что должен делать хорошо директор
Десять фраз, которые необходимо знать каждому руководителю
Владельцу бизнеса необходимо уметь правильно общаться со своим персоналом. То, как он это делает, многое говорит о его лидерских качествах. Приведем всего десять фраз, которые каждый руководитель должен использовать практически в обязательном порядке, если он хочет, чтобы его бизнес не пребывал в застое.
1. «Что вы об этом думаете?»
Некоторые руководители не прислушиваются к подчиненным. Хотя это неправильно. Нужно искренне интересоваться мнением участников команды, каждый из них вносит свой вклад в развитие фирмы. Поделившись с руководством советом, специалист становится более заинтересованным в продвижении проекта.
2. «Нет»
Нужно уметь говорить «нет», если предложения или действия сотрудников могут навредить компании. Руководитель — не просто арбитр во всех спорах, а ответственный за репутацию фирмы. В любом вопросе необходимо учитывать не только интересы самой организации, но и принятые нормы деловой этики и правила ведения бизнеса в каждой конкретной сфере.
3. «Расскажите подробнее»
Успешные лидеры любознательны. Для них важно учитывать любые мнения и предложения. Такие люди открыты, они готовы подробно обсуждать всевозможные подходы к решению проблем и внедрению инноваций. Руководитель должен выстраивать различные каналы обратной связи с сотрудниками.
4. «Вот почему…»
Чтобы заставить людей согласиться с каким-то решением или выполнить что-то, необходимо объяснить мотивы своего решения. Проясняя планы, задачи, руководитель делает их более понятными для сотрудников.
5. «Мы команда»
Все члены коллектива должны быть равны, но при этом каждый должен нести ответственность за свой участок работы. Люди должны понимать, что у них одна цель, а их труд — средство ее достижения. Сотрудники должны видеть, что они важный элемент команды, поэтому необходимо постоянно напоминать об общих достижениях и задачах на будущее.
6. «Это наша цель»
Рядовые сотрудники ведут компанию к успеху. Если они не знают, чего им нужно достичь, задача существенно усложняется, поэтому цели необходимо четко проговаривать на общих собраниях и с каждым в отдельности.
7. «Мне очень жаль»
Если начальник допустил ошибку, это нужно признавать. Заметать следы или перекладывать ответственность на другого — плохая идея. Сотрудники все равно будут знать, кто виноват в неудаче, поэтому, чтобы не потерять авторитет, нужно вовремя признать свои ошибки.
8. «Я не знаю»
Конечно, начальник должен быть компетентным в том деле, которым он руководит. Однако признаться, что чего-то не знаешь, не смертельно. Гораздо хуже принимать решение, не имея понятия, о чем идет речь. Слова «я не знаю» свидетельствуют о том, что начальник доверяет сотрудникам, он готов их выслушать и принять их совет. Это, безусловно, сплачивает коллектив.
9. «Почему?»
Почему люди думают, что что-то будет или не будет работать? Почему они хотят изменить установленный порядок? Во всем, что предлагают сотрудники, должен быть свой резон, поэтому руководитель должен интересоваться мотивами решений и действий, которые они предпринимают. Иначе деятельность фирмы может стать неэффективной.
10. «Спасибо»
Людям нравится, когда их ценят. Благодарность — один из лучших и самых простых способов выразить признательность. Важнейший навык хорошего лидера — умение оценить старания других.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Обязанности руководителя отдела продаж
Как и любой бизнес-процесс, продажи требуют создания определенной системы. Чтобы настроить такую систему, нужен специалист — руководитель отдела продаж, или РОП.
Считается, что в руководителе отдела продаж должны сочетаться управленческая проницательность, целеустремленность, навыки решения проблем. Способность межличностного общения необходима как для работы с сотрудниками отдела, так и для развития отношений с клиентами. Умение аналитически подходить к решению проблем востребовано из-за необходимости анализировать большие объемы данных о продажах и создавать успешные стратегии для отдела продаж. Кроме того, немаловажен и практический опыт продаж для понимания проблем, с которыми сталкиваются сотрудники.
Кто такой руководитель отдела продаж
Руководитель отдела продаж — это специалист, который занимается созданием системы сбыта в бизнесе. В зависимости от размера и профиля организации меняются и функции РОПа. Например, на небольшом B2B-предприятии он может руководить несколькими менеджерами, которые обрабатывают заявки с сайта. В компании среднего размера — заниматься контролем десятков сотрудников, обеспечивать их эффективность, работать над системой мотивации. В крупной компании в обязанности РОПа может входить разработка стратегии реализации товара, создание системы обучения и грейдирования, контроль тендерной и маркетинговой работы.
Как правило, РОП должен:
Бывает, что руководители компаний требуют от РОПов дополнительной квалификации, например, хорошо разбираться в маркетинге.
Что должен знать руководитель отдела продаж
Ключевая компетенция руководителя — уметь создать отдел, который будет добиваться выполнения поставленного плана сбыта. Эффективный РОП должен разбираться в ряде вопросов:
В вакансиях на должность РОПа от соискателей обычно требуют знаний и навыков не только в продажах, но и в смежных дисциплинах. Пригодится высшее профильное образование, знание коммерческого и гражданского законодательства, маркетинговые навыки, понимание порядка ценообразования и разработки коммерческих условий.
Ключевая компетенция руководителя — управление сотрудниками. Бывает так, что руководителем ставят хорошего менеджера по продажам. Это не всегда эффективное решение, ведь руководитель должен не просто продавать, а уметь создать коллектив и поддерживать в нем тонус. Неумелый руководитель сделает только хуже, он может нарушить рабочие процессы и сломать отлаженную систему.
Мы обращаем внимание и на техническое навыки РОПа. Он должен свободно ориентироваться в CRM, понимать, какие образом считается конверсия, как формируется воронка продаж. Кандидат на позицию руководителя отдела продаж должен иметь опыт личных продаж. Иначе он не сможет обучить менеджеров технике выявления потребности, работы с возражениями и дожима.
Илья Зиновьев, руководитель отдела продаж TOPsharing.center
Должностная инструкция
В должностной инструкции обычно пишут, что руководитель продаж подчиняется непосредственно генеральному директору компании, реже — директору по маркетингу или сбыту.
Настраиваем Контур.CRM под процессы компании и помогаем внедрить систему в бизнес
Основные обязанности РОПа, которые заносят в инструкцию:
Должностная инструкция руководителя отдела продаж — гибкий документ, в который нужно вносить изменения в зависимости от развития компании.
У нас руководитель компании стратегически определяет целевые показатели, а задача РОПа — выйти на эти показатели. Кроме этого, начальник отдела продаж отслеживает промежуточные контрольные точки и взаимодействует с отделом маркетинга: следит за количеством лидов, которые обрабатывает менеджер, за наполнением воронки и трафиком.
Одна из основных функций руководителя по должностной инструкции — это формирование благоприятной атмосферы в коллективе. Если нет доверия между РОПом и менеджером — не будет результата.
Есть контрольная функция — РОП отслеживает активность менеджера, помогает ему выявлять целевых клиентов.
Илья Зиновьев, руководитель отдела продаж TOPsharing.center
Основные задачи РОПа
Судя по вакансиям, опубликованным на HeadHunter и других профильных ресурсах для поиска работы, основная задача руководителя — организовать работу отдела так, чтобы выполнялся план продаж.
Вот какими задачами обычно предлагают заниматься:
Идеальный РОП — это профессионал, обладающий лидерскими качествами и харизмой, но при этом отличающийся умением системно мыслить и настраивать бизнес-процессы. Хорошо, если у него есть опыт линейного менеджера, и он может своим примером показать, как нужно продавать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как поставить себя в новом коллективе: 7 советов руководителю
1. Познакомьтесь с командой
«О том, что у нас появился новый начальник, мы узнали по сарафанному радио. Сам он впервые зашел в нашу комнату примерно через неделю после выхода. До этого мы видели его бегло в коридоре: всё время он проводил у высшего руководства. Мы чувствовали себя ненужными и между собой сразу невзлюбили нового босса», — вспоминает Ирина, менеджер по продажам строительной компании.
Официальным знакомством не стоит пренебрегать. В зависимости от традиций вас может представить коллективу топ-менеджер, руководитель HR-службы, или вы сами можете организовать встречу.
Екатерина Заричная, бизнес-тренер компании «Практики управления», отмечает, что представить нового руководителя надо обязательно, даже если он коллективу уже знаком — вырос внутри компании. Так происходит «инициация» руководителя в новой роли.
На первой встрече ваша задача — произвести приятное впечатление. Кратко расскажите о себе, своем опыте и планах.
Александр Савельев, руководитель отдела маркетинга корпоративных клиентов компании Skyeng, вспоминает свой опыт: «Мне достаточно было показать, что я не «назначенец», а вполне понимаю, чем они занимались ранее, и у меня есть план что делать дальше».
Озвучить серьезные изменения с ходу не получится, зато можно обозначить, что в ближайшее время вы войдете в курс дел и встретитесь с каждым сотрудником (или с каждой группой сотрудников либо руководителями отделов в зависимости от масштабов коллектива).
2. Познакомьтесь с другими руководителями
Плохие коммуникации с «соседями» могут создать большие проблемы в работе, а также дать повод для сомнений в вашей компетентности. Бизнес-тренер Людмила Городничева, партнер компании Right Solution, часто сталкивается с тем, что незрелые руководители не умеют выстраивать границы со смежными департаментами и, стараясь понравиться руководству, берут на себя непосильные задачи. Затем эти задачи падают на команду, и люди начинают возмущаться.
Лариса Филатова, руководитель дирекции по работе с персоналом ОЭЗ «Технополис «Москва», дополняет, что поток задач со стороны смежных департаментов может стать вариантом проверки новичка. Коллеги прощупывают навыки взаимодействия и неформальной коммуникации.
Она советует обсудить с непосредственным руководителем круг обязанностей и ответственности. Если от соседей летят задачи, которые кажутся явно не вашими, то спросите прямо, с чем это связано. Вполне возможно, в компании так принято работать или коллегам действительно нужна помощь здесь и сейчас. Если все-таки это попытка создать для вас невыносимые условия работы (что маловероятно) или проверить вас на прочность, то имеет смысл обратиться к вашему руководителю с просьбой помочь разобраться в каналах взаимодействия и правилах игры.
3. Соберите информацию внутри команды
Когда Алексея назначили на должность директора по маркетингу, он был окрылен повышением и увлеченно стал разрабатывать планы. Он хотел запустить новую рекламную кампанию, замахивался на ребрендинг. Мотивированный, он работал сутками: бегал на презентации, назначал встречи с подрядчиками, приводил в офис журналистов.
А команде все это было в новинку: люди не понимали, куда «летит» новый директор, почему всё нужно так срочно и главное, чем плохо было раньше. Алексей старался быть открытым, но на вопросы у него почти никогда не хватало времени. Стоило начать разговор с ним, как ему звонили очередные партнеры, он извинялся и уходил. Коллективу были непонятны как личность начальника, так и «прилетающие» от него поручения. Вскоре ключевые сотрудники департамента начали увольняться один за другим.
В нашем менталитете сильно сопротивление переменам: все знают, что «новая метла по-новому метет», и эта фраза имеет скорее негативную окраску. Проще говоря, от нового руководства хорошего не ждут.
Чтобы снять общую тревожность, больше общайтесь с командой, знакомьтесь с коллегами. На первой неделе стоит организовать общую или индивидуальные встречи, чтобы почувствовать настроение коллектива и узнать, как обстоят дела, какие есть узкие места в работе.
Александр Савельев советует тщательно готовиться к этой встрече: составить список вопросов, изучить последние отчеты и регламенты. На самой встрече предоставьте слово собеседнику, делайте для себя пометки во время общения, чтобы ничего не забыть.
4. Не спешите с критикой
Многие руководители стремятся быстрее проявить себя на новом месте и демонстративно ломают старое. Татьяна Долякова, основатель кадрового агентства ProPersonnel, отмечает, что российские менеджеры любят сразу применять жесткие меры: кого-то увольняют, вводят штрафы, подчеркнуто обесценивают опыт предшественника, пересматривают мотивацию персонала и тем самым, вместо того чтобы обрести в коллективе искренних союзников, демотивируют людей.
Иногда рвением к переменам можно испортить отношения не только с командой, но с руководством.
Карьерный консультант Оксана Дебольская вспоминает кейс из своей практики: к ней обратился молодой человек, получивший долгожданное назначение на позицию начальника отдела. Приняв дела, он начал яростно критиковать работу своего предшественника. При этом он часто употреблял «мы», «нас», имея в виду коллектив отдела. Он не учитывал, что некоторые решения предыдущего руководителя исходили из политики вышестоящего начальства. Получалось, что тем самым он активно критиковал и свое нынешнее руководство. В итоге его быстро заменили более сдержанным руководителям.
5. Не теряйте границы
Безусловно, с командой важно наладить хорошие отношения, но важно и не перейти грань, за которой подчиненные начнут вами манипулировать и относиться к вам панибратски. Это ложная дружба, она не гарантирует того, что коллектив поддержит вас в сложной ситуации. Наоборот, привыкнув к свободе, они могут постоянно манипулировать вами.
Оксана Дебольская рассказала, с какими трудностями столкнулась одна ее клиентка, став начальницей в новом коллективе. Она была ответственной, умной, профессиональной, но слишком демократичной. От нее ожидали стандартных действий руководителя в отношении коллектива — контроля за дисциплиной, качеством работы, организации четкого командного взаимодействия с другими подразделениями. А она действовала слишком мягко, упрашивала, уговаривала, обещала поблажки в виде отгулов и премий там, где не требовалось никаких сверхусилий, а надо было просто хорошо сделать свою работу. В результате ее команда видела в ней «своего парня», а не начальника.
6. Будьте открытыми
Эксперты едины во мнении: чтобы наладить отношения, нужно показать свою открытость, увлеченность и готовность к диалогу — тогда сотрудники ответят взаимностью.
«Сейчас в тренде ответственность, профессионализм, вовлеченность сотрудников. Поэтому и относиться к ним стоит как к профессионалам, любая критика должна быть конструктивной, общение — тактичным», — напоминает Владимир Щербаков, директор по развитию Teachbase.
7. Не спешите увольнять и нанимать
Многие руководители грешат тем, что пытаются на новом месте воссоздать условия своей прежней работы. Речь не об уникальных успешных практиках, а о подходах и способах коммуникации, которые руководителю просто привычны. И о найме своих прежних коллег — не потому, что они лучше нынешних помощников, а потому, что он к ним тоже просто по-человечески привык. Стоит ли говорить, что замена ключевых сотрудников на новом месте «своими людьми» вызывает особенное неудовольствие коллектива?
Не стоит спешить с увольнениями, пока вы недостаточно знаете ситуацию. Даже если вы решились привести в новую компанию старых коллег, оцените, впишутся ли они в новую команду.
«Не стоит делать этого сразу: сначала присмотритесь к компании и ее корпоративной культуре. Бывают ситуации, когда действительно лучше сосредоточиться на развитии имеющейся команды», — заключает Владимир Щербаков, директор по развитию Teachbase.
А если саботаж?
Бывает, как бы руководитель ни старался выстроить конструктивные отношения, коллектив все равно его не принимает. Возможно, они были очень привязаны к предыдущему руководителю или, наоборот, руководители менялись в компании слишком часто.
«Жаловаться своему непосредственному руководителю стоит в последнюю очередь, хотя и скрывать от него свои ваших инициативы по увольнению не нужно», — уточняет Лариса. Подробнее о том, как действовать, если команда бойкотирует нового босса, мы рассказывали здесь.
Татьяна Долякова советует управленцам на новом месте в первую очередь искать союзников из числа наиболее мотивированных и эффективных сотрудников: их надо беречь, потому что выполнять свои задачи вы будете с их помощью.
Правила успешного руководителя
Руководитель – это человек, который не просто является лидером и руководит группой людей, но человек, обладающий особыми качествами, знаниями, навыками и умениями, позволяющими ему грамотно организовывать работу находящихся в его подчинении людей, и достигать поставленных перед собой задач и целей. Но, помимо этого, руководитель должен применять к своей работе некоторые правила, которые позволят ему максимально эффективно выполнять свои функции. И сегодня мы поговорим на тему того, какими же правилами должен руководствоваться в своей деятельности успешный руководитель.
Руководитель – тот человек, кто постоянно общается с людьми. Умение выстраивать контакт с каждым человеком – не просто правило, которого нужно придерживаться, это необходимость, без которого руководитель не будет успешным. На онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации» вы научитесь лучше взаимодействовать с людьми. Вы узнаете и сможете применять в своей жизни 72 лучшие коммуникативные техники, которые мы собрали из десятков книг и тренингов.
Правила успешного руководителя
Ниже мы предлагаем вашему вниманию дюжину универсальных правил для любого руководителя, который стремится к успеху и высоким результатам:
И в заключении лишь добавим, что успешный руководитель не должен ограничивать свои действия только постановкой задач, выдвижением требований и контролем качества выполнения работы. Он должен быть творцом в деле создания эффективной команды, должен быть вдохновителем и главной мотивирующей силой для всех своих людей. По этой причине в спектр его задач должно входить и создание почвы для развития, и работа над построением эффективной системы коммуникации, и деятельность по актуализации способностей каждого сотрудника.
КАКОЙ ВЫ РУКОВОДИТЕЛЬ: Естественно, быть хорошим и успешным руководителем может быть сложно, ведь лидерство – это, в первую очередь, работа с людьми. Но чтобы работать с людьми, нужно иметь представление об индивидуальном подходе к каждому из них, видеть их особенности и уникальность. Но как можно разобраться в ком-то, если не знаешь себя самого? Скорее всего, сделать это будет очень трудно, поэтому изначально нужно узнать себя. И сегодня у вас есть прекрасная возможность сделать это, причём на это не нужно будет тратить много времени, перечитывать уйму сложной литературы и бесконечно разбираться в себе. Мы предлагаем вам пройти наш авторский систематизированный курс по самопознанию, который расскажет вам и о ваших лидерских способностях, и о способностях в командной работе, и об индивидуальных качествах и преимуществах, и даст много другой, не менее интересной и важной информации. Так что не теряйте времени даром и начинайте познавать себя – курс вы найдёте по этой ссылке.
Мы желаем вам успехов в прохождении курса и желания стать, в первую очередь, успешным руководителем для самого себя!
18 привычек успешного руководителя
Художников затронули, писателей тоже. Значит, самое время коснуться тех, кто не хочет играть в творчество, а стремится заработать много денег. В большинстве своем такие люди стремятся стать высокими начальниками. Если посмотреть на количество пунктов, то покажется, что это практически невозможно. Но все куда проще. Нужно всего лишь обладать хотя бы минимальными зачатками ума и быть человеком. А если соблюдать все пункты, то можно стать таким же безупречным как президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Но для этого нужно еще быть сверхчеловеком.
1. Умение работать в имеющихся условиях
Руководитель — это не тот человек, который просто сидит в конуре, жалуется на погоду, события в стране, нерадивых людей. Он не пытается перестроить людей, понимая, что это невозможно. Единственное, что он делает (и делает абсолютно правильно) — так это подстраивается под обстоятельства. Потому что своим маленьким свечным заводиком он вряд ли перевернет экономику России, но зато может обогатить себя и окружающих.
2. Желание создать хорошую атмосферу в коллективе
Начальник не Петрушка, который веселит и развлекает коллектив. У него немного другие обязанности. Он не должен быть Арлекином, который издевается над Пьеро на потеху публике. Он просто обязан сохранять в коллективе позитивный настрой. Потому что от рулевого зависит то, как поплывет корабль. Если вместо резвого парусника капитана Врунгеля ваша контора станет кораблем дураков, обреченных на гибель в морских водах, то вместо островов, груженных ацтекским золотом, вы звиздрякнитесь о скалы. И потонет ваш корабль, как жертва мафии с забетонированными ногами.
Безусловно, начальник не может всегда улыбаться и радоваться. Решая сложные и крайне неприятные задачи, он бывает и негативным, и жестким, а порой и жестоким. Но если подавляющая часть управления строится на негативе, это верный знак того, что всем сотрудникам нужно менять место работы, а руководство отправить под Гаагский трибунал.
3. Забота о подчиненных
Он не строит рабочий процесс так, чтобы было удобно ему одному. Нормальный начальник, в первую очередь, думает о комфорте коллектива. Есть такой подвид руководителей, которые покупают в офис чай за 46 рублей, туалетную бумагу из серии «наждачка для самых отважных», экономят на уборке, вместо комфортных столов ставят какие-то школьные парты. Начальнику, может быть, в таком аскетизме комфортно, но остальные сотрудники чувствуют себя, словно на галерах. Хуже, когда рабочее место начальства выглядит как президентский кабинет, в то время как остальные мучаются, как те дети, что собирают айфоны в сырых подвалах.
4. Самообучение и самосовершенствование
Возможно, на первом этапе начальник может не разбираться в индустрии и не знать компанию, которую он возглавляет. Но через какое-то время разбираться в индустрии и в том, что происходит в организации, он просто обязан. Иначе, он пустышка, а не начальник. Кто-то скажет, что нельзя браться за дело, в котором не понимаешь ни бельмеса. Мы бы не были столь категоричны. Нельзя относиться халатно и безответственно к тому, чем ты руководишь. В конце концов, научиться руководить можно только на практике. Ни в одном ВУЗе не научат, как кричать на людей, эффективно повышая производство. Мы можем привести полно примеров, как обычный инженер из птицефабрики стал руководителем крупного завода по добыче минеральных удобрений, а врач открыл свой журнал.
5. Командная работа
И уборщице, и первому заместителю нравится работать в успешной команде, которая все звезды с неба обдерет, словно яблоки из чужого сада. Потому что когда твоя контора побеждает, то причастными чувствуют себя все, даже те, кто в декрете и был уволен. Настоящие команды тогда и складываются, когда сообща достигают результата. По-настоящему хороший начальник работает вместе с командой, в едином порыве, а не вопреки ему. Он принимает непосредственное участие в работе, беря на себя ответственность и в случае провалов. Даже если после грандиозного фиаско начальник вызывает к себе на ковер подчиненных с целью орально покрыть их благим матом и указать им на недочеты, потом он должен задуматься над тем, какой прокол допустил он. Может быть, был слишком мягок и дал коллективу чересчур много свободы? Или выбрал не тех заместителей? Или надо еще подучить матчасть? Исправляться должны все.
6. Человечность
Хороший начальник ненавязчиво становится примером для подражания. И дело даже не в его статусе, положении, марке автомобиля, на котором он ездит, и часах, которые болтаются на его руке. Скорее, большее внимание уделяется тому, как он общается с сотрудниками, как мыслит и как говорит, что делает и что не делает. Не хочется никого унижать, но стадо следует за пастырем, так или иначе. В том числе и потому, что он стоит на возвышенности и говорит, куда двигаться. Люди всегда берут пример с тех, кто немного успешнее.
7. Скромность
Начальник не звезда, которая блистает на фоне своих посредственных сотрудников. Для этого нужно быть либо Стивом Джобсом, либо Илоном Маском, либо Игорем Гамулой. Хороший начальник – это тот, который знает: его главное достояние и ресурс – это его сотрудники. Хороший начальник презентацию успехов организации предоставляет своим сотрудникам, а ошибки и неудачи представляет сам. Хороший начальник развивает своих сотрудников, старается сделать их сильнее и эффективнее. Разумеется, в корыстных целях. Ничего благородного в этом нет. Тут даже речь не о скромности, а о создании комфортных условий для своих подчиненных.
8. Адекватность в оценке ситуации
Начальник не должен терять связь с реальностью. Только цепко держаться за реальность. Потому что подчиненные всячески стараются нарисовать ему далекую от реальности картину. Либо они жалуются на то, что все очень плохо, либо льстиво преувеличивают достижения и его значимость. Важно не забронзоветь, не пойти на поводу у нытиков. Иначе, это будет конец твоего успеха. Только самокритичность, трезвая самооценка и обратная связь позволят удержать поводья в руках.
9. Организация работы и раздача поручений
Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. А это ой как не просто. Иногда слушать претензии и оправдания становится невыносимо, и понимаешь, что легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения от этих баранов. Разумеется, так делать нельзя. Иначе коллектив отобьется от рук и сядет на шею. Руководителю нужно создать такие условия, чтобы подчиненные сами проявляли активность. Иногда нужно поощрить, иногда приструнить и наконец-то купить стул, который так просят.
10. Авторитет
Не обязательно отрубать по пальцу за малейшую провинность и водиться с мутными гражданами, чтобы стать авторитетом. Ведь по большому счету авторитет — это совокупность статуса и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности. Поэтому нужно сделать так, чтобы ни у кого не возникло сомнений в правильности твоего статуса и места под солнцем. А это все достигается деяниями, батенька, только ими.
11. Положительный имидж
А вот уже имидж — важная составляющая авторитета руководителя. Это не столько требования к внешнему виду (в конце концов, Чичваркина это мало заботило), сколько культура речи, манеры, поведение, общение. Все-таки руководитель представляет не только себя, но и своих подчиненных. Он, если можно так сказать, лицо руководимой им группы. И потому от него требуется быть похожим на человека.
12. Терпеливость
Деньги так сразу не приходят. Слава и успех тоже. Нужно запастись терпением: оно очень пригодится на посту руководителя. Особенно когда дело дойдет до разборок с подчиненными. Человеческий фактор — вещь, от которой никуда не деться. Они будут врать, кормить завтраками, задерживать сроки, не всегда делать то, что нужно. Бесцеремонно выгонять за каждый прокол тоже не выход — людей не напасешься. Поэтому нужно подавлять желание разнести офис в клочья и сжать горло проштрафившегося работника, чтобы аж кефир из жопы потек. Задержи дыхание, прояви терпение, друг мой. Ведь это одна из свай, на которой держится сруб мудрости.
13. Решительность и действие
Очень важное качество лидера – умение быстро принять решение и начать действовать. Человек, не уверенный в себе и в своих действиях, может даже не пытаться стать руководителем. Ничем хорошим это не закончится. Время на долгие и тщательные раздумья есть не всегда. Несколько часов и отважный риск — все, что есть в твоем инвентаре.
14. Самоконтроль
Очень сложно контролировать подчиненных, если руководитель не умеет контролировать себя. Требуешь не опаздывать, не опаздывай и сам. Можно, конечно, всегда сказать, что начальство не опаздывает, а приходит тогда, когда посчитает нужным. Но кичиться этим особенно не стоит. В лексиконе руководителя вообще не должно быть фраз «Я тут главный», «Я начальник». Это только портит всю атмосферу и выставляет его ничтожеством и посмешищем.
Считается, что начальник должен быть образцом для подчиненных. Это верно. Только не нужно думать, что справедливость спасет тебя от кривотолков и нелестных отзывов, люди ведь разные бывают. Но чем гуманнее и справедливее ты будешь к ним относиться, тем лучше микроклимат в коллективе.
15. Четкость и конкретность
Лидер всегда имеет четкий план перед глазами. Он понимает, в каком направлении нужно развивать отдел и на что ставить акценты. Он конкретен и четко ставит задачи своим подчиненным, описывает тот конечный результат, который он хочет получить и в какой срок. А если надеяться на известный авось и говорить подчиненным: «Делай как хочешь», то получишь хрен знает что.
16. Умение «слушать»
Умение слушать в очередной раз показывает свою необходимость. Ведь лидер — это далеко не человек, который умеет красиво говорить и красоваться перед людьми, которым платит 20000. Это человек, который умеет слышать людей, а особенно подчиненных. Важно понимать проблемы своих сотрудников и находить правильные пути решения. Руководитель всегда находится на передовой вместе со своими подчиненными, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы послушать новичка.
17. Изобретательность, предприимчивость
Когда мы говорим про руководителей, то зачастую имеем в виду именно предпринимателей. А он должен быть каким? Пред-при-им… Правильно, предприимчивым. Вообще, это качество необходимо каждому руководителю, не только гуру бизнеса. И чтобы от успеха было совсем невозможно скрыться, добавь к нему изобретательность и наблюдательность. Настоящий руководитель должен вовремя заметить возможность и найти способ воспользоваться ей. Плевать, что кризис и казна пуста. Не бывает скверных времен в царстве мудрого короля.
18. Твердость
Рабочий процесс будет изнурять руководителя соблазнами; искушать преждевременным успехом; окутывать правдоподобной ложью подчиненных, поставщиков, партнеров; запугивать угрозами ОБЭПа и других инстанций; сводить с ума успехом конкурентов и всячески издеваться над сознанием. Но он должен быть тверд духом, не сомневаться в своем убеждении. Иначе, поддавшись на провокации, повесит табличку «Закрыто» и уйдет продавать сигареты поштучно.