что делают в нулевом классе

Первый раз в «нулевой класс»

***
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.

***
Комментарий законодателя
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться «нулевые классы»? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить «нулевые классы» только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея «нулевые классы» имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать.

Источник

Каким мы видим нулевой класс

Николаева Анна

01 декабря 2020 • 13:40

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классе
По всей школе располагаются различные небольшие временные выставки. Например, выставка носков. Фото из личного архива.

Уже не детский сад, но еще и не школа. Ведущий вид деятельности постепенно сменяется с игровой на учебную, но в том-то и дело, что постепенно и неравномерно. У кого-то из ребят учебная деятельность «цветет и пахнет», а кто-то с нетерпением ждет, когда можно уже перестать учиться и пойти нормально поиграть. На кону у учителя нулевого класса ни много ни мало — формирование отношения ребенка к школе, которое он может пронести через все школьные годы.

В этом году у нас в школе очень сложный нулевой класс. Из 10 человек в нем есть дети со сформированным познавательным интересом, которые благополучно переходят от игры к учебе, а есть дети, которые еще в начале этого пути. Есть в классе мальчик, которому по возрасту пора уже во второй класс, но он пока отстает от сверстников из-за небольшой задержки психического развития. Есть дети со специальными потребностями.

Поскольку класс непростой администрация приняла решение поставить на него двух педагогов вместо одного. И тут нас тоже ждало испытание — педагогам было сложно сработаться, потому что взгляды на работу у них были, мягко говоря, неодинаковые.

Первая учительница много лет работала с детьми именно в нулевом классе и придерживалась классно-урочной системы. У нее было четкое расписание всех уроков, дисциплина и отчетность перед родителями: «Вот чему мы учились, вот тетрадь вашего ребенка, вот сам ребенок, живой и здоровый, сытый, одетый по погоде». Из минусов — учительница давала материал даже тогда, когда дети уставали, отвлекались и не слушали ее. Материал предлагался в готовом виде, у детей была лишь альтернатива «освоить или не освоить». Учительница была так активна, что активности детей оставалось совсем немного места.

Второй педагог больше была настроена на игру, спонтанность, исследования, но первый год работала с этим возрастом.

Поначалу опыт побеждал, классно-урочная система работала бесперебойно, но вторая учительница чувствовала, что этим детям нужно большее, нежели просто набор уроков и тетрадей. Так же думала и администрация школы.

И вот однажды мы все вместе — директор, завуч начальной школы, психолог и обе учительницы — собрались на мозговой штурм. Мы хотели представить себе идеальный нулевой класс. В результате родился вот такой список.

Что должно быть в идеальном нулевом классе?

1. Деятельностный подход в обучение.

Суть этого подхода в том, что дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами. Ребенок перестает быть объектом приложения усилий учителя, а становится субъектом, активным участником процесса. Звучит заманчиво, но часто учителю, который много лет проработал в традиционной системе, сложно отпустить детей в «свободное плавание».

Забегая вперед, скажу — мы столкнулись с несколькими трудностями. Одна из них — учительница перехватывала инициативу, если видела, что ребенок «шел не туда», не давала ребенку возможности совершить ошибку.

Пример 1.

Дети решают выкрасить сделанный ими картонный дом в оранжевый цвет. Но у них лишь краски трех основных цветов — красный, желтый, синий.

Дети: Оранжевого цвета нет.
Учительница: Тогда красьте в желтый, он похож на оранжевый.
Дети: Мы решили в оранжевый.
Кому-то приходит в голову, что краски можно смешать.
Ребенок: Можно смешать!
Дети: Точно! Смешаем оранжевый!
Учительница: Какие цвета вы смешаете?
Дети: Красный и синий!
Дети бегут к краскам.
Учительница: Стоп! Это не правильно! Подумайте, какие цвета надо смешать?
Дети тормозят, начинают гадать.
Дети: Желтый и синий что ли?
Учительница: Нет.
Дети: Красный и желтый что ли?
Учительница: Молодцы, правильно!

Если бы дети свободно поупражнялись в смешивании красок, то они запомнили бы это гораздо лучше. Но у них был большой шанс совершить ошибку, смешать много краски ненужного им цвета.

Анализируя потом эту ситуацию, мы спросили учительницу, почему она остановила детей. «Краску жалко!», — ответила она. «А как можно было сделать, чтобы дети не тратили много краски?» — спросили мы тогда. «Можно было предложить смешать чуть-чуть и посмотреть, что получится», — ответила учительница. Так маленькими шажками мы шли к тому, чтобы педагог смогла отпустить детей, не пугаться их ошибок, поощрять их самостоятельность.

2. Учимся везде!

Нам было важно, чтобы дети не сидели все время за столами, физкультминутки не в счет. Ребенок — существо от природы активное и подвижное. Кто мы такие, чтобы спорить с природой?

Снова забегу вперед и расскажу, что при использовании активных методов обучения само собой обнаружилось, что учиться можно везде и всегда, а не только в классе во время уроков. И на улице,и в столовой, и по дороге из спортзала в класс. И за столом, и под столом, и на полу, и на подоконнике. Дети расширили свою «школьную географию» и их часто можно было встретить в библиотеке со стопкой журналов или в столовой с лупой.

3. Вместо предметного обучения — интегрированные уроки

Разделить учебный процесс на предметы, несомненно, очень удобно, но тогда возникнут вопросы — как все это пригодиться в жизни? Жизнь-то не делится на предметы. Когда мы решаем задачу по математике — мы, возможно, используем только математику. Хотя нет-нет, да и набросаем схему задачи, применив свои художественные способности. Но когда мы решаем задачу в жизни, то мы черпаем информацию из общего колодца, где все перемешано и взаимосвязано.

Мы для себя решили эту проблему так. Чтобы было на что опереться, взяли за основу программу «Золотой ключик», а точнее ее тематическое планирование и основную идею — организация учебного процесса вокруг некоего события, к которому мы с детьми готовимся.

Например, в теме «Выставка» мы в числе прочего узнавали, какие бывают выставки (окружающий мир, история искусств), ходили на экскурсии (окружающий мир, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения), выбирали, какую выставку хотим провести, договаривались друг с другом (мягкие навыки), объединялись в группы по интересам, писали приглашения и делали билеты (чтение, письмо, математика, копирование, рисование), проводили экскурсии (устная речь, навыки презентации) и т.д.

Задачи, которые возникали в процессе подготовки к выставке, как правило, входили в перечень задач, традиционных и для классно-урочной системы. Просто они «размазаны» по всей деятельности, объединены единой целью и темой, и должны были быть решены в любом случае — иначе невозможно было бы двигаться дальше.

Пример 2.

Ребенок: Надо написать приглашение, но я не умею писать
Учительница: Совсем не умеешь?
Ребенок: Я знаю несколько букв.
Учительница: А если ты будешь подсматривать в алфавит, висящий на стене, тебе это поможет?
Ребенок: Немножко поможет.
Учительница: С чего ты хочешь начать?
Ребенок: Со слова «Приглашаю»
Учительница: Какая первая буква тебе слышится?
Ребенок: «П»

Далее по буквам. Были варианты, когда дети не могли выделить буквы или боялись начать писать. Тогда им предлагалось скопировать то, что написал взрослый. И, уже копируя, дети начинали узнавать некоторые буквы. «Это же „Р“ — моя буква!» — радостно узнавал Рома.

Еще одним препятствие на пути встал вопрос: «А родителям я что покажу?». В самом деле, родители привыкли, что они могут заглянуть в детские тетради и посмотреть на результаты сегодняшних трудов своих детей. А как отчитаться теперь? Когда дети готовятся к событию, вопрос отпадает сам собой. Мы покажем им выставку, они получат собственноручно написанное и нарисованное приглашение и билет, который на входе проверит билетер. Они услышат экскурсию, которую по очереди будут проводить дети. Само содержание тоже потребует от маленьких организаторов знаний и умений, потому что они могут устраивать не только выставки рисунков и поделок, но и технические, научные выставки. Например, у нас была художественная экспозиция и демонстрация картонной мебели.

Будучи активными, понимая, что их интересы и склонности учтены, дети с удовольствием рассказывают дома про то, как идет подготовка. Родители, которые раньше говорили, что из ребенка слова не вытянешь про то, что происходило в школе, были приятно удивлены.

Отмечу, что при такой форме организации обучения, хорошо вливаются в процесс дети с особенностями. Они принимают на себя те роли, которые им по силам, и не вываливаются из процесса.

4. Игра по-прежнему важна и нужна ребенку.

Большая часть обучения проходит в игровой форме. Свободная сюжетно-ролевая игра должна присутствовать в этом возрасте ежедневно, и для нее нужно выделять достаточно времени. Чтобы она еще лучше работала на развитие, мы оснастили предметную среду класса атрибутами для игр. В основном это были предметы-заместители — разнообразные палочки, природный материал, отрезы ткани, подушки разных размеров, малярный скотч и многое другое.

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классе

. Плюс чек-листы

После того, как мы выделили для себя важные четыре пункта, на доске осталось еще много отдельных записей, которые мы объединили в своеобразные чек-листы, чтобы отслеживать наличие этих навыков у наших нулевичков. Такие списки могут лежать у учителей перед глазами и напоминать, зачем нужно понаблюдать и над развитием каких умений стоит поработать.

Чек-лист № 1. Развитие неакадемических навыков

✔ Умеет соблюдать правила.
✔ Активен.
✔ Умеет слушать.
✔ Умеет просить о помощи и предлагать помощь.
✔ Владеет навыками самообслуживания.
✔ Самостоятелен.
✔ Понимает свои чувства и эмоции.
✔ Понимает чувства и эмоции другого.
✔ Умеет коммуницировать со взрослыми и детьми.
✔ Произвольность развита в рамках возраста.

Чек-лист № 2. Остальные умения.

✔ Умеет повторять по образцу.
✔ Умеет подписать свой листок.
✔ Может ждать очереди.
✔ Не боится водить в игре.
✔ Осваивает правила настольных и подвижных игр.
✔ Может запомнить и выполнить двух-трехчастную инструкцию.
✔ Понимает фронтальную инструкцию (для всех детей одновременно).
✔ Работает по заданию самостоятельно.
✔ Умеет запоминать слова в игре (присказки).
✔ Вовремя заканчивает играть после просьбы учителя.
✔ Умеет не подглядывать, когда в игре требуется закрыть глаза.
✔ Умеет поднимать руку или давать условный сигнал,когда знает ответ.
✔ Умеет объяснять свое решение.
✔ Ориентируется на листе, по клеточкам, в пространстве в целом относительно себя и относительно других.

Итак, класс по-прежнему непростой, работа в ним требует многих усилий, но дети показали, как увлеченно они могут работать вместе, какие интересные и свежие идеи могут генерировать, если у них есть возможность и поддержка, и это придает сил и им самим, и учителям, которые с ними работают.

Учителя этого класса, увлеченные подготовкой к выставке, начали видеть друг в друге опору и поддержку. Более опытной учительнице пришлось выйти из зоны комфорта, отказавшись от классно-урочной системы, прибегать к помощи своей младшей коллеги, когда требовалась спонтанность, креативность, умение рассмотреть проблему с разных сторон. Младшая коллега набиралась опыта в организации работы и пространства.

Это еще самое начало пути, но, поверьте, это очень хорошее начало.

Об авторе: Анна Николаева, педагог-психолог школы «Проектор» (Тбилиси, Грузия).

Источник

Нулевой класс. Как понять, нужны ли ребёнку подготовительные курсы в школе?

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классе

О том, каким детям подходят подготовительные курсы, а каким — нет, как выбрать правильный класс и зачем вообще все это нужно, «АиФ» рассказала педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова:

— Решая, стоит ли записывать ребёнка на «подготовишки», желательно ответить на три вопроса.

Первый: посещает ли ребёнок детский сад?

Если да, то, как правило, подготовки в дошкольном учреждении ему достаточно. К примеру, в Москве образовательные комплексы включают в себя детские сады, в них разработаны программы преемственности «детский сад — начальная школа». Образовательная организация заинтересована в том, чтобы дошколята пришли в 1 класс подготовленными эмоционально, интеллектуально, физически, поэтому педагоги координируют программы и отслеживают развитие детей. Если у ребёнка никаких существенных проблем не возникает, в дополнительных курсах необходимости нет.

Если малыш «домашний», в посещении подготовительных курсов есть смысл. Прежде всего, с точки зрения социализации — освоения определённых норм, правил, навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками в новой социальной роли «учитель-ученик», формирования предпосылок учебной деятельности. Почему это важно? Когда ребенок (и вообще любой человек) попадает в новую обстановку и систему требований, ему необходимы силы и энергия на адаптацию, прежде чем он начнет адекватно «функционировать» и достигать каких-либо результатов. Конечно, период адаптации к обучению в школе проходят все первоклашки — и детсадовские, и «домашние». Но последним энергии придется затратить больше. Как обратиться к учителю? Что делать, если забыл, где повесил сменную обувь или захотел на уроке в туалет? Как поступить, если не понимаешь, как выполнять задание? Ты еще не доиграл, а уже нужно садиться на урок и так далее. Детсадовские дошкольники с такими или подобными ситуациями уже знакомы и имеют соответствующий опыт, а для домашних деток они могут представлять проблему и затруднять их включение непосредственно в процесс учения, даже если они умеют читать, писать и считать. Ведь в школе нужно не просто написать, как сказал учитель. Не просто прочитать, а следить друг за другом и быть готовым в любой момент продолжить. Не просто посчитать, а правильно оформить запись в тетради, отсчитав необходимое количество клеточек. Предпосылки этих умений могут быть сформированы на подготовительных курсах.

Второй вопрос: можете ли вы самостоятельно выбрать учителя и подходящий класс?

Хотя требования к образовательным результатам во всех школах единые, программы, по которым учатся школьники, могут отличаться по логике, технологиям, темпам освоения материала. В зависимости от этого условно выделяют гимназические, лицейские, общеобразовательные классы. Один ребенок как рыба в воде будет чувствовать себя на уроках с активным использованием технологий развивающего обучения и достигать академических результатов, а другому может быть тяжело, просто потому, что он организован и подготовлен по-другому. Одни программы (и педагоги) требуют большей включенности родителей в процесс учения, другие подразумевают самостоятельное выполнение детьми большинства заданий. Подготовительные курсы при школе дают возможность и семье, и учителю «посмотреть друга на друга», сориентироваться, какая организация учебного процесса подходит конкретному малышу, подобрать условия наиболее благоприятные для ребёнка. А также выбрать первого учителя, что немаловажно.

Третий вопрос: насколько ребенок готов к обучению в школе?

Сам по себе набор знаний и умений не гарантирует, что ребёнок будет успешным учеником. У дошкольника ведущий вид деятельности — игра. Соответственно, в познавательной деятельности он движим игровыми мотивами. И так должно быть, это нормально. Но к семи годам игровые мотивы должны постепенно смениться на учебные, малыш должен научиться управлять своим поведением и эмоциями, выполнять требования даже тогда, когда не хочется. К примеру, когда малыши раньше шести с половиной лет идут в школу, они зачастую вдохновлены внешними факторами новой роли ученика — красивая форма, портфель, отметки. Но проходят первые недели учебы, начинается школьная рутина, труд. Нужно много раз вместе со всеми делать то, что нужно, а не что хочется, подчиняться правилам, коллективу, организовывать свою учебную деятельность. А это другая сторона медали в отличие от операциональных навыков — умения считать, писать, читать. И мы наблюдаем истории, когда «интеллектуально скороспелые» крохи в заданиях, которые требуют самоконтроля, делают ошибки. Не получая высокой оценки своей деятельности, теряют к учёбе интерес. Получается парадокс: ребёнок способный, а не учится. Поэтому важно своевременно оценить психологическую готовность к школе, включающую мотивационный, эмоционально-волевой и интеллектуальный компоненты. Понять, насколько у ребёнка она сформирована, что-то подкорректировать, можно в том числе на подготовительных курсах. Они могут стать альтернативой первому классу для тех ребят, кто уже «выпустился» из детского сада, но не достигнет на момент 1 сентября 6,5 лет или психологически не готов к обучению в школе.

Источник

Нулевой класс: эффективная подготовка к школе

Поколение людей, которым исполняется сегодня сорок-пятьдесят лет, прекрасно помнят, как начинались их школьные годы. Дети приходили в первый класс, многие из них не умели ни писать, ни читать. Школьная программа того времени была рассчитана именно на то, что дети в первом классе только должны начать осваивать грамоту, счет. Этому отводилось достаточное количество времени, дети успевали осваивать нужные знания, постепенно привыкали к школьным реалиям.

Современные дети не имеют такой возможности. Мир изменился, меняется ритм жизни. Она стала динамичнее, быстрее. Не могло это не отразиться и на системе школьного образования. Школьная программа стала сложнее. Нулевой класс в Астане и в других городах Казахстана, России и стран СНГ с каждым годом становится все более востребованным. Детям приходится осваивать большее количество информации за более короткий промежуток времени.

Поэтому невозможно, чтобы в первый класс ребенок приходил совсем без подготовки. Он просто не сможет справиться с таким большим объемом знаний, которые ему нужно будет быстро усвоить. Конечно, большое значение имеет то, что подготовку к школе ведут в детских садах. Как правило, в старших группах дети уже готовятся к тому, чтобы в скором времени стать школьниками. Но подготовка к школе в детском саде и в нулевом классе имеют отличия.

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классе

Почему нужно посещать нулевой класс?

Ребенок, который посещает нулевой класс, сразу попадает в школьную среду. Здесь занятия организованы таким образом, что дети чувствуют себя уже школьниками. В отличие от детского сада, где занятия проводятся в игровой форме. В нулевом классе ребенок постепенно привыкает к школьному распорядку, учится правильно общаться с учителями и сверстниками. Он начинает понимать, что в школе нужно быть дисциплинированным, аккуратным, собранным. Здесь он уже школьник, но конечно не такой загруженный заданиями, как первоклассник. Режим занятий здесь более щадящий, больше внимания к каждому ребенку.

Особенно же нужно посещение нулевого класса, так называемым, домашним детям. У них, как правило, совсем отсутствуют навыки общения со сверстниками, а тем более с учителями и воспитателями. Также, такой ребенок плохо может быть знаком с тем, как нужно соблюдать режим и подчиняться ряду требований, выполнение которых обязательно.

Нулевой класс, как подготовка к школе, это важная переходная ступень от беспечной детской жизни. Он позволяет сделать этот переход незаметным, более легким. Также, подготовленному ребенку будет легче усваивать дальнейшую школьную программу, он будет не так перегружен и у него не возникнет негативного восприятия школы.

Смотрите другие статьи:

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классечто делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классечто делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классе

Copyright © 2004–2021. Информационный портал Барнаула и Алтайского края.

Все права защищены. Использование материалов сайта разрешено только со ссылкой на сайт.
Новости, пресс-релизы или сообщения о событиях в Вашей компании мы опубликуем со ссылкой на источник СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО!

Разработка, поддержка и продвижение сайта:
студия коммерческого дизайна «COMdesign»

Наш партнер и хостинг-провайдер: Компания «Интелби»

Источник

Зачем он нужен – нулевой класс?

что делают в нулевом классе. Смотреть фото что делают в нулевом классе. Смотреть картинку что делают в нулевом классе. Картинка про что делают в нулевом классе. Фото что делают в нулевом классеУ 35–40% младших школьников слабо развита моторика мышц рук, что свидетельствует о слабой предшкольной подготовке детей. Будем дольше рисовать!
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Фактически уже с апреля родители будущих первоклашек активно ищут школу для своего ребенка. А многие школы начинают запись в первый класс и назначают дату собеседования. И чуть ли не каждый столб пестрит объявлениями (срываемыми немедленно нервными дворниками) с предложением репетиторских услуг для идущих в школу. А как же – без подготовки в первый класс престижной школы не попадешь. Отчасти по этой причине – фальстарта и неравного доступа образовательных услуг для всех – и звучит предложение от Министерства образования и науки РФ о введении предшкольного класса.

«Заметьте, пока это предложение, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НГ» директор департамента образовательной политики Минобразнауки РФ Иосиф Калина, – и мы еще открыты для обсуждения этой темы в обществе». Каковы же еще мотивы введения новой образовательной услуги – заинтересовались мы. Оказывается, есть статистика, определяющая, какой уровень образования в большей степени сказывается на успешности человека. На первом месте стоит высшее образование, потом – начальная школа и дошкольное образование, а на последнем месте – средняя школа (подростковый возраст).

А экономические расчеты, сообщил заместитель директора департамента образовательной политики Игорь Реморенко, проведенные специалистами Министерства финансов и Минэкономразвития, показали, что из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд. руб. ежегодно. «Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Игорь Реморенко, – возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок будет недостаточно хорошим работником».

Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в декабре прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения этот термин вызвал в народе сущую путаницу: кто-то воспринял его как «нулевой» класс, кто-то заговорил о дошкольном воспитании. Так все же – что это такое?

По словам Игоря Реморенко, предшкольное образование распространено во всем мире (сам термин калькирован с западных образцов). В основном предшкольное образование осуществляется в дошкольных учреждениях, причем по закону детский сад может сам выбирать программу для обучения детей. Сегодня существует множество качественных методик, но есть и такие, которые идут совсем не на пользу детям. «В частности, – высказывает озабоченность Реморенко, – некоторые дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Это, естественно, только во вред детям, так как позднее качество обучения таких детей только страдает. Если в 1-м классе дети еще демонстрируют высокие результаты, то во 2–3-м классах они начинают заметно уступать своим сверстникам, которые занимались не по программам опережения».

Дети старшего дошкольного возраста ни в коем случае не должны обучаться по школьной программе, считает министерство. Педагоги должны больше заниматься с детьми их физическим развитием. Например, развитием мелкой моторики мышц. Чтобы, став чуть старше, ребенок мог быстро и правильно усвоить, как держать ручку. Важно в этом возрасте привить ребенку умение различать цвета, пространственные фигуры, и важно им научиться слушать воспитателя. Проще говоря, ребенок должен получить психологическую и физиологическую подготовку к школе.

Из-за отсутствия такой подготовки в начальную школу сегодня часто дети приходят с навыками чтения и письма, при этом как минимум у 70% таких ребят не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% – недостаточно развита речь, а у 35–40% – слабо развита моторика мышц. Поэтому-то в прошлом году Минобразу и было поручено разработать общие рекомендации к учреждениям, занимающимся предшкольным образованием.

Итак, когда же будет внедрен предшкольный класс? В Министерстве образования и науки планируют уже к концу 2005 года завершить консультации по проекту. К 2008 году предшкольным образованием планируют охватить до 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает тот факт, что в течение 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Например, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей. В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88 и 48% соответственно. Есть регионы, например Владимирская область (83%) и Республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% – на данный момент. Специалисты объясняют это приходом в местную систему образования людей, практикующих программу Монтессори.

Однако внедрение дошкольного образования в том виде, в котором планируют это чиновники, может осложниться тем, что далеко не все родители смогут оплатить детские учреждения. Ведь плата за детский сад в будущем возрастет. Отвечая на этот вопрос корреспондента «НГ», Игорь Реморенко отметил, что уже сегодня рассматриваются возможности по внедрению дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Предполагается, что родители состоятельных детей будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью. А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ – Московской, Новгородской и Самарской областях. Распространение этого опыта дифференцированной оплаты на территории РФ, надеются чиновники, даст всем детям из различных социальных слоев одинаковые возможности для получения предшкольного образования.

Что касается дополнительных психофизиологических нагрузок на детей, то Министерство образования РФ рекомендует увеличить количество групп кратковременного пребывания детей в детсаду. Сегодня из 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений всего в 3,2 тыс. существуют такие группы.

Многие критики нововведения уверены, что все это потребует значительных дополнительных средств на обучение педагогов. «В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов проходят практику в более успешных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отвечает им Игорь Реморенко, – К концу года мы также подготовим рекомендации по развитию системы повышения квалификации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *