что делают с задачами исследования
Как составить цель и задачи исследования в научной статье
Обязательной частью любой научной публикации, будь то статья, монография, диссертация или даже тезисы, является указание целей и задач исследования. В этой статье мы не только объясним, в чем отличия между целью и задачами, но и покажем, почему правильно сформулированные цели и задачи — это залог успеха научной работы.
Что такое цель исследования
Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач — две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.
Цель научного исследования — это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.
Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема — проблематика — цель — задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:
Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант — начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».
Приведем несколько примеров:
Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».
Пример 2. Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».
Нужна помощь в написании статьи?
Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач
Задачи — это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.
Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:
Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.
Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.
Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования
Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.
В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.
Как определить цель исследования – 3 простых способа
Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.
Существует три надежных способа определить цель научной статьи:
Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.
Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.
Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.
Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.
О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье.
Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать
Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи — во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.
Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.
Автор статьи
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1
Поставьте вашу оценку
Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!
Позвольте нам стать лучше!
Расскажите, как нам стать лучше?
Закажите помощь с работой
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
Комментарии
Владимир, прекрасное мнение, спасибо! Думаю, ваш комментарий можно взять за основу статьи.
Коллеги, обязательно ознакомьтесь с комментарием Владимира, чтобы понять глубинные различия цели и задач исследования.
Цели и задачи исследования – как написать, примеры
Цели и задачи исследования – это обязательные пункты научной работы. В курсовой, дипломной или диссертационной работы они являются обязательными элементами структуры введения. В более сжатых формах – в статье, эссе, реферате – цели и задачи указываются вначале после актуальности. Если в тексте не названы эти части, то исследование просто не проходит проверку. Поэтому так важно понять, что и как нужно написать под этими определениями.
В нашей статье вы узнаете, как различать эти части введения и как правильно их описать. Используйте примеры, которые мы подготовили для вас.
Что такое цель исследования?
Что такое задачи исследования?
Как написать цель исследования?
Как определить задачи исследования?
Как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой – примеры
Как составить цели и задачи в дипломной работе – примеры
Примеры написания цели и задач в диссертации
Ошибки при формулировке целей и задач в научной работе
Как проверить уникальность текста?
Как повысить уникальность текста?
Что такое цель исследования?
Цель исследования ‒ это то, на что направлено исследование. При выборе темы научной работы студент понимает, что ему придется выполнять и на какой результат ориентироваться. Эти предположения часто заключают в себе цель исследования.
Обычно цель почти совпадает с названием работы, предметом или научной проблемой.
Например, работа по лингвистике «Речевая агрессия в языке СМИ».
Предметом является способы выражения речевой агрессии в языке СМИ, научная проблема – использование речевой агрессии в языке СМИ, а целью ‒ исследование речевой агрессии ее основных видов, форм и условий реализации.
Таким образом, все пункты тесно связаны между собой. Вам не нужно придумывать что-либо новое. Все определения в вашей работе направлены на описание темы исследования и объяснения, что именно изучается. Нужно увидеть ключевые слова и использовать их в разных формах. Подробно объясним, как написать цель исследования дальше.
Что такое задачи исследования?
Задачи исследования – это перечисление этапов, которые необходимо выполнить, чтобы достичь цели исследования. Обычно под задачами понимается перечисление параграфов вашей работы. Начиная от теоретической части и заканчивая главой решения научной проблемы.
Задачи всегда перечисляют после цели. Если цель может быть только одна, то задачи не имеют ограничений в количестве. Однако в среднем их число не превышает 5-10 позиций в разных работах.
Как написать цель исследования?
Перечислим, что именно может выражать цель:
Если говорить простыми словами, то вам нужно подобрать к своему предмету исследования главное слово из списка: исследовать, определить, изучить, разработать, систематизировать, организовать, выявить, подготовить, характеризовать. Таким образом, вы сможете правильно написать цель исследования.
Используйте такие шаблоны:
Анти-антиплагиат.рф рекомендует проверять студенческую работу в Антиплагиат ВУЗ. Это специальная разработка для университетов, которую не найти в свободном доступе сети.
Пройти любой антиплагиат можно с помощью повышения уникальности. Мы поможем вам набрать 80-90% оригинальности, обработав документ через программу Антиплагиат Киллер. Всего за 5 минут с отправления заказа мы обработаем ваш файл. Гарантируем вам отличный результат без изменений в тексте.
Также поможем оформить работу по ГОСТ без ошибок в кратчайшие сроки.
Таким образом, вам осталось подставить в шаблон подходящее слово из представленного списка, затем название вашего предмета исследования – ваша цель исследования готова.
Как определить задачи исследования?
Для того, чтобы определить задачи исследования, достаточно понять следующее.
В оглавлении вашей дипломной или курсовой работы уже перечислены задачи. В названии параграфа обычно указывается то, что будет описано или изучено дальше. Это и есть задачи вашей работы – изучить и описать что-либо для достижения главной цели.
Очень часто в исследованиях используют такие методы, как: индукция ‒ рассуждение от общего к частному, дедукция ‒ рассуждение от частного к общему.
Таким образом, у вас появляется 4 больших задачи, которые также можно разделить на более мелкие подзадачи. При этом вы рассматриваете только становление, развитие и влияние целого явления, не разбирая его внутреннюю часть.
А если вы используете дедукцию, то ваши задачи будут направлены на выявление внутренних особенностей и содержания явления. Например, вы выбрали тему исследования «Финансовая стратегия совершенствования предприятия. Вам придется определить организационную структуру внутри предприятия, выявить настоящее финансовое положение предприятия, характеризовать проблемы предприятия – в общем, заглянуть внутрь объекта.
Таким образом, в круг ваших задач входит полное описание объекта исследования.
Посмотрите на тему вашей работы и решите, какой метод исследования вы будете использовать: индуктивный или дедуктивный. Так, вы сможете определить задачи исследования для наиболее полного и понятного описания проблемы и ее решения.
Как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой – примеры
Давайте посмотрим на примере, как правильно сформулировать цели и задачи в курсовой. Помните, что цель и задачи являются пунктами введения и стоят после определения объекта и предмета и перед теоретической и практической значимостью.
Тема курсовой работы по психологии: « Факторы, обусловливающие выбор профессии психолога ».
«Целью данного исследования является изучение факторов, влияющих на выбор профессии психолога».
В задачи исследования входит:
Как вы видите, здесь используется метод рассуждения от частного к общему. Цель достигается путем изучения разных элементов и путем их соединения и приведения к целому.
Тема курсовой работы по социологии: « Роль и место женщин в современном обществе ».
«Цель исследования заключается в том, что определить перспективы развития женского движения и становления равноправия».
В задачи исследования входит следующее:
Данный пример показывает обратное рассуждение. Здесь объект исследования – роль и место женщин рассматривается под разным ракурсом, определяется положение в разных ситуациях и временных промежутках. Сами же внутренние принципы явления и его механизмы не подвержены глубокому анализу.
Как составить цели и задачи в дипломной работе – примеры
Теперь посмотрим, как составить цели и задачи в дипломной работе. Цель дипломной работы отличается от курсовой тем, что она предполагает решение или совершенствование поставленной научной проблемы.
Тема дипломной работы по экономике: « Учет затрат на производство и реализацию продукции ».
«Цель работы ‒ выявить пути улучшения финансовой отчётности и финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики».
Для написания работы поставлены следующие задачи:
Тема дипломной работы по педагогике: « Развитие чувства ритма у младших школьников ».
«Цель дипломной работы: разработать методику развития чувства ритма у младших школьников».
Таким образом, последняя задача в списке должна дублировать цель. Это может быть разработка, выявление чего-либо, составление плана мероприятий совершенствования. Так, подводятся итоги и подтверждается достижение цели исследования.
Примеры написания цели и задач в диссертации
Примеры написания цели и задач в диссертации аналогичны дипломной работе. Давайте рассмотрим их.
Тема диссертационной работы по юриспруденции: « Защита прав работников в условиях неплатежеспособности работодателя ».
«Целью диссертации является комплексное исследование отношений, связанных с разработкой эффективного механизма защиты прав работников в условиях неплатежеспособности работодателя, и выработка предложений по совершенствованию законодательства РФ в этой области».
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Диссертационная работа по философии: « Культ богоматери в современной России ».
«Целью диссертационного исследования является анализ основных тенденций формирования и развития православного культа Богоматери в современной России».
«Цель определила основные задачи исследования:
Можно отметить, что план-схема цели и задачи исследования в разных работах идентична. Вы ставите цель, а затем разбираете ее на мелкие задачи, которые расширяют цель и описывают ее. В конце они приводят к достижению цели.
Задача и цель исследования: определение методов
Задача и цель исследования составляют костяк научной работы. При написании курсовых и дипломных работ, диссертаций автор всегда начинает с постановки проблемного вопроса и определения основных направлений своего труда, что во многом определяет формулировку верных выводов и заключений.
Общая характеристика
Задача и цель исследования имеют принципиальное значение для любой научной работы. По меткому определению К. Маркса, правильная постановка проблемы составляет половину успеха анализа научного материала. Здесь следует отметить, что цель – это генеральная установка, которую сам себе задает ученый при решении той или иной проблемы. Как правило, она носит обобщенный характер, в ней мало конкретики, так как она лишь вводит в курс дела автора и задает направление поиска. Ее формулировка должна быть предельно точной и понятной как для самого ученого, так и для рецензентов. Несмотря на ее обобщенный характер, она, тем не менее, в самом общем виде дает понять, что собой по сути представляет работа. Задача и цель исследования должны быть определены в самом начале работы. При этом задача конкретизирует цель, уточняет некоторые наиболее важные ее положения. Поэтому в научной работе авторы, как правило, выделяют несколько задач для более подробного пояснения смысла своего труда.
Соотношение с объектом и предметом
Важнейшими методологическими характеристиками научной монографии, диссертации или диплома являются предмет и объект. Последнее понятие означает в самом общем то, что подвергается анализу при изучении той или иной проблемы. Задача и цель исследования должны полностью ему соответствовать. Но, как правило, именно цель отражает проблемный вопрос, который ставит перед собой учащийся при написании работы. Под предметом принято понимать отдельные свойства, качества, стороны объекта, которые подвергаются рассмотрению, ему соответствуют задачи, которые также поясняют, что конкретно в объекте интересует автора.
Особенности
Проблема цели, задачи исследования заключается в том, что ее постановка и формулировка должны максимально точно отражать ту мысль, которую автор хочет донести своим трудом. Но на начальном этапе это крайне трудно сделать, потому ученые сперва формулируют гипотезу, которую выдвигают вначале как некоторый ориентир в своих поисках. На данном этапе чрезвычайно важно для исследователя представлять хотя бы примерно, что он хочет получить на выходе, в заключение своей работы. Цель – это как раз мысленный образ результат анализа той или иной проблемы, это конечный результат, совокупный итог, которого специалист хочет достичь в конце своей работы. Цель, задачи, объект и предмет исследования составляют костяк любой работы, и поэтому очень важно соотносить их друг с другом. В этом ряду важно определиться со средствами и путями для проведения анализа проблемы. Задача – это есть выбор автором методов и способов для наиболее оптимального решения главного вопроса.
Формулировка цели
Формулировка задачи
На втором подготовительном этапе ученый определяется с подробностями и деталями, с которыми ему предстоит работать, для чего прописывает задачи исследования. Цель исследования является общей идеальной умозрительной моделью окончательного результата, но автор анализирует конкретные факты, для рассмотрения которых ему нужно несколько сузить поле.
Поэтому он разбивает цель на несколько подцелей в зависимости от уровня сложности и трудности поставленной проблемы. Лучше всего двигаться от простой задачи к более сложной – это позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении автора возможности. Обычно данную методологическую характеристику обозначают утвердительным предложением, что позволяет лучше разобраться в большом объеме материала. Выделяют несколько видов задач; условно их принято выделять в три группы:
1. Те, которые направлены на выявление наиболее важных, сущностных признаков, критериев, характеристик изучаемого предмета.
2. Те, которые обосновывают наиболее эффективные способы решения проблемного вопроса.
3. Те, которые объясняют выбранные методы для анализа проблемы.
Значимость
Цель, задачи, объект исследования тесно между собой взаимосвязаны еще и потому, что они определяют в своей совокупности научную новизну и практическую значимость работы. Для учебных программ в первую очередь имеет значение последняя составляющая, так как на данном учебном этапе важнее всего обучить студента элементарным навыкам работы с научным и учебным материалом, а также привить ему интерес и понимание того, что из себя представляет полноценная исследовательская работа. Однако в аспирантуре учащиеся уже выходят на более высокий уровень развития и должны понимать научную значимость и новизну своих работ не только на практике, но и в теории.
Выбор темы
Предмет исследования, цель, задачи зависят от темы выбранной работы, а также от поставленной проблемы. В идеале структура работы должна полностью повторять методологические характеристики, которые зафиксированы во введении. Проблема выбирается исходя из наличия противоречий в какой-либо научной области. Кроме того, авторы ориентируются при своем выборе на степень изученности той или темы с историографии. Особенный интерес в научных кругах представляют те темы, которые или не изучены, или мало изучены в науке. При этом авторы исходят из того, насколько важна практическая значимость работы. Ведь научный труд только тогда ценен, когда его результаты могут быть использованы на практике.
Цели и задачи исследования также формулируются с оглядкой на данную установку. Ставя перед собой какую-либо задачу, ученый в первую очередь ориентируется на то, насколько полезным может быть его изобретение в обществе с научной и практической точек зрения. Помимо вышеперечисленных факторов, большое значение имеет также общественно-политическая ситуация, которая определяет интерес к тому или иному вопросу. Речь в данном случае идет о так называемом общественном заказе, на который часто ориентируются ученые.
Связь с проблемой
Главными методологическими характеристиками являются цели, задачи исследования. Основная часть работы, то есть главы и параграфы, посвящена их раскрытию, во введении они прописываются как основные ориентиры, а в заключении на их основании подводятся основные результаты. По сути, постановка и формулировка цели – это выбор автором наиболее эффективного способа для решения проблемы. Ее решение – это определенная последовательность действий, своего рода алгоритм, который задается с помощью целей и задач. Поэтому в научных кругах придается особенно важное значение их формулировке: важно, чтобы данные методологические характеристики были прописаны простыми, грамотными, понятными предложениями.
Место в научной работе
Цели и задачи формулируются в начале курсовых, дипломных, диссертационных исследований. Единого критерия по их формулировке не существует; в распоряжении авторов и ученых имеются лишь некоторые общие правила, которые являются общепризнанными и которые используются наиболее часто в трудах. Так, при выборе задачи, например, исследовали ориентируются на то, какие методы они будут использовать, как теоретически будут обосновывать то или иное заключение. Рассматриваемые в данной статье методологические характеристики служат ступенями к решению поставленной проблемы. Поэтому особенно важно, чтобы главы и параграфы в точности следовали формулировкам целей и задач, а выводы в заключении предельно кратко, ясно, точно и грамотно излагались именно на основании конкретно поставленных целей и задач. Они тесно связаны с гипотезой, которая является предположением и догадкой, которая нуждается в доказательстве. В этом смысле цель похожа на гипотезу, так как тоже представляет из себя мысленный результат научной работы. При выборе рассмотренных методологических характеристик необходимо ориентироваться также на проблему, методы и приемы исследования.
Этапы исследования
Если цели носят весьма общий характер, то задачи призваны уточнить действия автора по решению проблемного вопроса. Как правило, набор методологических этапов традиционен. В зависимости от широты и глубины выбранной темы ученый ставит свои задачи. Если речь, например, идет о рассмотрении какой-либо широкой проблемы, то он ставит себе задачу сформулировать общие положения, выявить сходства и различия, оценить состояние объекта на данном этапе развития и так далее. Если же речь идет о конкретном, экспериментальном исследовании, то он ставит себе задачу проанализировать какой-либо элемент, выявить какие-либо его свойства, проверить его действие в тех или иных условиях. Здесь следует отметить, что первая группа задач относится преимущественно к гуманитарным наукам, вторая – к научно-техническим.
Специфика дисциплин
Здесь необходимо отметить, что, несмотря на универсальность подходов в выборе методологических характеристик, большое влияние на их формулировку оказывает та дисциплина, к которой принадлежит выбранная тема. Гуманитарные работы имеют более общие задачи исследования; цель исследования – изучить какое-либо общественное явление в самом общем смысле. Разумеется, и здесь никак невозможно обойтись без конкретики, деталей, фактов, но они служат как бы вспомогательным материалом для доказательства гипотезы или того или иного заключения. Иное дело – науки точные. Здесь исследователь чаще всего имеет дело с конкретным физическим материалом, его основной способ решения поставленной задачи чаще всего – это эксперимент, который во многом определяет специфику методологических характеристик, так как теперь автор должен давать свои рассуждения не на основании научного материала, а на основе практического опыта.