что для вас лично как профессионального педагога значит тема инклюзивное образование для детей с овз
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей»
Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей»
У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете!
Об инклюзивном образовании, как о новой форме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в последнее время в российском обществе говорят очень много. И не только говорят. С начала 21 века инклюзивное образование начали вводить в российских школах и дошкольных учреждениях. Чем инклюзивное обучение хуже или лучше специального коррекционного обучения? На этот вопрос у каждого найдётся свой ответ.
Что же такое в моём понимании инклюзия?
Сейчас в России здоровые дети учатся в одних учебных заведениях, дети с ограниченными возможностями здоровья – в специализированных коррекционных школах или классах. В таких школах для детей создаются все необходимые условия для обучения и воспитания. До сегодняшнего дня многие считают такое обучение наиболее эффективным. Но практика показывает, что выпускники специализированных школ живут в другой модели общества и, выйдя из стен школы, не готовы к дальнейшей жизни в социуме.
Раньше весь мир учил детей с ограниченными возможностями здоровья по такому же принципу. Саламанская декларация (Юнеско, 1994 г.) дала старт новому подходу. Мир начал менять отношение к образованию в целом. Теперь в этот процесс включается и Россия.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, разумеется, ребенок особенный. Я считаю, что особенным он становится ещё и потому, что его отправляют учиться в специальное учреждение для инвалидов, изолируют от реального общества, тем самым еще больше ограничивая в развитии. Разве этого он хочет? Разве он, как и любой другой ребенок, не нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками? Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, дети становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с его крайне низким уровнем толерантности.
Но почему же тогда многие выступают против инклюзивного образования? Чаще всего это либо педагоги, которым предлагают работать в инклюзивных классах (группах, либо родители детей, с которыми обучается ребёнок с ограниченными возможностями.Опасения учителей понятны: когда в общеобразовательном классе находится ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, от учителя требуется совсем другой уровень профессионализма. Функции учителя, знания, возможности должны очень сильно поменяться. Минимальные требования к базовому стандарту не пропишешь для каждого ребёнка, они общие, и учитель должен выдать стандарт всем детям. Для этого необходимо усовершенствовать техническое оснащение образовательных учреждений и подготовить всех педагогов, работающих в инклюзивных классах (группах) по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
Сегодня отношение к детям с ОВЗ заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно всем детям без исключения. Основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
В ходе эксперимента, который идёт сейчас по нашей стране, предстоит точно понять, каких детей стоит переводить на инклюзивное обучение, каких вообще – нельзя. Какие средства нужно потратить, чтобы создать для всех детей страны условия для совместного обучения, какие образовательные программы скорректировать. Но я верю, что наша страна успешно и в короткий срок преодолеет все объективные и субъективные трудности по внедрению инклюзивного образования.
Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Самочернова А. А., старший воспитатель, Изгагина М. В., Воспитатель, МАДОУ детский сад № 50 г. Ревда Особенности образовательного процесса.
Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (понятие, цель, задачи, принципы,.
Инклюзивное образование. Конспект занятия с детьми с ОВЗ, ОНР на примере музыки П. Чайковского Авторская разработка ВАЛЕНСКОЙ ЛИАНЫ ВИКТОРОВНЫ Музыкального руководителя 1 категории и детского хореографа одного из занятий с детьми.
Инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации» Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно.
Рабочая программа логопеда в средней школе (инклюзивное образование, ТНР) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Логопедические занятия» (Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся средней школы). Пояснительная записка.
Инклюзивное образование: замыслы и реальность Винникова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 213 «Открытие» «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком,.
«Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования»
Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования.
Возьми в ладони детскую ладошку,
Взгляни в глаза и просто улыбнись
Перед тобой ребенок, хрупкий – крошка,
Перед тобой совсем другая жизнь!
Дети все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать.
Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы должны постараться дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций:
ü признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения;
ü направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
ü осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
ü понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, по моему мнению, — готовность к оказанию помощи.
Готовность к оказанию помощи — это личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, креативность, творческий подход к решению проблем. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
-владение педагогическими технологиями
-знание основ коррекционной педагогики и специальной психологии
-вариативность и гибкость педагогического мышления
-учет индивидуальных различий детей
-рефлексию профессионального опыта и результата
-готовность к профессиональному взаимодействию
Вместе с тем внедрение инклюзивного образования в России столкнется обязательно с рядом трудностей, а именно:
· Настороженное, а порой и негативное отношение здоровых детей к детям с особенностями в развитии. Родительская общественность здоровых детей в большинстве случаев не готова к инклюзивному образовательному процессу и категорически не желает совместного обучения своих детей с детьми, имеющими различные функциональные особенности.
· Отсутствие специального медицинского сопровождения в учебном заведении и создания условий для обучения детей с ОВЗ.
· Не полностью сформированная законодательная база, регламентирующая права детей-инвалидов, а также неэффективны программы по трудоустройству выпускников с ОВЗ.
· Учителя школы психологически ещё не готовы к таким серьёзным преобразованиям. Необходимо время, чтобы понять и принять принципы инклюзии.
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.
Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
И в завершение образа педагога хотелось бы сказать словами Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Моё отношение к проблеме получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях дифференцированного и интегрированного (инклюзивного) обучения
Эссе на тему «Моё отношение к проблеме получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях дифференцированного и интегрированного (инклюзивного) обучения» (субъективный взгляд)
Мнение учителя о введении, проблемах, рисках, перспективах развития инклюзивного образования.
— это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Содержимое разработки
Эссе «Моё отношение к проблеме получения образования обучающимися с ОВЗ в условиях дифференцированного и интегрированного (инклюзивного) обучения»
«Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
На сегодняшний день образование детей с ОВЗ является одним из приоритетных направлений развития системы образования в РФ. Цель образования, включая инклюзивное образование: создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию, обеспечение доступности общего образования для детей- инвалидов и детей с ОВЗ.
Вывод: инклюзивное образование имеет проблемы внедрения: отсутствие информационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения), программно-аппаратного обеспечения, оптимизированного на основе использования технологий, предназначенных для детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего целям и задачам обучения, индивидуальным потребностям обучаемых, отсутствие условий, основанных на принципах создания технологической инфраструктуры, ориентированной на инклюзивное образование: удобстве использования, доступности, гибкости, экономической доступности. Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности. В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Я считаю, что инклюзивное образование имеет перспективы развития, так как оно предполагает доступность образования для всех детей и способствует приспособлению к особым образовательным потребностям всех детей. Ведь в инклюзивном образовании процесс обучения (среда, условия, средства) подстраивается под нужды и образовательные потребности ребенка с обязательным предоставлением индивидуальной программы обучения, т.е. происходит адаптация системы к образовательным потребностям детей. Поэтому нужно создавать соответствующие условия ребёнку, чтобы полноценно учиться и развиваться. А инклюзивное образование с использованием дистанционных технологий является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения детей с ОВЗ. Ведь можно вести обучение в стенах дома, при этом активно общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции в чате, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. При этом развивается учебное товарищество, что является одним из обязательных условий полноценной инклюзивной школы. Постоянное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей особенно помогает в решении разных проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения детей с ОВЗ.
Профессиональный и личностный портрет педагога, работающего в системе инклюзивного образования
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности человека с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др. Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья, по моему мнению, — готовность к оказанию помощи. Согласно различным источникам, готовность к оказанию помощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
В образовательном процессе педагог должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (лабораторные эксперименты, полевая практика). Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательныйпроцесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.
В воспитательном процессе педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, использовать их как на уроке, так и во внеклассной деятельности; эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Педагог должен быть готов принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Наличие профессиональной установки на оказание любому ребёнку, способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития, умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. Важной компетенцией учителя, необходимой для реализации процесса включения ребёнка с особыми образовательными потребностями, названо умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребёнка и отслеживать динамику развития ребёнка.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как изначально такой ребенок является более зависимым от педагогической помощи, чем нормально развивающиеся сверстники.
Таким образом, профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.
Хорошими учителями не рождаются – ими становятся. Конечно, невозможно сделать всех гениальными учителями, однако абсолютно точно возможно научить педагогов быть эффективными и выполнять свою работу хорошо.
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.
Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.
Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере В январе 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в основе которого положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки.
Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования 1-слайд :Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования. 2-слайд : В этой связи видится острая.
Особенности подготовки учителя физкультуры в системе инклюзивного образования В последнее время существенно увеличилось количество детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Все больше осознается, что.
Презентация «Профессиональный стандарт педагога» Презентация на тему «Профессиональный стандарт педагога». Данная презентация предназначена для педагогов дошкольных учреждений. В ней раскрыты.
Профессиональный опыт воспитателя «Краеведческий подход в системе экологического воспитания дошкольников» 1 слайд Рада приветствовать вас, дорогие коллеги, гости. Хочу представить вашему вниманию презентацию своего профессионального опыта. 2.
Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.
«Соблюдение норм этики в работе молодого педагога». Личностный и профессиональный рост педагога Соблюдение норм этики в работе молодого педагога» «Только тот, кто владеет собой может повелевать миром». Вольтер (Франсуа Мари Аруэ).
Эссе на тему «Инклюзивное образование детей с ОВЗ»
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра коррекционной педагогики
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
Студентки 1 курса 156 группы
направления 44.04.03 «Специальное
и специального образов a ния
Вечкановой Анны Викторовны
Проверил зав.каф. коррекционной педагогики
доцент ______________________ Ю.В. Селиванова
Я считаю, что к a ждый человек, вне зависимости от физических, психических или интеллектуальных особенностей имеет право на образование и с этим нельзя не согласиться. Сейчас в нашей стране функционирует система специального образования для детей – инвалидов, так называемое «инклюзивное образование». Что же такое, «инклюзивное образование»? Инклюзия это, активное включение в образование детей с р a зличными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Главная отличительная черт a инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».
Я предпол a гаю, что обучение детей с особенностями развития совместно со здоровыми сверстниками не должно вызывать такую волну негатива и высказываний о том, что это ни к чему хорошему не приведет. Д a вайте не будем забывать, что инклюзия означает – раскрытие любого ребенка с помощью образовательной программы, которая очень сложна, но соответствует его способностям. Почему, например, ребенок a утист или другой особенностью здоровья лишен, того, что предлагают его сверстникам, ведь все дети равны и они не должны чувствовать себя изгоями.
Необходимо создать т a кие условия, при которых дети – с ограниченными возможностями будут чувствовать себя так же как и остальные. Я поддерживаю идеи, к которым призывают сторонники совместного обучения, а именно к воспитанию толерантности: дети, получающие инклюзивное образование, учатся милосердию, вз a имоуважению и терпимости. Итогом внедрения такой методологии должно стать улучшение качества жизни учащихся в целом и тех из них, кто относится к социально- уязвимым группам.
Хочется еще р a з обратить внимание на том, что все дети разные, и никто не заслуживает упреков и «тычков» в спину только из – за того, что ты не похож на остальных. Дети – инвалиды такие же, как мы, только со своей особенностью, и нельзя их обделять тем, что доступно здоровым. У каждого будут свои аргументы и доводы по этому поводу. Многие счит a ют, что при массовом внедрении инклюзивного образования большинство родителей будут против и у них на это будут свои причины. Родители детей-инвалидов не должны прятать своих детей от общества, дети должны общ a ться, получать образование. Они такие же дети как ВСЕ!
К a ждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Ст a ндартом нового поколения три года назад.
ФГОС предлагает четыре вари a нта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусм a тривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.
Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Но я также понимаю, что в такой кропотливой, требующей большого терпения, работе должны уч a ствовать и логопеды, педагоги-дефектологи, инструкторы по ЛФК, тьюторы, а также координаторы по инклюзии. Но таких специалистов у нас нет.
Также хочется отметить, что многие коллеги демонстрируют невысокие показатели знаний и умений по инклюзивному воспитанию и обучению детей, но проявляют к a к и я достаточно большой интерес к данной проблеме, что позволяет говорить о целесообр a зности обучения их по данному направлению, но этого недостаточно.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно р a стет. Также отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефектов, комплексного хар a ктера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Поэтому я счит a ю, что инклюзивное образование является шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей обр a зовательной системы. И со временем такие проблемы, как психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы соци a льной поддержки, установка пандусов, переоборудование мест, одноэтажный дизайн школы и так далее снизятся на нет.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Р a бота с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с н a рушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.
Я работаю в школе, где пока нет детей с ОВЗ, но они могут прийти. Педагоги и я в том числе должны быть готовы к работе с такими детьми, поэтому у меня нет личного опыта в работе с таким детьми, а только теория. Но я думаю, если в мой класс придет такой ребенок, то я постараюсь справиться с таким обучением.