что должен уметь делать каждый человек
Большой список навыков человека (40+) и их значение для достижения успеха + примеры с ними в жизни
Всем привет, дорогие посетители и подписчики блога! На связи Людмила Редькина. Сегодня мы с вами совершим прорыв в саморазвитии! Я сделала уникальный список навыков человека, которые пригодятся в личной жизни, на работе и в общении с любыми людьми. Опишу топ-23 и добавлю еще желательные умения, которые помогут вам всегда достигать успехов в жизни.
Но сразу давайте разберемся, чем навык отличается от привычки.
Навык – это умение, которое достигается постоянными упражнениями, старанием и может объединять в себе несколько хороших привычек для достижения какой-то цели.
Привычка – склонность к какому-то действию, которое при постоянном выполнении становится уже способом жизни, обычным поведением, потребностью человека.
Топ-23 необходимых навыков
К определениям выше добавлю, что навыки нас развивают, помогают двигаться вперед, достигать большего и совершенствоваться. В то время как привычки бывают и полезными, и вредными. Подробнее о привычках читайте по ссылкам.
Вот список умений, которые помогают нам становиться лучше, востребованнее в общении или на работе. Если вы хотите чем-то дополнить, знаете еще какие-нибудь топовые навыки, пишите в комментариях. Скорее всего, я добавлю их тоже в эту статью.
1. Умение правильно учиться
Обучаемость – готовность узнавать что-то новое и открытость к новому опыту. Человек знает, у кого учиться и как правильно учиться. Также чем сильнее развит этот навык, тем быстрее человек обучается – у него выше так называемый индекс обучаемости.
Я считаю, что это самый важный навык в жизни. Ведь если он прокачан, то мы мгновенно сможем приобретать новые навыки и знания. И, самое главное, мы будем знать, у кого учиться.
Человек достигает важного в жизни, если не опускает руки при неудачах, а учится новому и стремится дальше развиваться. Например, многие профессии сейчас требуют перестройки в связи с коронавирусом и развитием новейших технологий. Бухгалтеры раньше работали вручную, а сейчас – через программу С1, водители такси – через рации, а сейчас – через приложения и т. д.
У меня есть подруга, которую еще в апреле 2020 г. из-за коронавируса отправили на удаленную работу специалиста техподдержки интернет-провайдера. И ей нужно было “подтянуть” свои знания и умения в области IT, чтобы соответствовать требованиям фирмы. Если бы она не умела учиться, что бы ее ожидало? Увольнение! А вот обучаемость позволила ей работать дома и подстроиться под новые требования.
Вот очень полезное видео, которое поможет вам понять, почему этот навык самый важный. Обязательно посмотрите – оно изменит вашу жизнь!
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
2. Самодисциплина
Самодисциплина – это умение жертвовать краткосрочным удовольствием ради долгосрочной выгоды.
Этот навык в поведении человека крайне важен. Он позволяет настроиться даже на самую нелюбимую работу для достижения высоких результатов. Если бы не было самодисциплины, мы не увидели бы известных гимнастов, пловцов, футболистов, врачей, бизнесменов.
Приведу элементарный пример. Вам нужно завтра встать пораньше, чтобы успеть погладить одежду, привести себя в порядок и пойти на встречу. Но вы хотите посмотреть еще одну серию интересного сериала, ложитесь после 24:00 и, естественно, утром встаете позже будильника. В результате вы либо вылетаете как неряха, либо встреча вообще срывается. Неудача подкрадывается незаметно…
3. Контроль и управление своими финансами
Финансовая грамотность – это дисциплина в управлении собственными финансовыми средствами, контроль доходов, расходов, инвестиций, налогов и других операций.
Я активный противник кредитов и займов. Можно еще понять, если произошел форс-мажор и срочно нужна крупная сумма денег. Но если человек постоянно занимает деньги на сиюминутные радости и это становится его способом жизни, то это приведет к большим проблемам.
Я слышала такую теорию, что человек должен тратить, вкладывать во что-то в среднем 70% своего дохода в месяц. Остальные 30% – откладывать. Сколько денег накапливать – решать вам. Но важно запомнить одну истину – вы должны быть хозяином своих средств!
Кстати, на блоге есть подробная статья, как вести учет доходов и расходов. Очень полезные рекомендации для любого человека – обязательно изучите!
4. Умение шутить
Умение придумывать и говорить шутки – полезный навык, который помогает расположить компанию, занять свое авторитетное место в любом обществе.
“В ком юмор вызывает зло, тому с умом не повезло” – хорошая и правдивая поговорка. Заметьте, когда вы шутите, улыбаетесь, тонко подмечаете юмор и поддерживаете его, тогда люди сами тянутся к вам. А это уже показатель успеха, по крайней мере, во взаимоотношениях с другими.
С юмором легко воспринимать жизненные негаразды, с ним легко общаться и становиться душой компании.
5. Умение строить отношения с людьми
Умение со всеми строить отношения – навык находить общий язык с людьми, с которыми приходится взаимодействовать.
Мы, люди, – существа социальные и на уровне инстинктов хотим позитивных и дружеских взаимоотношений. Хорошие и простые взаимоотношения с другими дают человеку свободу: мы развиваем свои возможности вместо того, чтобы тратить время на выяснение отношений и налаживание контактов.
Знаю одного дядечку, который прокрутится и пробьется везде. Просто везде! Немного напускной наивности, немного шуток, много позитивного общения на любые темы и чуток наглости – вуаля, и он на коне!
6. Навык ораторского искусства
Ораторское искусство – это грамотно построенная устная речь, которая дает возможность точно и четко формулировать свои мысли и красиво их говорить на аудиторию.
Навык нужен абсолютно всем, кто работает и общается с людьми. Кстати, зная риторику, у человека не будет проблем с трудоустройством. Умение правильно задавать вопросы и формулировать грамотные ответы дает возможность всегда удерживать внимание собеседников. Это навык высокоэффективных людей.
Я, например, не оратор, мне проще статью написать, чем на публику выступить. Но всякое в жизни бывало и по своему опыту скажу, что навык ораторского искусства очень помогает хорошо себя зарекомендовать.
7. Развитие эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – способность человека чувствовать и понимать эмоции других людей и свои. Это понимание является огромной силой человека. Оно позволяет налаживать контакты со всеми людьми и не конфликтовать.
Эмоциональный интеллект дает проницательность, помогает хорошо коммуницировать на работе, достигать понимания в личной сфере и добиваться успехов в профессиональных переговорах. Он добавляет стрессоустойчивость и оптимизм.
Мой хороший друг – пример для меня в проявлении ЭИ. Он ни на кого никогда не обижается! Представьте! Ему можно говорить все что угодно. Он научился лишнее пропускать мимо ушей, а полезное анализировать и действовать. Это тоже проявление эмоционального интеллекта, нервы крепче и отношения со многими хорошие!
8. Критическое мышление
Критическое мышление – характеристика успешного человека. Оно позволяет объективно и беспристрастно смотреть на вещи, определять слабые и сильные стороны человека, распознавать ложь.
Навык критического мышления помогает обращать внимание на мелочи, сосредотачивать внимание на важном, определять это важное, обосновывать свою точку зрения и анализировать всю информацию. Ну как вам такое умение, круто? И мне кажется, что классно – иметь критическое мышление, которое еще дает и возможность убеждать и рассуждать логически.
Мой муж все новое подвергал сомнению. Сначала меня это раздражало, но потом я поняла, что это классно! Подвергая сомнению, он проверял новую информацию до корочки, до миллиметра, до атома – не знаю, как еще описать его дотошность. Но это дает успех! От этого зависит эффективность принятия важных решений даже в бытовых вопросах.
9. Адаптивность к изменениям
Адаптация к новым условиям – спокойное принятие новых условий жизни, гибкость и стремление в будущее, возможность смотреть в него оптимистично и наполняться идеями для развития.
Со времен Второй мировой войны стала популярной такая фраза “кто при немцах жил, тот и сейчас живет”. Тогда это сильно осуждалось, а сейчас адаптивность к изменениям (особенно власти) стала необходимым навыком. Тогда были другие принципы, идеи. А сегодня многое решают деньги. Но сейчас не об этом. Что будет, если этого навыка нет?
Смотрите, в моей стране только при моей памяти поменялось 6 президентов. У кого-то меняется политика учреждения при смене директора, у кого-то – финансовое состояние и т. д. Если изменения принимать близко к сердцу, жить прошлым и ностальгировать, то психологически придется очень туго. Ностальгия типа “вот тогда было…”, “да мы в ваши годы…”, “ох, молодежь, как мы раньше жили…” человека останавливает, блокирует и замедляет.
10. Развитие интеллекта (IQ)
Развитие IQ помогает современному человеку быть интересным, в курсе последних событий, узнавать много нового, проходить разные курсы, обучаться. Это позволяет быть авторитетом среди своего окружения и востребованным специалистом.
Тут все предельно ясно – никому не захочется иметь дело с умственно неразвитым человеком. Представьте, приходит на работу секретарь, а в компьютере не фурычит ни грамма. Или разговариваете с врачом, а он, кроме зеленки, ничего порекомендовать не может. Еще вариант: знакомитесь вы с крашеной блондинкой и, кроме цвета лака на ногтях, надувных губ, поговорить не о чем!
Все это, конечно, печально, но такое в жизни встречается.
11. Способность решать проблемы
Способность решать проблемы – умение определять проблему, находить ее причину, генерировать идеи решения и выбрать лучшую из них, а также действовать. Это важный навык успешного человека.
Ох, как нужно это умение каждому из нас! Если бы Саша, Коля, Петя, Наташа, Света, Лена умели решать проблемы, а не создавать их, мы бы имели меньше истерик, ссор, недопонимания, упадка бизнеса и потраченного времени. Такая способность человека может быть природной, но ее можно и развить.
12. Постановка целей
Моему дедушке говорили: “Даже если нет работы, постоянно ищи ее”. И он вырос хорошим хозяйственником. То же самое касается целей – если их нет, учись ставить, иначе закиснешь. Многих людей все устраивает, плывут по течению, скатываются потихоньку.
Но есть небезразличные, которые все время хотят чего-то большего. Поставили цель “сделать ремонт” – сделали. Пусть небыстро, но сделали. Поставили цель “купить дом”, определили маленькие цели: где работать, кто занимается поиском, кто отвечает за ремонт – и достигли.
“Целеполагатели” делают маленькие шаги к достижению результата, а недовольные только “бузят” и завидуют другим.
13. Умение достигать поставленных целей
Умение достигать цели – навык, который позволяет начатые дела доводить до конца. Каждый человек, который умеет ставить цели и достигать их, претендует на огромный шаг вперед! Тут важны два фактора: мотивация и способность видеть результат.
14. Творческое мышление
Творческое мышление, креативность – способность видеть мир по-другому, открывать новые пути и перспективы.
Это ключевое умение для людей творческих и интеллектуальных профессий. Да и не только им нужен такой навык. Значение творческого мышления сложно оценить. Креативных везде ценят, всегда уважают, часто прислушиваются к их мнению.
С таким мужем жена будет купаться в разнообразии жизни. С такой женой муж будет успешным бизнесменом. С таким работником фирма выиграет тендер. Такой человек вполне может запатентовать идею, открытие.
Это навык, который может развивать каждый человек. Творчество одним дано больше, другим – меньше, но при желании даже самому рациональному, прагматичному человеку реально проявить творческое мышление.
15. Соблазнение мужчин/женщин
Соблазнение мужчин и женщин – умение мастерски и неторопливо, со вкусом и чувством воздействовать на человека, чтобы он делал действия, которые не собирался делать. Это способность показать партнеру, что вы нежный, защищающий, нужный и важный, трепетный человек, а не просто искусно уговаривающий на интимные отношения.
Для многих важно найти своего человека. А что для этого нужно? Правильно, искать! Делать это можно разными способами: кто-то соблазняет всех и каждого, до полной определенности. Кто-то цепляется за одного и всеми возможными и невозможными способами добивается его.
Пожалуй, соблазнением можно перекрыть все. Речь идет не именно о соблазнении ради секса – нет. Это понятие гораздо более глубокое. Вот, например, смотрите. Есть супербогатый и статусный мужчина. А есть бедная и простая девушка, которая хочет чего-то от него. Как ей воздействовать на этого мужчину?
Денег нет, связей нет, власти нет. Каким бы спектром навыков она ни обладала, вряд ли что-то получится. Но это не касается соблазнения. Тут неважно, богатый ты или бедный, как одет, на какой машине и т. д. Если обладаешь определенными техниками соблазнения и знаешь, в какой момент времени и на ком их применить, то у тебя практически нет преград. Это очень мощный навык, но ему сложно научиться.
Навык соблазнять мужчин или женщин помогает иметь лучшую должность, лучшую жилплощадь, лучший статус, машину, круг общения, владения, повышает самооценку, помогает сбросить гормоны, получить временное удовольствие.
Только я консерваторка. Мне сложно понять, если честно, зачем соблазнять человека, если не любить и не хотеть проводить с ним время, общаться. Развлечься или ради дешевого самоутверждения, а может, коллекционировать сексуальных партнеров? Объясните мне в комментариях! Почитаю.
16. Умение распознавать ложь
Навык распознавать ложь – способность к проницательности в общении с людьми, возможность по действиям, словам и мимике увидеть, кто вас обманывает.
Ооо, если бы все умели распознавать ложь, как Доктор Лайтман в нашумевшем сериале “Обмани меня”! Мир был бы лучше. Или хуже… Ну кому, например, захочется читать такие мысли “ты мне противен”, “я тебя презираю”, “чхать я на тебя хочу”? Но распознавать ложь действительно нужно уметь: это поможет сохранить свое время, свои деньги, свои ресурсы, да и безопасность тоже.
17. Умение распоряжаться своим временем
Тайм-менеджмент – управление своим временем, когда вы можете отделять важное от неважного, срочное от несрочного. Планирование времени помогает эффективно его использовать и многое успевать.
Управление временем – тот навык, что очень нужен каждому взрослому человеку. Как совмещать работу, семью, друзей, родственников, обязанности по дому и ремонт? Как не потерять себя в огромной суете, захлестывающей каждого человека? Вот для восстановления мозга, хоть какого-то отдыха важно иметь навык управления собственным временем.
Кстати, необязательно быть директором фирмы или известным врачом, чтобы иметь расписание на день. Иногда, чтобы физически успеть везде, важно с утра написать план на весь день. Я это частенько практикую.
18. Навык правильно воспитывать детей
Навык правильного воспитания детей – приобретение человеком знаний, как находить подход к разным детям и справляться с их истериками. Это главный навык для родителей и тех, кто хочет ими стать. Он заключается в понимании того, какими мы хотим видеть своих детей во взрослой жизни, и применении для этого всех полученных знаний.
По опыту скажу, что это довольно сложное умение. Во-первых, его результаты вы увидите через годы. Во-вторых, не всегда на практике получается использовать полученные знания.
Воспитание – это вообще сложная штука. Оно должно сочетать дисциплину, строгость и любовь, а также нежность. Вот как это соединить? А?! Напишите, что вы по этому поводу думаете, а мы постараемся сделать статью на эту тему.
Знаю одну многодетную семью, где дети просто образцово-показательные: старшие (10–12 лет) вполне могут справляться в быту и без родителей, младшие на свой возраст уже самостоятельные, в доме гармония. Знаю еще одну семью, где полный разлад, мама уже не знает, как объединить детей. “Воспитание…” – скажете вы. Да, воспитание. Поэтому оно и сложное, что нельзя сразу предсказать результат.
19. Управление людьми
Управление людьми (лидерство) – это навык, который позволяет вам словом или действием достигать подчинения окружающих вашему мнению. В хороших целях он необходим руководителям и людям, стремящимся чего-то достичь. В плохих – для каждого человека, кто хочет манипулировать другими.
Так или иначе, иногда кто-то находится в нашем подчинении. Мамы управляют детьми, мужья – женами, начальник – слесарем, работодатель – подчиненным, президент – сотрудниками своего офиса и т. д. В быту и на работе кто-то кем-то управляет. Но здесь важный момент – управлять НЕ РАВНО манипулировать. Это навык делового человека, который знает, чего хочет добиться.
Управлять – это стремиться к общей цели, делать это максимально эффективно и открыто. Манипулировать – принуждать подчиняться людей, действие скрытное и подлое. Управлять людьми можно и без манипуляций. Достаточно обоснованно и открыто объяснить свои цели, и человек уже может согласиться на ваши условия.
Управление в семье: мама варит суп – для этого раздает детям задание почистить овощи с учетом их занятости и умений (кому-то картошку, кому-то приправку посыпать).
Управление в компании: руководитель распределяет задание, применяет основные “пряники” за быстро и эффективно выполненную работу. Тут нужно отметить, что эффективным будет управление, если люди будут доверять руководителю, а он будет с ними открыт.
20. Настойчивость
Настойчивость – кратковременные направленные усилия на достижение какой-то цели, использование многих средств и подход к делу с разных сторон, только чтобы достичь того, что нужно.
Настойчивость иногда путают с навязчивостью. Но это совсем разные понятия. Навязчивый несколько раз “долбит” с одной стороны – это глупо и раздражает. Настойчивый искусно “подбирается” с разных сторон – это красиво и характеризует человека как умного и сильного. Если коротко, то настойчивость от навязчивости отличается гибкостью. В соблазнении настойчивость – одно из ключевых качеств мужчины.
Например: парень хочет встречаться с девушкой, но она этого не хочет. Он пробует напрямую с ней договориться, но получает отказ. Потом он ищет подход к ее лучшей подруге, чтобы она повлияла на ее согласие. Но результат тот же. Потом подкатывает с машинкой к ее младшему братику – и так до тех пор, пока не добьется своего.
Настойчивые люди многого добиваются, особенно этот навык полезен мужчинам. Ведь женщинам нравятся настойчивые парни. Но тут важно не перегнуть палку и не перейти в навязчивость. Я думаю, что настойчивость нужно развивать вместе с эмоциональным интеллектом, чтобы понимать, когда и как правильно применять.
21. Постоянство усилий
Постоянство усилий – это постоянные действия для достижения цели в любом состоянии, в любое время и при любых внешних условиях.
Почему этот навык так важен? Постоянство – черта сильных, волевых людей. Его обязательно нужно развивать. Оно помогает воспитывать в себе волю, ответственность, обязательность и надежность.
Чтобы вы поняли, о чем я, напишу пример. Решили вы читать книгу по 30 минут каждое утро. Постоянство будет проявляться тогда, когда вы ее читаете несмотря ни на что. Даже когда болеете, когда позже встали, когда не хочется, когда плохое настроение, когда с вас смеются, когда град, снег, землетрясение, но вы все равно будете читать.
Если вы каждый день будете следовать своей поставленной цели в течение месяца, года, то добьетесь просто огромных результатов. Очень хорошо применять постоянство к занятиям спортом или в воспитании детей. Вы увидите суперские результаты этого навыка.
Также я записал для вас голосовое сообщение про этот навык.
22. Предприимчивость
Предприимчивость – это навык активности, инициативности, способности творчески подойти к начатому делу. Чтобы стать предприимчивым, важно активно проявлять жизненную позицию и быстро мыслить, делать поступки.
Предприимчивость сейчас ценится как слиток золота. Предприимчивых людей одни уважают и возвышают, другие ненавидят за их успешность. Этот навык действительно важен. Он помогает, например, работать на себя, не зависеть от чужого мнения, стать “семиделкой”, успевать выполнять все планы, преодолевать препятствия. От своевременного формирования этого навыка зависит даже ваша успешность.
Кстати, многие люди из своих хобби делали целые состояния. Например, Анна-Мария Файола в 20 лет изготовление мыла превратила в бизнес. Она проявила предприимчивость – решительно поставила на кон имущество, взяла кредит через правительственную программу, использовала доступные средства: образование и социальные сети.
23. Профессиональные навыки
Профессиональные навыки – это умения для работы на конкретной должности. Для каждого человека они будут индивидуальными.
Часто для написания резюме требуется их перечислить. Приведу примеры некоторых из них:
Другие важные навыки
Ко всем соискателям нынче предъявляют одни требования: “Нам нужны от вас hard skills / soft skills!” – и выдвигают огромный список качеств личности и шаблоны поведения в компании. Но классный специалист должен обладать не только “твердыми” и “гибкими” навыками, но и практическими, и профессиональными, и еще не забывать оставаться Человеком.
Пример hard skills и soft skills
Выше я описала самые важные умения для человека, но есть еще навыки, которые тоже очень нужны людям. Они не вошли в топ, но также необходимы человеку для продуктивной социальной жизни:
Заключение
Это основные навыки, которые нужно развивать человеку. Заминочка в том, что в школе нам их почти не прививали, родители тоже не сильно свободны были, чтобы работать над soft skills, поэтому “спасение утопающих – дело рук самих утопающих!”. Занимайтесь собой, развивайтесь вместе с нашим блогом.
Еще один бонус: есть клевая книга Стивена Кови – 7 навыков высокоэффективных людей. Она станет вашим первым помощником на пути развития.
В книге вы узнаете, как определить свои цели и приоритеты в жизни, Здесь подробно и доходчиво рассказывается, как достигать целей, становиться лучше, самосовершенствоваться. На страницах вы не найдете точного рецепта превращения в суперуспешного человека, тут нет простых решений. Но, прочитав ее, вы сами захотите изменяться и уже не останетесь такими, как были раньше!
Жду ваших отзывов о книге и историй о развитии навыков. Кстати, интересно, а вы дополнили бы этот список еще какими-нибудь необычными умениями?
Статья будет постоянно обновляться – будем дописывать новые навыки, ведь их очень много. Хотим сделать эту статью огромной и максимально полезной, чтобы вы зашли → выбрали навык, который хотите прокачать, → перешли по ссылке на подробную статью → изучили руководство по развитию этого умения → освоили навык и стали применять в жизни.
И вы можете поучаствовать. Не стесняйтесь и предлагайте свои варианты в комментариях. Пишите навык и его описание. А мы отредактируем и опубликуем.
Давайте развиваться дальше! До новых встреч!
С Уважением, Павел Бутор и Людмила Редькина
23 вещи, которые должен уметь каждый взрослый человек
Жизнь — смешная штука. Никто не вручит вам на совершеннолетие учебник с набором правил и перечнем всех необходимых навыков, которые придется освоить в жизни.
Каким-то таинственным образом вы должны сами понимать, что зарабатывать нужно больше, чем тратишь, а пушистый мохеровый свитер лучше не надевать на собеседование о приеме на работу.
Поэтому мы составили собственную инструкцию по выживанию в современном мире и перечислили навыки, без которых не обойтись ни одному взрослому человеку.
1. С благодарностью принимайте критику
Большинство людей с трудом терпит, когда им указывают на ошибки или упрекают в том, что они могли бы что-то сделать лучше. Однако суметь подавить эмоции и сосредоточиться на той информации, которую до вас пытаются донести, — вот это действительно уникальный талант. Критика может быть справедливой или несправедливой, но пусть это решает ваш ум, а не уязвленное эго.
2. Искренне просите прощения
Всем людям свойственно ошибаться, но не каждый владеет искусством искренне просить прощения.
Извинения не меряются количеством и не могут быть плохими или хорошими — они должны быть искренними. И, кроме того, принося извинения, вы должны объяснить, как именно собираетесь избежать повторения неприятной ситуации в будущем.
Вот алгоритм из шести шагов, который поможет вам правильно просить прощения:
3. Распоряжайтесь временем правильно
В вашей жизни вряд ли настанет такой счастливый момент, когда вам не придется балансировать между кучей проблем на работе и в личной жизни. Поэтому вам совершенно необходимо освоить тайм-менеджмент — иначе вы постоянно будете чувствовать себя на пределе сил.
Возможно, самое важное правило тайм-менеджмента — в один отрезок времени следует заниматься только одним делом. Исследования показывают, что привычка браться сразу за несколько дел крайне непродуктивна, поскольку ваш мозг понапрасну растрачивает энергию в процессе переключения с одной задачи на другую.
Кроме того, с вашей стороны было бы разумно ограничить свои часы работы. Еще десятки лет назад Генри Форд пришел к выводу, что продуктивность труда начинает падать, когда сотрудники работают более 40 часов в неделю. Другие исследования показывают, что продуктивность тех, кто трудится около 60 часов в неделю, снижается уже после трех недель такого режима.
4. Умейте говорить «нет»
Большинство из нас боятся говорит «нет» из страха подвести других людей. Но если вы уже завалены работой, а коллега просит уделить ему час, чтобы помочь с докладом по проекту, то ответ «Да, конечно» — далеко не самый лучший вариант.
Пусть это прозвучит как клише, но умение вовремя говорить «нет» может сэкономить вам уйму времени и спасти от чувства вины, растерянности, ненужных обязательств и обещаний, стресса и прочих неприятностей человеческого общения.
5. Ставьте себя на место другого
Сопереживание лежит в основе любого человеческого взаимодействия. Люди, не способные сопереживать и проявлять интерес к окружающим — то есть слушать собеседника и ставить себя на его место, — часто страдают нарциссизмом.
6. Общайтесь на языке тела
Ваше тело может рассказать о вас все, что нужно, прежде чем вы успеете открыть свой рот.
Специалисты выделяют специальные приемы, которые помогут вам завоевать симпатию окружающих при помощи языка тела. Например, не прерывайте визуального контакта со своим собеседником даже после того, как он закончит говорить. И следите за тем, чтобы не слишком часто трогать свое лицо — это будет выглядеть так, будто вы врете или сильно нервничаете.
Вы также можете читать язык тела других людей, чтобы понять, что они думают или чувствуют. Например, если во время беседы они копируют вашу мимику, то, скорее всего, им приятен разговор с вами. Если же они улыбаются, но вокруг глаз не появляется морщинок, то улыбка может оказаться фальшивой.
7. Заводите друзей, где бы вы ни оказались
Хороший способ завести друга в мире взрослых — это первым оказать доверие, чтобы другой мог открыться вам навстречу. Исследования показывают, что такой «первый шаг» вызывает симпатию, расположение и помогает выстроить близкие и дружеские отношения. Еще один на удивление простой способ завести друзей — это проводить больше времени с теми людьми, с которыми вы хотите подружиться. Согласно «эффекту простого экспонирования», нам часто нравятся те люди или вещи, с которыми мы уже встречались раньше.
8. Ремонтируйте одежду самостоятельно
Вам стоит научиться пришивать пуговицы к воротнику рубашки и штопать дырки, которые можно запросто посадить на рукаве, зацепившись за край стола. Умение обращаться с иголкой сэкономит вам немало денег.
9. Говорите хотя бы на одном иностранном языке
Изучение иностранного языка откроет для вас совершенно другой тип мышления. Вы сможете увидеть и оценить богатства тех уголков нашей планеты, о которых прежде даже не догадывались.
10. Помните, что деньги любят счет
Также будет разумным откладывать часть доходов «на черный день», чтобы в случае непредвиденных обстоятельств вам хватило этих денег на несколько месяцев.
11. Освойте азы Photoshop
Ни к чему обращаться к профессионалу, чтобы подретушировать фотографию, которую вы хотите разместить на своем сайте, — вы вполне можете сделать это сами при помощи нескольких простейших базовых функций программы.
12. Наслаждайтесь одиночеством
Взрослого человека не испугаешь одиночеством — он может провести наедине с собой хоть целый день и не сойти с ума от недостатка общения.
13. Научитесь выступать на публике
Уверенно излагать свои мысли перед большой аудиторией — навык, который стоит приобрести. Это поможет вам привлечь внимание широкого круга людей и оставить о себе неизгладимое впечатление.
14. Освойте искусство переговоров
Если вы ведете переговоры о зарплате — а это можно и нужно делать, — то лучший способ получить желаемое и при этом оставить о себе приятное впечатление — это попросить зарплату в диапазоне от желаемой ставки и чуть выше. Например, если вы хотите получать 70 тыс. рублей, то вам следует попросить зарплату от 70 до 80 тыс. рублей.
15. Готовьте самостоятельно простые блюда
Освойте хотя бы пять простых блюд. Научитесь готовить их без кулинарной книги, и вы будете выглядеть кулинарным гением, где бы вы ни оказались.
16. Умейте поддержать светскую беседу
Умение завязать интересный разговор еще никому не помешало — будь то легкомысленный флирт с красавицей из бара или расширение деловых связей на конференции.
Одно из главных правил непринужденного разговора — проявить интерес к собеседнику и позволить ему как можно больше рассказать о себе. Еще одна хорошая тактика — подчеркнуть достоинства собеседника так, чтобы после разговора с вами он вырос в собственных глазах.
17. Не бойтесь просить о помощи
Нет ничего стыдного в том, чтобы попросить совета или помощи, особенно на работе.
Многие исследования даже утверждают, что вы можете вырасти в глазах коллег как специалист, если спросите у них совета. И это похоже на правду, так как людям льстит то, что вы обратились именно к ним в первую очередь.
18. Знакомьтесь с противоположным полом без страха
Пожалуй, любого нормального человека приводит в ужас необходимость подойти к понравившемуся человеку и просто начать разговор.
Но есть способы справиться с вашим волнением и снизить риск того, что вы выставите себя полным идиотом.
В одном исследовании говорится, что мужчины предпочитают действовать напрямую, например, заявить с порога: «Ты очень милая — могу я угостить тебя коктейлем?». Женщины, напротив, больше любят вопросы, которые требуют развернутого ответа, например: «Что ты думаешь об этой группе?».
Лишь единицы из респондентов признали, что предпочитают стандартные «подкаты» — так что их лучше всего избегать, какими бы остроумными они вам ни казались.
19. Вовремя просыпайтесь по утрам
Возьмите себя в руки и разработайте собственный план действий для того, чтобы заставить себя вовремя просыпаться по утрам и выходить из дома.
На самом деле секрет хорошего утра в том, как вы проводите вечер накануне, так что попробуйте перед сном расслабиться, например, принять горячий душ или помедитировать.
Утром эксперты, как правило, советуют после первого звонка будильника нажать на «повтор» и поспать еще чуть-чуть. Мы советуем вам нажать «повтор», но вместо сна включить свет и использовать время до второго будильника для короткой гимнастики.
20. Получите водительские права
Если вы живете в большом городе, то наверняка пользуетесь всеми преимуществами общественного транспорта.
Но когда вы выезжаете за город, то умение хорошо водить машину становится жизненно необходимым навыком. Оно может открыть перед вами целый мир.
Если вы еще не получили права, перестаньте рассчитывать на то, что ваши близкие или родственники всегда подбросят до нужного места. Сделайте этот решительный шаг навстречу взрослой жизни и сдайте на права.
21. Научитесь делать искусственное дыхание
Если вы знаете базовые принципы искусственного дыхания, то сможете однажды спасти жизнь кому-то из ваших близких, друзей или случайных прохожих.
22. Умейте защитить себя в опасности
Любому человеку крайне важно знать, как вести себя в опасной ситуации.
Рекомендуем вам освоить крав-мага — технику самообороны, разработанную израильскими военными. Это единственная заслуживающая внимания система самообороны для тех, кто стремится избежать насилия.
23. Будьте снисходительны к самому себе
Бесконечно грызть себя за собственные неудачи — это путь в никуда.
Вместо этого отнеситесь к ним так, как вы бы отнеслись к неудаче друга или коллеги. Например, вы можете напомнить себе, что совершать ошибки — это нормально, и что это вовсе не делает вас плохим человеком.