что должны делать координаторы при организации дистанционного обучения проводить учебное занятие
Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения
Дайджест по страницам педагогических журналов
Наименование журнала: Дистанционное образование № 1, 2000
, канд. пед. наук, ст. научи, сотр. лаборатории дистанционного обучения, Институт общего среднего образования Российской Академии образования (ИОСО РАО) Тел.: (095) 246-30-10 (р.); 342-49-35 (д.). E-mail: *****@***ru; *****@***ru
Координатор как ключевая фигура процесса дистанционного обучения
(стр. 25-29)
Distance education organized on the basis of telecommunications is one of the most progressive and popular form of distance education in modern Russia. The major factor among the various other factors of distance education efficiency is the level of professional standard of the distance courses coordinator. Being a key character of distance education process coordinator should be an expert in the subject of specialization, in up-to-date active methods of education, in Internet-based technologies used within the distance education, in the questions of interpersonal communication and etiquette, in courses management, and monitoring. The specialists from Russian Academy of Education developed a new training course for coordinators of distance education, which will help to avoid many problems within the distance courses.
- большинство дистанционных курсов по сути своей ничем не отличаются от традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между преподавателями и обучающимися, не используются новые современные методики обучения, для контроля знаний обучающихся проводятся обязательные очные сессии и т. п.); дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными по сравнению с очным обучением; практически отсутствуют подготовленные специалисты-координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой организации работы в Интернет; затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими подобными зарубежными системами, поскольку отсутствуют специалисты, одинаково хорошо знакомые как с отечественной, так и с зарубежной системами образования.
Таким образом, существует противоречие между потребностью в ускоренном развитии российской системы дистанционного обучения и отсутствием специалистов, которые собственно и призваны развивать эту систему.
До настоящего времени ни одна российская организация (вуз, образовательный центр, школа, ИПК и т. п.) не занималась подготовкой специалистов для системы дистанционного обучения, компетентных одновременно в нескольких областях (что связано с комплексным характером этой формы обучения), т. е.:
— в своей предметной области;
— в современных активных методах обучения (обучение в сотрудничестве, проектные, исследовательские методы и т. п.);
— в Интернет-технологиях, использующихся при дистанционном обучении;
— в вопросах психологии общения в Интернет;
— в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.
1) авторами (разработчиками) курсов (при возникновении каких-либо вопросов по содержанию учебного материала, требующих компетентных разъяснений, если знаний координатора недостаточно);
2) техническими специалистами (системными администраторами узлов, на которых расположены учебные материалы курсов, сетевыми программистами, участвующими в редактировании старых и разработке новых курсов);
3) менеджерами курсов (координатор получает от менеджера списки принятых на курс слушателей, решает с ним все текущие административные вопросы, составляет график проведения дистанционных учебных телеконференций, семинаров, экзаменов и т. п.);
4) слушателями дистанционных курсов (как индивидуально, так и со всей виртуальной группой);
5) внешними пользователями Интернет, контакты с которыми практически неизбежны при выполнении различных поисковых заданий в Интернет, организации учебных проектов и пр. (администраторы и пользователи других Web-сайтов, модераторы тематических телеконференций, организованных в других сетях и пр.).
- индивидуальная переписка со слушателями по электронной почте; распространение информационных материалов и переписка со всей виртуальной учебной группой одновременно с помощью списка рассылки; консультационная помощь при проведении учебных проектов и решении проблемных вопросов в рамках учебного плана; проведение контрольных и зачетных мероприятий.
- выявить индивидуальные личностные и профессиональные качества слушателей курсов, влияющие на успех их деятельности в качестве координаторов; познакомить слушателей с особенностями дистанционной формы обучения; познакомить слушателей с современными педагогическими технологиями, использующимися при дистанционном обучении на базе Интернет; определить ключевые проблемы взаимодействия координатора-педагога и слушателей курсов дистанционного обучения и найти пути их решения; дать необходимые знания и умения для организации интерактивного взаимодействия со слушателями, работающими в сети.
Пройдя обучение на курсах координаторов, преподаватели овладеют современными методами и технологиями обучения и познакомятся с особенностями дистанционных курсов, организованных на базе Интернет. Помимо изучения теоретического материала и выполнения разнообразных практических заданий, будущие координаторы смогут пройти онлайновое тестирование и оценить уровень своей компетентности в различных областях педагогики, методики, психологии межличностного общения и компьютерной грамотности.
Дистанционное обучение: как учителю организовать и cпланировать день
Всем педагогам, оказавшимся в этой трудной ситуации, пригодится опыт преподавателей Skysmart: они уже много лет учат детей дистанционно и знают, что удаленный режим обучения — не катастрофа, а шанс попробовать новые методы и освоить азы (навык, особенно важный в нынешней ситуации).
Обустройте место для удаленной работы
Планирование онлайн занятия начинается с планирования собственного дня и организации рабочего места. Большинству учителей непривычно работать из дома, особенно вести видеоуроки. Но придется приспосабливаться. Постарайтесь выделить угол, где поставите компьютер или ноутбук, и проследите, чтобы во время видеоконференции в кадр не попало ничего лишнего. В идеале фоном должны быть пустая стена.
Разместите под рукой все необходимое — блокнот для пометок, листочек со всеми паролями и доступами, стакан воды, очки. Все, что может потребоваться во время занятия.
Очень важная рекомендация — установка правильного освещения: если источник света находится позади вас, ученики увидят на экране только темный силуэт. В сумрачной комнате лучше поставить перед собой маленькую лампу, чтобы лицо было освещено.
Возможно, вам придется провести разъяснительную работу с домашними и объяснить им, что во время проведения вам необходима абсолютная тишина — детей, собак и котов на это время лучше держать подальше от компьютера.
Разработайте план перехода на дистанционное обучение
Удаленное обучение школьников можно устроить тремя способами.
Все эти варианты дистанционного обучения школьников имеют право на жизнь. Но многие преподаватели выбирают последний. Индивидуальный план работы учителя в этом случае включает одну видеовстречу со всем классом в неделю, постоянный контакт с учениками через мессенджеры и самостоятельную работу учеников по заданиям, полученным от учителя.
На видеовстрече преподаватель разбирает самые сложные моменты, отвечает на вопросы и формулирует задание для самостоятельной работы. Такое планирование позволяет поддерживать контакт педагога и класса, сохранять индивидуальный подход и при этом не перегружать все стороны процесса.
Нередко учителя, опасаясь, что план дистанционного обучения в школе оставляет детям слишком много свободного времени, стараются нагружать их по полной. Но не стоит забывать, что ученикам тоже непросто перестроиться на удаленку. Не следует перегружать их домашней работой (многие школьники отмечают, что сейчас им приходится заниматься даже больше, чем раньше!) — лучше постараться найти действительно толковые задания, которые помогут увлечь школьников.
Выберите образовательный инструментарий
План работы учителя на период дистанционного обучения предполагает наличие решений для постановки задач и контроля их выполнения. Иными словами, нужно выбрать сервис, при помощи которого преподаватель будет давать ребенку домашнюю работу и проверять ее.
На самом деле хорошие новости ждут преподавателей уже на этом этапе. Потому что платформ такого рода много, все они — прямо сейчас, в режиме реального времени — стараются стать надежнее, проще и удобнее для пользователей. И самое главное — в большинстве случаев система сама проверяет задания, так что учителю не нужно проводить вечера над тетрадками. Обратная связь приходит в режиме реального времени и педагог видит, кто и как из его класса справился с заданием.
Крупных платформ, которые помогут детям обучаться в почти прежнем режиме, десятки. Очень популярны Учи.ру., Платформа новой школы, «Российская электронная школа», ЯКласс. С их помощью можно составить конспект урока и план работы по дистанционному обучению.
Недавно Skysmart вместе с запустили Skysmart Класс — задания для учеников 1–11 классов по математике (с 7 класса — по алгебре и геометрии), русскому языку, обществознанию и английскому языку. Сервис отличается простотой — учитель выбирает задание и отправляет ученикам ссылку на него, а потом на той же самой странице видит статистику по классу. Разработка Skysmart предназначена для тех, у кого нет ни времени, ни желания разбираться в сложном функционале.
Эти инструменты помогут сформировать план дистанционной работы учителя и одновременно снять с него значительную часть нагрузки — составление и проверка домашних заданий теперь занимают не часы, а минуты, если не секунды.
Поскольку организованный переход на удаленное обучение случился внезапно, нагрузка на платформы резко возросла, и в первые дни ученики и учителя жаловались, что не все сайты работают корректно. Но сейчас ситуация стабилизировалась, а порталы нашли способы справиться с таким наплывом пользователей.
Найдите электронные версии учебников
Как составить план дистанционного обучения, если до сих пор вы пользовались «бумажной» методической литературой? Найти ее же, но в интернете.
Все учебники и методические пособия, которыми учитель пользуется в своей ежедневной работе, можно отыскать в оцифрованном виде — причем эти электронные версии нередко предоставляются бесплатно. расширяют и возможности для дополнительной работы — преподаватель всегда может найти и переслать ученикам ссылку на нужную книгу.
Электронные учебники по всем предметам с 1 по 11 класс, пособия, энциклопедии, словари, книги по истории, искусству, культуре и прикладным наукам можно найти в Московской электронной школе, «Библиошколе», библиотеке 11 классов, сайте Библиотекарь.ру.
Их можно читать с экрана, хотя это и не особенно удобно. Проще скачать на смартфон или планшет для открытия книг в формате epub, fb2, txt,rtf и doc — Cool Reader, AlReader, EPUB Reader или любое другое, функционал у них почти одинаковый. А если вы читаете с компьютера, воспользуйтесь браузерной читалкой — например, OmniReader, она проста до примитивности, но читать текст с экрана вам будет гораздо комфортнее.
Опишите ученикам новый учебный процесс
О том, как теперь будут проходить занятия, нужно договориться с самого начала. Если школьный распорядок был хорошо знаком и учителям, и родителям, и педагогам, то теперь все посыпалось и правила нужно обозначать заново.
Потратьте пару дней на составление четкого гайдлайна для учеников (и их мама и пап). Впоследствии это сбережет вам немало времени и нервов, ведь к вам постоянно будут обращаться за вопросами и разъяснениями.
Пропишите в правилах, в какое время и каким образом вы будете проводить видеоконференции, где искать записи уроков и электронные учебники, сколько заданий нужно выполнять в неделю, до какого времени они принимаются (и с какого момента считается, что ученик не сделал домашку), как именно задания будут рассылаться и как ученики будут получать обратную связь. Отметьте, каким образом школьники будут присылать вам выполненные задания — на почту, в WhatsApp, в электронный журнал, в чат ВКонтакте или еще. Иначе вам в конце дня придется собирать ссылки из всех мессенджеров (и вы наверняка упустите).
Кстати, будьте готовы к тому, что ученики будут постоянно забывать и терять логины и пароли. Поэтому желательно использовать обучающие сервисы, не требующие регистрации и сложных входов для ученика. Или приучить учеников хранить логины и пароли в надежном месте.
Договоритесь, в какой форме будете принимать задания
Учителя пытаются изобрести удобный способ просматривать домашку, сделанную учениками — например, просят сфотографировать страницу тетради и выслать им на почту (и тонут в обилии картинок, на которых никак не сделать пометки). Эти сложности ни к чему: уже давно существуют удобные инструменты, позволяющие выполнять задания для дистанционного обучения.
Любые письменные работы удобно принимать в формате Google Документов. Этот же инструмент позволяет одновременно работать над одним документом, оставлять правки, комментарии и замечания, а также создавать презентации. С остальными заданиями по математике, иностранным языкам, обществознанию, русскому, физике и другим предметам вам помогут образовательные сервисы, о которых мы говорили выше.
И главный совет от преподавателей Skysmart — не паникуйте! Пусть пока и не совсем понятно, как обучать дистанционно, очень скоро вы втянетесь и сами увидите, что технология очень удобна.
Составление программы с применением интерактивных заданий позволяет разнообразить уроки, добавить игровой элемент и сделать занятия более современными и интересными. Помимо заданий проде «прочитать параграф № 5», вы можете предлагать детям посмотреть обучающий видеоролик или стрим, провести опыты в виртуальной лаборатории VirtuLab. Или создать свою собственную викторину по теме урока при помощи сервиса Quizizz и превратить рутинный тест в азартное соревнование между детьми, где каждый обучающийся может сразиться за приз (например, ссылку на крутой образовательный ).
Возможно, вы заметите, что дисциплина улучшилась — во время видеоконференции в виртуальном классе у детей намного меньше возможностей безобразничать и шуметь. А вот доверия, наоборот, станет больше: формат чата располагает к контакту. Новый план организации работы требует некоторых усилий, но совсем скоро вы увидите, что оно того стоило.
Статья «Организация дистанционного обучения»
Организация дистанционного обучения в условиях карантина
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.
Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.
В средней школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т.д.);
обеспечение свободного графика обучения.
формирование у учеников познавательной самостоятельности и активности;
создание эффективного образовательного пространства;
развитие у детей критического мышления и способности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования :
обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
повышение качества образования в малокомплектных школах;
обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
обеспечение возможности получения дополнительного образования;
возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
получение доступа к обширной базе данных, что позволяет детям более успешно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена.
Дистанционные образовательные технологии – технологии, реализация которых преимущественно осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.
Образовательная технология – это комплекс, который включает в себя:
планирование результатов обучения;
критерии выбора оптимальной модели для определенных условий;
набор моделей обучения.
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий считается одной из форм электронного обучения, при котором:
самостоятельно определяет для себя время и форму обучения;
самостоятельно выбирает последовательность изучения материала.
При этом ученик должен:
достичь запланированных результатов обучения;
изучить весь материал в соответствии с образовательной программой.
организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Применение дистанционных образовательных технологий может быть организовано для изучения всего учебного курса или же отдельных разделов. Изучение отдельных тем курса рекомендуется проводить по отдельности для «слабых» и «сильных» учеников.
Основные формы дистанционного обучения
Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам одновременно предоставляется доступ к чату.
В целях реализации дистанционных образовательных технологий необходимо иметь в распоряжении следующие средства :
система управления. Обычно для этого используется сайт школы, где ведется отдельный электронный дневник и журнал;
разработанный и утвержденный обучающий контент;
обеспечение возможности совместного хранения и редактирования документов;
блог либо сайт учителя;
сетевые интерактивные доски, ресурсы для создания карт знаний.
Все формы дистанционного обучения можно задействовать для реализации различных образовательных программ:
участие (онлайн, офлайн) в разнообразных интернет-мероприятиях (интернет-фестивали, олимпиады, конкурсы, викторины и т.д.);
подготовка к экзаменам;
участие в разнообразных школьных телекоммуникационных мероприятиях;
осуществление проектной и исследовательской деятельности, а также ведение сетевых проектов;
организация дополнительного обучения по «интересам».
Педагогические принципы построения дистанционного курса
В центре обучения должна находиться самостоятельная познавательная деятельность ученика, а не сама дисциплина или способы ее преподавания.
В ходе обучения у ученика должны быть сформированы способности по самостоятельному поиску информации и правильной ее обработке. При этом процесс самостоятельного приобретения знаний не должен носить пассивный характер, а, наоборот, сам ученик должен с самого начала быть вовлечен в активную познавательную деятельность и не ограничиваться только информацией, содержащейся в учебных материалах.
Применение новейших педагогических технологий, которые соответствуют специфике дистанционной форме обучения и максимальным образом способствуют раскрытию внутренних резервов каждого ученика.
Обеспечение активного взаимодействия ученика не только с преподавателем, но и другими участниками учебного процесса.
Система контроля должна иметь систематический характер и строиться на основе оперативной обратной связи (предоставление ученику консультаций в удобное для него время) и отсроченного контроля (например, при проведении тестирования).
Процесс создания дистанционных учебных курсов должен начинаться с проведения глубокого анализа целей обучения, имеющихся дидактических возможностей, а также требований к технологиям дистанционного обучения. Необходимо учитывать, что ключевые компоненты деятельности педагога (изложение учебного материала, практика и обратная связь) сохраняют свою актуальность и в курсах дистанционного обучения.
Основная проблема в данном случае заключается в создании концептуального нового методического материала, который основывается на поэтапном восприятии информации и полном контроле знаний ученика.
Для того чтобы дистанционный курс стал более эффективным, он должен обладать следующими характеристиками:
детальное и тщательно продуманное планирование деятельности учеников, включая четкую постановку задач и целей обучения, предоставление всех необходимых учебных материалов;
обеспечение оперативной и эффективной обратной связи, которая позволяет ученику получать достоверную информацию о правильности своего продвижения;
обеспечение обратной связи между учеником и педагогом;
постоянная поддержка мотивации ученика;
учет особенностей технологической базы, на которой планируется развернуть тот или иной курс дистанционного обучения.
Многие школы решаются на эксперименты с введением проектов по внедрению дистанционной формы обучения учеников в качестве поддержки основного курса и факультативных занятий.
Особенность подобных проектов состоит направленности на интенсификацию образовательного процесса, а также обеспечение преемственности образования по линии школа-ВУЗ на основе внедрения передовых программ и методик обучения.
Основными целями внедрения дистанционной формы обучения являются:
осуществление полноценного развития личности ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в рамках образовательного процесса;
организация более эффективного использования учебного времени;
повышение качества образования;
обеспечение доступности обучения за счет активного использования возможностей открытого самообразования;
развитие таких качеств личности, как ответственность, организованность, самостоятельность;
сохранение и улучшение психического и физического здоровья учеников.
Организация образовательного процесса путем объединения дистанционных и очных форм обучения является наиболее предпочтительным вариантом обучения в школе.
Сейчас выделяют два способа:
технология создания курсов дистанционного образования;
технология обучения по системе дистанционного образования.
Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:
оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.
И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.
каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;
организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.