Что такое частота движения автобусов
Основные режимы движения автобусов по маршрутной сети
Маршрут представляет собой путь следования автобусов между начальными и конечными остановками. В зависимости от числа сделанных в пути следования остановок возможны различные варианты прохождения маршрута автобусом. Эти варианты называются режимами движения автобусов.
Различают 3 основных режима движения на городских маршрутах:
Разновидностью режимов движения является укороченный маршрут, охватывающий часть основного маршрута.
Обычный режим движения обеспечивает доступность автобусов для всех пассажиров. Однако такой режим имеет недостатки – большое количество остановок, что приводит к существенному снижению скорости сообщения, увеличению продолжительности поездки пассажиров от начального до конечного пункта и росту расхода топлива из-за частого торможения и разгонов.
Скоростной и экспрессный режимы движения автобусов обеспечивают сравнительно высокую скорость сообщения, небольшие затраты времени пассажиров на передвижение от начального до конечного пункта, экономия расхода топлива из-за небольшого количества остановок, сохранность подвижного состава, т.е. меньший износ деталей.
Анализ режимов движения показывает, что скорость сообщения автобусов на городских маршрутах растет прямопропорционально , поэтому на скоростных маршрутах скорость сообщения в среднем составляет25-30 км/ч, на экспрессных – 30-35 км/ч.
Экспрессные маршруты организуются:
1. для перевозки жителей отдаленных жилы массивов к предприятиям и центрам города
2. для перевозки из центра города к аэропортам и вокзалам находящимся на окраине городе или за его пределами
Организация автобусных перевозок пассажиров в городах при обычном режиме движения на маршрутах, как правило, является неэффективной. Наиболее эффективным является применение комбинаций нескольких режимов.
Движение по укороченному участку маршрута организовывают при необходимости увеличения частоты движения автобусов на определенном участке маршрута для снижения пассажиронапряженности.
Определение потребного количества автобусов на основном и укороченном маршрутах
ед
, ед.
Qmax – максимальный пассажиропоток на наиболее напряженном участке
Qо.max – максимальный пассажиропоток на основном маршруте, пасс.
Определение интервала движения автобусов
Интервал движения – это промежуток времени, через который автобусы следуют друг за другом.
, ч
Определение частоты движения автобусов
Частота движения – это количество автобусов, проходящих в час в одном направлении.
, авт/ч
авт/ч
Определение производительного пробега автобуса за день.
Определение суточного пробега автобуса
Определение коэффициента использования пробега.
Определение списочного количества автобусов
Определение пассажировместимости списочных автобусов
Расчет маршрута (с экспрессным режимом работы)
Определение времени рейса
ч, где
tко – время простоя на конечной остановке
Определение времени оборота
Скорость сообщения равна технической скорости
Определение эксплуатационной скорости
Vэ= , км/ч
Определение времени на маршруте
, ч
Определение количества рейсов за день
, рейсов
Определение количества оборотов за день
, обротов
Определение фактического времени на маршруте и в наряде
Определение коэффициентов сменности за рейс и за оборот
;
Определение потребного количества автобусов
Ам и Qmax – выбираем по линии максимум.
Определение интервала движения автобусов.
Определение частоты движения автобусов
, авт/ч
Определение производительного пробега автобуса за день
Определение общего пробега автобуса за день
Определение коэффициента использования пробега
Определение списочного количества автобусов, необходимое для осуществления перевозок пассажиров на маршруте
ед, где
αв – коэффициент выпуска
Определение пассажировместимости списочных автобусов
При расчете внегородского маршрута потребное количество автобусов определяется через дневной объем перевозок
ед, где
Qдн.ф. – дневной объем перевозок по данным обследования пассажиропотока, пасс.
Uдн – дневная производительность автобуса, пасс.
Uдн =
Расчет производственной программы
Определение автомобиле-дней в хозяйстве
АДх=Ас×Дк авт-дни, где
Дк- дни календарные, дн
Определение автомобиле-дней в эксплуатации
Определение автомобиле-часов в эксплуатации
Определение количества рейсов и оборотов за год
Zоб год = АДэ×Zоб, рейсов
Определение общего годового пробега
Определение производительного пробега за год
Определение пассажирооборота за год
Определение объема перевозок
Qгод=
Определение выработки на одного пассажироместо
В пассажирах
UАqн= , пасс/пасс.-место
В пассажирометрах
WАqн= , пасс.-км/пасс.-место
Определение выработки на один автодень
В пассажирах
UАДэ= , пасс/а-дн
В пассажирокилометрах
WАДэ= , пасс.-км/а-дн
Определение выработки на один авточас
В пассажирах
UАЧэ= , пасс/а-ч
В пассажирокилометрах
WАЧэ= , пасс.-км/а-ч
Определение выработки на 1 км пробега
WLобщ= , пасс.-км/км
Производственная программа
Организационный раздел
Расчет количества водителей
Вопрос 22. Маршруты движения и показатели работы на маршрутах.
Интервалом движения по маршруту называют промежуток времени между прохождением любой точки маршрута двумя ближайшими автомобилями, работающими на этом маршруте и движущимися в одном направлении.
Частота движения автомобилей по маршруту – это число автомобилей, проходящих в одном направлении в единицу времени через любую точку маршрута.
— маятниковые, такие, на которых, подвижной состав проходит все
грузовые пункты при движении по одной дороге в прямом и обратном направлении;
— кольцевые, такие, на которых, подвижной состав проходит все
грузовые пункты, двигаясь в одном направлении, и возвращается в исходный пункт.
Маятниковые маршруты более просты по организации и выполнению, кольцевые же труднее составить, но они дают больше возможностей для повышения эффективности перевозок.
Вместе с тем, по характеру погрузочно-разгрузочных работ маршруты принято называть сборными (по мере движения по маршруту, автомобиль собирает груз на отдельных грузовых пунктах) или развозочными (по мере движения по маршруту, автомобиль сгружает часть груза в отдельных грузовых пунктах).
Основные показатели работы на маршруте следующие:
Длина оборота l , время оборота t
и число ездок за оборот n
.
Среднее время погрузки-разгрузки tп-р и среднее время одной ездки t
.
Число оборотов за время в наряде n.
Количество грузов перевозимых за оборот Q и выполненная работа за оборот P
.
Среднесуточный пробег l .
Количество автомобилей, работающих на маршруте A .
Интервал движения на маршруте I и частота движения на маршруте A
.
В таблице 1 приведены основные расчетные формулы для маршрутов различного вида.
ТЭП | Маятниковые маршруты | Кольцевые маршруты | ||
с обратным холостым пробегом | с обратным част. груж. пробегом | с обратным груженым пробегом | кольцевой | сборочно-развозочный |
t0 | | | | |
n0 | ||||
nе | к | к | ||
Q0 | gн × gс | | | SQС + S QР |
b0 | 0,5 | | | |
схема |
Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1302 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Анализ действующего расписания
Расписание движения автобусов на маршруте и его оптимизация
Организационная часть
Частота движения
Интервал движения автобусов
Количество автобусов рассчитывается по формуле
Расчет потребного количества автобусов, интервала и частоты движения
Ам= (12)
где, Qmax – максимальная мощность пассажиропотока на наиболее напряженном участке в час пик, чел;
tоб – время оборотного рейса, ч.
Ам= =16 автобусов
Правильно составленное расписание движения автобусов на маршруте является важным условием обеспечения высокого уровня организации перевозок пассажиров, эффективного использования подвижного состава и снижения себестоимости перевозок. Расписание движения автобусов — это важный документ, регламентирующий режим движения автобусов на маршруте, время начала и окончания работы маршрута, интервалы и частоту движения автобуса по часам суток, а также определяющий необходимую форму организации труда водительских бригад.
· количество автобусов, работающих на маршруте 15
· интервал движения автобусов 10 минут
· среднее время нахождения автобуса на линии 11ч 20 минут
· количество выполненных рейсов. 150
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Маршруты, частота и интервал движения
Подвижного состава
Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Выбираются такие маршруты, которые обеспечивают минимальные затраты на транспортирование грузов. В маршрут могут включаться грузы, перевозка которых возможна на одном и том же типе подвижного состава и которые совпадают по срокам предъявления к перевозке. Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов и АТП, рода и размеров партий грузов, характеристик подвижного состава. Для маршрутизации движения применяются экономико-математические методы планирования перевозок.
Длина маршрута – это расстояние, которое проходит автомобиль от начального до конечного пункта; оборот подвижного состава – законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт; интервал движения – промежуток времени между проездом любого пункта (места) маршрута двумя следующими друг за другом в одном направлении автомобильными тран-спортными средствами.
Маршруты движения подразделяются на маятниковые, радиальные, кольцевые, комбинированные, сборные, развозочные и сборно-развозочные (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Разновидности маршрутов перевозок грузов:
а – маятниковые (с частично обратно груженым пробегом и не пол-
ностью груженым прямым и обратным пробегом); б – кольцевые;
в – радиальные; г – комбинированный; д – сборный, развозочный
и сборно-развозочный; А – начальный пункт маршрута: 1 – движение
с грузом; 2 – движение без груза
Маятниковыми называются маршруты, когда движение подвижного состава в прямом и обратном направлениях происходит по одной и той же трассе. Они могут быть с полным использованием пробега, с использованием пробега только в прямом направлении, с неполным использованием пробега в прямом или обратном или в обоих направлениях. Разновидностью маятниковых маршрутов являются радиальные, которые имеют различные направления, но начинаются или заканчиваются в одном пункте.
Кольцевой маршрут движения – замкнутый контур, соединяющий пункты погрузки и разгрузки, когда пункт его начала является ко-
нечным.
Комбинированные маршруты – это сочетание нескольких маршрутов движения подвижного состава, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок на некоторых из них.
Сборный, развозочный и сборно-развозочный – это маршруты, на которых подвижной состав, проходя погрузочно-разгрузочные пункты, постепенно загружается, разгружается или загружается или только разгружается.
Основные показатели работы
Подвижного состава
Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система показателей, которая характеризует степень его использования: во времени (дни, автомобиле-дни эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой и коэффициент использования рабочего времени); по скоростным свойствам (техническая и эксплуатационная скорость движения); по пробегу (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии); по грузоподъемности (коэффициенты использования грузоподъемности статический и динамический). Кроме того, применяется ряд учетных показателей, отражающих результаты работы подвижного состава (средние длина ездки
и расстояние перевозки груза, число ездок, пробег с грузом, среднесуточный и общий пробег, производительность подвижного состава, объем перевозок и грузооборот).
Парк подвижного состава – это все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия. Списочный (инвентарный) парк подвижного состава – парк, числящийся на балансе автомобильного транспортного предприятия в данный момент времени j. По своему техническому состоянию он подразделяется на парк, готовый к эксплуатации, Атj, и парк, находящийся в То и ремонтах, Арj: Асj = Атj+ Арj.
Каждая i-я единица парка подвижного состава в течение Дкi календарных дней находится в эксплуатации дней Дэi, в ТО и ремонтах –
Дрi дней и в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные
и праздничные дни, отсутствие материалов и т.п.) – Дпi дней: Дкi =
= Дэi + Дрi +Дпi.
Для определения времени эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава используют показатель – автомобиле-дни:
,
где АД – суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в рассматриваемом состоянии; Дi – число дней нахождения в рассматриваемом состоянии на АТП i-го автомобиля за календарный период Д;
А¢ – число автомобилей за период Д(равно сумме их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или сумме их числа на конец периода и числа списанных); Аj – число автомобилей в рассматриваемом состоянии на АТП в j-е сутки; Д – продолжительность календарного периода, сут.; АДk – суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей (например, одной грузоподъем-
ности); n – число групп автомобилей.
Время работы за календарный период характеризуется числом дней (для одной единицы) или автомобиле-дней (для парка) эксплуатации подвижного состава на линии. В течение рабочего дня каждый автомобиль определенный период находится в наряде, т.е., работая на линии, выполняет перевозку груза.
Использование подвижного состава за определенный период по календарному времени характеризуется также коэффициентом выпуска подвижного состава:
– для одного автомобиля за Д календарных дней
;
– для парка за Д календарных дней
.
Техническое состояние парка подвижного состава характеризуется коэффициентом технической готовности:
– для одного автомобиля за Д календарных дней
;
– для парка за один рабочий день
.
Коэффициент выпуска подвижного состава определяется уровнем коэффициента технической готовности:
где Kи – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по различным эксплуатационным и организационным причинам (Kи = 0,93…0,97). Значение Kи по конкретному АТП определяется по формуле
где aв иaт – реально сложившиеся на АТП значения коэффициентов.
2.4. Использование грузоподъемности автомобиля;
Длина ездки
Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентами статического и динамического использования.
Коэффициент статического использования грузоподъемности gс – это отношение фактически перевезенного груза Qф к грузу Qв, который можно было бы перевезти при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава при груженых ездках :
;
– за день (смену) для одного автомобиля
,
где qфi – перевезенный груз за одну i-ю ездку, т; qi – номинальная грузоподъемность автомобиля, которым выполнена i-я ездка с грузом, т; gci – коэффициент статического использования грузоподъемности при i-й ездке с грузом; ze – общее число ездок с грузом.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности gд – это отношение фактически выполненной Рф транспортной работы
к возможной Рвпри условии полного использования грузоподъемности подвижного состава на протяжении всего пробега с грузом: gд = Рф / Рв. Здесь в отличие от gс учитывается не только количество груза, но и расстояние перевозки.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности:
;
– за день (смену) для одного автомобиля
.
Пробег – расстояние, которое проходит автомобиль за определенный период времени. Он может быть производительным (с грузом) и непроизводительным (без груза). Последний подразделяется на порожний (от пункта разгрузки до следующего пункта загрузки) и нулевой (от АТП до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП). Нулевыми считаются также все заезды, не связанные с выполнением транспортного процесса (заправка, ТО, ТР). Если обозначить нулевой пробег через Lн, а пробег, связанный с выполнением транспортного процесса, через Lм, то общий пробег L = Lн + Lм.
Автомобиль работает на маршруте время Тм и затрачивает на нулевой пробег время tн. Но так как Lм = Lг + Lх, L = Lг + Lх + Lн, где Lr
и Lх – соответственно пробег автомобилей с грузом и порожний (холостой), км.
Коэффициент использования пробега подвижного состава – отношение производительного пробега к общему за определенный период :
;
,
где lri, lxi – соответственно пробег с грузом и без груза при i-й ездке автомобилей, км; ze – общее число выполненных ездок.
Среднее расстояние перевозки lq – это средняя дальность транспор-тирования одной тонны груза, определяется отношением выполненной транспортной работы Р к объему перевезенного груза Q: lq = P/Q.
Средняя длина ездки с грузом – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки; определяется отношением общего груженого пробега к соответствующему числу выполненных ездок, т.е. .