Что такое чистота души

Что надо делать, чтобы стать Чистой Душой?

(Энергетический Философско-Религиозно-Психологический анализ)

Мудрец Востока пояснил: «Чистая Душа — это река, чей Священный Источник — Самоконтроль, воды — Истина, берег — Праведность, а волны — Сострадание».

Каждая душа подобна реке, имеющей множество притоков и огромную дельту, несущую в Мир то, что накоплено в душе. Важнейшая Задача по жизни у каждого человека — ОЧИСТИТЬ свою душу от всех вредоносных накоплений, которыми являются черные раджасично-тамасичные качества характера.

Из пояснения Мудреца Востока следует, что для ОЧИЩЕНИЯ души необходимо следующее:
1. Обеспечить, прежде всего, работу Священного Источника, которым является Высшее Я человека. О Высшем Я обычно говорится, что это Источник Жизни, Источник Энергии Жизни. Чем лучше Он работает, тем лучше жизнь человека — лучше его Разумность и даже Мудрость.

Для обеспечения работы своего Священного Источника необходимо научиться Истинному Самоконтролю, который проявляется в человеке только в результате контроля за проявлениями личности, результатом чего должно быть ОБУЗДАНИЕ самости, или низшего, животного эго.

ОБУЗДАНИЕ же низшего эго означает — не давать низшему эго проявляться, так как при любом его проявлении происходит затемнение сознания человека вибрациями черного раджаса-тамаса, т.е. засорение Источника Жизни.

2. Обеспечить чистоту воды в реке Души. А для этого человек должен всегда следовать Истине и стараться изо всех сил избегать заблуждений и лжи. Очень трудно человеку в нашем МИРЕ НЕВЕДЕНИЯ избегать заблуждений.

А вот что касается лжи, то не допускать её в любом виде — это по силам каждому человеку, который хотел бы обрести Чистую Душу. Один из Принципов Ямы, или Первой Ступени Йоги, — Сатья (Правдивость, Честность, Искренность). И это качество характера является обязательным для всех людей, независимо от социального положения, пола или расы.

3. Научиться удерживать себя в пределах берега Праведности, т.е. научиться жить так, чтобы любые проявления (поступки, слова, мысли, желания и даже побуждения) не выходили за пределы Праведности. Подобно тому как нормальная река не выходит за пределы своих берегов.

Соблюдать Праведность исключительно важно для того, кто хочет иметь чистую Душу. Однако это одновременно и очень трудно. Но возможно для человека, направляющего все свои усилия на искоренение любых эгоистичных и себялюбивых проявлений, т.е. искоренение любых проявлений качеств низшего «я» — черного раджаса-тамаса.

Например, если бизнесмен хотел бы стать Истинным Вайшьей (Предпринимателем, Купцом), находящимся на Высоких Ступенях Познания и двигающимся к Истинному Просветлению Ума (Сознания), то он должен в своей бизнес-деятельности стать способным реализовать Закон (Дхарму) Вайшьи: «Праведными средствами и на Правильные цели».

И надо сказать в связи с этим, что сегодня среди бизнесменов, к сожалению, практически никто не может стать Истинным Вайшьей, ибо сегодня общепринято в бизнесе добиваться максимизации прибыли, которая зачастую добывается неправедными средствами, например, несправедливой оплатой труда работников, а сама прибыль часто расходуется на неправильные цели, например, на собственную роскошь.

4. Научиться реагировать на любые внешние проявления в окружающей среде с Искренним Состраданием и Истинной Любовью.

То есть необходимо научиться тому, чтобы любые волны в сознании были волнами Сострадания и Любви. Это, естественно, требует полного искоренения проявлений осуждения, претензий и недовольства, а уж тем более гнева, ненависти, хитрости, лукавства и коварства.

Таким образом, чтобы стать Чистой Душой, человеку необходимо осуществить Призыв Христа: «Отвергни себя, неси крест свой и следуй за Мной». Потому что всё, что мешает человеку стать Чистой Душой, — это его низшее, животное эго, это его себялюбивые черные раджасично-тамасичные качества характера.

Каждому человеку необходимо совершенно ясно понимать, что без искоренения всего накопленного черного (эгоистичного) раджаса-тамаса невозможно никакое Просветление сознания человека Высшими, или Божественными, или Саттвичными, вибрациями (энергиями) — Истинной Благодатью.

ДЕРЗАЙТЕ стать Чистой Душой, ибо это и есть Истинный Смысл Жизни каждого человека и прокладывание Пути к тому, чтобы стать когда-то Дваждырожденным (Неофитом, Чела на испытании, Агни-йогином), а затем стать Вставшим на Путь (Шротапатти, Меченосцем) и учеником Истинных Архатов.

ДЕРЗАЙТЕ, ибо в будущих воплощениях ученик Архатов может стать учеником Мудрецов-Махатм, а затем даже встать на Путь Бодхисаттв, Идущих к Полному Просветлению Будды.

ДЕРЗАЙТЕ, ибо любая самая длинная дорога начинается с Первого Шага по ней.

Источник

Чистота души

У Бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.

Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.

Когда убираете дом, думайте, что наводите блеск на свою душу.

Чистота побуждений — вот единственное мерило, подлинное выражение души.

Арчибальд Кронин. Звёзды смотрят вниз

Чистота души как качество личности – способность не допустить обусловленность души негативными качествами личности; дать душе возможность свободно изливать во внешний мир энергию радости и счастья.

Невидимое видим мы настолько, насколько чиста наша душа; она чиста настолько, насколько мы её отполировали. Когда родной город Бианта был осаждён войсками полководца Кира, жители стали убегать, захватывая самое ценное своё имущество. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивлённых горожан, почему он так уходит, Биант ответил: «Всё своё я ношу с собой».

Чистая душа беспрепятственно поставляет в мир энергию радости и счастья. Но, помимо души, на тонком уровне в человеке функционирует ложное эго, разум и ум. Сам человек как сложнейшая из существующих систем представляет определённую систему проявленных качеств личности, часть из которых добродетели, а часть – пороки. Все эти факторы приводят к обусловленности души, то есть её зависимости от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.

Представим, что душа – электрическая лампочка. Если её накрыть прозрачным покрывалом добродетельных качеств личности, она практически не изменит свой первоначальный цвет. Наоборот усилит своё воздействие, если в человеке веско проявлена доброта, радостность, заботливость и доброжелательность. Если накрыть лампочку зеленой материей, она будет излучать в мир зелёный цвет. Так, если мы накроем душу частично добродетельными качествами личности, а частично порочными, цвет ее претерпит преломление, она уже не сможет доносить в окружающий мир энергию радости и счастья. Будет что-то искаженное, преломлённое, изменённое в худшую сторону.

Представим, что лампочка накрыта плотным чёрным покрывалом. В комнате темно, будто вы соблюдаете правила светомаскировки от вражеских бомбардировщиков. Отрицательные качества личности полностью исказили энергию души. У завистливого, жадного, озлобленного человека энергия души как энергия жизни, естественно, излучается, но она уже обусловлена завистью, жадностью и озлобленностью.

Взять электроприборы. Все они работают от электричества. Но холодильник даёт холод, теплообогреватель – тепло, а кондиционер, в зависимости от желания человека, может давать или тепло, или сухость, или холод. Словом, энергия электричества обусловливается тем, в какой электроприбор она поступает. Так и с душой. Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде. Словом, душа, обусловленная пороками, не может доводить до людей свою энергию в первоначальном, присущем её природе виде. Пороки, как грязные разводы на окне, искажают до неузнаваемости её энергию радости и счастья.

Второй момент. Душа подвержена влиянию чувств, движению ума, советам разума и капризам ложного эго. Если человек разумен, если не понаслышке знает о самоконтроле и самодисциплине, он посредством своего разума контролирует ненасытные чувства и вожделенный, беспокойный ум, живущий в режиме «приятно – неприятно», «нравится – не нравится». Если разум силён он и ложное эго может поставить по стойке смирно. Возникает идеальное состояние: человек перед принятием решения ждёт, когда душа захлопает в ладоши, а разум, живущий в режиме «полезно или вредно», «можно или нельзя», радостно начнёт потирать руки.

Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу. Философ Олег Торсунов говорит, что ничто так не оскверняет душу как ложное эго. У нас есть ложное эго, это самая тонкая сила, которая только существует. Самая тонкая материальная сила. Эта сила что делает? Она говорит: хочу мне, хочу для меня, мне это интересно, мне это нужно, мне и мое. Ложное эго пропитывает всё, с чем мы соприкасаемся, и мы иллюзорно начинаем считать это своим.

Поэтому следует крепко помнить, что сознание имеет полное отсутствие чистоты, когда мы находимся в состоянии, когда начинаем всё вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Никакой чистоты души здесь нет. Потому, что есть только одна сила у нас в организме, которая оскверняет сознание, делает его грязным, это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет сознание. Когда человек хочет жить только для себя, он оскверняет душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою душу.

Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования. Рэй Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту» пишет: «Если бы можно было самую душу ее отдать в чистку, чтобы ее там разобрали на части, вывернули карманы, отпарили, разгладили, а утром принесли обратно… Если бы можно!»

Источник

Что такое Чистая Душа?

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Чистота души это положительное качество личности, с Сильной защитой от негатива, в тоже время это способность этого человека отдавать все самое лучшее во внешний Мир, способность отдавать положительную энергию радости и счастья.

Качества и проявления Чистоты Души

Эзотерика дает следующую трактовку Чистой души:

Чистая Душа отдает в наш мир энергию Радости и Счастья. Сравнивая внутренний Мир и проекцию внутреннего света Души вокруг себя эта способность описывается как свет идущий от человека в виде чистой и светлой энергии.
Если в человеке проявляются положительные свойства Характера и Души, такие как Доброта, Радостность, Заботливость и Доброжелательность — излучение этой энергии не меняет своего цвета, силы и насыщенности.
Внутреннее излучение Чистой Души человека, часто затемняют отрицательные свойства характера. Если в человеке, помимо души, функционирует ложное Эго, то основной свет Чистой Души и его чистота тускнеет и меркнет.

В зависимости от глубины падения, эти отрицательные качества личности, могут полностью исказить энергию души.

У Завистливого, Жадного, Озлобленного человека Энергия души как Энергия жизни, излучается в искаженном виде, и она уже обусловлена Завистью, Жадностью и Озлобленностью.

В самом человеке, проявляется сложнейшая из существующих систем проявленных качеств личности, чувств, эмоций, часть из которых добродетели, а часть – пороки.

Все эти факторы приводят к зависимости Чистоты Души от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.

Красота — это синоним Чистой Души

Красота Женщин и Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Чистота помыслов и Чистота Души это основа Семьи!

Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде
Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу или Сознанию.
Сознание имеет полное отсутствие Чистоты, когда мы находимся в осознаном состоянии, когда начинаем все вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Сознание и мозг, это и союзник и враг одновременно. Коварные планы, бесчеловечность и чудовищность — это противоположности Чистой Души.

Сознание оскверняет Чистую Душу, делает грязными поступки и мысли. Сознание это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет Чистую Душу. Когда человек хочет жить только для себя, он Оскверняет Чистую Душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою Чистую Душу.

В материальном мире нам ничего не принадлежит, иначе бы мы забирали все с собой. Все материальное и все то, что мы имеем, получено из-за нашего хорошего поведения и чистых помыслов Временно в аренду, для правильного, заботливого использования.

Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования.

В конце этой статьи, хочется сказать следующее — Берегите чистоту своей Души. Мы не можем никакими чистящими порошками, или другими средствами очистить свою Душу! Как ВЫ сможете уничтожить память в самом себе, какие молитвы или жертвоприношения??

Память и поступки передаются со следующими поколениями.. или ВЫ хотите оставить это для своих Детей?

Источник

ЧИСТОТА ДУШИ

Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Чистая душа освящается Богом

Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела. Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысел, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Ведение Бога происходит от чистоты души и от Божественной благодати

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего

Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением. Если же кто сподобился очищения, то есть душевного здравия, то ум его действительно и на самом деле приемлет в себя радость духовным чувством, ибо делается он сыном Божиим и братом Христовым и не имеет времени ощущать встречающееся с ним доброе и худое.

Не может ли душа очиститься и во время пребывания вне двери?

Если дерево ежедневно поливается, то засыхает ли когда корень его? Убывает ли когда в сосуде, в который ежедневно прибавляют? И если чистота не иное что есть, как незнание вольного обращения с людьми и оставление этой привычки, то как же пожелать, чтобы очистилась когда душа его, тому, кто деятельно сам собою или другими, посредством чувств, обновляет в себе памятование старой привычки, то есть познания порока? Возможно ли, чтобы очистилась когда душа его от этого или освободился он когда от внешних противодействий и мог увидеть себя? Если сердце ежедневно оскверняется, то очистится ли человек от скверны? Не в силах он противостать действию внешней силы, не тем ли паче не может очистить сердца, когда стоит среди воинского стана и ежедневно ждет слышать частые вести о брани? И как осмелится он провозгласить мир в душе своей? Если же удалится от сего, то может понемногу прекращать сперва внутренние волнения.

Пока река не преграждена вверху, не иссякают воды ее внизу. Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость. Тогда и внутренний человек пробуждается на духовное дело и день ото дня более ощущает сокровенную мудрость, цветущую в душе его.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Чистая душа служит для Бога невестою

Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности. Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания, но только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (Мф. 23:27), ведь их тело — гроб, внутри которого — мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутренней же — не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это — очищение иудейское, пустое и бесполезное, если нет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело, какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе?

Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

Как ты можешь соблюдать чистоту души?

Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу как неприступное святилище.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Блаженный Диадох Фотикийский

Что свойственно чистой душе

Душе чистой свойственны слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда когда душа чиста и ум верно установляет свои чаши (как установляются на весах чаши весовые), и трезвенным пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Сосуд избран душа чистая, нечистая же исполнится горестей.

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Преподобный Феодор Студит

Что сладостнее, и что блаженнее, как иметь душу чистою и ум не ураненным страстями?

Что такое чистота души. Смотреть фото Что такое чистота души. Смотреть картинку Что такое чистота души. Картинка про Что такое чистота души. Фото Что такое чистота души

Инок Никодим

Источник

Чистота

Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).

Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.

. Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).

Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом. (прп. Антоний Великий, 89, 51).

Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8 ). Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).

Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201). Источник.

Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498). Источник.

А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448). Источник.

. Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности. (свт. Григорий Нисский, 20, 112).

. Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).

. Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума. все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27 ), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).

Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).

. Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге. (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54). Источник.

. Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).

. Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84). Источник.

. Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).

. Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому́ с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).

. Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов. (прп. авва Моисей, 56, 171). Источник.

. Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242). Источник.

Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387). Источник.

Для усовершения чистоты. довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399). Источник.

. Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574). Источник.

. Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42). Источник.

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518). Источник.

Предел чистоты – чувство, непрестанно прилепленное к Богу (блж. Диадох. 91, 7).

. Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов (прп. Исаак Сирин, 58, 45). Источник.

Кто чист в душе и непорочен в области жизни, тот всегда с целомудрием произносит словеса Духа, и сообразно с мерою своего разумения рассуждает и о Божественном, и о том, что в нем самом. (прп. Исаак Сирин, 58, 48). Источник.

. Когда ум совлечется ветхого человека, и облечется в человека нового, благодатного, тогда узрит чистоту свою, подобную небесному цвету. (прп. Исаак Сирин, 58, 74). Источник.

Чистота есть забвение противоестественных способов ведения, изобретенных естеством в мире (прп. Исаак Сирин, 58, 104). Источник.

. Если не достигнет чистоты, понятия его не могут стать просветленными, чтобы видеть ему сокровенное (прп. Исаак Сирин, 58, 170).

Чистота есть прозрачность мысленного воздуха, в недрах которого воспаряет внутреннее наше естество (прп. Исаак Сирин, 58, 186). Источник.

Чистота взирает на Бога, воссиявает и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека (прп. Исаак Сирин, 58, 263). Источник.

Приобретай чистоту в делах своих, чтобы озарялась душа твоя в молитве, и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем (прп. Исаак Сирин, 58, 279). Источник.

Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту; а труд подкрепляют надежда и страх (прп. Исаак Сирин, 58, 311). Источник.

. Вера и милостыня содействуют ему скоро приблизиться к чистоте (прп. Исаак Сирин, 58, 314).

Веселись с веселящимися и плачь с плачущими, ибо это признак чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.

Кто желает представить Господу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание. (прп. Иоанн Лествичник, 57, 201). Источник.

И чистоту называют бесстрастием, да и справедливо: ибо чистота есть начало общего воскресения и нетления тленных (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).

. Предел чистоты состоит в том, чтобы ко всем иметь такое же чувство, как к предметам неодушевленным (прп. Иоанн Лествичник, 57, 243).

. Соделавший сердце свое чистым не только познает смысл и значение вещей второстепенных и после Бога сущих, но, прошедши все их, зрит некако и Самого Бога: в чем – крайнейший предел благ. Посетив такое сердце, Бог удостоивает Духом начертывать на нем Свои письмена, как на скрижалях Моисеевых, в такой мере, в какой оно само себя возрастило доброю деятельностию и созерцанием, по заповеди, таинственно повелевающей: расти и множитися (ср.: Быт. 35, 11 ) (прп. Максим Исповедник, 91, 244–245).

Чистым же сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей, а все вместе, слившись, так сказать, во едину добродетельность, достигшую последних степеней совершенства. Однако же и в таком случае добродетели – одни не могут сделать сердца чистым, без воздействия и присещения Духа Святаго. Ибо как ковач, как бы искусно ни умел он действовать орудиями, ничего не может сработать без содействия огня, так и человек пусть все делает со своей стороны (для очищения сердца), пользуясь для сей цели добродетелями, как орудиями, но без присещения огня Духа, все делаемое им останется бездейственным и бесполезным для его цели, так как это – одно – не имеет силы очищать нечистоту и скверну души (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 532–533). Источник.

Чисто сердце, я полагаю, у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою-либо страстию, но и не помышляет даже ни о чем худом, или мирском, хотя бы и хотел того, и одну память о Боге держит в себе с неудержимою любовью. Ибо око души, ум, когда ничто не мешает его созерцанию, чисто, в чистом свете видит Бога (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562). Источник.

. Как может быть чисто сердце у того, кто оскверняется нечистыми помыслами, как зеркало затемняется пылью? (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 562).

Сердце чисто есть и называется то, которое не находит в себе никакого помышления, или помысла мирского, но все прилеплено к Богу и сочетало с Ним так, что не вспоминает уже ничего мирского, ни печального, ни радостного, но превитает в созерцании, возносясь до третьего неба, восторгаясь в рай и видя наследие благ, обетованных святым, – применительно к чему представляет потом, сколько возможно сие для немощи человеческой, и блага вечные. Вот что служит знамением чистоты сердечной и верным признаком, но которому всякий может определить меру своей чистоты и видеть себя как в зеркале (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 563).

Если же свет, который в тебе, будет чистым, когда плотские помыслы не омрачают, тогда душою ты станешь всецело лучезарным, как когда светильник озаряет тебя светом (свт. Григорий Палама, 26, 127). Источник.

. не стяжавается никем никогда, иначе как совершенством в действовании, постоянным сокрушением, созерцанием и молитвою в созерцании (свт. Григорий Палама, 93, 302).

Что такое чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительного впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотского вожделения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 333). Источник.

Чистота жительствующих в супружестве состоит в верности супругов друг к другу. Чистота дев и вдовиц уневестившихся Христу состоит в верности ко Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 334). Источник.

Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд; но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 339). Источник.

. Чистота – дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 531).

Чистота сердца. зрит Бога; она воссиявает и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 409). Источник.

От чистоты – с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 179).

Если нет чистоты и отрешенности в сердце, нет их совсем, хотя бы кто чист был телом и ничего не имел бы ил благ мира (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 5–6).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *