что делают учителя летом в школе
Чем заняты учителя на каникулах: отчёты, бумаги, ура!
Что делают школьники и их родители на каникулах, понятно, а чем заняты летом учителя? Наш блогер, учительница Вера Васько, рассказывает о рутине, которая ждёт каждого педагога летом, и почему школа без детей — это грустно, но полезно.
25 мая у детей в нашей гимназии начались каникулы. Что и говорить — долгожданное и счастливое время! Отдыхают родители младших школьников, отдыхают ученики. Но отдыхают не все: для выпускников девятых и одиннадцатых классов конец мая и первая половина июня — напряжённая пора экзаменов. Они готовятся, учат, доучивают, сдают, потом нервничают в ожидании результатов.
Что делают учителя?
Первый раз, когда я переживала каникулы в статусе учителя, страдала: дети ушли, уроков нет, есть только бумажная работа. Её много, она кажется порой абсолютно бессмысленной и вообще не вдохновляет. Летние каникулы — полуторамесячный кошмар, куда ещё примешиваются ГИА (наша школа — пункт приёма ЕГЭ).
Прошло четыре года — жду каникул не меньше детей. В этот раз мы с коллегами поняли, что жизнь на каникулах — это маленький отпуск каждый день: нет вечерних проверок тетрадей, ночных подготовок к урокам. Если нет экзаменов, можно спать до 07:00 или даже 07:30, а по вечерам, после работы, проводить время с семьёй, друзьями, ходить на тренировки или в кино, готовить нормальные ужины или гулять в парке. Лето — это маленькая жизнь!
Да, на работе нет детей, а следовательно, и радости, есть много отчётов, бумаг, планов, программ, но это всё можно оставлять на работе. Просто встаёшь, выходишь из кабинета, закрываешь дверь на ключ, и у тебя отпуск. До утра. Даже не верится, что некоторые люди так живут каждый день.
Да, всё равно ничего не успеваешь, а из-за экзаменов, в которых участвуешь или на которые водишь, и успеть не можешь. Да, рабочий день официально заканчивается около трёх, но ты сидишь до пяти-шести, делая коррекцию программ, заполняя бумажные и электронные журналы, проставляя оценки за экзамены, работая с личными делами и собирая в одну папку все не сданные вовремя отчёты.
Да, ты всё равно устаёшь, но появляется свободное время. У тебя аж мурашки от мысли, что где-то там впереди ещё 56 дней отпуска! Вот совсем отпуска, когда ты всё ещё будешь дописывать программы, но в размеренном ритме, наслаждаясь процессом, намечая уроки.
Если без лирики: чем заняты учителя на каникулах?
Если у учителя есть классное руководство, то плюсом к предыдущим пунктам:
Это всё план работы на июнь, даже в основном до 15–20 июня. Помним, что там ещё либо летний лагерь в школе, либо пункт приёма ГИА — это дополнительный список обязанностей. Всё равно каникулы — это так здорово!
Да, мы работаем на каникулах. Часто не меньше, чем в течение учебного года. И всё же свободное от учебного процесса время — жизненная необходимость. Свободные вечера и выходные — это полузабытое за учебный год счастье!
Ребята, милые, мы вас понимаем!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Giorgos Karagiannis)
Как проходит лето школьного учителя
Для многих школьников является загадкой то, чем же занимаются учителя в школе во время летних каникул. Много раз, говоря неуспевающему ученику, что могу подтянуть его по своему предмету в июне, я встречала удивленное лица и вопрос: “Разве вы не отдыхаете летом?” Да, именно так, школьный учитель работает летом, так же, как и в любое время года, решая различные вопросы учебного характера. Отличительной особенностью лета является только то, что отпуск учителя длится 56 дней.
Чем же занимаются учителя летом?
Организация итоговой аттестации для 9 и 11-х классов
С конца мая и практически весь июнь учителя задействованы в качестве организаторов, сопровождающих и экспертов итоговой аттестации. Во время проведения аттестации 9-х классов учителя регулируют процесс организации экзаменов. Сначала готовят свои кабинеты, приводят в порядок и убирают все методические пособия, плакаты.
Во время экзамена следят за порядком и выполнением регламентов, контролируют видеозапись экзамена.
Заполнение документов, отчетов
Ведение электронного дневника убрало необходимость в некоторых отчетах, но все же остались обязательные для заполнения: годовые отчеты по воспитательной работе, по прохождению программы.
Заполнил отчет, молодец, но дальше начинается работа по тематическому планированию. Поставил ученику неудовлетворительную оценку по своему предмету, не забудь заполнить отчет по дальнейшей индивидуальной работе с ним. Если учитель-предметник является классным руководителем, то хлопот добавляется. Необходимо заполнить личные дела каждого ученика в своем классе в бумажном и электронном варианте, подготовить папки классного руководителя по воспитательной работе.
Организация летнего школьного лагеря
Пришкольный лагерь ведет свою работу весь июнь. Если учителю повезло стать начальником лагеря, то он сначала готовит план работы лагеря, подготавливает помещение с игровой зоной, обеспечивает всем необходимым вожатых, организует прохождение вожатыми курса по технике безопасности. После выполнения всего вышеперечисленного, вроде можно и выдохнуть, но начинается работа лагеря и возникает большое количество организационных моментов. На плечах учителей-вожатых лежит груз организации развлекательных и обучающих мероприятий.
Работа с неуспевающими учениками
Первые недели июня посвящены работе с отстающими учениками, для того, чтобы они в конце августа смогли сдать контрольную работу и продолжить обучение наравне со своими одноклассниками.
Организация своего рабочего пространства
За каждым классным руководителем закреплен кабинет, который стоит привести в порядок после окончания учебного года. Учителя сортируют методические пособия, некоторые проводят мелкий ремонт.
Подготовка к выпускным вечерам и вручению аттестатов
Классные руководители выпускных классов планируют и репетируют мероприятия по вручению аттестатов и выпускные вечера. Но это не только приятные хлопоты, а также проверка и заполнение аттестатов и ведомостей, написание благодарственных писем и грамот ученикам и их родителям.
Завершения учебного года плавно переходит в подготовку к новому, к встречи будущих школьников и прощанию с выпускниками. Как же много успевают учителя летом. Их энергии и работоспособности можно только позавидовать.
«Стараюсь летом педагога выключать»: как школьные учителя проводят каникулы
Выражение «учителя — тоже люди» не новое, но всё так же актуально. Потому что мы правда забываем, что они тоже устают за учебный год, мечтают сбежать из школы и удалить родительский чат из мессенджера (или хотя бы замьютить до сентября). Мы расспросили учителей из разных городов, чем они планируют заниматься на законных каникулах.
«Не представляю, как ходить в офис в июле–августе. Учителям в этом плане очень повезло»
Это будет моё второе лето в качестве школьного учителя. Под конец учебного года чувствуешь себя человеком, который совершает над детьми какое-то насилие: контрольные, зачёты, домашка, а им уже просто хочется гулять. Стараешься извернуться, сделать урок интереснее. Всё это утомляет. При этом самой, когда смотришь за окно, тоже уже хочется совсем других вещей.
Вообще, формат длинного отпуска в летние месяцы нам, учителям, привычен — сначала в школе, потом в университете. Честно, я даже не представляю, как люди ходят в офис в июле или августе. Мне кажется, учителям в этом плане очень повезло.
Я участвую в программе «Учитель для России». В прошлом году работала в летнем институте по этой программе, поэтому отвлечься от мыслей о школе не удалось: мы обсуждали методики, дисциплину и так далее. Потом я поехала в Амстердам заниматься современным танцем, и недели на три меня отпустило. Ближе к сентябрю снова начала думать о школе. Не могу сказать, что прямо скучала, но часто вспоминала учеников, планировала, чем будем заниматься на уроках.
На это лето план такой: в июне я буду работать в лагере при школе, как и все учителя. В июле хочу куда-нибудь уехать. Я работаю в Тамбовской области в селе Глазок, но приехала сюда из Москвы. Здесь очень хорошо и свободно, но это, конечно, не столица. Если ты не умеешь сам себя развлекать, то делать тут нечего. Так что приеду в Москву, пойду в музей, встречусь с друзьями, узнаю, что у людей происходит в жизни помимо школы. Хочется много всего успеть: слетать в Грузию, например, сходить в поход или съездить в гости в Оренбург. Планов пока нет. Просто хочется физически уехать и забыться.
«Стараюсь педагога в обычной жизни выключать»
К концу года физические и моральные силы уже на исходе, остаётся только желание отдохнуть и перезагрузиться. В этот раз я жду каникул с особенным нетерпением: год был непростой — взял слишком большую нагрузку, целых четыре класса.
У нас отпуск длится два месяца, а не три, потому что в июне мы проводим экзамены и подводим итоги учебного года. Так что в первый месяц школа ещё не отпускает, переключиться не получается. Настоящие каникулы начинаются в июле. Тут уже удаётся заняться вещами, никак со школой не связанными: друзьями, семьёй, чтением книг.
Вообще, стараюсь педагога в обычной жизни выключать. Хотя иногда ловлю себя на том, что где-нибудь на пляже делаю замечание детям, которые плохо себя ведут
Обычно каникулы я провожу с семьёй — на даче и на море. Думаю, учителя отдыхают точно так же, как и все «обычные» люди. Единственное отличие в том, что можно за два месяца успеть больше. Мои планы на это лето не очень-то разнообразны. Буду в Москве, потом на даче, а потом с сыном полечу к бабушке в Крым. Ещё есть глобальный план — восстановить свой блог в инстаграме. Я его не так давно завёл и рассказывал там о своих взглядах на воспитание, но из-за нагрузки в школе совсем забросил. За лето надеюсь наверстать.
В августе постепенно буду переключаться снова на школу — планировать год, готовить материалы для уроков. К концу лета появляется желание увидеть детей, узнать, как они провели лето, как растут и развиваются. Я всё равно это очень люблю, несмотря на усталось и всё остальное.
«Каникулы — это возможность выдернуть себя из контекста школы, в котором был весь год»
Учебный год заканчивается сумбурно и волнительно: звонки, линейки, заключительные уроки, прощание с детьми. По-настоящему выдохнуть получится только в середине июня, когда этот безумный бег закончится. Устаёшь, конечно.
Лето — это время, чтобы переключиться, выдернуть себя из контекста, в котором ты был целый год. Прошлое лето я провела в мастерской образования и документального кино в Летней школе «Русского Репортёра» под Дубной. Для учителей это супервозможность отдохнуть и пообщаться с классными людьми из педагогического сообщества. Поговорить про школу на берегу реки! Ещё я работала в лагере: мои друзья делают образовательный проект «Вызов» в Петербурге, в рамках которого подростки ездят в разные города. В общем, на пляже не лежала.
Зато в этом году мне ужасно хочется выкроить хотя бы недельку, чтобы полежать где-нибудь в тёплом месте у моря или походить в горах. За два года накопилась усталость. В июне я ещё буду работать в школе, доделывать документы, готовить выпускной.
Потом попробую себя в качестве тьютора на проектной школе в Якутии. А в середине июля окажусь совершенно свободна… Пока, честно говоря, не придумала, чем буду заниматься. Поеду к себе домой в Санкт-Петербург. В Малоярославце я уже два года (по программе «Учитель для России»), конечно, иногда скучаю по большому городу. Не хватает возможности скинуть лишнюю энергию, пока, допустим, едешь в метро или идёшь по улице. В маленьком городе ты всегда будто бы в камерной среде.
Скучаю ли я летом по школе? Обычно нет времени — одно сменяет другое, и, наоборот, не хватает времени посидеть в одиночестве и отрефлексировать всё, что происходило с тобой целый год. Но в такие моменты, когда всё-таки остаёшься наедине с собой или в дороге, накатывают воспоминания, начинаешь скучать по детям и мысленно готовиться к новому учебному году.
«Каникулы у детей три месяца, а наш отпуск — это 56 дней»
До 1 сентября остался месяц, большая часть каникул уже позади. Что делают дети в это время, понятно: три полных месяца отдыха и никаких уроков. А чем занимаются учителя? Мы попросили трёх преподавателей рассказать про их отпуск и ответить на вопрос, хватает ли им летних каникул и не нужно ли школьникам отдыхать поменьше.
«Каникулы одинаково приятны как ученикам, так и учителям»
Алла Сергеевна, преподаватель русского и английского (Санкт-Петербург)
Летние каникулы я стараюсь проводить около моря, потому что лето должно ощущаться в полной мере. В Питере оно не всегда радует, а надо насладиться солнцем, водой, фруктами и цветами. Для меня важно, что в этот момент ты находишься в состоянии абсолютной расслабленности и никуда не торопишься.
Наверно, это связано с тем, что в рабочее время у меня всё время какие-то дела и всё по графику. Получается, что свободного времени как такового нет. А в летние каникулы ты высыпаешься, можешь совершенно спокойно поваляться лишний час в кровати, почитать книжку, встретиться с друзьями тогда, когда тебе удобно, а не тогда, когда выпадает свободное окно.
Ближе к концу отпуска ты начинаешь приблизительно продумывать, что бы такого интересного можно предложить детям, потому что, помимо уроков, существует ещё и внеклассная деятельность, и различные мероприятия. В течение каникул как раз есть время для того, чтобы сделать наброски и выйти уже не с пустыми руками.
Никакой особенной подготовки для выхода с каникул у меня нет, потому что это всё проходит абсолютно естественно и безболезненно
Если честно, то я вообще никаких сложностей не вижу. Наверно, это связано с тем, что я очень люблю свою работу. Я обожаю детей. Спустя короткий промежуток времени уже начинаю по ним скучать, мне хочется их увидеть, узнать, как у них дела, и вообще окунуться в этот процесс.
Летом я продолжаю общаться с выпускниками: они поступают, у них момент поиска, и я с ними это обсуждаю. Они делятся своими переживаниями и проблемами. А с детьми помладше и их родителями — нет.
Я не считаю, что летние каникулы должны быть короче. Более того, я очень рада, что у детей есть возможность отдыхать три месяца и наслаждаться. Они приходят в школу яркие, с горящими глазами, с кучей историй и впечатлений. Хотя у некоторых взрослых есть странное представление, что надо обязательно много-много трудиться, загружать ребёнка, чтобы, не дай бог, он ничем бесполезным не занялся, чтоб его не унесло ни в какую сторону.
11 советских фильмов про каникулы, которые стоит посмотреть с детьми
Я не согласна. Когда дети вырастут, они и так будут много трудиться и бесконечно решать проблемы. Поэтому, пока есть возможность отдыхать, пусть отдыхают. Тем более для детей не так важно, где проходят их каникулы. Ребёнок — существо эмоциональное. Он воспринимает мир не с позиции фешенебельности и дороговизны, а с точки зрения личных ощущений. Я абсолютно убеждена, что можно съездить на дорогой курорт и вернуться в отвратительном настроении, а можно всё лето провести у бабушки на даче или в глухой деревне и при этом быть абсолютно счастливым человеком.
«Наработаться ребёнок ещё успеет»
Вера Борисовна, преподаватель английского языка (Москва)
Принципиальное отличие каникул у учеников и учителя в том, что у детей они длиннее. В июне большинство из нас заняты на ОГЭ и ЕГЭ. Кто-то дежурит в аудитории, кто-то проверяет работы, кто-то в коридоре водит экзаменующихся за руку из пункта А в пункт Б. В общем, занимается тем, к чему в университете не готовили. Кроме того, нужно успеть подготовить детей к экзаменам — так сказать, надышаться перед смертью: индивидуально позаниматься с теми, у кого есть проблемы.
