что делают с детьми в психушке
Жизнь в отделениях
Многим родителям страшно и тревожно отдавать ребенка в больницу под опеку медицинского персонала, тем более, если дело касается ребенка с особенностями развития. Мы подробно расскажем, что же происходит в отделении в течение дня. Возможно, именно эта информация поможет вам справиться с волнением и переживаниями.
День в больнице начинается рано. В 7.00 утра детей поднимает медсестра, помогает им одеться, заправить кровать, ведет чистить зубы и умываться. Зубные щетки, гели для душа, шампуни хранятся в специальных шкафах, которые закрываются на ключ. Гигиенические процедуры проходят под присмотром, а при необходимости, с помощью персонала. Для соблюдения безопасных и комфортных условий пребывания каждого ребенка, мы просим вас не давать детям с собой бритвы, аэрозольные дезодоранты и аналогичные средства гигиены в форме аэрозолей (спрея). После утренней гигиены медсестра сопровождает детей в класс, где они ждут прихода воспитателя. После этого детей разделяют по классам в соответствии с возрастом. В среднем в группе – 8-10 человек.
Перед завтраком дети вместе с воспитателем делают небольшую физическую разминку. После этого обсуждают план занятий на текущий день.
После завтрака и приема лекарств в отделении начинается насыщенная деятельность: коррекционные занятия, медицинские и физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, беседа с лечащим врачом, уроки по общеобразовательной программе (для ребят школьного возраста). Дети ходят в отделение РАС на групповые и индивидуальные занятия по формированию навыков общения, саморегуляции, развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Обращаем внимание, что часть занятий предполагает вовлечение родителей, членов семьи, опекунов. К сожалению, на данный момент занятия ведутся в дистанционной форме с применением онлайн технологий. После снятия ограничений в связи с пандемией, специалисты Центра (психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды) будут рады видеть вас на очных занятиях.
Поскольку дети ходят в другие отделения по улице, уважаемые родители, мы просим обратить ваше внимание на то, чтобы у ребенка в шкафчике всегда была одежда по сезону. А также форма для занятий физкультурой (двигательной терапией) и сменная обувь.
В нашем Центре особое внимание уделяется питанию, каждый прием пищи проходит в определенное время под присмотром персонала. В зависимости от возраста и потребностей детей предусмотрено несколько видов питания, например, щадящее меню, которое предлагается в том случае, если у ребенка есть индивидуальные особенности здоровья или заболевания ЖКТ.
После обеда дети принимают лекарства, готовятся к дневному сну (с 14.00 до 16.00). Детям дошкольного и младшего школьного возраста воспитатели читают и рассказывают народные сказки, включают спокойную музыку.
После сна, самое любимое и долгожданное для детей время – полдник и раздача домашних гостинцев. Все гостинцы хранятся в столовых, в индивидуальных контейнерах, каждому контейнеру присваивается свой номер. Вы можете быть спокойны, путаницы не возникнет, ваш ребенок обязательно получит свои вкусняшки.
Список разрешенных продуктов можно посмотреть в Правилах внутреннего распорядка.
Большую часть времени дети проводят в классе с воспитателем. Чем они занимаются все это время? В основном – творчеством, причем в различных его проявлениях. Поделки из бумаги и цветного картона, аппликации, тематические групповые работы, рисунки на свободную и заданную тему, раскрашивание, лепка из пластилина, лего-конструирование. Все занятия являются составной частью психотерапевтического и коррекционного процесса. Воспитатели вместе с детьми ставят театральные спектакли, танцевальные номера, разучивают стихи и песни, читают детские книги, а потом их совместно обсуждают. Ребятам рассказывают в простой и доступной форме о событиях, которые происходят в стране и во всем мире. Вместе с педагогом они обсуждают погоду, праздники и многое другое.
Большую роль в процессе выздоровления играет физическое самочувствие наших пациентов. При хороших погодных условиях и отсутствии медико-психологических противопоказаний дети гуляют по территории Центра в сопровождении персонала.
На улице ребята играют в мячик, салочки, участвуют в эстафетах. В группе много времени уделяется сюжетно-ролевым и настольным играм.
После ужина дети могут почитать книги, заняться своими делами. В нашем Центре не принято использовать мобильные телефоны на протяжении дня. Вечером, в определенные часы (указаны на странице отделения) ребята могут поговорить с родителями по телефону, в том числе и по видео связи через интернет-ресурсы: WhatsApp, Viber, Telegram.
В ночное время в отделении остаются медсестры, а также дежурный врач по больнице, таким образом обеспечивается круглосуточное внимание, и если ночью ребенку потребуется какая-либо помощь, он ни в коем случае не останется один.
Находиться в больнице ребятам непросто, здесь много своих особенностей: определенный режим дня, закрытые двери, окна с решетками для безопасности, постоянное наблюдение и контроль со стороны медицинского персонала, нехватка близкого общения с родными.
Мы стараемся сделать жизнь наших маленьких пациентов интересной, теплой и радостной. Уважаемые родители, навещайте детей почаще, гуляйте с ними по уютной парковой зоне Центра. Обращаем ваше внимание, что на данный момент лечебные отпуска для пациентов круглосуточного стационара запрещены в связи с угрозой распространения covid-19.
1. Целесообразность и возможность допуска посетителей определяется заведующим отделением, с учетом клинического статуса пациента и условий, имеющихся в конкретном лечебном отделении.
2. Допуск посетителей в стационар возможен ТОЛЬКО при условии наличия у них сертификата о завершенной вакцинации от C0VID-19, или справки о перенесенном в течение 6 месяцев заболевании C0VID-19, или отрицательного результата ПЦР-теста на наличие возбудителя C0VID-19, выполненного в течение 72 часов до посещения.
3. При входе в отделение осуществляется контроль температуры тела всех посетителей с применением аппаратов для измерения температуры тела бесконтактным способом.
ВАЖНО! Независимо от соблюдения посетителями условий, перечисленных в п. 2 настоящего Порядка, допуск в отделение лиц с температурой тела выше 37°С и/или имеющих визуальные признаки острой респираторной инфекции (кашель, насморк), ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4. При общении с пациентами обязательно использование посетителями масок для защиты органов дыхания.
5. Одновременно к пациенту может быть допущено не более двух посетителей старше 18 лет. Запрещены посещения детей посторонними лицами, а также родственниками до 18 лет.
6. Часы посещений: будни с 18.30 до 20.30, выходные и праздничные дни с 10.00 до 12.30 и с 16.30 до 20.30. Требуется предварительная запись через лечебное отделение.
Садомазохизм и монстры в голове: почему дети попадают в психбольницы
Грипп, коклюш, ветрянка и пневмония – эти детские диагнозы не очень пугают родителей. Все знают, что делать в таких случаях. Но, когда замечают за своим ребенком «странности» не физиологического характера, впадают в ступор. Меж тем психические патологии у младшего возраста – не редкость. Как вовремя отличить настоящих монстров в голове от невинной детской игры, зачем некоторые подростки сами просятся в стационар, а некоторые зовут на помощь Микки-Мауса? Чтобы выяснить это, наш корреспондент отправился в Центральную клиническую психиатрическую больницу Подмосковья, где уже 50 лет разбирают особые случаи.
ПСИХОУЗЕЛ
Детское отделение филиала Московской областной психиатрической больницы находится в деревне Медное-Власово городского округа Лосино-Петровский, рядом со старинной усадьбой, на опушке леса с корабельными соснами. Здесь лечат детей с 3 до 18 лет со всего Подмосковья. Больница практически не отличается от рядовых медицинских учреждений для юных пациентов: игровые комнаты, классы для занятий по школьной программе, спортзал с тренажерами. Только санузлы необычные: в них не запираются двери и нет шторок в ванных. Требования безопасности. По коридорам с криками и смехом носятся малыши. Самые обычные на первый взгляд: непослушные, раскрасневшиеся.
– Значит, хорошо лечатся! – с улыбкой замечает заведующая 1-м отделением Анастасия Одинокова. – Зайдемте сюда.
ДУХ МИККИ-МАУСА
– Это очень просто! – польщенный вниманием, мальчик раскрепощается. – На листе бумаги надо нарисовать любой персонаж, хоть Микки-Мауса, а внизу слова «да» и «нет». Задавать вопросы и карандашом на нитке водить. В какую сторону карандаш склонится, такой и ответ.
Аналог спиритической доски Олег сделал сам. Врачи говорят, что к разговорам с привидениями мальчик относится очень серьезно.
– Он погружен в свой собственный мир. Склонен к смакованию ужасов, – поясняет Одинокова. – При этом боится темноты и призраков, которых вызывает.
У Олега шизотипическое расстройство. Это еще не шизофрения и может никогда ею не стать, но специфические черты недуга заметны: аномалии мышления, неадекватные эмоции, параноидальные идеи. Иногда этот тип расстройства так и называют – «вялотекущая шизофрения». До полноценной не хватает симптомов.
Под присмотром специалистов мальчик в безопасности, но как его особенности проявятся со временем, не может предсказать никто.
НЕ ТРОГАТЬ
В отличие от Олега его ровесник Иван – неразговорчивый ребенок. У мальчика органическое повреждение мозга и практически отсутствует речь. В больницу на осмотр Ваня регулярно ложится на протяжении последних трех лет. Именно тогда у ребенка впервые заметили трудности с общением и. сексуальную расторможенность.
– Не удивляйтесь. Такой диагноз может проявиться и в три года. Это один из сигналов о «неполадках» по психиатрической части, – поясняет Одинокова.
Ваня – опекунский ребенок. Несколько лет назад его изъяли из кровной, неблагополучной семьи, где он и насобирал себе психиатрических расстройств. Сейчас мальчик получает необходимые препараты и постепенно осознает, что трогать свои половые органы на людях – неправильно. Постепенно, как уверяют специалисты, Ваня научится вести себя в обществе.
ПЕДАГОГ ВИДИТ ПЕРВЫЙ
Попадают сюда и просто трудные подростки. Например, Паша. В свои неполные 14 мальчик неоднократно напивался, убегал из дома, привлекался за воровство и драки с одноклассниками. Сюда его направили по рекомендации из школы. Прогноз благоприятный. На днях Пашу выпишут, и у него есть высокий шанс не возвращаться сюда больше никогда.
– А к нам в основном и поступают дети именно с рекомендациями из школы, – поясняет заведующая 3-м отделением Елена Большакова. – Потому что родители до последнего «не замечают» странности в поведении ребенка, которые бросаются в глаза педагогам. Бывает, подростки обращаются за помощью сами.
Становится психиатрическая больница пристанищем и для тех, кто уже успел потерять себя в этой жизни. Последним из таких в учреждение поступил 16-летний Сергей. Мальчик воспитывается матерью-одиночкой, которая работает сутками и не имеет ни сил, ни времени поговорить с сыном.
– У мальчика развилась депрессия, – говорит Большакова. – Он не знает, зачем ему жить, не видит себя в будущем.
Теперь вкус к жизни ему постараются вернуть психологи.
СЛЫШУ ЧУЖИЕ МЫСЛИ И ГОЛОСА
Половина пациентов 3-го отделения имеют диагноз «шизофрения». Специалисты не скрывают, это самая жуткая болезнь в психиатрии. И чем раньше она проявится, тем печальнее прогноз. К сожалению, дебют в раннем школьном возрасте сейчас не редкость.
– Никогда не забуду девятилетнего мальчика, который три года скрывал от всех, что у него в голове живет монстр, который говорит ему, что делать, – рассказывает Большакова. – Мама ему не верила. Тогда ребенок сам обратился за помощью.
История еще одного пациента отделения, Ильи, напоминает голливудский сценарий. В 13 лет мальчик понял, что «слышит» мысли других людей. Подростку понравилось новое состояние, он почувствовал себя властелином мира.
– Но вместе с новыми способностями Илья потерял возможность чувствовать свои эмоции, – рассказывает Большакова. – И это его напугало.
Мальчик осознал, что эмоциональную встряску ему приносит только боль. Подросток начал практиковать со своей подругой садомазохизм. Это не мешало ему оставаться отличником в школе, поэтому со стороны изменений никто не заметил. Илья обратился к психиатру сам. Большакова вспоминает, что выписали его в очень хорошем состоянии.
«ДВОЙКА» – ПОКАЗАТЕЛЬ
Как же родителям распознать тревожные симптомы психических заболеваний у ребенка, особенно если дети скрывают их? Ответ специалистов прост – больше уделять внимания.
– При дебюте заболевания ребенок может меняться, становиться совершенно другой личностью, замкнуться в себе, – поясняет заместитель главного врача по медицинской части «ЦКПБ» Михаил Щербаков. – Но чаще всего это могут быть элементы игры для привлечения внимания, поэтому важно постоянно коммуницировать. Следить за поведением, при случае посоветоваться со специалистом.
По словам врача, первыми психические отклонения у детей действительно замечают именно педагоги, и это показатель неправильного отношения родителей к своим чадам.
– Родителям же все время некогда, они постоянно заняты или работой, или домашними делами, – поясняет Щербаков. – А потом смотрят дневник и начинают ругать за плохие отметки. А ведь прорехи в учебе могут быть свидетельством скрытой депрессии или другой душевной патологии.
Еще одна из типичных ошибок практически всех родителей – отрицание недуга, даже при его явном проявлении.
– Бывает, что родители не просто не замечают у ребенка тревожные симптомы, – говорит Щербаков. – А активно сопротивляются лечению. Был у нас девятилетний мальчик, страдающий анорексией. После каждого приема пищи вызывал у себя рвоту. Его родители были против обследования.
Не хотели, чтобы мальчик попал в руки «страшных» психиатров. Главная причина: «мы ребенка в дурку сдадим, а вы его овощем сделаете». В случаях, когда родители отказываются от обследования и лечения, медики привлекают сотрудников опеки, которые оперативно изымают ребенка и отправляют его в медицинское учреждение. Иногда только такими жесткими мерами можно спасти жизнь детей.
При каких симптомах следует немедленно показать ребенка врачу:
1. Необоснованные страхи и тревога
2. Нервный тик и повторяющиеся действия
3. Беспричинно меняющееся настроение
4. Агрессивность или аутоагрессия
5. Замедленные или необычные телодвижения
7. Бессвязная, нелогичная речь
9. Навязчивый интерес к сексуальной сфере
10. Долговременный отказ от еды или странности в пищевых предпочтениях
Нормализация Вовы. Как работает детская психиатрия в России
Вера Шенгелия:
Превентивная госпитализация детей с особенностями развития не должна считаться нормальной. Однако она практикуется повсеместно
«Да не бойся ты так, собака привязана, мы ее только после одиннадцати с цепи спускаем». Собаку зовут Дик. Здоровая овчарка бегает по своей клетке и громко лает, пока сторож выписывает пропуск. «Пойдешь прямо, вдоль леса, через несколько минут справа будет корпус, тебе туда».
11-я детская психиатрическая больница находится в поселке Медное-Власово, а точнее, на самом его краю у леса. 44 километра от Москвы, еще километр по узенькой дороге по лесу, и еще метров триста от железного забора до здания больницы. От центра Москвы в не самое пробочное время получается около двух с половиной часов.
«Свидание — 15 минут», — говорит нянечка и вручает мне мальчика.
Почти год назад режиссер-документалист Елена Погребижская сняла фильм «Мама, я убью тебя» о детях, которые живут в подмосковном коррекционном интернате в Большом Колычево. Одна из центральных проблем фильма — ничем не обоснованная, по сути, карательная госпитализации детей в психиатрические больницы. Одного из главных героев, мальчика-подростка, отправляют в психиатрическую больницу в наказание. Фильм стараниями Чулпан Хаматовой оказался в Белом доме, его посмотрела вице-премьер Ольга Голодец, ужаснулась и инициировала череду проверок государственных учреждений психоневрологического типа.
Всю муторную, долгую дорогу по двухполосному Щелковскому шоссе до Медного-Власова я думаю о бахилах. Будет ли в детской психиатрической больнице специальный автомат с бахилами? Можно ли будет купить у охранника? Нужно ли было взять с собой? Пустят ли в носках в крайнем случае?
Пока охранник выписывает мне пропуск, я быстро успеваю рассмотреть 16 картинок на двух мониторах над его столом: на всех пустые коридоры. Никто не идет в туалет, не носится друг за другом, не катает машинку. Рядом с мониторами панель с кнопочками и лампочками, все лампочки подписаны: игровая 1, игровая 2, кладовая, изолятор.
Охранник записывает меня в журнал посещений: «Бахилы вам не понадобятся, ждите».
Я жду в холле — 40 квадратных метров, на полу кафельная плитка, на стенах пара плакатов («Буйных пациентов из приемного отделения должны сопровождать два санитара»), несколько горшков с цветами, два дивана.
Через 10 минут тяжелая металлическая дверь открывается, и нянечка выводит мальчика.
Мальчика зовут Вова. Он живет в московском детском доме-интернате для детей с тяжелой умственной отсталостью номер 15. С сентября по субботам я прихожу играть с Вовой как волонтер. Две недели назад его положили в психиатрическую больницу, а мне удалось получить доверенность на посещение.
По закону посещать детей-сирот имеет право только законный представитель, в нашем случае — директор интерната. В интернате, где живет Вова, 450 детей, каждого из которых кладут в больницу в среднем один раз в год. Иными словами, вероятность, что ребенка из интерната навестят, практически равна нулю.
Я беру Вову за руки и встаю на колени, чтобы быть с ним одного роста. Вове скоро 13, но выглядит он как пятилетний ребенок. Очень маленький, очень худой, с крошечным размером ноги. Вова сонный и вялый, стоит пошатываясь, мне даже страшно отпускать его руки, потому что кажется, что он может не удержаться и упасть на спину. «Ты как здесь, старичок?» — говорю я мальчику довольно бодрым и каким-то не своим голосом. Обычно мы сюсюкаем и дурачимся, но прямо в шаге стоит медсестра, буквально нависая над нами. Она простоит так все 15 минут моего посещения — больше всего это похоже на тюремное свидание в присутствии надсмотрщика, за тем исключением, что никто не мешает мне обнимать и целовать Вову.
Когда реформа интернатской системы в других странах только начиналась, когда людям впервые пришло в голову, что система, при которой государство с самого детства сортирует людей на подвиды и заточает их в специализированные заведения, мягко говоря, не самая идеальная система, был придуман термин «нормализация». Приведение в нормальное состояние. Благодаря этому термину любой человек может очень наглядно представить себе, как должна выглядеть жизнь детей-сирот или людей с ментальными расстройствами. Нормально ли для человека никогда не выходить за пределы своего дома? Нормально ли не иметь собственных трусов и зубной щетки? Нормально ли всю жизнь проводить за закрытой дверью, забором? Нормально ли в 13 лет никогда не пробовать твердой пищи? Нормально ли для ребенка раз в год на срок от 45 дней до трех месяцев оказываться в закрытой психиатрической больнице, где ты никого не знаешь, где ничего тебе не знакомо, где никто тебя не навещает, а свидания длятся 15 минут?
Если это ненормально для обычного домашнего ребенка, почему это нормально для Вовы?
В обычной жизни госпитализация в больницу, к тому же на 40 дней — ситуация не рядовая, экстренная. В обычной жизни нормальной семьи, даже семьи, в которой воспитывают ребенка с особенностями развития, нет такого понятия, как плановая госпитализация. Вову положили именно так — превентивно, «пока не началось обострение». Однажды я видела статистику госпитализации одного из московских интернатов: на 150 человек детей 133 госпитализации в год.
Отдельная странность этой ситуации в том, что в интернатах для умственно-отсталых детей больше половины персонала — медицинские работники. По логике государства, интернат — это Вовин дом. Получается, что Вову бесконечно лечат дома, а раз в год отправляют еще полечить в больницу. Если вспомнить про термин «нормализация», то уродливость этой системы становится очевидна. Дом нужен человеку, чтобы в нем жить. В идеале — жить в нем с близкими людьми, к которым ты привязан. Больница нужна, чтобы в ней лечиться. Лечиться в самом крайнем случае, когда амбулаторная помощь невозможна. Для всего остального есть поликлиники, диспансеры и врачи по вызову. Жизнь в интернате, раз уж для чего-то он существует, должна стремиться к этой же норме: дети живут в интернате, а когда нужно, ходят в обычную районную поликлинику. В самых крайних случаях — ложатся в больницу. Но не одни и не на три месяца.
Когда я пишу про Вову и больницу у себя в фейсбуке, мне начинают приходить сообщения о похожих историях. В трех из них волонтеры пишут мне, что дети, которых они навещали, лежат в психиатрической больнице с декабря прошлого года.
В том самом фильме Елены Погребижской, который произвел такое впечатление на вице-премьера Ольгу Голодец, речь шла о госпитализациях за провинности. Все тогда очень возмущались и вспоминали советскую карательную психиатрию. Может быть, это не так же очевидно, но превентивную госпитализацию одиноких детей в психиатрическую больницу на краю леса, где после 11 часов с цепи спускают овчарку по имени Дик, тоже не назовешь цивилизованной психиатрической помощью XXI века.
Когда наше 15-минутное свидание заканчивается, санитарка вытаскивает Вовины руки из моих и уводит мальчика за серую железную дверь. Тут мне приходит в голову, что, может быть, она так неусыпно следила за нами, потому что боялась, что Вова пожалуется мне на что-то, что происходит с ним там, за этими тяжелыми дверьми. Мне хочется крикнуть ей вслед что-нибудь совсем устрашающее, что-нибудь, из чего бы ей стало понятно, что он не один и что за него есть кому заступиться. Но вместо этого, когда санитарки уже не видно, я говорю прямо в эту железную дверь: он не мог мне ничего рассказать.
Вова просто не умеет разговаривать. Только иногда кричит, как маленькая чайка.
Не в феназепаме дело! Что приводит детей в психиатрическую больницу
В психиатрической больнице №6 можно увидеть совсем маленьких девочек – 7-8 лет. Бродят они по коридорам, ходят, а в пять вечера садятся ждать: может, мама сегодня придет? Вон, к Алине пришла, а ко мне опять нет? Не плачь, малыш, может, она работает, не смогла, в следующий раз придет. Пойдем цветы вырезать. Девушка-волонтер обнимает девочку за плечи и уводит к столу. На столе – яркая бумага, блестки, краски. Но самый главный компонент тут – объятие. По наблюдениям волонтеров Движения «Даниловцы» девочки попадают в психиатрическую больницу недолюбленные, невыслушанные, не чувствующие тепла рук родителей. Отсюда – конфликты, побеги из дома, попытки суицида. Все это и приводит их в больницу: «на профилактику».
Вообще, все разговоры в больнице сводятся к маме. С ней могут ругаться, ссориться, но все поделки посвящаются ей. Беда только в том, что мамы думают о девочках гораздо меньше. А кого-то за время лечения дочери вообще лишили родительских прав, и ребенок после лечения поедет в приют.
Мамы не приходят, а девочки ждут. Волонтеры не могут заменить им родителей, но они к девочкам придут обязательно: обнять, утешить, поиграть, похвалить. И чем больше волонтеров, тем больше детей получат тепла и внимания. Приходите к нам в группу, вас ждут! Записаться можно здесь.
А поддержать финансово можно здесь – пластилин, бумагу, краски волонтеры покупают, в том числе, и на ваши пожертвования.
Психиатрическая помощь. Мифы и антимифы
Миф №1. В нарушениях психики у ребенка виноваты родители/законные представители: неправильно воспитали, не уделяли должного внимания, часто ругались при ребенке и т.п.
К сожалению, близкие и родные ребенка могут сталкиваться с таким мнением, слышать его от окружающих, некоторых специалистов, да и часто обвинять самих себя. С одной стороны, это закономерное переживание в процессе принятия болезни или особенностей ребенка, с другой – миф. Есть заболевания, состояния и нарушения психического развития, начало которых в самой незначительной степени связано с внешними факторами. Решающую роль в их возникновении играет биологический фактор. Однако, это вовсе не означает, что при ментальных нарушениях повлиять на психическое состояние ребенка семья не сможет. Нужно искать новые способы взаимодействия друг с другом, выстраивать конструктивный диалог, вместе говорить о чувствах, переживать и принимать происходящее. В этом семьям помогут семейные психологи, психотерапевты, которые работают в каждом отделении Центра им. Г.Е. Сухаревой.
Миф №2. Психотропные препараты вредны для организма, сделают из ребенка «овоща».
Медикаментозная терапия – одна из частей лечения многих психических расстройств, напрямую помогающая той самой «биологической части» справляться с имеющимися трудностями. Решение о препарате и дозе принимается врачом-психиатром, исходя из индивидуальных особенностей, специфики симптомов и нарушений, возраста ребенка. На протяжении периода приема лекарств ведется постоянный контроль за психическим и соматическим состоянием здоровья пациента. В нашем Центре план лечения и реабилитации можно и нужно обсуждать с лечащим врачом, который сможет и должен предоставить полную информацию, касающуюся, в том числе, необходимости фармакотерапии.
Миф №3. Если ребенок психически нездоров, в будущем он не сможет учиться, работать, жить самостоятельно.
Вопрос адаптации и социализации действительно тревожит всех родителей детей с особенностями психического здоровья и развития. Важно помнить о том, что одной из задач реабилитации является поиск посильной и доступной для ребенка деятельности: в учебе, работе и бытовой сфере. В нашем Центре возможно подобрать подходящий образовательный маршрут (для дошкольников и школьников), получить консультацию по профориентации (для старших подростков), обучиться самым разным социально-бытовым навыкам (для детей всех возрастов).
Миф №4. При обращении к врачу-психиатру ребенка поставят на «учет», и это повлияет на его поступление в ВУЗ, получение водительского удостоверения, прием на работу…
Обращение в консультативно-диагностическое отделение (амбулаторная помощь) или в стационар Центра им. Г.Е. Сухаревой не влечет за собой постановку на «учет». В момент выписки из стационара родители (законные представители) пишут заявление о передаче сведений районному (участковому) врачу-психиатру или об отказе в передаче сведений. Если сведения не будут переданы районному (участковому) врачу-психиатру, то медицинская документация уйдет в архив Центра им. Г.Е. Сухаревой и сведения могут быть переданы только самому пациенту (старше 15 лет), законным представителям пациента или по запросу суда и следствия. Однако обратите внимание, что только в случае передачи сведений районному (участковому) врачу-психиатру (или прямого обращения к врачу-психиатру по месту жительства) у семьи будет возможность решения социальных вопросов (оформление инвалидности, льготное лекарственное обеспечение, спорные вопросы воинской службы).
Миф №5. В психиатрической больнице лечат только лекарствами, одевают смирительную рубашку, лечат электросудорожной терапией.
В Центре им. Г.Е. Сухаревой работает более 70 медицинских психологов, имеющих 8 различных специализаций, более 50 логопедов, более 20 дефектологов, более 150 воспитателей и педагогов-психологов, а также массажисты, инструктора по адаптивной физической культуре, врачи-физиотерапевты, рефлексотерапевты и реабилитологи. Смирительные рубашки и электросудорожная терапия запрещены к применению в детском возрасте.
Миф №6. Врач-психиатр может любому поставить диагноз.
Постановка диагноза в психиатрии является сложной многоступенчатой процедурой. Диагноз ставится на основании: 1) данных, полученных из анамнеза (сведений, собранных со слов родных) и характеристики из школы, 2) данных обследований функционального состояния головного мозга (ЭЭГ, УЗДГ, МРТ), 3) результатов исследований психолога, логопеда, дефектолога, 4) и конечно беседы врача-психиатра. Однако самым главным диагностическим приемом является наблюдение за ребенком. Именно поэтому в Центре им. Г.Е. Сухаревой стараются не спешить с постановкой диагноза, ведь иногда необходимо длительное наблюдение, а в ряде случаев требуется наблюдение не только врачом, но и «глазами» разных специалистов, работающих в Центре: воспитателей, нейропсихологов, учителей, сотрудников научного отдела. В любом случае диагноз должен соответствовать критериям МКБ-10.