что должен делать стажер

Стажерам нужно платить. Всем

Стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. По закону у него есть права и обязанности, а еще договор, зарплата или стипендия, рабочее место и корпоративная почта.

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

По закону у стажера и гендиректора одинаковые права

В законе нет точного определения, кто такой стажер, поэтому каждая компания вкладывает в это слово что-то свое. Стажерами называют людей, которые:

Практику от университета можно не оплачивать, а вот за другие стажировки обязательно платить зарплату и отчислять страховые взносы. Студенческая практика никак не оформляется, достаточно договора между университетом и компанией.

В остальных случаях стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. Это не бесплатная рабочая сила, а сотрудник на тех же условиях, что и остальные:

Дальше разберемся, в каких случаях заключают тот или иной договор.

Срочный трудовой договор для стажера

По опыту, чаще со стажерами заключают срочный трудовой договор — это как обычный договор, только с конкретной датой окончания. Обычно стажировка длится от двух недель до двух месяцев, поэтому срочный договор удобнее: закончились сроки, перестал действовать и договор.

Чтобы оформить стажера по срочному договору, нужно:

Когда срочный трудовой договор заканчивается, стажеру дают письменное уведомление об этом и готовят приказ, чтобы договор не стал бессрочным.

К стажировкам, которые длятся больше шести месяцев, закон относится с подозрением: если компанию будут проверять, на это обратят внимание.

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

Как оформить сотрудника в ИП

Можно использовать ученический договор

Ученический договор со стажером заключают, когда берут на стажировку с дальнейшей работой. В нем прописывают, что компания берется обучать стажера, а тот будет учиться, а затем и работать в этой фирме. Еще указывают сроки такой стажировки и сроки дальнейшей работы. Всё это уже есть в типовом ученическом договоре.

По ученическому договору платят стипендию — не меньше минимальной зарплаты, сумму прописывают в договоре. За такого стажера компания не платит страховые взносы, но с его стипендии нужно перечислять подоходный налог в 13%.

После окончания ученического договора со стажером заключают новый бессрочный договор, назначают зарплату, оформляют трудовую книжку — всё, как положено при приеме на работу.

Зачем нужны стажеры

Александр Вьюшков, гендиректор «ЛидMашины»

Стажировка — это возможность для компании научить «под себя» молодых и талантливых ребят. Я очень хорошо отношусь к стажерам; более того, «ЛидМашина» появилась, потому что я сам прошел стажировку и многому научился в московской компании.

У нас нет постоянного потока стажеров, но два-три человека в квартал приходят. Они узнают от нас через интернет, от знакомых, по нашим проектам или во время учебы в университете — мы проводим лекции в вузах.

Мы платим стажерам в среднем 15 000—20 000 рублей. К каждому стажеру прикрепляем наставника — опытного сотрудника, который помогает влиться в коллектив, обучает по заранее подготовленному плану, а в конце проводит аттестацию. Без наставника стажер мало чему научится — просто просидит весь срок на одном месте.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Источник

Как провести успешную стажировку с «зумером» и получить от него максимум

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

Первые дни стажировки

В первые дни работодателю стоит обсудить со стажером план стажировки: договориться о длительности, количестве рабочих часов и описать основные требования. В большинстве случаев стажеры приходят в компанию из университета, где получили теоретические знания о профессии. У них нет четкого представления что такое корпоративная этика, как устроены рабочие процессы, и кто из сотрудников выполняет какие задачи. Поэтому опрошенные работодатели предлагают знакомить стажеров с правилами и устройством компании на самом начальном этапе. Это поможет стажеру быстрее влиться в процесс и получить точное представление о том, чем именно предстоит заниматься.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«Наставник детально погружает стажера в деятельность компании, в конкретные задачи, которые ему необходимо будет решать, в его функционально-должностные обязанности. Знакомит с идеологией, правилами. Для этого у нас есть пакет индоктринации — перечень обязательных материалов, которые стажер должен изучить, чтобы разобраться в работе компании. В нем описаны формальные: правила поведения в офисе и пользование офисной техникой, и идеологические моменты: о корпоративной культуре, структуре компании».

Знакомство с сотрудниками

Знакомство отвлекает сотрудников от основной работы и занимает лишнее время. Большинство опрошенных работодателей знакомят стажера только с теми, кто будет работать с ним напрямую. Особенно в крупных компаниях с большим коллективом. Такой подход может вызвать трудности у стажеров: если появятся рабочие вопросы, они не поймут к кому обратиться.

Анна, студентка:

«Меня не знакомили с коллективом. Представляли только тем людям, с которыми я работала. Я не знала к кому с какими вопросами обращаться, поэтому постоянно подходила к своему куратору. Она перенаправляла меня на нужных людей. Кажется, это замедлило мою работу и отвлекало куратора от ее занятий».

Некоторые компании раздают стажерам списки с контактами ключевых сотрудников и перечнем вопросов, по которым к ним можно обращаться. Так они снимают необходимость личного знакомства с каждым членом коллектива.

Дополнительно можно подключать групповые чаты. Они помогают стажеру влиться в коллектив, почувствовать себя «своим» и оперативно задать вопрос нужному человеку. Это пространство для новых идей, где стажер может стать участником обсуждений и проявить себя.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«У нас много неформальных каналов, где человек может высказать свое отношение по тем или иным вопросам. Есть корпоративный портал, есть групповые чаты в Telegram. Стажер может свободно высказывать свои предложения в чате — это поощряется».

Летучки и совещания

Часть опрошенных работодателей относятся к стажерам как к постоянным сотрудникам: включают их во все рабочие процессы, летучки, корпоративные мероприятия. Так стажер видит всю структуру изнутри и представляет себе полноценную работу в компании. Работодатель же видит, как стажер проявляет себя в коллективе, анализируя, подходит этот человек компании или нет.

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

Арина, начальник отдела по управлению персоналом Fort Dialogue:

«Часто стажеры получают ограниченную информацию и не могут участвовать в обсуждении рабочих задач. Их нужно по максимуму включать в совещания, со всеми знакомить, вовлекать в рабочий процесс через корпоративные мероприятия. Молодые специалисты должны чувствовать себя не просто стажерами, а быть полноценными сотрудниками, им от этого интереснее».

Стажеры могут стесняться высказывать свое мнение. Они новички в профессии, уступают в компетенциях профессионалам, отсюда возникает неуверенность в своих силах. Например, в летучках участвуют опытные сотрудники, поэтому стажерам кажется, что они предлагают глупые, наивные идеи.

Опрошенные работодатели считают, что причин стесняться нет: стажеры — люди с незамыленным взглядом. Отсутствие опыта играет им на руку. Чем меньше времени человек провел в профессии, тем больше неожиданных идей он может предложить. Стажеры действительно могут высказать наивные и непродуктивные идеи, но работодатели относятся к этому лояльно: все когда-то начинали. Стажировка придумана как время для проб и ошибок. Главное здесь — интерес и желание работать над собой.

Мария, студентка:

«Мне предлагали участвовать в летучках, но я испугалась и отказалась. Я плохо знала команду, было неудобно предлагать идеи при незнакомых людях, которые разбираются в сфере намного лучше меня. Плюс я боялась ответственности и не была уверена в том, что скажу правильные вещи. Мне было страшно, как перед шагом в пропасть».

Справиться со страхами может помочь куратор. Еще на первых этапах он расскажет стажеру о ценности его мнения для компании. Стажировка — это взаимовыгодная практика, которая помогает развиваться не только стажеру, но и компании. Если стажер почувствует свое мнение, как представителя нового поколения, весомым в обсуждении, он будет активнее.

Общение с коллективом

Стажерам важно отношение внутри коллектива. Они хотят наладить контакт не только с куратором, но и с остальными сотрудниками. В больших компаниях с постоянным потоком людей коллектив может не обращать внимания на стажеров, игнорировать их присутствие. При таком отношении молодые специалисты чувствуют себя аутсайдерами, которые ничего не значат для компании.

Елизавета, студентка

«Сотрудники компании вообще не общались со стажерами, даже не здоровались. Это, конечно, неприятно. Стажеров много, и ты виноват только в том, что ты стажер, с тобой не общаются. А со стажировок, где я нашла общий язык с сотрудниками, уходила с большой грустью. Хорошие отношения с коллективом повышают продуктивность и желание остаться подольше».

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

Регулировать общение стажера с коллективом со стороны компании непросто. Частично в этом помогают летучки, мероприятия и групповые чаты. Если публично представить стажера коллективу на собрании или в переписке, ему будет проще влиться в коллектив. Но основная инициатива для выстраивания отношений должна исходить от стажера. Активный, заинтересованный стажер привлечет внимание работодателя и увеличит свои шансы на зачисление в штат. А наработанные внутренние связи помогут в карьере в будущем.

Иван, студент:

«Когда я пришел, у меня было впечатление что я как Эдвард Нортон в “Бойцовском клубе”: вообще не понимал, что и зачем делаю в компании, не получал удовольствия. Ходил в офис, где все работают и молчат. Есть только звук стучащих пальцев по клавиатуре. Когда я разговорился с соседями по пространству, погрузился в рабочую атмосферу, все это начало мне нравиться. Я стал ездить в офис с пониманием того, что я влился в огромную деловую компанию».

Сложности в работе со стажером

Согласно результатам опроса, работодателю сложнее всего найти время на работу со стажером. Справиться с этим поможет заранее составленный план стажировки с примерным перечнем заданий и расписанием встреч. Особенно важно обговорить дату и время конференций в период онлайн-стажировок, когда стажер не крутится под носом и про него легко забыть. Работодатели ценят ответственных стажеров, которые не нарушают оговоренные временные рамки, поскольку сорванная встреча нарушает личное расписание куратора.

Работодателям сложно искать задания для стажеров и гадать, можно ли доверить стажеру ответственное поручение. Чтобы решить обе проблемы разом, можно воспользоваться способом нарастающей сложности. С каждым заданием уровень доверия к стажеру будет расти. При этом молодой специалист раскроет личные качества, таланты и сферу интересов. Это поможет подбирать более подходящие задачи.

Александр, основатель сервиса courseburg.ru:

«Всем стажерам мы даем одинаковые задачи. Первое задание вводное, простое, а дальше по нарастанию сложности. Если дать что-то сложное в самом начале, стажеры поднимут лапки и уйдут. У нас такое было, когда мы случайно переборщили со сложностью. Десять человек ушли, ничего не доделав».

Опрошенные стажеры рассказали, что работодатели любят сбрасывать на них самые простые, монотонные задания. У некоторых из них стажировки состояли из бесконечных заданий схожего типа. Формальные, муторные задачи входят в часть любой профессии, например, оформление бумаг или обзвон клиентов. В том, что подобные задания дают стажерам, нет ничего укоризненного. Наоборот, так стажеры знакомятся с обратной стороной работы, но одинаковые задания могут отрицательно сказаться на мотивации. Чтобы стажер не терял интерес, куратору стоит заранее рассказать, что качество работы над простыми задачами повлияет на сложность следующих.

Анна, студентка:

«В первой компании, куда я попала, стажеры появлялись круглый год. У сотрудников была привычка — скидывать легкие задачи на людей, которым не платят. Такой подход мне нравился меньше, поскольку на меня сваливали самую монотонную работу, которую никто не хотел делать. Во второй компании меня спрашивали, что именно я хочу делать, поэтому я занималась тем, что мне нравится, что мне интересно. Более направленный подход — круче».

Обратная связь

В процессе работы стажерам важно получать обратную связь — фидбек. Без нее сложно ориентироваться в том, насколько хорошо они выполняют задания. Положительные комментарии помогают стажеру двигаться дальше, дают веру в свои силы и дополнительную мотивацию к работе, особенно если делают они ее бесплатно.

Не менее важно получать негативный фидбек, если стажер не справляется. Обратная связь помогает оттачивать навыки, исправлять ошибки и формировать себя в профессии. Если куратор объяснит стажеру его недочеты и ошибки, он получит профессионального сотрудника, за которым не нужно переделывать работу. Но все это имеет смысл, только если стажер сам заинтересован в обратной связи.

Дмитрий, студент:

«Сотрудники компании понимают, что в первую очередь стажировка нужна тебе, а не им. Поэтому они ничего не станут разжевывать, если ты сам этого не попросишь».

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

Почему стажеры уходят

Когда работодатель взваливает слишком много заданий, стажер может выгореть эмоционально и физически. Многие студенты совмещают стажировку с учебой, поэтому у них не остается времени на отдых. Чтобы избежать выгорания, нужно заранее обсуждать график и степень загруженности стажера.

Анна, студентка:

«Пока мы были на карантине, все свои стажерские задачи я делала по ночам, просто потому что днем не успевала. Было очень тяжело».

Вторая самая частая причина ровно противоположная — отсутствие заданий. Когда стажер постоянно сидит в офисе без дела, он может досрочно уйти со стажировки. «Зумеры» не хотят тратить время впустую, поэтому предпочитают заниматься чем-то полезным. Если компания понимает, что ей нечего предложить стажеру, стоит сократить рабочие часы или длительность стажировки.

Ирек, руководитель проектов sov-tech.ru:

«В конце стажировки, или если стажер уходит раньше, HR опрашивает человека: что ему понравилось, что не понравилось, что бы он хотел улучшить, что бы могло его остановить. Когда стажер уходит, не дожидаясь конца стажировки, скорее всего, на это есть веские причины. Важно понять, какие именно. Особенно, если для нас они неявные».

За что увольняют стажеров

Опрошенные работодатели считают, что «вылететь» со стажировки сложно. Если стажер мотивирован учиться, работает над ошибками и проявляет активность, работодателю бессмысленно убирать его из программы.

Вот основные причины увольнения:

Что делать после стажировки

В конце стажировки стоит дать полноценную обратную связь о проделанной работе. Рассказать о плюсах и минусах, сильных и слабых сторонах. Так стажер узнает, в каком направлении ему двигаться и на что обратить внимание. Стоит предложить стажеру рекомендательное письмо, оно поможет ему в будущем.

Более половины опрошенных компаний готовы предложить успешному стажеру место в штате после стажировки, но обычно это лишь небольшая часть из всего потока. Тогда работодателю нужно попрощаться с остальными. Вот, как сделать это с пользой:

Как провести идеальную стажировку

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

От стажера до ключевого сотрудника: зачем компаниям программы стажировок и какой результат они дают?

что должен делать стажер. Смотреть фото что должен делать стажер. Смотреть картинку что должен делать стажер. Картинка про что должен делать стажер. Фото что должен делать стажер

⏱ Время прочтения — 6 минут

Программы стажировок активно развивают и фарма, и банковский сегмент, и креативный бизнес, и общие центры обслуживания (ОЦО).

Мы решили спросить экспертов — какие преимущества видят компании в работе со стажерами? И что необходимо для того, чтобы запустить хорошую программу стажировок?

Начать решили с представителей образования — своим видением поделилась Ксения Яровенко, заместитель проректора Дальневосточного федерального университета.

В чем главный профит для компании от работы стажеров?

«Стажеры — это долгосрочная инвестиция для компании, в которую она вкладывает время и средства сегодня, а результат получит в будущем. Но на сегодняшний день это один из самых эффективных инструментов в поиске и борьбе за таланты. Стажировки дают возможность увидеть студента или молодого специалиста в ситуации реальной деятельности и оценить его потенциал.

Как представитель образования я, конечно, активно поддерживаю инициативы бизнеса по проведению различного рода стажировок. Для студента это в первую очередь возможность соединить теорию с практикой и приобрести актуальные компетенции. Также студент может принять окончательное решение о правильности выбора профессиональной траектории еще до окончания вуза и выхода на рынок труда.

Я часто слышу, что высшее образование не дает актуальных знаний и часто приходится переучивать молодых специалистов. На мой взгляд, участие студентов в стажировках и дает им возможность вовлекаться в рабочий процесс, а также транслировать актуальный запрос бизнеса через выполнение научных или прикладных проектов в образовательном процессе».

Заинтересованность работодателей вполне понятна. Как правило, стажер — это высокопотенциальный сотрудник, у которого есть запас мотивации и рвения для быстрого обучения. К тому же в первые годы работы сотрудника компания может экономить деньги на его ФОТ.

Что же необходимо сделать работодателю, чтобы стажировки проходили успешно?

Анна Ляйфер, HR-бизнес-партнер крупной федеральной компании, коуч и бизнес-тренер, считает, что главный залог успеха — продуманная программа:

«Если мы рассматриваем стажеров как наших потенциальных сотрудников (а мы рассматриваем), то программа практики/стажировки однозначно нужна.

За время стажировки студент узнает компанию, знакомится с ее структурой, ценностями, осваивает программы и учетные системы, становится частью команды. В идеале по итогам практики/стажировки студент не только должен выполнить поставленные компанией задачи, но и подготовиться к полноценной работе в ней.

Я не считаю, что студентов нужно отсеивать с помощью скучной и примитивной работы — это может отпугнуть талантливых практикантов, не готовых к однотипным задачам, но которые могли бы проявить себя в более творческих и сложных направлениях работы. Также такой отсев может сказаться на репутации компании, которая не уделяет должного внимания распределению задач сотрудникам и стажерам в зависимости от их умений и навыков.

Руководителю важно понимать, какие задачи подразделения можно отдать в работу стажерам и кого из сотрудников лучше всего назначить наставником для студентов. Что касается информации о стажере, руководителю важно знать направление обучения студента, какую теоретическую базу и навыки он уже освоил в университете. Здорово, когда руководитель находит время для общения со стажерами, уделяет внимание их интересам в профессиональной области и помогает развивать софты. Как показывает практика, у таких руководителей студенты практикуются с большими интересом и отдачей и быстро переходят в основной штат. Если есть сложности совмещать графики работы и учебы — мы принимаем на ГПХ.

С наставниками практика становится более осмысленной, ведь стажеры не просто выполняют поставленные задачи, но и с помощью наставника формируют более глубокое представление о профессии, наращивают свою профессиональную идентичность. Плюс студенты чувствуют себя гораздо увереннее и комфортнее в новом коллективе, когда в компании есть сотрудник, к которому они могут всегда обратиться за помощью и советом.

Преимущество работы с практикантами в том, что любой из них может стать сотрудником компании. При этом процесс адаптации и знакомства с компанией проходит в рамках практики. Стажеры могут выполнять задачи, на которые сотрудникам не хватает времени: аналитика большого массива информации, выполнение множества механических задач по заданному алгоритму, предложение творческих решений и идей для корпоративных проектов. Студенты обновляют коллектив, мотивируют наставников становиться лучше, развивать свои управленческие и профессиональные навыки; дают новый импульс развития компании.

В нашей компании работа со студентами — это не только возможность утолить непрерывный кадровый голод (в ОЦО традиционно высокая текучесть) и пополнить резерв, но и постоянный поиск новых форм сотрудничества (проектные команды и волонтерские проекты)».

К сожалению, программы стажировок формируют не все компании, и очень зря. Идея «отправить студентов в архив» или «перекладывать бумажки» обречена на провал — молодым специалистам нужен первый опыт, и навряд ли они оценят опыт разбора документов. К тому же вариантов стажировок сейчас достаточно — как в офисах, так и онлайн, поэтому если не продумать хорошую программу — стажеры «проголосуют ногами».

Кажется, что программа стажировок может стать прекрасным способом быстрого найма сотрудников в компанию, особенно на рядовые позиции. Но есть ли какие-то ограничения у этого подхода?

Комментирует Анастасия Носачева, эксперт сервиса «Готовое резюме» HeadHunter Group:

«Действительно, не все компании готовы нанимать стажеров, это зависит от ряда факторов.

Во-первых, работодатель определяет приоритеты кадровой политики исходя из потребностей бизнеса в конкретной экономической стадии, анализирует и рассчитывает возможности, а также риски, связанные с наймом стажеров.

При принятии решений учитывается тот факт, что процент текучести кадров выше среди молодых специалистов, приобретающих первый опыт (это обосновано отсутствием опыта и ложными представлениями о функциях и задачах), а также риск допущения грубых ошибок, что может негативно отразиться на бизнесе. Временные затраты действующих сотрудников на обучение и контроль стажеров также достаточно высоки и могут повлиять на сроки и качество выполнения текущей работы.

Конечно, для работодателя есть и плюсы от привлечения стажеров: перекладывание рутинных задач, развитие экспертизы в нужном работодателю направлении, экономическая выгода, инициативность и мотивация. Плюс возможность перенять имеющийся опыт у стажера (не только выпускники вузов и молодые специалисты могут стать стажерами — есть множество примеров смены карьерного вектора в любом возрасте)».

Источник

Все о стажировке

Автор: Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По общему смыслу стажировка – закрепление теоретических знаний на практике. При этом в трудовом праве понятие стажировки применяется в разных формах. Так, стажировка является обязательной процедурой при обучении определенных работников требованиям охраны труда. Стажировка может быть разновидностью дополнительного образования, и она применяется для повышения квалификации работника или получения им новых профессиональных знаний. Стажировка также может быть способом закрепления выпускниками учебных заведений полученных ими теоретических знаний на практике. Далее разберемся, что же такое стажировка, что должен знать о ней работодатель и какие действия он должен совершить.

Стажировка в целях охраны труда

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).

Обязанность лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходить стажировку на рабочем месте также установлена Порядком и ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», введенным в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст (далее – ГОСТ 12.0.004-2015).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

К сведению: действовавший до 1 марта 2017 года (до принятия ГОСТ 12.0.004-2015) ГОСТ 12.0.004-90 содержал положение, предусматривавшее прохождение всеми рабочими после первичного инструктажа в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации) стажировки на рабочем месте (п. 7.2.4).

Стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:

при их поступлении на работу;

при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;

Обратите внимание: допуск работников к работе во вредных и опасных условиях труда без прохождения обучения и проверки знания требований охраны труда, в том числе обязательной стажировки, чреват привлечением к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф для организации в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Для некоторых категорий работников прохождение стажировки установлено ведомственными нормативными документами, в соответствии с которыми работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Приказом Минтранса РФ от 14.04.2010 № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим документом, в частности, установлен порядок проведения стажировки диспетчеров управления воздушным движением. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяются диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. По каждому диспетчеру-стажеру при этом ведутся дневник, программа и план стажировки.

Порядок проведения обязательной стажировки

Обучение по охране труда на рабочем месте проводится в форме индивидуальной стажировки. Ее проходят:

работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, инструктора производственного обучения либо опытного рабочего, прошедшего соответствующее обучение в качестве инструктора по охране труда, имеющего большой практический опыт и обладающего необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;

руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения.

Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажер, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т. п.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки и составляют от трех до 19 рабочих смен.

Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, которые проходят профессиональное обучение, сроки стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, определяются программами стажировки и составляют от одного до шести месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя и составляют от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

Итоги стажировки для работников рабочих профессий подводятся в квалификационных комиссиях, а итоги стажировки для руководителей и специалистов – в аттестационных комиссиях организации или ее подразделения.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки стажера, уровень знания им требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности) и оформляет соответствующий протокол.

При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распоряжение о допуске стажера к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) стажер обязан пройти повторную проверку знания требований охраны труда в течение одного месяца.

В случае если стажер повторно получил неудовлетворительную оценку, организатор обучения рассматривает вопрос о его соответствии занимаемой профессии (должности) (п. 9.2 – 9.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляются протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируются в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

Форма А.2 «Форма личной карточки прохождения обучения безопасности труда» предусматривает указание в ней сведений о стажировке на рабочем месте (п. 6.11 ГОСТ 12.0.004-2015).

Стажировка как форма реализации дополнительного образования

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

При этом, как разъяснено в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании», стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы.

В Приказе Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельная работа с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работа с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.

Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.

Обратите внимание: при нарушении обязательства отработать обусловленное соглашением время работник в силу ст. 249 ТК РФ возмещает работодателю затраты, связанные с обучением.

Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.

Стажировка для студентов

Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Порядок прохождения практики

В отличие от отношений между студентом и учебным заведением, отношения между принимающей студента на практику организацией и самим студентом законодательно не урегулированы. Тем не менее существуют два варианта:

1) заключение с практикантом трудового договора;

2) оформление практиканта без зачисления в штат.

Итак, если в организации есть вакантное место, практикант может быть принят в штат на основании срочного трудового договора. В качестве основания в договоре согласно ст. 59 ТК РФ будет указано выполнение работ, непосредственно связанных с практикой. Если он трудоустраивается впервые, соблюдаются все правила, установленные ст. 68 ТК РФ. На основании трудового договора издается приказ, заводится трудовая книжка и личная карточка работника (по форме Т-2).

Обратите внимание: несовершеннолетние студенты-практиканты (в возрасте до 18 лет) трудоустраиваются только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Кроме того, для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ.

С момента заключения трудового договора практикант является полноправным работником. Трудовой договор прекращается по окончании практики. О прекращении трудового договора практиканта следует уведомить за три дня.

Если практикант до направления на производственную практику уже работает и его работа соответствует специальности, по которой он обучается, он представляет в учебное заведение документ, подтверждающий, что он проходит практику по месту своей работы.

Если в организации отсутствуют вакантные должности или в договоре между учебным заведением и организацией прописано, что практиканты проходят практику без официального трудо- устройства, трудовой договор не заключается. В этом случае студент не исполняет трудовые обязанности, а занимается выполнением заданий в рамках программы практики.

И в первом, и во втором случае практика студентов осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательным учреждением и профильной организацией. Однако практика может проходить и без оформления договора, если организация по собственной инициативе приглашает студентов на временную работу.

Руководство практикой осуществляется, с одной стороны, руководителем практики (куратором) учебного заведения, а с другой – руководителем практики (куратором, наставником) принимающей организации. Практика осуществляется в соответствии с программой, разработанной учебным заведением.

Во всех случаях, и когда практикант оформляется по трудовому договору, и когда он является штатным сотрудником организации, и когда студент проходит практику без трудоустройства, следует издать приказ о прохождении практики, в котором указываются вид и срок прохождения практики, назначить наставника, определить рабочее место.

Обратите внимание: работодатель должен создать все необходимые условия для получения знаний по специальности в соответствии с программой практики, в том числе обеспечить безопасные условия прохождения обучающимися практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда, и провести инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь, студенты в период прохождения практики:

выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения).

При прохождении практики, предусматривающей выполнение работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), студенты также должны проходить эти осмотры (п. 20 Положения).

К сведению: для студентов в областях медицинского или фармацевтического образования, искусства, физической культуры и спорта установлены свои особенности прохождения практики, которые определяются в соответствии с Законом № 273-ФЗ.

По окончании практики наставник в свободной форме составляет на студента характеристику, в которой приводятся:

сведения о практиканте и принимающей организации;

описание выполненных задач;

личностные и профессиональные качества, проявленные во время прохождения практики;

рекомендуемая оценка за практику.

Приведем примерный образец такой характеристики.

Настоящая характеристика дана студентке Российского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского Светлане Александровне Балановой, проходившей преддипломную практику с 1 по 31 мая 2018 года на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» (г. Воронеж, ул. Маркова, д. 11).

За время прохождения преддипломной практики Светлана Александровна изучила документацию школы и администрации, ознакомилась с организацией учебно-воспитательной работы, проанализировала государственный стандарт, учебные планы, методические разработки, ознакомилась с работой педагогов школы, провела наблюдение за уроками учителя обществознания М. Н. Ивановой. Под наблюдением и руководством данного педагога Светлана Александровна разработала и провела уроки обществознания в 8-х классах.

За время прохождения практики студентка показала себя как хороший специалист, разбирающийся в проблемах детей. Легко находит общий язык с подростками, а также с педагогами и психологами школы.

Место проведения практики посещала регулярно в соответствии с программой прохождения практики. К поставленным задачам относилась с особым вниманием, проявляя интерес к работе.

По итогам практики можно сделать вывод, что студентка показала высокие теоретические знания, которые с успехом применяла практически.

Программу прохождения практики выполнила в полном объеме. Замечаний в ходе прохождения практики не получала. По результатам практики Светланы Александровны Балановой рекомендована положительная оценка.

Руководитель практики от организации:

Учитель МБОУ «СОШ № 6»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

Как видим, формы стажировки могут быть разными. При этом условно можно разделить ее на обязательную, которую проходят лица, работающие во вредных условиях труда, и добровольную, когда работодатель хочет повысить профессиональный уровень своих работников. К добровольной стажировке также можно отнести производственную практику студентов.

При этом работодателю следует помнить, что даже при проведении добровольной стажировки у него есть ряд обязанностей. В частности, он должен оплатить такую стажировку и сохранить за работниками место работы и средний заработок. Принимая же на практику студентов, он должен обеспечить им все необходимые и безопасные условия труда, провести обучение по охране труда, а в некоторых случаях – направить их на медицинский осмотр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *