что делают военные в полях
Еще немного армии))) Поля. Как по мне, так лучше чем душная казарма
Отдых сапёра
Не перепутай)
Армейские палатки.
В период моей службы в армии (офицер) довольно много времени проводил на полигонах. Жили, соответственно в палатках. И не раз происходили курьёзные (и не очень) случаи.
Заступил я дежурным по лагерному сбору. После отбоя проверив суточный наряд и караул, зашёл в офицерскую палатку соседней роты попить чаю с корешами. Сидим, лясы точим. И вдруг, ни с того ни с сего, решил выйти на улицу, подышать. Вышел, посмотрел направо и увидел, что сверху палатки моей роты, возле трубы, идёт дым. Я заскочил в палатку, схватил бутылку с водой и рванул наверх, поливать место возгорания. На палатке сверху, где должна выходить труба печки, ставится специальная пластина, а когда печка не ставится, отверстие закрывается клапаном, в который зашит деревянный брусок. Получилось, что клапан был неплотно привязан и деревяшка касалась трубы. А топили печи хорошо, так что труба накалилась и брусок начал тлеть. После того, как я затушил место возгорания, палатка превратилась в баню, пара было много. Если бы я вовремя не вышел, как минимум, лишились бы палатки.
На ночь во все палатки назначались истопники. Они должны были, соответственно, топить печку, колоть дрова и следить за теплом в палатках. Просыпаюсь около двух ночи от холода. Изо рта идёт пар. Думаю, истопник уснул. Кричу:
-Такой-тов (фамилию не помню)!
-Почему так холодно?
-Никак нет, товарищ лейтенант! Жарко!
Смотрю на него, а он сидит возле печки в бушлате, шапке и в ватных штанах. Лицо аж красное и мокрое от пота. Огонёк в печи еле-еле горит. После этого истопники заступали на дежурство в форме одежды номер один (нательное бельё).
На зиму полигон свернули, а палатки почему-то оставили. По весне их вернули в расположение части. Мне приказали силами взвода разложить палатки на плацу для просушки. На моё возражение, что может пойти дождь (было облачно), сказано «похер». Похер, так похер! Только бойцы растянули палатки, зарядил ливень. Я отправил бойцов в казарму, а сам встал на крыльце и закурил. Вышел замполит батальона:
-Здорово! Что это вы делаете?
Молча покурили и разошлись по служебным делам.
ПОЛЕ УЧИТ!
Непременными условиями достижения успеха в современном бою является высокая полевая выучка личного состава подразделений различных родов войск, его умение с наибольшей эффективностью использовать боевую и специальную технику, а также высокие морально-боевые качества всех категорий военнослужащих, их психологическая подготовленность.
Анализ полевых выходов в настоящее время показывает, что у многих командиров и начальников нет четкого представления об их организации и проведении. Полевые выходы, как правило, сводятся к выходу подразделений на полигоны (в учебные центры), где основным содержанием является проведение занятий по основным предметам обучения с задействованием максимального количества объектов полевой учебно-материальной базы. Направленность подготовки подразделений отсутствует, единый тактический фон не создается.
Полевые выходы проводятся в составе батальона (со средствами уси-ления) и планируются к проведению перед батальонными тактическими учениями.
Подготовка полевого выхода
Планирование полевого выхода осуществляется штабом полка (бригады) совместно с заместителями командира полка (бригады), начальниками родов войск и служб. Штаб полка (бригады) разрабатывает приказ (о подготовке и проведении полевого выхода). План полевого выхода разрабатывает командир батальона, который утверждается командиром полка (бригады) заблаговременно, но не позднее, чем за десять дней до его начала.
В приказе, как правило, определяются:
цели, задачи и сроки проведения полевого выхода;
состав батальона и других подразделений, привлекаемых на полевой выход;
вооружение, техника, материально-технические средства и нормы расхода моторесурсов, боеприпасов, ГСМ, имитационных и других средств;
порядок подготовки личного состава подразделений, вооружения, техники, объектов полевой учебно-материальной базы и сроки их готов-ности;
место, время и форма одежды для проведения смотра готовности батальона к полевому выходу и другие вопросы.
