что делают преподаватели летом
Как учителю с пользой провести лето
Подборка полезных идей и ресурсов для профессионального роста.
Одна учительница начальных классов провела среди своих учеников опрос. Перед летними каникулами она попросила написать, что, по их мнению, делают летом учителя. Среди ответов были весьма забавные. Например, кто-то предположил, что учителя ходят на пляж, но при этом всегда прячутся за другими людьми или закапываются в песок, чтобы случайно не встретить своих учеников. Или что они каждый день стараются проходить мимо школы, куда бы ни лежал их путь, потому что очень скучают. Или что учителя на всё лето сбегают на секретный остров, на котором нет ни одного ребёнка.
Цифровые технологии и Интернет очень помогают в такой работе. Надеемся, эта подборка сориентирует вас, с чего начать.
1. Освоить цифровые технологии, которые можно внедрить в учебный процесс
В течение учебного года не всегда находится время разбираться с новыми цифровыми инструментами и онлайн-сервисами. Так осваивайте их летом!
Читайте также :
Определите для себя, какую проблему вы бы хотели решить. Если улучшить коммуникацию с учениками — обратите внимание на платформы для ведения блогов и сервисы проведения опросов. Если нужно сделать уроки более интерактивными — вот подборка очень полезных инструментов.
Отдельно стоит обратить внимание на работу с материалами разного формата: фото, видео, мультимедиа. Вы, например, задумывались о том, чем могут быть полезны мобильные видеотрансляции или как создать собственную книгу на планшете?
2. Найти новые источники информации
Летом с чистой совестью можно позволить себе интернет-сёрфинг в поисках новых источников информации для уроков. Учителям естественных наук пригодятся сайты с визуализацией различных опытов и процессов (например, вот эта библиотека интерактивных симуляторов по физике, химии и математике или образовательно-развлекательные видеоролики на Youtube). Преподавателям истории, обществознания и МХК стоит разобраться с коллекциями исторических документов и произведений искусства в открытом доступе (мы собираем ссылки на всё самое интересное, что удаётся найти, здесь). А учителям английского, пожалуй, повезло больше всех: всемирная паутина богата сервисами, которые созданы для нескучного и всестороннего изучения языка.
3. Пройти онлайн-курс или посмотреть серию видеолекций
Мы всё время говорим о том, как важно заниматься самообразованием. И всё время указываем на необходимость межпредметных связей. Самое время доказать это на собственном примере: расширить свои представления о мире с помощью онлайн-курсов.
Читайте также :
А вот такие варианты предлагает этим летом «Универсариум» — тут можно научиться создавать мультфильмы, вспомнить множество хороших фильмов на курсе по истории кино, разобраться в культуре потребления и узнать кое-что о современной истории Вьетнама.
Если вы не верите, что у вас хватит сил, чтобы пройти онлайн-курс от и до — прочитайте эту статью. Всё не так сложно.
4. Оцифровать собственные уроки
Как бы ни была привлекательна модель смешанного обучения (или «перевёрнутого класса»), когда ученики самостоятельно осваивают теорию, а вместе с учителем выполняют практические задания, на деле перейти к ней оказывается нелегко. И одна из причин — нехватка хорошо структурированного материала, который могли бы освоить дома именно ваши ученики, сформированного именно вашим видением предмета, с вашими примерами, с вашими таблицами и схемами.
Но вы можете решить эту проблему, оцифровав то, что обычно рассказываете в классе. В этом помогут инструменты, которые мы перечисляли в первом пункте, а также сервисы для создания презентаций и многое другое.
Тогда воспользуйтесь Eduardo — бесплатным конструктором курсов от «Лекториума».
5. Почитать интересные и полезные книги
Когда наконец-то появляется свободное время, чтобы спокойно провести его с книжкой в руке, возникает вопрос: что читать?
Загляните в наш «Книжный клуб». Книги о психологии, о гаджетах, о мозге, о творческом подходе ко всему, о научной картине мира, о многом другом и, конечно же, об образовании — выбирайте в зависимости от ваших целей и настроения.
Чем заняты учителя на каникулах: отчёты, бумаги, ура!
Что делают школьники и их родители на каникулах, понятно, а чем заняты летом учителя? Наш блогер, учительница Вера Васько, рассказывает о рутине, которая ждёт каждого педагога летом, и почему школа без детей — это грустно, но полезно.
25 мая у детей в нашей гимназии начались каникулы. Что и говорить — долгожданное и счастливое время! Отдыхают родители младших школьников, отдыхают ученики. Но отдыхают не все: для выпускников девятых и одиннадцатых классов конец мая и первая половина июня — напряжённая пора экзаменов. Они готовятся, учат, доучивают, сдают, потом нервничают в ожидании результатов.
Что делают учителя?
Первый раз, когда я переживала каникулы в статусе учителя, страдала: дети ушли, уроков нет, есть только бумажная работа. Её много, она кажется порой абсолютно бессмысленной и вообще не вдохновляет. Летние каникулы — полуторамесячный кошмар, куда ещё примешиваются ГИА (наша школа — пункт приёма ЕГЭ).
Прошло четыре года — жду каникул не меньше детей. В этот раз мы с коллегами поняли, что жизнь на каникулах — это маленький отпуск каждый день: нет вечерних проверок тетрадей, ночных подготовок к урокам. Если нет экзаменов, можно спать до 07:00 или даже 07:30, а по вечерам, после работы, проводить время с семьёй, друзьями, ходить на тренировки или в кино, готовить нормальные ужины или гулять в парке. Лето — это маленькая жизнь!
Да, на работе нет детей, а следовательно, и радости, есть много отчётов, бумаг, планов, программ, но это всё можно оставлять на работе. Просто встаёшь, выходишь из кабинета, закрываешь дверь на ключ, и у тебя отпуск. До утра. Даже не верится, что некоторые люди так живут каждый день.
Да, всё равно ничего не успеваешь, а из-за экзаменов, в которых участвуешь или на которые водишь, и успеть не можешь. Да, рабочий день официально заканчивается около трёх, но ты сидишь до пяти-шести, делая коррекцию программ, заполняя бумажные и электронные журналы, проставляя оценки за экзамены, работая с личными делами и собирая в одну папку все не сданные вовремя отчёты.
Да, ты всё равно устаёшь, но появляется свободное время. У тебя аж мурашки от мысли, что где-то там впереди ещё 56 дней отпуска! Вот совсем отпуска, когда ты всё ещё будешь дописывать программы, но в размеренном ритме, наслаждаясь процессом, намечая уроки.
Если без лирики: чем заняты учителя на каникулах?
Если у учителя есть классное руководство, то плюсом к предыдущим пунктам:
Это всё план работы на июнь, даже в основном до 15–20 июня. Помним, что там ещё либо летний лагерь в школе, либо пункт приёма ГИА — это дополнительный список обязанностей. Всё равно каникулы — это так здорово!
Да, мы работаем на каникулах. Часто не меньше, чем в течение учебного года. И всё же свободное от учебного процесса время — жизненная необходимость. Свободные вечера и выходные — это полузабытое за учебный год счастье!
Ребята, милые, мы вас понимаем!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Giorgos Karagiannis)
Рабочее время педагога в каникулярный период
Главная > Консультации > Омбудсмен > Рабочее время педагога в каникулярный период
Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.
В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Трудовой кодекс:
Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).
Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.
Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.
Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?
Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).
Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.
Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.
Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.
Порядок определения учебной нагрузки
Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.
Что делают учителя на каникулах. Спойлер: времени на перезагрузку почти нет
Когда начинаются дискуссии на тему загруженности учителей, всегда звучит аргумент про длинный отпуск летом в сочетании с кучей школьных каникул. Педагог Анастасия Дурягина предлагает контраргумент: каникулы для учителей — отнюдь не повод расслабиться и отдохнуть.
«Каникулы»… Это волшебное слово любят и школьники, и родители. Это время, когда у всех происходит перезагрузка. Дети на каникулы обычно отправляются к бабушкам-дедушкам, некоторые ходят по музеям и театрам, кто-то продолжает посещать тренировки и кружки.
А что насчёт учителей, как они проводят это время? Учителя обычно продолжают работать в школе, пишут отчёты за пройденную четверть. Если вы никак не связаны с образованием, вы даже представить себе не можете, как много бумаг приходится писать.
Все, я думаю, уже заметили, что во время каникул учитель находится в школе дольше, чем в обычные рабочие будни.
Как такое возможно? Посмотрим, что говорит закон.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», «каникулы — это плановые перерывы в получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком.
Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34)
Как-то не очень справедливо, согласны? Смотрим законы дальше.
1. ФЗ «Об Образовании в РФ» закрепляет особый статус педагога. Согласно закону, режим рабочего времени и времени отдыха педагога определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (п. 7 ст. 47).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает для разных категорий педагогических работников свою продолжительность рабочего времени. Для старших воспитателей дошкольных учреждений и педагогов-организаторов устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю. Для учителя-дефектолога и учителя-логопеда — 20 часов в неделю за ставку заработной платы.
Ненормированный рабочий день
Режим рабочего времени педагогов на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).
Отмечу, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график. Если вы молодой специалист, то знать это просто необходимо.
Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая дополнительного рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.
К чему могут привлечь педагога в период каникул
В каникулы мы, педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации. Некоторые организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке (прохождение аттестации типа ЕФОМ, конкурсов и так далее).
Ну что ж, остаётся только работать, как предписывает закон. В тишине, в своём кабинете, но работать. Но перезагрузиться к следующей четверти за неделю всё равно возможно. Достаточно после работы проводить время с семьёй, а ещё выбираться на прогулки или культурные мероприятия по выходным. Каникулы же!
Как учителей будут отстранять из-за проблем с прививками и чем это им грозит: все подробности
С 8 ноября учителей начнут отстранять от работы – если у них нет прививки от COVID-19. Таких педагогов будут лишать зарплаты.
Однако есть немало спорных моментов, например, что делать тем, у кого есть противопоказания или кто учит детей дистанционно. Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев обратился в Гоструда и Минздрав и собрал ответы на главные вопросы о грядущем отстранении учителей. OBOZREVATEL пересказывает коротко.
Как будут определять учителей, отстраненных от работы?
Основанием для отстранения учителя есть:
уклонение от прививки;
отсутствие документа о прививке или справки о наличии противопоказаний.
Обеспечить отстранение таких работников должен руководитель учебного заведения.
Как быть учителям, у которых есть противопоказания к прививке?
Если работник имеет абсолютные противопоказания, он не должен вакцинироваться. Такого учителя не будут отстранять от работы. Но он обязательно должен предоставить медицинское заключение о наличии таких противопоказаний.
Как разъясняет Минздрав, абсолютные противопоказания могут быть постоянными и временными, также есть еще предостережения.
Временные противопоказания – те, которые проходят. К примеру, острые заболевания с повышением температуры выше 38, определенные лекарства, вакцинация от других инфекционных болезней, проба с туберкулином, COVID-19 в анамнезе.
Постоянные противопоказания – то есть, пожизненные. К ним относятся: анафилактическая реакция после первой дозы вакцины.
Предостережение (вакцинация с предосторожностью) – когда окончательное решение о прививке принимает врач, взвесив преимущества и риски. К ним относятся рак, аутоиммунное заболевание, связанное с иммунодефицитом.
Однако те, у кого есть временные, постоянные противопоказания или предостережения – пока не могут получить справку, чтобы их подтвердить. Проблема в том, что такой формы еще не существует. Что делать в таком случае, образовательному омбудсмену в Минздраве не объяснили.
Имеет ли значение, если школа работает дистанционно или на каникулах?
Нет. Приказ об обязательных прививках касается всех педагогов – за исключением тех, кто имеет абсолютные противопоказания. Формат обучения не имеет значения, потому что дистанционная работа – тоже работа. А непривитые педагоги с 8 ноября не будут иметь права работать.
Каникулы для педагогических работников не являются отпуском – это такое же рабочее время и зарплату они получают такую же, как и во время обучения школьников.
Что будет с зарплатой отстраненных учителей?
Заработная плата – это вознаграждение, которое по трудовому договору работодатель выплачивает работнику за проделанную им работу. Если работа не выполняется, то и оплаты не должно быть.
Кроме того, в законодательстве не предусмотрена обязанность работодателя сохранять за работником заработную плату на время отстранения из-за отказа от прививки против COVID-19. С другой стороны, этот вопрос может иначе регулироваться коллективными договорами и/или соглашениями, решениями работодателя. Еще один важный момент – период отстранения не засчитывается в трудовой стаж.
Как будут отстранять учителей?
Об отстранении работника руководитель заведения должен выдать приказ (распоряжение). В документе необходимо указать основания и сроки отстранения, определенные в пункте 41-6 постановления Кабмина от 20 октября 2021 г. №1096.
Руководитель обязан ознакомить с приказом работника, которого отстраняет. А тот в свою очередь, – на первом экземпляре или специальном бланке поставить дату и расписаться.
Если работник отказывается ознакомиться с приказом или расписаться, юристы советуют руководителям заведений составлять акт о таком отказе.
Как быть недавно переболевшим COVID-19?
Таким учителям нужна справка о «выздоровлении лица от указанной болезни, действие которой подтверждено с помощью Единого государственного вебпортала электронных услуг, в том числе с использованием мобильного приложения Портала Дия (Дія)».
Образовательный омбудсмен отметил, что многим учителям не удается технически подтвердить справку в Дії. Поэтому Сергей Горбачев написал письмо в Кабмин, в котором призвал срочно принять решение об отмене этого условия. По крайней мере, до тех пор, пока этот функционал не будет корректно работать.
А если у учителя только одна доза прививки?
Одна доза спасает учителей от отстранения. Такие меры касаются только тех, кто отказывается или уклоняется от прививки. Так что «желтый» COVID-сертификат поможет избежать проблем.
Как и где учителям получить нужные документы, чтобы не быть отстраненными?
Сертификат о вакцинации:
Сертификат через портал Дія – загрузить и распечатать бумажный международный вариант;
Семейный врач – бумажный вариант с печатью.
Справка о выздоровлении:
Министерство цифровой трансформации Украины анонсировало запуск цифровых COVID-сертификатов о выздоровлении, которые в ближайшее время появятся в приложении и на портале Дія.
Семейный врач – после одобрения соответствующей формы справки.
Справка о наличии противопоказаний к вакцинации против СOVID-19
Семейный врач после утверждения соответствующей формы справки.
По состоянию на 1 ноября количество работников школ, сделавших по меньшей мере одну прививку от коронавируса, превысило 90%. Из них почти 70% уже полностью вакцинированы. По уровню вакцинации учителей лидирует Киевская область.
Министерство здравоохранения своим приказом за 4 октября утвердило перечень профессий, для которых прививка от коронавируса обязательна, среди них и педагоги. Исключение – только для тех, кому прививка противопоказана по состоянию здоровья.
Сотрудников школ, которые не вакцинируются от коронавируса, будут отстранять от работы и лишать зарплаты, заявил министр здравоохранения Виктор Ляшко. Приказ вступит в силу 8 ноября.