что должен делать супервайзер
Должностные обязанности супервайзера. Функциональные обязанности супервайзера
В переводе с английского языка слово supervisor можно дословно трактовать как «куратор», «руководитель», «управленец» или «контролер». Эта профессия относится к управленческому звену, что порождает ряд определенных обязанностей и ответственности. В зависимости от того, с чем связана работа супервайзера, обязанности будут формироваться исходя из конкретной области деятельности самой компании. Это может быть торговля, реклама, производство и так далее.
Немного истории
Профессия супервайзер начала свое стремительное развитие еще со второй половины 20 века в США, где вместе с ростом количества компаний выделялись те или иные должностные обязанности супервайзера. В подчинении у данного представителя компании находится своя группа промоутеров, менеджеров, продавцов-консультантов, мерчендайзеров и иных специалистов.
Директора компаний возлагают большие надежды на супервайзеров, так как именно они руководят всем коллективом, находятся в поисках новых клиентов, места для работы своих подчиненных, исследуют каждую торговую точку и ищут пути для совершенствования бизнеса, увеличения продаж и повышения конкурентоспособности. В зависимости от того, в какой сфере деятельности будет работать представитель компании, он будет выполнять конкретные должностные обязанности, которые включают в себя несколько пунктов, выполнение которых влияет на всю работу в целом.
Основные обязанности супервайзера
Список обязанностей, возлагаемых на супервайзера, может постоянно корректироваться и изменяться, но только если это предусмотрено в соответствующем пункте трудового договора. Специфика деятельности конкретной компании формирует основные должностные обязанности супервайзера, куда входят следующие пункты:
Квалификационные требования
Можно с уверенностью сказать, что супервайзер является правой рукой любого руководителя компании. Таких управленцев может быть несколько, и каждый будет закреплен за конкретным участком работы. В соответствии с этим, нужно выбрать достойную кандидатуру, к которой будут предъявляться соответствующие квалификационные требования:
В зависимости от конкретной сферы деятельности и задач, которые ставятся, формируются конкретные обязанности супервайзера в торговой компании. От того, насколько правильно они будут выполняться, будет зависеть карьера и зарплата супервайзера.
Какова цена вопроса?
Заработная плата супервайзера напрямую зависит от компании, в которой он будет работать. Если провести среднюю оценку уровня оплаты труда, то в среднем такие специалисты в месяц зарабатывают от 700 до 1300 долларов, хотя предельной планки здесь нет. Однако стоит понимать, что чем больше оплата труда, тем обширнее должностные обязанности супервайзера, но эти задачи вполне выполнимы.
Трудно ли работать супервайзером и как им стать?
Основные качества
Человек, желающий освоить данную должность, должен быстро воспринимать информацию, уметь предлагать интересные идеи, которые будут полезны для компании и смогут внести должный вклад в ее развитие. Директор должен быть спокоен за свой бизнес и ему важно получать короткие, но точные ответы на все вопросы и соответствующий ответ о проделанной работе, где будет виден положительный результат работы супервайзера. Только так можно добиться доверия к своей персоне, уважения и скорейшего повышения.
Хорошие организаторские способности и опыт работы позволят с успехом выполнять любые должностные обязанности супервайзера. В любом случае можно начать свой путь по карьерной лестнице с профессии промоутера, менеджера по продажам, мерчендайзера, чтобы быстро получить заветное повышение.
Функциональные и должностные обязанности супервайзера
Возвращаясь к вопросу функциональных обязанностей супервайзера, следует отметить, что контроль над мерчендайзерами, промоутерами или торговыми агентами определяется в разной степени их нагрузки или видами работы. Например, функциональные обязанности супервайзера, промоутеров заключаются в выборе подходящего места для проведения той или иной акции, снабжении работника необходимым количеством рекламных листовок, контроле его работы и своевременного прихода на рабочее место.
Основным видом деятельности является торговля. Торговые представители – это основная группа, на которую возлагает супервайзер мерчендайзеров обязанности, составляя маршрут на каждый день, план визита в конкретные торговые точки, контролируя процесс их работы и своевременное выполнение поставленных целей. По итогам любой работы составляется и отправляется главному руководителю отчет.
Область деятельности супервайзера
Останавливаясь более подробно на области деятельности супервайзера, можно сказать, что контроль над работой конкретных специалистов позволяет налаживать процесс деятельности любой компании в целом. Должностные обязанности супервайзера, прописанные в должностной инструкции, помогают, прежде всего, ему самому, так как весьма сложно быстро и грамотно разработать план задач, которые необходимы для отдельной категории сотрудников и компании в целом.
Придерживаясь конкретных пунктов, можно грамотно распределить свои и чужие обязанности, ничего не упустить и повысить уровень работы всего коллектива. Работу супервайзера нельзя пускать на самотек, все пункты обязанностей должны проверяться и выполняться ежедневно. Только так можно добиться хороших и весомых результатов в работе. Продвижение товаров и услуг, сетевой маркетинг и ряд других областей – это основное поле деятельности супервайзера.
Должностные обязанности, прописанные в договоре – основные положения
При приеме на работу должны быть прописаны соответствующие обязанности супервайзера, которые составляются для каждой сферы деятельности в отдельности. Однако можно выделить единый перечень, с которым должен быть в обязательном порядке ознакомлен будущий сотрудник компании:
Данный список может корректироваться, исходя из области работы конкретного предприятия, организации и компании.
Результат работы
Для руководителя целой компании или сети филиалов не столь важно, каковы должностные обязанности супервайзера и как он их выполняет. Для него имеет значение конкретный результат. Отчет о проделанной работе, статистические данные, конкретные цифры и графики – это все, что необходимо директору. Однако результаты напрямую зависят от качества работы супервайзера, от того, насколько хорошо он справляется со своими должностными обязанностями.
Должностная инструкция супервайзера
Должностная инструкция супервайзера формализует отношения специалиста с компанией-работодателем, что позволяет экономить время на индивидуальных разбирательствах. Дополнительными преимуществами инструкции является возможность её применения в административных и юридических спорах по трудовым вопросам.
Образец должностной инструкции супервайзера
1. Общий раздел
2. Функции
Супервайзер решает следующие задачи:
3. Ответственность
Супервайзер может нести ответственность в следующих ситуациях:
4. Права
Супервайзер наделен фирмой следующими возможностями:
Основы написания инструкции
В действующем законодательстве и сейчас отсутствуют правила по написанию должностной инструкции. Это дает возможность бизнесу создавать документ, ориентируясь на свои нужды. Чаще всего это происходит путем доработки типовых образцов инструкций. Создаваемые инструкции должны отвечать определенным требованиям делового документооборота. Так, в них обязательно должны входить следующие разделы:
К этим разделам работодатель может добавить описание условий труда, параметры оценки сотрудника (KPI), правила должностных взаимосвязей.
Включение дополнительных разделов имеет смысл, если инструкция составляется для руководителя или уникального специалиста. Также расширенный формат инструкции применяется в крупных компаниях, что избавляет их менеджеров от необходимости давать индивидуальные разъяснения многочисленным сотрудникам.
Общий раздел
В начальной части документа даются базовые основы деятельности специалиста:
Требования к уровню кандидата на должность, перечисленные в разделе, позволяют отсечь неквалифицированных претендентов. А список требуемых навыков, сформированных в соответствии с особенностями нанимателя, позволяет решать задачи, изложенные в следующей части.
Внимание! Инструкция создается «под должность» и «под специалиста». В первом варианте пишется типовой документ, который подходит для любого служащего. В противном случае документ создается для специалиста, обладающего уникальными навыками, или для ведущего руководителя. Тогда его параметры прописываются в индивидуальном порядке.
Функции
В этом разделе приведен исчерпывающий перечень профессиональных обязанностей. Их можно разделить на три части:
Объем раздела может меняться за счет вспомогательных обязанностей, список которых формируется под влиянием трудовой политики нанимателя, отраслевых особенностей бизнеса и других моментов.
Ответственность
Здесь находится список нарушений, за которые сотрудника можно попытаться привлечь к ответственности. Поскольку мера наказания работника, как и степень его ответственности, определяется в ходе административных и юридических процедур, то раздел содержит общие формулировки.
Права
Перечень прав в данном разделе не должен повторять тот, который прописан в статье 21 ТК. Его содержимое описывает дополнительные возможности, предоставленные сотруднику его работодателем. Так, для ряда позиций в раздел включают возможность получать от работодателя компенсацию расходов на бензин и/или мобильную связь.
После подготовки первоначального варианта инструкция должна пройти ряд согласований:
Внимание! Работник имеет право на получение своей копии инструкции в бумажной форме или в виде файла в локальной сети. В последнем случае сотрудник отдела кадров должен предварительно удалить из документа персональные сведения.
Что такое супервайзер: объясняем просто
Ознакомьтесь с функциями этой профессии и требованиями, которые выдвигают работодатели соискателям на эту должность
Супервайзер (от англ. supervisor — наблюдатель, смотритель, руководитель) — это профессия, основной задачей которой является контроль за персоналом в разных сферах бизнеса, а также в государственных институциях — университетах, научных институтах, полиции и других.
Содержание
В этом видео рассказывают, как супервайзер должен действовать, когда торговые представители не выполняют план.
Супервайзером можно назвать человека, который имеет в подчинении 5-15 человек, имеет полномочия давать им инструкции и несет ответственность за результаты их работы. Давайте рассмотрим, как эта профессия представлена в сфере торговли.
Виды супервайзеров
Выделяют четыре вида супервайзеров в торговле.
Давайте теперь рассмотрим, какие задачи входят в обязанности супервайзера.
Функции супервайзера
Полномочия супервайзера могут различаться в зависимости от ниши или компании, в которой он работает. Кроме тех обязанностей, которые мы рассмотрели выше, часто на супервайзера возлагаются следующие функции:
В завершение, давайте рассмотрим, какими качествами должен обладать супервайзер.
Требования к супервайзеру
Работа супервайзера требует определенного уровня профессиональных знаний в разных сферах, а также некоторых личностных и психических качеств. Как правило, работодатели выдвигают следующие требования к соискателям на должность супервайзера:
Поздравляем, теперь вы узнали, кто такие супервайзеры, в каких сферах эта должность встречается, а также ознакомились с задачами, которые входят в число обязанностей супервайзера.
Должностная инструкция по специальности «Супервайзер»
Вы можете скачать должностную инструкцию супервайзера бесплатно. Должностные обязанности супервайзера
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СУПЕРВАЙЗЕРА
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
1. Общие положения
1.1.Настоящая должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности супервайзера_____________________ (далее – «предприятие»).
1.2.На должность супервайзера принимается лицо с (высшим; средним) профессиональным образованием, специальной подготовкой по руководству работниками, (требований к стажу работы нет); стажем руководящей работы не менее 1 года; др.
1.3. Супервайзер должен знать:
-методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-основы общей и специальной психологии, социологии и психологии труда;
-методы оценки сильных и слабых сторон подчиненных работников;
-нормы качества и времени для каждого вида работы;
-основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
-структуру и штаты предприятия, профиль, специализацию и перспективы его развития;
-основные технологические процессы деятельности предприятия;
-кадровую политику и стратегию предприятия;
-этику делового общения;
-методы решения организационно-управленческих и кадровых задач;
-правила и нормы охраны труда.
1.4.Супервайзер принимается на должность и освобождается от нее руководителем предприятия по представлению ___________________________________________________.
1.5.Супервайзер находится в подчинении у ___________________________________.
1.6.В период отсутствия супервайзера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное в установленном порядке, приобретающее соответствующие права и несущее ответственность за должное выполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности
2.1.Корректировать работу персонала, назначать работников на выполнение определенных работ при возникновении незапланированных или нестандартных ситуаций, при сбоях в общем порядке работы.
2.2.Организовать наблюдение и контроль соблюдения графика работ, расстановки персонала в соответствии со штатным расписанием, выполнения конкретных объемов работ, установленные стандарты качества работ.
2.3.Организовать(если это необходимо) взаимозаменяемость работников.
2.4.Определять приоритеты и очередность выполнения рабочих задач.
2.5.Доводить до сведения подчиненных работников поставленные перед ними задачи; распределятьучастки работ между работниками и проверять готовность работников к решению поставленных задач.
2.6.Принимать меры по предотвращению простоев, аварий, временных остановок работы.
2.7.Проверять обеспеченность работников материально-техническими, информационными ресурсами, необходимыми для выполнения возложенных на работников обязанностей.
2.8.Присутствовать при общении работников с клиентами и посетителями (анализировать беседу, отношение к клиентам и посетителям).
2.9.Принимать меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций во вверенном ему коллективе.
2.10.Представлять принятых на работу коллективу, обеспечивать их сведениями, необходимыми для ориентации в коллективе, знакомить с условиями работы и основными принципами кадровой политики предприятия.
2.11.Обеспечивать взаимосвязь подчиненного ему коллектива с другими подразделениями предприятия (бухгалтерией, отделом кадров, др.).
2.12.Составлять отчетность о готовности каждого работника к выполнению тех или иных задач, а также о достигнутых работниками результатах.
2.13.Оценивать лояльность и уравновешенность работников, определять степень доверия к работникам.
2.14.Вести наблюдение за профессиональным поведением работников; указывать на ошибки работников и предупреждать о необходимости их устранении.
2.15.Давать работникам необходимые указания по выполнению ими работ, имеющие для них обязательный характер.
2.16.Давать работникам “случайные” контрольные задания для тренировки готовности к выполнению различных задач.
2.17.Оценивать качество работы каждого работника, рациональное использование рабочего времени, а также определять возможность возложения на работника дополнительных обязанностей.
2.18.Принимать меры по приостановлению выполнения работ, замещению работников при наступлении случаев, могущих повлечь неблагоприятные последствия для предприятия, не допускает к работе работников, находящимся в состоянии, ведущем к таким же последствиям (нетрезвое состояние, болезнь, др.), незамедлительно сообщать об этих случаях вышестоящему должностному лицу.
2.19.Определять возможность и способы применения принятой на предприятии системы поощрений и взысканий.
2.20.Беседовать с работниками, выяснять причины неудовлетворительной работы и совместно с работниками, определять варианты решения корпоративных и личных вопросов.
2.21.Организовать учебные курсы и персональное наставничество (шефство) для отстающих работников при неспособности последних самостоятельно справиться с поставленными перед ними задачами, и при неудовлетворительных итогах обучения направлять руководству предприятия представления на увольнение работников за несоответствие занимаемой должности (выполняемой работе).
2.22.Определять критерии требований к кандидатам на работу и принимать участие в отборе претендентов.
2.23.Готовить отчеты о качестве работ, выполняемых подчиненными работниками, о выполнении объемов заданий, о причинах, приведших к срыву выполнения планов и виновных в этом лиц, и представлять их вышестоящему руководителю.
2.24.Выполнять (если необходимо) работу отдельных работников.
3.Права
3.1.Требовать от руководства соответствующих подразделений предприятия своевременного обеспечения всем необходимым для нормальной работы подчиненных работников.
3.2.Требовать от бухгалтерии или иных финансово-бухгалтерских подразделений информацию по условиям оплаты труда, начисленной заработной плате и иным финансовым вопросам.
3.3.Иметь доступ к личным делам подчиненных работников.
3.4 Принимать участие в разработке и согласовании производственных планов предприятия, планов по перестройке структуры деятельности подразделений предприятия.
3.5.Проводить собрания со штатными сотрудниками с целью обсуждения их профпригодности в связи с изменениями производственной политики предприятия.
3.6.Представлять руководству предприятия предложения о наложении дисциплинарных взысканий на отдельных работников за неисполнение возложенных на них обязанностей, нарушение трудовой и корпоративной дисциплины; предложения о поощрении отличившихся работников.
3.7.Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
3.8.Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3.9.При наличии на предприятии профсоюза выступать посредником между подчиненными работниками, руководством предприятия и профсоюзом с целью обсуждения рабочих заданий и решения конфликтов.
3.10.Проходить дополнительное обучение в связи с поставленными задачами.
4.Ответственность
Супервайзер ответственен за:
4.1.Недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в установленных действующим трудовым законодательством РФ рамках.
4.2.Правовые нарушения, совершенные в процессе своей деятельности в установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ рамках.
4.3.Причинение материального вреда организации в установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
Обязанности супервайзера: понятие, образование, функции, задачи и профессиональные требования
Название данной профессии происходит родом из США, где это слово плотно вошло в обиход примерно в начале 1970-х годов. В дословном переводе на русский язык под супервайзером понимается надзирающий или надсмотрщик. В российском бизнес-сегменте звучное иностранное слово как обычно осталось без перевода и затем довольно прочно закрепилось. Однако при этом далеко не все руководители полностью понимают то, какие должны быть обязанности у супервайзера и за что на самом деле он отвечает.
Сферы деятельности
Наличие супервайзеров приветствуется в самых различных отраслях, потому как за деятельностью ограниченной группы людей всегда требуется надзор и контроль. Люди с такими навыками требуются в бизнес-сфере, торговых предприятиях, научных и учебных заведениях, а также государственных учреждениях. Как правило, там они занимают административную должность, а основной задачей таких специалистов становится контроль за качеством исполнения обязанностей другими сотрудниками.
Тем не менее список полномочий и должностных обязанностей супервайзера может в некоторой степени подвергаться изменениям. По большей части такие корректировки происходят из-за специфики отдельных сфер, в которых работают люди на данной должности. При этом суть и основные принципы работы супервайзера в университете или сетевом гипермаркете остаются неизменны. Данный факт говорит также о том, что перечень обязанностей такого специалиста в целом имеет схожую структуру вне зависимости от конкретной сферы деятельности.
Основные задачи и положение
Как уже было сказано выше, основной целью привлечения подобного сотрудника в штат является осуществление контроля за трудовой деятельностью всего остального подконтрольного персонала. Именно это является основной обязанностью супервайзера в любой отрасли. Однако следует учесть, что контроль осуществляется исключительно за профессиональной деятельностью. Супервайзер не вмешивается в какие-то другие рабочие вопросы, не меняет кадровую политику и не имеет полномочий начальника.
В качестве примера можно сравнить такого человека со строительным бригадиром, который занимается раздачей поручений рядовым сотрудникам, а также следит за правильностью и своевременностью их исполнения. Указанного бригадира нельзя охарактеризовать как непосредственного начальника, но допустимо принимать за руководство низшего звена. Подобным образом ситуация обстоит и с супервайзерами — они не отвечают за поощрения, увольнения, повышения, дисциплинарные взыскания и штрафы. Это не входит в круг их обязанностей.
Обучение и получение образования
Официально такой профессии, как супервайзер, не существует. Под этим словом, скорее, понимается наименование должности, которая чаще всего является просто одной из ступеней в карьерной лестнице сотрудника. Поэтому найти какой-либо университет или колледж, в котором бы обучали подобных специалистов, не представляется возможным.
Тем не менее хорошим бонусом для сотрудника, желающего занять такое место, будет наличие диплома по рекламе, менеджменту или торговле. Люди с активной жизненной позицией нередко самостоятельно проходят какие-нибудь курсы или тренинги. Для того чтобы лучше понимать список своих обязанностей, супервайзеры часто повышают квалификацию за счет компании, в которой они работают.
Необходимые личные качества
Практически всегда на должность супервайзера избираются наиболее опытные и инициативные сотрудники низшего звена, будь то мерчендайзеры, торговые представители или промоутеры. Руководители непременно ищут в потенциальных претендентах определенные качества: исполнительность, проявление инициативы, надежность и лидерские задатки.
Среди личных характеристик и черт, наличие которых обязательно для данной должности, можно перечислить следующие:
Типичные функции и обязанности
Список действий, осуществляемых супервайзерами для выполнения своих должностных обязанностей, включает в себя ряд приведенных ниже пунктов:
Организация и проведение мероприятий
Каждый супервайзер в зависимости от конкретной сферы деятельности проводит те или иные мероприятия, необходимые для качественного функционирования как всего предприятия, так и отдельных его звеньев. В список его деятельности в общем случае входит:
Супервайзер над мерчендайзерами
Характер работы в данном случае по большей части аналитический. В обязанности супервайзера мерчендайзеров входит сбор информации о динамике роста сбыта в магазинах, супермаркетах и прочих торговых точках, которые вверены ему. В свою очередь, рядовые мерчендайзеры отчитываются непосредственно перед ответственным за них руководителем низшего звена. Таким «начальником» и является супервайзер.
Такой сотрудник занимается передачей полученных от сотрудников данных своему непосредственному руководству, а также описывает им собственные выводы и рекомендации по улучшению продаж. Анализ информации при этом считается одной из главных обязанностей супервайзера по продажам, в том числе работающего с мерчендайзерами в торговых точках. Иногда к списку задач такого сотрудника прибавляется также составление специальной планограммы, то есть схемы выкладки продукции на полках супермаркетов и магазинов.
Супервайзер над торговыми представителями
В этом подвиде должности присутствуют свои специфические задачи и функции. В первую очередь в обязанности супервайзера торговых представителей входит разработка и распределение маршрутов для них. Также требуется постоянно следить за качеством исполнения обязанностей персоналом, своевременно вносить коррективы в рабочий процесс, проверять соответствие положения дел с планом продаж и не допускать отставание от графика доставок.
В перечень обязанностей супервайзера в торговой сфере может входить временное исполнение задач самих представителей компании, если этого требуют непредвиденные обстоятельства или же в силу других причин. Кроме того, от лица на данном посту ожидается надлежащий контроль за объемами поставляемой продукции и выявлением бракованных товаров.
Супервайзер в отделе продаж
Как и в предыдущем случае, специфика такого специалиста в некоторых компаниях может предполагать преимущественно разъездной характер работы. Должностная инструкция супервайзера отдела продаж подвергается различным корректировкам в зависимости от видения отдельно взятого руководителя. В целом к обязанностям специалиста в этой сфере можно отнести разработку и проведение рекламных акций, составление отчетов и контроль за документооборотом в компании.
Работа в отделе продаж подразумевает не только регулярное составление отчетов и слежение за качеством работы персонала, но и написание планов по развития вверенной территории и определение объективного потенциала развития. Для осуществления своих обязанностей супервайзер ведет специальную рабочую книгу, отражая и фиксируя в ней все значимые данные о деятельности отдела и его сотрудниках.
Нюансы и особенности работы
Эксперты на тренингах рассказывают о нескольких важных моментах при выборе данного вида занятости. К примеру, следует отметить, что вне зависимости от конкретных обязанностей супервайзера по продажам или же любого другого представителя этой должности он не должен ставить себя выше остальных и «играть в начальника». Правильное видение хорошего специалиста в роли супервайзера, скорее, в качестве помощника и партнера для остального персонала, а не инспектора и контролера.
Построение атмосферы взаимодоверия в коллективе и умение сглаживать конфликты сделают работу на такой должности наиболее приятной и одновременно продуктивной. Нужно понимать всю ответственность за человеческие ресурсы компании и уметь грамотно распределять труд между людьми на подконтрольной территории.
Стоит ли становиться супервайзером
Конечно же, стоит сразу осознать тот факт, что не существует такой профессии и каких-либо четких должностных инструкций супервайзеров. Из-за этого в каждой отдельно взятой компании требования к кандидатам и спектр выполняемых задач могут очень сильно варьироваться. Для некоторых молодых и целеустремленных людей такая должность является своеобразной отправной точкой при построении успешной карьеры в бизнесе, для других же работа супервайзером — лишь временная подработка.
Наличие необходимых качеств способно решить данный вопрос, потому как неумение общаться и налаживать контакты с людьми точно поставит крест на желании занять эту должность. Следует трезво оценить свои сильные и слабые стороны, а также учесть все нюансы такой деятельности. При собеседовании рекомендуется заранее уточнить список обязанностей супервайзера, иначе в дальнейшем можно столкнуться с неожиданными ситуациями. Инициативные люди на этой должности зачастую затем продвигаются по карьерной лестнице и становятся региональными менеджерами или руководителями отделов продаж.