План батальонного полевого выхода разрабатывается на карте или схеме и включает: учебные цели; продолжительность выхода; материально-техническое обеспечение (вооружение, количество выводимой техники, боеприпасов, имитационных и других материальных средств); участки маршрутов выдвижения, район сосредоточения батальона, отрабатываемые вопросы и время, отводимое для их отработки; выделяемые объекты полевой учебно-материальной базы; тематический расчет часов по предметам обучения; руководителей занятий, мероприятия контроля и оказания помощи.
Содержание полевого выхода командир батальона определяет исходя из реальной подготовленности подразделений, при этом особое внимание уделяется отработке вопросов тактической подготовки.
На основании плана проведения батальонного полевого выхода в ротах (батареях), отдельных взводах составляются расписания занятий.
Подготовка к полевому выходу начинается заблаговременно, но не позднее, чем за две недели до его проведения, и включает:
разработку необходимых организационных и планирующих документов;
подготовку полевой учебно-материальной базы;
подготовку руководителей занятий, личного состава подразделений, вооружения, техники и материально-технических средств, привлекаемых к полевому выходу;
проведение смотра готовности подразделения.
В целях выработки единых взглядов на организацию и методику проведения полевого выхода командир полка (бригады) проводит инструкторско-методическое занятие, на которое привлекаются офицеры управления полка (бригады), командиры батальонов и их заместители, начальники родов войск и служб.
На занятии до военнослужащих доводятся сроки проведения полевого выхода, учебные цели, этапы, маршруты, последовательность отработки учебных вопросов, порядок проведения имитации, организации связи и материально-технического обеспечения.
Руководители занятий (назначенные для обучения личного состава и подразделений во время полевого выхода) заблаговременно, но не позднее чем, за неделю до начала полевого выхода, разрабатывают и утверждают у соответствующих начальников необходимые документы и планы проведения занятий на весь период полевого выхода.
До начала полевого выхода проверяются знания требований боевых уставов, наставлений, руководств и условий выполнения нормативов, которые будут отрабатываться на занятиях. Кроме того, уточняются сигналы управления; изучаются организация и тактика действий подразделений вероятного противника, условия выполнения тактико-огневых и упражнений контрольных стрельб и вождения, требования безопасности. Все участники полевого выхода должны быть готовы к выполнению своих функциональных обязанностей.
Перед полевым выходом командир полка (бригады) совместно с офицерами управления с выездом на местность проверяет готовность объектов полевой учебно-материальной базы и проводит смотр готовности батальона и привлекаемых к полевому выходу подразделений, в ходе которого проверяет: укомплектованность подразделений личным составом, вооружением и техникой, расстановку их по штату, экипировку личного состава, подгонку обмундирования и снаряжения; состояние вооружения и техники, наличие боеприпасов, горючего и других материальных средств; исправность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части, укладку имущества и другие вопросы; готовность штаба батальона к проведению занятий, а подразделений к полевому выходу.
Подготовка учебных объектов к проведению занятий осуществляется силами и средствами полигона и воинских частей, выходящих на полигон. При этом на воинские части, использующие учебные объекты, возлагается подготовка мишенного поля (вывоз, расстановка в поле мишенных установок и установка мишеней на них без подключения к источникам электроэнергии), расчистка путепроводов и рубежей появляющихся целей (вырубка кустарника, поросли в секторе стрельбы), подготовка учебных мест и тыловой зоны. Все работы осуществляются под руководством начальника учебного объекта и с разрешения начальника полигона.
С началом занятий по плану полевого выхода на объектах полигона начальники учебных объектов находятся вместе с руководителями занятий, поддерживают надежную связь и руководят работой лиц, обслуживающих тренировки, стрельбы и другие занятия (электриками-операторами), следят за выполнением требований безопасности, а в случае их нарушения оповещают руководителей занятий о запрете дальнейшего проведения занятий до устранения предпосылок нарушений и докладывают об этом начальнику полигона.
Лица, обслуживающие тренировки, стрельбы и другие занятия, выполняют обязанности по своей специальности в соответствии с разработанными на полигоне инструкциями. Они должны твердо знать и неукоснительно выполнять требования безопасности и правила эксплуатации учебных объектов.
Командир батальона, выходящего на полигон, обязан заблаговременно выслать своего представителя к начальнику полигона с необходимым количеством личного состава для приема учебных объектов, а также мест размещения личного состава и техники.
В случае пересечения водных преград при следовании на полигон (с полигона) согласовывает их преодоление с местной администрацией и природоохранными органами.
В зависимости от сложности создаваемой мишенной обстановки и имитации для проведения занятий командир батальона, как правило, не позднее чем за 7 суток до начала полевого выхода представляет начальнику полигона заявку на его обеспечение.
В заявке на обеспечение полевого выхода указываются:
дата проведения, время начала и окончания полевого выхода;
наименование воинских частей (подразделений);
расчет необходимого количества мишеней, материалов и средств имитации.
Выписка из приказа по воинской части на допуск подразделений на занятия и о назначении должностных лиц, входящих в состав руководства и администрацию занятий, должна быть представлена в штаб полигона не позднее чем за одни сутки до начала мероприятий.
При несвоевременном представлении этих документов ответственность за срыв занятий несет командир батальона.
С прибытием на полигон командир батальона:
прибывает к начальнику полигона и докладывает (информирует) о прибытии на полигон, сведения о боевом и численном составе и представляет расписание занятий;
изучает Инструкцию по эксплуатации полигона и требования безопасности на полигоне и расписывается в журнале инструктажа по требованиям безопасности на полигоне;
ознакомляется с возможностями и расположением учебных объектов на полигоне и уточняет расписание занятий в соответствии с графиком использования учебных объектов;
организует прием учебных объектов, жилых и подсобных помещений, имущества и инвентаря по актам, организует размещение личного состава, вооружения, техники и их охрану;
организует телефонную (радио-) связь с начальником полигона, вышестоящим командиром и пунктом постоянной дислокации;
организует изучение и обеспечивает неукоснительное выполнение всем личным составом соединения (воинской части, подразделения) требований безопасности и правил поведения военнослужащих на полигоне;
принимает меры к сохранности учебных объектов, полигонного оборудования и учебно-тренировочных средств, жилых и подсобных помещений, дорожной сети, а также восстановлению их в случае повреждения, разрушения или вывода из строя.
После полевого выхода с батальоном проводятся тактические учения по окончании которых командир воинской части (батальона):
организует передачу принятых учебных объектов, мест размещения личного состава и техники;
организует восстановление и ремонт дорог, по которым совершалось передвижение, как на территории полигона, так и за его пределами;
представляет начальнику полигона справки об отсутствии причиненного ущерба от местных органов власти и управления лесных хозяйств, дорожно-эксплуатационных управлений, на землях (участках) которых проводились учения или передвижения войск.
Силами и средствами обучаемых подразделений производится розыск неразорвавшихся снарядов и других неразорвавшихся предметов, территория учебных объектов приводится в порядок. Сбор и обслуживание полигонного оборудования производится личным составом полигона с привлечением команд и техники от воинских частей и подразделений.
Методика проведения полевого выхода
Полевой выход с батальоном проводится под руководством командира батальона. Для проведения занятий привлекаются начальники родов войск и служб полка (бригады).
Задачи полевого выхода целесообразно решать в следующей последовательности.
Подразделения вводятся в тактическую обстановку и получают учебно-боевую задачу на выход в район сосредоточения (район проведения полевого выхода), в условиях предвидения вступления бой. При совершении марша в район сосредоточения (полигона) в составе усиленного батальона преодолеваются естественные и искусственные препятствия, заграждения (особенно минновзрывные, установленные дистанционным способом), завалы и зоны заражения, а также отражаются налеты авиации, разведывательно-диверсионных групп противника, незаконных вооруженных формирований.
При расположении на месте проводятся практические занятия по вопросам:
размещения подразделений в полевых условиях;
инженерного оборудования района расположения;
организации сторожевого и непосредственного охранения;
оборудования мест для питания, отдыха и помывки личного состава;
подготовки ВВСТ к применению;
организации связи и оповещения подразделений;
организации хранения боеприпасов и материальных средств.
Второй этап (два–три дня). Проводятся тактико-строевые занятия по тактической подготовке в составе усиленных подразделений в комплексе с другими предметами обучения. Выполняются контрольные упражнения по вождению машин в составе подразделений (рота, отдельный взвод), тактико-огневые упражнения стрельб или упражнения контрольных стрельб.
