что должен делать инженер пто
Какие обязанности у инженера ПТО
Должностные обязанности инженера ПТО включают в себя:
Чем занимается инженер ПТО
Это специалист с техническим образованием. Во всех отраслях основные обязанности инженера производственно-технического отдела — подготовка и разработка производственной и строительной документации на всех стадиях производственного процесса или строительства. Работник занимается документированием основного процесса — от получения разрешений на ведение той или иной деятельности до сдачи готового объекта.
На крупном объекте его специфика определяет, чем занимается отдел ПТО в строительной организации в зависимости от проходимого этапа:
Краткий перечень того, что делает инженер ПТО, решаемые задачи:
Для регламентирования работы и подготовки должностной инструкции используются:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какой срок хранения должностных инструкций. Используйте эти инструкции бесплатно.
Обязанности работника
ЕКСД и профстандарты не содержат должности с названием «инженер ПТО». Она «сквозная» для многих отраслей и сфер занятости. В ЕКСД для описания должностных обязанностей, того, что должен знать инженер ПТО, следует опираться на характеристики специалиста «инженер».
Объем требующихся знаний сформулирован следующим образом:
Квалификационный уровень представлен тремя категориями. Для исполнения должностных обязанностей необходимо высшее образование, наличие практического стажа не обязательно.
Должность работника отдела ПТО в строительстве описывается несколькими отраслевыми профстандартами. Один из них — профстандарт 16.032 «Специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства» — утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2020 № 760н. Название должностей в профстандарте 16.032:
Инженер ПТО — это технический специалист-исполнитель 1 и 2 категории. Профстандарт рекомендует два названия должности.
Инженер по подготовке производства II категории
Квалификационные требования для выполнения обязанностей следующие:
Должностные обязанности описываются в рамках обобщенной трудовой функции «разработка и ведение организационно-технологической и исполнительной документации организации»:
Начальник ПТО и инженер по подготовке производства I категории
Квалификационные требования к инженеру ПТО данной категории выше:
Обобщающая трудовая функция — о рганизация работ и руководство работами по организационно-технологическому и техническому обеспечению строительного производства в организации. В должностной инструкции она описывается шестью трудовыми функциями и действиями. Структура раздела обязанностей должностной инструкции на основе профстандарта выглядит следующим образом:
Раздел, описывающий должностные обязанности инженера ПТО, содержит конкретные трудовые действия, которые поручены инженеру ПТО на данном рабочем месте.
Образец должностной инструкции инженера ПТО на основе ЕКС выглядит традиционно.
Права и ответственность
Для исполнения служебных функций инженер ПТО наделяется правами и несет ответственность за их ненадлежащее исполнение. Заключительные разделы имеют стандартный вид и содержание.
Инженер ПТО имеет право:
3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.2. Контролировать выполнение плановых заданий и работ, своевременное выполнение поручений и заданий подчиненными ему подразделениями.
3.3. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.4. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящих в его компетенцию.
3.5. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию деятельности, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.6. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Инженер ПТО несет ответственность в пределах, определенных действующим законодательством РФ (трудовым, гражданским, административным, уголовным), за:
4.1. Ненадлежащее исполнение или неисполнение, халатное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов, распоряжений и поручений генерального директора и/или руководителя структурного подразделения.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности организации, его работникам.
4.4. Необеспечение соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб.
Инженер ПТО: обязанности и основные функции
В любой организации производственно-технический отдел занимается планированием производственной деятельности, ее техническим обеспечением и оперативным управлением. Этот отдел является самостоятельным подразделением организации и подчиняется своему непосредственному руководителю или его заместителю. В то же время он постоянно взаимодействует с другими подразделениями и службами организации. Производственно-технический отдел руководствуется в своей работе действующим законодательством, актами нормативно-правового кодекса, специализированными методическими материалами и организационными документами предприятия.
Кто такой инженер ПТО?
Это специалист, который участвует в исследованиях и научных разработках ПТО и работает со сметами, проектами, технической документацией и тому подобным. Он отвечает за сбор и анализ научно-технической информации, а также за проведение в четко установленные сроки необходимых работ и их качество.
Инженер ПТО также является руководителем работы по схематическому проектированию всевозможных научно-технических разработок. Он наблюдает за испытанием новых устройств и описывает принципы их действия и технические характеристики. Кроме того, он отвечает за соблюдение техники безопасности в процессе внедрения новых разработок. Сбор необходимых документов для оформления патента на новое изобретение – это тоже его работа.
Что ожидается от инженера ПТО?
Работник такого высокого технического уровня обязан постоянно совершенствоваться в своих знаниях, изучая различную специальную литературу и оставаясь в курсе последних научно-технических достижений. В обязанности инженера ПТО включается участие в конференциях, в том числе международных, семинарах и других подобных мероприятиях по обмену профессиональным опытом. Он также обязан подготавливать публикации о новых научных открытиях и разработках. Его присутствие необходимо при проведении различных экспертиз.
Инженер ПТО, разумеется, должен иметь технический образ мышления, хорошо разбираться в технической терминологии и уметь грамотно составлять любую документацию. Кроме всего этого ему необходимо ориентироваться в трудовом законодательстве своей страны.
Конечно, разработка технических проектов не осуществляется в одиночку. В ней участвует целая группа специалистов. Поэтому инженер ПТО должен, кроме всего прочего, быть коммуникабельным, слышать точку зрения других специалистов и находить с коллективом общий язык.
Уровень квалификации по категориям
Инженером ПТО III категории может стать человек с высшим техническим образованием без стажа работы либо со средним техническим образованием и трехлетним стажем техника ПТО I категории, повышением квалификации минимум на один уровень в течение пяти лет работы и профессиональным аттестатом.
Инженер ПТО категории II должен обладать высшим техническим образованием, трехлетним профессиональным стажем, минимум одним повышением уровня квалификации в течение пяти лет и профессиональным аттестатом.
Для инженера ПТО I (высшей) категории предъявляются подобные требования, но к ним также добавляется необходимость трехлетнего стажа инженера ПТО II категории. Ведущий инженер ПТО, осуществляющий руководство над младшими сотрудниками и другими инженерами отдела, конечно же, должен обладать глубокими и современными техническими знаниями и достаточным профессиональным опытом.
Виды высшего технического образования
В производственно-техническом отделе без качественного образования невозможна продуктивная работа. Инженер ПТО может специализироваться в следующих областях:
При необходимости человек, имеющий техническое образование по любой из этих специальностей, может пройти переквалификацию в соответствии с должностью, которую будет занимать.
Должностная инструкция
Должностная инструкция представляет собой документ, который заполняется при приеме человека на работу и с которым он в обязательном порядке должен быть ознакомлен. Среди общих положений, которые оговаривает должностная инструкция инженера ПТО, упоминается, прежде всего, какими профессиональными знаниями он должен обладать. Также описываются его обязанности, ответственность и права, основные условия его работы и критерии, по которым оцениваются результаты его труда и деловые качества.
Основные обязанности
Обязанности инженера ПТО включают в себя:
На инженере лежит большая ответственность и тот, кто решил освоить эту профессию, должен быть к ней готов. В зависимости от специализации различаются и профессиональные обязанности разных инженеров. Например, инженер ПТО в строительстве должен выполнять такие задачи:
Основные права
Разумеется, при приеме на работу человек должен иметь ясное представление не только о своих обязанностях, но и о правах. Тогда его будет ждать удовлетворяющая продуктивная работа.
Инженер ПТО по трудовому договору имеет следующие права:
Условия труда
Должностная инструкция инженера ПТО оговаривает следующие условия труда:
Критерии оценки профессиональных качеств и продуктивности труда
Основными критериями оценки профессиональных качеств инженера являются:
Главными критериями оценки результатов работы инженера являются:
Деловые качества и результаты работы инженера оцениваются в соответствии с объективными показателями и беспристрастным мнением непосредственного руководителя и коллектива, с которым он работает.
Как видно, работа инженера достаточно сложная и ответственная. Решая получить специальность инженера, нужно осознавать, что данная профессия потребует полной самоотдачи. Но также она принесет и удовлетворение, поскольку в любой организации инженер ПТО – незаменимый работник, чей труд высоко ценится.
👷 Инженер ПТО-профессия, функции и обязанности в строительстве
Кто такой инженер ПТО? Чем занимается, и каковы его функции в строительстве в том числе в нефтегазовой отрасли? Какая зарплата у инженера ПТО? На эти вопросы ответим в данной статье!
Инженер ПТО-это
Инженер ПТО — это производственный специалист, занимающийся подготовкой и разработкой документации на всех стадиях строительства, от получения разрешений на ведение той или иной деятельности до сдачи готового объекта.
Для успешной работы на должности инженер ПТО, или главный специалист ПТО необходимо обладать следующими навыками:
Функции и обязанности инженера ПТО по этапам строительства
Этап 1. Участие в тендере
Перед строительством объекта, Технический заказчик, как правило создаёт конкурентный отбор (тендер) на строительство, который размещает на специальной площадке. Компании заинтересованные в тендере официально предлагают стоимость выполнения работ. Здесь играет не маловажную роль правильная оценка выполнения работ, которые высчитывают инженеры ПТО совместно с другими отделами.
На этой стадии сотрудники ПТО совместно с СДО (сметно-договорной отдел) производят разбор технического задания, в котором указаны объёмы работ и производят анализ проектной, либо рабочей документации с последующими расчётами.
На инженера (ов) возлагается практически вся работа по изучению и оформлению текущей документации вне зависимости от этапа строительства.
Этап 2. Перед началом строительства
После того как вы стали победителем тендера необходимо выполнить ряд необходимых задач. Для того чтобы начать строить, требуется получить разрешение и акт-допуск. Кажется, всего лишь две бумажки, но не тут-то было! Для получения каждого из них необходимо собрать целую кипу документов, а также провести различные мероприятия направленные на безопасность строительства.
В первую очередь необходимо разработать Проект Производства Работ, в простонародье ППР. Для того чтобы его оформить, начальник ПТО назначает ответственного за разработку ППР. Назначенному инженеру ПТО необходимо досконально изучить техническое задание, а также рабочую документацию, выданную техническим заказчиком в производство работ. В ходе анализа рабочей документации проверить разделительную ведомость поставки МТР и оборудования. В случае её отсутствия, необходимо сформировать разделительную ведомость совместно с отделом снабжения (ОМТС).
Вместе с руководящим составом разработать график производства работ, рассчитать трудозатраты и сформировать график движения людских, технических и материальных ресурсов. Далее надлежит оформить разрешительную документацию, в которую входят копии аттестационных и допускных документов организации и всех участвующих в строительстве сотрудников и субподрядчиков.
Этап 3. Строительство объекта
Во время строительства объекта инженер должен плавать как рыба в воде, то есть вовремя успевать оформлять соответствующие документы. Ведь на каждый вид выполненных работ необходимо заполнить и подписать акты установленной формы в соответствии с нормативно-технической документацией. Такие акты подписывают подрядчики, технические надзоры и заказчики. Нередко приходится технадзорам доказывать объём выполненных работ соответствующий рабочей документации (проекту).
По представлению начальников участков, инженеры ПТО — это универсальные люди, которые могут все, что связано с чертежами и бумажками, причем не важно касаются они их или нет. Концепция такого понятия обуславливается разнообразными поручениями сотруднику ПТО расширяющих круг его функций и обязанностей.
Рабочая документация не бывает идеальной, в связи с этим появляются новые технологические решения, которые влекут за собой не учтённые договором объёмы работ. В таких случаях сотрудники производственного отдела снова берутся за анализ и оценку дополнительных работ. Сообщают об этом официальным письмом техническому заказчику, который в свою очередь создаёт комиссию для выявления необходимости в дополнительных работах. Далее при наличии доп. работ совместно с техническим заказчиком формируется факторный анализ и утверждают сметы, тем самым заключая дополнительное соглашение к действующему договору.
Как правило ежемесячно Инженеры ПТО обязаны подписать «Выполнение» у технического надзора и заказчика, это формы КС-2 (Акт о приёмке выполненных работ), КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат), КС-6. Тут придётся попотеть, ведь это формы просто так не подписать, нужно доказать и подтвердить документально каждую строчку из множества. От этой работы также зависит финансовая составляющая компании.
Этап 4. Завершение строительства и ввод объекта в эксплуатацию
После того как объект построен, Инженер ПТО обязан устранить замечания и сдать исполнительную. Ведь от этого зависит сдача объекта в целом. Специально созданная комиссия принимает объект в том случае, если исполнительная документация сдана, объект построен в соответствии с проектом или с согласованными изменениями. Но это ещё не всё, необходимо оформить и подписать формы КС-14 и КС-11 — Акты приёмки законченного строительством объекта. Объект сдан, все довольны.
Должностная инструкция инженера ПТО, права и обязанности (скачать)
Какая зарплата у инженера ПТО?
Заработная плата специалиста ПТО напрямую зависит от опыта и географической зоны места работы. Поэтому она может широко варьироваться. Ниже представлен уровень модальной зарплаты инженера в виде диаграммы.
Модальная заработная плата — это чаще всего встречающееся плата, т.е. та которую работодатели предлагают чаще всего. (Не путайте со средней)
Для информации: День инженера в России отмечают 30 октября. Праздник инженера был принят ещё в 1996 году.
«Порой приходим, а в офисе лежат сугробы»: сколько зарабатывает инженер ПТО
На Крайнем Севере
Героиня этого выпуска стала инженером в силу вредного характера, а сразу после выпуска из университета вместе с подругой уехала на Крайний Север. Она рассказала, каково работать, когда в офисе лежат сугробы, а за забором ходят белые медведи, как устроены жизнь и быт в вахтовом поселке и как работа там помогает экономить, копить и путешествовать, если не имеешь своего жилья.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мне всегда пророчили гуманитарное образование, так как в школе русский, английский и обществознание давались мне легко. Я же в силу своего вредного характера выбрала техническое направление — получила высшее архитектурно-строительное образование. И осталась довольна своим выбором.
Училась в Тюменском государственном архитектурно-строительном университете — ТюмГАСУ, сейчас он стал Тюменским индустриальным университетом — ТИУ. Поступить туда, как оказалось, было несложно. Я отправила документы в пять вузов, прошла со своими баллами везде и на бюджет.
Моя профессия — инженер теплогазоснабжения и вентиляции (ТГВ). Обычно инженер ТГВ проектирует системы отопления, вентиляции, кондиционирования и газоснабжения, а также делает тепловые и аэродинамические расчеты, чтобы правильно подобрать систему отопления, газового оборудования и котлов для газоснабжения.
Но сразу после окончания университета я уехала следом за своей подругой на вахту на Крайний Север.
Она почему-то решила, что работать вахтами — это романтично. Вбила в поиске «работа вахтами», оставила заявку, чтобы ей перезвонили, а через полчаса ее уже взяли на работу!
Работа тоже в строительстве, но не совсем по профессии: я устроилась в производственно-технический отдел инженером ПТО третьей категории. На этой должности нужно вести документацию на объектах. Но если есть базовые знания, которые обычно и дают в университете, то перестроиться с одной работы на другую несложно. Главное — внимательность и умение слушать и вникать, когда тебе объясняют. На работе, конечно, помогали поначалу, но в основном пришлось во всем разбираться самой.
Место работы
Наша компания занимается строительно-монтажными работами. Объекты попадаются разные, но все связаны с добычей нефти или газа. Это может быть завод по сжижению природного газа — СПГ, нефтеперерабатывающий завод — НПЗ или газонефтеперерабатывающий завод — ГНПЗ.
После того как я отработала три вахты, я решила уйти, потому что хотелось, так скажем, свободы и каких-то развлечений: ходить в кино, магазины, встречаться с друзьями и так далее. Но я как будто забыла, что на все нужны деньги, а с зарплатой в городе себе можешь позволить не так много, если тебе никто не помогает. Еще и за квартиру платишь большую часть дохода.
Работу в Тюмени я нашла быстро: сразу после курсов сметчиков устроилась инженером-сметчиком. На мне были все сметные расчеты организации. Нужно было и чертежи делать, и входной контроль проводить, и исполнительную документацию оформлять, и все распечатывать, и сшивать документы, а это тоже процесс небыстрый, и отвозить все документы заказчику. Сложность была в том, что я была единственным сметчиком и опыта работы в этой области у меня совсем не было, поэтому никто не мог помочь и приходилось всему учиться самой.
Из плюсов этой работы — заработная плата. Из минусов — погода и немного нервные закрытия объектов.
Нервничать приходится в основном из-за людей. Работу свою я всегда успеваю сделать, а вот люди порой удивляют. Например, я столкнулась с мизогинией. Мужчина решил, что раз я девушка, то обязательно глупая и вообще не должна работать инженером, а уж тем более на вахте. Поэтому он меня чуть ли не выгнал из своего кабинета, когда я ему задала вопрос по его же заданию.
Потом уже другой инженер пришел к нам в кабинет, чтобы прилюдно на меня накричать из-за того, что я посчитала лоток не в метрах, а в штуках. Это, кстати, даже ошибкой не считается, но ему доставило удовольствие при всех показать свою значимость.
Как победить выгорание
Суть профессии
Инженер ПТО ведет документацию на объектах. Проводит входной контроль оборудования, которое поступает на объект, документально оформляет выполненные строительно-монтажные работы, ведет переговоры с заказчиком, а также разрабатывает чертежи.
В общем, наша работа — это документы и общение. Очень часто нужно улаживать какие-то вопросы, уметь провести переговоры или совещания. Поэтому мы находимся на объекте, чтобы была возможность помочь мастерам или прорабам посчитать объемы, оформить документы, которые нужны через час или, как там любят говорить, еще вчера, съездить на переговоры к заказчику.
Офисы в городах тоже есть, но это уже будет другая зарплата — раза в два меньше, чем на самом объекте. Поэтому нужно выбирать: комфорт, но небольшая зарплата или повышенная зарплата, но пребывание на объекте.
До объекта мы добираемся на самолетах. Сначала все прилетают в Москву, если, конечно, это не житель столицы, а через несколько часов вылетаем в Сабетту. От Москвы до нее лететь примерно три часа, может, чуть больше. Последнее время мы летаем через карантин, чтобы на объект не привезти COVID-19: раньше надо было выдержать две недели, сейчас срок сократили до одной.
Живем мы в вахтовом поселке — это примерно 20—25 зданий : столовая, медпункт, общежития, прачечная, офис, магазин, административно-бытовой комплекс. Уже через полкилометра располагается завод и газовый факел.
Мы видим здесь северное сияние, песцов, оленей. Иногда встречаются колоритные местные жители: они продают нам рыбу, оленину или морошку. Местные, конечно, очень необычные. Они живут в чумах, а передвигаются на дорогущих снегоходах. Говорят, от них специфический запах, так как они натираются оленьим жиром, чтобы не мерзнуть.
Ближайший к нам населенный пункт — такой же вахтовый поселок, а самые большие города, которые расположены ближе всего к нам, — Салехард, Воркута и Лабытнанги. Но там мы не были.
В нашем городке живут примерно 900—1000 человек. Кроме инженеров, есть еще монтажники, электромонтажники, оптики, прорабы, мастера, начальники участков, повара, уборщики, врачи. Порой прилетают владельцы стройки. Даже президент прилетал два года назад.
Я бы не сказала, что это работа мечты, — о нет, далеко не так, — но мне нравится, что на вахте не нужно ни о чем заботиться: уборка, готовка, жилье, спецодежда, транспорт — все это оплачивает организация.
Я могу не тратить деньги два месяца, пока нахожусь на объекте.
Мы живем в общежитиях — это двух- или трехэтажные модульные здания. Они состоят из балков — небольших домиков для временного проживания, которые поставлены друг на друга. Один балок — одна комната. В ней же находится ванная с душевой кабиной. Я живу в такой комнате с мужем — мы работаем вместе, здесь и познакомились. Это семейное общежитие, в таком же живут начальники: один человек — одна комната. А вот остальные живут по трое-четверо. Раньше были даже 16-местные комнаты, когда на объекте было много людей.
Едим всегда в столовой, у нас трехразовое питание. Готовят неплохо. Раньше в меню были даже специальные блюда для вегетарианцев, но это было, когда на площадке работали иностранцы: японцы, итальянцы, французы. Можно было даже заказать спаржу или свежие фрукты, например арбуз. Но и сейчас меню меня устраивает: я придерживаюсь правильного питания, а здесь всегда есть курица, салаты и супы. Бывает, готовят шурпу — это суп из оленины. Порой дают облепиху с сахаром в качестве десерта. Или смородину, или клюкву.
Самое трудное — это погода, пожалуй. Здесь у нас очень сильные ветра и довольно низкие температуры. На морозы мы уже не особо обращаем внимание. По объекту передвигаемся либо на автобусах-вахтовках, либо на газелях. Но есть и специальный транспорт — что-то типа снегоболотоходов, которые похожи на монстр-траки.
Раньше, чтобы попасть в офис, нужно было ехать 15 минут на вахтовке. Сейчас наш офис находится на территории вахтового городка, поэтому ходьбы там минуты две — не успеваем замерзнуть на улице. А вот здание офиса непредсказуемо. Порой приходим, а там лежат сугробы на полу. Отогреваемся весь день у конвекторов, но они не очень-то помогают, поэтому просто пережидаем такую погоду. Сидим в куртках, свитерах, специальной одежде и обуви, чтобы не простудиться.
Рабочий день
Дни у нас не отличаются друг от друга — это напоминает фильм «День сурка».
Утром отвечаем на почту, делаем отчеты, таблицы, оформляем документы. Работаем до 12:00, потом обед.
После обеда, немного прогулявшись по городку, идем обратно в офис и занимаемся теми же делами, что и утром. Ничего сверхинтересного.
Вечером, после работы и ужина, я иду в тренажерный зал. Слежу за фигурой! В каждом городке есть спортзалы. У нас там есть беговые дорожки, велотренажер, штанги и гантели, утяжелители и еще парочка тренажеров. Я привожу с собой спортивные резинки и спортивное питание. Мы подрядчики, поэтому у нас спортзал попроще. У заказчика же просто огромный тренажерный зал, но он находится в другом городке. У них там есть даже баскетбольная площадка и тренер.
Обычно понедельник, среда и пятница — самые многолюдные дни. У нас даже есть разделение, что эти три дня — мужские, а вторник, четверг и суббота — женские. Но я, конечно, это правило не соблюдаю и хожу, когда посчитаю нужным. Девушки все равно практически не занимаются, так что не вижу смысла в этом разделении.
У нас нет кино, библиотек, ресторанов, но и свободного времени не так много. Обычно это вечер, уже перед самым сном. Я люблю читать, за вахту успеваю прочитать книг шесть-семь. Интернет есть, но не очень быстрый. Например, у меня ловит только 3G, об LTE можно забыть. На работе многие сайты, такие как «Ютуб», «Инстаграм» и «Литрес», заблокированы. Но с телефона интернета хватает — если смотреть в качестве максимум 240 пикселей.
Мы все знакомы между собой, поэтому уже знаем, у кого появляются новинки фильмов раньше всех. Так нам скинули «Ход королевы» почти сразу после выхода этого сериала.
Случай
Некоторые здесь встречались нос к носу с белым медведем. И не все уходили от него. Я не видела, да и хорошо! Нам, конечно, проводят специальный инструктаж, где рассказывают, как правильно себя вести в такой ситуации. Но, честно говоря, я не думаю, что это может помочь. Белый медведь — самый крупный из сухопутных хищников. Он может развить скорость до 60 км/ч. В общем, все преимущества на его стороне.
Раньше городок не был так защищен, поэтому медведь мог даже зайти на территорию. После одного случая городок защитили забором и медведей стали отслеживать. Если он подходит близко к месту, где находятся люди, то сразу же включается сигнал предупреждения.
Есть много видео, даже с видеокамер, где белый медведь пытается перелезть через забор. И получалось! Поэтому, когда мы гуляем по городку, я всегда на всякий случай смотрю на забор.
Подработки
Переработки порой ограничивают, что людям не нравится, поэтому через время их восстанавливают снова.
Суббота у нас — целиком рабочий день. В воскресенье можно уйти отдыхать после обеда, но мало кто пользуется этим: всем жалко потерять деньги за половину рабочего дня. Но остаются уже не до позднего вечера или ночи, а до 19:00.
Вахта длится от двух до двух с половиной месяцев, а межвахта — обычно месяц. В этот месяц работой заниматься совсем не хочется, но порой приходится. Например, под закрытие объекта или когда не хватает людей на других объектах, нужно помогать.
Доходы и расходы
Ставку здесь со временем повышают. В принципе, для этого ничего сверхъестественного делать не нужно — просто работать. Могут, конечно, повысить и быстрее, если закрыть какие-то горящие задачи, например.
На вахте у меня с собой всегда огромная сумка таблеток. Лучше взять лекарства абсолютно от всего, ведь аптек там нет. Какие-то медикаменты нам могут дать в медпункте, но на многое рассчитывать не приходится. Из витаминов с собой омега-3, витамин D, Nails, Skin & Hair — можно продолжать бесконечно. На меня северный климат влияет довольно плохо: я часто болею. Но я считаю, что это не только из-за климата, просто у меня такое некрепкое здоровье. Я могу заболеть и в тропиках. А вообще, при устройстве и потом каждые два года мы проходим полный медосмотр.
Мы с мужем вечные скитальцы: пока у нас нет своего жилья, поэтому на межвахте мы ездим к моей и его маме и в любой другой город, чтобы отдохнуть.
Наши родители живут в Свердловской и Челябинской областях, а вот для отдыха мы каждый раз выбираем новый город, а порой и страну. В Москву летаем примерно десять раз за год, были в Санкт-Петербурге, Волгограде, Сочи, в турецком Мармарисе, а последняя наша поездка была вообще в Африку, на остров Занзибар. Честно говоря, нам нравится везде. Не нравится только дорога, потому что без приключений никогда не обходится. Обычно мы едем куда-то на неделю или дней на десять. На жилье уходит еще примерно 25 000 Р в месяц.
Сейчас мы все щепетильнее относимся к расходам и все больше откладываем. Начинаем понимать, что мы очень часто сорим деньгами. Хотя мне по душе фраза: «Нужно больше зарабатывать, а не меньше тратить».
Будущее
Мы не хотим всю жизнь работать на Севере, несмотря на хороший доход. Думаю, останемся здесь еще года на три.
Сейчас мы откладываем сразу на несколько целей: на свою квартиру, подушку безопасности, путешествия, дополнительное образование и бизнес. Есть много интересных сфер, в которых хотелось бы преуспеть. Мне нравится и психология, и языки, и графический дизайн.
Бизнес стоит немалых усилий, трат и сил, а также знаний. Но мы привыкли много работать.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.