что делают в 5 классе на технологии мальчики
Что изучают на уроках технологии в школе
Содержание статьи
Разделение классов на группы
На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд девочек значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.
Технология для девочек
Домоводством принято называть уроки технологии для девочек, еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой девушке и женщине.
Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с 5 класса и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.
В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.
Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.
Технология для мальчиков
Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.
С 5 по 11 класс мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.
Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.
К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.
Занятие по технологии. 5-й класс (мальчики)
Разделы: Технология
Класс: 5
Инструменты и оборудование: столярный верстак с комплектом инструментов, таблица по технике безопасности в школьных мастерских, выставка работ учащихся V классов.
П. Изложение нового программного материала.
Для повышения у учащихся интереса к данной дисциплине необходимо продемонстрировать работы учащихся предыдущих лет и сообщить им, что все это они научатся делать в процессе обучения.
— Что же это за термин?
Под технологией понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в процессе производства продукции.
Технология же, как наука занимается выявлением физических, химических, биологических закономерностей с целью разработки и использования наиболее эффективных и экономных производственных процессов. Это основные определения.
Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.
— Как вы думаете, что это за технологии?
Это технология общения, технология ухода за жильем и др.
— Какие изделия из древесины, окружающие нас, вы знаете? Мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и др. Изучив основы технологии обработки древесины, вы сможете самостоятельно сделать простейшие изделия для школы.
Занятия по технологии проходят в учебных школьных мастерских, где для каждого из вас выделено постоянное рабочее место. Для удобства работы с древесиной рабочее место оборудуется столярным верстаком (рис. 1), стулом, стеллажами, ящиками, полками и тумбочками для хранения инструментов, приспособлений и заготовок.
— Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
Столярный верстак (рис. 1) состоит из подверстачья (1), крышки (2) с отверстиями (3), в которые вставляются клинья, лотка (4). переднего зажима (5), заднего зажима (6), выдвижных и поворотных пальцев (7).
— Какие инструменты относятся к измерительным?
Линейки, угольники, циркули, транспортиры. Все инструменты хранят отдельно и располагают вокруг верстака на стеллажах или в тумбочках так, чтобы их легко можно было взять и положить обратно. Наиболее часто применяемые инструменты располагают ближе к месту работы в зоне досягаемости рук.
Рис. 1.
Столярный верстак. 1 – подверстачье; 2 – крышка; 3 – отверстия под клинья;
4 – лоток; 5 – передний зажим; 6 – задний зажим; 7 – выдвижные пальцы.
— Какие инструменты относятся к режущим?
Ножовки, пилы, рубанки, дрели и другие.
Работать у верстака следует стоя, и лишь некоторые виды работ можно выполнять, сидя возле него на стуле. Высота верстака должна соответствовать росту ученика.
Нужно встать около верстака, опустить руки вниз и положить на него крышку ладони. Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака соответствует росту.
Крепление обрабатываемых заготовок на верстаке должно быть надежным.
— Что для этого нужно делать?
Заготовки зажимают винтовыми зажимами. Для крепления длинных заготовок применяют снизу подпоры в виде выдвижных или поворотных пальцев.
Низкие заготовки при их строгании на крышке верстака упирают передним торцом в клин, а с заднего торца заготовку поджимают клином заднего зажима (рис. 2). Работу в мастерской выполняют в специальной одежде.
Рис. 2.
Халат, комбинезон или фартук, берет (желательно темного цвета).
Правила поведения в учебных мастерских
2. Строго соблюдать правила безопасности труда.
3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю.
III. Практическая часть.
Ознакомиться с устройством столярного верстака. Назвать его основные части. Проверить соответствие верстака росту учащихся. Потренироваться в закреплении заготовки в зажимах и между клиньями. Рассмотрите устройство переднего и заднего зажимов.
IV. Текущий инструктаж.
Проверить правильность закрепления заготовок. Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота заготовки.
VI. Заключительная часть.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборка рабочих мест, инструментов, помещения мастерских.
Содержание учебного предмета по технологии 5 класс (мальчики)
Содержание учебного предмета “Технология” (мальчики)
Введение. Вводный инструктаж. Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины (2 часа).
Основные теоретические сведения
Содержание и задачи раздела “Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения”. Организация труда и оборудование рабочего место для обработки древесины. Рациональное размещение инструмента на столярном верстаке. Правила безопасности труда.
Проверить соответствие верстака своему росту. При необходимости отрегулировать. Рассмотреть устройство переднего и заднего зажимов. Потренироваться в прочном закреплении заготовок между клиньями и с помощью зажимов.
Рисунки по теме. Верстак.
Технология обработки древесины (24 часа)
Древесина как природный конструкционный материал. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Древесина ка природный конструкционный материал. Применение древесины в народном хозяйстве. Строение древесины. Породы древесины. Виды пороков древесины и их характерные признаки. Текстура древесины и ее использование. Виды пиломатериалов.
Определение породы деревьев по образцам. Выписать основные признаки, по которым определяется порода древесины.
Образцы различных пород древесины.
Пиломатериалы. Древесные материалы. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Виды пиломатериалов. Способы их изготовления. Область применения пиломатериалов. Основные элементы пиломатериалов.
Найти в образцах пиломатериалов основные элементы. Измерить толщину фанеры и количество слоев. Проверить, как обрабатываются всевозможные древесные материалы различными инструментами.
Образцы различных пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
Графическая документация. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Эскиз. Технический рисунок. Чертеж. Виды изображения деталей. Контурные, выносные и размерные линии. Масштаб. Чтение чертежа.
Зарисовка эскиза детали. Нанесение необходимых выносных и размерных линий. Чтение чертежа.
Образцы графической документации.
Этапы создания изделий из древесины. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Этапы создания изделия из древесины. Изучение конструкции и технических требований, предъявляемых к изготавливаемым деталям и изделию, ознакомление с технологией его изготовления: подбор заготовок, инструментов. Понятие об инструкционно-технологической карте.
Разработка технологической карты.
Образцы технологической карты, чертежей детали.
Разметка заготовок из древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Разметка детали. Разметочные инструменты. Базовая кромка. Правила пользования угольником, линейкой, рейсмусом, циркулем. Разметка детали по шаблону.
Деревянные заготовки. Чертежи. Разметочный инструмент.
Пиление столярной ножовкой (2 часа)
Основные теоретические сведения
Поперечные и продольные пилы. Клинообразная форма режущей части столярных инструментов. Форма зубьев пил для поперечного и продольного пиления. Стусло как средство обеспечения заданной точности взаимного расположения обрабатываемых поверхностей детали и повышения производительности труда при пилении. Правила безопасности труда при выполнении этих операций.
Выпиливание деревянных заготовок в соответствии с разметкой. Распиливание заготовок в стусле.
Различные виды пил и ножовок. Заготовки древесины. Стусло.
Строгание древесины (2 часа)
Основные теоретические сведения
Ознакомление с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка. Регулировка ножа. Строгание пласти и кромок заготовки. Проверка качества строгания.
Сверление отверстий (2 часа)
Основные теоретические сведения
Обозначение формы и размеров отверстий на чертеже. Виды сверл, устройство и область их применения. Назначение и устройство коловорота и ручной дрели. Закрепление сверл. Приемы сверления коловоротом и ручной дрелью. Контроль размеров отверстия. Правила безопасности труда при сверлении.
Закрепление заготовки на верстаке. Разметка центров будущих отверстий. Закрепление сверла в коловороте или дрели. Сверление отверстий.
Заготовки, сверла, дрели, коловорот.
Соединение деталей гвоздями и шурупами (2 часа)
Основные теоретические сведения
Способы соединения деталей из древесины ( на гвоздях и шурупах). Последовательность соединения деталей из древесины на гвоздях и шурупах. Сборка изделия. Контроль точности взаимного расположения деталей. Правила выдергивания гвоздей. Правила безопасной работы при соединении деталей гвоздями и шурупами.
Выполнение соединения деталей гвоздями и шурупами. Сгибание и вытаскивание забитых гвоздей.
Молоток, отвертка, гвозди, шурупы, заготовки древесины.
Склеивание и зачистка изделий из дерева (2 часа)
Основные теоретические сведения
Подготовить склеиваемые детали. Склеить детали. Зачистить выполненные соединения и детали.
Столярный верстак, струбцина, напильники, наждачная шкурка, различные клеи.
Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из дерева (4 часа)
Основные теоретические сведения
Украшение изделия выжиганием. Сущность данного способа отделки. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Выпиливание лобзиком. Устройство лобзика. Приемы работы лобзиком. Подготовка поверхностей под лакировку и окраску. Инструменты для лакирования изделия. Лакирование изделий. Правила безопасной работы при выжигании и лакировании.
Выпиливание контура детали. Закрепление пилки в лобзике. Нанесение рисунка не деталь. Выжигание рисунка по разметке. Покрывание лаком изделия из древесины.
Образцы выжженных рисунков. Лакированные изделия. Электровыжигатель, лобзик, лак, кисти, заготовки.
Технология обработки металлов (18 часов)
Понятие о механизме и машине (2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о машине. Классификация устройства машин по выполняемым ими функциям (технологические, энергетические, транспортные). Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые машины. Понятие о механизме. Винтовой механизм.
Рассмотреть зубчатый механизм дрели, винтовой механизм переднего зажима столярного верстака.
Набор типовых деталей: болты, гайки, оси, шестерни.
Рабочее место для ручной обработки металла (2 часа)
Основные теоретические сведения
Рабочее место (слесарный и комбинированный верстаки), его организация и уход за ним. Бережное отношение к оборудованию. Правила безопасности труда.
Рассмотреть устройство слесарного верстака, слесарных тисков. Проверить соответствие высоты верстака вашему росту. Закрепить в тисках различные заготовки.
Слесарный верстак, тиски.
Тонколистовой металл и проволока(2 часа)
Основные теоретические сведения
Понятие о стали. Виды тонколистового металла. Его получение. Белая и черная жесть. Применение тонколистовой стали в конструкциях изделий. Проволока, способы ее получения.
Рассмотреть несколько образцов тонколистового металла и проволоки, определить цвет, попытаться согнуть.
Образцы тонколистового металла, проволоки.
Изображения деталей из металла( 2 часа)
Основные теоретические сведения
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка(2 часа)
Основные теоретические сведения
Выбор заготовки и планирование работы. Правка заготовки и разметка. Назначение слесарных инструментов (слесарная линейка, чертилка, угольник, кернер, киянка).
Выполнить правку тонколистовой заготовки, проволоки. Выполнить разметку.
Заготовки тонколистового металла и проволоки. Киянка, чертилка, молоток.
Основные приемы резания тонколистового металла и проволоки. Зачистка деталей (2 часа)
Основные теоретические сведения
Инструменты, применяемые для резки тонколистового металла и проволоки. Конструкция, принцип действия ручных слесарных ножниц и приемы работы ими. Правила безопасности труда при работе с тонколистовым металлом и проволокой. Приемы зачистки деталей.
Произвести резку заготовок металла по выполненной разметке. Выполнить резку проволоки разной толщины. Выполнить зачистку краев и поверхностей заготовок. Правила безопасной работы при резке и зачистке металла.
Заготовки металла и проволоки. Слесарные ножницы, кусачки.
Гибка тонколистового металла и проволоки(2 часа)
Основные теоретические сведения
Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки.
Заготовки металла и проволоки, оправка, плоскогубцы, круглогубцы.
Пробивание и сверление отверстий(2 часа)
Основные теоретические сведения
Последовательность сверления отверстий на сверлильном станке. Способы пробивания отверстий. Устройство настоль-сверлильного станка, приемы работы на нем. Правила безопасности при пробивании и сверлении отверстий.
Выполнить пробивку и сверление отверстий в заготовках.
Заготовки металла, пробойник, тиски, сверлильный станок.
Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла.(2 часа).
Основные теоретические сведения
Выполнить соединение фальцевым швом, при помощи заклепок. Выполнить отделку изделия.
Образцы соединенных деталей. Заготовки тонколистового металла, заклепки, киянка.
Культура дома (14 часов)
Устройство мебельной фурнитуры и ее установка (2 часа)
Основные теоретические сведения
Мебельная фурнитура. Последовательность установки мебельной фурнитуры. Различие между накладной и врезной фурнитурой. Способы укрепления ослабшего крепления фурнитуры. Правила безопасной работы при установке фурнитуры.
Фурнитура, шурупы, отвертка, материал для крепления фурниуры.
Простейший ремонт в жилом помещении(2 часа)
Основные теоретические сведения
Простейший ремонт изношенной мебели. Инструменты необходимые для ремонта мебели. Ремонт перекладины стула или табурета, оконных рам. Правила безопасной работы при ремонте.
Осмотреть требующую ремонта школьную мебель. Составить план ремонта и выполнить ремонт.
Инструменты для ремонта. Мебель, требующая ремонта. Инструмент необходимый для ремонта.
Простейший ремонт сантехнического оборудования(2 часа)
Основные теоретические сведения
Общее устройство смывного бачка и принцип его работы. Общее понятие о канализационной системе в квартире. Способы устранения неисправностей в смывном бачке. Ремонт деталей смывного бачка.
Ремонт деталей смывного бачка. Снять крышку сливного бачка, рассмотреть принцип его работы. Выполнить устранение неисправностей.
Смывной бачок. Ремкомплект.
Электротехнические работы в быту.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Изучить электрические схемы. Собрать на монтажной панели схемы с различным соединением ламп. Проверить правильность сборки, попробовать их в действии.
Электрическая схема. Потребитель электрической энергии. Проводник.
Бытовые электрические светильники. (2 часа)
Основные теоретические сведения
Основные виды бытовых электрических светильников. Устройство штепсельной вилки. Устройство лампового патрона. Устройство бытовых электрических светильников. Правила безопасности труда при выполнении ремонтных работ и подключении к сети.
Основные теоретические сведения
Бытовые электронагревательные приборы. Принцип их работы. Нагревательный элемент. Основные узлы электроплитки. Правила безопасности труда при эксплуатации, обслуживании и ремонте электронагревательных приборов.
Рассмотреть имеющиеся электронагревательные приборы. Определить тип нагревательного элемента. Записать в тетрадь название основных частей приборов.
Бытовые электроприборы. Нагревательный элемент.
Ремонт электротехнической арматуры и проводов бытовых приборов.(2 часа)
Основные теоретические сведения
Неисправности, возникающие в бытовых электроприборах. Способы обнаружения обрыва провода в шнуре. Профессии рабочих, выполняющих ремонт и наладку электроаппаратуры. Правила безопасности труда при ремонте электротехнической арматуры и проводов бытовых электроприборов.
Устранение простейших неисправностей бытовой и нагревательной электроаппаратуры.
Пробник. Плоскогубцы. Бытовой электроприбор.
Творческий проект(10 часов)
Творческий проект. (10 часов)
Основные теоретические сведения
Разработка проектного замысла по алгоритму: Реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта ( поисковый и аналитический этапы проектной деятельности ). Изготовление материального продукта с применением элементарных рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности). Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта ( реклама продукта ). Правила безопасности труда при выполнении проекта.
Выполнение запланированных операций по изготовлению изделия.
Программа по технологии мальчики 5 класс ФГОС
Цели реализации программы.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
— формирование представлений о состоянии техносферы, современном производстве;
— Освоение технологического подход как универсального алгоритма преобразующей созидательной деятельности;
— формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности;
— овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
— овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
— развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
— формирование у обучающихся самостоятельного опыта проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, уважительное отношение к людям различным профессий и результатам их труда;
— профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование социально-обоснованных ценностных ориентаций.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Приоритетные виды общеучебной деятельности :
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
2.1. Структура и содержание программы.
В данной программе изложено два основных направления технологии: «Индустриальные технологии» и «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет.
Раздел «Индустриальные технологии» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы как «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное образование», «Технологии исследовательской и опытнической деятельности».
Раздел «Технология ведения дома» содержит знания, которые ориентированы на формирование ценности рационального питания человека. Раздел включает в себя темы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Электротехника», «Современное производство и профессиональное самоопределение», «Технология творческой и опытнической деятельности».
2.2. Формы организации и планирование образовательного процесса.
Основные формы организации образовательного процесса в основной школе – уроки технологии, тематические внеурочные мероприятия и праздники. Уроки технологии – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки технологии подразделяются на два типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный компонент для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения технологии в 5 классе (2 учебных часа в неделю)
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение метапредметных, предметных и личностных результатов.
4.1. Личностные результаты освоения предмета технологии.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Технология». Эти качества проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к познавательно-трудовой деятельности, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности рационального питания и технологической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в практической деятельности.
Владение знаниями об основных технологических понятиях, видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;
Владение знаниями о влиянии различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
Владение знаниями о профессиях и специальностях, связанных с обработкой материалов;
Владение навыками создания изделий, получением продукции.
Способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения в организации коллективной трудовой деятельности;
Способность активно включаться в совместную познавательно-трудовую деятельность, внеклассные мероприятия, принимает участие в их организации и проведении;
Владение умением предубеждать конфликтные ситуации во время совместной практической деятельности, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Умение рационально организовывать рабочее место;
Умение составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий или получения продукта;
Умение выбирать материалы, инструменты, оборудование для выполнения работ и применять их в своей деятельности
Умение соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием, осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия.
Владение умением осуществлять поиск информации по вопросам организации рационального питания и технико-технологических аспектов деятельности, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
Владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи коллективной трудовой деятельности, излагать их содержание;
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.
Владение понятием стиля, выработка собственного стиля одежды;
Культура питания, умение красиво оформить процесс принятия пищи.
4.2. Метапредметные результаты освоения предмета «Технология».
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умения в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные не базе освоение содержания предмета «Технология», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учится), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
Понимание технологических процессов как основы современного производства и современной постиндустриальной культуры;
Понимание влияния технологических процессов на окружающую среду, здоровье человека как важнейшего условия саморазвития и самореализации, осознание свободы выбора профессиональной деятельности;
Понимание культура рационального питания как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья;
Уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при коллективной трудовой деятельности;
Ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственную позицию, отвечать за результаты своей деятельности.
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной и трудовой деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать соблюдение безопасности;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе деятельности.
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной форме, проявление к собеседнику внимания, уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной учебной т трудовой деятельности, находить компромисс при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения.
Восприятие красоты в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование чувства стиля с позиций проявления индивидуальности;
восприятие культуры питания и поведения за столом как основы здорового образа жизни активной социализации человека.
4.3. Предметные результаты освоение технологии.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Технология». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах построения познавательно-практической деятельности, умения творчески решать практические задачи. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания основных технологических понятий;
знания о назначении и технологических свойствах материалов;
знание назначения и устройства применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
знания о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций, влияния различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу, творчество, креативность при организации совместных действий, доброжелательное и уважительное отношение к партнерам, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь при освоении новых операций, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к другим учащимся в процессе учебной и трудовой деятельности.
В области трудовой культуры:
Способность преодолевать трудности; составлять последовательность выполнения технологических операций;
Способность выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
Способность планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Способность самостоятельно организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области коммуникативной культуры:
Способность интересно и грамотно излагать знания о технологической культуре, рациональном питании;
Способность формулировать цели и задачи деятельности, аргументировано вести диалог по основам ее организации и реализации.
В области эстетической культуры:
Способность самостоятельно формировать собственный стиль в зависимости от индивидуальных особенностей, социально-экономических и пространственно-временных факторов;
Способность вести наблюдения за нормами поведения, в том числе и культуры питания, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
5. Результаты освоения программы
Технологии обработки конструкционных материалов
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять электрические схемы, которые применяются при разработке электроустановок, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, используя дополнительные источники информации (включая Интернет):
• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник получит возможность научиться:
• планировать профессиональную карьеру;
• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
6. Основное содержание курса. Примерный тематический план 5-8 классы.