С артиллерийскими подразделениями проводятся контрольно-комплексные занятия в составе подразделений, тренировки (контрольные занятия) по стрельбе и управлению огнем (с офицерами и сержантами).
Третий этап (один день). Проводится тактико-строевое занятие в составе батальона со средствами усиления.
Четвертый этап (один день). Проводится тренировка по управлению подразделениями, ударами авиации, огнем артиллерии, средствами ПВО в составе батальона под руководством командира полка (бригады).
Подразделения не привлекаемые к тренировке проводят обслуживание ВВСТ и осуществляют подготовку к строевому смотру.
Пятый этап (один день). Проводится смотр готовности батальона к тактическому учению, после которого командир полка (бригады) непосредственно приступает к проведению тактического учения (вручает тактическое задание, карту исходной обстановки и т. д.).
Содержание этапов и их продолжительность определяется руководителем полевого выхода в зависимости от уровня подготовленности подразделений по предметам обучения, предположительной тематики предстоящих учений, наличия времени и других условий.
Таким образом, подразделения батальона на полевом выходе практически отработали действия в основных видах боя на штатной технике, провели занятия по огневой подготовке и вождению боевых машин, повысили свои навыки в действиях при ВВСТ, а командиры подразделений провели тренировку по управлению подразделениями и огнем. Если правильно и в полном объеме провести такой полевой выход, можно с полной уверенностью ожидать высоких результатов на предстоящих тактических учениях.
Репортаж из полевого лагеря: что едят и чем занимаются белорусские военные на полигоне
Для кого-то завтра выходной, а военнослужащие белорусской армии и профессиональный праздник проведут на боевом посту. Накануне 23 февраля мы побывали в полевом лагере реактивного артиллерийского полка, который уже месяц находится на полигоне. О том, как живет белорусская армия в полевых условиях, чем питаются солдаты и насколько опасен «Ураган», читайте в этом репортаже.
Сразу направляемся в святая святых белорусской армии — на полевую кухню.
На улице дождь и слякоть, а вот в палатке, где готовится пища для военнослужащих, очень жарко, можно даже в майке ходить. Всего в полевом лагере две кухни и две столовые. Одна для офицеров, прапорщиков и контрактников, вторая — для солдат.
Сразу оговорюсь, отличий в меню, интерьере и качестве приготовления блюд нет. Зачем же тогда такое разделение?
— У нас на довольствии стоит более двух сотен человек, — поясняет «зампотыл». — Обеспечить прием пищи такому количеству людей в одной палатке-столовой невозможно. Поэтому было принято решение разделить приемы пищи по категориям.
Начнем осмотр с кухни. Это обычная палатка советского образца, посередине помещения стоит кухня полевая КП-40.
Эта кухня является обязательным атрибутом многих фильмов про советскую армию. Предназначена для приготовления пищи из трех-четырех блюд в полевых условиях на 40 человек. В момент нашего посещения повар как раз жарил котлеты. После поджарки они отправятся на тушение в духовку.
Кухня полностью автономна и работает на натуральном топливе — дровах. Может она работать и на дизельном топливе. Рядом со сковородой подогреваются алюминиевые чайники с водой.
В качестве гарнира сегодня на обед будет гречневая каша с тушеной говядиной — традиционное блюдо в полевых условиях.
Одновременно повар нарезает овощи для первого блюда.
Сегодня в полковом меню — суп с макаронами и тушенкой.
Кроме этого каждому военнослужащему по полевым нормам довольствия предлагаются свежий лук или чеснок, натуральный сок и кусок сала.
Сало выглядит аппетитно, его и съедают в первую очередь.
Третье блюдо на полигоне — чай.
Утром и вечером в горячий напиток добавляется сгущенное молоко. Опять же по полевым нормам довольствия. В пункте постоянной дислокации солдат редко балуют «рогачевской».
Положены военнослужащим и вареные яйца, сыр и хлеб. Причем если нескоропортящиеся продукты на полигон привезли прямо из воинской части — за несколько сотен километров, то хлеб доставляют с ближайшего хлебозавода. Поэтому он всегда здесь свежий.
Присутствуют в меню и консервированные овощи и салаты. К примеру, в день нашего посещения на обед предлагались солянка и маринованные огурцы.
В помощь штатным поварам ежедневно назначается и наряд по столовой.
В обязанности дежурных солдат входит чистка корнеплодов и наведение порядка в обеденных залах.
Нередко солдаты и офицеры сами придумывают блюда из того, что есть на столе. К примеру, если положить на хлеб немного тушенки, сверху накрыть этот бутерброд сыром, а затем запечь в духовке, то получится настоящий армейский сэндвич.
А где хранятся продукты? Имеется ли какой-нибудь склад?
— Все непортящиеся продукты находятся в оборудованном полевом складе, — уточняет «зампотыл». — Сейчас все хранится в кузове машины.
Теперь о полевой столовой. Интерьер, конечно, до ресторанов или кафе не дотягивает, но «тыловики» постарались даже его как-то украсить.
А какие в лесу могут быть украшения? Веточки сосны да распиленные палки. Вот этим и украсили свои столы военнослужащие. Также на столе имеются стакан с салфетками и набор специй — соль и перец. По сервировке тоже нареканий нет — присутствуют и ложки, и ножи, и вилки.
Не исключают военнослужащие, что летом в меню может добавиться также мед диких пчел — на деревьях установлены ловушки-ульи. Следит за ними местный лесник. Он-то и пообещал попотчевать медком служивых!
После приема пищи урны возле столовых заполнены грязной одноразовой посудой.
Это, пожалуй, новшество. Помнится, ранее солдаты питались из алюминиевых котелков и пили чай из эмалированных кружек. Как рассказал нам «зампотыл», питаться из одноразовой посуды гораздо безопаснее, хоть затраты на ее приобретение немалые.
— Нет ничего важнее здоровья военнослужащих, — прокомментировал он. — А плохо помытый котелок может стать причиной серьезных заболеваний желудка солдата. Да и расход воды и дров значительно снизился, ведь для мытья котелков назначался дополнительный человек в наряд по кухне именно для того, чтобы постоянно греть воду для мытья посуды.
Пока на полевой кухне кипит работа по приготовлению пищи, военнослужащие реактивного артиллерийского полка проводят боевую работу на реактивных системах залпового огня «Ураган». Всего через полчаса тишину полигона нарушат десятки залпов боевых пусков ракет.
Машины неплохо замаскированы в лесу, заметить их почти невозможно. И вот в небо поднимается вертолет. На борту группа офицеров, которая должна внимательно осмотреть все подъезды к полигону на предмет нахождения в радиусе поражения людей и машин. Это дополнительная мера предосторожности, так как по периметру полигона установлено оцепление, а за несколько дней до пусков через районную прессу и сельсоветы было проведено оповещение местных жителей.
За несколько минут вертолет облетел весь полигон. По радиостанции поступил доклад:
— Никого не обнаружено!
Командир полка отдает приказ на выдвижение боевых машин на огневой рубеж. Из-за леса, словно отрабатывая синхронное вождение, на поле выезжают двенадцать боевых машин РСЗО «Ураган».
В направляющих виднеются заряженные ракеты. До начала боевых пусков остается несколько минут.
— К взлету готов! — снова заговорила рация руководителя стрельбы.
— Работайте! — отдает приказ офицер.
Неужели вновь взлетит вертолет? Послышался звук, схожий со звуком работающей бензопилы или газонокосилки. В небо взмыл «беспилотник».
— Сейчас беспилотный летательный комплекс отечественного производства проведет видеоразведку местности и уточнит координаты цели, — поясняет для прессы руководитель занятия. — Есть цель!
Офицер еще раз слушает доклады командиров боевых машин, сверяет что-то в своей тетради и отдает приказ на осуществление пусков.
Доносятся звуки хлопающих дверей машин — военнослужащие бегут в укрытие. Командир вставляет ключ в выносной пульт, начинает вращать катушку… Две «стрелы» взмывают вверх и скрываются за лесом.
Первые выстрелы — пристрелочные.
По их результатам с «беспилотника» поступит информация, и у артиллеристов появится возможность скорректировать огонь.
Проходит минута (именно столько времени нужно ракете, чтобы достигнуть цели), и только умолкшее поле снова оглушают залпы…