Что такое читательская грамотность в средней школе

Доклад «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы»

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы

Преподаватель: Матюхина А. С.

Современный этап развития российского образования предполагает создание концепции оценки читательской грамотности. Данная система опирается на «Концепцию оценки образовательных учреждений учащихся PISA 2018». При создании Концепции важны были следующие факторы: применение новых технологий, потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, использовать несколько источников изучения материала одновременно. В Концепции актуализирована значимость оценивания не только предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

В данном проекте путем мониторинга оценки образовательных достижений учащихся было выявлено, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в других станах мира по уровню сформированности читательских умений: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать ее, осмыслить и оценить сообщения текста. Россия в этом рейтинге занимает всего лишь 43 место.

Оценка функциональной грамотности современного школьника в полной мере зависит от оценки качества читательской грамотности. А что же такое читательская грамотность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что чтение является предметом исследования. Чтение, чаще всего в педагогическом контексте, понимается как расшифровка – перевод букв в звуки. А читательская грамотность указывает на способность ученика воспринимать, понимать и работать с письменным текстом. При этом читающий и размышляющий человек достигает определенных целей, расширяет свои знания и возможности, участвует в жизни общества.

Читательская грамотность включает в себя не только понимание прочитанного, рефлексию, но и использование полученной информации данного текста. Последнее представляет собой применение учеником содержания текста в различных ситуациях деятельности, для участия в общественной жизни: экономической и политической, социальной и культурной.

Работая с текстом, ученик совершает действия читателя, являющиеся, в свою очередь, навыками работы с «начинкой» текста, полученными на уроках. Задачи читательской деятельности и способы их решения называют читательскими действиями. К ним относятся такие действия, которые связаны с восприятием текста в целом: с нахождением и извлечением информации, с интеграцией и интерпретацией, с осмыслением и оценкой, с использованием информации из текста. В свою очередь, каждая из групп состоит из определенных читательских умений, которые представляют собой эффективные способы работы с текстом.

Согласно тенденции современного информационного пространства работники образования в нашей стране начали перестраивать способы подачи учебного материала в школьных учебниках, используя тесты и извлекая из них пользу в получении необходимой информации. Таким образом, увеличилось коммуникативное и жанровое разнообразие текстов, на материале которых ученики осваивают основные читательские умения.

Современному педагогу необходимо научиться «строить» компетентностные задания на основании содержания учебника. Для создания такого задания нужно выбрать один или несколько фрагментов из соответствующего параграфа учебника, дополнительной литературы по теме или разработать само задание. В процессе изучения курса учащимся можно предложить несколько ситуационных задач (заданий), нацеленных на усвоение усложняющихся способов деятельности, на освоение учебного материала в процессе обучения.

В нашей жизни мы часто слышим фразы: «правильная русская речь», «сдать ЕГЭ», «поступить в институт», «написать резюме», «устроиться на хорошую работу». А как это связано с русским языком?

Прочитайте внимательно высказывание И.С. Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».

· Почему надо беречь русский язык?

· Зачем людям нужен язык?

· Необходимо ли изучать русский язык?

Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте параграфа учебника (Русский язык, 5 класс, ч.1, под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой).

1) В каких областях жизни человека необходим язык? Какие еще языки, созданные человеком, вы знаете?

Свой ответ иллюстрируйте примерами.

В жизни есть много примеров, где речь идет о языке как средстве общения. Разновидности языков: язык жестов и азбука морзе, нотная грамота и математические символы, светофор и морской семафор и др.

2) Путешествуя по нашей планете, узнавая тайны чудес света, возникает желание изучать языки мира. Назовите их. А можно ли изучить иностранные языки, не зная собственного?

3) Что такое «язык»? Почему это слово является особенным? Что обозначает? Сколько значений имеет?

На основе рисунков объясняется лексическое значение слова.

4) Используя текст учебника и дополнительную литературу (энциклопедия школьника), составьте схему, где нужно показать, почему важно изучать русский язык.

— Верно излагать свои мысли,

— Показатель культуры и воспитанности,

— Главный хранитель знаний о мире, о людях,

— Средство обучения основам наук.

5) Составьте рассказ для своих друзей, используя цитату К.Г. Паустовского «С русским языком можно творить чудеса…». О каких чудесах говорит автор?

Чтобы «творить чудеса», надо уметь общаться с помощью русского языка, обмениваться своими мыслями, чувствами и эмоциями друг с другом. Для этого нужно специально учиться. Полученные знания можно будет успешно использовать в жизни.

Компетентностные задания должны иметь практико-ориентированный характер. Такой вид работы позволяет формировать и оценивать не только предметные знания, но и метапредметные умения. Для самооценки разработанных заданий можно использовать ряд признаков. «Хорошее» задание дает возможность выразить свою позицию и аргументировать ценностное суждение. «Хорошее» задание требует самооценку на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи, выявление позитивных и негативных факторов, влиявших на выполнение новых учебных задач. «Хорошее» задание является всегда групповым или парным, где наблюдается совместная работа учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов. В ходе такой работы принимаются согласованные решения (о важных особенностях или требованиях к проекту или дизайну, о способах выполнения задания, о распределении обязанностей и координации усилий, разделения ответственности за полученный результат, осуществление взаимного контроля, создания общего продукта из взаимосвязанных частей). «Хорошее» задание предполагает наличие проблемы, свежего взгляда на известный объект и создания нового, «устранения неполадок» и ситуации неопределенности, выбора одного из возможных альтернативных вариантов, воплощения принятого решения на практике.

Тема: Публицистический стиль речи.

Введение в проблему

Отечество, гражданин, общество, информация, журналистика. Все эти понятия ассоциируются с публицистикой – видом литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни. Стиль речи – публицистический. В чем его особенность? Каковы языковые средства и приемы построения текста?

Для характеристики публицистического стиля речи обратимся к некоторым понятиям. Словарно-орфографическая работа: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Сделайте запись в тетради.

Толковый словарь. Алгоритм работы со словарем

Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», проследите за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля. Переведите текстовый режим в графический формат, заполнив таблицу.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

Сопоставьте данный текст с текстами других стилей речи, обращаясь к теоретическим изданиям.

Составьте текст публицистического характера с использованием следующих задач:

· воздействие на массовое сознание,

Графически выделите языковые средства и приемы построения текста, сделав вывод.

Публицистический стиль – разновидность литературного языка, в котором органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Тема: Монолог и диалог.

Введение в проблему

У Маши много подруг. Они вместе любят рассуждать о том, что их интересует. Сначала девочки говорят по одной, а потом все вместе. В их общении используются разные формы речи: монолог и диалог. А что же это такое? Для этого обратимся к толковому словарю. Умеете ли вы пользоваться словарем?

Найдите слова монолог, диалог в толковом словаре. Следуя инструкции, объясните их значение. Запишите лексическое значение каждого слова в тетрадь.

Алгоритм работы со словарем:

1. Определите, с какой буквы начинается слово.

2. Найдите страницу с необходимой буквой в словаре.

3. Обратите внимание на следующие две буквы.

4. Найди те нужное слово.

1. Монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, слушателям.

Диалог- разговор между двумя или несколькими лицами.

2. Переведите текстовую информацию в графический формат. Составьте схему.

3. Найдите в тексте художественной литературы монолог и диалог.

4. Продолжите фразу: Монолог и диалог – формы речи. Необходимо продумывать свою речь, правильно выражать свои мысли…

Тема: Безударные проверяемые гласные в корне слова (орфограмма №1).

Введение в проблему

Сегодня ваш младший брат пришел из школы очень расстроенным. Он получил по русскому языку «2». Мама попросила вас проверить выполнение домашнего задания по русскому языку у младшего брата. Если нужно, помочь ему.

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Алгоритм проверки безударной проверяемой гласной в корне слова.

1) Исправь допущенные братом ошибки. Запиши правильный вариант в тетрадь.

ГОворить об Осенних заморОзках, щЕбетать на ствОле сОсны, брОдить по хОлмам зИмой, взглЯнуть на лОсиные рОга, подхвАтить мОрскую бОлезнь, крАсивая кОса Н.Аежды, проговОрить в слОвах удАрение, хОтелось хрАнить в тАйнике, пролЕтают грОзовые Облака.

2) Расшифруй и допиши пословицы

Родная зЕмля – матушка, чужая стОрона – мачеха.

ДерЕво держится кОрнями, а человек друзьями.

Книга и труд хорошие плОды дают.

Каждая найденная ошибка – 1 балл. Максимальное количество баллов – 30 баллов.

Формирование читательской грамотности учащихся основной школы является необходимым условием для успешного функционирования в современном мире. Будущие выпускники школ – это образованные и успешные люди, обладающие в полной мере читательской грамотностью, умеющие продуктивно использовать не только школьные знания и умения, но и свои способности и таланты; не прекращающие учиться, развиваться и совершенствоваться. Именно от них зависит экономическое и социальное благополучие нашей страны как сегодня, так и в грядущем мире.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

О функциональной грамотности и ее важнейшей разновидности — читательской грамотности — на вебинаре рассказал Виктор Федоров, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, учитель русского языка и литературы «Цифровой школы». Он является одним из авторов пособий по формированию функциональной грамотности, выпущенных издательством «Просвещение».

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет по экспоненте. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Функциональную и читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий.

Чтобы процесс формирования функциональной и читательской грамотности был более организованным и структурированным, авторским коллективом в сотрудничестве с издательством «Просвещение» была подготовлена серия специализированных задачников. В школах Москвы она уже успешно апробирована, есть отзывы учителей, которые с ними работают.

Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть фото Что такое читательская грамотность в средней школе. Смотреть картинку Что такое читательская грамотность в средней школе. Картинка про Что такое читательская грамотность в средней школе. Фото Что такое читательская грамотность в средней школе

В основе каждого задачника — тексты, к каждому из которых прилагается блок заданий. Это тексты об особенностях мышления и поведения человека, страноведческие и художественные, о живой природе и техносфере. Предпочтение авторы отдают современным текстам. При подборе также учитывались результаты международных сравнительных исследований качества образования, использовался межпредметный подход. Зачастую обучение в рамках одного предмета происходит изолированно, но это неправильно с точки зрения функциональной грамотности. Наши жизненные задачи нельзя «уложить» ни в один предмет, и это означает, что при анализе предъявляемых текстов нужно опираться на разные знания.

С этим связан и принцип разнообразия ситуаций, контекстов, в которых ученикам предлагается поработать, — учебные, личные, деловые и другие. Используются разные источники информации, которые нужно между собой сравнивать и из которых можно заимствовать недостающую информацию. На материалах текстов можно демонстрировать разные приемы работы. Очень мало заданий, предполагающих однозначный правильный ответ, — в большинстве случае правильных ответов может быть больше одного, и это плохо укладывается в умы наших учеников, хорошо научившихся работать по шаблону и с трудом от него отходящих.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

В описаниях международных исследований качества образования определены несколько уровней функциональной грамотности:

Среди ключевых элементов работы с текстом выделены следующие.

Авторы учебных пособий рекомендуют учителям вводить элементы заданий, ориентированных на формирование функциональной грамотности, в свою педагогическую практику. Начинать это делать нужно чем раньше, тем лучше.

Источник

Статья Развитие читательской грамотности в средней школе

Читательская грамотность и путь её становления

Учитель русского языка и литературы МАОУ МЛ №148 г. Челябинска

Существует искусство чтения, так же как искусство мышления и искусство письма.

Аннотация. С увеличение числа источников информации и её количества остро встал вопрос о развитии читательской грамотности школьников. Основная работа по совершенствованию этого навыка проводится учителями русского языка и литературы на уроках и занятиях по внеурочной деятельности. Осваивать поток информации быстро и качественно является важным универсальным учебным действием. Осмысленное чтение текстов разных стилей и жанров всегда вызывало особый интерес у школьников и педагогов, но вместе с тем и массу затруднений. Формулировать авторскую позицию, давать оценку поступкам героев и извлекать для себя уроки – задачи, с которые позволяет решить развитая читательская грамотность.

Ключевые слова /keywords: читательская грамотность / reading literacy, анализ текста / text analysis, осмысленное чтение / meaningful reading.

В современной школе формированию читательской грамотности в последнее время уделяется большое внимание. Несмотря на то, что особое внимание чтению уделяется в основном на уроках русского языка и литературы, другие дисциплины тоже требуют грамотного подхода к текстам разного уровня. Чтение – это ключ к развитию у обучающихся универсальных учебных действий. Чтение и работа с информацией являются неотъемлемой частью жизни современного человека, это важный навык для представителей любой профессии. Развитие читательской грамотности в школе начинается на начальной ступени обучения. В среднем и старшем звене происходит развитие читательской грамотности и начинается становление читательской компетенции.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Развитие читательской грамотности невозможно без работы с текстом, умения проводить комплексный анализ текста. В ходе уроков русского языка и литературы, а также внеурочной деятельности по курсу «Журналистика» и «Анализ текста» в средней школе учащиеся приобретают определённые читательские навыки разной направленности, что играет большую роль в формировании познавательной активности и аналитического мышления.

Кроме умения извлекать информацию из текста и устанавливать причинно-следственные связи, обучающиеся осваивают такие техники, как работа с деталями, работа с информацией, косвенно упомянутой в тексте, интерпретация умозаключений автора текста, анализ языкового уровня.

Становление читательской грамотности призвано не только развивать у обучающегося самостоятельное мышление и воображение, но умение говорить, грамотно и лаконично выражать свои мысли, вести дискуссию.

Понятие «читательская грамотность» со временем сильно расширилось в связи с увеличением источников информации, которую теперь мы получаем не только с печатных носителей, но и с электронных.

Роль учителя в формировании читательской грамотности школьников очень велика, ведь именно с его помощью учащиеся овладевают умением ориентироваться в тексте, интерпретировать его и проводить рефлексию.

В большинстве текстов, приведённых в учебнике русского языка для 5-9 классах, сразу после прочтения авторы предлагают определить тему, основную мысль, тип и стиль речи, озаглавить текст. Задания такого рода побуждают учащихся проводить разноуровневый анализ текста. Умение сопоставлять информацию, находить причинно-следственные связи – одно из метапредметных умений, формирующееся у школьников благодаря умению читать и анализировать прочитанное. Также всё больше практикуется работа с несколькими источниками информации, умение быстро находить нужную информацию очень важно в современном мире.

Умение грамотно составлять и задавать вопросы также неразрывно связано с наличием читательских навыков. Даже репродуктивный вопрос рождается не просто так.

Рассуждение является самым сложным типом речи для восприятия среди школьников среднего звена. Задача педагога не только помочь ребёнку разобраться в правильности умозаключения автора, но и прийти к собственному. Доказать свою позицию путём подбора весомых аргументов – задача не из лёгких в любом возрасте. Читательский опыт – первое, что приходит на помощь. Объективная оценка поступков, характера героев также является немаловажным этапом в формировании читательской грамотности. Школьники учатся сопоставлять опыт героев литературных произведений со своим жизненным опытом, чтобы избежать повторения чужих ошибок.

Наряду с традиционными существует множество нетрадиционных приёмов чтения, которые педагог подбирает в зависимости от возраста школьников.

Одним из самых популярных и, на наш взгляд, эффективных являются «Тонкие и толстые вопросы», проектная технология, игровая технология.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Учащиеся практикуются в умении как грамотно задавать вопросы, так и давать на них развёрнутые либо лаконичные ответы. Такую работу хорошо проводить в парах. Умение различать проблемный и репродуктивный вопрос особенно важно для младших школьников. Данный приём хорошо использовать как при фронтальном опросе, так и на этапе актуализации знаний и рефлексии.

Проектная технология включает в себя несколько методик и служит для развития учебно-познавательной деятельности. Работа с информацией включает в себя следующие этапы: поиск, переработка, презентация. Здесь важен уровень развитости критическое мышления школьника, умение работать с источниками информации, отбирать то, что полезно, интересно, содержательно. Грамотная презентация также является неотъемлемой частью речевого имиджа современного человека.

Игровая технология . Особой популярностью пользуется среди педагогов и школьников на начальном этапе обучения. Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Благодаря игровым методикам младшие школьники легко усваивают сложные правила русского и грамматику английского языков. Их можно использовать на разных этапах урока.

Функциональная грамотность является показателем качества образования школьников. Наряду с развитием орфографической грамотности большое внимание следует уделять развитию читательской грамотности и формированию читательской компетенции, ведь она развивает у школьника критическое мышление и системно-деятельностный подход, помогает в решении проблемных ситуаций. Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» ориентированы на овладение учащимися функциональной грамотностью, навыком работы с информацией. Задача учителя на всех ступенях обучения стать организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *