что делают ученые в лаборатории
О работе в лаборатории
Содержание
Необходимо обращать самое серьезное внимание на создание в лаборатории такой обстановки, которая бы облегчала работу. Искусство химика состоит не в том, чтобы получить нужные результаты путем применения дорогих и сложных приспособлений; важно достигнуть цели с помощью самых обыкновенных средств и аппаратуры, что возможно только тогда, когда работающий хорошо усвоит правильное и разумное их применение.
Условия рационализации работы
Необходимо стремиться к рационализации работы, стараясь получить максимальный эффект при минимальной затрате средств, времени и труда. Важнейшими условиями для достижения этого являются:
1) целесообразное устройство лаборатории, т. е. рациональное размещение рабочих мест и оборудования;
2) подбор соответствующих инструментов, посуды и необходимых аппаратов;
3) хорошая подготовка к работе исполнителя;
4) экономное использование материалов при постановке экспериментов.
Последнее достигается осуществлением опытов с небольшим количеством вещества. При этом отдельные операции (нагревание, охлаждение, фильтрование, высушивание, перегонка и т. д.) требуют несравненно меньшего труда и времени, давая одинаковый конечный результат с результатом опыта, проведенного в большом масштабе.
У начинающих нередко встречаются затруднения при проведении той или иной операции. В таких случаях следует обратиться за советом или помощью к более опытному коллеге.
Нередко в лабораториях, особенно неполно оборудованных, недостает какого-либо специального приспособления или аппарата; в таких случаях нужно постараться заменить его другим приспособлением, пусть несовершенным, но позволяющим не останавливать работу.
Рационализация рабочего места
Очень важно рационализировать свое рабочее место.
Нередко небольшие количества жидкости содержатся в больших бутылях, что не только вызывает загромождение стола, но и создает неудобства в работе; из большой бутыли выливать жидкость значительно труднее, чем из малой, и гораздо легче разлить. Поэтому всегда небольшие количества жидкости нужно хранить в небольших сосудах. Далее, у многих, особенно начинающих химиков, бывает стремление собрать у себя максимальное количество химической посуды, что неизбежно приводит к ее бою. Около себя нужно иметь только самое необходимое, не создавая лишних запасов.
Нужно приучить себя к аккуратному обращению с химической посудой. Грязную химическую посуду следует мыть тотчас же после окончания работы, а не оставлять до того момента, когда она снова будет необходима.
В лабораторной практике чрезвычайно важным условием является чистота. Случается, что неряшливость работающего портит опыт или анализ потому, что грязь со стола попадает в посуду, применяемую в работе. Поэтому нужно быть требовательным к себе и к окружающим, следя, чтобы в лаборатории было чисто.
По состоянию рабочего места можно безошибочно судить и о работающем. Чем культурнее химик, тем чище его рабочее место, тем большего доверия заслуживают результаты его работы.
Нужно заботиться также о чистоте склянок с реактивами, на наружных стенках которых оседают соли аммония, всегда присутствующие в воздухе лабораторных помещений. Склянки, особенно их горла, следует обтирать чистой влажной тряпкой. Рекомендуется также горла закрывать сверху стеклянными колпачками или стаканчиками (без носика) так, чтобы края их опирались на склянку. Такая предосторожность предупреждает оседание аммонийных солей (преимущественно углекислого аммония) на горле и предохраняет от попадания их в раствор при выливании его из склянки.
Все химические стаканы, колбы, чашки и т. п. при работе должны быть прикрыты часовым стеклом или чистой бумагой, чтобы предотвратить попадание в них пыли или загрязнений.
Необходимо следить, чтобы лаборатория всегда была в порядке. Уходя из лаборатории, надо убедиться, что все краны — газовые, водопроводные и др. — закрыты; все моторы и электронагревательные приборы выключены; дверцы вытяжных шкафов опущены; стол чист и убран; все дорогие приборы и аппараты закрыты или спрятаны; никаких огнеопасных веществ на столах нет. Надо проверить, на месте ли противопожарные средства, закрыть общий водопроводный и газовый краны, если они имеются в лаборатории, выключить рубильники от подводок к приборам, выключить свет и тогда только оставить лабораторию.
Рационализация рабочего времени
Важно рационально и правильно использовать рабочее время. Если определение или опыт почему-либо задерживаются, следует начать другое определение или подготовку к другому опыту. Так, пока тигли после прокаливания поставлены в эксикатор для охлаждения, свободное время можно использовать для другой работы, например взять навески для следующего анализа. Во время прокаливания тигля можно проводить титрование, фильтрование или какую-либо другую работу, только иногда отрываясь от нее для того, чтобы посмотреть, как идет прокаливание.
Но рационально использовать время не значит спешить, так как спешка в конечном итоге может нередко привести к еще большей потере времени. Особенно вредна спешка при аналитических работах.
Нужно принять за правило: если сделана какая-нибудь ошибка или потеряна часть исследуемого вещества, работу следует немедленно прекратить и начать ее снова.
Одним из очень важных моментов в лабораторной, особенно аналитической, работе являются всякого рода расчеты, пересчеты и вычисления. Они отнимают много времени и требуют большого внимания, утомляя работающего. Для облегчения расчетной работы, особенно при часто повторяющихся анализах, составляют специальные таблицы, по которым находят нужные результаты.
Обращение с оборудованием
При работе с различными приборами и аппаратами необходимо хорошо знать их устройство. Нередко какой-либо прибор начинает плохо работать или ломается; в этом случае, прежде чем обратиться в соответствующую мастерскую, нужно самому осмотреть испортившийся прибор, постараться определить причину порчи и в случае незначительной поломки исправить ее. Если же сломалась какая-либо ответственная деталь, прибор нужно немедленно отдать в починку.
Необходимо взять за правило не загромождать лабораторию испорченными приборами и аппаратами, а сразу же их исправлять. В особенности это относится к электронагревательным приборам.
Полезно иметь специальную папку или тетрадь со схемами устройства и описанием по возможности всех приборов, имеющихся в лаборатории. Такие описания, обычно содержащие и схемы, можно получить от заводов, изготовляющих данный прибор или аппарат. Если имеется описание на иностранном языке, следует сделать перевод его.
Техника безопасности и средства индивидуальной защиты
Некоторые молодые химики, особенно начинающие, иногда пренебрежительно относятся к мерам техники безопасности, соблюдение которых необходимо при всех работах в химической лаборатории. Такое отношение опасно не только для самого работающего, но и для соседей по работе. Никогда не нужно пренебрегать теми мерами охраны труда, которые являются обязательными для данного рода работы.
Работа в лаборатории требует тишины. Всякий шум, громкие разговоры, не относящиеся к делу, отвлекают внимание работающего и могут привести к ошибкам, особенно при расчетах. Поэтому всегда следует требовать, чтобы в лаборатории было тихо.
Каждый работающий в лаборатории должен иметь халат; он предохраняет от порчи и загрязнения одежду. Там, где работа связана с возможностью загрязнения, лучше иметь темные халаты, а где работа чистая, например в аналитических лабораториях, рекомендуется иметь белые халаты.
Каждый работающий должен иметь два полотенца: одно, предназначенное для постоянного пользования и находящееся всегда под рукой, другое — исключительно для чистых работ, например для вытирания бюксов перед взвешиванием, вымытых пипеток, колб и т. п.
При проведении некоторых работ в лабораториях применяют фартуки или передники из поливинилхлорида или полиэтилена. Из этих же материалов делают косынки, очень удобные при работе, например, с твердыми щелочами, пылящими реактивами или материалами.
Нужно иметь также резиновые перчатки для работы с веществами, которые могут вредно действовать на кожу.
Наготове должны быть предохранительные очки и противогазы.
Организация однотипных анализов
Чрезвычайно важное значение для лабораторий, в которых проводят массовые однотипные анализы (в центральных контрольно-аналитических лабораториях заводов, научно-исследовательских лабораториях и институтах и т. д.), имеет строгая организация работы по принципу: аппаратура стоит — человек движется. Это — своего рода конвейер, когда для каждой операции отводится свое место или свой стол. Например, в контрольно-аналитических лабораториях предприятий возможен такой порядок:
1) стол подготовительных операций для документации образцов, поступающих на анализ;
2) стол документации;
3) стол измельчения и средних проб;
4) стол растворения;
5) стол фильтрования и т. д.
Также должны быть отдельные стационарные установки специального назначения, например установка для определения азота по Кьельдалю, для отгонки аммиака и т. д. Для таких стационарных установок отводится постоянное место, которое нельзя занимать чем-либо другим.
Механизация и автоматизация
Требования к точности проведения разного рода лабораторных работ повышаются с каждым годом. Поэтому очень большое значение приобретают механизация многих приемов техники лабораторных работ и автоматизация, особенно при использовании разного рода приборов. На вопросы механизации и автоматизации при работе в химических лабораториях следует обращать самое серьезное внимание.
Каждому исследователю, особенно молодому, необходимо очень внимательно следить за литературой по интересующему его вопросу.
Заключение
При работе в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила.
1. Рационально строить свою работу.
2. Все работы вести точно и аккуратно.
3. Работать следует быстро, но без спешки, которая неизбежно приводит к порче поставленного опыта.
4. Соблюдать все меры предосторожности при работе с ядовитыми, взрывоопасными и огнеопасными веществами.
Ссылка на источник
Блог «Лаборатория_» на Яндекс.Дзен, статья «О работе в лаборатории«.
30.08.2021 10:24:47 | Автор статьи: Усачёва Вера
Как рождаются научные прорывы: взгляд лаборанта-исследователя
Кто такой лаборант-исследователь? Чем он занимается? Как проводятся эксперименты? Как создаются противоопухолевые вакцины? Об этом и не только рассказывает Елизавета Андреевна Просекина ‒ лаборант-исследователь научного отдела онкоиммунологии НМИЦ им. Н.Н. Петрова.
– Кто такой лаборант-исследователь?
– Это синтез двух профессий, сочетание двух видов деятельности – практической и теоретической. Сейчас поясню. Исторически лаборант занимается поддержанием порядка, подготовкой посуды и реактивов для эксперимента, его реализацией, записью наблюдений и т.д. Позже добавилось приложение «исследователь», которое позволило расширить функционал. Теперь лаборант занимается не только рутиной, но ещё выполняет научную работу – ищет что-то новое, разрабатывает методы, подходы к изучению каких-либо явлений. Многозадачность – это то, что описывает мою работу.
– В чем заключается ваша работа как лаборанта научного отдела онкоиммунологии?
– В первую очередь, в ведении опухолевых клеточных культур, обеспечении им комфортных условий для существования, наблюдении за ними и подготовке к экспериментам. Во время эксперимента я заношу в протокол все действия и манипуляции с клетками. Бывают моменты, когда необходимо наблюдать за клетками сутки, тогда я остаюсь в НМИЦ на ночь. Также я, как лаборант научного отдела онкоиммунологии, произвожу один из главных компонентов противоопухолевых вакцин – лизат. Лизаты – это «коктейль» из разрушенных опухолевых клеток, который служит тренажером для иммунитета человека. В составе лизата – белки, «обломки» злокачественных клеток. Эти «обломки» не представляют реальной опасности для организма, но распознаются иммунной системой как враждебные, поэтому у человека вырабатывается иммунитет, способный побороть рак.
– Расскажите о второй стороне своей работы – научной-исследовательской.
– В рамках грантов мы работаем над несколькими исследовательскими проектами. Среди них – «Создание персонализированных клеточных систем на основе тумороидов для оптимизации лекарственного лечения агрессивных форм солидных опухолей» (Грант РФФИ №18-29-09014) и «Разработка лабораторных моделей для изучения противоопухолевого иммунного ответа in vitro на основе дендритных клеток больных со злокачественными новообразованиями» (Грант РНФ №20-75-00095).
Руководитель исследования Ирина Александровна Балдуева разрабатывает дизайн исследования, т.е. его очень подробный план и концепцию. С другими исполнителями гранта я участвую в обсуждении этого плана, предлагаю методы решения тех или иных задач. Вместе мы обозначаем наши технические и физические возможности – оборудование, реактивы, человеческие ресурсы. В итоге мы планируем эксперименты. Обычно научная работа в рамках одного проекта ведется минимум год.
– Как выглядит рабочее место лаборанта-исследователя?
– У меня есть ламинарный шкаф и обычный рабочий стол. Ламинарный бокс стерилен и предназначен именно для постановки экспериментов, работы с биообразцами и реактивами. За рабочим столом я занимаюсь теоретической работой, анализирую данные, пишу научные статьи и составляю протоколы наблюдений – документ, который позволяет проследить все действия во время эксперимента.
– Как происходит реализация научного эксперимента в области биологии или медицины?
– Эксперименты бывают разные по насыщенности, длительности и наполняемости. Какие-то эксперименты длятся сутки, какие-то годами, это зависит от того, что исследуют, какими методами и подходами. Сейчас опишу краткую схему научного исследования на примере. Предположим, группе ученых необходимо исследовать действие вещества X на мышей.
Первый этап – построение дизайна исследования, то есть последовательности событий, которые будут происходить на протяжении всей научной работы. В этом плане прописывается научная гипотеза, то есть предполагаемый результат научной работы, а также какие конкретно мыши нужны для эксперимента, что за вещество будет исследоваться, на что оно воздействует, какие эффекты этого вещества нужно изучить, какие методы исследования будут применяться, в какие моменты будут происходить контрольные замеры. Также на этом этапе ученые определяют все тонкости эксперимента – как, куда и в каких дозах будет вводиться вещество, каким критериям должны соответствовать мыши, на основе каких математических методов будет строиться статистика.
Второй этап – проведение самого исследования. Мышам вводят препарат и начинают наблюдение. Например, проводится поведенческий тест: в течение какого-то времени после введения препарата наблюдают за поведением мышей – как они умываются, как исследуют пространство, как принимают пищу, как ведут себя с сородичами и т.д. В ходе эксперимента также могут проводиться биохимические тесты, например, анализ крови. Вариантов много.
Еще на этапе планирования эксперимента устанавливаются контрольные точки – условно, пятого числа поведенческий тест, десятого числа производится забор крови и др.
Третий этап – статистическая обработка всех полученных данных. То есть сколько раз зафиксированы изменения в поведении мыши, как и при каких дозах меняется анализ крови и т.д.
И четвертый этап – подведение итогов и результатов. Ученые делают выводы о веществе Х: оказывает ли он губительное влияние или, наоборот, стимулирующее. Исследователи обобщают результаты и пишут научную статью, то есть заявляют о своем открытии/наблюдении научному сообществу.
– А в лаборатории онкоиммунологии проводятся эксперименты на мышах?
– Нет. Здесь мы проводим эксперименты с клеточными культурами. Принцип точно такой же, как я описала в примере с мышами – выдвижение гипотезы и формулирование цели, планирование эксперимента, проведение, наблюдение, обработка и анализ полученных данных, проверка выдвинутой гипотезы.
– Расскажите, как ставятся эксперименты на клетках.
– Мы проводит исследования in vitro. То есть это исследования клеток не внутри системы организма, а вне ее. Чтобы это сделать, мы искусственно выращиваем культуры клеток – иммунных, опухолевых и так далее. Далее проводим с ними различные манипуляции. Например, мы можем узнать, как действует исследуемый препарат на жизнедеятельность опухолевых клеток. Для этого необходимо добавить в среду клеток этот препарат, выждать определенный промежуток времени, а затем оценить реакцию клеток с помощью приборов, таких как микроскоп, проточный цитометр и др. Помимо приборов, мы можем окрасить клетки специальными красками, которые отражают их функциональные характеристики, и определить «плохо» им или «хорошо», провести тесты на жизнеспособность, оценить потенциал к размножению и т.д.
Конечно же, такие эксперименты на клеточных культурах in vitro не учитывают абсолютно всех факторов, существующих в человеческом организме. Ведь организм – сложная многокомпонентная система, состоящая из отдельных популяций клеток, различных по своему строению, функциям. Таких популяций множество, и все они взаимодействуют между собой. Поэтому в условиях лаборатории сложно воссоздать подобную картину, приближенную к реальности, но мы к этому стремимся.
– Как именно изучают клетки во время эксперимента?
– Все зависит от того, что конкретно исследует экспериментатор и как он собирается решать поставленную цель. Эксперимент – это творческий процесс. Мы тратим много времени на его разработку, применяем различные методы исследования. Именно с помощью различных методов исследования можно изучать клетки с разных сторон, а именно структуру, молекулярный состав, функциональное состояние и другие методы. Самый распространенный и исторически древний метод – микроскопический метод, который позволяет изучить структуру и функциональное состояние клетки. Помимо этого метода, существуют еще иммуногисто-/цитохимический методы – это выявление маркёров, которые клетки «представляет» на своей клеточной мембране. А есть методы пролиферации – то есть определение потенциала клетки к делению. Методы центрифугирования, с помощью которых возможно получить фракцию клеток. Цитофлуориметрия – это тоже определение поверхностных маркёров, белков с помощью флуоресценции. И таких методов множество, как и их модификаций. Лаборант-исследователь должен уметь выполнять, адаптировать под конкретные задачи и описывать все вышеперечисленные методы.
– Часто ли у ученых бывают неудачные эксперименты, то есть когда научная гипотеза не подтверждается?
– Я не могу сказать часто или нет, но это обычное явление. Отрицательный результат – это тоже результат. Об этом тоже нужно говорить, это тоже нужно представлять в научном сообществе. При планировании любого научного исследования ученые изучают опыт коллег, их эксперименты, читают литературу, систематизируют все известные данные и разрабатывают своё собственное исследование. Если один исследователь получил отрицательный результат и не поделился им, то в дальнейшем другие исследователи при проведении своего схожего исследования могут воспроизвести этот же самый отрицательный результат. В этом нет ничего страшного, но будет потрачено ценное время, которое можно было бы использовать для другого подхода. Поэтому умение говорить о своих результатах, даже отрицательных, помогает грамотно спланировать работу и избежать потери времени и некорректных результатов.
– Как вы пришли к решению стать биологом и прийти работать лаборантом-исследователем в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова?
– Я выросла в научной среде. Моя мама – кандидат биологических наук, учёный, специализирующийся в области физиологии пищеварения, а отец – кандидат медицинских наук, заведующий отделением оториноларингологии Томской городской клинической больницы.
Когда я была маленькая, родители много работали, поэтому зачастую кто-то из них брал меня с собой на работу. Все мы знаем, что эмоции и опыт, полученные в детстве ярко остаются в памяти на всю жизнь.
Мама брала меня с собой в лабораторию на эксперименты, водила часто в зоопарки, показывала химические реакции. Это, безусловно, произвело на меня огромное впечатление. И всё это привело к тому, что в начальной школе я начала увлекаться окружающим миром. Затем, когда началась биология, я стала читать дополнительную литературу помимо школьных учебников, участвовала в олимпиадах и конкурсах. И это увлечение переросло в серьезную заинтересованность в работе в этой области. В восьмом классе я перестала заниматься по школьной программе и начала читать специализированную университетскую литературу. При этом я никогда не хотела стать врачом. Я поступила в Томский государственный университет на биологический факультет, как и моя мама в свое время. Я изначально была нацелена на профессию биолога, я поступала именно по призванию. На втором курсе университета я поняла, что из всех дисциплин лучше всего мне дается цитология, и когда у нас было перераспределение студентов по лабораториям, я решила, что буду выполнять свою выпускную работу в лаборатории молекулярной онкологии и иммунологии Томского научно-исследовательского института онкологии (ТНИМЦ). Для меня важно визуальное восприятие информации. Когда я пришла в лабораторию, мне показали клетки под микроскопом, как они живут, делятся, едят – это был восторг! Позже я поступила в магистратуру по направлению «иммунология» в Санкт-Петербургский государственный университет, начала искать работу. В научном отделе онкоиммунологии я выполнила свою выпускную магистерскую работу, затем поступила в аспирантуру по направлению «Клиническая медицина» (Научная специальность: Онкология (биологические науки).
– В чем особенность работы лаборанта-исследователя НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова?
– Наш отдел онкоиммунологии – это синтез людей с разными профессиями и с разным мышлением. Здесь работают медики, биотехнологи, биологи, математики. Дисциплинарное разнообразие позволяет нам взглянуть на научную проблему, гипотезу или задачу с разных сторон. Например, биологи чаще всего подходят к задаче с точки зрения фундаментальной науки, а врачи, наоборот, с точки зрения практики, т.е. помощи пациенту. В процессе совместной работы мы анализируем задачи, приходим к общим решениям, продумываем концепцию исследования и выстраиваем план действий. На пике междисциплинарной дискуссии и строится истинно качественное научное исследование. В НМИЦ я чувствую, что биолог – важный человек, здесь считаются с моим мнением как специалиста. Это вдохновляет работать и вести научную работу.
Профессия: учёный
Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.
О карьере учёного
Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.
Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.
Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.
В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.
Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.
Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:
Позиция | Как достичь |
---|---|
студент / лаборант | обучение в вузе |
аспирант / специалист | обучение в магистратуре |
младший научный сотрудник (м.н.с.) | кандидат наук либо 3 года стажа |
научный сотрудник (н.с.) | кандидат наук либо 5 лет стажа |
старший научный сотрудник (с.н.с.) | кандидат наук либо 10 лет стажа |
ведущий научный сотрудник (в.н.с.) | доктор либо кандидат наук |
главный научный сотрудник (г.н.с.) | доктор наук |
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Путь в науку
С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..
О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.
За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.
Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.
Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.
О науке
Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.
В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.
О финансировании науки и зарплатах учёных
Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.
Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.
Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.
Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.
Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.
О графике работы
В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.
Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.
О молодёжи в науке
Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.
Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.
Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter