Что такое чистый тон

чистый тон

3.1.1 чистый тон (pure tone): Сигнал, представляющий собой синусоидальную функцию от времени.

Смотреть что такое «чистый тон» в других словарях:

чистый тон — rus чистый тон (м), синусоидальный тон (м) eng pure tone fra son (m) pur, son (m) fondamental deu Reinton (m) spa tono (m) puro, sonido (m) puro … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

чистый тон — grynasis tonas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. pure tone; simple tone vok. reiner Ton, m rus. чистый тон, m pranc. son simple, m … Fizikos terminų žodynas

ЧИСТЫЙ ТОН — См. тон, чистый … Толковый словарь по психологии

чистый тон — см. частотная составляющая спектра … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

ТОН — звук определ. высоты; в простейшем случае чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в… … Физическая энциклопедия

тон — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева

Тон (в музыке) — Тон [греческое tоnos ‒ повышение голоса, тон, ударение; буквально ‒ (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты… … Большая советская энциклопедия

ТОН, ЧИСТЫЙ — Тон, производимый одной периодической вибрацией с фиксированной скоростью. Чистые тона приблизительно воспроизводятся хорошими камертонами, но действительно чистый тон можно услышать только тогда, когда он генерируется сложным электронным… … Толковый словарь по психологии

чистый — 2.1 чистый (clean): Состояние продукта, поверхности, устройства, газов и/или жидкостей с остаточным загрязнением ниже установленного порогового уровня. Источник: ГОСТ Р ЕН 12296 2009: Биотехнология. Оборудование. Методы контроля эффективности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия

Источник

Главы из «Физики и анатомии музыки», часть 6, как мы определяем высоту звука. Феномен пропущенной фундаментальной.

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

Слушаем музыку и получаем удовольствие!

2.3. Как мы определяем высоту звука?

Определение высоты звуков, которые мы слышим, — основная задача нашей слуховой системы. Именно по высоте звука (наряду с тембром) мы различаем и группируем различную информацию. Речь без мо- дуляций и интонирования по высоте — безжизненна и малопонятна, в многотоновых языках, например китайском, вообще будет неясно, о чем человек говорит, если он говорит на одном тоне, на одной высоте звука. Также, естественно, на определении высоты звуков построена и вся музыка, которую мы слушаем — или не слушаем.

Важность определения высоты звуков для слуховой системы не случайна и, вероятно, вовсе не является результатом стремления всего

человечества сочинять музыку. Восприятие высоты играет основную роль в определении различных объектов в мире звуков и сепарирова- нии, отделении их друг от друга. Природа вокруг нас наполнена разно- образными конкурирующими звуками: интересными, угрожающими, шумовыми. Все смешалось, и слуховая система несет ответственность за их выделение, идентификацию и классификацию. Высота звука есть главный индикатор, позволяющий отделять важный звук от дру- гих звуковых объектов.

Хотя в природе, конечно, не бывает простых звуков с одной вы- деленной частотой, синусоидальных, однако начнем мы с них — для простоты.

Высота простых звуков

Было проведено множество экспериментов по определению того, на- сколько точно мы можем различать два звука по высоте. В среднем диапазоне частот (область речи, музыки) слуховая система может раз- личить по высоте два звука, отличающиеся всего на 0,2% по частоте. Это очень высокая точность.

Ниже частоты 500 Гц слуховая система может выделить примерно 140 градаций высоты тона, в диапазоне от 0,5 кГц до 16 кГц — при- мерно 480 градаций высоты тона (всего 620 градаций). В европейской музыке инструменты с равномерно темперированной шкалой исполь- зуют порядка 100 градаций высоты тона, а не 620. Это обстоятельство вселяет оптимизм во многих музыкантов, пишущих и играющих му- зыку в древних и микротоновых музыкальных строях. А оптимизм — важная вещь для человека, без него сложно жить в нашем мире.

Ощущение высоты чистого тона (одной частоты) связано не толь- ко с частотой, но и с интенсивностью звука и его длительностью. Как показали различные исследования, при повышении интенсивности громкие низкие звуки кажутся еще ниже (!), а высокие звуки кажутся еще выше (!). Для средних частот 0,5–2 кГц влияние интенсивности незаметно. Эта зависимость для простых звуков незначительна, а для сложных музыкальных звуков почти незаметна. Что является великим счастьем для музыки, так как иначе при переходе от pp к ff звуковысо- тные отношения между нотами (мелодия и гармония) были бы нару- шены, а музыканты, занимающиеся дома, играющие специально тихо, чтобы не ругались соседи, сходили бы с ума, ведь музыка, которую они играли бы дома, и музыка, исполняемая на концертном рояле на кон- церте в концертном зале, разительно отличались бы. Бы. Но природа пожалела музыкантов.

Восприятие высоты звука зависит и от его длительности, но об этом мы уже говорили.

Высота сложных звуков

В музыке простые синусоидальные тоны не используются. Каждый музыкальный тон имеет сложную структуру, состоящую из основного тона, гармоник и обертонов.

Однако можно установить соответствие по высоте музыкального тона, например ноты

1-й октавы, и чистого синусоидального сигнала с частотой 440 Гц. Воспринимаемые нами высоты звуков будут одинако- выми, но тембры — разными. Это свидетельствует о том, что для слож- ных периодических сигналов высота определяется по частоте основно- го тона (первой гармонике), так как именно он соответствует 440 Гц.

В музыке используются свои шкалы для сравнения различных нот по высоте — полутоны, тоны, квинты, октавы и другие музыкальные интервалы. Связь с психофизической шкалой высоты звука, построен- ной для чистых тонов, неоднозначна. До частоты примерно 5 кГц уве- личение высоты тона на октаву связано с удвоением частоты. Напри- мер, переход от ноты

2-й октавы соответствует увеличению частоты от 440 до 880 Гц. Но выше частоты 5 кГц это пра- вило нарушается. Чтобы получить ощущение увеличения высоты на октаву, в 2 раза, нужно увеличить соотношение частот почти в 10 раз! При создании компьютерных и электронных композиций нет ограни- чений для того, чтобы воспроизвести какой-либо звук какой-либо час- тоты, есть только ограничения, связанные со вкусом человека. Поэтому создавать музыкальные произведения на компьютерах и синтезаторах нужно аккуратно. Как, впрочем, и детей, даже без предварительного компьютерного моделирования.

Ученые-акустики предложили две размерности высоты тона: психофизическую в мелах, пропорциональную логарифму частоты и установленную для чистых тонов (pitch height), и музыкальную, со- ответствующую названию нот (pitch chroma), которая может быть оп- ределена примерно до 5 кГц. (Интересно, что даже музыканты с абсо- лютным музыкальным слухом затрудняются в определении названий нот для звуков с частотой выше 5 кГц.)

Для объяснения механизма восприятия высоты как простых, так и сложных звуков используются две основные теории: теория места и временна

Теория места

Почему эта теория называется теорией места? Базилярная мембрана вкупе с кортиевым органом способна выполнять частотный анализ сложного звука, то есть действовать как спектраль- ный анализатор (выполняя прямое преобразование Фурье). Базилярная

мембрана организована весьма замысловатым образом. Каждый тон (каждая частота) имеет свое место (свою топографию) размещения на мембране, это свойство еще называется «тонотопическим». Звуковой сигнал вызывает появление на базилярной мембране волны, но стран- ная особенность возбуждения мембраны состоит в том, что максимум смещения стоячей волны разных частот располагается в разных же, определенных местах базилярной мембраны. Низкие частоты имеют максимум смещения вблизи вершины мембраны, высокие — вблизи овального окна. Природа этой особенности не вполне ясна. Каждая час- тота также имеет свое место максимума возбуждения на мембране, за- висящее от тембра звука (спектрального состава, гармонического спек- тра). Волосковые клетки сообщают мозгу, какие частоты присутствуют в спектре звука. Таким образом, информация о звуке в мозг передается в виде кода, матрицы, основанной на том, нейроны каких участков ак- тивны, а каких — пассивны. Определяемая высота звука меняется при этом скачкообразно, ведь количество волосковых клеток и нервных кле- ток ограничено, а частота звука может меняться как угодно плавно.

Строго говоря, для сложных звуков, содержащих множество гар- моник, это не совсем так. Ведь только для одной гармоники высота звука будет меняться скачкообразно при изменении частоты. Ког- да слышимое количество гармоник велико, они попадают на разные участки «полосовых фильтров», левее, правее максимума. И эффект скачкообразного изменения восприятия высоты тона сглаживается, почти нивелируется.

Изменение реакции волосковых клеток от частоты звука

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

Таким образом, можно считать, что наша слуховая система содер- жит банк, набор «полосовых фильтров» (слуховых фильтров, пропус- кающих лишь звуки узкого диапазона частот) с перекрывающимися полосами. Их ширина выше 1 кГц составляет примерно 10–17% от центральной частоты. Например, на частоте 1 кГц ширина полосы со- ставляет 160 Гц. С шириной слуховых фильтров связано известное по- нятие «критическая полоса» — внутри нее звуковая информация сум- мируется, интегрируется слухом. Если мы выйдем за пределы полосы,

произойдет скачкообразное изменение слуховых ощущений, что под- тверждается многочисленными экспериментами. Наверное, это похоже на расческу, лучше всего не прямоугольной формы, а изогнутую. Зубья расчески соответствуют определенной полосе звука; проводя пером руч- ки Mont Blanc по зубьям расчески, мы услышим меняющиеся по высоте звуки. Теперь постарайтесь засунуть эту расческу себе в ухо. Впрочем, подождите и дочитайте книгу до конца. Потом.

Итак. В соответствии с теорией места, при восприятии музыкаль- ного звука для слуховой системы существуют три возможности, три метода определения высоты звука:

1) определить, локализовать место на базилярной мембране ос- новной (фундаментальной) частоты, первой гармоники и по нему (по месту) определить высоту тона;

2) найти минимальную разницу между соседними гармониками, которая при этом будет равна фундаментальной частоте (n + 1)f

, где n = 1, 2, 3. — и принять ее за высоту звука;

3) найти общий наибольший сомножитель, который получается при делении частот всех гармоник на последовательные целые числа, и использовать его в качестве высоты звука.

Сомнения в правильности первого метода возникли, когда стало возможным электрическим путем синтезировать спектры сложных звуков. В 1940 году Шутен продемонстрировал, что ощущение высоты тона сложной периодической волны не изменится, если в музыкаль- ном тоне вырезать фундаментальную частоту (первую гармонику).

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

изображена форма сигнала, музыкального звука, соответствующего приблизительно ноте

малой октавы (200 Гц), включающего в себя звуки частотой 200 Гц (фундаментальная часто- та), 400, 600 и 800 Гц. Спектр этого сигнала изображен на рисунке

Звук с формой сигнала как на рисунке

также ассоциируется с нотой

малой октавы (200 Гц), однако он не содержит в своем спектре (рисунок

) звука с частотой в 200 Гц, а содержит лишь часто- ты 400, 600 и 800 Гц. Это явление называется «феномен пропущенной фундаментальной».

Из рисунка видно, что присутствие фундаментальной частоты (первой гармоники) не обязательно для восприятия высоты и что низ- шая частота не всегда является основой определения высоты звука (!).

Эксперимент этот получил название «феномен пропущенной фундаментальной» и доказал, что первый метод не может служить единственной базой для определения высоты сложного тона, хотя он работает для подавляющего большинства музыкальных звуков.

То есть еще проще, если мы имеем звук с основной частотой 100 Гц и гармониками в 200 Гц, 300 Гц, 400 Гц и т.д., наше ухо счита- ет, что мы слышим тембрально окрашенный звук высотой 100 Гц. Ес- ли мы вырежем с помощью современной техники первую гармонику в 100 Гц и оставим только гармоники в 200 Гц, 300 Гц, 400 Гц и т.д., то мы услышим все равно звук частоты 100 Гц, только с несколько отли- чающимся тембром. Важно это помнить, когда мы говорим о низких музыкальных звуках, например звуках больших органных труб. Там самый низкий звук, первая гармоника может лежать вне слышимого диапазона, но мы тем не менее опознаем этот звук как музыкальный и можем определить высоту его тона.

Однако с помощью компьютерных технологий можно создать ситуацию, которую не удастся объяснить и с помощью этого метода. Например, рассмотрим звук, в котором присутствуют только нечетные гармоники, скажем, 100 Гц, 300 Гц, 500 Гц, 700 Гц. Если фундаменталь- ная частота, первая гармоника есть в спектре, то слух определяет высо- ту по ней, 100 Гц. Если ее вырезать, то расстояние между гармониками останется 200 Гц, но слух продолжит определять высоту тона, равную фундаментальной, также 100 Гц.

Третий метод позволяет объяснить и пропущенную фундамен- тальную, и наличие только нечетных гармоник, так как от отсутствия каких-то гармоник общий наибольший сомножитель 100 Гц не меня- ется. Данный метод позволяет также объяснить восприятие слабого ощущения высоты тона у колоколов и других не вполне периодичес- ких звуков.

В рамках теории места гармоника звука опознается, если «кри- тическая полоса» слухового фильтра, соответствующая этой частоте, достаточна узкая и соседние гармоники внутрь этого фильтра не попа-

дают. Если гармоники находятся настолько близко по частоте друг от друга, что внутрь одного слухового фильтра попадает несколько гар- моник, то они не разворачиваются, то есть не распознаются раздельно. Какой бы ни была фундаментальная (базовая, основная) частота, слу- ховой механизм разворачивает (различает раздельно) только первые 6–7 гармоник — именно они и являются основными при определении высоты звука.

Но теория места не может объяснить ряд экспериментально об- наруженных фактов, например очень высокую точность определения высоты звука для тонов, чьи частотные компоненты не разворачива- ются, то есть для звуков с гармониками выше седьмой.

Временна ́я теория

я теория восприятия высоты основывается на анализе времен- но

й структуры звуковой волны. Эта теория использует синхронизацию разрядов нейронов о

ргана Корти с фазой колебания базилярной мемб- раны (эффект запирания фазы). При смещениях определенной точки мембраны в сторону расположения волосковых клеток в них возникает электрический потенциал, а при смещении в противоположную сто- рону — потенциал отсутствует. Благодаря фазовому запиранию время между импульсами в любом отдельном волокне будет равно целому числу (1, 2, 3. ), умноженному на период основного звука. Нервные волокна при этом могут кооперироваться при декодировании (распоз- навании) частот выше 300 Гц.

С моей точки зрения, более-менее подробное изложение времен- но

й теории определения высоты звука превышает допустимый уро- вень сложности изложения материала в этой книге. Интересующих- ся отсылаю к специальной литературе, например к статьям и книгам И.А. Алдошиной или к медицинской литературе.

Приведу лишь краткий вывод из временной

теории определения высоты звука. Временная

теория позволяет понять, как слуховая сис- тема определяет фундаментальную частоту звука на основе анализа временных

интервалов между нервными импульсами от различных мест на базилярной мембране и по ней определяет высоту сложного тона. Од- нако временная

теория не объясняет восприятия высоты тона на частотах выше 5 кГц, так как эффект фазового запирания не срабатывает на этих частотах. Причина этого скорее всего в том, что никакой нейрон не может генерировать нервные импульсы быстрее 1000 раз в секунду из-за особен- ностей электрохимической динамики потенциала действия. Вероятно (!), в этой области частот меняется механизм восприятия высоты тона.

Напомню, что для звуков с базовой частотой выше 5 кГц в слухо- вой диапазон человеческого уха (до 20 кГц) попадают только две-три

Источник

Что такое чистый тон

1. Как исследовалась зависимость высоты звука от частоты колебаний его источника? Какой вывод был сделан?

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

Свободная часть линейки создает звук только в том случае, если она колеблется с частотой, не меньшей чем 20 Гц.
Если укоротить верхнюю часть линейки и привести ее в колебательное движение, то частота колебаний линейки увеличится, а издаваемый ею звук станет выше.

Вывод:
С увеличением частоты колебаний звук повышается.

Возьмем зубчатый диск, с помощью специального устройства приведем его во вращение и прикоснемся к зубчатому краю тонкой картонной пластинкой.
Под воздействием зубьев вращающегося диска пластинка начнет совершать вынужденные колебания, в результате чего мы услышим звук.
Увеличим скорость вращения диска, и пластинка станет колебаться чаще, а издаваемый ею звук будет выше.

2. С какой целью ставился опыт, изображенный на рисунке?

Цель опыта показать, что с увеличением частоты колебаний звук повышается.

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

3. Какой из двух камертонов издает более высокий звук?

Сравним звучание двух камертонов с разной собственной частотой.
Частоты на камертонах не указаны.
Тогда частоты можно сравнить, получив следы колебаний на закопченных пластинках.

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

Вывод:
Камертон, колеблющийся с большей частотой (а), издает более высокий звук, а с меньшей ( б) — более низкий.

4. От чего зависит высота звука?

Высота звука зависит от частоты колебаний:
чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук.

5. Что называется чистым тоном?

Ветви камертона совершают гармонические (синусоидальные) колебания.
Таким колебаниям присуща только одна строго определенная частота.
Гармонические колебания являются самым простым видом колебаний.
Звук камертона является чистым тоном.

Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания одной частоты.

6. Что такое основной тон?

Что такое чистый тон. Смотреть фото Что такое чистый тон. Смотреть картинку Что такое чистый тон. Картинка про Что такое чистый тон. Фото Что такое чистый тон

6. Что такое обертоны звука?

Высота сложного звука определяется высотой его основного тона.
Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.
Частоты всех обертонов данного звука в целое число раз больше частоты его основного тона (поэтому их называют также высшими гармоническими тонами).

7. Чем определяется высота звука?

Высота звука определяется частотой его основного тона.
Чем больше частота основного тона, тем выше звук.

8. Что такое тембр звука и чем он определяется?

Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.
Совокупность обертонов различных источников может отличаться количеством обертонов, их амплитудами, сдвигом фаз между ними, спектром частот.

Легко отличаем звук рояля от звука скрипки даже в том случае, если эти звуки имеют одинаковую высоту, т. е. одну и ту же частоту основного тона.
Отличие этих звуков обусловлено разным набором обертонов.

Источник

ЧИСТЫЙ ТОН

Смотреть что такое «ЧИСТЫЙ ТОН» в других словарях:

чистый тон — rus чистый тон (м), синусоидальный тон (м) eng pure tone fra son (m) pur, son (m) fondamental deu Reinton (m) spa tono (m) puro, sonido (m) puro … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

чистый тон — grynasis tonas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. pure tone; simple tone vok. reiner Ton, m rus. чистый тон, m pranc. son simple, m … Fizikos terminų žodynas

чистый тон — 3.1.1 чистый тон (pure tone): Сигнал, представляющий собой синусоидальную функцию от времени. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

чистый тон — см. частотная составляющая спектра … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

ТОН — звук определ. высоты; в простейшем случае чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в… … Физическая энциклопедия

тон — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева

Тон (в музыке) — Тон [греческое tоnos ‒ повышение голоса, тон, ударение; буквально ‒ (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты… … Большая советская энциклопедия

ТОН, ЧИСТЫЙ — Тон, производимый одной периодической вибрацией с фиксированной скоростью. Чистые тона приблизительно воспроизводятся хорошими камертонами, но действительно чистый тон можно услышать только тогда, когда он генерируется сложным электронным… … Толковый словарь по психологии

чистый — 2.1 чистый (clean): Состояние продукта, поверхности, устройства, газов и/или жидкостей с остаточным загрязнением ниже установленного порогового уровня. Источник: ГОСТ Р ЕН 12296 2009: Биотехнология. Оборудование. Методы контроля эффективности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тон — I Константин Андреевич [26.10(6.11).1794, Петербург, 25.1(6.2).1881, там же], русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1803 15) у А. Н. Воронихина, был командирован в Италию (1819 28). Академик (1830), профессор (1833), ректор по… … Большая советская энциклопедия

Источник

ТОН, ЧИСТЫЙ

Смотреть что такое «ТОН, ЧИСТЫЙ» в других словарях:

ЧИСТЫЙ ТОН — См. тон, чистый … Толковый словарь по психологии

Чистый — (общеславянск., первоначальное значение – процеженный, очищенный) – 1. свободный от посторонних факторов, однородный. Например, «чистый звуковой тон», «чистый абсанс»; 2. морально устойчивый, добродетельный; 3. не относящийся к прикладному… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ТОН — звук определ. высоты; в простейшем случае чистый тон, т. е. синусоидальное колебание данной частоты. Т. может иметь тембральную окраску, т. е. содержать составляющие неск. частот. Высота Т. определяется осн. частотой звука (основной тон) и в… … Физическая энциклопедия

тон — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? тона, чему? тону, (вижу) что? тон, чем? тоном, о чём? о тоне; мн. что? тона и тоны, (нет) чего? тонов и тонов, чему? тонам и тонам, (вижу) что? тона и тоны, чем? тонами и тонами, о чём? о тонах и о… … Толковый словарь Дмитриева

Тон (в музыке) — Тон [греческое tоnos ‒ повышение голоса, тон, ударение; буквально ‒ (натянутая) верёвка, натяжение, напряжение], 1) звук, обладающий определённой высотой; музыкальный звук. Он может быть либо чистым синусоидальным колебанием данной частоты… … Большая советская энциклопедия

чистый (цветовой тон) — ▲ чистый ↑ хроматический монохромный. ясный. чистый. серый. грязный … Идеографический словарь русского языка

ЧИСТЫЙ — ЧИСТЫЙ, ая, ое; чист, чиста, чисто, чисты и чисты; чище. 1. Освобождённый от грязи, каких н. наслоений, не имеющий грязи. Ч. воротничок. Чистая посуда. Чистая одежда. Чистая комната. Чистыми рукам делать что н. (также перен.: не кривя душой, с… … Толковый словарь Ожегова

чистый — 2.1 чистый (clean): Состояние продукта, поверхности, устройства, газов и/или жидкостей с остаточным загрязнением ниже установленного порогового уровня. Источник: ГОСТ Р ЕН 12296 2009: Биотехнология. Оборудование. Методы контроля эффективности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тон — (нем. Ton звук, от греч. tonos, букв. напряжение, натяжение) одно из основных, широко используемых в теории музыки понятий. 1) В муз. акустике часть спектра звука, образованная периодич. колебат. движениями: частичный Т.,… … Музыкальная энциклопедия

чистый тон — rus чистый тон (м), синусоидальный тон (м) eng pure tone fra son (m) pur, son (m) fondamental deu Reinton (m) spa tono (m) puro, sonido (m) puro … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *