Что такое частное письмо
Свидетельство
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Словарь: адресат, корреспонденция, телеграмма, эпистолярный жанр, конверт, почта, комплимент, почтальон, почтамт, открытка, адресант, постскриптум, послание, переписка, бандероль, адрес
Обучающиеся пишут словарный диктант (16 слов), подчеркивая орфограммы, затем взаимопроверка
Задание для обучающихся «Найди соответствия»:
Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца:
Проверка написания слов и их лексического значения проходит через игру «Что есть что»
Толкование слов:
Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)
Корреспонденция
Обмен письмами, переписка
Открытка
Сообщение, переданное по телеграфу
Адресат
Телеграмма
Пакетик из бумаги для закладывания в него письма
Конверт
Учреждение для пересылки писем, легких грузов
Эпистолярный жанр
Любезные, приятные слова
Почта
Главное почтовое учреждение города
Почтальон
Разносчик почты по адресам
Комплимент
Специальная почтовая карточка для открытого письма
Почтамт
Тот, кто отсылает письмо кому-либо
Постскриптум (обозначались буквами P.S.)
Приписка в письме после подписи
Послание
Письменное обращение государственного деятеля
Адресант
Собрание писем, кем-то написанных и полученных
Переписка
Бумажная обертка широкой лентой
Бандероль
Надпись на письме, указывающая кому оно адресовано (получатель и место назначения)
Адрес
См. ключ в приложении 4
В какую словарно-тематическую группу можно объединить все эти слова, какой общей темой они объединены?
Нет ли здесь «ловушки», лишнего слова? Почему оно лишнее?
Значит, исходя из результатов проведенной работы, мы можем сделать вывод о теме нашего разговора на уроке.
Письмо как эпистолярный жанр
Назовите все виды писем, какие вам известны.
Деловое, дружеское, личное, любовное, коммерческое, официальное, запрос, рекламация, послание и т.д.
На какие две группы их можно поделить?
1 группа – частные письма
2 группа – официальные письма
Какой вид письма можно отнести и к 1-й и ко 2-й группе? Почему?
Уточним тему нашего урока и остановимся только на 1-й группе писем.
Частное письмо – один из видов эпистолярного жанра
Как, по-вашему, почему люди пишут письма?
В чем преимущества письменной речи над устной?
Передать информацию, попросить совета, поделиться наболевшим.
Составление таблицы
Письмо
Устная речь
1.Зафиксировано на бумаге;
2.Стремится к сохранению;
3.Назначение: отбор и сохранение ценностей – это основной принцип культуры;
3.Она умирает, едва родившись (и какую же силу воздействия она должна иметь, чтобы закрепить в памяти человека).
Часто ли мы пишем письма?
Родным, близким, друзьям.
Надо что-то сообщить, узнать мнение, попросить совета и т.д.
Какую же роль играют письма в жизни человека?
Сообщение ученицы с презентацией (см. приложение 1).
Обучающиеся по ходу лекции делают записи в тетрадях.
Чтобы ответить на вопрос, легко ли написать частное письмо и надо ли учиться умению писать письма, разберемся в особенностях частных писем.
Лекция с презентацией (в сокращении)
Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии.
Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композиционной структуры, на стыке различных функциональных стилей, в то же время с соблюдением экстралингвистических факторов, важнейшими из которых являются:
Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характер общения (вот почему непозволительно читать чужое письмо, так как оно адресовано конкретному лицу).
Все эти экстралингвистические факторы определят и специфику языковой формы писем:
2) Монолого-диалогичный характер повествования (вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.д.);
3) Стиль, в большей мере, разговорный. «Бытовая речь находит в письмах наибольшее воплощение. Еще старинные риторики отмечали эту близость эпистолярного жанра к устной речи» В.А. Малаховский, но в зависимости от темы возможно, а порой и необходимо, использование других стилей (например, описание природы – художественный стиль).
4) Фрагментарная мозаичность содержания информативной части (Захарова В.Е. «Стилистика эпистолярного жанра (на материале писем А.П. Чехова)», Глазов, 1991г.)
Этикетные нормы в структуре писем
Обратим внимание на то, что в каждой части письма необходимо соблюдать этикетные нормы, хотя сейчас этикет письма существенно изменился, стал более демократичным. Тем не менее, в письме хорошо виден человек пишущий (его воспитанность, образованность, грамотность).
Этикет русского письма. Частное неофициальное письмо
ЭТИКЕТ РУССКОГО ПИСЬМА.
ЧАСТНОЕ НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ПИСЬМО
Цель урока: активизация формул и выражений речевого этикета в письме, развитие навыков письменной речи, умение выдерживать текст в жанре письма, умение выдерживать письмо в одном стиле и в рамках одной тематики.
Тема нашего сегодняшнего урока:Этикет русского письма.Частное неофициальное письмо.
Ожегова дает следующие значения этого слова:Письмо.1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.2.Умение писать.3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи.4.Манера художественного изображения.(запись на доске)
Мы с вами будем говорить о письме, имея в виду первое значение. Письмо— это особый (эпистолярный) жанр речи. Оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т. д.
Мы с вами живем в современном мире новейших информационных технологий, в век сотовых телефонов и Интернета, но письмо остается очень важным элементом нашей жизни: оно хранит теплоту наших рук, позволяет нам высказать свои мысли и чувства, не спеша, все обдумав, хорошо взвесив.
С точки зрения мотивов и целей написания письма могут быть расклассифицированы следующим образом:
1.сообщение.2.поздравления и приветствия.3.пожелания. 4.благодарность.5.извинение.6.жалоба.7.утешение.8.соболезнова-ние.9.упрек.10.оправдание.11.одобрение, похвала, комплимент. 12.выражение мнения.13.согласие и несогласие с мнением.14.просьба.15.совет.16.предложение.17.приглашение.18.согласие и отказ на просьбу, приглашение т. д.
Среди писем можно выделить деловое письмо, частное официальное письмо и частное неофициальное письмо. Мы с вами остановимся на особенностях последнего.
Частными неофициальными письмами считаются письма хорошо знакомых корреспондентов, друзей, родственников, то есть людей, поддерживающих неофициальные отношения.
Композиционно письмо состоит из трех частей:1)зачина(например:обращение, приветствие и т. п.), 2) информационной части и 3) концовки.
Для зачина письма характерно указание места, откуда отправляется письмо, и даты написания в начале письма, но для неофициальных писем указание даты и места написания является факультативным.
Частное неофициальное письмо:
1.Место и дата написания (факультативно).
Если вы все же решили указать место и дату написания в своем письме, то лучше расположить эти данные в правом углу письма. Дата написания письма чаще всего включает число, месяц и год. Но в частном неофициальном письме указание на год может отсутствовать, зато может помечаться время суток и день недели.
Танечка, в канун Нового года пишу тебе…
Раннее утро. Теплоход « Абхазия».
Пишу на палубе. Восход солнца на море-удивительное зрелище.
Ребята, придумайте и напишите свой зачин письма.
Очень важным элементом письма является обращение к адресату.
Выбор имени и отчества, полной или уменьшительной формы имени, а также имени и наименований родства с ласкательными суффиксами (Валечка, мамочка) определяются взаимоотношениями адресата и отправителя, степенью их близости, характером отношений в данный момент, содержанием письма.
Форма обращения со словом дорогой является широко распространенной и носит нейтральный характер. Среди близких людей распространено употребление большого числа индивидуальных ласковых обращений.
Примеры: (запись на доске)
Большое спасибо за Ваше милое письмо…
Приехал вчера в Москву, осмотрелся и хочу описать свои впечатления!
Голубчик мой, родная Оленька!
Как я скучаю без тебя.
Начните письмо с обращения:
1.к другу (подруге). 2. к преподавателю, которого вы хорошо знаете. 3. к малознакомому преподавателю. 4.к незнакомому ученому другой страны.
Выполнение и обсуждение выполненного задания.
Типичным элементом зачина является приветствие.
Разрешите ( позвольте) приветствовать Вас!
Рад Вас приветствовать!
Шлю Вам ( тебе) (большой, горячий) привет!
Здорово! (просторечное фамильярное)
, рад приветствовать Вас из Краснодара!
Разрешите приветствовать Вас, уважаемый Николай Александрович, и пожелать успехов.
Шлю Вам привет из Сочи и наилучшие пожелания!
1.Прочитайте письма, выделите зачины и прокомментируйте их.
, рад Вас приветствовать!
Посылаю тезисы своего доклада на Вашу конференцию. Надеюсь, они соответствуют объявленной теме и могут представлять интерес.
Юрий Петрович Мельников.
! Позвольте сердечно приветствовать Вас!
Я слышал, что Ваша кафедра собирается проводить конференцию. Верно ли это? Когда? Сообщите, если Вас не затруднит. Я бы с удовольствием принял в ней участие.
Милый сынок мой Володенька, здравствуй!
Вот опять Леночка пишет, что ты все в делах да хлопотах. Снова собираешься на конференцию ехать. Совсем дома не бываешь. Что же ты неугомонный какой. Понимаю, что ты совсем закрутился. Письма от тебя скоро не жду.
2.Определите по данным отрывкам из письма характер взаимоотношений автора письма и адресата.
Добрый день, дорогой Николай Федорович!
Получил Вашу открытку, благодарю за память и внимание…
Родная, милая. Здравствуй!
Очень соскучился и жду с нетерпением, когда увижусь с тобой, дорогая моя Танюшка.
3.Начните письма с указания места, даты, обращения и приветствия
( Все письма адресованы редактору журнала )
1.письмо друга детства, который поздравляет с юбилеем журнала.2.письмо сына, который отдыхает в пионерском лагере.3.письмо жены, которая пишет из командировки.
Выполнение и обсуждение выполненного задания
7.Слово учителя. Концовка письма так же, как и зачин имеет нормированную последовательность частей.
В конце неофициального письма располагаются такие части:
1) итоговые фразы,2) повторные извинения, благодарности, поздравления,3) предположения, что переписка будет регулярной,4) просьба писать и ответить на вопросы,5)приветы и просьба передать приветы.6)прощание, 7)P. S.-(post scriptum-буквально: после написанного)- где дописывается то, что было случайно пропущено в тексте письма.
Подпись в конце письма соответствует принятым между корреспондентами формам обращения. Если корреспонденты называют друг друга по имени-отчеству, то отправитель пишет в конце письма свое имя-отчество. А если они называют друг друга по имени и ли по наименованию родства, то подписываются именем или наименованием родства. Причем уменьшительная форма часто соответствует той, которая привычна для корреспондентов. Например: твоя Аннушка, мама.
Дорогой Леня! Алеша, здравствуй!
Крепко жму руку. Твой Леня.
Добрый день, Галиночка, милая!
милая моя Лизонька! …………………………
Не будем забывать о том, что контакт между общающимися происходит не непосредственно, а дистантно во времени и пространстве, в письменной речи. Это исключает мимику, жест, интонацию, возможность переспроса, поэтому в письме можно использовать описания жеста, например обнимаю, целую, жму руку,
напоминания адресату о поставленных в его письме вопросах, о возвращении к темам, уже ранее названным( Ты спрашиваешь, как я живу…)
По концовке восстановите зачины письма.
1.Обнимаю вас мысленно и люблю вас по-старому, а редко пишу потому, что некогда. От вас же всегда жду писем с нетерпением. Ну, будьте здоровы и счастливы. Крепко жму руки.
Ваш преданный друг
До свидания, теперь уже скорого.
Любящая тебя Аленка.
P. S.Только что получила еще одно твое письмо. Спасибо, что не забываешь. Крепко целую.
9.Анализ и обсуждение писем Нади Рушевой ( советской школьницы, художницы, известной своими рисунками).см. приложение
10. Подведение итогов урока. Слово учителя.
Художественная проза восприняла многие особенности «частной» эпистолярной литературы как письменной формы бытовой речи. Нам еще предстоит оценить все достоинства произве-
11.Домашнее задание: написание письма другу( подруге) с использованием речевых формул, изученных на уроке.
2.Толковый словарь русского языка и Москва. 2001.
3.Энциклопедический словарь и
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПИСЬМА В 7 КЛАССЕ
Частная переписка. Приемы ее изучения
Частное письмо — это письменное личное обращение автора письма к отдельному лицу (или нескольким лицам), составленное с применением типичных эпистолярных элементов (обращение, дата, подпись и др.). Такое обращение предполагает ответ со стороны того лица (лиц), которому оно направлено. В содержании письма автор совершенно свободен — любые вопросы, личные или общественные, могут быть им затронуты. Как правило, письмо служит текущей, деловой, конкретной цели его автора или его адресата. Оно пишется не для печати, не для всеобщего сведения или хотя бы даже ознакомления с ним третьих лиц. Таковы главные признаки частного письма.
Устойчивыми формальными элементами частного письма являются: указание адресата, места написания, дата написания, обращение к адресату, подпись автора письма. Часто приходится иметь дело с письмами, в которых отсутствуют любой из этих элементов, а порой и все они, вместе взятые. Между тем содержание таких писем может быть важным и представляет интерес для историка. Тогда возникает необходимость отыскания возможно более точных сведений об авторах этих писем.
В отношении писем перед исследователем стоят три первичные задачи: установление авторства письма (атрибуция), установление адресата, установление времени (датировка) написания, а во многих случаях — и получения адресатом данного письма.
Приемы, применяемые в разных конкретных случаях при отыскании ответов на эти вопросы, крайне многообразны. Укажем некоторые наиболее употребительные.
При обосновании авторства данного лица можно назвать три главных приема: 1) отыскание документальных доказательств написаний» этого письма данным автором (свидетельство автора; прямые указания на данного автора в других письмах); 2) идеологический анализ, проводимый при помощи «тематическихпараллелей», «текстовых сопоставлений»; 3) стилистический анализ, обращаемый к языковому материалу (лексика, характерныеречевые. обороты, выражения и пр.)., в котором воплощены идеи письма. Пользуясь этими приемами следует быть крайне осторожным; сами по себе они не гарантируют прямых ошибок при атрибуции.
При установлении адресата письма первостепенную важность имеет анализ его имени, отчества, форм обращения, титулования,, адреса на конверте (если конверт данного письма сохранился).
Установить время написания письма можно исходя издвух моментов: 1) письмо имеет точную дату; на конверте этого письма есть почтовый штемпель сточной датой его отправки; 2) письмо без даты или с неполной датой; конверта письма нет. В такомслучае приходится прибегать к примерно точному датированию «от и до», т. е. устанавливать две возможные крайние даты.
Далее для датировки написания письма основанием служат само содержание, «внутренние признаки», реалии письма. Данные палеографического анализа (почерк, бумага, чернила, орудие письма — гусиное перо, металлическое перо, карандаш) могут иногда привести к существенным результатам при датировке.Лингвистические данные как подспорье при датировке представляются, по справедливому мнению С. А. Рейсера, пока еще при недостаточной разработке истории’ русского языка нового времени не вполне доказательными.
При работе с частной перепиской полезными могут быть знания поистории почты, ее учреждений, бытовой практики почтовой службы в России. Точные сведения о постепенном расширении сети почтово-телеграфной связи России, о видах корреспонденции и разных иных почтовых отправлений, о системе оплаты таких отправления, сроках доставки их на разные расстояния и в разные края Российской империи помогают врешении многих вопросов, связанных с иточниковедческим изучением эпистолярных памятников эпохи капитализма. Не следует пренебрегать и данными почтовой статистики.
Данные почтовой статистики содержат некоторый материал для ответа на вопрос о соотношении сохранившейся до нас частной переписки со всем объемом ведшейся тогда переписки. Устойчивая статистика почтовых отправлений велась в России с 1825 г.
С начала XX в. ширившееся распространение телефонной сети в столицах и крупных городах повлекло за собой некоторое сокращение эпистолярных текстов. Сократилась не только частная, но и служебная переписка — многие дела решались путем телефонных переговоров. В то же время развитие телефонной и телеграфной связи вызвало, особенно с начала XX в., появление новых видов источил ков, родственных письмам, в виде телеграмм и записей телефонных разговоров.
Необходимо разбираться в знаках (памятниках) почтового обращения Российской империи: 1) знаки почтовой оплаты — марки (они появились в России с 1858 г. и с той поры выпускались во всевозрастающем количестве, разной стоимости, разнообразных рисунков и расцветок); 2) почтовые штемпеля (датирующие, локализирующие, специальные, памятные, франкировочные). В отдельных случаях может бытьнеобходимо обращение к почтовой документации, связанной с пересылкой корреспонденции.
Для изучения эпистолярных текстов существенны и все неавторские пометы и надписи, какие есть на самом письме и на конверте этого письма: отметки адресата или позднейшего владельца письма; пометыцензоров или чиновников, жандармов IIIОтделения; знаки и надписи архивариусов. Во многих случаях датировки и атрибуции писем крайне важен конверт изучаемого письма со всеми его элементами и признаками — форма, бумага, печатные типографские тексты и изображения на нем, все надписи на нем: адрес иимя адресата, иногда адрес, имя, звание отправителя.
В России существовала перлюстрация писем. Она была хорошо налажена и нередко давала в руки властей важные сведения, Опытные отправители писем, не говоря уже о профессиональных революционерах и конспираторах, знали о перлюстрации и принимали против нее контрмеры. Для этого они прибегали к условному языку, разным намекам, ко всяким ухищрениям.
Сохранившиеся сводки выписок из частных писем, составленные чиновниками, работавшими по перлюстрации, являются важными источниками для изучения эпистолярных текстов конца XIX — начала XX в. Таков, например «Обзор результатов перлюстрации писем по важнейшим событиям и явлениям государственной и общественной жизни России в 1903 году».
Далее необходимо знакомство с принятым у пишущих людей русского общества эпистолярным этикетом, с некоторыми довольно распространенными тогда навыками и формами в ведении частной переписки. Такие навыки и формы были постоянными в практике лиц, имевших обширную переписку. Эпистолярный этикет был строгим. Постоянные корреспонденты писем старались неукоснительно его выполнять. Титулатура адресов и обращений была разработана до тонкостей, ее старались не нарушать. Строго соблюдавшиеся правила титулования соответствовали чинам «Табели о рангах». Эпистолярный этикет прочно держался, и позднее. В одном из писем И. С. Тургенева, обращенном к его доброму знакомому Я. П. Полонскому в 1878 г., читаем: «Кстати — ты просто статский или действительный статский советник? Это я спрашиваю для адреса». Существовали устойчивые формулы подписи письма, проставления даты на нем.
Объем частной переписки некоторых деятелей был очень большим. До нас сохранились далеко не все письма даже самых известных и выдающихся деятелей. Из трех видов текстов — воспоминания, дневники, письма — наименьшее значение современники придавали письмам, их не хранили, уничтожали вскоре после прочтения. В глазах подавляющего большинства современников письма не являлись текстами для хранения. За всю свою жизнь М. Горький написал, видимо, около 20 000 писем, но выявлено только около 8000. Огромную переписку вел Л. Н. Толстой: в юбилейном Полном собрании его сочинений напечатано 8500 писем. Сохранилось около 12 000 писем М. М. Стасюлевича. Тщательно сберегавший свою корреспонденцию М. И. Семевский оставил потомству 22 тома переплетенных писем. Значительна частная переписка А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. И. Герцена, П. М. Третьякова, В. В. Стасова, Г. В. Плеханова.
Опубликование частных писем в дореволюционной России нередко встречало затруднения. После смерти того или другого деятеля его наследники (вдова, дети) часто противились публикации его писем. Бурные споры о желательности и неуместности печатания частной переписки шли в русской периодической печати в 80-х годах в связи с опубликованием писем И. С. Тургенева и И. Н. Крамского. В этих спорах участвовали Д. В. Аверкиев, Ф. И. Буслаев, С. А. Венгеров А. Н. Пыпин. Решительно протестовал против печатания частных писем И. А. Гончаров.
Публикация частной переписки выдающихся исторических и культурных деятелей происходила в течение всего капиталистического периода истории России довольно оживленно, особенно начиная со второй половины 60-х—70-х годов XIX в. Письма в большом количестве печатались в «толстых» журналах, еще чаще в исторических журналах. В советское время эпистолярные памятники XIX — начала XX в. систематически печатались в журналах «Красный архив», «Пролетарская революция», «Каторга и ссылка», «Былое», «Литературное наследство». Устойчивой традицией стало включение писательских писем во все значительные советские издания классиков отечественной литературы.
Специального выявления и учета опубликованных и находящихся в государственных хранилищах эпистолярных текстов не предпринималось. Сводных библиографических указателей опубликованных русских писем XIX — начала XX в. нет.
Дипломатическая переписка
Дипломатическая переписка – совокупность различных видов корреспонденции и документации дипломатического характера, посредством которой осуществляются отношения между государствами.
Содержание
Вербальная нота
Наиболее распространённый вид. Она может касаться важных, принципиальных вопросов, равно как и рутинных. Содержит различного рода информацию (изменения в дип. персонале), просьбы (выдать визу, решить какой-либо вопрос), может выражать недовольство или вновь привлечь внимание к вопросу. Печатается на нотном бланке с гербом, ставятся индекс и номер ноты. Ноты отправляются адресату от имени МИДа или посольства в 3-м лице (с датой, адресом получателя и печатью вместо подписи) и не подписываются. Текст состоит из трёх частей: 1) вступительный комплимент; 2) содержание ноты; 3) заключительный комплимент
Личная нота
Пишется на нотном бланке, но исполняется от первого лица с подписью, индекса и номера не ставится, печати нет. Посылается по вопросам важного и принципиального значения, с информацией об изменении названия государства, по вопросу о двусторонних отношениях, а также личные ноты коллегам по дип корпусу или МИДа об отпуске, вручении верительных грамот, временном отъезде и назначении временного поверенного в делах; по протокольным вопросам, поздравления, соболезнования. Посылается только курьером.
Меморандум
Содержит фактическую или юридическую сторону какой-либо проблемы и может представлять собой изложении позиции страны, её анализ ситуации – тогда, когда это надо сделать явно официально. Вручается лично (ставится дата и место, печатается на бланке) или пересылается с нотой (без даты и места, на бумаге). Не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Меморандум правительства РФ по вопросу о…”. Печать не ставится.
Памятная записка
Вручается: 1) лично после устного заявления и просьбы (чтобы усилить её значение, предупредить неправильное толкование) или как ответ на просьбу, 2) с курьером, вместе с визиткой или другой нотой. Составляется, как правило, безлично, не содержит ни вступления, ни заключения, но есть заголовок “Личная записка”, не подписывается, без печати, ставится дата и место. Преимущественно по повседневным вопросам.
Частное письмо
Личное письмо используют для отношений с деятелями культуры, деловых кругов, общественных организаций, политиками тогда, когда отправление другой ноты не диктуется необходимостью. Это может быть сопроводительное письмо, выражать благодарность, поздравления, личные приглашение или просьбу и т.д. Но в любом случае подчёркивается личный характер письма – по частному событию. Пишется либо на личном бланке отправителя, либо на хорошей бумаге. Обращение “Уважаемый г-н”. Комплимент “С уважением”, “прошу принять мои уверения в весьма высоком к Вам уважении”. Зависит от положения адресата и степени отношений с ним. Предпочтительнее писать и подписать от руки. Адрес пишется на конверте. Ставятся место и дата (вверху справа, иногда внизу) и иногда положение отправителя (вверху слева если личный бланк, или снизу справа после подписи).
Заявления
Носят более значительную смысловую нагрузку, чем меморандумы и могут содержать реакцию государства на событие или предупреждение.