В июне вообще много нервов. Нужно срочно сдавать отчёты, не всегда понятно, что с нагрузкой на следующий год, экзамены совсем рядом. Когда работаешь непосредственно с детьми, на нервы и переживания нет времени, а в июне эмоционально тяжелее. Необходимость присутствовать на работе от и до, согласно нагрузке, тоже не самая приятная штука. Мне, например, комфортнее заниматься бумажками дома.
На отпуск всегда планируешь какую-то работу. Не думаю, что это касается только школьных учителей.
В поездках я стараюсь расслабляться, хотя, бывает, услышу песню по радио и лезу за телефоном, чтобы её найти и потом использовать на уроке
Конечно, важно уделять время семье: они и так уже знают по именам две трети детей и три четверти моих коллег.
Соцсети я веду и фотографиями с отдыха делюсь. Разумеется, есть некий фильтр, что лучше выкладывать, а что приберечь для внутреннего пользования. В принципе, как и у любого человека, мне кажется. Связь с детьми и родителями специально не поддерживаю (если не считать взаимных лайков в инстаграме и поздравлений с днями рождения). Но если вдруг возникнет какой-то срочный вопрос, то буду писать письма или сообщения, куда без этого.
Вхождение в рабочий режим — сложная тема. Хочется пошутить про то, что я заранее удваиваю дозу антидепрессантов, но на самом деле не готовлюсь никак. В этом году выхожу из отпуска раньше, чтобы без суеты проработать программу. Из-за того что все работают на экзаменах, сейчас из отпуска выходят обычно в двадцатых числах августа — это, конечно, резковато.
Я не вижу особой разницы между тем, как отдыхают дети с разными финансовыми возможностями. Если пролистать инстаграм, видно, что фото с бабушкиной грядки и фото с Мальдив собирают примерно одинаковое количество лайков и комментариев. «Статусность» отдыха — это скорее стереотип, навязанный взрослыми, и лучшее, что может сделать учитель, — не акцентировать на этом внимание в принципе.
11 явных признаков, что вы портите ребёнку каникулы
Длинные каникулы летом — это прекрасно. Ребёнку нужно отдыхать. В конце концов, наработаться он ещё успеет. Другой вопрос, насколько родители могут обеспечить качество отдыха. Три месяца одному дома в городе — много, а три месяца разнообразной активности — просто отлично. Но для родителей три месяца — это не всегда просто.
«Учитель летом больше работает, чем отдыхает»
Светлана Алексеевна, преподаватель географии (Ставропольский край)
Летние каникулы — приятное время для всех, особенно детей и их родителей. Учителю сложнее, потому что каникулы три месяца, а отпуск у большинства всего 56 дней. Далёкому от образования человеку кажется, что это очень много свободного времени. Но на деле учитель летом больше работает, чем отдыхает. В июне — консультации к экзаменам, работа на ЕГЭ и ОГЭ, пришкольный лагерь, так называемая практика (работа на школьном участке). Многие работают в июле и в августе. А некоторые мои коллеги ищут летом подработку.
Если пролистать профессиональные сообщества, сложится впечатление, что учителя в отпуске только и делают, что планируют уроки и классные часы на будущий год, делятся советами и методическими разработками. На самом деле всё зависит от характера учителя. Кто-то способен мгновенно перестроиться и уйти в отпуск с чистой совестью, не вспоминая о школе. А у кого-то август — пора ночных кошмаров на школьную тему. Сегодня мне приснился очередной: о внезапной проверке.
На мой взгляд, без подготовки учебный год не начать, особенно если ведёшь предмет не у всей школы, а только у нескольких параллелей. Даже лучшие учителя имеют свойство забывать факты, если не рассказывали о них год или два. Многие предпочитают готовить сани летом, потому что в течение учебного года намного сложнее найти время на интересный вебинар и просто хорошую книгу по специальности.
Длинные каникулы позволяют расслабиться, найти время для давно запланированных дел, элементарно сходить к врачу в удобное время. С другой стороны, бесконечно растягивать отпускные не получится и деньги всегда заканчиваются раньше, чем лето.
Где-то за неделю до выхода на работу я начинаю заводить будильник всё раньше и раньше, чтобы подъём в шесть утра не был шоком для организма
Я обязательно планирую что-то приятное в первые выходные: поход в кино, встречу с друзьями, просто прогулку по городу. Иначе можно закопаться в бесконечные бумаги и звонки и устать ещё до того, как начнутся уроки.
Многие говорят, что летние каникулы надо сократить, приводят в пример Великобританию и другие страны. Но они забывают о разнице в климате, например. У нас уже в середине мая температура доходит до двадцати пяти, учиться не просто тяжело, а почти невыносимо.
Проводить уроки летом, на мой взгляд, бессмысленно. Другое дело, что детский отдых можно организовать по-разному. Это вопрос скорее родительской компетенции. При правильном планировании ребёнок успеет и отдохнуть, и научиться чему-то новому, и прийти в школу в сентябре с удовольствием.
Школьники в России учатся меньше всего, но очень загруженно. А что, если сократить каникулы летом?
Раньше мы расставались с классом на все три месяца. Почти не общались, за исключением поздравлений с днём рождения. Сейчас у нас есть детский и родительский чат, поэтому информации друг о друге летом достаточно. В конце концов, девять месяцев мы видимся ежедневно по шесть-семь часов и успеваем основательно друг другу надоесть.
Страничка в соцсети — прекрасный способ оставаться на одной волне с учениками даже летом, видеть, чем они заняты, чему научились, какие появились интересы. Детям тоже интересно, как проходит лето у педагога. Я стараюсь делиться фотографиями из интересных мест: это тоже часть воспитательной работы.
Что делают учителя на каникулах. Спойлер: времени на перезагрузку почти нет
Когда начинаются дискуссии на тему загруженности учителей, всегда звучит аргумент про длинный отпуск летом в сочетании с кучей школьных каникул. Педагог Анастасия Дурягина предлагает контраргумент: каникулы для учителей — отнюдь не повод расслабиться и отдохнуть.
«Каникулы»… Это волшебное слово любят и школьники, и родители. Это время, когда у всех происходит перезагрузка. Дети на каникулы обычно отправляются к бабушкам-дедушкам, некоторые ходят по музеям и театрам, кто-то продолжает посещать тренировки и кружки.
А что насчёт учителей, как они проводят это время? Учителя обычно продолжают работать в школе, пишут отчёты за пройденную четверть. Если вы никак не связаны с образованием, вы даже представить себе не можете, как много бумаг приходится писать.
Все, я думаю, уже заметили, что во время каникул учитель находится в школе дольше, чем в обычные рабочие будни.
Как такое возможно? Посмотрим, что говорит закон.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», «каникулы — это плановые перерывы в получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком.
Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34)
Как-то не очень справедливо, согласны? Смотрим законы дальше.
1. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно закону, режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени. Для старших воспитателей дошкольных учреждений и педагогов-организаторов устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю. Для учителя-дефектолога и учителя-логопеда — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
Ненормированный рабочий день
Режим рабочего времени педагогов на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отмечу, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график. Если вы молодой специалист, то знать это просто необходимо.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая дополнительного рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
К чему могут привлечь педагога в период каникул
В каникулы мы, педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации. Некоторые организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке (прохождение аттестации типа ЕФОМ, конкурсов и так далее).
Ну что ж, остаётся только работать, как предписывает закон. В тишине, в своём кабинете, но работать. Но перезагрузиться к следующей четверти за неделю всё равно возможно. Достаточно после работы проводить время с семьёй, а ещё выбираться на прогулки или культурные мероприятия по выходным. Каникулы же!