что делают пилотам перед полетом

Как пилоты готовятся к полету

Вместе с летчиками авиакомпании S7 я приехал в аэропорт Домодедово, прошел медицинскую комиссию, предполетный брифинг, познакомился с бортпроводниками, получил разрешение на вылет, прокатился на микроавтобусе к самолету, провел его осмотр, запустил двигатели и … никуда не улетел. Однако, весь процесс подготовки к полету я сфотографировал…

Летчики заходят в служебное помещение через отдельный вход в аэровокзале. Так же, как и все остальные, они проходят полный досмотр:

1. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Аэропорт делится на 2 зоны: чистую и грязную. Чистая зона — это зона внутри аэропорта, в которую можно попасть, лишь пройдя досмотр. Все остальное здание аэровокзала называется грязной зоной:

2. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Сразу после осмотра весь экипаж проходит медицинскую комиссию:

3. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Здесь летчики получают полетное задание, куда будут вноситься все остальные отметки о полете. Медкомиссию можно проходить не раньше, чем за 2 часа до вылета и не позже, чем за час. Врач измеряет давление и пульс. Смотрит на летчика и оценивает его состояние. При возникновении подозрений могут быть проведены дополнительные тесты:

4. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В соседней комнате старшие бортпроводники получают аптечки. После полета они сдают их обратно. Содержимое аптечек постоянно обновляется, и специальный врач следит за тем, чтобы все лекарства были с не просроченной датой годности:

5. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

После медкомиссии летчики спускаются на один этаж вниз и заходят в комнату для брифингов:

6. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В конце зала, в окошке, второй пилот получает документацию на самолет в чемодане внушительных размеров. Его всегда носит помощник командира. Своеобразная дедовщина:

7. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Посередине комнаты стоит большой стол, за которым летчики готовятся к полету. Изучают маршрутные документы, схемы захода в аэропорт назначения, проверяют сводку погоды на маршруте, выбирают оптимальный маршрут, определяют количество необходимого топлива, выбирают запасной аэродром и т.д.:

8. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

9. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

10. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Здесь же получают данные о погоде на всех участках полета, скорость и направление ветра на высотах, возможную турбулентность. Весь маршрут разделен на участки, и летчики заранее знают ожидаемую силу турбулентности на каждом из них:

11. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

У авиакомпании S7 в комнате для брифингов установлен отдельный стол с компьютерами, где Командир Воздушного Судна (КВС) может посмотреть дополнительную информацию о рейсе:

12. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Если у командира есть сомнения по погодным условиям, то он может проконсультироваться с дежурным метеорологом:

13. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

У диспетчера по центровке помощник командира заполняет и сдает лист с информацией о полете. Сюда вносится такая информация как номер рейса, направление, бортовой номер, вес снаряженного воздушного судна (ВС), общая заправка, топливо на руление, топливо на взлет, топливо на полет, полетное время и количество кресел. По этой информации определяется, где у самолета будет центр массы:

14. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

15. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

После окончания подготовки КВС вызывает старшего бортпроводника и проводит для него инструктаж:

16. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Философия компании AIRBUS состоит в том, что экипаж не должен быть слетан. Поэтому каждый раз КВС и второй пилот разные. Тоже и с бортпроводниками. Они знакомятся друг с другом уже в комнате отдыха перед полетом:

17. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Здесь же старший бортпроводник проводит инструктаж для экипажа:

18. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

После окончания подготовки летчик подходит к диспетчеру и сообщает ему, что он принял решение выполнить полет:

19. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

К самолету летчики выезжают на специальном микроавтобусе. Кстати, для авиакомпании каждая такая поездка обходится в 1000 рублей:

20. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

По территории перрона все люди должны передвигаться в зеленых жилетах. Пилоты не исключение:

21. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В самолете нет ключа зажигания, и включается он кнопкой. Проводится первичная проверка работы системы:

22. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Второй пилот проводит внешний осмотр самолета. Проверяет отсутствие чеки «Remove Before Flight» на передней стойке шасси, » т.к. при её наличии шасси не уберутся:

23. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Визуально осматривает нос самолета на предмет повреждений:

24. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Проверяет состояние датчиков. Они ни в коем случае не должны быть обледеневшими:

25. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Техническая дверь должна быть плотно закрыта:

26. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Визуально осматривает лопатки двигателя:

27. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Если они обледенели, то вызывается техник и отогревает их:

28. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

29. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Заправочный люк (черное отверстие посередине крыла) должен быть плотно закрыт:

30. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Осматривает механизацию крыла и разрядники статического электричества (палочки торчащие из крыла):

31. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Осматривает сопло двигателя:

32. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Проверяет стабилизаторы хвостового оперения. Они должны быть установлены на 0:

33. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Состояние тормозных колодок и стояночные башмаки:

34. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

После внешнего осмотра второй пилот возвращается в кабину и, совместно с КВС, проводит полную проверку бортовых систем:

35. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В самолете есть шпаргалка, которой пользуются пилоты:

36. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

При корректной работе ни одна лампочка не должна гореть:

37. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

38. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

39. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Проверяют все предохранители:

40. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В случае сильного солнца пилоты могут опустить оранжевые занавески:

41. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

В заключение хочу сказать, что пилоты авиакомпании S7 Андрей Мабо и Александр Коваленко произвели на меня очень хорошее впечатление. Спокойные, уравновешенные, рассудительные, умные и уверенные люди. Мне как-то спокойно рядом с ними было. Хорошие остались воспоминания:

42. что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Взят у в Аэропорт с точки зрения пилота
что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Источник

Как экипаж самолёта готовится к вылету

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем и начинаем готовиться к полёту. В крупных авиакомпаниях у пилотов есть специальные планшеты, и туда приходит информация о предстоящем рейсе. То есть ещё дома за завтраком я знаю маршрут, данные по аэродрому вылета, прилёта и всем запасным, погоду везде по маршруту фактическую и прогнозы на время пролёта. Обычно сразу есть все нужные расчёты, чтобы мы могли с ними ознакомиться, возможно, что-то подкорректировать или высказать просьбу. Что-то вроде «добавьте топлива, возьму ещё один запасной по причине плохой погоды».

Эти данные приходят от авиакомпании. Авиакомпания имеет договор со специальными фирмами, специализирующимися на навигации, которые полностью рассчитывают маршрут. Получается 10–15 листов А4 на английском языке (некоторые компании имеют только электронный план полёта, так сказать, минимизируют бумажный документооборот) на маршрут из Москвы в Екатеринбург. Могут посчитать и из Москвы в Гонолулу, у них одинаково софт отработает. Потом рядом отдельно — пакет информации по аэродромам: спецификация по оборудованию, радиотехнические данные, ремонты полос, рулёжных дорожек и т. п. Если известен конкретный борт, то мы уже имеем основной объём информации, какой самолёт, все его особенности отмечены.

В СССР могли сразу дать решение вроде: «Погода нелётная». Сейчас решение всегда — за командиром, и он опирается на прогнозы и фактическую погоду, может требовать залить больше топлива и так далее.

Потом мы едем на работу.

Здесь и дальше я описываю последовательность, которая не всегда именно такая. Где-то порядок действий может чуть меняться, где-то проверки шире, где-то — у́же: это всё зависит от типа самолёта. Но, думаю, общее представление даст.

Заходим в здание. Вживую видим друг друга, получаем документы, здороваемся, подходят девчонки (бортпроводники) — бригадир и проводник бизнес-класса, докладывают, что все на месте. Мы отдаём проводникам полётное задание, чтобы они могли проходить санчасть. Врач ставит печать-допуск и расписывается в задании.

Пилоты обычно проходят врача после бортпроводников. Если погода не очень, то берём свежую метеосводку (она приходит каждые 30 минут), и принимается окончательное решение, летим или нет. Где-то за час выходим на перрон, садимся в автобус, едем на свою стоянку к самолёту (и пилоты, и проводники). В лоукостерах сроки более сжатые, это может быть и 25 минут.

Решение зависит от многих факторов. Во-первых, если рейс короткий, то мы больше опираемся на фактическую погоду. Если рейс более часа, то надо уже смотреть на прогнозы и анализировать изменения погоды. Где-то ты хорошо знаешь аэродром прибытия и можешь быть почти уверен, что метеорологи не ошибаются в прогнозе, и ровно в 9 утра там тумана уже не будет. Достаточно дать задержку на час и потом лететь. Другой пилот, вылетающий в этот же аэропорт, может решить, что не будет вылетать, пока туман не рассеется, он ждёт фактической лётной погоды и только после этого вылетает. В результате первый был на месте в 10 часов, второй будет в 13, и его пассажиры будут недовольны. Но у первого есть риск, что надо будет уходить на запасной аэродром, а там выгрузка, загрузка (потеря времени), ещё полёт — и по времени ничего не выиграют, но суеты будет гораздо больше.

Когда пилот решает дать задержку, это сообщается пассажирам. Если в аэропорту прибытия сейчас хорошая погода, то бывает так, что причину задержки до пассажиров не доводят, потому что они начинают звонить родственникам, а там солнце и тепло. И они начинают волноваться и «докапываться до правды», мол, так и скажите, что у самолёта крыло отвалилось, не врите нам про погоду.

Ещё два рейса, летящих по одному маршруту, могут не вылететь в одно время по другим причинам. Например, есть минимум аэропорта по погоде, видимость, меньше которой не должно быть для гарантированно успешного захода на посадку. Такой же минимум есть у самолёта и у пилотов. Выбирается худший из этих показателей. Чаще всего оказывается, что если современный аэропорт, то и современная система посадки. У КВС большой опыт, третья категория ИКАО, а второй пилот молодой, первый год на этом типе самолёта. И все будут ждать, пока фактическая погода не будет соответствовать минимуму второго пилота. А бывает очень опытный второй пилот, у него стаж, как у командира, но командир недавно введён в строй (всё время был пилотом, но только вот стал командиром) — у него допуски будут более ограниченные по погоде несмотря на стаж.

Пилоты хорошо знают тенденции погоды. Например, в Норильске запуржило — это на неделю. В Челябинске солнышко встанет — через час тумана не будет.

Подходим к самолёту

Выходим мы на стоянке около самолёта и начинаем с осмотра воздушного судна. КВС и второй пилот осматривают самолёт по строго установленной схеме: надо осмотреть все основные узлы. Мы уже при осмотре видим, чистый ли он (снег налип, идёт или прогнозируется), и заранее говорим, что нужна к вылету обработка противообледенительная. В наших аэропортах обработка производится, как правило, на стоянке одной или несколькими машинами (зависит от типа самолёта). В Европе часто подруливаешь на предварительный старт, там на специальной площадке с двух сторон обливают.

Уже не должно остаться фалов с «Remove before flight»: как правило, они закрывают отверстия, куда могут набиться какие-нибудь насекомые, лишняя влага, осадки и тому подобное.

Осмотрели. Если всё без замечаний, то поднялись на борт. Там есть бортовой журнал, надо прочитать, проверить нюансы, просмотреть проведённые техсоставом работы (например, масла долили перед полётом). Посмотрели: там соответствует, нет незакрытых неисправностей. Самолёт часто плотно эксплуатируется, поэтому бывает, что пассажиры выходят, а новый экипаж уже стоит. Только все вышли – а там наши коллеги уже лезут наружу. Мы у них ещё спрашиваем обязательно, как матчасть, какие замечания, потом уже читаем.

Если что-то ненормально — прошлый экипаж записывает, техслужба устраняет. Если ничего существенного — успевают за час уборки, заправки и обслуживания.

Начинаем готовиться. Подготовка — мы смотрим, чтобы все аварийные средства (аварийный топор в кабине, огнетушитель, дымозащитная маска, специальные перчатки и т. п.) были в наличии. Бортпроводники по салону смотрят, мы кабину проверяем. Проверяем состояние всех систем самолёта согласно технологии: количество и давление масла, гидрожидкость и т. п. В каждой компании — нюансы, на каждом самолёте — свой список проверки. Когда мы подтверждаем, что самолёт готов и исправен, его начинают заправлять керосином.

Мы начинаем забивать в самолётный компьютер маршрут. Его заносим из плана полёта. Оговариваем «распределение ролей». Обычно (это сложившаяся и рекомендованная практика) в одну сторону летит один, в другую – второй. Вот договариваемся, и один забивает маршрут, второй контролирует. Затем сверяем маршрут в компьютере с планом: это важно для полёта с подключённым автопилотом на эшелоне, чтобы следовать строго по маршруту. Потом подходит время, самолёт заправлен, у нас тоже всё хорошо.

Приходит супервайзер — мы даём добро, пошёл народ. Ждём посадку, пока не загрузят багаж. По центровке иногда связываются и уточняют, мол, у нас тут собака, пчёлы, большой медицинский груз (сыворотка крови) и огромный по габаритам, но лёгкий груз, можно ли перекинуть в другое место. Центровочный график составляет диспетчер центровки, но нюансы решаются на месте. Например, собаку и пчёл точно двигать нельзя, их надо в тёплый багажник селить. Пилоты должны быть в курсе, что такое везётся, потому что если что-то начнёт завывать в грузовом отсеке, то это не неисправность, а собака есть хочет. В тёплом багажнике температура — почти как в пассажирском салоне, а в холодном (неотапливаемом) через некоторое время будет весьма и весьма прохладно. Но точные детали зависят от высоты, погоды и длительности полёта.

Предполётные процедуры делаются так: пилоты проходятся по всем приборам и переключателям, устанавливают их в чётко определённые положения (или проверяют, что они так установлены). Очень строго следим, что за чем, в каком положении каждый выключатель. В этот момент проверяются навигационные приборы в том числе.

Бортпроводники закрывают двери, с этого момента начинается понятие «полёт». Пилот запрашивает условия выхода из района аэродрома у диспетчера деливери: ты ему говоришь эшелон, он говорит полосу (с каким курсом взлетать), схему выхода, то есть по какому маршруту следовать сразу после взлёта, пока не связался со следующим диспетчером. «Климовск 14 дельта», — пилоты понимают, что это за схема, они забивают её в план маршрута. Получили от деливери условия выхода — переходим на диспетчера старта (руления): где-то — совмещённого (в небольших аэропортах), в крупных — отдельного. Запрашиваем запуск или буксировку и последующий запуск (в зависимости от расположения стоянки). Начинаем выполнять Before start procedure. Включаются топливные насосы, проблесковые маяки, открывается топливный кран и т. п. в зависимости от типа воздушного судна, потом — чек-лист.

То есть проверяем, готово ли оборудование самолёта для запуска двигателей, ещё раз полностью.

На земле снаружи стоит техник и следит за всем визуально. В мелких аэропортах иногда бывает «на руках», не по рации (показываем жестами). Два пальца из кабины — просим запуск второго двигателя. Он нам тоже показывает два пальца — разрешаю запуск второго. Запуск прошёл.

После запуска и подключения на борт электрогенераторов, включения гидросистемы проводим процедуры для подготовки к рулению, т. е. включаем все необходимые приборы и системы. Тут вы можете увидеть, как пилоты шевелят рулями, элеронами, например.

Потом выруливаем на предварительной старт. Дорулили. Нас переводят с предварительного на диспетчера старта. Мы здороваемся, говорим, где мы, просим разрешения на исполнительный старт. Если свободно — мы занимаем взлётно-посадочную полосу.

Опять идёт процедура проверки перед взлётом. В том числе включаем фары. Выполнили процедуру, ещё раз один читает соответствующий чек-лист (в данном случае «Перед взлётом» — Before take-off), и всегда оба пилота убеждаются, что всё нужное включено. Дальше говорим диспетчеру, что к взлёту готовы.

Дают добро на взлёт, мы включаем «время полёта» на часах. Дальше устанавливаем взлётный режим двигателям. Затем один из пилотов (который не пилотирует на данном участке, помните, мы договаривались) вслух читает показания скорости, чтобы было понятно, когда взлёт ещё можно прервать, а когда — уже нет. Эти скорости (V1, Vr, V2) рассчитываются каждым пилотом при помощи установленной на планшете программы при подготовке к полёту. На нужной скорости стойка шасси поднимается, получается положительный угол атаки. Отрыв! Достигается V2 (безопасная скорость при отказе одного из двигателей), мы убираем шасси, фары, потом — закрылки. Переходим на номинал двигателя, на высоте перехода меняем давление на высотомере на 760 мм. По схеме выхода идём на линию заданного пути. Переходим на связь с диспетчером круга: мы говорим номер рейса и схему выхода. У нас уже включён ответчик, он говорит что-то вроде: «Опознаны, набирайте 70-й эшелон по схеме». Делаем все процедуры, шасси уже убраны, убираем механизацию, разгоняемся. Там всё те же процедуры — опять проверка после взлёта.

Ну и дальше, собственно, летим.

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Мое мнение: решение лететь или нет, когда погода плохая, должен принимать не командир судна (пилот).

Обычное человеческое слабо. Например, пример из моей работы. Нас доставляют самолетами. Это всегда два рейса. Так вот, первый самолет взлетает, второй обычно взлетает через 20-30 минут.

(Работаю на крайнем севере, аэропорт за полярным кругом. Метель обычное дело)

Например, ситуация (имело место быть). Первый посмотрел погоду решил, что успеет. Успевает. Сел. Все ок. Второй видит, что метель уже разбушевалась, но первый же сел и я сяду. Короче, мои коллеги наложили кирпичей. Второй самолёт коснулся земли и сразу взлетел. В итоге запросил посадку в городе. Дождался, когда метель стихнет и благодарно доставил людей.

Вывод? Погода не позволила сесть, но он поперся. Люди с земли должны давать разрешение на посадку и если «нельзя», то «нельзя».

Мне вот интересно, может ли не обученный пилотскому делу человек, по инструкциям с земли посадить самолет, как в фильмах?

@miritas, а можете подсказать само понятие «Летный час». С чего он начинается и когда заканчивается?

Я сидел в Алыкеле 4 суток. Спал на чемодане) В 90х.

Как прийти в небо и стать пилотом

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Привет! Сегодня я расскажу о том, как можно прийти в небо, что нужно для этого сделать, сколько оно все стоит. Также поделюсь своим опытом обучения на частного пилота в Великобритании и развею некоторые мифы, связанные с авиацией. Под катом много текста и фоточек 🙂


Для начала давайте разберемся, как оказаться за штурвалом. Хоть я и учусь в Лондоне, но стараюсь летать в каждой стране, которую посещаю. Во всех странах это делается примерно одним и тем же образом.

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Сан-Франциско с высоты 3000 футов, закат

Перво-наперво нужно найти ближайший к нам аэродром. Для России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет смысл открыть maps.aopa.ru и глянуть аэродромы там. В Европе/США аэропорты можно просто нагуглить. Нам нужны небольшие (Хитроу не подойдет!) аэродромы как можно ближе к городу. Если поиск ничего не дает, можно установить пробную версию ForeFlight / Garmin Pilot / SkyDemon и посмотреть аэродромы на карте. В конце концов, можно спросить мнение у знакомых пилотов (если таковые имеются) или поискать авиационные чатики в Telegram.

Будьте готовы к тому, что вам не дадут сделать взлет и посадку во время вашего первого полета. Обычно аэродромы для частной авиации не сильно большие и имеют ряд локальных особенностей (деревья у торца полосы, короткая полоса, грунтовая полоса, “горбатая” полоса). Исключений для любителей полетать в симуляторе и пилотов практически никогда не делается. Впрочем, количество новой информации и так будет переваливать через край, так что скучать не придется 🙂

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Любопытный водоем около Рима


Ок, предположим, полет вам зашел и вы хотите теперь иметь свою лицензию. Сложно ли провернуть такое? Ответ зависит от того, какую именно лицензию вы хотите. Есть три основных вида лицензий.

PPL (Private Pilot License, лицензия частного пилота)

Возможности:Некоммерческие полеты на самолетах. Иными словами — вы не имеете права на этом зарабатывать.

Однако в некоторых странах вы можете разделить стоимость топлива с пассажирами (да-да, вы можете брать на борт пассажиров)

Летать можно на огромном спектре самолетов, начиная от поршневых и заканчивая некоторыми реактивными

Нельзя летать на самолетах, которые сертифицированы под коммерческую лицензию (например, Boeing или Airbus)

Можно арендовать самолеты в куче летных клубов или же купить свой (и это намного дешевле, чем кажется)

Лицензия действует по всему миру, единственное ограничение — вы можете летать только на самолетах, зарегистрированных в стране, выдавшей вам лицензию (в Америке можно летать с русской лицензией на русском самолете)

Можно прийти с иностранной лицензией в Россию и практически без обучения получить российскую лицензию (тем самым разблокировав все российские воздушные суда).

Называется такой процесс валидацией

Можно пересекать международные границы

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Лахта-Центр, Санкт-Петербург

Коммерческие лицензии ниже.

CPL (Commercial Pilot Licence, лицензия коммерческого пилота)
Возможности:

Все то же самое, что и для PPL.

Работа в авиакомпаниях или бизнес-авиации

Полеты на пассажирских лайнерах

Около 200 часов налета по PPL

Более строгая медицинская проверка

Более строгие экзамены

ATPL (Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота)

— Все то же самое, что и в CPLВозможность работы командиром воздушного судна на авиалайнерах

Наличие CPL Наличие около 1500 часов налета по CPLОбычно выдвигаются на эту лицензию авиакомпанией

Как вы видите, каждый следующий уровень лицензии требует наличия предыдущего. Это значит, что, получив лицензию частного пилота, вы разблокируете для себя возможность получить лицензию коммерческого, а в потенциальной перспективе — перейти на работу в авиакомпанию (в России не работает, хотят еще диплом училища).

CPL (Commercial Pilot Licence, лицензия коммерческого пилота)

— Наличие PPL- Около 200 часов налета по PPL- Более строгая медицинская проверка- Более строгие экзамены

ATPL (Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота)

Возможности:
— Все то же самое, что и в CPL- Возможность работы командиром воздушного судна на авиалайнерах

— Наличие CPL- Наличие около 1500 часов налета по CPL- Обычно выдвигаются на эту лицензию авиакомпанией

Как вы видите, каждый следующий уровень лицензии требует наличия предыдущего. Это значит, что, получив лицензию частного пилота, вы разблокируете для себя возможность получить лицензию коммерческого, а в потенциальной перспективе — перейти на работу в авиакомпанию (в России не работает, хотят еще диплом училища).

Помимо лицензий, стоит упомянуть о так называемых рейтингах, открывающих дополнительные возможности для каждого вида лицензий:

Night Rating (полеты ночью)

Instrument Rating (полеты в инструментальных условиях (например, в тумане). Также дает возможность летать по воздушным трассам)

Multi-Engine Rating (полеты на самолетах с двумя и более двигателями)

Type Rating (полеты на конкретной модели самолета. Обычно это сложные самолеты, вроде Airbus или Boeing)

— И еще куча других, на ваш вкус и фантазию

Здесь и далее мы будем рассматривать особенности обучения на PPL — за неимением у автора всего остального 🙂

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Заход на посадку в Лондоне

Перед обучением
За границей существует множество организаций, стандартизирующих лицензии, но особо выделить пока стоит две:

FAA (Federal Aviation Administration) — лицензии для США- EASA (European Union Aviation Safety Agency) — лицензии для всей Европы (то есть вы сможете летать на французском самолете с итальянской лицензией пилота)

Для получения FAA лицензии обычно летят во Флориду. Там хорошие погодные условия и большой выбор школ, но цены не из самых дешевых. Как вариант, можно выучиться в центральной части Штатов (например, в Техасе), где цены будут немного меньше.
EASA получают в Испании, Чехии или странах Прибалтики. У них неплохой баланс между погодой и стоимостью обучения. После завершения обучения обе лицензии можно легко валидировать в России.
Разумеется, никто не мешает вам учиться летать и в России. Однако, стоит заметить, что в России были ситуации, когда летные школы закрывали, а лицензии у их выпускников отзывали. Хорошо выбранная летная школа во многом защищает вас от подобных ситуаций, но гарантий дать не может никто.
В хороших школах очень много внимания уделяется безопасности полетов, психологии и развитию правильного командирского характера. Вас научат дотошно проверять чеклисты, очень внимательно анализировать погоду, во всех ситуациях избегать абсолютно любых рисков и правильно принимать решения. Статистика по происшествиям показывает, что это действительно работает.
Уделите также внимание формату обучения. Некоторые летные школы предлагают сразу оплатить все необходимые часы налетов, некоторые — покупать порционно пакеты по 10 часов, некоторые просто предлагают отдельно оплачивать каждый час полета. Выберите формат обучения, удобный для вас. Если, например, вы постоянно проживаете неподалеку, самым удобным форматом будет почасовая оплата. Имейте в виду, что нет требования, диктующего проходить обучение в оговоренный срок — вы можете летать хоть по часу в месяц, пока не наберете необходимое количество часов.
Теория иногда преподается на месте, иногда дается на заочное обучение по книгам. В Штатах могут предложить также обучающие видео.
Осмотрите внимательно состояние самолетов, обратите внимание на то, насколько хорошо инструктор вас “натаскивает” на процедуры во время пробного урока. Хороший инструктор должен учить вас читать чеклисты вдумчиво и не просить вас пропускать их, особенно когда времени достаточно.
Наконец, имеет смысл пройти медицинскую проверку до начала обучения. Европейская справка дается очень лояльно, от вас не требуется практически ничего. Российский ВЛЭК, которым все так любят пугать, для частных пилотов тоже весьма сильно упрощен. Тем не менее, риск не пройти есть, и узнать об этом лучше до того, как вы начнете тратить деньги на обучение. В России же это вообще законодательное требование.

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Отсюда и далее я буду рассказывать уже непосредственно об обучении на лицензию EASA. В других странах детали будут отличаться.
Теория не так страшна, как ее малюют. Вам нужно будет прочесть несколько книг и подготовиться к 9 теоретическим экзаменам.

Air Law — воздушное право. Узнаете о видах воздушных пространств, правилах полетов, пересечении границ, требованиях к самолетам и пилотам.Operation Procedures — расскажут про некоторые процедуры, вроде тушения пожара в полете, посадках на мокрые полосы, работе со сдвигами ветра и турбулетным следом от других самолетов.

Human Performance and Limitations. Оптические, слуховые и пространственные иллюзии, влияние сна на полеты, авиационная психология, принятие решений, оказание первой помощи.

Navigation — навигация в небе. Штурманский расчет, учет ветра, правильное распознавание ориентиров, исправление ошибок при навигации, расчет топлива, основы радионавигации.

Communication. Общение с диспетчерами, процедуры полетов в воздушных пространствах разных классов, подача сигналов срочности и бедствия, пересечение воздушных пространств и милитаризованных зон.

Meteorology. Как образуются облака и ветер, в какие облака нельзя влетать, какие опасности ждут на границах погодных фронтов, как читать авиационные сводки погоды (METAR и TAF).

Principles of Flight. Откуда берется подъемная сила, как работает киль и стабилизатор, как самолет контролируется по трем осям, почему происходит сваливание.

Aircraft General Knowledge. Как устроен сам самолет, его системы, как работает двигатель и все приборы.

Flight Performance and Planning. Расчет балансировки самолета, его загрузки, требуемой для пробега длины

Да, список выглядит внушительно, но вопросы на экзаменах достаточно простые. Некоторые просто банально заучивают ответы. Однако делать так я бы не посоветовал — каждый из этих предметов необходим и может спасти вам жизнь.

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Полеты в Подмосковье, окрестности Ватулино

Практика часто начинается параллельно с теорией, а иногда и до.Вы начнете с базовых вещей — влияния управляющих поверхностей и тяги двигателя на поведение самолета. Затем вас научат рулить на земле и поддерживать горизонтальный и прямолинейный полет в воздухе. После этого вам предстоит освоить правильные техники набора высоты и снижения. На следующем уроке вам покажут, как правильно делать повороты, в том числе и в наборе или снижении.
Потом начнется немного экстрим. Вы начнете выполнять медленные полеты, при звучащей сигнализации сваливания, затем само сваливание и, возможно, — штопор (да-да, практически все учебные самолеты в такое умеют). Тут же вас могут научить выполнению поворотов с большим креном и выводу самолета из спирали — еще одной весьма коварной штуки. Как вы понимаете, это необходимо для выработки умения избегать подобных ситуаций, а в случаях самих ситуаций — безопасно выходить из них.
Затем, наконец-то, начнутся так называемые конвейеры на аэродроме. Вы будете летать прямоугольную схему вокруг аэродрома, попутно обучаясь взлету и таки да, посадке. После того, как вы научитесь уверенно сажать самолет, в том числе при боковом ветре, без двигателя и закрылок, вам доверят святая святых любого курсанта — первый самостоятельный вылет. Будет страшно, даже если вы чувствуете себя как птица в воздухе.
С этого момента вам будут давать больше возможностей летать самостоятельно. Небо не прощает неисправленных ошибок, и вам предстоит осознать это одному, без направляющего вас инструктора. Вы будете учиться самому важному навыку командира — навыку принятия решений. Разумеется, за вами при этом будут очень внимательно следить с земли (и в случае чего обязательно помогут).
Затем начнутся полеты по маршруту. Вы начнете летать на другие аэродромы, выбираться из ситуаций, когда потерялись, планировать изменения маршрута прямо в воздухе, пытаться перехватывать радиалы от радиомаяков. Вам предстоит слетать до определенной точки и повернуть назад, далее слетать на другой аэродром и под конец, возможно, слетать в большой контролируемый международный аэропорт. И все это вначале с инструктором, потом самостоятельно.
Потом вас начнут готовить к экзамену. Для начала вам придется сделать большой и сложный полет по маршруту, с несколькими остановками в аэропортах. Самостоятельно. Называется такое cross country solo. Затем вы повторите некоторые упражнения из самого начала, чтобы удостовериться, что вы сможете сдать экзамен.
Ну и сам экзамен. Состоит из нескольких секций, занимает несколько часов. Его задача — убедиться, что вы умеете летать не идеально, но безопасно.
В Европе вам еще нужно будет сдать практический экзамен по радиообмену и, возможно, отдельный экзамен на знание английского языка. Последний не будет представлять особой проблемы после чтения книг и практического радиообмена, которому вы научитесь в полетах 🙂

что делают пилотам перед полетом. Смотреть фото что делают пилотам перед полетом. Смотреть картинку что делают пилотам перед полетом. Картинка про что делают пилотам перед полетом. Фото что делают пилотам перед полетом

Полеты на закате восхитительны, но без солнцезащитных очков в них делать нечего.

Авиация это не просто полеты. Это возможность осознать намного большее, чем нам доступно. Это возможность научиться быть ответственным, правильно относиться к ошибкам, слушать других людей и вдохновлять их. Это возможность научиться правильным решениям, правильному управлению командой, правильной оценке собственных ресурсов, управлению рисками и оценке безопасности. Это возможность быть где угодно и увидеть привычные нам города совсем с других ракурсов.
Это возможность познакомиться с одним из самых любопытных сообществ, где практически всегда ребята стараются помогать друг другу. Возможность встретить множество интересных людей и завести новых друзей практически в каждом уголке мира.
Повторюсь еще раз, что ни один текст, видео или фото не передаст ощущений и от минуты полета. Вам нужно прийти и попробовать все самим. И это вовсе не так сложно. Приходите в небо, пробуйте себя в нем! Вот вам немного для вдохновения:

— Мой канал в Telegram, где я регулярно рассказываю о своих полетах

— Канал Mentour Pilot на YouTube (на английском)

Встречного вам на взлете, и, может быть, еще услышим друг друга на частоте!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *