Что такое человек как явление
Человек как природное явление
Феномен человека
· Человек как природное явление
· Общественная форма жизни человека
· Человек как душевная и духовная реальность
Что есть человек и в чем он проявляется? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке?
Поставленные выше вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика и, в первую очередь, педагогическая. Для педагога знания о человеке и его развитии составляют самую суть его профессии.
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек — существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это, прежде всего, внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству – прямохождению. Художественной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним признакам служит роман Веркора «Люди или животные?» [1].
Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек – это часть природы. Человек – живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек – органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый и солнечный день, другого – в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.
Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное – культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 830 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Часть I. Предмет и методы психологии
Глава 1. Человек и его познание
1.1. Феномен человека
Человек как природное явление. Общественная форма жизни человека. Человек как душевная и духовная реальность
Поставленные вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика, и в первую очередь педагогическая. Попробуем суммировать представления о сущности человека, как они сложились в разных системах гуманитарного знания.
Человек как природное явление
Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, – это многообразие его свойств. Человек существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству прямохождению. Художественной иллюстрацией бесплодности определения человека по его внешним признакам служит роман Веркора «Люди или животные?».
Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек это часть природы. Человек живое существо и, как всякое животное, имеет организм, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т. д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.
Внешне человеческое тело его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного процесса и во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Человек есть принципиальная новизна в природе. Тело человека культурное тело; оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. Форма человеческого тела, лицо человека духовно.
Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.
Общественная форма жизни человека
Человек общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, исполняет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми выявляет личностный способ бытия конкретного человека. Личность это принцип и общий способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность это всегда конкретная позиция в системе отношений с другими людьми.
Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К.К. Платонова, человек это существо, имеющее бабушек и дедушек.
Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные клубные объединения. Клуб это добровольное и желанное объединение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни в период взросления человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, во вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.
Способом жизни человеческого сообщества является общение. «Человеческая сущность, – писал Л. Фейербах, – налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты»[3]. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания людей друг с другом и вместе с тем как способ развития каждого из них. По-видимому, это и дало основание французскому писателю и мыслителю А. де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».
Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова «культура» и «образование» тесно связаны друг с другом. Культурный человек это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия «Образы человеческие», которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой становления человеческого в человеке. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможна содержательная и осмысленная человеческая жизнь.
Наряду с образованием культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Любая из форм культуры в той или иной мере составляет содержание «собственно человеческого в человеке» в горизонте его индивидуальной жизни. Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.
Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Этика раскрывает неоформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку считается сформулированный И. Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда как только к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М. Достоевский предельно остро выразил эту мысль в «Братьях Карамазовых», отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.
Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ религиозному, прежде всего христианскому мировоззрению. Человек в отношениях с Богом еще одна антропологическая тема. Человек единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Цицерон писал, что нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал его существа. Сущность человека особым образом высвечивается в его отношении к божественной реальности.
Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека его деятельную, творчески-преобразовательную сущность.
Человек как душевная и духовная реальность
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.
Человеческий субъективный мир это мир сознания и самосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и само сознание его схемы, механизмы, понятия и т. п. На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания. Во всех таких случаях есть общая принципиальная черта в сознании человек выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М. Шелер: «Только человек поскольку он личность может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого»[4].
В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь по определению осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог В. Франка в книге «Человек в поисках смысла» убедительно показал, какое важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его поиска. Он обосновал особое направление в психокоррекции логотерапию, т. е. помощь человеку в обретении смысла жизни.
Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть это внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком, расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном и ценном, человек испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа, как «человека вообще»[5].
Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное, телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности.
Реально же мы всегда имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его различные проявления в целостное представление о нем.
Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность познания человека.
Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, в норме согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.
Что такое человечество что такое человек
Что такое человечество.
Что такое человек.
Издание второе. Дополненное.
Что такое человечество.
Человечество является частью явления природы, которое мы называем «жизнь». Частью жизни являются микробы, растения, рыбы и многое другое. Частью жизни является и человечество.
Автор предлагает признать аксиомой, что жизнь является формой существования той части материи, которая использует остальную материю (как нежизнеспособную материю, так и жизнеспособную материю) для обеспечения своего собственного существования.
Нам известны только земные формы жизни. Однако считать, что во Вселенной нет других форм жизни, отличных от земных, было бы неразумно. Принцип существования части материи (жизнеспособной части материи) за счёт использования для своего существования другой части материи (нежизнеспособной части материи, а также различных форм жизнеспособной материи), вероятно, используется для существования материи не только на планете Земля. И действие этого принципа в условиях, отличных от земных, неизбежно должно привести к созданию форм жизни также отличных от земных форм жизни.
Однако автор не собирается рассматривать то, что людям неизвестно.
Земная жизнь, как учит великий Дарвин, развивалась эволюционно путём постоянного стихийного изменения живых организмов и естественного (стихийного) отбора из числа этих изменённых организмов наиболее удачных (наиболее целесообразных для жизни в существующих условиях) форм живых организмов.
Земная жизнь существует в виде отдельных короткоживущих существ. Именно малый период существования (жизни) отдельных живых существ обеспечил бесконечное разнообразие земной жизни.
Со временем оказалось, что наиболее эффективно существование колоний живых существ (совместное проживание малого или большого или очень большого количества одинаковых живых существ). Существование колоний (стад) животных стало возможным благодаря выработке особых стадных инстинктов, регулирующих жизнь стада (колонии) и позволяющих животным жить совместно.
За миллиарды лет существования земной жизни на Земле никогда не было доминирующего живого существа. Были доминирующие виды животных. Например, пресмыкающие или млекопитающие. Но доминирования на планете одного животного никогда не было. Первым и единственным доминирующим на Земле явлением жизни стало человечество.
Миллионы лет назад произошло чудо. В
результате нормального эволюционного процесса
(безусловно с помощью генов) одно из стад
обезьян (а более вероятно, несколько стад обезьян) получило способность иметь коллективную стадную память. Такой драгоценный подарок ни одно из живых существ на планете, кроме обезьян, не получало. Безусловно такой подарок надо было заработать. Стадо обезьян, конечно, подготовилось к такому подарку. Автору неизвестно, каким условиям должно было удовлетворять стадо, чтобы получить коллективную память. Но такие условия безусловно были. А стада других животных были неготовы получить коллективную память. И это единственная причина, по которой они её не получили.
Все животные обладают индивидуальной памятью. Но вследствие малой продолжительности жизни земных живых существ, индивидуальная память не играет основной роли в жизни животных. Основную роль в жизни животных играют инстинкты, полученные животным от предыдущих поколений. Поэтому все поколения животных живут одинаковой жизнью (до того момента, когда у животного произойдёт изменение его организма или когда животное получит новый инстинкт).
Иначе произошло со стадом обезьян, получившим коллективную стадную память. Постоянно увеличивавшаяся коллективная стадная память
позволила каждому последующему поколению уже людей жить лучше, чем предыдущим поколениям (лучше использовать окружающую природу для обеспечения своего существования). Сначала темпы увеличения коллективной стадной памяти и, соответственно, улучшения жизни стада были микроскопические. Но постепенно темпы увеличения объёма коллективной памяти и её усложнения, а, соответственно, и темпы улучшения жизни стада стали убыстрятся.
В наше время мы наблюдаем поразительные темпы увеличения объёма коллективной памяти человечества и, соответственно, поразительные темпы улучшения жизни человечества. То, что человечество всегда недовольно своей жизнью, указанного выше факта отменить не может.
По мнению автора, именно появление коллективной памяти вызвало необходимость появления речи. А появление речи, в свою очередь, резко ускорило процесс увеличения объёма и улучшения качества коллективной памяти.
Как пишет академик Михаил Иванович Будыко в книге «Путешествие во времени» (глава «Гипотеза естественного отбора») авторы теории естественного отбора Дарвин и Уоллес не пришли к единому мнению об эволюции человека в соответствии с естественным отбором.
Дарвин ограничился замечанием, что теория
естественного отбора может пролить свет на
происхождение человека.
Уоллес же пришёл к выводу, что естественный отбор не мог быть единственной причиной формирования человека. Уоллес считал, что происхождение человека произошло в результате вмешательства в процесс формирования человека «высшей разумной воли». Мнение Уоллеса, по мнению автора, является более близким к истине.
Формирование всех живых существ на планете происходило методом естественного отбора путём совершенствования самого живого существа (путём изменения организма существа или получения существом нового инстинкта).
Также происходило и формирование обезьян.
Однако после получения стадом обезьян коллективной памяти она стала важным фактором естественного отбора. Определённое время одновременно происходило как дальнейшее формирование индивидуального человека (изменение его физических качеств), так и увеличение объёма и улучшение качества коллективной памяти человеческого стада. На определённом этапе в результате развития коллективной памяти человеческого стада дальнейшее физическое развитие отдельного человека стало ненужным.
Процесс эволюции отдельного живого существа, которое мы называем «человек», закончился.
Эволюционный процесс развития продолжался, но
происходило эволюционное развитие уже только человеческого стада (человечества). Эволюционный процесс развития человечества продолжается до сих пор и будет продолжаться вечно, пока существует человечество.
Суть эволюционного развития человечества: увеличение объёма и повышение качества коллективной памяти человечества.
Можно только поражаться уму Уоллеса. Он правильно понял, что в формировании человека приняла участие разумная воля. Только он не понял, что это была не «высшая разумная воля», а разумная воля человеческого стада и что она формировала не человека, а человечество.
Уоллес был, безусловно, гений. Но и гений бессилен понять то, до чего человечество ещё не доросло.
Как учит Энгельс, человека сделал труд. Это,
безусловно, правильно. Человек это животное, которое умеет трудиться. Однако умение трудиться невозможно без коллективной памяти. Коллективная память неизбежная мать любого трудового процесса. Человек любую работу сначала выполняет мысленно с помощью своей памяти или с помощью памяти своих соратников по труду. А объём индивидуальной памяти человека и памяти его соратников определяется коллективной памятью коллектива (общества, народа),
в котором человек живёт.
Коллективная память вызвала необходимость появления абстрактного мышления. А абстрактное мышление позволило людям создать науку, т. е. позволило человечеству – продукту природы познавать
законы самой природы – творца человечества.
Конечно, развитие человечества не могло идти непрерывно по восходящей линии. За миллионы лет, прошедшие с момента создания природой коллективной стадной памяти, на Земле произошло много непреодолимых катастроф. Каждая из них
отбрасывала развитие человечества назад. В полном соответствии с учением Дарвина и Уоллеса не всем видам людей удавалось пережить непреодолимые катастрофы. Природные катастрофы и беспощадная борьба различных видов людей между собой привела к выживанию только одного вида человечества. Вида, который живёт сегодня и называет себя «человек разумный разумный». Название сложилось исторически и отражает факт, что сначала название «человек разумный» было присвоено исчезнувшему (истреблённому человеком разумным разумным) виду человечества (неандертальцу). Поэтому живущий сегодня вид человечества пришлось назвать разумным дважды: «человек разумный разумный». Название «человек разумный разумный» отражает также непонимание его авторами факта,что природа создала не человека, а человечество. Человеков же (людей)
создаёт уже само человечество из несмышлёных
детёнышей. Но факта первичности человечества и вторичности человека и сегодня не понимает очень большое число людей.
С момента появления коллективной стадной памяти прошли миллионы лет. И все эти миллионы лет коллективная память существовала только как совокупность памяти отдельных живущих в данный момент людей, как совокупность памяти отдельных
племён, а затем отдельных народов. Появление
материальной памяти в виде бытовых, производственных, военных, культовых и культурных изделий, а также в виде письменности принципиально ничего не изменило, поскольку вся материальная память, сделанная людьми, используется ими только при подключении для использования изделия материальной памяти конкретного живущего человека (конкретных живущих людей). Вся материальная память человечества используется только путём включения её в память живущих в данный момент конкретных людей (в память живущих сегодня народов).
Но с появлением компьютерной техники и роботов появляется принципиальная возможность самостоятельного существования материальной памяти человечества (отдельно от памяти живущих в данный момент людей). Создание людьми искусственных существ с искусственным интеллектом и с заложенной
в них памятью человечества (в первую очередь, с
информацией о законах природы) и самих способных создавать новые искусственные существа с
искусственным интеллектом будет иметь своим последствием появление коллективной памяти человечества, существующей и развивающейся отдельно от живых людей.
Таким образом уже человечество, а не природа создаст новый вид земной жизни: искусственные существа, созданные тоже искусственными существами предыдущего поколения плюс переданная им накопленная человечеством память. Этот вид земной жизни будет иметь шанс вечного существования во всей Вселенной даже после гибели Земли и даже после гибели человечества.
Сила человечества заключается в громадности числа составляющих его людей и в необъятности его коллективной памяти. Миллиарды живых существ постоянно что-то делают, обеспечивая существование человечества, постоянно что-то изучают и познают в самых разных направлениях. Громадность числа одновременно живущих людей есть необходимое условие не только успешного развития человечества, но и, даже, просто его существования при достигнутом качестве человечества.
Особенность земной жизни состоит в том, что каждый вид земной жизни существует в виде множества отдельных живых существ. Также устроено
и человечество. Именно земной способ существования
жизни (громадное число людей, составляющих
человечество), позволил человечеству достичь столь высокого уровня развития, выйти в космос, а в будущем позволит ему (человечеству) создать вид земной жизни, который будет иметь шанс существовать вечно и освоить всю Вселенную.
И эта же особенность земной жизни делает маловероятным существование человечества вне Земли. Переселение на другую планету громадного числа людей, необходимого для поддержания существования человечества, а тем более, для его развития немыслимо сегодня и, вероятно, не будет достижимо никогда. Более вероятно, что человечество исчезнет вместе со смертью Земли. Но оно оставит после себя вечный вид земной жизни, получивший память земного человечества. Человечество имеет шанс жить вечно, но только в виде своей памяти.
Вполне вероятно, что человечеству по условиям экологии придётся уже не в очень далёком будущем ограничить свою численность. Однако в виду неизбежного качественного улучшения людей это ограничение численности одновременно живущих людей не скажется отрицательно на существовании и развитии человечества.
Однако резкое уменьшение численности человечества вследствие непреодолимой природной катастрофы может привести к деградации человечества.
Очевидно, что при современном качестве человечества сокращение его численности до одного миллиона человек привело бы к непостижимой деградации человечества. Автору неизвестно минимальное число людей, из которых может состоять
современное человечество, без уменьшения своего качества. Однако такой минимум объективно существует. По мнению автора сегодня этот минимум не может быть меньше миллиарда человек. А завтра будет ещё больше. Поэтому перед будущим человечеством будет стоять необычайно трудная задача:
при любой непреодолимой природной катастрофе обеспечить выживание людей в количестве, необходимом для существования человечества достигнутого на данный момент качества и дальнейшего его развития.
Результат.
У автора получилось:
1. Человечество это уникальное создание природы, высшее достижение земной жизни. Уникальность человечества заключается в наличии у него коллективной памяти. Такой памяти нет ни у одного другого животного на планете.
2.Благодаря своей коллективной памяти и абстрактному мышлению человечество умеет познавать законы своего творца – природы.
3. Человечеству предстоит создать новый вид
земной жизни: искусственные существа с искусственным интеллектом, созданные искусственными существами с искусственным интеллектом предыдущего поколения и владеющие коллективной памятью человечества, а, значит, и информацией о законах природы. Этот новый вид земной жизни, созданный человечеством, а не природой, будет иметь шанс быть вечным и продолжить земную жизнь в пределах всей Вселенной.
4. Следовательно, можно считать, что человечество
является средством (средством планеты Земля), которое должно сделать земную жизнь вечной. Средством, которое должно создать вид земной жизни, имеющий шанс жить и после гибели Земли и после гибели своего создателя – человечества.
5. Численность одновременно живущих людей является важнейшим качественным показателем человечества. Нашим потомкам предстоит решать очень сложную задачу: при любой непреодолимой природной катастрофе обеспечить выживание людей в количестве, минимально необходимом для существования человечества достигнутого качества и его дальнейшего развития. Если такую задачу потомкам решить не удастся, то человечество будет обречено на деградацию, а, возможно, и на исчезновение.
Человечество не является совокупностью независимых людей. Совсем наоборот, человечество (человеческое общество, народ) постоянно (ежедневно, ежеминутно) воспитывает из родившихся детёнышей людей и включает их в себя. Не люди делают человечество, а наоборот, человечество (человеческое общество, народ) делает людей.
Человека вне человечества никогда не было, нет сегодня и никогда не будет.
Человечество первично, а человек вторичен. Красивые слова о том, что человек является венцом и царём природы, есть всего лишь самообман и красивая сказка. Венцом земной жизни является человечество.
А человек является способом и средством для существования человечества. И не больше. Но и не меньше.
Из сказанного следует, что каждый человек должен иметь шанс прожить счастливую жизнь (если сумеет). Иначе людям незачем жить. Возможность счастливой жизни для всех конкретных живущих людей есть обязательное условие длительного существования человечества.
Коллективная память человечества.
времени невозможно, даже теоретически, и, даже теоретически, не нужно. Но отбирать и хранить всю информацию, которую человечество считает хранить необходимым, сегодня уже возможно. А, значит, в ближайшее время человечество начнёт это делать. Уже сегодня люди собирают отдельные виды информации. Например, в России собирают классические записи
музыкальных произведений. Очередь за созданием полной памяти человечества.
Автор уверен, что великие Дарвин, Уоллес и Энгельс не придали нужного значения факту наличия у человечества коллективной памяти именно потому, что
в их время у человечества не было возможности отделить память человечества от реальных живых людей. Память человечества существовала только в головах живых людей. Не было технической возможности отделить память человечества от живых людей и иметь её как реальное материальное явление.
Гений это не тот человек, который видит дальше человечества. Гений это человек, который увидел дальше, чем другие, живущие одновременно с ним люди. Но увидеть он может лишь то, что позволяет ему увидеть достигнутый уровень развития человечества. Опередить своё время гений не может потому, что он, как и все другие люди, является продуктом человечества, т. е. продуктом своего времени.
Примером является Аристотель. Общепризнанный гениальный человек. Аристотель считал, что раб – это
говорящее животное. Сегодня любой школьник знает, что раб это обычный человек, которого обратили в раба. И сегодня превращение человека в раба является уголовным преступлением. Но во времена Аристотеля человечество не могло существовать без рабства. Физически не могло. От времени жизни Аристотеля до исчезновения рабства должно было пройти больше 700 лет. И поэтому гениальный Аристотель не мог представить жизнь человечества без рабов.
Условно память человечества можно разделить на 3
части:
– информация, необходимая будущему человечеству для его жизни и развития. В основном, это научная информация (физика, химия, математика, биология, медицина и т. д.).
– информация, необходимая человечеству в настоящее время. Сюда входит вся информация, которую люди должны передать будущим поколениям, а также информация, которую человечество использует в настоящее время, но которую нет необходимости передавать будущему человечеству. Например, методы лечения, которые уже признаны устаревшими, но которые ещё используются в настоящее время.
– информация о прошлом человечества. Это история человечества, его племён и народов, биографии
великих и знаменитых людей, устаревшие научные теории, знаменитые скульптуры. картины, кинофильмы и т. д. Этот раздел будет постоянно не только
пополняться, но и сокращаться. Например, когда человечество сольётся в единое целое, то информация о многих войнах между народами станет для человечества ненужной.
Между частями человеческой памяти не может быть точной границы. Например, картины Рафаэля могут быть включены во все 3 части человеческой памяти.
В наше время ещё нет единого человечества. Есть множество отдельных народов. Поэтому создать коллективную память человечества общедоступную для всех людей (пользователей) без права внесения информации, которую признали бы своей все народы, сегодня невозможно. Первоначально свои варианты общечеловеческой памяти создадут отдельные народы. А когда человечество станет единым, то оно на основе национальных вариантов общечеловеческой памяти создаст окончательную общечеловеческую память. Но до этого ещё очень далеко.
Создание национального варианта общечеловеческой памяти дело очень трудоёмкое и дорогостоящее. Оно под силу далеко не всем народам.
По мнению автора, первые национальные
варианты общечеловеческой памяти создадут США, Китай и Россия. Возможно, свой вариант общечеловеческой памяти создаст Европейский союз на немецком и французском языках.
Общечеловеческая память не является соперником
интернету. Интернет это место самовыражения людей. Информация в интернете может быть и ошибочной и неточной. Общечеловеческая память должна всегда быть на самом высоком научном уровне и быть абсолютно достоверной (на уровне знаний своего времени). Её должны собирать, дополнять и уточнять особые доверенные люди. Такая память человечества после её создания будет играть колоссальную роль в жизни отдельных людей, народов и всего человечества. Переоценить её роль в прогрессе человечества невозможно.
Первый национальный вариант общечеловеческой памяти неизбежно окажет огромное влияние на культуру и жизнь всех народов Земли, а также и всего человечества. Поэтому автор хочет, чтобы первый национальный вариант общечеловеческой памяти сделала Россия. Создание варианта общечеловеческой памяти на русском языке очень дорогое, трудоёмкое и длительное дело. Но его создание резко ускорит прогресс России во всех отраслях жизни. И резко повысит авторитет России у всех народов планеты.
Основные законы существования
и развития человечества и человека.
1. Человечество постоянно стремится увеличить свои способности и возможности по использованию
природы (как неживой, так и жизнеспособной) в целях улучшения своей жизни и своего влияния на все процессы, протекающие в окружающей его природе. Средством, обеспечивающим выполнение указанного постоянного стремления, является постоянное изменение объёма и качества коллективной памяти человечества, включая материальную составляющую человеческой памяти. (Необязательно только увеличение объёма памяти. Уменьшение объёма памяти за счёт исключения из неё информации, которой человечество никогда пользоваться не будет, также повышает качество памяти.)
2. Человечество возникло из животного мира и поэтому первоначально оно жило и развивалось по законам животного мира, руководствуясь, полученными от животного мира инстинктами. По мере своего развития человечество постепенно отказывается в своей жизни от использования животных инстинктов и постепенно увеличивает в своей жизни роль собственного разума.
Законы животного мира, основанные на использовании инстинктов, постепенно заменяются
человеческими обычаями, основанными на жизненном опыте человечества и выработанными человеческими обществами (племенами, народами, человечеством) с помощью разума.
По мнению автора важнейшим животным инстинктом, доставшимся человечеству, является
инстинкт борьбы каждого человека со всеми другими людьми и борьбы племён и народов со всеми другими племенами и народами. К настоящему времени человечеству только частично удалось заменить борьбу между людьми и народами на сотрудничество между ними.
Сегодня конкуренция в экономической жизни часто самый эффективный инструмент развития экономики. И когда конкуренция будет полностью заменена сотрудничеством, сегодня неизвестно.
Когда человечество научится не допускать военных конфликтов между народами и государствами сегодня также неизвестно.
Однако, нет сомнения, что человечеству удастся выработать формы сотрудничества между людьми и народами, которые полностью заменят борьбу между ними.
Животный инстинкт всеобщей борьбы будет заменён полностью на методы сотрудничества, созданные разумом человечества. Это произойдёт ещё очень нескоро. Но произойдёт непременно.
3. Человек это животное, которое трудится. А любой труд (война это тоже труд, только очень жестокий и опасный) требует организации с выделением управленцев. Поэтому любое человеческое общество имеет иерархическое построение. Деление любого племени или народа на низы (народ) и элиту это неизбежность. И борьба между ними и сегодня и
завтра (и всегда раньше) это тоже неизбежность в силу животного инстинкта борьбы человека с другими людьми, доставшегося людям (и, соответственно, в силу отсутствия эффективных инструментов сотрудничества между низами и элитой). Сотрудничать элита и низы не умеют. Закон классовой борьбы, открытый Марксом, отражает реальную действительность. Когда-нибудь элита и низы научатся сотрудничать. Но будет это нескоро.
В Советской России несколько десятилетий правила элита, вышедшая из народа. И материальный уровень жизни этой элиты сравнительно незначительно отличался от материального уровня жизни низов. Но эта элита не сумела обеспечить необходимое развитие экономики. Пришлось заменить её на обычную элиту богатых людей. Русскому народу свои олигархи естественно, не нравятся. А многие богатые русские бедных даже за людей не считают. Но выхода нет. Надо жить вместе. И стараться не ссорится. Октябрьская революция это очень Великая Революция. Вероятно,
она была единственно возможным средством для ликвидации зависимости России от Англии и Франции. Но в современных условиях после новой революции Россия может просто исчезнуть.
Сложность отношений между элитой и низами объясняется, в частности, тем, что любая сложная ситуация, в которую периодически попадают народы и государства всегда разрешается, в конечном счёте, за
счёт низов.
В начале 20 века Россия попала в финансовую, а потом и в политическую зависимость от Англии и Франции. Пришлось воевать с Германией и, при этом, понимать, что за победу Россия ничего не получит. Пришлось воевать просто за прекрасную Францию. Россия такой войны не выдержала. Произошла Октябрьская революция и элита, втянувшая Россию в войну, получила страшное наказание. Но Англия с независимостью России не согласилась. Для подчинения (или уничтожения, как получится) России была организована Вторая мировая война, в которой России пришлось воевать уже против почти всей Европы. Россия победила почти всю Европу. (А Англия в результате войны стала второразрядной мировой державой и больше мировых войн организовывать не может.) И по праву гордится победой. Но победа была одержана за счёт колоссальных жертв народа. За независимость и величие России заплатил всё-таки
народ. Больше платить было некому. И так бывает всегда и везде на планете Земля.
В настоящее время во Франции проводятся
реформы, которые должны уменьшить иммиграцию. Очень нужная и важная цель. Но реформы
предусматривают ухудшение оплаты труда рядовых граждан. Т.е. за уменьшение иммиграции будут расплачиваться низы Франции (аналогично было в России, аналогично будет всегда и везде, во всех
может. У людей нет иного выхода, кроме как иметь
полное взаимоуважение между всеми людьми. И время такого взаимоуважения непременно наступит. Жаль, что очень даже не скоро.