что делают пожарные по прибытию на пожар
Выезд и следование на пожар
Выезд и следование на пожар – является основной задачей пожарного подразделения и заключается в прибытии к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Включает в себя прием информации с указанием адреса пожара, сбор личного состава по тревоге и его доставку на пожарных машинах к месту вызова. Это достигается благодаря: быстрому сбору и выезду личного состава дежурного караула; движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, обеспечивающей безопасность движения, скоростью, в т.ч. с использованием спецсигналов; знанию особенностей района выезда. Следование пожарного подразделения к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера пункта связи пожарной охраны.
При следовании пожарных подразделений к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом должна быть обеспечена сохранность пожарной техники и оборудования при погрузке и выгрузке, надёжность их крепления на платформах и палубах, а также организовано размещение, питание и отдых личного состава. По прибытии на место вызова старший начальник (командир) – РТП – организует разведку пожара, оценивает обстановку на пожаре, принимает решение и ставит задачу подразделению.
Литература: Кимстач И.Ф., Девлишев П.П., Евтюшкин И.М. Пожарная тактика. М., 1984.
Выделенные сети связи – сети электросвязи физических и юридических лиц, не имеющие выхода на сеть связи общего пользования.
Выездная форма подготовки врачей по медицине катастроф – одна из разновидностей очной или заочно-очной формы дополнительного профессионального образования, проводимой на базе медицинских учреждений (медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф и др.) субъектов РФ по утверждённым Минздравсоц- развития России программам общего или тематического усовершенствования врачей по соответствующей специальности. При выездной форме для проведения занятий кроме преподавателей образовательного учреждения, проводящего подготовку врачей, привлекаются высококвалифицированные специалисты территориальных (местных) медицинских учреждений. Главной целью выездной формы подготовки врачей по медицине катастроф является совершенствование знаний и умений по всем (общее усовершенствование) или отдельным разделам или актуальным вопросам (тематическое усовер-шенствование) основной специальности, а также овладение дополнительными знаниями и умениями, отражающими особенности профессиональной деятельности врача в чрезвычайных ситуациях.
Выезд и следование к месту пожара
У пожарных есть две главные задачи: быстрый выезд и следование к месту пожара, эффективная ликвидация зон горения. Для их выполнения надо: принять сигнал о случившемся бедствии, собрать личный состав как можно быстрее, перемешаться на пожарном автомобиле по самому короткому маршруту с максимально возможной скоростью, соблюдая все меры безопасной езды.
Как происходит выезд на пожар
Как только дежурный принял сигнал о пожаре, он включает тревогу, которая становится причиной сбора личного состава в гараже в полном обмундировании. Старший командир получает от дежурного путевку, где указывается адрес пожара, а также карточку пожара, она же является оперативным планом тушения.
Маршрут следования у всех машин должен быть один. Прибыть подразделения на пожар должны одновременно. Иногда маршруты составляются так, что автомобили едут к месту пожара по разным дорогам. На то должно быть распоряжение начальника караула или должны быть заранее продуманы пути подъезда.
Еще в машине командир подразделения изучает карточку тушения пожара, где особое внимание уделяет местам расположения источников водоснабжения. Он обязательно поддерживает связь с руководством.
Выезд пожарной машины на пожар
Внимание! Пожарное подразделение, выехавшее на пожар, должно прибыть в конечную точку в независимости от того, потушен огонь или нет. Единственное, что может повернуть колону, это приказ начальника гарнизона или распоряжение оперативного диспетчера.
И еще один момент. Если по пути следования командир подразделения обнаружил другой пожар, то он обязан выделить часть сил и средств для его ликвидации. О чем он должен сообщить дежурному по гарнизону. И другие позиции, касающиеся следования пожарной колоны:
Требования безопасности при выезде и следовании
Выезд и следование на пожар – мероприятие ответственное. Поэтому существуют строгие требования, касающиеся безопасности во время перемещения колоны. Итак, в первую очередь это касается водителя автомобиля. Что он должен делать:
Из всего вышесказанного можно сделать заключение, кто несет ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля.
Безопасность следования несет водитель автомобиля
Теперь второй вопрос – что разрешается делать личному составу во время движения пожарного автомобиля. Наверное, точнее будет поставить вопрос так – что нельзя делать. Позиций не так много, но они должны выполняться в обязательном порядке:
Как видите, требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова пожара несложны. Но они должны выполняться строго.
Расчет времени выезда и следования
Не существует каких-то определенных нормативов, которыми можно обосновать время выезда и следования. Можно провести расчет этих показателей чисто математическим путем. Но и полученный результат нельзя считать окончательным, то есть точным.
Есть формула, по которой проводят расчет времени выезда и следования. Вот она:
Первый показатель – величина относительно стандартная. То есть определяется кратчайший путь, длина которого и закладывается в эту формулу. Что касается скорости движения, то здесь много будет зависеть от большого количества разных факторов. К примеру:
Поэтому скорость движения колоны рассчитывается с учетом определенных коэффициентов. То есть:
Vсл= Vmax x C1 x C2, где:
В видео показано, как движется по городу колонна из пожарных автомобилей:
Снижение ущерба от пожара
Быстрота выезда и следования к месту пожара вызова зависит и от того, как быстро была передана информация о случившемся несчастье. Одно дело, если кто-то позвонил, увидев дым или пламя огня. Другое – если включилась система пожарной сигнализации. В последнем случае все происходит намного быстрее. А значит, приезд пожарных произойдет также быстро, что снизит материальные и людские потери. При этом на начальной стадии горения потребуется меньше сил и средств.
Но необходимо учитывать и тот факт, что сам процесс движения пожарной автоколонны формируется и случайными характеристиками. Иногда лучше провести маршрут по более длинному пути, чем использовать короткий. К примеру, о загруженности города транспортом, о которой уже говорилось выше. Нередко пожарным приходится двигаться не через центр города, а по окраине по окружной дороге. И это получается быстрее.
пожарная машина в пробке
Но существуют правила расположения пожарных гарнизонов, которые оговорены в главном законодательном документе Российской Федерации о пожарной безопасности – ФЗ-123. Где в главе 17, а точнее в пункте 76, указано, что дислокация пожарных подразделений определяется из условия, что пожарные автомобили должны в минимальные сроки доезжать о точки возникновения пожара. В городской черте время прибытия на пожар не должно превышать 10 минут, в сельской местности не более 20 минут.
Поэтому предлагаются способы снижения временных периодов при везде и следовании на пожар кроме месторасположения. Вот они:
Информация о пожаре
Необходимо отметить тот факт, что эффективность тушения пожара зависит не только от быстроты прибытия пожарных подразделений по адресу вызова. Еще в машине командир подразделения получает информацию о том, что происходит на пожаре. Именно это чаще всего и становится критерием эффективного тушения очагов возгорания.
Но надо учитывать и то, что обстановка на пожаре меняется быстро. Часто буквально несколько минут могут стать причиной, что полученная информация уже давно устарела. То есть она становится ненужной. Поэтому важно на пожаре организовать разведку до того, как прибудут основные силы и средства.
То есть разведданные должны быть своевременными в первую очередь. То есть информация должна доходить до подразделений быстро с небольшими перерывами. Чем чаще, тем лучше.
Второй критерий правильно проведенной разведки – непрерывность передачи данных. То есть еще до того, как начался выезд и следование на пожар, информация в полном объеме должна поступать на пульт управления. И она не должна прекращаться, пока пожар не ликвидирован.
Получение достоверной информации – залог успеха
Третий критерий – достоверность. Нельзя принимать решения на догадках или предположениях. Поэтому собираемая из разных источников информация анализируется, после чего передается подразделениям, которые следуют к месту пожара.
Четвертый – целеустремленность. Разведчикам нельзя разбрасываться на сборе информации. Их задача – найти те цели, которые помогут сократить время тушения пожара и увеличить эффективность действий подразделений, которые следуют к месту возгорания.
Заключение по теме
Итак, нами было разобрано несколько тем, где одна из основных касается требований охраны труда при выезде и следовании к месту пожара. Это на самом деле важная составляющая быстрого прибытия пожарных расчетов на пожар. Чем сплоченнее действия личного состава, чем больше опыта у водителя автомобиля, тем быстрее подразделение прибудет по адресу вызова.
Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА НА СЛУЧАЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
Действия обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное время
1. При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (сигнал от автоматической пожарной сигнализации, задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо немедленно сообщить об этом по телефону 112, 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию).
Затем по возможности оповестить (информировать) руководство и дежурные службы объекта о возникновении пожара.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала, дежурных служб).
2. В случае не включения в автоматическом режиме систем противопожарной защиты объекта (систем оповещения людей о пожаре, сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты) (признаки не включения систем: отсутствие звуковых или речевых сигналов оповещения о пожаре) необходимо в ручном режиме с помощью ближайших расположенных ручных пожарных извещателей осуществить включение данных систем (нажать кнопки на ручных пожарных извещателях).
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала, находящегося на объекте).
3. Принять меры по прекращению всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала).
4. Принять посильные меры по оповещению людей и по эвакуации людей.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала).
5. Принять посильные меры по отключению при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания.
(Данная обязанность касается аттестованного электротехнического и технического персонала, находящего на объекте).
6. Встретить прибывшие подразделения пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
(Данная обязанность касается старшего должностного лица, находящегося на объекте).
7. Сообщить прибывшим подразделениям пожарной охраны сведения об объекте, информацию о ходе эвакуации людей, сведения, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, информацию о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара.
(Данная обязанность касается старшего должностного лица, находящегося на объекте).
Действия обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в ночное время
1. При обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (сигнал от автоматической пожарной сигнализации, задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо немедленно сообщить об этом по телефону 112, 101 в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию).
Затем по возможности оповестить (информировать) руководство и дежурные службы объекта о возникновении пожара.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала, дежурных служб).
2. В случае не включения в автоматическом режиме систем противопожарной защиты объекта (систем оповещения людей о пожаре, сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты) (признаки не включения систем: отсутствие звуковых или речевых сигналов оповещения о пожаре) необходимо в ручном режиме с помощью ближайших расположенных ручных пожарных извещателей осуществить включение данных систем (нажать кнопки на ручных пожарных извещателях).
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала, находящегося на объекте).
3. Принять меры по прекращению всех работ в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала).
4. Принять посильные меры по оповещению людей и по эвакуации людей.
(Данная обязанность касается всего обслуживающего персонала).
5. Принять посильные меры по отключению при необходимости электроэнергии (за исключением систем противопожарной защиты), остановку работы транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрывание сырьевых, газовых, паровых и водных коммуникаций, остановку работы систем вентиляции в аварийном и смежных с ним помещениях, выполнение других мероприятий, способствующих предотвращению развития пожара и задымления помещений здания.
(Данная обязанность касается аттестованного электротехнического и технического персонала, находящего на объекте).
6. Встретить прибывшие подразделения пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.
(Данная обязанность касается старшего должностного лица, находящегося на объекте).
7. Сообщить прибывшим подразделениям пожарной охраны сведения об объекте, информацию о ходе эвакуации людей, сведения, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, информацию о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, о количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых на объекте веществ, материалов, изделий и сообщение других сведений, необходимых для успешной ликвидации пожара.
(Данная обязанность касается старшего должностного лица, находящегося на объекте).
Выезд и следование к месту пожара
Основная задача
Основной задачей является прибытие к месту вызова в минимально короткий срок, чтобы ликвидировать пожар в начальной стадии его развития или оказать помощь в локализации и ликвидации пожара (если подразделение вызывается дополнительно). Для этого необходимо точно принять адрес пожар, быстро собрать подразделение по тревоге и следовать по самому короткому маршруту с предельно возможной безопасной скоростью.
По установленному сигналу тревоги личный состав быстро собирается в гараже и подготавливается к выезду. Старший начальник получает путевку (путевки), оперативную карточку (оперативный план), пожаротушения, проверяет готовность отделений к выезду и первым выезжает на автоцистерне. За ним следует второе отделение, а далее также отделения специальных служб (если они требуются) в последовательности, установленной в пожарной части.
Следование и выезд к месту пожара
Путь следования всех пожарных автомобилей должен быть один. Целесообразно, чтобы на пожар прибыли одновременно все автомобили.
Выезд одного и того же подразделения по разным маршрутам допускается только в тех случаях, когда есть специальное распоряжение начальника караула или заранее определен порядок выезда на отдельные объекты.
В пути старший начальник подразделения при необходимости изучает оперативную документацию (оперативный план или карточку пожаротушения, справочник водоисточников, планшет района выезда части, на территории которой возник пожар) и поддерживает постоянную радиосвязь с центральным пунктом пожарной связи (пунктом связи части – ПСЧ), при наличии технической возможности прослушивает информацию, поступающую с места пожара.
Подразделение пожарной части обязано прибыть к месту вызова, даже если в пути получены сведения о ликвидации пожара или его отсутствии (кроме случаев, когда о возвращении есть распоряжение диспетчера связи гарнизона или старшего начальника).
Если по пути обнаружен другой пожар, возглавляющий подразделение (отделение) начальник (руководитель) обязан выделить часть сил на его тушение и немедленно сообщить об этом на центральный пункт пожарной связи (ЦППС – ЕААС, ПСЧ).
При вынужденной остановке в пути головного пожарного автомобиля, сзади идущие автомобили останавливаются и двигаются дальше только по указанию старшего начальника подразделения.
Он пополняет боевые расчеты отделений (СИЗОД, радиостанции, средства освещения также перекладываются на этот пожарный автомобиль), сам пересаживается на другой автомобиль и продолжает следование к месту вызова. При вынужденной остановке одного из автомобилей колонны (кроме головного) остальные автомобили, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Командир отделения остановившегося автомобиля принимает меры по доставке личного состава, пожарно-технического вооружения, СИЗОД и оборудования к месту пожара.
При вынужденной остановке пожарного автомобиля из-за аварии, неисправности, разрушения дороги старший начальник принимает меры в зависимости от обстановки и сообщает на пульт пожарной связи (ЕААС, ЦППС, ПСЧ).
Если пожарные подразделения следуют по железной дороге или водным путем, необходимо обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, надежно закрепить их на платформах и палубах.
Способы погрузки пожарных автомобилей определяет администрация железной дороги или водного транспорта.
Для охраны в пути с каждым автомобилем должен следовать водитель и при необходимости выставляться постовой. Личный состав размещается в одном месте.
Зимой из системы охлаждения двигателей и цистерн сливают воду. Все вопросы доставки определяются в соглашениях, инструкциях, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
Расчет времени следования
В общем виде продолжительность выезда и следования на пожар любого подразделения может определяться по формуле:
Величина Vсл колеблется от 25 до 45 км/ч и характерна для городов, районов. Она может прогнозироваться на основе математико- статистического анализа скоростных характеристик движения автомобильного транспорта в городах или рассчитываться по формуле:
Определение оптимальных маршрутов следования
На тот или иной объект осуществляется при разработке и корректировке планов тушения пожаров, расписаний выездов на пожары, проведении пожарно-тактических учений.
Карта следования по маршруту
Величина ущерба во многом зависит от степени непрерывности процесса сосредоточения и введения сил и средств.
Следовательно, одним из путей снижения материального ущерба от пожаров является установление повышенных номеров пожара при первом извещении о пожаре на особо важные и опасные в пожарном отношении объекты, критически важные объекты, особо ценные объекты культурного наследия, объекты с массовым сосредоточением людей, с тем, чтобы при возникновении пожаров на них можно было осуществлять непрерывный процесс сосредоточения и введения сил и средств. В настоящее время такая система номеров пожара устанавливается на многие объекты городов. Однако, она, при позднем обнаружении пожара и сообщений о нем, не может существенно снижать ущерб от пожар за время сосредоточения и введения сил и средств.
Положение ухудшается еще и тем, что с увеличением интенсивности движения городского транспорта уменьшается скорость движения пожарных автомобилей.
Период сосредоточения сил и средств можно получить за счет уменьшения времени извещения о пожаре. Это может быть достигнуто путем внедрения на объектах установок мониторинга территорий, автоматического обнаружения пожаров. За счет этого к прибытию подразделений на пожар все параметры его развития будут иметь наименьшие значения, а поэтому меньше будет требоваться сил и средств на тушение и как следствие – меньше будет продолжительность сосредоточения и введения сил и средств и ущерб от пожара в целом.
В итоге анализа общих закономерностей сосредоточения сил и средств можно сделать вывод о том, что это сложный процесс, который включает в себя совокупность тактико-технических действий нескольких подразделений по выезду, и следованию на пожар.
Во многом этот процесс носит случайный характер (скорость движения пожарного автомобиля на пожар, окружающая среда – случайные характеристики). Поэтому процесс сосредоточения и приведения сил и средств в готовность применения необходимо рассматривать и как разновидность случайного процесса. Без такого подхода уровень управления разбросом параметров этого процесса, а отсюда и обеспечением качества его протекания чрезвычайно низкий.
Независимо от наличия случайностей в процессе сосредоточения сил и средств, он базируется на определенных закономерностях, вскрытие и изучение которых одна из важнейших задач тактики тушения пожара, так как эти закономерности в основном и определяют эффективность тактико- технических действий подразделений в целом.
Кстати, пункт 76, главы 17 из ФЗ-123 гласит, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях – 20 минут.
«Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах»
Пункт 63. Система реагирования в местных гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удаленную точку района выезда в максимально короткое время.
Способы снижения времени сосредоточения сил и средств
Литература: Пожарная тактика: основы тушения пожаров. Теребнев В.В., Подгрушный А.В. (под общей редакцией Верзилина М.М.). Москва, 2009