Что такое честь и бесчестие

Сочинение-рассуждение на тему «Что такое честь» с примерами из жизни

Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие

Честь – твердые моральные принципы и положительные качества человека, которые вызывают чувство гордости и восхищения у других людей.

Честь является очень важным качеством для личности. Честь свидетельствует о том, что на человека можно положиться, ему можно доверять. Человек, нуждающийся в помощи осознает, что верный чести индивид не поступится своими принципами, несмотря на оказываемое на него давление, несмотря на поступающие ему выгодные предложения.

Честь несёт немного разные значения, когда речь идёт о принадлежности к определённому полу. Для мужчин честь – это целый комплекс качеств, который особенно принято выделять у военных. Мужчина, в первую очередь, защитник. Он считает долгом защитить свою семью и родину. Несмотря ни на что. Честь носит только нравственный характер, она не подконтрольна закону. Для женщин же честь является чистотой, целомудрием и преданностью единственному мужчине.

Честь – это такое качество, которое даётся один раз. Его очень легко потерять. Особенно, если человек уже заслужил уважение своими поступками и поведением, он будет угрозой для тех, кто их потерял. Как правило, честный человек всегда кому-то мешает. Его будут пытаться различными методами утихомирить, но если это не получится сделать, то будут выживать из коллектива, поливать грязью. Причём все будут знать о том, что человек не виновен, но каждый будет пытаться оправдать себя и никто не захочет рисковать своим положением или репутацией.

Сохранить честь при любых жизненных обстоятельствах – это подвиг. Далеко не каждый на это способен. Даже сильные люди ломаются под прессом обстоятельств и давлением вышестоящих людей.

Честь нельзя отнять, но есть другие способы как помочь человеку её потерять. Да, человек отдаёт её сам. Но по причине того, что он уже измотан и не в состоянии дальше придерживаться своих принципов. Человеческий фактор никто не отменял.

Но если честь для человека – это всё, он не отдаст её ни за что даже если на кону будет его собственная жизнь. Пример подобной жертвенности можно встретить на войнах. Солдаты и офицеры не сдавались, несмотря ни на что. Стояли до последнего, даже когда знали, что победить нет шансов. Честь для них важнее жизни. Многие погибали в бою, бросались под танки, подрывали себя. Если в пример брать интернациональные войны, то можно заметить, что противник был настолько жесток, что расчленял и рубил на куски пленных, глумился над формой. Парни имели отдельную гранату на такие случаи, чтобы подорвать себя, дабы не подвергнуться такой участи.

Сочинение Что такое честь

Честь — это состояние человеческого духа, верность своим принципам. Как правило, это понятие характеризует солдат, а особенно офицеров российской армии. Но, честь присуще и людям, которые не носят погоны.

Когда говорят про человека, что у него есть честь, это значит, что он человек высоких моральных принципов, который не ударит в спину. Будет честен со всеми, как со своими друзьями, так и с врагом. Люди чести, не рождаются, ими становятся. Это результат хорошего длительного воспитания, в итоге которого человек сам выбирает быть таким. Именно поэтому, честь, нельзя отнять ни каким образом. Это такая жизненная установка, ценность, которая стоит выше жизни. Не каждый готов пойти на такое, таких людей мало, но они есть. И на них возлагается надежда на будущее. Существует достаточное количество примеров, когда люди чести становились героями различных войн и больших дел. Именно их имена вписаны в историю.

Ярким примером являются советские партизаны времен Великой Отечественной Войны. Когда некоторые из них попадали в плен, немецкие солдаты и офицеры их жестоко пытали, но они, умирая, не предавали и не выдавали своих товарищей немецким оккупантам. Они жертвовали жизнью ради чести, доблести. Никто и никаким образом не мог отнять у них честь. Но, к сожалению, были и такие, кто уступил страху. Теряли свою честь, запятнали ее кровью своих братьев и сестер. Таким людям нет прощения. Они сами отказались от этого великого дара. Поэтому сам человек решает, как ему быть. Либо он ведет праведную жизнь и все делает по совести, что на самом деле, большая редкость, не только в наше время, да и во все времена. Таких людей действительно мало, а многие лишь прикрывались личиной доблести и чести. Стоит вспомнить европейское рыцарство, там далеко были не все люди чести, а лишь единицы. Так же и сейчас, большое количество людей имеют привычку часто упоминать о своих высоких морально — этических качествах, но и тут ловушка для наивных. Люди, которые не потеряли свою честь, знают какой ценой она им достается, поэтому предпочитают вести себя более скромно. Важно, что даже при оказании помощи люди чести не будут ждать похвали, они это делают, потому что им велит так совесть.

И так, честь — это моральное состояние человека, которое нельзя никакими способами отнять. От нее можно только отказаться, ее можно только предать в угоду более низким желаниям и потребностям.

Швабрин человек чести или бесчестия?

Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие
Швабрин человек бесчестия
Швабрин из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является полной противоположностью Гринева. Он живет лишь во благо себе, всегда способен «переметнуться» туда, где предлагают более выгодные условия. У него не так развиты идеалы добра и справедливости.

Ради своей выгоды герой способен на любую подлость. Именно поэтому его разумнее назвать человеком бесчестия, чем чести. Несмотря на то, что Швабрин порой способен и на добро, но он не имеет никаких нравственных идеалов и может сотворить благо только тогда, когда сам в нем заинтересован.

Человек чести никогда так не поступает. Ведь для него не важно, что он получит, если поможет кому-либо, он оказывает помощь лишь потому, что не может иначе. Швабрин – человек осмотрительный, немного коварный, «с червоточинкой». Он всегда заинтересован в «отдаче» своих поступков, ничего не делает «просто так» и «ради справедливости».

Это человек бесчестия. Однако даже в случае со Швабриным отчего-то кажется, что иные обстоятельства могли бы изменить его и сделать ухудшенной копией Гринева. Жаль, что в романе этого так и не произошло.

Вариант 3

Что представляет из себя честь? Согласно определению большинства словарей, честь – внутреннее нравственное достоинство человека, приобретаемое им в ходе жизни. Но может ли цена чести превысить цену жизни?

Честь ценилась человеком издавна, а тех, чья честь была чиста, очень уважали. Возможно, наибольшей цена чести была в средневековье, когда именно честь была главным мерилом человеческого достоинства. Даже современный немецкий поэт Крис Болтендаль в своем стихотворении, посвященном Ланселоту, писал: «Я жизнь отдам за Британию и честь, за своего ангела-хранителя!». В Древней Руси этому тоже уделялось немало внимания, в том числе и женской чести, о чем мы можем узнать из «Домостроя». Считалось, что женщина, являясь честной и вступая в брак непорочной, знаменует себе долгую и счастливую жизнь. Впрочем, подобное отношение к своей чести можно встретить и сейчас – например, оно широко распространено у кавказских народов. Причем, среди них важна не только честь мужчины, но и женщины, что еще раз подтверждает сказанное выше.

А что насчет цены чести в обмен для жизни? От старых людей нередко можно услышать следующие слова: «Я прожил достойную жизнь, никого не обманывал и не крал, я уйду с честью». Но здесь речь идет, скорее, о том, что честь – важный элемент в жизни любого. А смогли бы лично Вы отдать жизнь, зная, что люди не смогут вспомнить о вас ничего плохого? Что Вы ушли с честью. В этом и заключается, можно сказать, наивысшая точка чести – преобладание памяти о человеке над его физическим телом. В конце концов, оболочка человека не сможет оставаться на Земле вечно, тогда как память о камдиве Чапаеве, сражавшемся за свою страну бок о бок с солдатами, живет уже более столетия.

Это и лежит в основе тезиса «Честь – дороже жизни». Когда человек прожил, не запятнав честь и прославив себя, он и сам себе может сказать: «Мне не в чем стыдиться перед собой, перед людьми или Богом, близкие мои запомнят меня честным человеком». И разве это не звучит достойно? Разве не хочется каждому, чтобы о нем вспоминали с гордостью? Уйти с гордо поднятой головой – намного ценнее, чем жить в пороке, быть помянутым добрым словом.

Как видите, с этим тезисом нельзя не согласиться. Все люди, прославившие себя в истории и отдавшие жизнь за честь, сейчас стали героями и известны всем. Даже «маленький человек», живущий в самоконтроле и чистой честью, тоже является героем, отстоявшим свою мораль и «лицо» в обществе.

Рассуждение про Честь

Понятие чести в наше время слишком часто путают с гордостью. Но сущность гордости отличается от чести сильно, почти как страсть от любви. Гордость – это удел слабых людей, самовлюбленных эгоистов, обычно она проявляется в двух случаях – когда человеку что то очень нравиться и когда человек чем-то сильно не доволен.

Честь – это самодостаточность, благородство, память о ближних и их потребностях.

Наверное, самым распространенным в сознании людей является понятием офицерской чести. Распространившаяся в закрытых мужских коллективах еще до революции, сейчас она воспринимается людьми не так как тогда. Ассоциация чести с положительным мужским образом, к сожалению, в наше время, нельзя назвать основной.

Понятие мужчины во все времена было связано с честью, ответственностью за семью, род, детей. Сейчас мужской архетип уже плавно и незаметно замещается на предпочитаемый женский. С появлением большего количества мужчин, похожих на женщин, появляется большее количество женщин, похожих на мужчин. Ведь если мужчина не способен жениться на выбранный им женщине и толкает ее на незаконное сожительство и аборт, о какой чести в этой ситуации может идти речь.

Честь – это благородство, в котором нет ни капли губительной гордости. В истории и литературе можно встретить множество примеров людей, обладающим этим качеством. Федор Ушаков, Александр Суворов, Николай Второй – про всех них можно сказать, что они выходили из невыразимо трудных ситуаций, сохранив себя, свое достоинство, не изменив своим принципам.

Понятие чести неотделимо связано с жертвенностью и самоотдачей, с тем, что человек готов погибнуть, но не изменить своим идеалам.

Среди литературных примеров можно встретить один яркий, запоминающийся, который отлично иллюстрирует сущность чести. Это Петра Гринев, главный герой из повести «Капитанская дочка». Он ведет в себя в полном соответствии со своим положением, самовосприятием и возможностями.

Для будущих мужчин, маленьких мальчиков, очень важно проводить беседы на тему, что такое мужская честь, особенно если в семьях нет правильного примера мужского образа для подражания. К сожалению, в наше время, слишком часто отцы самоустраняются от воспитания детей, тогда как матери занимают позицию гиперопеки. Это важно знать, так как именно обладание этим качеством, честью, делает мужчину мужчиной с приставкой настоящий, в том числе, в глазах женщин.

Другие темы: ← Одиночество↑ 9 классМатеринская любовь →

Рассуждение с примером из литературы

Честь – это такое качество человека, которое воспитывается с детства. Оно не позволяет людям совершать недостойные поступки, за которые потом будет стыдно. Рассмотрим это утверждение на литературных примерах.

А.С.Пушкин пишет в 1836 году повесть «Капитанская дочка». В самом начале произведения он помещает эпиграф «Береги честь смолоду». Прочитав повесть, мы понимаем, что это слова отца главного героя, которые он постарался исполнить. Уезжая из дома, Петр Гринёв получил от отца наказ, что платье нужно беречь снову, а честь смолоду. Молодой офицер очень неопытен, однако, он смог противостоять всем искушениям. Во время службы в Белогорской крепости Гринёв приходит через подлость и предательство. Он получает от жизни несколько уроков. Человек, которого он считал своим приятелем, почти другом, такой же офицер, совершает одну подлость за другой. Сначала он оговаривает любимую девушку, зная, что ей понравился другой. Потом решает устранить соперника не силой и отвагой, но подлостью и оговором. Увидев, что Гринев отвлёкся на Савельича, Швабрин проколол его шпагой. Он же написал письмо отцу Гринёва, описав его жизнь в чёрных красках, рассказал о бесприданнице Маше, как охотнице за богатым женихом.

Это сделал дворянин, из хорошей и знатной семьи. Где же честь Швабрина, почему молчит его совесть. Неужели возможно оговорить и оклеветать человека, воспользовавшись неведением? Для Швабрина возможно. Он не видит ничего странного в том, что пострадает соперник, главное, чтобы Маша осталась с ним. Но заставить полюбить себя невозможно. Тогда он делает всё, чтобы заставить Машу отказаться от жениха, а потом и разлучить её с Гринёвым. Швабрин переходит на сторону бунтовщиков, чтобы спасти свою жизнь. И здесь честь дворянина не мешает ему служить Пугачёву. Маша теперь в его власти, он может всё, но забыть любимого, бросить его, чтобы спасти свою жизнь Маша не хочет. Она даже готова умереть, но отказывается от предложения Швабрина, не выходит за него замуж. Здесь ещё раз определяется его отношение к чести и достоинству, он способен на все, на любое предательство. Совсем по-другому ведёт себя Гринёв. Пётр не способен предать, он даже врагу говорит в лицо, что думает, не боясь смерти. Ради любимой, Гринёв едет в лагерь Пугачёва, он спасает Машу от гнусностей Швабрина. Даже под арестом Пётр не может оправдаться, чтобы не затронуть имя любимой. Только своевременная встреча Маши с императрицей решает дело, он отпущен домой, его имя оправдано.

Таким образом, можно утверждать, что честь человека дана для того, чтобы он сохранял её незапятнанной, не совершая недостойных, подлых дел.

Другие сочинения: ← Уважение↑ 9 класс и ОГЭЖизнь современной молодежи →

Источник

Сочинение на тему «Честь и бесчестие В Литературе»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово честь очень часто употребляется в литературных произведениях, но далеко не все понимают его смысл.

Это вполне объяснимо, ибо у нее есть как минимум четыре несколько отличающихся друг от друга толкования.

Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие

Кроме того, для каждого человека будет свой набор качеств, которые он лично вкладывает в понятие чести. Поэтому советую вам не пожалеть пяти минут, чтобы ознакомиться со значением этого очень значимого для многих людей понятия.

Вариант 2

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогда, когда человек поддается мнению общества, его интересам и совершенно забывает не только про свою честь, но и про честь близких, любимых людей. Как говорится: «Береги платье снову, а честь с молоду».

В пример я хотел бы взять повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь – это основная тема данной повести. На чести строится все произведение. «Береги платье снову, а честь смолоду» — писал Пушкин в самом начале своей повести, а далее развивал эту фразу. Гринев и Швабрин, казалось бы, два очень похожих персонажа, но это лишь внешняя картинка. На самом деле они очень разные, ведь Гринев – человек чести, а Швабрин – хитрец, подлец, негодяй, предатель и обманщик. Он оскорбил честь возлюбленной Гринева – Маши, а после и предал собственную Родину, переметнувшись на сторону противника. Гринев защищал родных не по крови себе людей, честь императрицы, которой давал присягу и тем самым рос в глазах своих родителей, для которых он был лишь мальчиком Петрушей.

Второй пример я хотел бы взять из своего личного опыта. Мой дедушка очень строгий, никогда не хитрил и делать этого никому не позволял. Однако я – полная его противоположность. В классе я умело списывал домашние и контрольные работы, а, приходя домой, закидывал портфель под стол и смело шел гулять. И дедушка это узнал. Он долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда я сказал эту фразу деду, он спокойно ответил мне, что это будет не жизнь, это будет существование, а иначе как можно жить, если чести совсем нет, если над тобой насмехаются, если жизнь – это сплошное вранье и хитрость. Он настолько ярко описал мне настоящую честь и жизнь без нее, что мне стало стыдно и щеки быстро залились красной краской. Тогда я понял: человек чести достигает большего, чем человек, который умеет только выкручиваться. Человек чести получает настоящую жизнь, а хитрец – лишь существование.

К сожалению, в наше время осталось очень мало честных людей, все только «крутятся» в этой жизни, прогибаясь под общество и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить.

Из личного опыта

Автор: Александра Литвина

Сочинение Что такое Честь

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

Мы довольно часто употребляем это слово и много говорим о нем, но если бы вы спросили кого-нибудь: «что такое честь?» — скорее всего, не получили бы четкого ответа. Люди думают, что знают, что это такое, но почти никто не может сформулировать четкие критерии чести. На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей. Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга. На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Опубликовано в 2020, Выпуск Август 2016, ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия.

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S.

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as “honor” and “dignity” in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища. Их стража – осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство – этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так, толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия – чести. «Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447]. Таким образом, в словаре Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение: «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) – пишет И. Кант, – само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным. Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122]. Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека – вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека, а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это “именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство. Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

-«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя, которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и половой чести, также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей. В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

References

В словаре Энциклопедии

ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ (правовая защита), по российскому праву гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений несоответствующими действительности.

Понятие и характеристика

Честь выступает таким же важным понятием, как справедливость, совесть и принципиальность. Эти особенности порождают в человеке чувство ответственности за свои слова и действия. Моральные качества помогают индивиду развить в себе стороны личности, которые являются достоинствами.

Что такое честь и бесчестие. Смотреть фото Что такое честь и бесчестие. Смотреть картинку Что такое честь и бесчестие. Картинка про Что такое честь и бесчестие. Фото Что такое честь и бесчестие

Слову «честь» дают разные определения, поскольку каждый понимает её по-своему. Некоторые считают понятие свойством личности. Кто-то подразумевают под словом репутацию, ведь именно через поступки человек заслуживает уважение окружающих и начинает гордиться собой.

Личность, у которой на первом месте стоит чувство собственного достоинства, обладает непоколебимыми взглядами и правилами морали. Такой индивид уважает чужую точку зрения и мнение: понимание других даёт возможность заслужить уважение по отношению к себе.

Для человека чести важные следующие качества:

Чувство достоинства свойственно только сильным личностям. Сложно придерживаться своих принципов, когда попадаешь в трудную жизненную ситуацию. Только мужественные люди могут сдержать обещание, сохранить тайну или совершить доблестный поступок, благодаря которому они запоминаются в истории.

Понятие нравственного внутреннего достоинства появилось ещё в древние времена, когда разрабатывался свод правил для воинов. Уже тогда поступки и верность родине ставились выше личной выгоды и богатств. Воинская честь была важным духовным качеством тех, кто защищал свою страну и не желал сдаваться. Многие, кто попадал в плен и подвергался пыткам, жертвовали жизнью ради доблести. Даже сегодня это качество характерно для офицеров и военнослужащих.

Человек чести вызывает восхищение окружающих и даже вдохновляет их на хорошие поступки, заставляя своим поведением подражать ему. Личность, которая придерживается своих принципов, умеет нести ответственность и считает, что нельзя скидывать свои обязательства на других. Такой человек всегда будет самостоятельно отвечать за свои возможные ошибки.

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

1. че́сть, че́сти, че́сти, че́стей, че́сти, че́стям, че́сть, че́сти, че́стью, че́стями, че́сти, че́стях 2. че́сть, чту́, чтём, чтёшь, чтёте, чтёт, чту́т, чтя́, чти́, чти́те, чту́щий, чту́щая, чту́щее, чту́щие, чту́щего, чту́щей, чту́щего, чту́щих, чту́щему, чту́щей, чту́щему, чту́щим, чту́щий, чту́щую, чту́щее, чту́щие, чту́щего, чту́щую, чту́щее, чту́щих, чту́щим, чту́щей, чту́щею, чту́щим, чту́щими, чту́щем, чту́щей, чту́щем, чту́щих, чту́сь, чтёмся, чтёшься, чтётесь, чтётся, чту́тся, чти́сь, чти́тесь, что́мый, что́мая, чту́щаяся, что́мое, чту́щееся, что́мые, чту́щиеся, что́мого, чту́щегося, что́мой, чту́щейся, что́мого, чту́щегося, что́мых, чту́щихся, что́мому, чту́щемуся, что́мой, чту́щейся, что́мому, чту́щемуся, что́мым, чту́щимся, что́мый, чту́щийся, что́мую, чту́щуюся, что́мое, чту́щееся, что́мые, чту́щиеся, что́мого, чту́щегося, что́мую, чту́щуюся, что́мое, чту́щееся, что́мых, чту́щихся, что́мым, чту́щимся, что́мой, что́мою, чту́щейся, чту́щеюся, что́мым, чту́щимся, что́мыми, чту́щимися, что́мом, чту́щемся, что́мой, чту́щейся, что́мом, чту́щемся, что́мых, чту́щихся, чтом, чтома, чтомо, чтомы

Поделиться значением слова:

В словаре Фасмера Макса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *