Что такое честность 4 класс

Шадрина Е.В., Каспрук С.Г. Конспект урока по ОРКСЭ на тему «Честность и искренность» (4 класс)

Шадрина Елена Владимировна

Пермский край, г. Чайковский, МАОУ СОШ №10

учитель начальных классов первой квалификационной категории

Конспект урока по «ОРКСЭ» (4 класс)

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Честность и искренность

Цели урока: формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях;

оценивать позитивные качества честности ;

развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.

Развитие умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.

Формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

Умение договариваться друг с другом, работая в группе.

— Добрый день! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой!
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми
Всем хочется дружить!

— Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности, искренности.

Игра «Да – нетка». Учитель читает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

Всегда ли нужно говорить правду?

Нужно ли осуждать людей иногда говорящих неправду?

Всегда ли нужно говорить правду прилюдно?

Можно ли узнать человек говорит правду или нет?

Приятно ли дружить с человеком, который говорит правду?

Нужна ли честность в семье?

Помогает ли честность жить в обществе?

Учащиеся в парах сопоставляют варианты ответов, также обнаруживают расхождения. Учитель просит 2-3 пары поделиться результатами работы и фиксирует на доске номера вопросов, в которых возникли разногласия.

Учащимся предлагается сформулировать вопросы, ответы на которые необходимо получить на уроке, для того чтобы уверенно оценить предложенные учителем вопросы.

Что такое честность?

Как научиться быть честным?

Всегда ли честный человек говорит правду?

Зачем людям нужна честность? И др.

Учитель записывает вопросы на доске.

Стадия Содержания 1

Для поиска ответов на возникшие вопросы учитель предлагает обратиться к тексту учебника.

Беседа по пометкам.

Стадия Рефлексии 1

Ученикам предлагается вернуться к ответам игры «Да-нетка» и зафиксировать верный ответ.

— Объясните выражения «вывести на чистую воду», «даю честное слово», «жить по совести».

Дети высказывают свои предположения, учитель фиксирует ответы на доске.

Стадия Содержания 2

Что в этом хорошего?

Что в этом плохого?

1.Учитель читает первую часть текста (учебник).

У многих народов в давние времена были свои правила, по которым определяли честность, правду и ложь. Так, в древней Руси человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Для этого его вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили и он не виновен. Если же выплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого и он виновен. Так и появилось выражение «вывести на чистую воду», то есть узнать, виновен или нет.

После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.

Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.

2. Учитель читает вторую часть текста (учебник).

Наставляя своих детей, родители желали им «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», советовали им «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном». Доказывая честность своих намерений, русский человек целовал крест.

После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.

Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.

3. Учитель читает третью часть текста (учебник).

В более позднее время появились выражения «даю честное слово». В XVIII (18)- XIX (19)веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надежней. Нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда утратить свою репутацию – хорошее мнение и добрую славу.

После чтения текста детям предлагается обдумать и записать ответы в первую колонку таблицы. Затем содержание первой колонки обсуждается в группах и в классе.

Аналогичная работа проводится со второй и третьей колонкой.

Стадия Рефлексии 2

Кратко напишите на листочках самое важное, что уяснили с урока.

Обсуждение и выбор самых интересных SMS в группах, затем чтение всему классу.

Стихотворение «Честность» (читает заранее подготовленный ученик).

Не скрою, честь свою ношу с душою,
И честен, стоит ли об этом говорить.
Важней всего, быть честным в отношении с собою,
И дай нам Бог об этом не забыть!

Пусть люди судят по делам или поступкам,
Уж если им, так хочется судить,
Но в честности своей, не стоит клясться людям,
И дай нам Бог об этом не забыть!

Приложение к уроку

Работы учащихся: приемы: «Да-нетка», SMS

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Работы учащихся: прием «Таблица ПМИ»

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

М. Т. Студеникин «Основы светской этики 4 класс»

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Список использованных источников:

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

Источник

ОРКСЭ 4 класс «Честность и искренность»

МОУ «Сосновский ЦО»
Симончук Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Конспект урока по предмету «ОРКСЭ» на тему:

«Честность и искренность»

Модуль «Основы светской этики»
4 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока: формирование представления о понятиях: честность, искренность, добросовестность; присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.

Формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, искренность, доброта, порядочность, бескорыстие.

— регулятивные УУД : предлагать формулировку цели и задач урока, удерживать цель деятельности до получения её результата, планировать свои действия, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Личностные :
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружелюбия, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Формы и виды деятельности: беседа, чтение, работа с текстом, письмо.

Формы урока : индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор
2. Презентация
3. Диск «Видеоуроки «Нравственное воспитание»:«Обман и его последствия».
4. Наглядный материал, карточка для каждого обучающегося «Правила честного человека», листы с заданием «Составь пословицы» для работы в парах, разрезные карточки – слова в конвертах, «Сердечки честности», домики из бумаги.
5. М.Т. Студеникин «Основы духовно – нравственной культуры народов России» модуль «Основы светской этики»- учебник для 4 класса, изд. ООО «Русское слово», Москва 2013 г.
6. С.И. Ожегов «Толковый словарь» изд. «Русский язык», Москва 1990г.
7. М.А.Андрианов «Философия для детей» изд. «Книжный дом», СПб 2017 г.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
(0,5 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
(Слайд 2)

Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

2. Актуализация знаний.(1,5 мин.)

– Ребята, скажите, пожалуйста, какую тему вы изучали на предыдущем уроке?
(Слайд 3)
– Дайте определение понятию «дружба».

– Дайте определение понятию «порядочность».

– Какие качества помогают дружбе?
(Слайд 4)

Дружба и порядочность.

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

3.Самоопределение к деятельности.
(2 мин.)

– Сегодня я хочу обратить особое внимание на два качества, которые помогают дружбе.
— А какие это качества вы скажете сами, посмотрев видеосюжет.
— Назовите главных героев сюжета.
— Как вы думаете, кто из них положительный герой, а кто отрицательный?
— Почему вы так решили?

— Какой совет дал мальчик ребятам?
— Каким человеком он был?
— О каких важных качествах человека пойдёт речь на нашем уроке?

Дети смотрят видеосюжет.

Мальчик, Врушка – хохотушка.

Мальчик – положительный герой, Врушка – хохотушка – отрицательная героиня.
Ему было неинтересно дружить с Врушкой – хохотушкой, потому что она лгала и обманывала.
По её внешнему облику, по голосу мы тоже можем определить, что это отрицательная героиня.
От лжи и вранья случается много неприятностей.
Он был честным.

О честности и искренности.

4.Тема и цель урока.

— Сформулируйте тему урока.
(Слайд 5)
(Тема открывается на доске).
– Готовясь к этому уроку, ученица нашего класса Аванесова Севинч провела социологический опрос. О результатах исследования она сейчас вам расскажет.
(Слайд 6, 7)

Честность и искренность.

Я беседовала с ребятами нашего класса по вопросам, которые вы видите на экране, и получила следующие результаты:
1.Из 18 опрошенных человек, только 2 человека
всегда говорят правду.
2. Если кому-нибудь приходиться солгать, то из 18 человек,
8 человек испытывают стыд,
8 человек – беспокойство на душе,
10 человек – мучает совесть,
6 человек – испытывают страх.
3.Когда обманывают самих ребят,
9 человек испытывают чувство злости и недовольства,
11 человек – чувство обиды.
4. Получив ответы на последний вопрос, стало понятно, что ребята хотят обсуждать тему о честности.

1.Что такое честность?

2. Что такое искренность?

3. Всегда ли честный человек говорит правду?

4. Зачем людям нужна честность?

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

Что такое честность 4 класс. Смотреть фото Что такое честность 4 класс. Смотреть картинку Что такое честность 4 класс. Картинка про Что такое честность 4 класс. Фото Что такое честность 4 класс

5.Открытие нового знания. (8 мин.)

6. Физкультминутка Игра «ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО».
( 1 мин.)

7. Первичное закрепление .
(2 мин.)

8. Включение нового знания в систему знаний.
(2 мин.)

11. Домашнее задание.
(2 мин.)

2.Что подразумевает честность в отношениях с другими людьми?

3.Что отрицает честность?
— Как вы понимаете смысл выражения « честность отрицает обман»?

— Почему просьба Юли понравилась волку?
— Что значит быть искренним человеком?
— Проверьте свои предположения. Прочитайте в учебнике на с. 64, что обозначает слово «искренность».
(Слайд11)

— Честный человек говорит правду искренне т.е от чистого сердца. Давайте сформулируем следующее правило честного человека.
— Каким должен быть честный человек?

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Об этом расскажет Аванесова Севинч.

— В давние времена считалось, что нарушить слово, значит поступить нечестно. А каким же должен быть честный человек?
— Сформулируем следующее правило честного человека.

— Запишите это правило на карточку.
(Учитель открывает правило на разноцветной радуге).

– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

– Как вы понимаете выражение «ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ»?
— Долг – это обязанности перед кем – то.

(Слайд 15)
Можно ли назвать человека честным, если он добросовестно выполняет свои обязанности, честно исполняет свой долг? Каким должен быть честный человек?
— Сформулируем следующее правило честного человека.
— Запишите правило на карточке.
(Учитель открывает правило на радуге).
– В народе есть выражение «ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ». Когда так говорят?

4. Анализ ситуаций.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
— Почему бы вы вернули кошелёк хозяину?
— Какое следующее правило честного человека мы сформулируем?

— Запишите правило на карточке.
(Учитель прикрепляет правило на разноцветную радугу).
— Как правило, честный человек всегда говорит правду. Но бывают ли исключения из правил?
2-я ситуация (Слайд 18)

— Всегда ли легко говорить правду?
— Говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью.
— Давайте проверим, всегда ли вы готовы сказать правду? Сейчас мы поиграем . Игра называется «Сердечко честности».
Группа из 4 человек получает «Сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко размышляет, готов ли он говорить всегда правду, закрашивает одну из клеточек; если не готов, то не закрашивает, а передает сердечко дальше. Раскрашенное сердечко прикрепляем на доску.
— В процессе игры вас никто не заставлял говорить правду или солгать, вы были честны с собой и сами приняли решение – раскрасить клеточку или нет.
— Каким должен быть честный человек самим с собой?
— Сформулируем следующее правило честного человека.
— Запишем правило на карточку.
(Учитель открывает правило на разноцветной радуге).

(Слайд 19)
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или нечестно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо хлопнуть в ладоши, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.

— Давайте прочитаем правила честного человека.
— Как вы думаете, зачем мы их составили?
— Эти карточки вы вклеите в свою тетрадь.

1. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся. Прочитайте задание на карточке, которая лежит у вас на парте.
— Какое задание вам нужно выполнить? Выполните.

— Проверим, какие пословицы у вас получились. (слайд 21 )
— Объясните смысл этих пословиц.

– Ребята, как вы считаете, ответили ли мы на поставленные вопросы?
(Вопросы открываются на откидной доске).

«Зачем людям нужна честность?».
— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебники на с.63.
(Слайд 24)

И теперь вам осталось только выбрать город, где бы находилась разноцветная радуга с правилами: в городе Правды или в городе Обмана. На партах у вас домики. Если вы желаете жить в городе Правды, то на свой домик выбираете цветную крышу, если в городе Обмана – тёмную крышу. Затем выходите к доске и помещаете домик в выбранный город.
— Скажи, почему ты предпочитаешь жить в городе Правды? Обмана?

— Спасибо вам за честные и искренние ответы.
(Слайд 25)
— Наша радуга переливается всеми цветами над городом Правды.

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности. А закончить наш урок мне хочется стихотворением «Честность», которое прочитает Мальченок Георгий

Источник

Тема урока «Честность и искренность». 4-й класс

Класс: 4

– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать по просторам”. Ученики входят в класс парами.

– Надеюсь, что эта весёлая мелодия зарядила вас позитивной энергией, которая поможет активно работать на уроке. (Презентация. Слайды 2–3)

2. Проверка домашнего задания.

– Чему нас учат уроки ОРКСЭ?
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?

Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.

– Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Дружба и порядочность. (Слайд 4)

– Дайте определение понятию “дружба”.

Дружба – одна из высших нравственных ценностей.

Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

– Дайте определение понятию “порядочность”.

Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.

– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?

Написать эссе на тему “Мой друг”.

(Ученица читает эссе. Чтение сопровождается показом презентации к данной творческой работе.)

– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?

Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 5)

3. Объявление темы урока.

– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. (Слайд 6)

4. Результаты исследования и уточнение целей урока.

– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы нашего класса провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.

1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.

(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования учащихся класса.)

– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.

Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.

5. Работа над новой темой.
– Как вы считаете, что такое честность?

– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд 7)

Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).

Проверка восприятия. (Слайд 8)

1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?

– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. (Слайд 9)

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)

– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. (Слайд 10)

6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.

– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 11)

В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)

– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?

(Учащиеся записывают значение фразеологического оборота на листах для индивидуальной работы.)

7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.

– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.

– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?

Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.

– Подберите синоним к слову долг.

Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайды 12–15)

– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?

– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. (Слайд 16) Видеофрагмент можно получить у автора статьи.

– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.

Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 17)

В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)

– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.

(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)

– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Слайд 18)

(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”).

Вопросы для обсуждения. (Слайд 19)

– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор. (Слайд 20)

(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”.)

Вопросы для обсуждения. (Слайд 21)

– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?

Честный человек всегда держит слово. (Слайд 22)

9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд 23)

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.

10. Анализ ситуаций.

– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.

1-я ситуация. (Слайд 24)

– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?

– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.

Вопросы для обсуждения. (Слайд 26)

– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. (Слайд 27)

Честный человек никогда не берёт чужого.

2-я ситуация. (Слайд 28)

Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?
– Промолчите.
– Поссоритесь.
– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(Ответы учащихся.)
– Сформулируем третье правило честного человека. (Слайд 29)

Честный человек не боится сказать правду.

– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.

11. Пословицы о честности. Работа в парах.

– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 30)

(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)

Кто вчера солгал,
Как бы ни пряталась ложь,
Ложь до добра
Маленькая ложь
Ложь
дружбу губит.
за собой большую ведёт.
правда её отыщет.
тому и завтра не поверят.
не доведёт.

Проверка выполненной работы. (Слайд 31)

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.

(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)

12. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.

– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”. (Слайд 32)

В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.

(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)

Проверка выполненной работы. (Слайд 33)

– Назовите антонимы к слову “честность”.

Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.

– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? (Слайд 33)

Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.

Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.

– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд 34)

– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

– Давайте послушаем об этом стихотворение.

14. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.

Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.

Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.

Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.

Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.

15. Подведение итогов урока.

– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)

Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

Честность помогает добиться торжества справедливости.

Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.

Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд 36)

16. Домашнее задание.

Прочитать материал учебника, выучить правила.

Найти пословицы о честности, записать их в тетради.

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *