что делают с самоваром
300 лет русскому самовару: Как появилось в России это мудреное приспособление
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Античный самовар Древнего Рима
Похожие приспособления были известны еще в доисторические времена. К примеру, древние люди, желая согреть жидкость, бросали в емкость с водой раскаленный большой камень, в результате чего вода практически мгновенно закипала.
Китайский самовар «Хо-Го»
Велика вероятность того, что именно вместе с чаем в Россию из Китая в 16 веке пришел и «Хо-Го». Но этого достоверно сейчас никто не знает. Ведь история происхождения русского самовара весьма запутана и противоречива.
Когда появился первый самовар на Руси
По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.
Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.
Массовое производство в России чудо-приспособления
Формы самоваров также были очень различны, и в одной только Туле их насчитывалось более ста пятидесяти видов. Популярными были яйцевидные самовары, а также модели напоминающие древнегреческий сосуд. Пользовались спросом и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в дальнюю дорогу.
Для детей императора НиколаяII в 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков, объемом в один стакан. «Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры». Все они сохранены в музее и находятся в рабочем состоянии.
Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.
Русский традиционный быт всегда славился чаепитием за самоваром, который считался олицетворением достатка, семейного уюта, благосостояния. Он был незаменимым атрибутом в девичьем приданом, передавался как реликвия по наследству. А в доме занимал самое видное и почетное место. И всегда был центром любого праздничного стола, а так же тихих посиделок за чаем с баранками.
Чаепитие и самовар на картинах русских мастеров и в литературных произведениях писателей
Этот добрый толстый «друг» был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под «пыхтение» самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.
«Мерный гул, баранки на столе, чашки с блюдцами и самый вкусный чай из самовара – все это так близко сердцу, придает столько тепла и уюта домашнему очагу. И под биение сердец, согретых жаром тульского самовара, рождается поэзия души, национальная русская поэзия… Русскому человеку самовар навевает воспоминания о детстве, родных и заботливых руках матери, песнопениях ветра, снежной пурге за окном, дружных гуляньях, семейных застольях.»
А еще вспомнились удивительные строки о самоваре, написанные русским поэтом Владимиром Степановым, в средине прошлого века.
Самовар раздула Тула-
Тула — Родина моя —
Белой скатертью взмахнула
От Заречья до Кремля.
Самовар гудит
И топчет тропку в небо белый дым.
Теплым светом, добрым светом
У него горят бока.
Видно взгляд умельца это
К нам дошел через века.
Видно мудрое свеченье.
Глядя на полотна живописцев и читая произведения писателей, понимаем, что самовар истинно русское детище, занимающее особое место в истории культуры России. Однако глубоко почитаем самовар и в других странах, где в знак признания ему возведено множество памятников.
Но, к сожалению на сегодняшний день самоварное дело в России претерпело большие изменения. Производство самоваров сильно упростилось, да и производителей практически не осталось. А настоящие ценные экспонаты можно увидеть в частных коллекциях и в музеях страны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Многие считают, что самовар – истинно русское изобретение. Однако устройства, подобные самовару, были известны еще в глубокой древности, в античные времена.
Например, древние римляне, желая попить кипяточку, брали сосуд, наполняли его водой и бросали туда раскаленный камень побольше, в результате чего вода закипала.
Со временем и в Европе стали появляться похожие устройства, однако с более усовершенствованной конструкцией. А в Китае даже был прибор, напоминающий самовар тем, что имел трубу и поддувало.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе впервые появился в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.
Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.
Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.
Во времена Петра Великого на Урале началось небывалое развитие промышленности, строилось огромное количество медеплавильных и металлургических заводов. Вот на одном из таких заводов и начали производство бытовой посуды из меди для населения, где уже в 30-х годах XVIII века начали выпускать чайники с ручкой. Чуть позже заводы стали производить казаны и винокуренные кубы с трубами.
Первое упоминание самовара в исторических документах датируется 1746 годом, но назвать точную дату и место, где появился первый самовар, невозможно. Однако доподлинно известно, что к концу XVIII века принципы работы и само устройство самовара уже сформировались окончательно, причем до сих пор остаются неизменными.
На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями вкуса. Сначала они носили отпечаток стиля рококо, потом тяготели к ампиру, а в конце своего существования не избежали влияния модерна. Но «внутреннее содержание» оставалось традиционным. Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.
Первая в России самоварная фабрика была открыта в 1766 году в Москве А. Шмаковым. Но подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Со второй половины XIX века Тула становится «самоварной столицей». Там насчитывается в это время около 80 фабрик, выпускавших более 150 фасонов «чайных машин».
Внешне первые самовары все же несколько отличались от современных. В то время они предназначались в основном для пользования в походных условиях, вследствие чего имели небольшие размеры и съемные ножки. Наиболее распространенный объем самоваров был 3-8 литров, хотя выпускались и более объемные для большого количества людей, в 12-15 литров. В связи с тем, что на большей части территории России климат довольно прохладный, люди выпивали в день по нескольку чашек чая. Помимо этого, теплом самовара можно было вполне неплохо прогреть помещение. Все это привело к тому, что самовар стал очень популярен среди народа, даже несмотря на свою далеко не низкую стоимость. Между прочим, стоимость самовара определялась в зависимости от его веса, то есть, чем тяжелее был самовар, тем он стоил дороже.
Изготовление самовара — процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.
Вначале самовары изготавливались из красной (чистой) и зелёной меди, мельхиора, а позже стали использовать более дешёвые сплавы типа латуни.
Со временем различных фабрик, выпускающих самовары, стало настолько много, что для того, чтобы определить производителя, на крышках самоваров стали проставлять клеймо, соответствующее каждой фабрике. Оно было чем-то вроде товарного знака, по которому можно было узнать производителя.
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.
Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.
При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей.
Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.
Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: «Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.
Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку».
Сложен и многообразен процесс изготовления «тульского чуда», который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
Наводильщик — сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.
Лудильщик — вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.
Токарь — точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.
Слесарь — делал ручки, краны и т. п. (ручки — к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.
Сборщик — из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.
Чистильщик — очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.
Токарь по дереву — изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день — до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.
Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей — по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.
Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно».
Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.
Самовар — это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы — Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.
Самовар — это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.
Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же… ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.
Тульский самовар… В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой «в Тулу с собственным самоваром».
Уже в то время о самоваре складывались пословицы («Самовар кипит — уходить не велит», «Где есть чай, там под елью рай», песни, стихотворения.
Газета «Тульские губернские ведомости» за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: «Самовар — Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника. »
История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.
Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.
Смеркалось. На столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою.
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал.
Секрет успеха самовара: дрова, вода, традиции…
Популярность самоваров в современной России активно растет. Возможно, люди поняли, насколько полезнее чай, заваренный «дедовским» методом. Или просто соскучились по душевности, теплу и особому уюту, который вносит этот бытовой предмет в атмосферу застолья.
Краткая история самовара в России
Чаепитие с использованием самовара настолько глубоко проникло в русскую культуру, что может показаться, будто это пузатый предмет быта существовал на Руси едва ли не с языческих времен. Однако это совсем не так: история русского самовара не превышает 300 лет.
Существует предположение, что впервые устройство для кипячения воды привез из Голландии Петр I. Впрочем, никаких достоверных источников на этот счет пока не найдено. Как и самого царского самовара.
Пока историки могут утверждать, что великий император все же не дожил до появления самоваров. Первые письменные источники, подтверждающие существование этого предмета быта, датируются концом 18 века, когда страной уже правили его наследники.
Тем динамичнее выглядит захват самоварами русских умов и душ. Спустя каких-то несколько десятилетий, в 20-х годах 18 века, их уже производили в промышленных масштабах.
На карте России можно отметить три точки, где велось активное производство:
Почему чай из него полезнее и вкуснее
Предпочитают чай из самовара приверженцы здорового образа жизни. У них есть, как минимум, два объяснения, почему чай, заваренный по-старорусски, полезнее.
Медный самовар на дровах и другие виды самоваров
Самодур, самогрей, самограй, самокипец… Так ласково и с юморком называли в старину самовар. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» посвятил самовару отдельный параграф, превышающий по объему некоторые другие словарные статьи. А как можно было поступить иначе, если самовар к тому времени уже стал обязательной частью жизни. «Сосуды водогрейные для чаю, модные, с трубою и жаровнею внутри» кипели и пыхтели в трактирах, почтовых станциях, дворянских усадьбах, поповских дворах и на ярмарках.
Чай не пили, его непременно кушали. Ведь подготовка к чаепитию представляла собой настоящий ритуал. Нужно было вскипятить самовар, а для этого заранее приготовить щепу для растопки. Застелить скатертью стол. Поставить на него сахарницу с колотым сахаром для любителей пить внакладку или вприкуску. После на столе появлялись разнообразные чайные закуски – розетки с вареньем и медом, баранки и бублики, блины и пироги. К чаепитию подавались лучшие чашки и блюдца. И вот, наконец, на столе появлялся главный герой – кипящий самовар с заварочным чайником сверху.
Русская чайная церемония с самоваром стала одним из символов России, своеобразным национальным обычаем русских. Без самовара трудно представить русскую классическую литературу и живопись, песни, пословицы и поговорки.
А князь Вяземский посвятил самовару целое стихотворение:
«Чтоб, всех житейских дел конец или начало, | Кипучий самовар, домашний запевало, | Не подал голоса и не созвал семьи. ».
Несмотря на то, что чай в России появился еще в XVII веке общедоступным напитком он стал только после Октябрьской революции 1917 года. Это доказал выдающийся историк кулинарии Вильям Похлёбкин в своем классическом труде «Чай, его история, свойства и употребление». В 1638 году 4 пуда чая, «листьев то ли дерева, то ли травы», привез в Москву от монгольского Алтын-хана сын боярский Василий Старков. Чай в России тогда пили с осторожностью и исключительно как лекарство. Постепенно торговля «китайской травой» в России расширялась. Уже в 1674 году в Москве чай можно было купить по 30 копеек за фунт. Во времена Пушкина и Даля, да и в начале ХХ века основная масса населения России – крестьянство – чаем только «баловалась» на ярмарках и в городских трактирах. Самовары в деревне были лишь в помещичьих усадьбах, на кулацких и поповских дворах. В большей же степени чай был городским «удовольствием». Крестьяне же готовить чай не умели, да и купить его в деревне было негде.
В одной шуточной песенке середины XIX века высмеивается крестьянин, не знавший, как готовить чай: «Раз прислал мне барин чаю | И велел его сварить, | А я отроду не знаю, | Как проклятый чай варить». В итоге бедолага приготовил чай с лучком и морковкой.
Чай в нашей стране проделал практически тот же путь, что и в Китае, где первоначально он был лекарством, в VI веке стал напитком знати, а с IX века стал главным национальным напитком.
В первой половине XVIII века в России появляются первые самовары – приспособления для нагрева воды. У русского самовара были предшественники – римская аутепса и китайский хо-го. Связь русского самовара с античной аутепсой сомнительна, а вот с китайским хо-го весьма вероятна. Возможно, что с первой партией чая в 1638 году в Москву попало и китайское приспособление для кипячения воды. Также считается, что прообразом русского самовара могли быть чайники-сбитенники и чайники-кухни – сосуды для варки сбитня и приготовления горячей похлебки.
Постепенно переносные чайники стали приобретать вертикальную форму, и уже в середине-второй половине XVIII века появляется знакомый нам русский самовар. На Урале, в Туле и Москве появились самоварные мануфактуры, которые начали своеобразное соревнование по производству водонагревательных сосудов. Выделкой самоваров занимались и отдельные мастера – самоварники. В XIX веке можно было наблюдать удивительное разнообразие самоварных форм и дифференциацию самоваров по их назначению – самовары-кофейники, дорожные и походные самовары, самовары-бульотки.
Русский самовар стал непременным экспонатом всех промышленных выставок как в России, так и за рубежом, получая заслуженные медали, изображение которых часто выбивалось на самоварном тулове. После отмены крепостного права в 1861 году признанным центром самоварного дела стала Тульская губерния. А первая самоварная мануфактура в Туле была открыта еще в 1778 году.
Выражение «тульский самовар» стало нарицательным. Как в Англии говорят «не вези уголь в Ньюкасл», так у нас «ехать в Тулу со своим самоваром» означает нецелесообразный поступок, бессмысленное предприятие. Фразой про тульский самовар мы козыряем благодаря А.П. Чехову, заметившему когда-то, что «ехать с женой в Париж все равно, что ехать в Тулу со своим самоваром», имея ввиду площадь Пигаль, парижский бульвар красных фонарей, где в изобилии встречались женщины нетяжелого поведения.
Русский самовар получил всемирную известность и славу благодаря труду рабочих самоварных фабрик Баташевых, Тейле, Лисицыных, Ваныкиных, Сомовых, Лялиных, Капырзиных, Шемариных. В советский период, когда вся самоварная промышленность была национализирована, славную историю русского самовара продолжили Государственный меднообрабатывающий завод (ГМЗ) в Кольчугине, завод «Штамп» в Туле и многие другие.
Какой бы формы ни был самовар, и как бы он ни отличался по размерам (на стакан или три ведра) – он всегда легко узнаваем.
Конструктивно самовар довольно сложен. Он состоит из нескольких десятков больших и малых деталей, которые делаются отдельно, а затем мастер, как Прометей, лепящий человека из глины, собирает детали воедино, создавая медное чудо. А другой человек, разжигая самовар углями или лучиной, вдыхает в него жизнь, как Афина когда-то наделила дыханием прометеева человека.
Даже названия конструктивных деталей самовара вызывают благоговейный трепет, уж очень некоторые из них напоминают части человеческого тела: тулово, шейка, ножки, ручки, жаровня, поддувало, кувшин, круг, шишки и подшишки, ветки, верток, репеёк, душничок и колпачок, паровички, малинки. Как соединить всё это воедино знает только мастер самоварного дела.
Самовары делали из меди, латуни, томпака, мельхиора. Медные и латунные самовары могли иметь никелевое или серебряное покрытие. Для зажиточных слоев населения изготавливались дорогие эксклюзивные самовары из серебра, с инкрустацией, с использованием ценных пород дерева и слоновой кости. Самый дешевый самовар в начале ХХ века стоил 6 рублей. Средняя цена самовара тогда же составляла 10-11 рублей. В зажиточных домах в то время могло быть два самовара: один – повседневный, другой – праздничный.
В XIX-начале ХХ века сложились основные формы самоваров. Их насчитывалось несколько десятков, но лишь некоторые формы получили массовое признание и стали самыми популярными в производстве. Выделяются несколько разновидностей самоваров по форме:
Современная классификация самоваров, кроме их дифференциации по форме, предполагает разделение по типу нагрева:
В музеях хранятся уникальные самовары, связанные с известными историческими личностями. Например, самовар из горного хрусталя, по легенде принадлежавший Петру Великому. Царь реформатор, любивший веселую шутку, угощал из него своих гостей водкой, подкрашенной чаем.
Жители Вены восхищались самоваром-«петухом», созданным по рисунку В.М. Васнецова и представленным на Всемирной выставке 1873 года. Этот замечательный самовар заслуженно получил тогда высшую награду – золотую медаль.
В 1909 году тульские фабриканты Баташевы преподнесли детям Николая II эксклюзивные самоварчики на один-два стакана воды. Такие модные в то время мини-самовары назывались «эгоистами». Царские самоварчики были индивидуальной формы: Ольга получила «вазу» (1), Татьяна – «рюмку» (2), Мария – «вазу» другой формы (3), Анастасия – «шар» (4), наследник Алексей – «коронованную амфору» (5), как бы намекавшую на его будущее царствование, которое так и не состоялось. Накипь внутри августейших самоварчиков свидетельствует о том, что дети Николая II ими регулярно пользовались.
К числу самых дорогих относится серебряный самовар «Леший», изготовленный на фабрике Карла Фаберже в начале ХХ века. Несколько лет назад на аукционе Sotheby’s за 274 000 фунтов стерлингов его приобрел некий коллекционер из России, пожелавший остаться неизвестным.