищи психогенной природы, иными словами расстройства пищевого поведения (РПП). Всего выделяют три формы РПП:

• Анорексия представляет собой психическое расстройство, проявляющееся навязчивым страхом излишней полноты, целлюлита и других проявлений ожирения. При этом пациенты с анорексией видят искаженное отражение своего тела в зеркале, которое по их мнению не соответствует современным стандартным красоты. Даже добившись пугающей худобы, полностью потеряв жировую прослойку, они все равно находят у себя какие-то несуществующие признаки полноты. Для этих больных характерно психологическая установка на достижение слишком заниженной весовой планки. В результате масса тела становится все меньше, развиваются поражения внутренних органов, нарушения обмена веществ, изменения гормонального статуса, которые могут привести в особо тяжелых случаях к необратимому полному истощению организма и смерти. Причем это не единичные случаи, по статистике умирает каждый десятый больной анорексией.

• Булимия в отличие от анорексии связана с перееданием и имеет другую психологическую подоплеку. Приступы переедания, вызванные разными, чаще психическими причинами, вызывают чувство вины и стыда за свое поведение, а также опасения прибавки в весе. В результате больные начинают усердно его контролировать свой вес и при малейшем сдвиге в сторону увеличения начинают предпринимать доступные для них действия. Чаще всего это сводится к вызыванию рвоты, приему слабительных и мочегонных средств. Особо значимого снижения веса не наблюдается, но наступают нарушения водно-солевого баланса с обезвоживанием организма и соответственно функциональными расстройствами жизненно важных систем организма. Довольно часто булимия развивается после перехода анорексии в фазу ремиссии.

• Психогенное (иначе компульсивное) переедание связано с потерей контроля над приемом пищи. Проявляется тем, что человек «привыкает» много есть даже без ощущения голода, сначала «заедая» стресс, а потом даже без видимой причины поглощая большое количество пищи за короткий интервал времени. Как и при булимии сопровождается чувством вины, изолированности, отвращения к себе и своему безволию.

РПП считаются женской патологией, согласно статистическим данным 97% больных с расстройством пищевого поведения – это женщины. Причем развивается оно чаще всего в нежном подростковом или девичьем возрасте – в интервале от 10 до 18 лет (80% от всех столкнувшихся с РПП). У 16% больных расстройства развивались от 18 до 25 лет и лишь у незначительного количества пациенток – после 25-летнего возраста.

Молодой и даже юный возраст больных, разрушительные последствия для физического и психического состояния организма и возможные фатальные последствия подтверждают актуальность проблемы РПП, профилактики и лечения всех его видов, в том числе и булимии.

Что может служить причиной развития булимии?

Причины булимии чаще всего имеют психический характер. Учитывая то, что с 10 до 18 лет организм находится в стадии роста и формирования, правильное и полноценное питание необходимо для развития костно-мышечной системы, внутренних органов, вторичных половых признаков. Все эти процессы сопровождаются изменениями гормонального баланса и колоссальными эмоциональными и психическими нагрузками. Стрессоустойчивость подростков практически минимальная, поэтому любое критическое замечание в сторону внешности, фигуры или веса воспринимается как нечто трагическое и требующее немедленных действий по исправлению так называемых «недостатков». Самое простое, что может предпринять девочка-подросток или девушка 18-25 лет – это просто меньше есть или сесть на диету. Многие стараются согнать вес и приблизиться к стандартной «худосочной красоте» с помощью интенсивных физических нагрузок в тренажерных или спортивных залах. Но растущий организм требует свое, отсюда неизбежные срывы и приступы переедания, после которых пациенты начинают ненавидеть себя за слабоволие и стараются избавиться от поглощенной пищи как можно быстрее с помощью искусственно вызванной рвоты или принятием слабительных. Осознание неправильности и вреда таких действий приходит намного позже, когда начинает страдать здоровье и психика. При этом весь психический и эмоциональный потенциал уходит не на обучение или общение с друзьями, а на постоянные мысли о снижении веса и слежение за показаниями весов. Такое зацикливание приводит к снижению когнитивных способностей, качества жизни, потере эмоциональных связей с родными, сверстниками и психологической изолированности. Фактически все прелести и радости молодости становятся для больных булимией недоступными, еще больше актуализируя проблему одиночества. Больным кажется, что все проблемы решатся, когда им удастся достигнуть определенного веса и приблизится к так называемым стандартам.

Кроме того, процесс очищения желудка с помощью рвоты приносит не только физическое, но и эмоциональное облегчение, даже можно сказать удовольствие. Это вероятнее всего связано с выработкой эндорфинов (гормонов радости) при избавлении от переполняющей желудок пищи. При этом пациенты испытывают радостное ощущение кристальной чистоты. Так развивается своего рода психическая зависимость от искусственно вызванной рвоты.

Другими причинами булимии могут быть такие факторы:
• Наследственная предрасположенность. Об этом говорит повышенный риск возникновения булимии у лиц, в семье которых были родственники, страдающие от этой патологии.
• Жесткие диеты и пищевые ограничения, приводящие к дисбалансу и дефициту питательных веществ.
• Патологические процессы в пищевом центре головного мозга.
• Обменные и гормональные нарушения.
Ощущениями, испытуемыми при булимии, чаще всего бывают:
• безысходность и беспомощность;
• ненависть к своему телу и личности;
• гнев и злость на себя и окружающих, особенно к тем, кто заговаривает о еде;
• тревога за свое здоровье и судьбу;
• панические атаки и истерики,
• чувство потери контроля над телом и жизнью;
• ощущение одиночества, своей ненужности и т.п.

Все эти состояния рано или поздно приводят к депрессии, даже если и наблюдается временное чувство гордости за свою решительность и силу воли не есть или избавляться искусственным путем от принятой пищи. В своих крайних проявлениях депрессивные расстройства могут провоцировать мысли и даже попытки суицида.

Более всего подвержены развитию булимии и других видов РПП люди, склонные к низкой самооценке, испытавшие психологическую травму или стресс, склонные к перфекционизму и уже находящиеся в депрессии.

Опасность булимии в том, что проблемы со здоровьем, возникшие как ее результат, часто остаются на всю жизнь (особенно при длительном течении). Это прежде всего нарушения в работе ЖКТ, обменных процессах, сердечно-сосудистой системы и почек. Кроме того, нельзя восстановить раскрошившиеся и выпавшие зубы. Даже при продолжительной ремиссии булимия может запустится вновь из-за какого слова или события, ставшего триггером нового процесса. Поэтому даже значительное уменьшение приступов булимии – это уже прогресс в борьбе с болезнью.

Какие основные виды и стадии развития булимии?

Булимию, как нервно-психические расстройство, дифференцируют на 2 вида:
• Булимия пубертатного периода, возникающая у девочек при половом созревании и характеризующаяся приступами переедания, которые чередуются с периодами длительного отсутствия аппетита.
• Нервная, которой страдают люди более старшего возраста. Развивается на фоне низкой самооценки, наследственной предрасположенности или эндокринных заболеваний.
Кроме того, выделяют 3 формы переедания:
• Приступы «волчьего голода». Кстати, булимия в переводе с греческого означает бычий голод, что явно указывает на чрезмерное переедание. В народе тоже часто говорят (не будем стесняться): «Жрет как бык».
• Практически постоянный прием пищи. Такие больные постоянно что-то жуют.
• Ночные крупные набеги на холодильник, когда возникающее чувство голода не дает спать и требует немедленного удовлетворения.

Существуют также разные формы компенсации обжорства. Это такие как:
• Насильственное опорожнение желудка и кишечника с помощью рвоты и кишечника.
• Изнуряющие тренировки и физические упражнения.
• Строгие и жесткие диеты.

Следует сказать, что булимия – это болезнь, развивающаяся постепенно и проходящая 3 стадии:
• Стадия неосознанности. Для нее характерен прием пищи ночью, когда больной пытается скрыть свою проблему от близких, испытывает чувство вины. Обнаружить проявления можно лишь по значительно уменьшающемуся количеству куриных ножек, котлеток или пирожных в холодильнике.
• Этап осознания проблемы со стойким бесконтрольным перееданием на фоне которого к чувству вины присоединяются страхи, фобии и депрессия. Переполнение желудка вызывает уже дискомфортные ощущения, боли и головокружения, избавиться от которых можно лишь после его опорожнения.
• Стадия принятия решений и действий по избавлению от проблемы. На этом этапе больные уже готовы обращаться за помощью к специалистам, т.к. понимают безуспешность самостоятельного лечения РПП.

Как распознать булимию?

Булимия, симптомы и признаки которой довольно смазаны в первой стадии, легко диагностируются во второй стадии, т.к. становятся характерными для этого пищевого расстройства.

О развитии процесса могут свидетельствовать такие признаки булимии:
• Продолжение прием пищи даже после появления чувства полного насыщения.
• Невозможность утолить голод в процессе еды.
• Озабоченность по поводу увеличения веса и поиски способа его снижения.
• Завышенная самокритичность по отношению к своему телу.
• Возникновение проблем с пищеварением – усиленное слюноотделение, увеличение слюнных желез, воспаление пищевода, кишечные расстройства, нарушение работы печени и т.п.
• Воспаление десен и горла из-за их постоянных травм ногтями и кислым содержимым желудка при рвоте.
• Разрушение и выпадение зубов.
• Проблемы с кожей – снижение ее тургора и появление дерматитов.
• Нарушения менструального цикла.
• Судороги из-за дисбаланса водно-солевого обмена.
• Нарушения функции почек, особенно при приеме диуретиков.
• Общая физическая слабость и упадок сил.

Отдельно необходимо сказать, что хотя булимия не считается смертельным заболеванием, при продолжительном течении и отсутствии лечения она может приводить к снижению качества жизни и ряду довольно опасных осложнений, а именно:
• Гипотонии (снижению АД) и вызванных нею довольно частым обморокам.
• Развитию лекарственной или алкогольных зависимостей.
• Хронической сердечно-сосудистой недостаточности.
• Неврастении.
• Гипокальциемии (недостаток кальция), приводящей к таким грозным состояниям, как аритмии, летаргическое оцепенение, почечная недостаточность и спутанное сознание.
• Отекам конечностей из-за нарушения функции почек.
• Самопроизвольному аборту.

Следует отметить, что несмотря на прогрессирующее развитие признаков булимии, существенного снижения массы тела обычно не происходит, что позволяет ее легко дифференцировать от анорексии, сопровождающейся выраженным истощением. Относительная неизменность веса вместе с приступами переедания является двумя основными критериями, которые позволяют отличить булимию от анорексии.

С помощью каких конкретных обследований можно диагностировать булимию?

Не многие знают, что существуют научные критерии, позволяющий выявить склонность к РПП. Например, тест отношения к приему пищи EAT-26, разработанный институтом психиатрии Кларка в Торонто, который можно легко найти в интернете на психологических сайтах.

Кроме того, существует способ проверить соответствие своего веса нормальным показателям по индексу массы тела ИМТ. Наиболее точным считается индекс Кетле, определяемый по формуле I = m/h², где:
• I – это ИМТ.
• m – масса тела в кг.
• h – рост в метрах.

Например, вес человека = 55 кг, рост = 160 см. Индекс массы тела в этом случае считается так:
ИМТ = 55/(1,6 × 1,6) = 21,5

Полученный при расчете ИМТ сверяют с такими показателями:
• Если он меньше16, то имеет место выраженный дефицит массы тела.
• 16-18,5 – недостаточный вес.
• 18,5-24,99 – норма.
• 25-30 – избыточная масса, трактуемая как предожирение.
• 30-35 – ожирение 1-1 степени.
• 35-40 – ожирение 2-й степени.
• 40 и больше – ожирение 3-й степени.

Рассчитанный нами ИМТ соответствует нормальным показателям.
При этом следует учитывать, что вес зависит от многих факторов, в частности, от состояния костно-мышечной системы и пола человека. Но ориентировочно индекс Кетле при его определении в динамике может свидетельствовать о тенденциях изменения веса. Особенно это важно, если изменения произошли резко. Это повод для того, чтобы звонить во все колокола и обращаться за помощью к специалистам – эндокринологу, гастроэнтерологу и, конечно же, к психотерапевту. Показаны лабораторные исследования на гормоны, в первую очередь щитовидной железы, определение концентрации калия и кальция в крови для выявления их дефицита. Среди инструментальных методов обследования рекомендовано ЭКГ, УЗИ внутренних органов, КТ головного мозга для исключения его органических поражений, а также функциональные почечные пробы и консультация стоматолога для оценки состояния зубов.

При исключении ведущей роли при РПП метаболических, гормональных и центральных нарушений, показана консультация психолога при начальных проявлениях РПП или психотерапевта, если психическое расстройство наблюдается давно и в более тяжелой форме. И даже при наличии не психогенных причин РПП, психотерапия все равно не теряет своей актуальности, т.к. пищевое расстройство любой этиологии неизменно ведет и к психическому расстройству.

Какие способы лечения и профилактики эффективны при борьбе с булимией?

Основными направлениями лечения булимии являются:
• Психотерапия. Особенно эффективна когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), направленная на исправление когнитивных искажений и выработку правильных установок по отношению к своему телу и приему пищи.
• Диетотерапия. Состоит в разработке правильного и полноценного рациона питания, без которого невозможно восстановить баланс питательных веществ и нормализовать обмен веществ. Подход диетолога должен быть сугубо индивидуальным и исходить из данных биохимических и клинических исследований больного.
• Витаминотерапия. Помогает устранить дефицит витаминов и микроэлементов, выявленный у больного при лабораторном обследовании.
• Медикаментозное лечение. Чаще имеет симптоматический характер и используется как вспомогательное при выраженных невротических и депрессивных состояниях. При их проявлениях могут быть назначены седативные препараты, ноотропы и антидепрессанты. Наиболее эффективно при лечении булимии использование такого антидепрессанта как флуоксетин. Довольно успешно проявили себя и ингибиторы моноаминооксидазы.

Психотерапию как основной метод лечения булимии рассмотрим несколько подробнее. Как я уже сказал, основным ее направлением при лечении булимии является когнитивно-поведенческая терапия. Суть ее заключается в том, чтобы выявить и устранить причины заболевания, а также решить главную проблему пациента с булимией, а именно стремление к тотальному самоконтролю. Задача психотерапевта состоит в ослаблении контроля, снятии эмоционального напряжения и устранении когнитивных искажений в восприятии собственного тела. На практике это означает, что больной должен как можно меньше отслеживать свои привычки и психические флуктуации, а направить весь свой психический и эмоциональный потенциал на реализацию здорового образа жизни, получение даже маленьких радостей от общения с другими людьми и расширение круга интересов. Просто человека нужно научить ценить собственное тело и свою индивидуальность, принимать себя таким как есть и не зависеть от мнения окружающих по этому поводу.

Кроме того, после сеансов КПТ пациенты должны уметь выявлять и исправлять любые дисфункциональные мысли относительно своей фигуры, веса и приема пищи, а также исключать или противостоять ситуациям, при которых возникают негативные эмоции, ведущие к приступам переедания. Следует отметить, что методики когнитивно-поведенческой терапии подбираются сугубо индивидуально и исходят из особенностей психики пациента, его эмоционального и физического состояния. Подробнее о гештальт терапии.

Исследования показали, что КПТ намного эффективнее других видов психотерапии и медикаментозного лечения. Она позволяет добиться 80% снижения частоты приступов переедания и очищения желудка. Уже через несколько сеансов наступает заметное улучшение состояния больного, а через 2,5-3 месяца, максимум полгода, удается добиться стойкой ремиссии, длящейся в среднем около 6 лет.

Важно также знать, что только комплексный подход в лечении булимии приносит ощутимые и длительные результаты. Только совместные усилия психотерапевта, диетолога, гастроэнтеролога и по показаниям кардиолога способны восстановить утраченное физическое здоровье и нормализовать пищевое поведение.

Помните, что своевременное обращение к специалистам является залогом успешного лечения. Как ни тривиально это утверждение, оно доказано самой жизнью. Поэтому при малейших признаках булимии обращайтесь к врачу. Особенно это касается родителей девочек-подростков. Они сами на прием не пойдут, их буквально нужно привести за руку. Если ваш ребенок постоянно сидит в социальных сетях, он начинает непроизвольно сравнивать себя с другими и приходить к выводу, что с ним что-то не так, а его внешний вид не соответствует общепринятым стандартам худосочных «красавиц». Отсюда навязчивое стремление приблизится к ним любым способом, даже в ущерб своему здоровью. В зоне особого риска находятся девочки, которые занимаются гимнастикой, танцами, бегом или попадают в модельный бизнес, т.е. в любую сферу, связанную с тотальным контролем веса.

В целях профилактики булимии никогда не критикуйте внешность ребенка, не используйте пищу в качестве поощрения или наказания, создавайте в семье благоприятный психологический климат и будьте внимательны к потребностям и поведению своего чада. В противном случае вероятность того, что у подростка разовьется булимия или иное РПП, становится очень высокой.

Источник

О страсти чревоугодия

Что такое чревоугодие человека. Смотреть фото Что такое чревоугодие человека. Смотреть картинку Что такое чревоугодие человека. Картинка про Что такое чревоугодие человека. Фото Что такое чревоугодие человека
Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *